Чем занимается арбитражный суд голландии почему решает вопросы по россии

Обновлено: 18.04.2024

Даже если вы очень порядочный ИП или у вас очень ответственное юрлицо, возможно, когда-нибудь вам придётся столкнуться с отечественной судебной системой. К чему готовиться? Начнем наш цикл статей с арбитражных судов.

Кому надо в арбитраж?

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью. В арбитражные суды с исками обращаются юридические лица и индивидуальные предприятия, в отдельных случаях в рассмотрении дел принимают участие госорганы и органы местного самоуправления субъектов РФ.

Ежегодно арбитражные суды России рассматривают по несколько сотен тысяч дел. Чаще всего это:

  • споры по договорам купли-продажи и предоставлении услуг,
  • споры о собственности и налогах,
  • споры о несостоятельности (банкротстве),
  • споры о кредитных договорах и договорах страхования,
  • споры о признании недействительными актов государственных и иных органов.

Какова иерархия арбитражных судов?

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды субъектов РФ – суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
  • специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).

Как понять, в какой именно арбитражный суд мне идти?

Абзац выше помог нам разобраться в том, что арбитражный суд есть в каждом регионе. Как правильно выбрать, в какой надо обратиться именно вам. Выбор зависит от ответчика – компании (ИП, госоргана), к которому вы подаете иск. Если в договоре с компанией, которого вы планируете «сделать» ответчиком в арбитраже указан конкретный суд – с иском надо обращаться туда. Если конкретизации в документе нет, то исходить надо из юридического адреса компании.

Что должен содержать иск в арбитраж?

письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Его подписывают истец или его представитель (юрист).

Сегодня иск можно подать в электронном виде, заполнив форму, размещенную на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет (хорошо, если к этому времени вы будете иметь аккаунт на госуслугах, процесс подачи иска пройдет для вас быстрее).

Согласно п. 2 ст. 125 АПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны:

  • Наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • Наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;
  • Наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  • Требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
  • Обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • Цена иска, если иск подлежит оценке;
  • Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  • Сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • Сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  • Перечень прилагаемых документов.

Сколько будет стоить суд?

Судебные расходы зависят от некоторых величин: госпошлина, оплата труда юриста, оплата труда привлекаемых специалистов (например, экспертов или оценщиков).

Госпошлину рассчитать быстрее всего. На сайте каждого регионального арбитража есть сервис «Калькулятор госпошлины». Пользоваться им очень просто.

Да, процедурное рассмотрение дел в арбитражных судах имеет четыре инстанции: суд первой инстанции, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции. Стоимость госпошлины в апелляционной и (или) кассационной инстанции отличается от суммы госпошлины за исковое заявление в первой инстанции.

Чем заканчивается производство по делу? Чего и когда ждать?

После рассмотрения дела судьи на судебном заседании огласят резолютивную часть решения, то есть выводы. Суд либо удовлетворит иск, либо откажет в его удовлетворении полностью или в части. На том же заседании судья укажет, кто и как будет покрывать судебные расходы, срок и порядок обжалования решения суда. Позднее вы получите судебное решение в полном объеме.

Это решение вступит в законную силу через месяц после изготовления. Тогда ответчик должен его исполнить. Сразу же, без ожиданий и проволочек.

Решение суда можно оспорить в апелляционной инстанции в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции решения. Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Если оппонент не исполнит решение, вы должны получить исполнительный лист и обратиться в службу судебных приставов-исполнителей. Приставы будут заниматься исполнением решения суда: они вправе наложить арест на счета ответчика в банках, обратить взыскание на его имущество (дачи, машины) и распродавать его.

И немного об истории арбитражных судов

Истории возникновения арбитражных судов можно и нужно посвятить отдельную статью. А в этом абзаце мы перечислим ключевые даты развития института.

14 мая 1832 года – создание коммерческих судов, которые являлись непосредственными предшественниками арбитражных судов Российской Федерации.

Каждый коммерческий суд ведал в пределах своего города, подсудность же распространялась на всех жителей и прибывших:

…ведомство каждого коммерческого суда простирается не далее того города, в котором он учрежден, и уезда одного, разве при самом учреждении суда или впоследствии к нему будут приписаны другие смежные города и уезды. Но подсудность по делам, подлежащим ведомству суда, распространяется как на жительствующих в том городе и уездах, так равно и на временно пребывающих в оные.

29 декабря 1917 года – вышел декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» все дела коммерческих судов распределили по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.
Понятие арбитражный суд появилось в 20х годах. Кстати, слово это имеет французское происхождение и означает «разрешение спора при посредничестве».

В 1922 году, согласно декрету ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями», для решения экономических споров учредили Высшую Арбитражную Комиссию. Она действовала при Совете Труда и Обороны. В её компетенциях было разрешать споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии не входили в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией.

В мае 1931 года – Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. Арбитраж должен был разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража – государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

В 1991 году – в РСФСР приняли закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Документ устанавливал систему Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Её составляли: Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.
В 1995 году – приняли важнейшие документы, определившие современную систему арбитражных судов в стране: ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

В 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

АПК РФ Статья 27. Споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 27 АПК РФ

1. Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

3. К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил компетенции, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Арбитражные суды рассматривают относящиеся к их компетенции дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7.1) по спорам, указанным в статье 248.1 настоящего Кодекса;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 171-ФЗ)

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

(часть 6 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

7. При обращении в арбитражный суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны арбитражному суду, другие - суду общей юрисдикции, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных арбитражному суду, и о возвращении заявления в части требований, подсудных суду общей юрисдикции.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации - республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

Система арбитражных судов Российской федерации

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 "Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.", из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) - для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик - для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей - для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 "О Государственном арбитраже в СССР", была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 "Об арбитражном суде". Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) - ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения "О Федеральной налоговой службе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) - п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.

Судебная практика арбитражных судов РФ по международному коммерческому арбитражу: тенденции 2021 года

Несмотря на целый ряд разъяснений Верховного суда по вопросам, связанным с выполнением судами функций содействия и контроля в отношении международного коммерческого арбитража, практика российских судов по отельным делам все еще не носит единообразный характер. Анализ судебной практики арбитражных судов РФ по международному коммерческому арбитражу показывает, что наряду с уже привычными вопросами, связанными с противоречием публичному порядку, неисполнимостью и недействительностью арбитражного соглашения и нарушения процедуры третейского разбирательства, арбитражные суды все чаще сталкиваются с вопросами применения иностранных санкций к российским лицам. Об этом рассказывает в колонке председатель Коллегии адвокатов А1 Александр Заблоцкис.

Споры, связанные с санкциями против российских лиц

В июне 2020 года вступили в силу изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, которые, в частности, предусматривают возможность для российских лиц, в отношении которых введены санкции иностранных государств, инициировать судебные разбирательства в российских судах независимо от наличия арбитражного или пророгационного соглашения со стороной спора. Указанные лица также вправе обратиться в российский суд с заявлением против оппонента о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или в рамках международного коммерческого арбитража за пределами территории РФ. Наличие обращения о запрете продолжать разбирательство за рубежом может быть основанием для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения в России.

Пожалуй, наиболее значимым спором в 2021 году, связанным с указанными законодательными изменениями, был спор по делу № А60-36897/2020, рассмотренный Верховным судом. Истец по делу обратился с требованием запретить ответчику продолжать арбитражное разбирательство в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма по причине санкций, введенных иностранными государствами в отношении истца. Хотя в удовлетворении заявления истца было отказано по причине завершения арбитражного разбирательства на момент рассмотрения дела в Верховном суде, коллегия пришла к выводу о наличии нарушения прав истца, а также определила:

  • поскольку применение санкций само по себе создает препятствия для доступа к правосудию, лицо, находящееся под санкциями, не несет обязанности по доказыванию влияния санкций на возможность исполнения арбитражного соглашения;
  • после вынесения судебного запрета иностранное лицо обязано прекратить арбитражное разбирательство и вправе обратиться за защитой своих прав в российский суд с иском к лицу, находящемуся под санкциями.

Вышеизложенная позиция ВС постепенно находит отражение в других делах с участием лиц, в отношении которых введены иностранные санкции. Так, в деле № А56-57238/2020 суды пришли к следующим выводам:

  • введение в отношении истца санкций США и Украины создало ограничения для его доступа к правосудию, в силу чего для перевода спора под юрисдикцию российских арбитражных судов достаточно его одностороннего волеизъявления, выраженного в процессуальной форме (со ссылкой на вышеупомянутое дело ВС);
  • по причине введенных в отношении истца санкций он не имеет возможности осуществлять операции через иностранные банки, включая оплату арбитражного сбора, что препятствует проведению третейского разбирательства.

Действительность и исполнимость арбитражного соглашения

В 2021 году арбитражные суды рассмотрели ряд дел, связанных с вопросами действительности и исполнимости арбитражного соглашения. В основном вопросы, связанные с исполнимостью соглашения, касались соотношения международного коммерческого арбитража и российского банкротства, а также соглашения сторон на администрирование дела конкретным арбитражным институтом.

В ряде взаимосвязанных дел арбитражные суды рассмотрели требования истца, в отношении которого введена процедура конкурсного производства, к ответчику о взыскании задолженности по договорам субподряда (дела № А40-31546/2020; № А40-101479/2020; № А40-101294/2020; № А40-101471/2020). Поскольку договоры содержали арбитражные оговорки, по условиям которых все споры подлежат разрешению путем арбитража, ответчик заявил ходатайства об оставлении исков без рассмотрения, которые судами были удовлетворены. Истец ссылался на неисполнимость арбитражных соглашений в договорах в связи с введением в его отношении процедуры конкурсного производства. Суды не согласились с доводами истца, указав следующее:

  • введение в отношении истца процедур банкротства само по себе не может являться основанием для освобождения его от обязанности соблюдать положения заключенного им договора, в том числе арбитражного соглашения;
  • признание арбитражной оговорки неисполнимой по иску истца-банкрота возможно лишь в исключительных случаях, когда представлены неоспоримые доказательства, что у истца отсутствуют денежные средства на оплату третейского сбора и не имеется никаких возможностей получения данных денежных средств в будущем;
  • участие в деле банкрота могло бы повлиять на порядок рассмотрения спора, установленный договором, лишь при рассмотрении иска к банкроту, а не наоборот.

Ряд решений, принятых арбитражными судами, также подтверждает необходимость точно указывать в арбитражном соглашении наименование арбитражного учреждения, а также иную информацию, позволяющую идентифицировать такое учреждение во избежание признания арбитражного соглашения неисполнимым. В частности, суды признавали арбитражное соглашение неисполнимым в ситуации, когда соглашение не устанавливало конкретный третейский суд (либо устанавливало неточное наименование), применимый арбитражный регламент, контактную информацию (адрес и сайт) (дела № А40-222805/2019; № А56-32818/2021; № А26-8160/2020). Для минимизации рисков признания арбитражного соглашения неисполнимым рекомендуется консультироваться со специалистами при их составлении либо использовать типовые (рекомендуемые) арбитражные оговорки, которые используются арбитражными институтами.

В отношении признания арбитражного соглашения недействительным российские суды в целом применяли подход, который согласуется с общемировой практикой. В частности, в одном из дел суды отказали в признании арбитражного соглашения недействительным со ссылкой на то, что вопрос его действительности ранее был рассмотрен составом арбитража Лондонской ассоциации морских арбитров (дело № А40-38987/2021). В другом деле суды, руководствуясь принципом автономности арбитражного соглашения, пришли к выводу, что признание недействительным договора, содержащего арбитражное соглашение, само по себе не влечет недействительности соглашения (дело № А53-7993/2021).

Противоречие публичному порядку

Верховный суд в 2019 году в п. 51 Пленума ВС РФ № 53 определил публичный порядок как фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации. Аргумент о нарушении публичного порядка — один из наиболее популярных аргументов, используемых сторонами для противодействия признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений, поскольку категория «публичный порядок» может включать в себя самые разные аспекты и традиционно вызывает у судов сложности при рассмотрении дел.

Стороны часто пытаются воспрепятствовать признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений, используя довод о нарушении публичного порядка присужденным размером неустойки. По общему правилу, закрепленному в российском законодательстве, суды не вправе пересматривать иностранное арбитражное решение по существу. Несмотря на это, на протяжении нескольких лет в практике судов наблюдается отсутствие единообразия по вопросу о пересмотре размера неустойки, присужденной третейским судом. Так, в одном из дел суд отклонил довод заявителя о нарушении публичного порядка размером неустойки в связи с тем, что вопрос об установлении баланса между применяемой к должнику мерой гражданской правовой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате нарушения обязательства, относится к оценке фактических обстоятельств и не входит в полномочия арбитражного суда (дело № А40-72281/2021). К противоположному выводу пришел суд в другом деле, установив, что решение третейского суда в части размера неустойки нарушает принцип соразмерности гражданско-правовой ответственности (дело № А40-105690/2021).

Суды также приходили к выводу, что нарушение публичного порядка может иметь место в следующих случаях:

1) обход положений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (дело № А19-17153/2020);

2) заключение сделки, на основании которой вынесено арбитражное решение, между аффилированными лицами по нерыночной цене и в отсутствие экономической целесообразности, а также притворный характер сделки, заключение которой направлено на вывод денежных средств российской организации на счет иностранной компании без равноценного встречного предоставления (дело № А79-9284/2020).

Арбитрабельность споров

В ряде дел стороны заявляли аргумент, что спор не может быть предметом третейского разбирательства, поскольку обладает публично-правовым характером. Отказывая заинтересованному лицу в признании спора неарбитрабельным, суд указал, что публично-правовой характер споров, обуславливающий невозможность передачи спора на разрешение третейского суда, обуславливается не субъектом, участвующим в правоотношении, а существом такого отношения. Для признания спора неарбитрабельным необходима совокупность нескольких элементов: публичного интереса, публичного субъекта, бюджетных средств (дело № А40-221804/2020). В другом деле суд указал, что спор по иску банкрота не обладает публично-правовой природой и может быть рассмотрен в международном арбитраже (дело № А40-101471/2020).

Надлежащее уведомление

Несмотря на многочисленные разъяснения Верховного суда в отношении неприменения Киевского соглашения 1992 года и Минской Конвенции 1993 года к вопросам признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, ряд судов продолжает их применять при рассмотрении вопросов надлежащего уведомления сторон (дело № А40-105690/2021).

Как показывает анализ судебной практики арбитражных судов по вопросам международного коммерческого арбитража в 2021 году, несмотря на отсутствие единообразия по отдельным вопросам, суды продолжают признавать и приводить в исполнение иностранные арбитражные решения, руководствуясь, в частности, подходом, выработанным в международной практике. В 2022 году следует ожидать большего количества дел, связанных с иностранными санкциями. Многие вопросы правоприменения в этой сфере остаются открытыми, и судам предстоит найти на них ответы и выработать единообразные подходы.

Какие споры решает Арбитражный суд

Деятельность Арбитражных судов РФ регулируются федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации». Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

В Арбитражных судах рассматриваются споры, касающиеся предпринимательской и экономической деятельности, т.е. иски между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также между госорганами и организациями и ИП.

Нужно заметить, что за помощью к такому способу защиты обращаются многие предприниматели, юридические лица. Споры, которые они пытаются решить, хоть и имеют экономическую или налоговую подоснову, но все же проблемы бывают самого различного характера. Нужно заметить, их огромное количество.

Какие вопросы решает Арбитражный суд?

  • Все вопросы, которые касаются экономической и предпринимательской сферы деятельности. В эту категорию можно отнести споры по корпоративному праву, защита прав сторон при расторжении договоров. Кроме всего прочего, данная судебная инстанция имеет право выдавать исполнительные листы и исполнительные решения по различным вопросам;
  • Именно арбитражный суд занимается вопросами банкротства предприятий. Отметим, что банкротство – процесс весьма многоуровневый и сложный. И вполне очевидно, что в настоящий момент очень важно четко соблюдать все установленные нормы, чтобы при ликвидации предприятия не пострадали сотрудники или же поставщики, которым компания должна денег;
  • Арбитражный суд может рассматривать споры, которые возникают во взаимоотношениях предпринимателей и государственных инстанций. Обратим ваше внимание на то, что государственные инстанции нередко используют свои полномочия неправомерно. Чтобы максимально защитить интересы предпринимателей вся деятельность государственных инстанции основывается на нормативно-правовых актах. Нарушение таких актов может повлечь существенное наказание.

Это лишь малая часть того, что может рассматриваться в суде, но, если Вы решили подать иск, нужно обязательно воспользоваться услугой профессионального юриста, Юристы центра "ЮРАКС" всегда готовы вам помочь и оказать правовую поддержку и защиту.

Какими делами не занимается Арбитражный суд?

  • Арбитражный суд не занимается делами по решению споров между физическими лицами. Такие дела входят в компетенцию мирового суда, если предметом спора является сумма до 100 000 руб., и в компетенцию суда общей юрисдикции более высоких инстанций во всех остальных случаях.
  • Кроме того, законный арбитражный процесс может быть проведен только в случае подачи грамотно подготовленного искового заявления, в котором указаны ссылки на статьи закона и правовые акты, имеющие отношение к делу.

Согласно части 2 статьи 127 АПК РФ арбитражный суд не может принять к рассмотрению иски, если их форма и содержание не отвечают статьям 125 и 126 АПК РФ.

В противном случае, арбитражный суд может оставить исковое заявление без движения или вернуть документы на доработку. Проще говоря, арбитражный суд не принимает заявлений, составленных в произвольном порядке.

Звоните нам прямо сейчас, мы сможем Вам помочь!

Предлагаем вам ознакомиться с услугами юридического центра "ЮРАКС":

Раздел для юридических лиц:

Информацию о наших услугах для юридических лиц можно посмотреть на дополнительном сайте ЮРИСТ ДЛЯ БИЗНЕСА

Наши юристы полностью сохраняют конфиденциальность и действуют только в интересах своего клиента.

Цены на наши услуги разумны и фиксированы.


Бесплатно проанализируем Вашу ситуацию и предоставим варианты решения!


Юрист от центра "ЮРАКС" всегда готов Вам помочь!

Дежурный юрист юридической компании "ЮРАКС" всегда готов Вам помочь :

990 - 01- 85

Офис в г. Москва:

Ул. Нижегородская, д. 29-33, офис 423


8 (495) 988 46 63


8 (927) 686 81 41

Офис в г. Самара:

Ул. Карбышева, д. 61В, офис 205


8 (846) 990 01 85 ; 8 (927) 609 02 16


8 (927) 68 68 141 ; 8 (917) 126 14 32

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: