Чем по сути являются притязания отдельных государств на территорию российской федерации

Обновлено: 18.04.2024

Интерес к самой большой стране на Земле с давних времен оказывает существенное влияние не только на внутреннюю, но и внешнюю политику России. Вопрос о том, какие страны имеют территориальные претензии к России, уходит корнями в Средневековье и сохраняется в наше время.

Ученые-историки делят территориальные споры на несколько значений:

  • военно-стратегические (во время войны могут стать не только перевалочным пунктом, но и подходят для размещения военной радиолокационной техники);
  • экономические (районы, богатые ресурсами и имеющие потенциал для развития туристического бизнеса);
  • политические (земли, являющиеся спорными по своей принадлежности к той или иной стране).

У России самые большие морские и сухопутные границы, которые нуждаются в полном контроле и защите.

Российская территория во все времена считалась «лакомым куском», особенно для восточных правителей. Еще с V века Россия подвергалась набегам кочевников не только для собственного обогащения, но и для завоевания новых территорий.

какие страны имеют территориальные претензии к россии

Япония

Некоторые южные части Курильских островов являются предметом спора между Россией и Японией, тем более, что ни мирного договора, ни договора о границе между странами не существует, так как подписать его не могут еще со времен Второй мировой войны.

Между странами пролегает самая большая в мире водная граница. Разграничение вод в Беринговом проливе долгое время не могло разрешиться. С 1990 года Россия и США заключили договор о разграничении территориальных вод (около 5 тысяч километров).

Азербайджан

Требует у России не только раздела дна Каспийского моря, но и некоторых сухопутных территорий. Споры возникают в связи с проживающим народом. Народ лезгины может разделиться, так как проживает по обе стороны границы.

территориальные претензии к россии

Грузия

Работу комиссии по разделению границы осложняет раздел черноморской части, в которую входят экономическая зона с территориальными зонами и шельф.

Китай

С начала 1960–х годов начались пограничные споры между СССР и Китайской республикой. Борьба за Далматский остров длилась несколько лет. И только в 1991 году был подписан договор о делимитации. Однако китайцы до сих пор пытаются углубить свои границы в районе реки Амур и Алтайских гор. Причем спор идет о небольшом участке земли в 17 гектаров, расположенных на высоте 3 километров. Соглашение о делимитации действует на западной границе протяженностью 50 км. Несмотря на это, китайская пресса часто публикует карты, на который часть российских земель обозначена как собственность КНДР.

Казахстан

Вопрос о границе остается спорным. Но пока ни одна из сторон его не поднимала.

претензии к россии по территории

Эстония

Одна из российских автомобильных дорог имеет форму сапога и два раза пересекается с эстонской границей. Это неудобно для автомобилистов обеих стран. Эстонские власти для решения проблемы предложили передать «сапог» в их собственность. Но некоторые пункты составленного договора не удовлетворили Россию, и дорога остается предметом разногласий.

Украина

Азовское море и Керченский пролив считаются внутренними водами обеих стран. Однако Киев настаивает на разграничении не только водной границы, но и некоторых сухопутных территорий.

Литва

Страна граничит с Калининградской областью. Официальных претензий к России пока не было объявлено, но в СМИ ходят слухи, что литовские власти заинтересованы в аннексии российской территории.

Латвия

После развала СССР латвийские власти выдвинули претензии на Пыталовский район, принадлежащий Псковской области. Но Россия категорически отказалась передавать свои земли Латвии. Соседи не стали обострять спор и пошли на уступки, так как вражда с Россией им не принесет желаемых результатов. Все разговоры внутри страны о попытке возвратить карельские земли были опровергнуты президентов Латвии.

территориальные претензии

Карелия

Земли несколько раз становились собственностью разных стран. После Великой Отечественной войны часть Карелии была возвращена России, а часть является составом Финляндии. В последнее время российско-финская граница не дает покоя местным жителям, выступающим за возвращение российской стороны.

Все страны, имеющие когда-либо территориальные претензии, объясняли это историческими событиями. При ее знании можно без особых разногласий сохранить неделимость российских земель.

Факт того, что кто-либо из соседей попытается ввязаться в войну с Россией из-за территориального конфликта в настоящее время, маловероятен. Точной информации о том, какие страны имеют территориальные претензии к России, нет, есть лишь предположения и слухи.

Страны, не имеющие территориальных споров крайне редко воюют между собой, а вот имеющие - рано или поздно начинают. Значит, армия России никогда не будет отдыхать слишком долго. Некоторые соседи (и не только соседи) претендуют на нашу землю.

Мы составили список стран, которые открыто требуют у России территории. Есть 4 таких государства.

  1. Эстония . Страна не подписала договор о границе с Россией. Официально заявляет о претензиях на Ивангород (Ленинградская область) иПечоры (Псковская область). Эти города были основаны русскими в Средневековье. Эстония, получившая в формальную независимость после распада Российской империи, контролировала Печоры и Ивангород с 1920 по 1945 год. Отделившись от СССР Эстония вновь требует их себе, отказываясь признать нынешние границы с Россией.
  2. Украина . Официальные власти заявляют претензии на российский Крым , а националисты и представители властей разного уровня неоднократно озвучивали идеи «присоединения» Ростовской области и Краснодарского края, называя это «украинскими территориями».
  3. Южная Корея . Эта страна не граничит с Россией, но она считает себя наследницей довоенной, ещё не разделённой Кореи. Сейчас России принадлежат небольшие участки земли, например, остров Ноктундо , который в 19 веке относился к Корее. В 2004 году Южная Корея официально направила требование передать этот остров под её суверенитет. Кстати, Сеул и всю территорию Северной Кореи (КНДР) считает потенциально своей.
  4. Япония . Не имеет договора о границе с Россией, да и еще и договора о мире не имеет. Формально не будет нарушением международного права, если Россия нанесёт удар по Японии и объяснит это принятыми на себя во время Второй Мировой обязательствами перед союзниками. Потому что Курильские острова стали российскими именно по итогам той войны, а Япония требует Курильские острова и не признаёт этих итогов.

В ряде стран действуют политические силы, которые через СМИ часто поднимают вопрос потенциальных территориальных претензий. Зачастую это полностью противоречит позиции официальных властей, но остаётся в политическом дискурсе и имеет определенную поддержку в националистических кругах. Вот список этих стран.

  1. Финляндия . Традиционно имела притязания на Выборг и Карелию.
  2. Латвия . До 2007 года официально предъявляла претензии на Пыталовский район (Псковская область). Сейчас эти претензии озвучивают в СМИ.
  3. Литва . Заявляет, что часть Калининградской области это древние земли «Малой Литвы».
  4. Белоруссия . Президент Лукашенко несколько раз делал заявление «Калининград это наша область. Всегда мы за неё отвечали, а не Россия». Националистические организации Белоруссии заявляют претензии на Смоленскую область. В 1919 году Смоленск короткое время был столицей Белоруссии.
  5. Грузия . В националистической среде популярны рассказы о том, что «русские отобрали у Грузии район Сочи».
  6. Азербайджан . Ряд политиков заявляли в СМИ, что «Дербент это азербайджанский город».
  7. Иран . Здесь тоже многие считают своим именно Дербент и часть Дагестана.
  8. Казахстан . В республике помнят, что первой столицей Казахстана был Оренбург. В националистических кругах призывают «не пропустить момент развала России» и претендовать на часть Сибири и Урала.
  9. Монголия . Этой стране в своё время трудно было смириться с потерей Тувы.
  10. Китай . В китайской прессе неоднократно упоминалось о сомнительной законности договоров с Российской Империей. Речь о Пекинском трактате, по которому к России отошло Приморье.
  11. Германия . Среди немцев растут реваншистские настроения. Ряд жителей Германии мечтают о «возвращении Кёнигсберга», - современного российского Калининграда.

«Земля - основа государства» считали даже кочевники-хунны, это отражено в тюркских легендарных преданиях.

На Руси изначально государство называлось именно Земля.

Есть немало русских земель оставшихся за пределами нашего нынешнего государства, но Россия не предъявляет на них требования. Список будет в следующих публикациях. Судьба этих территорий отдельная тема, но всё, что с ними происходит ясно показывает, что землю на самом деле никогда нельзя отдавать.

Подписывайтесь на наш канал! Поддержите лайком и пишите комментарии. Нам важно ваше мнение.

На сегодняшний день, соседние государства оспаривают у России более 205 тысяч км² пограничной территории. Для сравнения, это чуть меньше, чем площадь Белоруссии. Несмотря на усилия российских дипломатов, страны продолжают выяснять принадлежность территорий. За какие земли спорят соседи России и чем объясняют свои притязания?

Примечание: автор против отчуждения территорий России и не призывает к этому! Статья представлена лишь в информационных целях

Южная Корея

Республика Корея претендует на остров Ноктундо площадью 32 км², расположенный в русле реки Туманной на границе Приморского края. Территория принадлежала корейцам с начала XV века, что подтверждают остатки средневековых оборонительных укреплений, возведённых династией Чосон против кочевников.

Однако в 1860 году Российская империя в одностороннем порядке остров забрала . Подобное стало возможным после Пекинского договора, когда Александр II, под угрозой объявления войны, вынудил Китай урезать свою территорию по рекам Амур и Уссури.

Граница с Кореей при этом не обговаривалась и Ноктундо оказался присоединен по ошибке. На тот момент на острове проживало 113 корейских семей. Впрочем, в середине XX века территория отошла к Северной Корее, которая официально отказалась от спорной земли в 1990 году.

Учитывая, что Южная Корея не признает легитимность Северной Кореи, то этот договор в Сеуле также считают незаконным. Тот факт, что остров из-за обмеления реки стал полуостровом с размытыми границами, корейцев не смущает.

Тайвань

Китайская Республика является частично признанным государством. После падения империи правящая партия Гоминьдан контролировала материковый Китай, однако проиграла коммунистам и в 1949 году бежала на Тайвань.

Современный Тайвань не признает существование КНР и претендует на всю континентальную часть Поднебесной, которая когда-то находилась под властью Гоминьдана. С этой точки зрения тайванцы оспаривают у России всю республику Тыву – 27 000 км².

До 1912 года регион был частью Цинской империи, однако объявил о независимости и спустя 2 года добровольно принял вассалитет от Российской империи. В 1944 году республика вошла в состав СССР и до сих пор остается частью России.

Помимо Тывы, Тайвань также не признаёт российский контроль над «64 деревнями от к востоку от реки Амур» площадью 3600 км², которые перешли России от империи Цин в 1858 году

Помимо Тывы, Тайвань также не признаёт российский контроль над «64 деревнями от к востоку от реки Амур» площадью 3600 км², которые перешли России от империи Цин в 1858 году

Тайвань в прошлом стремился вернуть материковый Китай под свой контроль, однако с 90-ых на острове стараются не вспоминать о притязаниях на далёкие земли. Впрочем, поскольку Россия не признаёт Тайвань независимым, то и спор две страны официально решить не могут.

Япония

Страна восходящего солнца оспаривает принадлежность Южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи. Общая площадь претензий составляет 5175 км².

Острова отошли под юрисдикцию СССР в 1945 году после Второй Мировой войны. В 1951 году японцы официально отказались от Курил условиями Сан-Францисского мирного договора. Впрочем, Япония совершила «финт ушами» и в 1956 году объявила , что говоря о Курилах, Токио не подразумевал Южные Курилы.

Во многом, политика обострения отношений с СССР была продиктована США. Япония до сих пор находится под влиянием Америки, а потому спор из-за островов так и не решён. Японские и российские дипломаты неоднократно вели переговоры о регионе, но так и не решили его статус.

Украина

Конфликт между Россией и Украиной – пожалуй, самое обсуждаемое событие современной истории. Киев претендует на полуостров Крым площадью 27 000 км². После государственного переворота в 2014 году жители Крыма не признали новое украинское правительство.

16 марта в Крыму прошло всеобщее голосование. По его итогам б о льшая часть населения региона проголосовала за присоединение к России. 17 марта была провозглашена Республика Крым, а 18 марта регион перешёл под юрисдикцию Москвы. Эти операции большинство государств не признало.

Латвия

Официально Латвия отказалась от территориальных претензий в 2007 году, однако оставила за собой право поднять вопрос в будущем. Речь идет о Пыталовском районе Псковской области, по-латышски – Абрене.

Спорная земля, площадью 1 тыс. км² перешла под границы России после Второй Мировой войны. После развала СССР Латвия попыталась забрать историческую территорию обратно, но получила твердый отказ. Впрочем, местные политики периодически оспаривают принадлежность региона.

Эстония

Еще одно государство, попытавшееся пересмотреть границы после распада СССР. Эстонцы заинтересованы в части Круппской волости Печорского района Псковской области, площадью 115,5 га. Территория также стала российской в 1945 году.

Россия не признает существование этой претензии. Да и эстонские политики вряд ли на что-то надеются и лишь зарабатывают популярность среди местных националистов.

Помимо этих стран, у России также имеется спор с Абхазией о части села Аибга. Однако из-за непонятного статуса самой Абхазии эти претензии даже не вспоминаются. Впрочем, Россия не признаёт ни одной из претензий, предъявленных другими странами.

Уголовный кодекс > Раздел I УК РФ. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН > Глава 2 УК РФ. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ > Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Комментарии к ст. 12 УК РФ

1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного суда.

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы совершенное лицом общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК независимо от того, является ли это деяние преступным по уголовному закону государства места совершения преступления.

Имеющийся приговор - как обвинительный, так и оправдательный - иностранного суда в отношении российского гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающего в Российской Федерации, за деяние, совершенное на территории иностранного государства, означает невозможность его привлечения к уголовной ответственности по УК за это же деяние после его возвращения в Россию.

Лицом без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Вид на жительство выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).

2. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12 УК).

Этот принцип действует при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. В соответствии с договоренностями государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип.

Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов Российской Федерации либо ее граждан, а также за преступления против военной службы.

3. Реальный принцип действия закона состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина РФ или постоянно проживающего в России лица без гражданства, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК).

Реальный принцип дополняет территориальный и принцип гражданства, предусматривая преступность и наказуемость совершенных вне пределов РФ деяний иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ.

Под преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации, понимаются преступления, совершенные против государства, его органов и организаций.

Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации, является лицо, получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 указанного Закона).

4. Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.

В соответствии с универсальным принципом определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к уголовной ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

Универсальный принцип действует, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве. Такое условие реализует принцип невозможности двойного осуждения лица за одно и то же преступление.

Уголовный кодекс > Раздел I УК РФ. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН > Глава 2 УК РФ. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ > Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарии к ст. 11 УК РФ

1. Уголовный закон действует в границах определенной территории. Уголовный кодекс устанавливает принципы его действия в пространстве: территориальный, дипломатического иммунитета (см. коммент. к ст. 11), гражданства, специальной миссии (специального режима), реальный, универсальный (см. коммент. к ст. 12) и выдачи преступника (см. коммент. к ст. 13).

2. Территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на определенную территорию независимо от государственной принадлежности лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на его территории.

Все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по УК (ч. 1 ст. 11). К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица без гражданства (апатриды) не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия у них гражданства (подданства) другого государства.

Согласно Закону РФ от 01.04.93 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" территорией РФ является пространство в пределах ее Государственной границы. К территории РФ относятся суша и воды, в т.ч. территориальные, недра под названными сушей и водами, воздушное пространство над ними.

К территориальным водам (территориальному морю) РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ.

Под воздушным пространством РФ понимается пространство над ее сухопутной и водной территорией, в т.ч. над территориальными водами РФ. Высота воздушного столба, относящегося к территории государств, на настоящий момент не определена нормами международного права. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27.01.1967 не установил границу между национальным воздушным и космическим пространствами. Согласно международному обычаю и практике государств в области использования космического пространства данная граница находится в пределах 100 миль над уровнем океана, поскольку является самой низкой высотой над Землей, позволяющей свободное орбитальное вращение космического аппарата. Уголовная юрисдикция РФ распространяется на воздушное пространство ниже этой границы.

Российское уголовное законодательство распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ, хотя эти пространства не относятся к территории России.

На территорию посольств РФ, транспорт дипломатических представительств распространяется уголовная юрисдикция РФ, но территорией РФ указанные помещения, строения, земельные участки, транспорт и т.п. не являются.

Лицо, совершившее преступление на гражданском судне, плавающем под Российским флагом в открытом море или на пребывающем в нейтральном воздушном пространстве, гражданском самолете и другом летательном аппарате с опознавательным знаком РФ, подлежит ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 11).

По Уголовному кодексу несут уголовную ответственность лица, совершившие преступления на военно-морских судах и военно-воздушных кораблях, находящихся под флагом или с опознавательными знаками РФ в открытом море, открытом воздушном пространстве, водах или порту иностранного государства (ч. 3 ст. 11). Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.) приравняла к правовому статусу военного воздушного судна воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.

Уголовно-правовая юрисдикция РФ не распространяется на иностранное гражданское водное судно, плавающее в ее территориальных или внутренних морских водах, кроме предусмотренных международными нормами случаев, когда: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

В соответствии с Токийской конвенцией преступность и наказуемость деяния, совершенного в полете, определяются уголовным законом государства регистрации воздушного судна. Данное положение охватывает все время полета, следовательно, и период нахождения иностранного судна в воздушном пространстве РФ. Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные Токийской конвенцией, когда уголовная ответственность виновного наступает по УК страны, в воздушном пространстве которой совершено преступление: а) преступление создает последствия на территории такого государства; б) преступление совершено гражданами или в отношении гражданина такого государства лицом, постоянно проживающим в таком государстве или в отношении такого лица; в) преступление направлено против безопасности такого государства; г) преступление заключается в нарушении действующих в государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов; д) привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями.

Территориальный принцип действия уголовного закона связан с вопросом о месте совершения преступления. Местом совершения преступления следует считать территорию того государства, где было не только совершено действие, но и наступили общественно опасные последствия, включая и случаи, когда действие (бездействие) выполнено на его территории, а последствия наступили в другом государстве.

При совершении преступления соучастниками - организатором, подстрекателем, пособником, исполнителем, находящимися на территории разных государств, - местом совершения преступления каждым соучастником является территория того государства, где он осуществил свою преступную роль. Основанием ответственности каждого соучастника является конкретное выполненное им деяние (например, подстрекательство к мошенничеству, организация убийства).

3. Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности) является исключением из территориального принципа действия уголовного закона для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ (ч. 4 ст. 11). Согласно этому принципу вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, решается в соответствии с нормами международного права.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. и др., устанавливают перечень дипломатических представителей, членов их семей и сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет.

Иммунитет и личная неприкосновенность означают, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Как правило, таких лиц объявляют персонами нон грата и обязывают покинуть государство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: