Целью процедуры судебной санации являются

Обновлено: 23.04.2024

Речь идет о соглашении о досудебной санации. Эта мера позволит урегулировать споры без инициирования процедуры несостоятельности.

Минэкономразвития подготовило законопроект, который предполагает введение нового механизма предупреждения банкротства должников — это соглашение о досудебной санации, пишет РБК. В ведомстве считают, что эта мера поможет избежать затрат, связанных с процедурой несостоятельности, а также даст возможность получить отсрочку по налогам.

Заключение такого соглашения сможет инициировать сам должник — как гражданин, так и юридическое лицо. Утверждать соглашение будет арбитражный суд. Обязательные условия: в заключении соглашения участвовали кредиторы, долг перед которыми превышает 75% от общей его суммы, соглашение направлено на восстановление платежеспособности должника, а у него нет непогашенных обязательств по выплате зарплат, выходных пособий или алиментов.

Соглашение о досудебной санации может распространяться на кредиторов, не участвовавших в его заключении, за исключением тех, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, а также кредиторов, чьи требования возникли уже позже заключения соглашения. Арбитражный суд может отказать в утверждении досудебной санации, если докажет, что отсутствующие кредиторы будут поставлены в худшее положение по сравнению с тем, как если бы должник был признан банкротом и его имущество было реализовано в ходе конкурсного производства.

После заключения досудебной санации должник и кредиторы смогут изменить порядок и сроки исполнения обязательств должника либо вовсе отменить их, например путем предоставления отступного, конвертации требований в доли в уставном капитале (акции) или ценные бумаги должника. В документе могут содержаться условия, что кредиторы обязуются определенное время не требовать банкротства должника.

По замыслу Минэкономразвития, во время действия соглашения о досудебной санации должно быть прекращено начатое в отношении должника исполнительное производство и введен запрет на возбуждение новых. Кроме того, должник получит возможность избежать затрат, связанных непосредственно с процедурой банкротства.

Авторы документа назвали механизм досудебного урегулирования задолженности через мировое соглашение несовершенным. В Минэкономразвития считают, что досудебная санация дает шанс примириться и избежать рисков на компромиссных условиях.

1. Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором с соблюдением требований к оформлению заявлений, установленных в статьях 5 и 6 настоящего Закона, в арбитражный суд до принятия им решения по делу.

В тех случаях, когда лица, желающие участвовать в проведении санации, определены до вынесения арбитражным судом определения по ходатайству о проведении этой процедуры, в арбитражный суд представляются список этих лиц, сведения о них, включая сведения о характере их имущественных отношений с должником, а также их письменное согласие на участие в проведении санации.

Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации.

2. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами.

3. В случае, если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, арбитражный суд не вправе выносить определение о проведении санации.

4. В случае удовлетворения ходатайства о санации арбитражный суд с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов объявляет конкурс желающих принять участие в санации. В обязательном порядке конкурс объявляется в том случае, если к моменту вынесения арбитражным судом определения о проведении санации собственник предприятия-должника и члены трудового коллектива не воспользовались своим преимущественным правом на участие в проведении санации. Объявление о проведении конкурса публикуется должником в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" за свой счет.

К участию в конкурсе допускаются юридические, в том числе и иностранные, физические лица, а также члены трудового коллектива предприятия-должника.

Заявление на участие в конкурсе подается в арбитражный суд, объявивший конкурс, в течение месяца со дня опубликования объявления о проведении конкурса.

5. Если по истечении срока подачи заявлений на участие в конкурсе выразивших желание участвовать в санации не окажется, арбитражный суд выносит определение об отмене проведения санации и принимает одно из решений, предусмотренных в статье 10 настоящего Закона.

6. Не позднее десяти дней по истечении срока подачи заявлений на участие в конкурсе, а в тех случаях, когда конкурс не объявлялся, - не позднее десяти дней после вынесения определения о назначении санации арбитражный суд рассматривает кандидатуры лиц, выразивших желание участвовать в санации, и определяет лиц, допущенных к участию в ней, о чем выносит определение.

7. В семидневный срок со дня вынесения определения, указанного в пункте 5 настоящей статьи, участники санации обязаны провести собрание, на котором они должны выработать соглашение. В соглашении должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть.

По истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40 процентов от общей суммы требований кредиторов.

Удовлетворение требований кредиторов производится в очередности, установленной в статье 30 настоящего Закона.

В соглашении не может предусматриваться передача должником основных средств участникам санации.

Участники санации обязаны выполнить принятые обязательства перед кредиторами в полном объеме и несут за их выполнение солидарную ответственность, если соглашением не предусмотрено иное.

Соглашение передается в арбитражный суд в течение десяти дней с момента подписания.

8. На основании представленного соглашения арбитражный суд выносит определение о начале проведения санации в порядке и на условиях, определенных в соглашении, и осуществляет контроль за ее проведением.

9. Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на шесть месяцев.

10. В процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива предприятия-должника могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективном проведении санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственника предприятия-должника, либо кредиторов, либо членов трудового коллектива предприятия-должника. Арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации.

11. Санация может быть прекращена в связи с окончанием установленного срока ее проведения, невыполнением требований, предусмотренных в абзаце 2 пункта 7 настоящей статьи, а также в связи с установленной неэффективностью санации.

В случае прекращения санации арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

12. Достижение цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При этом сохраняются все права участников санации, установленные в соглашении о санации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство);

должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации;

обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности;

конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия;

досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;

наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника;

внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему;

конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

временный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника - лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства.

Законом о банкротстве предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций (ст. 30) и досудебной санации (ст. 31).

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

До момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению с целью восстановления его платёжеспособности могут принимать не только учредители (участники), собственник имущества должника, но и кредиторы или иные лица (например, государственные органы управления) на основании соглашения с должником.

Под досудебной санацией (оздоровление) понимаются меры по восстановлению платёжеспособности должника, применяемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.[60] Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, а также восстановления его платёжеспособности.

Цель досудебной санации – удержание предприятия «на плаву», недопущение банкротства, а в случае кризисной ситуации – вывод предприятия из неё с наименьшими потерями.

Действующее законодательство не регламентирует ни порядок, на сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактические все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение появления такого состояния. При этом основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес-плана финансового оздоровления на основе оценки и диагностики финансового состояния компании, а также выбор и реализация антикризисных процедур.

Основные формы, используемые в целях оздоровления предприятия и недопущения его банкротства (до введения процедур банкротства):

Ÿ реорганизация предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);

Ÿ доверительное управление – по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передаёт другой стороне (доверительному управляющему) на определённый срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого лица, указанного учредителем управления (выгодоприобретателем). Договор заключается тогда, когда собственник имущества поручает доверительному управляющему эффективно управлять своим имуществом;[61]

Ÿ финансовая помощь учредителей (участников), собственников имущества должника, кредиторов или иного заинтересованного лица.

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Так, ст. 575 ГК РФ не допускает в отношениях между коммерческими организациями дарение, т.е. безвозмездную передачу в собственность вещи или имущественного права (требования) либо освобождение от имущественной обязанности.[62]

В досудебной санации также могут участвовать бюджетные средства. Условия их участия регламентируют ежегодные законы о бюджетах (федеральные, региональные), Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатёжеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатёжеспособных предприятий, утверждённое Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498.

Санация сама по себе не влечёт никаких правовых последствий ни для должника, ни для кредиторов, проведение санации не препятствует возбуждению уголовного дела о несостоятельности, не приостанавливает принудительного исполнения должником своих обязательств.

Если же в санации предприятия участвует государство, то сам факт такого участия служит стимулом для привлечения других участников для восстановления платёжеспособности предприятия.

Хозяйственный суд за ходатайством комитета кредиторов в срок, который не превышает срока действия процедуры распоряжения имуществом, принимает решение о проведении санации должника.

Решение собрания принимается не за количеством представленных за него голосов, а в зависимости от суммы имущественных требований кредиторов - не меньше двух третей совокупной суммы требований (п. 7.1 Письма Высшего хозяйственного суда Украины от 24.09.1999 г. № 01-8/451 "О некоторых вопросах практики применения в решении споров отдельных норм действующего законодательства").

Как указано в письме Высшего хозяйственного суда Украины от 24.11.1997 г. № 01-8/452 "О некоторых вопросах практики применения отдельных норм действующего законодательства в решении споров" лицо, которое желает принять участие в санации должника (инвестор), имеет право ознакомиться с его имуществом и финансовым состоянием непосредственно у самого должника, на что не нужна отдельное согласие кредиторов.

Санация вводится на срок не больше двенадцати месяцев, но за ходатайством комитета кредиторов или управляющего санацией или инвесторов этот срок может быть продолжен еще до шести месяцев или сокращенный.

Со дня вынесения постановления о санации наступают важные правовые следствия, среди которых основным есть прекращения полномочия органов управления должника (руководителя предприятия, его органов) - управление должником переходит к управляющему санацией.

Комитет кредиторов принимает участие в принятии решения о согласовании кандидатуры управляющего санацией, выбор инвестора(ов), одобрение плана санации должника.

После открытия процедуры санации суд назначает управляющего санацией.

Органы управления должника на протяжении трех дней со дня принятия решения о санации и назначении управляющего санацией обязательстве обеспечить передачу управляющему санацией бухгалтерской и другой документации должника, печатей и штампов, материальных и других ценностей.

Кандидатуры на выполнение функций управляющего санацией и инвестора(ов) могут быть предложенные комитету кредиторов любым из кредиторов.

Приняв дела по управлению предприятием- должником, управляющий санацией получает право самостоятельно распоряжаться имуществом должника с учетом ограничений, что предусмотренные законодательством о банкротстве. Он также может укладывать от лица должника цивільно-правові соглашения, включая мировое соглашение.

Управляющий санацией обязан принять в хозяйственное ведение имущество должника и организовать проведение его инвентаризации, организовать ведение бухгалтерского и статистического учета и финансовой отчетности, открыть специальный счет для обеспечения проведения санации и расчетов с кредиторами.

Кроме того, управляющий санацией осуществляет мероприятия по взысканию дебиторской задолженности перед должником, может заявлять в установленном порядке возражения относительно заявленных к должнику требований кредиторов, рассматривает требования кредиторов относительно обязательств должника, которые возникли после нарушения дела о банкротстве в процедуре распоряжения имуществом должника и санации.

Управляющий санацией может быть уволен хозяйственным судом от выполнения полномочий управляющего санацией по его заявлению. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения управляющим санацией своих обязанностей он может быть уволен на основании решения комитета кредиторов. При этом комитет кредиторов должен предложить вместо него другую кандидатуру.

Значительные соглашения и соглашения, относительно которых есть заинтересованность, укладываются управляющим санацией только по согласию комитета кредиторов. Значительными соглашениями определяются соглашения относительно распоряжения имуществом должника, балансовая стоимость которого превышает один процент балансовой стоимости активов должника на день составления соглашения.

Управляющий санацией в трехмесячный срок со дня принятия решения о санации имеет право отказаться от выполнения договоров должника, заключенных к нарушению проведения в деле о банкротстве, не выполненных полностью или частично, если:

- выполнение договора причиняет убытки должнику сравнительно с аналогичными договорами, которые укладываются за таких самых условий;

- договор есть долгосрочным, срок которого есть больший за год или рассчитанный на получение положительных результатов для должника в долгосрочной перспективе (это также может касаться договоров на производство сельскохозяйственной продукции, где необходимо много времени для получения результатов);

- выполнение договора создает условия, которые препятствуют восстановлению платежеспособности должника;

Это полномочие управляющего санацией есть очень важным. Законодательством о банкротство предусмотрено, что сторона договора, относительно которого принято решения управляющим санацией об отказе от его выполнения, имеет право в тридцатидневный срок со дня принятия решения управляющим санацией требовать в установленном порядке возмещения ущерба, которому было причинено в связи с отказом от выполнения договора.

В процедуре судебной санации управляющий санацией разрабатывает план санации должника.

На протяжении трех месяцев со дня вынесения постановления о санации должника управляющий санацией обязан подать комитета кредиторов для принятия план санации должника. В случае наличия инвесторов план санации разрабатывается и соглашается при участии инвесторов.

План санации должен содержать мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, условия участия инвесторов (за их наличия) в полном или частичном удовлетворении требований кредиторов, в частности путем переведения богу или части долга на инвестора, срок и очередность выплаты должником или инвестором долга кредиторам и условия ответственности инвестора за невыполнение взятых согласно плану санации обязательств. Кроме того, план санации должен предусматривать восстановление платежеспособности должника, платежеспособность считается восстановленной при отсутствии признаков банкротства.

Если в санации принимает участие инвестор(и) при условии выполнения обязательств, предусмотренных планом санации. Он (они) может приобрести права собственности на имущество должника согласно принятию на себя обязательств, о чем указывается в плане санации.

План санации должника предварительно согласован с должником, управляющий санацией должен представить на утверждение комитета кредиторов. Комитет кредиторов созывается управляющим санацией в четырёхмесячный срок со дня вынесения хозяйственным судом постановления о санации.

Управляющий санацией должен письменно сообщить члены комитета кредиторов о дате и месте проведения заседания комитета и за два недели до проведения заседания кредиторов предоставляет возможность предварительно ознакомиться с планом санации.

Комитет кредиторов после рассмотрения плана санации и предусмотренных в нем мероприятий может одобрить план санации и подать его на утверждение хозяйственного суда, отклонить план санации и обратиться к хозяйственному суду с ходатайством о признании должника банкротом и начать ликвидационную процедуру или отклонить план санации, обратиться к хозяйственному суду с ходатайством об освобождении управляющего санацией от выполнения им обязанностей и о назначении нового управляющего санацией. Последнее решение должно содержать дату созыва очередного заседания комитета кредиторов для рассмотрения нового плана санации, которое должны состояться не позднее чем в месячный срок со дня принятия решения об отклонении плана санации.

План санации считается одобренным, если на заседании комитета кредиторов он был поддержан более чем половиной голосов кредиторов - членов комитета кредиторов.

Одобренный комитетом кредиторов план санации и протокол заседания комитета кредиторов подаются управляющим санацией в хозяйственный суд на утверждение в срок не позднее пяти дней со дня проведения заседания комитета кредиторов.

Если кто-то из кредиторов не согласился с планом санации или голосовал против порядка и сроков погашения задолженности, предусмотренных в плане санации, это излагается в протоколе заседания комитета кредиторов как особая мысль кредитора(ів).

Хозяйственный суд утверждает план санации должника, после чего он становится программой действий участников в деле на период восстановления платежеспособности предприятия-должника. Если мероприятия, предусмотренные планом санации, рассчитанные на больший срок, чем начально установленный, хозяйственный суд может удлинить срок санации.

Управляющий санацией осуществляет контроль за выполнением плана санации и ежеквартально отчитывается перед комитетом кредиторов о ходе его выполнения.

Если стороны поднимают условия соглашений, заключенных согласно плану санации, во время проведения процедуры санации, защита затронутого права осуществляется в процедуре проведения в деле о банкротстве.

Если на протяжении шести месяцев со дня вынесения постановления о санации в хозяйственный суд не будет представлен план санации должника, хозяйственный суд имеет право принять решение о признании должника банкротом и начать ликвидационную процедуру.

За пятнадцать дней до окончания санации управляющий санацией обязан предоставить сборам кредиторов письменный отчет и сообщить их о времени и месте проведения собрания.

Отчет управляющего санацией должен содержать:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- счет прибылей и убытков должника;

- сведения о наличии у должника средства, которое могут быть направлены на удовлетворения требований кредиторов должника;

- сведения о дебиторской задолженности должника на дату представления отчета и о нереализованных правах требования должника;

- другие сведения о возможностях погашения кредиторской задолженности.

К отчету управляющего санацией прибавляются реестр требований кредиторов и, при наличии, жалобы кредиторов, которые голосовали против принятия сборами кредиторов решения или не принимали участие в голосовании. Отчет управляющего санацией подлежит утверждению хозяйственным судом.

Одновременно с отчетом управляющий санацией вносит на сборы кредиторов одни из таких предложений:

1) о долгосрочном прекращении процедуры санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;

2) о составлении мирового соглашения;

3) о продолжении процедуры санации;

4) о признании должника банкротом и начало ликвидационной процедуры.

Отчет управляющего санацией рассматривается сборами кредиторов, которые созываются не позднее десяти дней после окончания процедуры санации или появления оснований для ее прекращения. Хозяйственный суд оформляет свое решение постановлением.

Утверждение хозяйственным судом отчета управляющего санацией является основанием для вынесения хозяйственным судом постановления о прекращении проведения в деле о банкротстве.

При наличии ходатайства комитета кредиторов хозяйственный суд может вынести постановление об установлении конечного срока расчетов с кредиторами, который не должен превышать шести месяцев со дня принятия указанного постановления. В таком случае проведения в деле о банкротстве прекращается после окончания расчетов с кредиторами.

Расчеты с кредиторами проводятся должником согласно реестру требований кредиторов, начиная со дня утверждения отчета управляющего санацией хозяйственным судом, в порядке очередности, предусмотренному в Законе о банкротстве.

При наличии ходатайства сборов кредиторов о признании должника банкротом и начало ликвидационной процедуры, а также в случае отказа хозяйственного суда в утверждении отчета управляющего санацией или непредоставление такого отчета в предназначенный срок, хозяйственный суд может признать должника банкротом и начать ликвидационную процедуру.

Если сборами кредиторы не приняты ни одного из указанных выше решений или такое решение не представлено в хозяйственный суд на протяжении пятнадцати дней 3 дня окончания санации или возникновение оснований для ее досрочного прекращения, хозяйственный суд рассматривает вопрос о признании должника банкротом и объявляет о начале ликвидационной процедуры.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: