Чем отличается организация летной работы от летной эксплуатации гражданских воздушных судов

Обновлено: 24.04.2024

С «нуля» до допуска к самостоятельной работе в авиакомпании на должности «второй пилот» необходимо пройти следующие этапы:
I. Первоначальная лётная подготовка.
II. Переподготовка на эксплуатируемый в авиапредприятии тип воздушного судна (если отличается от выпускного типа после окончания первоначальной летной подготовки).
III. Программа «ввода в строй» в производственных условиях (на коммерческих рейсах).

Первоначальная лётная подготовка. Её можно пройти в России тремя путями (по крайней мере, де-юре, что подтверждается актуальным сертификатом авиационного учебного центра УИ ГА).

Способ 1. Обучение по программам высшего или среднего профессионального образования (ВПО или СПО) в рамках соответствующих Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в государственных и негосударственных учебных заведениях на основе среднего общего образования (после школы). Предусмотрены ФГОС высшего профессионального образования (ВПО) и среднего профессионального образования (СПО).
Например, имеются следующие программы ФГОС ВПО:


  • 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» по профилю 25.05.05.01 «Организация лётной работы» с базовым сроком обучения 5 лет и с квалификацией «пилот» (специалист).
  • 25.03.03 «Аэронавигация» по профилю 25.03.03.01 «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» с базовым сроком обучения 4 года и с квалификацией «пилот» (бакалавр).

Для СПО предусмотрен ФГОС «25.02.04 «Лётная эксплуатация летательных аппаратов» с базовым сроком обучения 2 года 10 мес. и квалификацией «пилот».
Участились случаи публикации в СМИ недостоверной информации о минимальных роках обучения по вышеописанным программам. Так, некоторые работники Росавиации утверждают, что минимальный срок освоения образовательной программы составляет 2 года 10 месяцев, что противоречит федеральному законодательству об образовании. Например, если вы уже имеете диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, то часть предметов будет перезачтено при освоении учебной нагрузки в рамках ФГОС. Если человек уже выучил историю, философию, правоведение, менеджмент и другие самые важные для пилота дисциплины, всё это позволит сократить срок обучения - ведь совершенно нет необходимости, благодаря законодательству об образовании, слушать заново эти предметы.

Качество подготовки пилотов в постсоветский период в государственных учебных заведениях гражданской авиации вызывает ряд сомнений. По имеющимся данным, с середины 1980-х и до 2017 года ни в одном указанном учебном заведении многие курсанты фактически не выполняли самостоятельные полёты (при которых, согласно международным нормам и Приказу Минтранса РФ № 147 - ФАП-147, курсант должен быть единственным лицом на борту воздушного судна). Фактически при выполнении «самостоятельных» полётов на борту присутствует и имеет доступ к органам управления второй курсант или даже инструктор. Вытекающая из методики качественного лётного обучения необходимость выполнения будущими профессиональными пилотами настоящих самостоятельных полётов является в мире общепризнанной, при их выполнении пилот учится рассчитывать только на свои силы и принимать на себя реальную ответственность за жизни людей и воздушное судно. Самостоятельные полёты исключают саму возможность выпуска из учебного заведения «пилота», в принципе не способного летать самостоятельно и уметь принимать необходимые решения. Вряд ли возможно найти где-либо ещё в мире лётную школу, где самостоятельные полёты не выполняются.

Согласно имеющимся данным, большая часть пилотов-выпускников государственных учебных заведений гражданской авиации никогда не выполняла также предусмотренные международными стандартами и ФАП-147 полёты по маршруту с посадкой на двух различных аэродромах до полной остановки (в лучшем случае выполнялся «проход» над полосой «чужого» аэродрома и возврат на аэродром училища). Большинство выпускников никогда не использовали при прохождении лётной практики распространённые во всём мире радиотехнические средства: ILS, VOR, никогда не выполняли заход на посадку по точным системам захода. В некоторых училищах курсанты даже никогда не выполняли полёты ночью.

С середины 1980-х годов по настоящее время ни в одном государственном учебном заведении гражданской авиации курсанты не отрабатывают на самолётах вывод из критических режимов полёта – сваливания и штопора, при этом за рубежом такая практика сохраняется. Её необходимость доказывается специалистами и в России, но учебными заведениями игнорируется.

Лётную подготовку курсантов в государственных училищах ГА проводят, как правило, вчерашние выпускники этих же училищ, сами едва «вставшие на крыло» и не имеющие опыта выполнения перевозок пассажиров и грузов.

За последние 5 лет в государственных училищах ГА произошло 3 авиакатастрофы, виновными в которых были признаны (по итогам расследования Межгосударственным авиационным комитетом) пилоты-инструкторы.

Кроме того, с начала 1990-х до 2009 года все выпускники государственных училищ выпускались с налётом 60 часов, что в 2,5 раза (!) меньше минимального налёта кандидата на получение свидетельства коммерческого пилота (150 часов), установленного одним из приложений к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, участником которой является и Россия.

Лётно-методическим, инструкторским составом также констатируется, что уровень теоретической подготовки пилотов-выпускников высших учебных заведений гражданской авиации, обучающихся 5 лет, ощутимо ниже уровня пилотов-выпускников учреждений среднего профессионального образования, обучающихся 2 года 10 месяцев. Предполагается, что это является следствием частичной утраты выпускниками ВУЗов фундаментальных знаний, приобретаемых на младших курсах, в ходе последующего освоения на старших курсах вспомогательных дисциплин.
Уровень технического оснащения государственных училищ ГА в настоящее время невысокий: во многих училищах учебно-тренировочные полёты выполняются с посадочных площадок с грунтовым покрытием, не оснащённых ни светотехническим оборудованием, ни радиотехническими средствами.
Чему можно при всём этом обучить курсантов?

Указанные недостатки скрываются чиновниками Росавиации как от органов аудита ИКАО, так и от сограждан. В одной из будущих статей обязательно рассмотрим, какие огромные государственные деньги при этом тратятся на описанную выше подготовку пилотов.

Единственное в России частное Челябинское лётное училище гражданской авиации, которое готовит пилотов в соответствии с ФГОС СПО по программе, полностью соответствующей российским и международным нормам. сейчас находится под колоссальным прессингом Росавиации. Предпринимаются попытки незаконного отзыва утверждения новейшей программы подготовки. В этом училище курсанты, в том числе и ваш покорный слуга, получают и настоящий самостоятельный налёт, и маршрутный налёт, не говоря уже об опыте инструментальных заходов и полётов ночью. Это никоим образом не реклама - в любой момент приезжайте в это училище, и всю материально техническую базу вам продемонстрируют.

Способ 2. Профессиональная переподготовка по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) на основе имеющегося высшего либо среднего профессионального технического образования (в том числе авиационного) была введена в России в 2009 году Приказами Росавиации №№ 476 и 477 от 26.10.2009г. на фоне резко увеличивавшегося в то время дефицита лётных кадров. Первым учебным заведением, приступившим к реализации такой профессиональной переподготовки, стал Авиационный учебный центр Ульяновского ВАУ ГА.
В 2011 году руководитель Росавиации Нерадько А.В. резолюцией от 15 июля разрешил осуществлять такую переподготовку в авиационном учебном центре ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» (г. Челябинск) и Южно-Уральском государственном университете. В 2012 году по рекомендации Росавиации учебный процесс из АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» был переведён в специально созданное для этого негосударственное образовательное учреждение «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» (с 28.08.2015г. – Челябинское лётное училище ГА).
Итак, очень были востребованы следующие программы ДПО:


  • Программа подготовки коммерческих пилотов из пилотов-любителей (теоретический модуль и итоговые лётные проверки) в АУЦ УВАУ ГА, где срок обучения составлял от 3,5 до 6 месяцев и требовался диплом о высшем/среднем техническом образовании, медицинское заключение ВЛЭК ГА о годности к лётной работе, свидетельство пилота-любителя и общий налет не менее 200 часов.
  • Программа подготовки коммерческих пилотов, включающая теоретические дисциплины лётной специальности и полную лётную практику 150 часов, в Челябинском лётном училище гражданской авиации, там срок обучения составлял 10,5 месяцев, требовался диплом о высшем/среднем техническом образовании, медицинское заключение ВЛЭК ГА годности к лётной работе.

Как видно, при профессиональной переподготовке слушатели получают и всегда получали полноценную лётную практику не менее 150 часов. Базовое образование технического (часто и авиационного) профиля позволяет слушателям успешно осваивать специальные авиационные дисциплины. Причём объём специальной авиационной подготовки практически соответствует аналогичному в учреждениях среднего профессионального образования ГА (1060 часов в Челябинском лётном училище ГА).

В Челябинском лётном училище ГА, созданном на основе доказавшей свою эффективность западной модели подготовки профессиональных пилотов, слушатели (курсанты) выполняют и ранее всегда выполняли реальные самостоятельные полёты, полёты по маршруту с посадкой до полной остановки на двух различных аэродромах (из Калачёво в Магнитогорск и обратно), полёты с заходами на посадку по ILS и VOR, - то есть, выполняют всё то, чего не хватает в лётной подготовке курсантам государственных училищ.

В Челябинском училище все пилоты-инструкторы без исключения имеют значительный опыт (от 5000 часов) выполнения полётов на тяжёлой авиатехнике (Boeing 737, Ту-154Б/М, Ту-134, Ил-18), имеют опыт коммерческих перевозок на международных воздушных линиях. Материально-техническая база Челябинского училища — одна из лучших в стране: собственный тренажёрный комплекс, оборудованные учебные классы, парк современных учебных воздушных судов итальянского производителя Tecnam, база технического обслуживания воздушных судов, взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием и светотехническим оборудованием ночных полётов, закуплено оборудование системы точной посадки ILS. И при этом именно Челябинское лётное училище ГА преследуется Росавиацией. Преследуется по «притянутым за уши» основаниям: утверждённая Росавиацией (!) программа не включена в сертификат АУЦ и прочее-прочее-прочее.

Весной 2014 года Росавиация распространила по авиакомпаниям рекомендацию принимать на работу только пилотов, получивших среднее профессиональное или высшее лётное образование, то есть, воздержаться от приёма на работу лиц, прошедших профессиональную переподготовку по указанным выше программам. Формальными поводами для того стали результаты расследования ФСБ и Следственным комитета, в ходе которого установлены факты продажи документов о лётном обучении в АУЦ «Крылья Невы» и некоторых других, а также отчёт Межгосударственного авиационного комитета по результатам расследования катастрофы самолёта Boeing 737-500 в Казани 17 ноября 2013 года. А именно, часть отчёта, посвящённая проведённому на тренажёре самолёта Boeing 737 эксперименту, в которой излагается частное мнение лётчика-испытателя ЛИИ им. М.М. Громова (фамилия не приводится) о лётной подготовке 6 участвовавших в эксперименте пилотов, «прошедших переучивание по программе подготовки пилотов из штурманов и бортинженеров или закончивших «сомнительные» АУЦ». Помимо лётчика-испытателя ЛИИ эксперимент проводили ещё 2 пилота-инструктора.

В описании эксперимента лётчик-испытатель ЛИИ не указал ряд важнейших для сравнения уровней подготовки пилотов обстоятельств: в каком учреждении участники проходили лётную подготовку и по какой программе (проходили ли они эту подготовку фактически? как установлено комиссией, командир потерпевшего катастрофу Boeing подготовку прошёл лишь на бумаге), каков возраст участников эксперимента и в каком возрасте они приступили к первоначальной лётной подготовке и т.д. Объективность результатов сравнения вызывает ряд вопросов. И тем не менее, Росавиация позже использовала данное сравнение в своих целях.

Способ 3. Переподготовка лётного состава других ведомств (в основном, из государственной военной авиации). Заключается в переподготовке на гражданский многодвигательный тип самолёта (теория + около 20 ч. лётной практики) с последующей сдачей теста в управлении Росавиации и выдачей свидетельства коммерческого пилота ГА. Соответствующие программы имеются в авиационных учебных центрах, в том числе и в Челябинском лётном училище ГА. Стоит заметить, что в связи с давлением Росавиации, такая переподготовка Челябинском училище в настоящее время не проводится. Зато проводится пресловутая "подготовка к переподготовке", о которой можно слышать сейчас в федеральных СМИ.

Ещё через одну неделю выйдет следующий материал про подготовку пилотов в авиакомпаниях!

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
университет гражданской авиации»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
университет гражданской авиации»


Несложно объяснить популярность профессий, связанных с авиацией, а сделать авиацию своей профессией – значит обеспечить себя интересной, востребованной работой в стремительно развивающейся отрасли, где открывается все больше и больше новых перспектив: в стране и мире растут объемы авиаперевозок, появляются новые типы самолетов, выполняющие пассажирские и грузовые перевозки и различные виды авиационных работ, увеличивается количество организаций гражданской авиации,

Факультет летной эксплуатации (далее – ФЛЭ) Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации готовит специалистов для эксплуатантов выполняющих коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы, государственной корпорации по организации воздушного движения, центров аэронавигационного обеспечения полетов: пилотов; диспетчеров по управлению воздушным движением; специалистов по аэронавигационному обеспечению полетов (далее – аэронавигаторов) – хозяев неба и пространства, способных доставить нас в любую точку мира, людей, которым мы доверяем свои жизни. Это профессии, гарантирующие интересную и достойную работу.

В настоящее время на факультете обучается свыше 1000 студентов со всех регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. В состав факультета входят 8 кафедр, 3 из которых являются выпускающими. Наши преподаватели и инструкторы тренажерных центров – специалисты в своей среде, доступно донесут до студентов необходимые знания по своим дисциплинам, а современное тренажерное оборудование позволит качественно отработать профессиональные навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.

Университет является активным участником международного сотрудничества в области образования, тесно взаимодействуя со многими зарубежными учебными и научными центрами.


СПбГУ ГА — это современные учебные корпуса, научно-техническая библиотека, музей истории авиации, спортивные комплексы, студенческие общежития, гостиница Университета, которые располагаются на территории авиагородка, всего в 10 минутах езды от международного аэропорта Санкт-Петербурга. В состав Университета входит филиал – Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова на учебных аэродромах, которого студенты и курсанты выполняют учебные полеты. Учебные полеты, также выполняются и на аэродромах: Бугульма, Бегишево (Набережные Челны) и Орск.

Гордостью Университета является уникальный Тренажерный центр для подготовки будущих пилотов, диспетчеров по управлению воздушным движением и аэронавигаторов, где представлены все виды тренажеров по направлениям деятельности специалистов. Такая техническая база позволяет будущим специалистам ФЛЭ закрепить свои знания, навыки и умения в условиях, максимально приближенным к реальным, проверить себя на профессионализм и прочность, и, конечно, ощутить ответственность выбранной ими профессии.

Основные образовательные программы Университета соответствуют современным требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам, Международной организации гражданской авиации (ICАО) и Федеральным авиационным правилам (ФАП) Российской Федерации. По окончании учебы в Университете выпускники получают диплом государственного образца, свидетельствующий о получении высшего образования с указанием квалификации. Кроме того, выпускникам-пилотам выдается Свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации международного образца. Специалисты, выпускаемые факультетом летной эксплуатации, наряду с прочными профессиональными навыками, владеют профессиональным авиационным английским языком на уровне, отвечающим требованиям ICАО, что даёт неоспоримое преимущество при трудоустройстве – факультет сотрудничает с крупнейшими авиакомпаниями России и предоставляет возможность трудоустройства студентам после окончания учебы.

Студентам факультета в процессе обучения предоставляются современные лаборатории общеобразовательных и инженерных кафедр, необходимые методические указания, учебная, техническая литература и оборудование. В Университете действует Информационная электронная образовательная среда.

Факультет ежегодно проводит различные студенческие конкурсы профессионального мастерства по направлениям подготовки: для пилотов конкурс «Вам взлет», для диспетчеров УВД «Транспортный лидер» и общий конкурс на владение авиационным английским языком.

На факультете реализуется следующие основные профессиональные образовательные программы:

  • в рамках специальности 25.05.05 “Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»факультет реализует образовательные программы по специализациям:

▪ Организация летной работы;

▪ Организация использования воздушного пространства;

▪ Организация аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов,

  • в рамках направления подготовки03.03 «Аэронавигация»факультет реализует образовательную программу по профилю:

▪ Летная эксплуатация гражданских воздушных судов.

Основные образовательные программы реализуются на выпускающих кафедрах Факультета летной эксплуатации.

Специализация «Организация летной работы» (квалификация – инженер) и профиль «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» (квалификация – бакалавр)

Выпускающая кафедра «Летная эксплуатация и безопасность полетов в гражданской авиации» № 21

Заведующий кафедрой, заслуженный штурман РФ, доцент, к.т.н. Анатолий Георгиевич Костылев.

Чему учат? Конечно же, летать! Обучение состоит из теоретической, тренажерной и летной подготовок:

  • теоретическая подготовка предусматривает изучение фундаментальных курсов: Летная эксплуатация воздушных судов, Аэродинамика и динамика полета, Организация летной работы, Конструкция воздушных судов и их летная эксплуатация, Аэронавигация, Авиационная метеорология, Безопасность полетов, Управление воздушным движением, Правила подготовки и выполнения полетов, Авиационный английский язык, Фразеология радиообмена на английском языке и многих других, которые необходимы для надежного, безопасного и экономичного выполнения полетов в гражданской авиации;
  • тренажерная подготовка проводится на тренажерах учебных самолетов Cessna 172S, Diamond DA-40NG и Diamond DA-42NG, которые соответствуют международным требованиям:
  • летная подготовка включает полеты на учебных воздушных судах, которые предусматривают полеты на однодвигательных самолетах Cessna 172S или Diamond DA-40NG и на двухдвигательном самолете Diamond DA-42NG.

Современные воздушные суда, которые будут эксплуатировать наши выпускники – пилоты, оснащены многократно резервированными сложными электронно-гидромеханическими системами управления, электронной и вычислительной техникой, системами автоматического управления и навигационными комплексами, системами контроля работы функциональных систем и оборудования.

В отличие от специалистов других видов транспорта, пилот работает в спе­цифических условиях полета, в условиях информационной неопределенности и при наличии острого дефицита времени, но в то же время цена его ошибок очень велика. Все это требует выстраива­ния особой системы его подготовки с учетом проявлений человеческого фактора.

Во второй половине 90-х годов Академии гражданской авиации была разработана и внедрена новая система подготовки летного состава, сочетающая гуманитарную, общенаучную, инженерную и повышенную навигационную подготовку.

Выпускник нашего Университета – пилот современного самолета имеет подготовку, обеспечивающую безопасное выполнение полетов на самолетах советского и российского производства и самолетах иностранного производства, т.е. выполнение полетов на средних и больших высотах, на большие расстояния и по правилам полетов по приборам во всех климатических зонах Европы и Азии, с применением всех современных технологий летной эксплуатации воздушных судов и обслуживания воздушного движения на воздушных трассах и в районах аэродромов государств Европейского союза, Ближнего востока, СНГ, Индокитайского полуострова и других регионов земного шара.

Выпускник Университета – пилот современного самолета обладает теоретическими знаниями, соответствующими требованиям к линейному пилоту авиакомпании, имеет свидетельство пилота коммерческой авиации с квалификационным допуском для полетов по приборам на многодвигательном самолете и владеет английским языком в соответствии с требованиями ИКАО.

После успешного окончания Университета выпускникам выдается диплом государственного образца с присвоением квалификации – инженер или бакалавр, а также Свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации международного образца. А дальше выпускники этой профессии начинают свою работу в летных подразделениях авиакомпаний в качестве вторых пилотов экипажей современных воздушных судов.

Специализация «Организация использования воздушного пространства» (квалификация – инженер)

Выпускающая кафедра «Управления воздушным движением» № 25

Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Юрий Юрьевич Михальчевский.

Чему учат? Учат управлять воздушным движением. Воздушное движение ‑ это совокупность воздушных судов, находящихся в полете или движущихся по площади маневрирования аэродрома.

Управление воздушным движением (УВД) тождественно понятию диспетчерского обслуживания воздушного движения. Диспетчерское обслуживание воздушного движения – обслуживание, предоставляемое в целях предотвращения столкновений между воздушными судами и столкновений с препятствиями на площади маневрирования, а также в целях регулирования и упорядочения воздушного движения.

Диспетчерское обслуживание представляет собой сложный процесс, включающий: планирование воздушного движения, наблюдение за воздушным движением, опознавание воздушных судов, установление их местоположения, ведение радиосвязи с их экипажами, оценку их взаимного положения, принятие диспетчерского решения, передачу экипажам диспетчерских разрешений, указаний, рекомендаций и информации, контроль выполнения диспетчерских разрешений и указаний.


При этом особенно важно уметь определять (прогнозировать) будущее взаимное положение воздушных судов, оценивать степень опасности (конфликтности) ситуации воздушной обстановки, выбрать рациональную последовательность действий по разрешению конфликтной ситуации, как по составу диспетчерских указаний, так и по времени их выдачи экипажам, а также контролировать их выполнение.

Правила и порядок диспетчерского обслуживания устанавливаются и регулируются воздушным законодательством, устанавливающим правила использования воздушного пространства, организацию воздушного движения, порядок выполнения полётов воздушных судов, правила осуществления радиосвязи в воздушном пространстве РФ, порядок обслуживания воздушного движения и многое другое. Все это должен освоить будущий выпускник Университета ГА на аудиторных занятиях, в учебных лабораториях, а также на диспетчерских и летно-штурманских тренажерах.

Диспетчер УВД – специалист, осуществляющий планирование, контроль и управление движением воздушных судов по воздушным трассам, маршрутам и на площади маневрирования аэродромов. Он настоящий дирижер в своей стихии. В настоящее время диспетчер УВД это одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий во всем мире. При этом те, кто управляет воздушным движением, должны хорошо представлять и работу своих коллег – тех, кто находится в кабинах экипажей воздушных судов.

Диспетчеры УВД работают в аэродромных и районных диспетчерских центрах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также занимают различные руководящие должности поставщика аэронавигационного обслуживания полётов ‑ ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

Диспетчер УВД – это специалист, результатом работы которого, в конечном счете, и является отсутствие столкновений воздушных судов между собой и с наземными препятствиями, достижение максимальной пропускной способности воздушного пространства и аэродромов.

Успешное решение стоящих перед диспетчером УВД задач обеспечивается твёрдыми знаниями в таких областях, как радиолокация, радионавигация, авиационная связь, авиационная метеорология, английский язык, аэродинамика, воздушное право и др.

В качестве объектов будущей профессиональной деятельности выпускника можно назвать:

– объекты Единой системы организации воздушного движения;

– процессы, методы и средства обслуживания воздушного движения, включая автоматизированные системы управления воздушным движением;

– процессы, методы и средства организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания полётов, включая спутниковые системы наблюдения, навигации и связи.

Специализация «Организация аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов» (квалификация – инженер).

Выпускающая кафедра «Аэронавигация» №15

Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Юрий Николаевич Сарайский.

Аэронавигационное обеспечение полетов (АНО) – это все то, что нужно сделать еще на земле, чтобы в полете навигация воздушных судов была точной, безопасной и экономичной. Специалисты АНО, которых иногда называют наземными штурманами, решают сложные задачи, требующие хорошей математической подготовки, владения информационными технологиями и, конечно, отличного знания аэронавигации, метеорологии, радионавигационных средств, авиационного английского языка и многих других специальных дисциплин.


Чем же занимаются эти специалисты? Воздушные суда должны летать не как нравится пилотам, а по заданным траекториям. Эти траектории должны быть построены так, чтобы воздушные суда не сталкивались с наземными препятствиями, не пересекались с траекториями других воздушных судов, были экономичными. Разработка таких траекторий, особенно в районе аэродрома, является очень сложной задачей, поскольку нужно учесть сотни наземных препятствий и выполнить множество требований.

Для выполнения полета нужно знать, как проходит маршрут, какие ограничения в использовании воздушного пространства действуют во время полета, каково состояние и характеристики наземных радиомаяков по маршруту и многое другое, называемое аэронавигационной информацией (АНИ). Изменения в АНИ происходят постоянно и во всех концах мира. Поэтому важной задачей специалиста АНО является сбор этой информации и своевременное доведение ее до пилотов, и не только в виде карт и сборников АНИ, но и в виде электронных баз аэронавигационных данных, используемых бортовыми компьютерами.

Перед каждым полетом нужно выполнить много расчетов, связанных с определением требуемого курса, скорости и времени полета, количества топлива, безопасных высот полета и т.п. Для таких расчетов, выполняемых компьютерными программами, нужно подготовить исходные данные, учесть изменения в АНИ, составить план полета и проверить правильность вычислений. А во многих авиакомпаниях специалисты АНО работают также полетными диспетчерами, оказывая помощь экипажу во время полета при возникновении нештатных ситуаций.

Учебные практики по аэронавигации, авиационной метеорологии и тренажерной подготовке студенты проходят в стенах Университета, а производственную и преддипломную практики – в аэропортах, авиакомпаниях и организациях, занимающихся АНО. Лучшие из лучших проходят практику в Германии в компании Джеппесен, которая является мировым лидером в области обеспечении АНИ.

Высокая квалификация выпускников Университета по специализации АНО высоко ценится и признается не только в России, но и за рубежом.

Подслушано в СПбГУГА | Официальная страница

Подслушано в СПбГУГА | Официальная страница

Подслушано в СПбГУГА | Официальная страница запись закреплена

Alexey Byssenko


Alexey Byssenko

Никита Димитрюк


Никита Димитрюк

Игорь Болгов


Игорь Болгов ответил Никите

Марк Шефер

ОЛР:
+ менее загруженный учебный план, можно стать инструктором в отдаленном будущем
- лишний год, больше ВЛЭКов по 1 графе, теряется возможность идти на бесплатную магистратуру

ЛЭГВС:
+ меньше учиться, после есть возможность идти бесплатно учиться на магистратуру на другое направление ,на заочке будут оплачиваемые учебные отпуска при совмещении с работой

Вы здесь: Главная Тренажёрный центр (ТЦ) Контент Поступающим Организация летной работы

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
КОРРУПЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

Министерство науки
и высшего образования РФ

Организация летной работы

П1

Специальность высшего образования: 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация летной работы
Получаемая квалификация: инженер
Форма обучения: очная

Целью обучения является подготовка пилотов к летной эксплуатации современных воздушных судов гражданской авиации, особенностями которых являются высокая степень автоматизации управления и летный экипаж из двух пилотов.

П4

Факультет летной эксплуатации и управления воздушным движением был организован одновременно с училищем в 1992 г. В 1993 году на факультете был проведен первый набор курсантов-пилотов, в 1994 году – курсантов-диспетчеров. В 2013 году образовательные программы подготовки пилотов, реализуемые на факультете, были отмечены на всероссийском конкурсе как лучшие инновационные образовательные программы России.

П2

На территории института расположен современный тренажерный центр, оборудованный тренажерами самолетов Airbus 320, Boeing-737, Ту-204, DA 40, DA 42 и другими, которые используются для обучения и подготовки к летной практике. Летная практика выполняется на самолетах австрийского производства DA 40 и DA 42 с так называемой "стеклянной кабиной" (панелью кабины пилотов самолета, включающей в себя электронные дисплеи), что облегчает переучивание после окончания института в авиакомпаниях на самые современные самолеты отечественного и иностранного производства.

П3

П6

Курсанты обучающиеся по данной специализации требуют высокого уровня владения английским языком. Поэтому, в учебных планах предусмотрен большой объем подготовки по этой дисциплине, имеется возможность дополнительных занятий, а на завершающем этапе обучения выпускники сдают экзамен, подтверждающий их уровень владения английским языком.

У курсантов, обучающихся по программам специалитета, имеется возможность обучения на военной кафедре, после окончания которой им присваивается воинское звание «лейтенант».

П5

По окончании института выпускники данной специализации работают пилотами магистральных самолетов отечественного и иностранного производства после прохождения переподготовки в авиакомпаниях. В дальнейшем они могут занимать командно-руководящие должности в авиакомпаниях, а также структурных подразделениях Росавиации.

За прошедшие два десятилетия на факультете подготовлено более 1300 пилотов. В настоящее время наши выпускники летают практически на всех самолетах отечественного и зарубежного производства, многие в качестве командиров воздушных судов. На их плечах лежит огромный груз ответственности за обеспечение безопасности полетов, что обусловливает высокий уровень оплаты их труда.

О высоком качестве подготовки выпускников свидетельствует тот факт, что они успешно трудоустраиваются в ведущие российские авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» и другие.

Кафедра летной эксплуатации и безопасности полетов (ЛЭиБП)
432071, г. Ульяновск, ул. Можайского, 8/8, учебный корпус №1, каб. 362, 364.
Тел.: 8 (8422) 39-85-28

ВЗК РФ Статья 37.1. Эксплуатация гражданского воздушного судна

(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

1. Соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна, установленных утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна документацией гражданского воздушного судна, а также правил эксплуатации гражданских воздушных судов, утвержденных федеральными авиационными правилами, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

2. Требования к документации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

3. В целях поддержания летной годности гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта при их эксплуатации осуществляется наземное и техническое обслуживание.

4. Поддержание летной годности гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта - комплекс мер по обеспечению соответствия гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта или их частей требованиям к летной годности и поддержанию их в состоянии, необходимом для безопасной эксплуатации на протяжении срока службы.

5. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ по обеспечению прибытия воздушного судна на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна не включает в себя его техническое обслуживание.

6. Техническое обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ, необходимых для поддержания летной годности гражданского воздушного судна, включая проведение проверок гражданского воздушного судна, замену его частей, устранение неисправностей, а также осуществление изменения конструкции гражданского воздушного судна или выполнение его ремонта.

7. Правила наземного обслуживания и технического обслуживания гражданских воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

8. При нарушении требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также при выявлении небезопасного состояния гражданского воздушного судна уполномоченный орган в области гражданской авиации, выдавший сертификат летной годности, имеет право ввести ограничения эксплуатации данного воздушного судна или остановить его эксплуатацию.

9. Эксплуатанты обязаны предоставлять информацию о техническом состоянии гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, об особенностях их эксплуатации в уполномоченный орган, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также их разработчику. Состав и порядок предоставления указанной информации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: