Чем адвокатура отличается от судебной системы

Обновлено: 18.04.2024

Жизнедеятельность правовых государств и социума формируется на базе различных правозащитных и правоохранительных органов. Правовой орган – это необходимая основа развитой страны. За счет него обеспечивается своевременная, эффективная защита субъективного права и законного интереса каждого гражданина. Задача органов должна заключаться не только в обеспечении защиты, но и в предупреждении совершения противоправных действий, опасных для общества и окружающего мира.

Нотариат и адвокатура входят в систему органов государственной власти. Оба понятия принято рассматривать совместно, хотя они имеют кардинальные различия. Несмотря на них, цель обоих направлений одинакова – защищать права граждан страны.

Чем занимается адвокатура — функции адвоката кратко

Зачастую возникает вопрос — адвокатура это государственный орган или нет? Рассмотрим понятие подробно. Адвокатура — это правоохранительный орган, который является добровольным объединением профессионалов в сфере адвокатской деятельности. Он создается, чтобы оказывать правовую поддержку граждан государства, предприятий и организаций. В работе применяются все законные способы помощи клиентам. Адвокатура – это не коммерческий, не государственный орган. За свое участие адвокат получает гонорары. Его целью не является получение финансовой выгоды.

Адвокат – человек, который в соответствии с принципами и правилами федерального закона получил и подтвердил адвокатский статус. Он может заниматься адвокатской деятельностью. Это профессиональный, опытный советник в правовой сфере, полностью независимый от правоохранительных органов. Адвокатам запрещается построение трудовых взаимоотношений в роли сотрудникам, если это не творческая, преподавательская или научная работа. Профессионал не может занимать государственную должность в России, в субъектах страны или муниципальное звание.

Интерес и сущность адвокатуры заключается не в том, чтобы поддержать суд и обвинение. Ее главная цель – защита правовой свободы и законного права человека, который является клиентом. При объективном рассмотрении целей адвокатуры следует выделить достижение целей, которые ставит перед собой правосудие. В функции адвоката не входит помощь суду. Он использует все существующие законные способы, чтобы собрать доказательства в пользу своего подопечного и защитить его. Перечень правовых принципов адвокатуры:

  1. Все адвокаты соблюдают корпоративную этику, являются равноправными.
  2. Информация, доверенная клиентом своему защитнику, является секретной.
  3. Государственные органы не имеют права вмешиваться в адвокатские дела, защитник является независимым лицом.
  4. Объединение работает на основании самоуправления.
  5. Стать членом адвокатуры можно исключительно на добровольной основе.
  6. Все действия адвоката должны соответствовать требованиям законодательства.
  7. Адвокаты должны соблюдать свободу и права индивида, защищать его в суде.

Прокуратура и адвокатура - отличия

Прокуратура и адвокатура — отличия и сходства, что такое адвокатура — определение

Теория рассматривает адвокатуру, как гражданский, общественный институт. В него входят профессиональные адвокаты, которые осуществляют защиту граждан в судебных процессах и разбирательствах. Данное объединение не относится к государственным властям или местному самоуправлению.

Прокуратурой принято называть систему органов, которые от государственного лица осуществляют высшее наблюдение за исполнением законодательных норм и требований. Они контролируют процесс соблюдения свободы, права граждан. В задачи прокуратуры входит регулирование функционала, определенного в национальном законодательстве России. Что общего между прокуратурой и адвокатурой:

  1. Органы преследуют общую цель, обеспечивая законный интерес и права жителей страны, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
  2. Правовой статус обеих инстанций определяется на уровне закона.
  3. Прокуроры выступают в лице обвинителей от государства. Защитники – индивиды, имеющие адвокатский статус, которые ведут свою деятельность в соответствии с законом. Они являются двумя сторонами одного судебного разбирательства, предмет которого – уголовное дело. Обе стороны создают все условия для того, чтобы суд был состязательным. Для этого проводится предварительный анализ дела, ведется следствие, проводится дознание.

Основная характеристика адвокатского объединения – самоуправляемость, независимость. Адвокатура не имеет прямого отношения к государству и органам власти, к местному или областному управлению. Прокуратура, наоборот, тесно связана с государством.

Функции адвокатуры и нотариата, что делает адвокатура

Адвокатура является частично обособленным объединением. Она действует отдельно от государства и местных управленческих органов. В состав входят профессиональные адвокаты, которые представляют гражданское общество. Ключевая задача адвокатуры – защищать права клиентов, их законные интересы, свободу. Для этого применяются квалифицированные юридические методы. Помощь может осуществляться безвозмездно или за определенный гонорар.

Функции адвокатуры РФ:

  • Юридическая поддержка клиентов. Специалист консультирует и дает советы гражданам касательно их проблем. Он разъясняет законодательные основы и принципы, составляет правовую документацию. Это могут быть справки, соглашения, иски или акты.
  • Оказание адвокатской помощи бизнесу. В адвокатуру обращаются организации, учреждения, частные предприниматели и юридические лица.
  • Представительство в зале суда. Адвокат является представителем своего клиента на судебном процессе. Он защищает подопечного по уголовным делам, представляет интересы гражданских истцов, пострадавших или обвиняемых в процессе рассмотрения арбитражного, гражданского дела.
  • Совершенствование собственных знаний. К важным функциям профессионала относится постоянная работа над собственными знаниями и навыками. Адвокат должен быть в курсе всех нововведений и изменений законодательства, контролировать все громкие процессы, повышать свою квалификацию.
  • Оказание безвозмездной помощи. Существуют некоторые группы граждан, имеющие право получить помощь специалиста бесплатно.
  • Выплата взносов. Все адвокаты уплачивают некоторую сумму денег в счет казны, которой владеет адвокатская палата. Это первичные вступительные вклады, а после ежемесячные отчисления на удовлетворение общих потребностей.

Нотариат представляет собой систему, в которую входят должностные лица и органы. Они обязаны выполнять определенные функции, регламентированные действующим законодательством РФ. К ним относятся нотариальные действия, направленные на обеспечение юридических, бесспорно закрепленных за индивидами, прав. Нотариусы поддерживают индивидов или организации, которые требуют помощи экспертов. Ключевые отличия между нотариатом и адвокатурой:

  1. Публично-правовая природа объединений. В нотариате присутствует строгое ограничение численности участников. В качестве ограничителя выступают нотариальные палаты, государственные органы юстиции. В адвокатуре количество участников регулируется самими адвокатами.
  2. Нотариат имеет право совершать нотариальные деяния только в рамках, которые устанавливает нотариальный округ.
  3. Адвокаты заключают соглашения с подзащитными на основании поручений. Взаимодействие основывается на частном, правовом принципе. Нотариусы действуют на основании публично-правового характера. Они могут воспользоваться своими полномочиями только в установленных нотариальным производством границах. Все лица, которые получают помощь нотариуса, равны между собой, согласно юридическим условиям.
  4. Сфера юрисдикции адвоката и нотариуса различается. Они работают в разных направлениях, защищая законные интересы и права подопечных. Адвокатура преимущественно сталкивается с административными, уголовными и гражданскими делами. Нотариусы работают с бесспорными видами дел.

Между нотариатом и адвокатурой есть и сходства. К ним относятся следующие аспекты:

Судебная система– это упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами. Суды не создают общих правил поведения (законов) и не занимаются управлением. Судебные органы осуществляют правосудие, т.е. вынесение правового суждения о законе и правах сторон.

Принципы правосудия в РФ:

- участие народа (суд присяжных)

- равенство всех перед законом и судом

- беспристрастность и гласность

- обоснованность судебных решений и др.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают суд присяжных (один судья и 12 присяжных – присяжные выносят вердикт о виновности, а судья выносит приговор) и суд шеффенов (судья и заседатели – решение выносят совместно).

Судебная система России состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей субъектов РФ.

В судебной системе РФ существуют звенья и инстанции.

Судебное звено – совокупность судов, обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе (первое звено в общей юрисдикции – районные суды, второе – верховные суды субъектов, третье – Верховный Суд РФ).

Судебная инстанция – суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел (первая инстанция – принимает решение по существу дела; вторая (кассационная) – проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу; третья (надзорная) – проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу).

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом судебной власти по защите конституционного строя РФ. Он рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных актов, принятых ФС РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ.

КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в судебном деле.

КС РФ в случае необходимости дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции (общие суды) – судебные органы, которые рассматривают споры между гражданами или между гражданами и организациями, выносят решения по уголовным, гражданским, административным и иным делам.

Большинство дел по существу разрешается мировыми судьями и районными (городскими) судами (первая инстанция). Рассмотрение дела происходит в соответствии с нормами права, содержащимися в ГПК и УПК. Установленный этими нормами порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел называется судопроизводством (уголовное судопроизводство и гражданское судопроизводство).

Споры граждан между собой, а также их споры с юридическими лицами рассматриваются в порядке искового производства, для возбуждения которого заинтересованное лицо (истец) подает в суд иск, т.е. требование о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса (со стороны ответчика).

Иск должен быть подан в суд в течение определенного срока – срока исковой давности, т.е. срока, в течение которого суд может принудить ответчика устранить нарушение прав истца.

Сроки исковой давности подразделяются на общий и специальные. Длительность общего срока – три года. Он применяется ко всем тем спорам, в отношении которых не установлены специальные сроки. Эти сроки могут быть и больше, и меньше общего срока. На некоторые требования в соответствии с ГК РФ исковая давность не распространяется.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме по определенному шаблону.

Судья может отказать в принятии искового заявления, если:

- дело не подведомственно данному суду;

- дело не подсудно данному суду;

- иск подан недееспособным или не управомоченным лицом;

- нарушен порядок досудебного урегулирования и в других, указанных в законе, случаях.

Отказ в принятии оформляется мотивированным определением суда.

Если препятствий к рассмотрению дела в суде нет, то судья начинает готовить его к судебному разбирательству (назначение даты и времени заседания, повестки истцу и ответчику).

Судебное разбирательство проходит последовательно несколько этапов:

- подготовительный (открытие разбирательства, проверка явки, разъяснение прав и обязанностей);

- исследование обстоятельств дела (объяснения истца и ответчика, других участников процесса, изучение доказательств);

- судебные прения (суждения о том, какие факты можно считать установленными, а какие нет, а также о том, подлежат ли требования истца удовлетворению). Может выступить в конце прений и прокурор, если он участвует в деле;

- постановление и объявление решения (приговора).

Судебное решение – это выносимое именем государства постановление относительно существа спора, в котором содержится вывод суда о применении определенной нормы права к конкретному делу, об удовлетворении или об отказе в иске полностью или в части.

Судебное решение в силу вступает через 10 дней после его вынесения. Этот срок дается для обжалования в суде второй (кассационной) инстанции. После этого срока дело может обжаловаться только в надзорной инстанции.

Принятое судом решение должно быть исполнено (добровольно или принудительно – через службу судебных приставов или органы МВД).

Арбитражные суды рассматривают хозяйственные споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами и некоторые другие.

Основной задачей этих судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правоохранительные органы– органы, осуществляющие деятельность, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права.

Главенствующее место в этой сфере принадлежит государственным органам, но наряду с ними создаются и действуют общественные организации и профессиональные объединения.

Основные правоохранительные органы РФ:

- Органы внутренних дел (в т.ч. полиция – общественной безопасности и криминальная)

Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.

В Российской Федерации прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением иных действующих законов.

Органы прокуратуры не входят в систему ни одной ветви власти; в процессе осуществления своей деятельности они самостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.

Главным направлением деятельности всех органов прокуратуры является прокурорский надзор.

Установив факт нарушения закона, прокурор может совершить следующие действия:

- подать протест на правовой акт, если он противоречит закону (д.б. рассмотрен в течении 10 дней);

- внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенное нарушение закона (безотлагательное рассмотрение);

- вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Прокурор в качестве государственного обвинителя участвует в уголовном судопроизводстве.

Любой субъект права может обратиться к прокурору за защитой своих нарушенных прав, свобод или охраняемых законом интересов в произвольной форме.

Важное место в системе правоохранительных органов отведено органам внутренних дел, которые представляют собой многофункциональную структуру.

Одним из основных органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Адвокатура – это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи людям и организациям.

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами:

- составление исковых заявлений, жалоб и иных документов правового характера

- представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах

- осуществляют защиту в уголовном процессе и др.

Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи, а также не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.

Адвокатура независима от государства, поэтому труд адвоката государством не оплачивается. Юридическая помощь, как правило, оказывается за плату, которая определяется по соглашению между адвокатом и клиентом.

“notarius” (лат.) – писец, секретарь

Нотариат – совокупность государственных нотариальных контор и контор частнопрактикующих нотариусов, призванных обеспечивать в строгом соответствии с законодательством защиту прав и интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия – действия соответствующих должностных лиц по удостоверению в установленном порядке различных фактов, событий и явлений.

Некоторые действия, совершаемые нотариусами:

- удостоверяют сделки (требующие нотариального заверения);

- свидетельствуют верность копии документов и выписок из них, подлинность подписи и верность перевода;

- удостоверяют различные факты;

- действия, связанные с наследованием и др.

Все нотариальные действия совершаются платно (госпошлина или по договоренности).

Адвокатура от лат. advocates – «призванный», т.е. призванный защищать на суде, вести дело.

Историческая справка. В Древнем Риме адвокатами называли родственников и друзей тяжущегося, которых он просил сопровождать его на суд. Во времена Римской империи этим термином стали называть судебных защитников. В Европе под термином «адвокатура» подразумевается функционирование специального сословия профессиональных юристов.

В России понятие «адвокат» стало широко использоваться с 1864 г. Судебными уставами 1864 г. была введена присяжная адвокатура в лице присяжных поверенных, которые состояли при судах и имели право принять на себя ведение уголовного или гражданского дела во всех судебных местах округа. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку и имели свои органы самоуправления – совет присяжных заседателей и общее собрание. Присяжные поверенные по решению совета присяжных поверенных могли иметь помощников присяжных поверенных.

25 мая 1874 г. в России был введен дополнительно институт частных поверенных, которые занимались адвокатской практикой индивидуально. Свидетельства на право быть частным поверенным выдавались мировыми съездами, окружными судами и судебными палатами. Частные поверенные могли принимать поручения тяжущегося или подсудимого только в том суде, который выдавал им свидетельства.

22 ноября 1917 г. Декретом о суде № 1 институт присяжной и частной адвокатуры был упразднен. Интересы личности в суде было разрешено представлять любому, обладающему гражданскими правами, неопороченному гражданину. Одновременно с этим советская власть принимала попытки по учреждению новых форм адвокатуры.

7 марта 1918 г. Декретом о суде № 2 при местных советах создавались коллегии правозащитников, для которых устанавливались государственные оклады.

30 ноября 1918 г. ВЦИК принял Положение о народном суде, которое заменило коллегии правозащитников на коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий назначались советами, им устанавливались размеры окладов, они становились государственными служащими.

29 июня 1920 г. Третий Всероссийский съезд работников юстиции утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии обвинителей и защитников была введена система, в соответствии с которой юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности, что означало ликвидацию адвокатской корпорации.

5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников, по которому в каждой губернии при судах создавались коллегии защитников. Коллегии защитников являлись общественными организациями. Руководство коллегией осуществлялось президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий, в том числе и по приему и исключению членов коллегии, организации юридических консультаций.

Надзор за деятельность коллегий защитников осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов.

16 августа 1939 г. было принято Положение об адвокатуре в СССР, по которому в краях, областях, автономных республиках, союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов, а в районах и городах создавались юридические консультации для оказания юридической помощи населению. Эта модель адвокатуры в России фактически действовала до вступления в силу в мая 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатура - этонегосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст.3 ФЗ « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»).

Сущность адвокатуры заключается в том, что это:

- негосударственная структура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не создается государством и не финансируется государством;

- добровольное объединение юристов - профессионалов, обладающих статусом адвоката, организованное на основании закона, в целях оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается;

- некоммерческая организация не преследует цель извлечения прибыли. Вознаграждение адвокатов — это не прибыль, а оплата их труда. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно (ст. 26 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).

- институт гражданского общества - защитник гражданского общества призвана представлять и защищать негосударственный, а частный интерес. Свои функции она осуществляет путем оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и свобод.

Адвокатура организована и действует на основе следующих принципов: законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Принцип законности - организация и деятельность адвокатуры должны соответствовать действующему законодательству. Органы адвокатуры и формы адвокатских образований создаются в строгом соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Адвокат обязан осуществлять защиту и представительство своего доверителя только законными средствами, добиваться восстановления нарушенного права доверителя законными средствами.

Принцип независимости - органы государства (в том числе Министерство юстиции, прокуратура, Министерство внутренних дел, суд) не вправе вмешиваться в организацию и функционирование адвокатских образований. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов являются компетенцией органов самоуправления адвокатуры. Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры организованы не при судах, а по территориальному принципу.

Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры также не могут вмешиваться в производство по конкретному делу. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Он самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Принцип самоуправления - адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, через свои органы самоуправления (съезды, конференции, собрания, советы адвокатских палат, ревизионные комиссии, квалификационные комиссии, президентов). Наиболее важные вопросы адвокатской деятельности обсуждаются на Всероссийском съезде адвокатов России, конференциях (собраниях) адвокатов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, решения которых являются обязательными для исполнения адвокатским сообществом. Органы самоуправления адвокатуры формируются адвокатами самостоятельно, без вмешательства извне.

Принцип корпоративности - адвокатура представляет единый социальный институт, основанный на добровольном союзе лиц, объединенных общими интересами, задачами и целью обеспечить профессиональную защиту доверителей. Все лица, занимающиеся адвокатской деятельностью, состоят членами профессиональной единой корпорации. Каждый адвокат - член одной адвокатской палаты субъекта РФ, а адвокатская палата субъекта является членом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Адвокаты обязаны соблюдать правила установленные адвокатской корпорацией (Кодекс профессиональной этики адвоката, устав и решения органов адвокатуры). Корпоративность как принцип организации и деятельности адвокатуры оберегает ее от возможного вмешательства извне, обеспечивает адвокатам уверенность и защищенность своей деятельности.

Принцип равноправия адвокатов - лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката, и избравшее форму адвокатского образования, становится полноправным членом профессиональной корпорации. Адвокат вправе осуществлять любой вид юридической помощи, предусмотренной законом, представлять доверителя в любых органах государственной власти, судах, в органах местного самоуправления на всей территории РФ.

При этом объем полномочий адвоката не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Адвокат вправе по своему усмотрению избрать любую форму адвокатского образования, предусмотренную законом.

Адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам, в порядке, установленном законом, в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи:

- дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и письменной форме;

- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

- участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

- участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

- участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

- представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

- представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставами документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

- участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

- участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации могут осуществлять и адвокаты иностранного государства, которые вправе оказывать юридическую помощь на территории РФ при условии их регистрации Минюстом России в специальном реестре.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

- работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

- нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности (ст. 1 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ).

Действие указанного Федерального закона не распространяется на органы и лица, которые осуществляют представительство в силу закона (родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом) и руководствуются отраслевым законодательством (ст. 52 ГПК РФ, п.12 ст. 5 УПК РФ и др.).

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.

Соглашение между адвокатом и доверителем - гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством РФ, а порядок расчета такого вознаграждения утвержден совместным приказом Минюста РФ № 174 и Минфина России № 122н от 5 сентября 2012 г.

Адвокаты могут быть участниками государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам, имеющим право на получение такой помощи (ст. 15, 20 ФЗ «О бесплатной юридической помощи). Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность.

Этот список адвокатов ежегодно размещается в Интернете. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (например, Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. № 49 (в ред. от 12.12.2012) «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»; постановление правительства г. Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1040-ПП (в ред. от 24.02. 2009) «О мерах по реализации Закона г. Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»).

Адвокатская палата субъекта РФ определяет размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и (или) участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда, и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения (п. 6 ч. 3 ст. 31 Закона об адвокатской деятельности).


Экс-заместитель председателя КС Тамара Морщакова отметила, что профессиональный отбор на судейские должности сейчас невозможен из-за замены объективных конкурсных процедур ограничениями на допуск к судейской деятельности, в том числе в связи с осуществлением кандидатом в прошлом адвокатской деятельности. По ее словам, это объясняется стремлением к управлению судейским корпусом, для чего нужны послушные судьи. Советник ФПА Елена Авакян подчеркнула, что слова судей о том, что адвокаты «обрастают нежелательными связями» и, будучи судьями, могут быть уязвимы к внешнему давлению, не могут не вызывать беспокойства по поводу состояния самого судейского корпуса.

Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге опубликовал аналитическую записку «Источники пополнения судейского корпуса РФ и роль аппарата судов». В работе представлен анализ профессионального и социального состава кандидатов на должность судьи, выявлены закономерности при рассмотрении кандидатур квалификационными коллегиями судей и дана оценка того, как модель назначения судей, сформировавшаяся в России, влияет на судебную систему. Источниками данных стали указы Президента о назначении судей, опросы судей, проведенные институтом, и заключения ККС о рассмотрении кандидатов на судебные должности в 2014–2015 гг.

Согласно результатам анализа заключений, из 959 рассмотренных кандидатур рекомендации ККС получили 59,1%. Исследователи обращают внимание на то, что положительное решение коллегии тесно связано с поддержкой председателя суда. По их мнению, это объясняется тем, что, хотя согласно п. 7 ст. 11 Закона об органах судейского сообщества в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, ст. 21 этого закона позволяет председателям участвовать в заседаниях и влиять на решение ККС.

Было установлено, что почти все кандидаты, о назначении на должность которых ходатайствовал председатель, получили рекомендации на должность. Напротив, более половины из тех, кого не поддержал председатель суда, не получили рекомендации.


В записке отмечено, что на решение ККС влияет также опыт работы кандидата: преимущество в отборе имеют кандидаты с опытом работы в аппарате суда и прокуратуре. Шанс получить рекомендацию для кандидатов из полиции и других госорганов равен 50%, еще меньше шансов у представителей негосударственного сектора.

Исследователи выявили, что около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи – работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи. Для значительного числа кандидатов в судьи, начинавших карьеру не в аппарате суда, работа в должности помощника судьи становится необходимым карьерным шагом перед подачей заявления на должность судьи. Доля кандидатов, подающих заявления на должность судьи напрямую из другой профессиональной сферы, невелика.


Адвокат АП Владимирской области

Преимущество при отборе отдается кандидатам из аппарата суда, поскольку, во-первых, секретари и помощники знают «кухню» судебного делопроизводства и обладают навыками работы по «типовым» делам. Во-вторых, при крайне низкой заработной плате секретарей и помощников кадровая политика, которая наглядно демонстрирует возможности сотруднику аппарата стать судьей,позволяет избежать дефицита «аппаратных» кадров и удерживает судебную систему в работоспособном состоянии. В-третьих, сотрудник аппарата знаком тем, кто подбирает кадры, в отличие от «человека с улицы». В-четвертых, сотрудники аппарата судов и правоохранительных органов скорее оцениваются теми, кто подбирает кадры, как «свои» и «системные», чем адвокаты и юристы из частного сектора.

Основной опыт работы Число кандидатов Группировка Число кандидатов %
Аппарат суда 628 Только аппарат суда 466 48,5
Преимущественно аппарат суда 162 17
Прокурор 33 Прокуратура 119 12,4
Следователь прокуратуры 26
Аппарат прокурора 60
Следователь МВД 27 Другие правоохранительные органы 46 4,8
Полицейский 4
Оперативный уполномоченный 4
Сотрудник полиции 3
Дознаватель 3
Судебный пристав 5
Адвокат 21 Негосударственный сектор 106 11
Юрисконсульт коммерческого предприятия 71
Преподаватель вуза 13
Юрисконсульт некоммерческой организации 1
Юрист в органах государственной власти 56 Государственные органы 60 6,3
Специалист в органах государственной власти 4
ВСЕГО 959 100

«Преимущество трудового опыта в государственных организациях заключается в том, что кандидат обретает навыки работы в бюрократической системе – то есть дисциплину и умение работать в иерархизированных структурах», – делают вывод исследователи. При этом, поясняя, почему опыт работы в негосударственном секторе является наименее желательным, они указали: «Адвокатский опыт скорее рассматривается как противопоказание к получению рекомендации ККС. В интервью судьи неоднократно говорили о том, что адвокаты в ходе своей профессиональной деятельности “обрастают нежелательными связями” и, следовательно, будучи назначенными на должность судьи, могут быть уязвимы к внешнему давлению».


Советник ФПА РФ, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства»

Слова судей о том, что адвокаты «обрастают нежелательными связями» и, будучи судьями, могут быть уязвимы к внешнему давлению, не могут не вызывать беспокойства по поводу состояния самого судейского корпуса. Адвокаты – соль юридической профессии. Во всем цивилизованном мире судьи, адвокаты и прокуроры составляют единую профессию, и без адвокатуры нет отправления правосудия. На мой взгляд, подобные высказывания со стороны судей недопустимы и могут вызывать только недоумение.

Согласно результатам исследования, структура судейского корпуса претерпела существенные изменения за последние 20 лет.



Адвокат АП Владимирской области

Профессиональный опыт кандидата на должность судьи существенно влияет на две вещи. Во-первых, это ценностные установки. В зависимости от того, какие правовые ценности исповедует правоприменитель, он погружает рассматриваемую им ситуацию в разный правовой контекст. Например, это может быть контекст «вульгарного нормативизма», когда закон рассматривается как всеобъемлющая инструкция, а если в ней чего-то нет – тем хуже для вас. Совсем другой контекст – это «конституционализм в действии» и стандарты справедливого правосудия, задаваемые практикой ЕСПЧ. Правовые ценности влияют и на оценку доказательств: если один правоприменитель следует презумпции невиновности, а другой – презумпции достоверности материалов предварительного следствия, у каждого из них будет свое понимание правосудия и того, «как надо» его отправлять. Во-вторых, профессиональный опыт кандидата влияет на его техническую подготовку, которая, образно говоря, заключается в том, как провести дело процессуально через судебный «конвейер» и «отписать» решение так, чтобы его не отменили.

Исследователи установили, что возраст кандидатов варьируется от 26 до 59 лет. Возраст 90% кандидатов не превышает 42 лет.

Кроме того, было выявлено, что качество продемонстрированных на экзамене знаний не влияет на результаты отбора: «и троечники, и отличники имеют примерно равные шансы получить рекомендацию ККС». Определяющим фактором будет выбор председателя.

Анализ заключений ККС позволил исследователям обнаружить, что характеристики, связанные с дисциплинированностью, встречаются практически в каждом заключении. В то же время указания на независимость и беспристрастность кандидата встречаются только по одному разу. Указание на справедливость кандидата – три раза. Отсюда был сделан вывод: сейчас при приеме в судьи наиболее важными качествами личности считаются исполнительность и дисциплинированность.

В докладе указано, что профессиональный профиль типичного кандидата на должность судьи свидетельствует о том, что в России формируется карьерная модель судьи по континентальному образцу: молодой специалист, начав работу в судебной системе сразу после окончания вуза, постепенно продвигается к судейской должности и достигает ее по прошествии 9–10 лет работы в аппарате суда. Специфической чертой модели является то, что карьеру в аппарате суда может начать любой выпускник вуза независимо от качества полученного образования, а экзаменационный фильтр появляется только накануне назначения на должность.


Заместитель председателя Конституционного Суда РФ в отставке, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Исследования института свидетельствуют о том, что состояние судейского корпуса катастрофично, хотя и упрощает задачи внешнего и внутреннего управления в судебной системе. Винить в этом судей нельзя, как и требовать от них героизма в защите ценностей справедливого правосудия.

Из результатов исследования следует, что идет явный отрицательный кадровый отбор, который обеспечивают реальные наниматели – члены ККС, зависящие от судейской бюрократии, и председатели судов. Притом что даже их благие кадровые пожелания при рекомендации кандидатов часто не проходят из-за засилья представителей исполнительной власти при решении вопроса в администрации Президента. Процесс рассмотрения там непрозрачен, а потому проходящие процедуру назначения судьей остаются неосведомленными и лишены возможностей возражения и обжалования.

СПЧ неоднократно представлял рекомендации по изменению этих процедур в соответствии с общемировыми практиками, чтобы был обеспечен профессиональный, а не бюрократический отбор на судейские должности. Пока же это исключено из-за отсутствия объективного конкурса на должность судьи, замены конкурсных процедур ограничениями на допуск к судейской деятельности – часто по надуманным основаниям, якобы направленным на борьбу с коррупцией, которые рождают запреты на профессию судьи не только из-за нежелательных родственных связей кандидата, но и, например, по причине осуществления в прошлом адвокатской деятельности. Такие явно неправовые практики к жизни вызывает стремление к управлению судейским корпусом. Для этого нужны послушные судьи, а не самостоятельно мыслящие и ориентированные на идеалы справедливого правосудия. Такой судья может забыть о своей главной функции – судебном контроле за правовым содержанием законов, соблюдением прав человека как высшей ценности, тем более в случаях, когда они нарушаются публичными инстанциями, в том числе правоохранительными органами. Такой судья не станет противоречить нормотворцу и правоприменителю, а будет одобрять, легитимировать получаемое от них и оспариваемое гражданами «давальческое сырье» – нарушающие закон и справедливость процедуры, решения и действия представителей власти. Это простой для судьи и судебной системы в целом способ самосохранения и развития судейской карьеры, получения финансовых ресурсов на оснащение судов и заработную плату сотрудников. Это важно не только для поддержания высокого уровня доходов судей – известно, что дешевое правосудие дорого обходится обществу. Вот только при сложившемся облике судейского сословия оказывается недостижимой конституционная задача правосудия – обеспечивать признание и защиту прав личности в ее взаимоотношениях с законодательными, исполнительными и правоохранительными структурами власти.

По просьбе «АГ» Арина Дмитриева, одна из авторов аналитической записки, суммировала статистические сведения для подготовки «портретов» кандидата на должность судьи.


Также на основе статистических данных, предоставленных Ариной Дмитриевой, был подготовлен «портрет» действующего судьи.


В завершение авторы исследования сделали вывод, что в целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов с широким профессиональным опытом, а для повышения независимости судей следует ограничить роль председателя в процессе отбора и назначения судей.


Советник ФПА РФ, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства»

Отбор у нас зависит во многом от председателей судов, которые должны быть первыми среди равных, но на самом деле являются управляющими менеджерами. Рекомендация председателя является часто определяющей при выборе судей. При этом, понятно, он выбирает кадры из проверенных им людей, однако подобный отбор приводит к деградации профессии.

Судья – это человек, который может судить о жизни, опираясь не только на законы, но и на свой житейский опыт, поскольку знание норм позволяет квалифицировать отношения, а знание жизни помогает разобраться в их сути. Поэтому судья должен быть существенно старше 25 лет и обязательно должен иметь разносторонний опыт. В глазах подсудимого судья должен быть человеком, имеющим право выносить суждение о нем не только потому, что государство его управомочило, а в силу жизненного опыта и лимита уважения, заложенного при назначении его на должность. Тогда будет меньше обжалований, социального недовольства, пренебрежения и недоверия общества – и в этом цель, потому что наши судьи выносят решение именем Российской Федерации, сувереном которой является народ. Думаю, именно в этом русле должны быть изменены правила набора судей.

Судьи часто говорят, что повышение требований к кандидатам повлечет за собой проблему с комплектацией судейского корпуса. Но, на мой взгляд, людей, которые соответствуют этим требованиям, уже сейчас достаточно в адвокатуре и прокуратуре – необходимо лишь «открыть им двери», не опасаясь их привычки к самостоятельности и независимости, поскольку они всегда идут рука об руку с высокой квалификацией. Я убеждена, что это те качества, которые способны «оздоровить» отечественную судебную систему.

Текст: Оксана Оноприенко
Инфографика: Юлия Богатырева, Андрей Тронин


Юрий Пилипенко рассказал корреспонденту Право.ру о наиболее важных проблемах российской адвокатуры, о том, во что превратилась судебная власть, за что адвокаты чаще всего расплачиваются своим статусом, как нужно менять Кодекс профессиональной этики адвоката и из чего состоит «бермудский треугольник» причин его нарушения.

– Как Вы можете охарактеризовать нынешнее состояние российской адвокатуры?

– Если попытаться коротко ответить на этот вопрос, то ответ прозвучит так: смех сквозь слезы.

Прежде всего, нужно отметить, что сегодня российская адвокатура, которой скоро исполнится 150 лет, находится в определенном смысле на вершине своего развития.
При советской власти адвокаты состояли в областных и краевых коллегиях, а во времена самодержавия – при судебных палатах, и до принятия в 2002 г. Закона об адвокатской деятельности адвокаты страны не были объединены в единую корпорацию. Первые шаги на этом пути начинали делать еще присяжные поверенные после Судебной реформы 1864 г., но советский период прервал естественное движение адвокатуры к самоуправлению и объединению в масштабах всей страны.
Еще одна попытка была предпринята на исходе советской власти. И в настоящее время уровень независимости адвокатуры от органов исполнительной власти необыкновенно высок, административное давление – чуть больше нуля. Поэтому, если иметь в виду уровень корпоративной организации, самоуправления, независимости, то сейчас мы находимся на такой точке развития российской адвокатуры, какой еще не было в ее истории, и в этом смысле можем только радоваться нынешнему положению дел.

– Но Вы сказали про слезы…

– Да, потому что высокая степень независимости дает и обратный эффект: нас, кажется, игнорируют. Ведь что такое независимость на сегодняшний день? Ее можно определить и так: «От адвокатов почти ничего не зависит». Достаточно определенно я могу сказать это об уголовном судопроизводстве, которое состязательным назвать, в принципе, наверное, уже нельзя. Полагаю, что состязательность в уголовном судопроизводстве в Российской Федерации умерла, не приходя в сознание. Как до этого и криминалистика. Печально, что адвокатура – не по своей воле – превращается в падчерицу правосудия.

Особенно печалит то, что судебная власть – уже и не власть, а, подчас, и никакая не судебная. Суды общей юрисдикции, особенно в уголовном процессе, горизонтально интегрированы в правоохранительную систему. Оправдательных приговоров – «ноль с копеечкой», более 90% ходатайств защиты не удовлетворяются, адвокатам подчас грозят уголовным преследованием за выступление в процессе. И все делают вид, что так и надо, так и должно быть. Словно и университетов не кончали.

Но нынешнее положение дел в судебной системе – это не проблема адвокатуры, это проблема общества, страны, оно неприемлемо и ведет нас к институциональной катастрофе. Для сравнения: ну никак не может человек, например, с циррозом печени или с гангреной на правой ноге лететь в космос.

Еще одно проявление игнорирования – оплата участия адвокатов в уголовной защите по назначению. 298 руб. за один судодень – это нищенская ставка, абсолютно не соответствующая ни уровню образования, ни профессионализму, которыми должен обладать защитник. Мы с вами догадываемся, что при такой оплате помощь вряд ли будет оказана с большой отдачей.

При этом надо понимать, что более 70% адвокатов вовлечены ежедневно в процессы по назначению. Адвокатура находится не только в Москве и Санкт-Петербурге, по большей части она обитает в регионах, где, в принципе, нет активной экономической жизни и почти отсутствует спрос на услуги адвокатов, что, кстати, красноречиво говорит о численности среднего класса в стране. Чаще всего защитникам там приходится работать по уголовным делам по назначению, поскольку у людей нет денег для того, чтобы пригласить адвоката на договорной основе.

И проблема, мне кажется, состоит в том, что кто-то – осознанно или нет – отвлекает российскую адвокатуру от других, насущных задач и проблем, которые существуют и в обществе, и в юстиции, и в правосудии. Отвлекает на то, чтобы она боролась за 550 руб. вместо 298 руб. Если и бороться, то надо бороться за уровень существенно более высокий, чем 550 руб., или за что-то принципиально другое, важное.

Кстати, свежая новость: Минфин, кажется, изыскал средства для того, чтобы повысить с 1 июля минимальную ставку до 425 руб. И я искренне благодарен тем, кто помог в этом адвокатуре.

– А какие проблемы Вы считаете более важными?

– Самый очевидный ответ – отсутствие адвокатской монополии, как минимум, на судебное представительство. Сегодня в суд по доверенности ходят все кому не лень – индивидуальные предприниматели, педагоги, медработники, домохозяйки, люди без образования, студенты (хорошо, если юристы), люди с судимостью, бывшие адвокаты, изгнанные из корпорации…

Положение дел совершенно ненормальное. В Европе такая ситуация только в Эстонии и в Финляндии. Но там количество населения примерно такое же, как у нас в Иваново, и культура другая.

Был сделан разумный шаг в новом АПК, но потом Конституционный Суд – уж не знаю, по каким мотивам, – «утоптал» ростки цивилизованности. Некоторые «мыслители» боятся адвокатской монополии, но зубы почему-то не у сапожника лечат. Следует понять, что качество юридических услуг, оказываемых адвокатами, обеспечено установленными в законодательстве требованиями к претендентам на получение статуса адвоката, процедурой сдачи квалификационного экзамена, регламентацией их прав и обязанностей, правилами адвокатской этики, системой контроля, выстроенной на основе Кодекса профессиональной этики адвоката. Более естественной монополии, чем адвокатская или врачебная, не существует, и большей внутренней конкуренции, чем среди врачей и адвокатов, нет.

– А насколько Кодекс профессиональной этики адвоката соответствует сегодняшним реалиям, насколько он современен, не следует ли его переписывать?

– Сам Кодекс является замечательным документом, его существование – это, может быть, одно из самых серьезных достижений российской адвокатуры последних десятилетий. Он заложил основы для формирования собственной дисциплинарной практики, собственного взгляда на этику адвокатского поведения, корпоративного правосознания. Сейчас мы имеем тот документ, который в значительной степени соответствует реалиям современных взаимоотношений как между адвокатами, так и между адвокатом и доверителями.

Кодекс интересен тем, что не содержит конкретных составов правонарушений адвокатской этики, а только описывает принципы и общие подходы к осуществлению адвокатской деятельности. Это позволяет квалификационным комиссиям на местах формировать собственную дисциплинарную практику.

Впрочем, 9-летнее существование какого-либо нормативного или квази-нормативного акта, каким является наш этический Кодекс – это совсем не большой срок. Это в определенном смысле «юный» документ, что, конечно, не исключает необходимости внесения в него некоторых поправок и новаций.

– И каких?

– У меня есть свои представления о том, чем можно было бы дополнить Кодекс. Одно из них родилось после скандальной ситуации с адвокатом Павлом Ивлевым и публичного заявления Адвокатской палаты г. Москвы о том, что она не будет рассматривать жалобу на адвоката, если та поступит не от доверителя.

Полагаю, что следовало бы предоставить президенту ФПА право возбуждать дисциплинарное производство в отношении адвокатов в интересах защиты деловой репутации адвокатской корпорации. Объясню, кстати, сразу, почему не нужно наделять этим правом всех руководителей региональных палат: они технологически вовлечены в принятие решения по конкретной судьбе своего коллеги.

Вторая новация, на которой я бы настаивал, касается расширения санкций в отношении адвокатов за те или иные проступки. Дело в том, что между замечанием и предупреждением вряд ли кто найдет много содержательных отличий, а что касается лишения статуса, то это очень серьезное наказание, поскольку нигде не описаны механизмы восстановления в адвокатуре, и это автоматически означает пожизненное лишение права на работу в профессии.

Мне хотелось бы, чтобы между этими крайне разными по своим последствиям дисциплинарными наказаниями появилась еще одна мера – запрет или принудительное приостановление статуса адвоката на определенный срок. Два или три года – вопрос для дискуссии, главное – чтобы мера наказания была соразмерна совершенным нарушениям. Для сравнения вспомним Уголовный кодекс, в котором есть такая санкция, как запрет заниматься определенным видом деятельности на определенный срок.

Однако надо иметь в виду: в условиях отсутствия адвокатской монополии на представительство в суде приостановление адвокатского статуса на время будет выглядеть не серьезно. Следовательно, нужен комплексный подход в совокупности с введением такой монополии.

– Вы упомянули Ивлева. Регулирование вопросов соблюдения адвокатской тайны тоже надо менять?

– Сегодня, на мой взгляд, есть и проблема, связанная с адвокатской тайной. Она абсолютна и бессрочна. Режим адвокатской тайны возникает с момента обращения к адвокату потенциального клиента и касается всего, начиная с его имени. Только доверитель может освободить адвоката от сохранения тайны. Отсутствие соглашения об оказании юридической помощи не освобождает адвоката от соблюдения адвокатской тайны. Адвокат обязан молчать даже в том случае, если прекращен или приостановлен его статус.

Однако есть и исключения из адвокатской тайны: самозащита в ситуации, когда доверитель, недовольный услугами или взаимоотношениями с адвокатом, обращается с просьбой возбудить в отношении него дисциплинарное производство. В этом случае адвокат, считающий претензию несправедливой, может (исключительно в рамках дисциплинарного производства, а не в прессе) сообщить сведения, составляющую адвокатскую тайну.

Но я считаю, что адвокатура должна ориентироваться на здравое самоограничение и не дожидаться, когда государственные органы и суды поставят вопрос о безбрежности и бездонности адвокатской тайны. Нам самим необходимо сформулировать концепцию, принципиальный подход к разумному ограничению адвокатской тайны. На мой взгляд, можно предоставить адвокату право самому распоряжаться ею в той части, которая касается ставших ему известными сведений о готовящихся преступлениях, направленных против здоровья либо жизни человека. Именно право, а не обязанность.

– Дисциплинарная практика, по сути, прецедентна, вырабатывается органами адвокатского самоуправления по тем или иным проблемам взаимоотношений между адвокатами и доверителями и другим вопросам, связанным с нарушениями законодательства об адвокатуре.

Существенный вклад в ее формирование, конечно же, вносит самая большая по численности в России Адвокатская палата г. Москвы. Мы перед ней должны снять шляпу, потому что ее руководство сумело сформировать общие подходы на годы вперед, и эти подходы в качестве образца используют многие регионы.

– На что чаще всего жалуются клиенты, какие положения этического Кодекса чаще всего нарушает адвокат?

– Самое большое число жалоб касается финансовых взаимоотношений между адвокатом и доверителем. Жалуются, прежде всего, на то, что не составляется договор или на то, что адвокат взял определенную сумму денег для решения проблемы, а проблему не решил и деньги не возвратил. Реже жалуются на пассивность адвоката как во время предварительного следствия, так и в суде.

– А за что чаще всего адвокаты расплачиваются своим статусом?

– В 2011 г. прекращен статус 2253 адвокатам. Это на 3% больше, чем в 2010 г.

Чуть меньше одного процента – вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления. Кстати, эти данные очень отличаются от тех, которые мы встречаем в интервью руководителей Следственного комитета или Генеральной прокуратуры. В частности, было названо число 187, а на самом деле, по нашим данным, сверенным, кстати, с Минюстом, в прошлом году были осуждены только 24 человека.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем – 3%. 75 человек лишили за это статуса. Нарушение адвокатом норм профессиональной этики – 4% (83 человека).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты – еще 200 человек (9%). Это, скорее всего, означает, что адвокат по каким-либо причинам перестал выплачивать взносы.

Ну, а большая часть случаев, когда человек перестает быть адвокатом, связана с тем, что он сам подал заявление о прекращении своего статуса. Это 67%. И 15% – смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Но я бы добавил, что среди действующих адвокатов немало тех, кто недостоин этого статуса. И не столько по моральным основаниям, сколько по профессиональным. Но при этом мы не хуже, чем сотрудники судейского и следственного корпуса – там примерно такие же люди, обучавшиеся в тех же примерно институтах, живущие в той же самой стране, в тех же городах и селах.

Вместе с тем, в пользу адвокатуры свидетельствует следующее. Сейчас без малого 70 000 адвокатов состоит в корпорации, и за 9 лет, пока действует Кодекс, почти 5000 адвокатов были лишены статуса за нарушение профессиональных обязанностей. Это говорит о том, что адвокатская корпорация за десятилетие существенно очистилась. Если мы посмотрим на общедоступную статистику о том, что происходит с судьями, следователями и прокурорами, то мы поймем, что такого масштаба самоочищения, как у нас, нет нигде.

Кроме того, у нас существует институт постоянного периодического повышения квалификации, и адвокаты обязаны отчитываться, где и когда они обучались, куда ездили на конференции, где выступали с докладами. Все это работает на общее повышение профессионального уровня адвокатов и, соответственно, укрепляет престиж адвокатуры.

– В чем, на Ваш взгляд, причины того, что адвокаты нарушают нормы профессиональной этики?

– Три основные причины нарушений – своеобразный «бермудский треугольник»: стяжательство – общее падение нравов – дефектное состояние судебной и правоохранительной системы.

Страсть к стяжательству – общечеловеческий порок. У адвокатов для этого имеются свои причины. Широко распространенное мнение, что адвокаты – сверхобеспеченные люди, всего лишь миф. Высокого заработка добивается лишь сравнительно небольшая группа, преимущественно в крупных городах. Что касается основной массы адвокатов, особенно в регионах, то им приходится туго затягивать пояса. Не говоря уже о нищенской оплате труда, уровень социального обеспечения практически нулевой. Отсюда – и желание заработать сегодня и сейчас.

Особые случаи нарушений, которые я связываю в первую очередь с общим падением нравов, касаются недостойного поведения адвокатов в процессе. Я имею в виду тех, кто позволяет себе грубые, оскорбительные высказывания в адрес суда или коллег, представляющих интересы процессуальных оппонентов.
Состояние судебной и правоохранительной системы – очень серьезная тема, которая требует отдельной, детальной беседы. В рамках этого интервью могу сказать следующее. Адвокаты как участники процесса на практике достаточно часто сталкиваются с допускаемыми следствием и судом нарушениями закона. Среди моих коллег много высокопринципиальных людей, которые не устают бороться с произволом сотрудников правоохранительных органов, формальным отношением суда к жалобам и т.д. Но, к сожалению, есть и такие, которые используют эти нарушения в своих интересах. Наиболее показателен отрицательный пример – «карманные адвокаты», существование которых было бы невозможно без следователей, которые нуждаются в адвокатах, не пытающихся найти изъяны в позиции обвинения и подписывающих любые процессуальные документы.

Тем не менее, это – жизнь. И чрезвычайных, специальных для адвокатуры оснований для пессимизма я не вижу. Будет страна – будет и адвокатура, будут доверители и гонорары, будут профессиональные победы. Будет весна, а за нею лето. Все будет хорошо! Или очень хорошо!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: