Чем могут быть снабжены спасательные круги используемые на судах

Обновлено: 18.04.2024



Спасательный круг представляет собой жесткий объем, изготовленный из цельного куска пенопласта или другого одобренного материала, обшитый тканью из синтетического волокна.
Круг должен иметь массу не менее 2,5 кг и обладать плавучестью, обеспечивающей поддержание в пресной воде груза железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч.
Спасательный круг с линем и самозажигающимся буем
Наружный диаметр круга должен быть не более 800 мм, а внутренний - не менее 400 мм. Круг окрашивается либо в белый и красный, либо в оранжевый цвет. Не менее чем в четырех местах закрепляются полоски световозвращающего материала. На круг наносятся надписи - название судна и порт его приписки. По внешнему периметру круга в четырех местах на равных расстояниях закрепляется спасательный леер.
Спасательный круг должен выдерживать сбрасывание на воду с высоты, равной расстоянию от ватерлинии судна при наименьшей осадке до места установки круга или 30 м, в зависимости от того, что больше. Круг, помещенный в открытое пламя на 2 с, не должен загораться.
Круги должны распределяться по обоим бортам судна на всех открытых палубах. Хотя бы один круг должен быть размещен вблизи кормы судна. Круг должен удерживаться в гнездах (обоймах) только своим весом так, чтобы его легко можно было сбросить, а при затоплении судна он должен свободно всплывать. По меньшей мере, один круг на каждом борту должен быть снабжен плавучим спасательным линем - прочным нераскручивающимся тросом длиной 30 м или не менее чем в два раза превышающей высоту места его установки над ватерлинией, смотря по тому, что больше. Линь должен быть надежно закреплен на судне. Круги с линем служат для оказания помощи человеку, оказавшемуся в воде около борта судна, когда оно неподвижно (при стоянке у причала или на якоре). Они устанавливаются там, где имеется постоянная вахта или постоянно находятся люди; при стоянке у причала - возле трапа или сходни.

Самозажигающийся спасательный буй.

Не менее половины находящихся на судне спасательных кругов должны быть снабжены буями с самозажигающимися огнями. Горение самозажигающегося огня должно обеспечиваться в течение не менее 2 ч; огонь может быть проблесковым с частотой не менее 50 проблесков в 1 мин. Не менее двух спасательных кругов снабжаются светодымящими буями с автоматически действующими дымовыми шашками. Эти круги устанавливаются на крыльях ходового мостика с каждого борта. Шашка должна равномерно выделять дым хорошо видимого цвета (обычно - оранжевого), находясь на плаву на тихой воде, в течение не менее 15 мин, не заливаться водой на волнении, не выбрасывать пламени, не давать вспышек и продолжать дымообразование при погружении в воду не менее чем на 10 с.


Буй с самозажигающимся огнем или с дымовой шашкой крепится коротким линем к спасательному кругу. Такой круг должен иметь массу, достаточную для того, чтобы при сбрасывании приводить в действие устройство разобщения буя от судна, но не менее 4 кг. При сбрасывании круга буй разобщается от крепления и увлекается за борт. При этом автоматически приводится в действие дымовая шашка, а при попадании буя в воду начинает работать источник электроэнергии. На танкерах самозажигающиеся огни работают от сухих электрических батарей.
Спасательный круг немедленно сбрасывается упавшему за борт или обнаруженному в воде человеку. Подплыв к спасательному кругу, человек хватается за линь или спасательный леер и подтягивает круг к себе. Затем нужно взяться двумя руками за поверхность круга и нажать вниз и от себя так, чтобы круг опрокинулся через голову на себя (не нужно подныривать под круг). Положив обе руки на круг, нужно ожидать помощи. Двигаться надо как можно меньше, чтобы сократить теплоотдачу.
При оставлении судна спасательные круги используются людьми, которые по каким-либо причинам не смогли оказаться в спасательной шлюпке или плоту. За спасательный леер, обнесенный вокруг круга, могут удерживаться несколько человек. Поэтому при оставлении гибнущего судна рекомендуется сбрасывать в воду как можно больше кругов.



Спасательный жилет обеспечивает всплытие на поверхность человека, оказавшегося в воде, и поддержание его в таком положении, чтобы лицо находилось над поверхностью воды.
Жилет изготавливается из прочных синтетических или натуральных тканей. Положительная плавучесть обеспечивается твердыми водоизмещающими наполнителями либо надувными камерами. Надувные спасательные жилеты должны иметь две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются от баллончика с газом, приводимым в действие одним движением, а также могут надуваться ртом. Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5 % после погружения его в пресную воду на 24 ч.
Жилет не должен гореть или плавиться после того, как он был охвачен пламенем в течение 2 с.
Полоски световозвращающего материала наносятся на жилет таким образом, чтобы они были видимы во всех направлениях как с надводного, так и с воздушного судна.
Жилет должен иметь маркировку изготовителя.
Жилет закрепляется на теле человека лямками или ремнями. Жилет должен быть таким, чтобы его можно было надевать вовнутрь любой стороной, либо чтобы исключалась возможность его неправильного надевания. Конструкция спасательного жилета должна позволять человеку после однократного показа правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин.
Жилет должен быть таким, чтобы его было удобно носить, чтобы в нем можно было прыгать в воду с высоты до 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или повреждения самого жилета, чтобы в нем можно было проплыть небольшое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или плот.
Жилет должен поворачивать тело потерявшего сознание человека из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой, в течение не более 5 с. В пресной воде при отсутствии волнения жилет должен поддерживать потерявшего сознание или обессилевшего человека так, чтобы его рот находился на расстоянии не менее 120 мм от воды, а тело было отклонено от вертикали на угол не менее 20о и не более 50о.
Спасательный жилет снабжается сигнальным свистком на шнуре и электрической лампочкой с питанием от водоналивной батарейки, обеспечивающей достаточную силу света в течение не менее 8 ч. Чтобы привести батарейку в действие в ночное время, нужно выдернуть за штерт пробки, закрывающие отверстия в ее корпусе. Водоналивная батарейка работает только от морской (соленой) воды; в пресной воде химическая реакция, вызывающая загорание лампочки, не происходит.
Жилет может быть снабжен обычной батарейкой, которая включается в работу при замыкании электрической цепи. Вода действует как проводник, замыкая цепь и зажигая лампочку. Батарейка этого типа работает и в пресной воде.
Спасательные жилеты должны иметься на каждого находящегося на судне человека и, кроме того, на весь состав вахтенной службы. Они размещаются так, чтобы были легко доступны (в каютах, на местах несения вахты). Если жилеты не распределены между всеми лицами, находящимися на судне, то допускается хранение не более 20 жилетов в одном, легко доступном месте.
На жилет несмываемой краской наносится название судна и порта его приписки, на жилеты членов экипажа - судовые номера, на жилеты лиц вахтенной службы - надписи "Вахтенный механик", "Вахтенный помощник капитана" и т. п.
Если спасательный жилет снабжен ремнями с пряжками и застежками, то сразу после получения его членом экипажа он должен быть подогнан так, чтобы плотно прилегал к телу. При хранении жилета и перед его надеванием нужно проверять наличие лампочки и свистка, закрытие пробками отверстий в батарейке, состояние лямок или ремней. По судовым тревогам нужно выходить к местам сбора с жилетом, а надевать жилет перед оставлением судна.
По команде о надевании спасательных жилетов нужно по расположению лампочки определить наружную сторону жилета, надеть жилет через голову, затянуть лямки, перекрестив их за спиной, и завязать впереди на талии, или застегнуть ремни. Лямки следует завязывать "бантиком", так, чтобы можно было при необходимости легко отдать узел, дернув за любой конец.
Если спасающиеся вынуждены прыгать в спасательных жилетах с борта судна в воду, то для прыжка следует выбирать возможно более низкое место и такое, чтобы в воде волны и течение относили от судна. Перед прыжком нужно крепко прижать руками жилет сверху, так как при попадании в воду противоположно направленные сила веса тела и выталкивающая сила плавучести жилета могут привести к тяжелой травме. Одной рукой, прижимая жилет, зажать нос и прикрыть рот, чтобы избежать попадания в них холодной воды, что может повлечь холодовый шок. Убедившись, что место приводнения свободно от препятствий, шагнуть вперед. Голову держать прямо, закрыть глаза, плотно соединить ступни. Всплывая после прыжка на поверхность, открыть глаза и посмотреть вверх; если грозит опасность удариться о какой-либо плавающий предмет, отгрести в сторону.
После всплытия нужно как можно быстрее отплывать от опасного района. Плыть надо на спине, грести руками, как веслами.
Оказавшись в воде, необходимо использовать все возможности, чтобы попасть на спасательный плот. Для привлечения внимания применять свисток, звук которого разносится на значительно большее расстояние, чем звук человеческого голоса. В темное время суток привести в действие электрическую лампочку, выдернув за шнур пробки водоналивной батарейки.
Схватившись за леер спасательного плота, нужно его не отпускать, так как плот может отнести ветром. Забравшись внутрь плота, не снимать спасательный жилет, кроме тех случаев, когда надо отжать намокшую одежду.
Если попасть на спасательный плот невозможно, нужно свести к минимуму теплопотери: прижать колени к подбородку, локти - к бокам, засунув ладони под мышки, или же прижать к телу вытянутые руки и плотно сжать вытянутые ноги. Если в воде оказалось несколько человек, необходимо соединиться вместе, прижаться друг к другу как можно плотнее, обняться руками, переплести ноги. Это не только уменьшит потери тепла, но и укрепит моральное состояние, а, значит, повысит шансы на спасение.

Документ создан: 18.07.2014 16:03. Изменен: 18.07.2014 16:03

Спасательный круг

Спасательный круг

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательный круг должен:

иметь спасательный леер, проходящий по наружному

периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;

иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;

иметь массу не менее 2,5 кг.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

Спасательные круги со спасательным линем и с самозажигающимся огнем

Спасательные круги со спасательным линем

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.
Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика.
Эти круги не должны иметь спасательных линей. Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма.

Обычно самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе. Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:

если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;

если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно − круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть сброшен круг со средствами подачи сигнала: днем – с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью - с самозажигающимся огнем.

Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

Круг с дымовой шашкой

Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

Спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. На суда должны поставляться спасательные жилеты трех размеров в соответствии с табл.
Каждый член экипажа и пассажир должен быть обеспечен индивидуальным жилетом. Спасательные жилеты маркируются либо весом,либо высотой, или весом и высотой вместе.
В дополнение к этому должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% числа находящихся на борту пассажиров, или такое большое количество, которое может потребоваться для того, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спасательному жилету.

Если спасательный жилет предназначен для взрослого человека весом более 140 кг и имеющего обхват груди более 1750 мм, то должно быть предусмотрено подходящее приспособление, позволяющее прикрепить жилет к такому лицу. При перевозке младенца на борту судна должен быть предусмотрен специальный жилет для младенцев.

Маркировка спасательного жилета

Должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотренные для вахтенных, должны храниться на мостике, в посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с "жесткими" элементами, обеспечивающими плавучесть.

Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:

всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его переворот лицом вверх не более чем за 5 секунд;

поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над водой.

при прыжке в воду с высоты 4,5 метра жилет не должен причинять повреждений.

Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер,обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения любой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.

Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона.

Кроме того, она предусматривает возможность подкачки жилета ртом.

Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести.

Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высоты более 4,5 метров не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится прыгать с большей высоты,то следует намотать конец лямок для крепления на руку,а жилет взять в руку.
В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки. Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сиг- нальным огнем и свистком.

Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой.

Пробка выдергивается только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.

Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета.

Гидрокостюмы и защитные костюмы

Гидротермокостюм − костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм.
Также гидрокостюмы должны находиться в удаленных местах расположения плотов, количество их определяется Администрацией флага судна, но рекомендуется иметь равное вместимости плота, но не менее двух.

Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом;

температура тела человека не должна понижаться более чем на 20С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 20С;

не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;

обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метра;

обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также чтобы человек в гидрокостюме мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

Гидрокостюм

Теплозащитное средство − изготавливают из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков, предназначено для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде.
В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% от вместимости людей, но не менее двух.

Теплозащитное средство должно обеспечивать условие, чтобы температура тела человека не падала более чем на 1,5°С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.

Должны быть оборудованы все суда 3
В дополнение все пассажирские суда должны быть оборудованы командным трансляционным устройством (КТУ)

Спасательные круги

Длина пассажирского судна Минимальное количество спасательных кругов Длина грузового судна Минимальное количество спасательных кругов
менее 60 м 8 шт менее 30 м 4 шт
от 60 до 120 м 12 шт от 30 до 100 м 8 шт
от 120 до 180 м 18 шт от 100 до 150 м 10 шт
от 180 до 240 м 24 шт от 150 до 200 м 12 шт
более 240 м 30 шт более 200 м 14 шт
Длина рыболовного судна Минимальное количество спасательных кругов
от 25 до 45 м 4
от 45 до 75 м 6
более 75 м 8

Спасательные средства / тип судна 1 2 3 4 5 7
Спасательные жилеты Для каждого находящегося на судне человека должен быть предусмотрен спасательный жилет, отвечающий требованиям безопасности SOLAS и РМРС
Огни спасательных жилетов

На пассажирских судах каждый спасательный жилет должен быть снабжен огнем, отвечающим требованиям

Для каждого члена команды дежурной шлюпки или персонала, обслуживающего морскую эвакуационную систему, должен быть предусмотрен гидротермокостюм 7

Аварийно-спасательное снаряжение

Морские суда, плавающие под российским флагом, оснащаются аварийным снаряжением. Судовладелец должен самостоятельно определить необходимость и комплектность аварийного снабжения на борту судна, учитывая его район эксплуатации, размещения, а также национальные стандарты государства флага. Все суда, кроме судов ограниченных районов плавания RI, R2, R2-RSN, R2-RSN (4,5), и R3-RSN (кроме судов ледовых классов Агс5, Агсб, Axel, Агс8 и Агс9) и судов из стеклопластика, должны иметь аварийное снабжение в объеме, не менее указанного в таблице 2

Для несамоходных судов, эксплуатирующийся без экипажа, аварийного снабжения не требуется. Несамоходные суда, эксплуатирующиеся экипажем, должны иметь аварийное снабжение в объеме, не менее указанного в таблице 1

Наименование,

Количество для судов длиной L, м

Кол-во для наливных судов

150 и более

от 150 до 70 включительно

от 70 до 24 включительно

Набор такелажного инструмента,

Набор слесарного инструмента,

150 х 150x4000 мм

80 х 100 х 2000 мм

50 х 200 х 4000 мм

50 х 200 х 2000 мм

30 х 200 х 200 мм

60 х 200 х 400 мм

Пробки сосновые для судов с бортовыми иллюминаторами,

Диаметр бортового иллюминатора

10 х 30 х 150 мм

3 мм, каждый моток по 50 м

Болт с 6-гранной головкой,

Болт с 6-гранной головкой,

Шайба под гайку,

Ускоритель затвердевания бетона,

Сверх аварийного снабжения, указанного в таблице 1, должно быть предусмотрено дополнительное снабжение: на пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, за исключением судов из стеклопластика, согласно таблице 2;

Переносной автогенный агрегат для резки с комплектом полностью заряженных газовых баллонов, шт.

Ручной гидравлический домкрат, шт.

Кузнечная кувалда, шт.

Кузнечное зубило (с ручкой),шт.

Домкрат грузоподъемностью 9,8 кН, шт.

Домкрат грузоподъемностью 19,6 кН,шт.

на судах из стеклопластика:

Связующая смола с отвердителем

Наборы слесарного и такелажного инструмента, указанные в таблице 1, должны быть укомплектованы в соответствии с таблицей 3

кол-во на 1 комплект

Ключ гаечный разводной

Ширина зева до 36 мм

Ширина зева до 24 мм

Сумка для инструмента

Нормы снабжения стоечных судов определяются по усмотрению судовладельца.

Суда со знаком FF1, FF1WS, FF2, FF2WS и FF3WS в символе класса должны иметь два прожектора, способные обеспечить эффективный горизонтальный и вертикальный диапазон освещения поверхности диаметром не менее 10 м на расстоянии до 250 м при минимальном уровне освещенности до 50 лк в темное время суток и чистом воздухе

Аварийное снабжение должно храниться на двух аварийных постах как минимум, один из которых должен быть расположен в машинном помещении. Аварийными постами могут быть специальные помещения, ящики или места, отведенные на палубе или в помещениях.

В аварийном посту, расположенном в машинном помещении, должно храниться снабжение, необходимое для производства аварийных работ изнутри этого помещения, остальное аварийное снабжение, как правило, должно храниться в аварийных постах, расположенных выше палубы переборок; на судах длиной менее 45 м допускается расположение аварийного поста ниже палубы переборок при условии обеспечения постоянного доступа к этому посту.

На судах длиной 31 ми менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту.

Перед аварийным постом должен быть предусмотрен свободный проход; ширина прохода должна выбираться в зависимости от габаритов хранимого на посту снабжения, но не менее 1,2 м. Допускается уменьшение ширины прохода до 0,8 м на судах длиной менее 70 м и до 0,6 м — на судах длиной 31 м и менее.

Проходы к аварийным постам должны быть по возможности прямыми и коротким.

Общие требования SOLAS для спасательных плотов

Общие требования SOLAS для спасательных плотов

Спасательные плоты являются пассивными спасательными средствами. По конструкции различаются надувные и жесткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт - сбрасываемые и спускаемые.

Требования, которым должны удовлетворять все спасательные средства, установлены Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (SOLAS-74). Они воспроизведены в Правилах по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства.

Общие требования SOLAS к спасательным плотам:

  1. Каждый спасательный плот должен быть сконструирован таким образом, чтобы выдерживать на плаву воздействие всех морских условий в течение 30 дней.
  2. Спасательный плот должен быть сконструирован таким образом, что при его погружении в воду с высоты 18 м и он сам и его оборудование могли работать удовлетворительно. Если спасательный плот расположен на высоте более 18 м над ватерлинией в спокойной воде, он должен быть испытанным на погружение с этой высоты.
  3. Спасательный плот с навесом, и без навеса на плаву должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 м.
  4. Конструкция спасательного плота и его фитингов должны выдерживать буксировку со скоростью 3 узла в спокойной воде с полной загрузкой людьми и оборудованием и с одним из его морских якорей.
  5. Спасательный плот должен иметь навес для защиты пассажиров от воздействия окружающей среды, который автоматически устанавливается на место, когда спасательный плот запускается и попадает в воду.
  6. Спасательный плот с грузоподъемностью менее шести человек не может быть допущен к перевозке людей.
  7. Если спасательный плот не должен спускаться на воду спусковым устройством, то масса спасательного плота, его контейнера и его оборудования не должна быть больше чем 185 кг.
  8. Спасательный плот должен быть оснащен эффективным гидростатом, таким чтобы исключалась возможность неправильного срабатывания устройства. Гальванизация или другие способы нанесения металлического покрытия на детали гидростатического разобщающего устройства не допускаются;

Спускные плоты

В дополнение к вышеуказанным требованиям спускной спасательный плот должен:

Индивидуальные спасательные средства — это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спасательные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные костюмы и теплозащитные средства).

Спасательные круги

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.
Спасательные круги не могут быть надувными или изготовленными из тростника, пробковой стружки или любого крошеного материала. Обычно круги изготавливаются из вспененного полистирола, пеноприта или другого синтетического вспененного материала, не впитывающего воду.

Спасательный круг должен:

• иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм;

• иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;
• иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;
• иметь массу не менее 2,5 кг.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

Спасательный круг с самозажигающимся огнем

Спасательный круг с самозажигающимся огнем

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.
Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не более 70 проблесков в минуту.
Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика.
Эти круги не должны иметь спасательных линей.
Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма. Обычно, самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе. Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:

• если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;
• если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно – круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть подан круг со средствами подачи сигнала: днем – с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью – с самозажигающимся огнем.

Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

На судне также могут устанавливаться спасательные круги без дополнительного оборудования, если выполняются вышеперечисленные условия комплектации.
Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.
Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

Спасательные жилеты

Спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет.
Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с “жесткими” элементами, обеспечивающими плавучесть.

Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:

• всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его переворот лицом вверх не более чем за 5 секунд;
• поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над уровнем воды.
• при прыжке в воду с высоты 4,5 метров жилет не должен причинять повреждений.

Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер, обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения любой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.
Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона. Кроме того, она предусматривает возможность подкачки жилета ртом.
Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).
Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести.

Жесткий спасательный жилет

Жесткий спасательный жилет

Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высоты более 4,5 м не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится прыгать с большей высоты, то следует намотать конец лямок для крепления на руку, а жилет взять в руку. В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки.
Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком.

Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета

Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета

Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой. Пробка выдергивается только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.

Хранение спасательных жилетов в удаленных местах

Хранение спасательных жилетов в удаленных местах

На судне должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотренные для вахтенных, должны храниться на мостике, на посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

Гидрокостюмы и защитные костюмы

Гидротермокостюм – костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде.
Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм.

Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

• любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения жилета;
• температура тела человека не должна понижаться более чем на 20С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 20С;
• не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;
• обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метров;
• обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также человек мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

Теплозащитное средство – изготовляют из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков и предназначено для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде. В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% вместимости людей, но не менее двух.
Теплозащитное средство должно обеспечивать условие, чтобы температура тела человека не падала более чем на 1,5°С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.
Из многих других индивидуальных спасательных средств следует отметить спасательный «шарик» – надувной баллон красного цвета с тонким нейлоновым шнуром, упакованный в белую пластиковую коробку, крепящуюся к спасательному жилету. При открывании упаковки баллон раздувается газом до диаметра 0,5 м и поднимается в
воздух, удерживаясь линем. Баллон, а с ним и человек, может быть легко обнаружен днем с расстояния 2 мили.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: