Бывает правовое государство какие еще виды есть

Обновлено: 19.04.2024

Типы государства — общие системообразующие признаки, которые характеризуют конкретную совокупность (группу) государств и раскрывают закономерности их организации и развития.

Различают два подхода к типологии государства:

  • Формационный. Социально-экономические признаки выступают основным критерием классификации при данном подходе. Тип производственных отношений формирует тип государства. Классифицирующая категория — исторический тип государства, то есть государство определенной общественно-экономической формации, которое характеризуется единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
  • Цивилизованный. При данном подходе духовные признаки выступают основным критерием, а именно культурные, религиозные, национальные и так далее).

Типы государства, их ключевые признаки

Существуют ключевые особенности, из-за которых государство относится к тому или иному типу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

При цивилизационном подходе

  • древние;
  • средневековые;
  • современные.

При формационном подходе

Первобытно-общинное

В этом обществе отсутствуют классы, так как отсутствует частная собственность.

Рабовладельческое

Подобное государство поддерживает рабовладельцев и их власть над рабами, которые являются собственностью. Создано для охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев. Рабы не имеют никаких человеческих прав и служат только как орудие труда.

Феодальное

Феодальное государство — диктатура класса феодалов, земельных собственников, которые присваивают труд крестьян. Рабочий класс, а именно крестьяне, находятся в полурабстве, где в роли рабовладельцев выступают помещики.

Буржуазное

Данное государство является диктатурой буржуазии, где неравенство сословий заменено на социальное.

Коммунистическое

Подобное общество создано для торжества социальной справедливости, неравенство между людьми в котором подлежит уничтожению при помощи обобществления собственности.

По уровню экономического развития

Также государства делятся между собой по уровню экономического развития и благосостояния на три типа:

Развивающиеся (страны третьего мира)

В странах третьего мира основную часть экономики занимает сельское хозяйство, продажа полезных ископаемые и сырья.

Индустриальные

В индустриальных странах основу экономики составляет промышленность.

Постиндустриальные

В постиндустриальных государствах основная экономика создается в индустриальной сфере, в сфере услуг. Данные страны современно развиты и прошли научно-техническую революцию.

По политическому признаку

Различаются государства и по политическому признаку.

Демократические

Демократия — тип политического режима, который основан на методе коллективного принятия решений с равным воздействием участников процесса на его исход.

Для демократического государства требуется обеспечения ряда прав для каждого члена общества, например, политическое и социальное равенство, свобода, права человека, право на самоопределение и законность.

Существуют разновидности демократии:

  1. Олигархическая. Крупные собственники позволено принимать непосредственное участие в управлении государством, а также гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвержено в данном случае имущественным ограничениям. Олигархическая демократия схожа с плутократией, где правящий класс населения проводит политику зачастую в интересах крупного капитала.
  2. Эгалитарная. Цель данной разновидности — достижение политического равенства. Подразумевает равное участие в политических процессах, равные права, равное представительство, равный доступ к значимым для политики ресурсам.
  3. Социалистическая. Данная разновидность демократии фокусирует свое внимание на воле народа, предполагает ликвидацию социальных классов и преимущественно государственную собственность на средства производства. Термин был закреплен от 1919 года Программой Российской Коммунистической Партии, а в конце 1940-х годов был введен термин «Народная демократия», что была разновидностью социалистической демократии.
  4. Либеральная. Также называется буржуазная или конституционная. Основана на ряде положений: верховенство права, влияние граждан на принятие решений, общественный компромисс, мирная смена власти при проведении выборов, правление с согласия народа, система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства народа, гарантии гражданских, политических и социальных прав, гарантии прав оппозиции.
  5. Имитационная. Проявляется в ряде атрибутов власти народа, но фактически влияние населения на процесс принятия политических решений крайне мал. Часть граждан лишена избирательного права, избранные представители не определяют всю политику, исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную власть, система правосудия не обеспечивает соблюдения конституционных принципов.

Авторитарные

Авторитаризм — тип политического режима, который основан на сильной централизованной власти одного лица (президент, монарх, премьер-министр) или группы лиц (партия).

Сохраняется экономическая, гражданская и духовная свобода граждан. При данном политическом режиме в качестве методов управления государство очень редко применяются массовые репрессии, отсутствует террор, а доминирует командное и административное управление. Силовые структуры подконтрольны государству и зачастую используются в политических целях против оппозиционных сил, средства массовой информации берутся под контроль государства, СМИ необходимо сохранять лояльность к режиму, возможна цензура. Лидеры авторитарных государств не принимают мнения, отличные от их позиции, в том числе и от народа, их маловероятно сменить.

Тоталитарные

Тоталитаризм — тип политического режима, который основа на абсолютном (тотальном) контроле государства во всех отраслях общественной и частной жизни.

Данное понятие появилось в начале 1920-х и предназначалось для режима Муссолини. В то время тоталитарному государству были свойственны неограниченные полномочия власти, уничтожение конституционных прав и свобод населения, репрессии в отношении тех, кто мыслит иначе и милитаризация общественной жизни. В политологии при данном политическом типе власть стремится к полному контролю общества и ставит задачу контролировать всю жизнь населения. Оппозиция при любой ее форме пресекается или подавляется государством.

По форме правления

Монархия

Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит монарху пожизненно. Монарх принимает престол по наследству, а также не несет ответственности перед жителями.

Республика

Республика — форма правления, при которой высшая государственная власть избирается народом или формируется представительными учреждениями на определенный срок. Данная власть несет полную ответственность перед населением.

Ноократия

Ноократия – вид политического устройства или социальной системы общества, которая «основана на приоритете человеческого разума» при формировании ноосферы Земли.

О ноократии и ноосфере впервые заговорил академик Владимир Вернадский и философов Пьер Тейяр де Шарден.

Ноократы — высококлассные специалисты, которые организуют интеллектуальное управление обществом и повышения уровня и качества жизни населения на основе внедрения достижений науки и техники. К ноократам также могут относиться сторонники ноократии. В современном мире данный вид политического устройства проявляется в виде взвешенного коллективного разума при принятии международных соглашений, договоров и деклараций о сотрудничестве и взаимодействии стран.

Либеральная демократия

Либеральная демократия — модель государственной организации, выстраиваемая на основе представительной демократии, в которой воля социального большинства и полномочия органов государственной власти ограничиваются таким образом, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов каждого члена общества.

В данном правовом строю воля большинства и способность представителей власти ограничены в целях защиты прав меньшинства и свобод отдельного типа населения. Цель — равное обеспечение гражданам прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, свободу слова, неприкосновенность личной жизни, свободу выбора религии и собраний. Характерным признаком данной демократии является, так называемое, «открытое общество», которое характеризуется терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов.

В современном мире абсолютно каждое государство отличается от других комплексным набором определенных характеристик и черт, которые сложились под воздействием его исторического развития, уровня остроты этнических и социальных конфликтов, международных и экономических факторов. При такой многогранности все страны можно разделить на два самых основных типа –республика и монархия.

Типология государства — это своеобразная классификация, нацеленная на правильное разделение всех прошлых и настоящих государственных систем на группы, чтобы раскрыть их социальную сущность.

Это определения предполагает конкретное распределение с позиций двух подходов: цивилизационного и формационного.

В рамках данных критериев выступают все значимые социально-экономические признаки любого государства. Именно базис или же вид систематических производственных отношений выступают решающим фактором для полноценного общественного развития, который должен детерминировать и соответствовать надстроечным элементам: государству и праву.

Типы государства с точки зрения формационного подхода

В течение длительного времени установленная в отечественной литературе типология государств, которая считается основополагающей, делила государства на пять основных видов:

  • восточное;
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

В основу указанной классификации была положена социально-экономическая формация.

Восточный тип государственной системы базировался исключительно на поливном земледелии.

Рабовладельческое государство предполагало неограниченную власть монарха и приближенных к нему людей. При этом в качестве центральных орудий труда выступали рабы и малоимущие представители общества.

Феодальный тип государства опирался в основном на право индивидуальной собственности на землю. Так, правительственная концепция концентрировалась только в руках тех, кто был собственником земельных территорий и мог по законному праву распоряжаться владениями по собственному усмотрению.

Готовые работы на аналогичную тему

Четвертым видом государства выступала уже буржуазная система, которая характеризовалась расположением к формации, основывается на праве собственности посредством методов производства. При этом государственная власть незаметно приобретала принципы триумвирата, появились гражданские права, и в результате - номинально равные возможности всех граждан.

Последний тип – это социалистическое государство, которое полностью отрицало право владения как таковое в связи с его ненадобностью. Власть в этом аспекте принадлежит и выполняется каждым человеком без ущерба для других. Данный тип был официально признан утопией.

Несмотря на хорошую обоснованность указанного деления на типы государства, формационный метод всегда подвергался заслуженной критике, так как использование в качестве критерия классификации одного лишь экономического уровня развития государства не дает возможности охватить весь диапазон государственных форм, а потому необходимо принимать во внимание и цивилизационный фактор.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода

Согласно данной типологии, любую страну как явление следует рассматривать с разнообразных позиций: исторической, культурной, социальной и религиозной. На основе этой классификации были определены центральные типы государства, которые базируются в основном на культурных ценностях.

В целом, их общее количество составляет 26 универсальных государственных формаций, среди которых особое внимание уделяется:

  • западно-христианской;
  • восточной;
  • египетской;
  • шумерской;
  • западноевропейской.

К сожалению, и цивилизованный метод допустил аналогичную ошибку, что и формационный, которая заключается в следующем: определенную ограниченность факторов оценки и мониторинга социально значимых процессов.

А потому все типы государства, которые были выведены на его основе, должны восприниматься только как вспомогательные. В защиту обоих концепций стоит сказать, что в настоящее время все больше правоведов склонны объединять эти классификационные подходы в одну систему.

Форма государства: составляющие элементы

Любое государство можно охарактеризовать с точки зрения его формы, а не только типа. В свою очередь, форма государственной системы представляет собой совокупность трех ключевых элементов: административного деления, правительственного режима и принципов правления. Однако виды государств в основном подразделяются, исходя только из одной определенной специфики, а именно – правительственного режима. В этом случае следует рассмотреть, как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим политологи выделяются такие виды государств:

  • авторитарные – построенные только на господстве одного лидера;
  • тоталитарные – в которых может руководить народом определенная партия;
  • демократические – признающие власть общества наивысшей ценностью;
  • либеральные – высшая степень свободы в политической и экономической деятельности.

Важно понимать, что не каждый из указанных видов может характеризоваться исключительно наличием определенного типа. Так, невозможно сопоставить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или демократическую форму с восточной цивилизацией. Перечисленные выше факты дают возможность утверждать, что формы и типы государства создают практически все критерии его характеристики.

Территориально-политическая организация государства

На сегодняшний день существует три главные формы территориально-политической организации государства: федеративная, унитарная и конфедеративная.

Федерация – уникальная форма государственного устройства, при которой сразу несколько правительственных образований, обладающие юридической и политической самостоятельностью, формируют одно союзное государство.

Исторически федерация для таких стран, как США, Германия, Швейцария, была основной формой преодоления политической нестабильности и раздробленности. Распределение компетенции между самой федерацией и ее представителями официально регулируется общегосударственной конституцией. При этом предоставляется верховенство федеральных законов, которым должны полностью соответствовать конституции всех членов федерации.

К грамотному ведению центрального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, политика в области труда, социальной защиты населения и занятости населения. Реальное соотношение субъектов федерации и властных полномочий государственного института определяется исторической практикой страны.

Унитарное государство обладает множеством важных социальных признаками, среди которых единая конституция, единая концепция действий высших органов правительственной власти управления и законодательного права.

Конфедерация представляет собой систематический союз всех суверенных государств, который был сформирован для достижения общих, внешнеполитических задач. Центральные органы указанной структуры не обладают прямой властью над входящими в ее состав субъектами, в результате чего решения данных органов осуществляется только после одобрения институтов действующей власти. Единой налоговой и правовой системы в конфедерации не может быть, ее финансирование определяется посредством взносов, входящих в нее государств. Яркими примерами конфедерации являются СНГ и ЕЭС.

Правовое государство предполагает ограниченную в своих правовых действиях систему, направленную на защиту прав и свобод граждан.

Доверительные взаимоотношения между властью и личностью определяются конституцией, выполняющей роль «общественного договора» между народом и государством.

Демократия в этом аспекте, прежде всего, демонстрирует реальный уровень участия народных масс в государственном аппарате, а также наличие у граждан фактических прав и демократических свобод, официально закрепленных и признаваемых в конституциях. Однако многочисленны институты по установлению демократических ценностей существуют и в настоящее время при всех их недостатках.

Когда главной целью органов власти является защита законных прав и свобод каждого гражданина, можно говорить о формировании правового государства. Это идеал построения гармоничных взаимоотношений между потребностями личности, общества и страны в целом.

Правовое государство представляет собой тип организации власти, основанный на верховенстве закона и принципах гуманизма.

Характерными особенностями правового государства являются:

  1. режим конституционного правления;
  2. развития правовая система;
  3. возможность общественного контроля над деятельностью органов власти;
  4. демократические свободы;
  5. законодательная защищенность каждой личности.

В правовом государстве действуют эффективные механизмы, гарантирующие неукоснительное исполнение законов в общественной жизни. Все люди равны в использовании демократических прав и свобод, могут ими беспрепятственно распоряжаться.

Власть государства в правовом обществе связана законом, официальные институты и административный аппарат ответственны за результаты своей деятельности перед населением и каждым конкретным человеком.

Независимость судебной системы – обязательное условие существования правового государства. Правоохранительные органы в такой стране ориентируются лишь на строгое соблюдение законов, защищая интересы граждан от преступных посягательств.

Историческая роль правового государства

Идея правового государства зародилась еще в античности. Мыслители Древней Греции сделали первые шаги в этом направлении. Например, известный философ Аристотель считал, что все вопросы должны решаться в правовом поле, потому что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя».

Но несмотря на все идеи древних мыслителей, страны того времени были автократическими. Считалось, что граждане должны служить интересам общества и государства, а не наоборот.

Готовые работы на аналогичную тему

В средневековой Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее власть захватила церковная доктрина, не могло быть и речи о правах и свободах отдельной личности. Господство богословия признавало лишь обязанности людей перед клерикальной и светской властью.

Эпоха Возрождения вместе с небывалым расцветом культуры и искусства была ознаменована и возвращением к позабытым с античных времен идеалам гуманизма и признания достоинства каждой личности.

Буржуазно-демократические революции, произошедшие в постфеодальной Европе, сделали учение о правовом государстве востребованным. А само возникновение данной идеи означает переход от тоталитаризма к гражданскому обществу.

Как показала история XX века, верховенство закона еще не является безусловной гарантией защиты личных прав и свобод, поскольку нормативные акты могут быть как демократическими, так и авторитарными, легализующими насилие и произвол. Фашистская Германия, например, также позиционировала себя как правовое государство, обеспечивая неукоснительное соблюдение принятых законов. А на самом деле это был откровенный тоталитаризм.

Поэтому главным свойством по-настоящему правового государства является следование общечеловеческим принципам гуманизма, толерантности, защиты демократических прав и свобод.


Социальная основа правового государства

Любое правовое государство имеет социальную, нравственную и экономическую основу. Оно не может существовать без развитого промышленного производства, достатка и благополучия населения, свободы предпринимательской деятельности. Впрочем, немыслимо правовое государство и без демократических институтов управления, законотворчества.

Социальная основа правового государства предполагает соблюдение следующих условий:

  1. наличие гражданского общества;
  2. равенство всех перед законом;
  3. широкий спектр демократических свобод;
  4. возможность реализации творческого и трудового потенциала каждого человека;
  5. гарантированность защиты прав личности.

Еще ни одна страна на практике не сумела полностью реализовать идеал правового государства. Этому мешает недостаточный уровень развития правовой культуры и самосознания населения, наличие экономических проблем, множество разнообразных общественных конфликтов, а также субъективные качества должностных лиц и особенности работы административного аппарата.

Построение правового государства в современной России

Статья 1 Конституции РФ определяет нашу страну как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Но это, скорее, декларация идеала, к которому стремится общество, чем объективная реальность. В современной России процесс становления правового государства еще далек от завершения.

Времена СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее , правопреемницей которого является наша страна, были ознаменованы массовыми нарушениями прав человека. Дисциплинарные и административные проступки влекли за собой уголовное наказание. За хищение нескольких овощей с колхозного поля крестьянина могли приговорить к многолетнему лишению свободы.

Правовые принципы попирались органами государственной власти Советского Союза в массовом порядке. Законодательством предусматривалась уголовная ответственность для детей и родственников политически репрессированных граждан. На данной основе создавались объекты пенитенциарной системы. Например, в эпоху сталинизма действовал печально известный Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Процесс становления правового государства в современной России идет медленно и противоречиво, сталкиваясь с огромным количеством трудностей. Многих официально декларируемых принципов реализовать пока не удалось, среди них можно перечислить следующие основополагающие моменты:

  1. избиратели лишены реальной возможности лишать полномочий депутатов и других должностных лиц, не оправдавших их доверия;
  2. деятельность органов государственной власти не контролируется общественными институтами;
  3. далеко не все законодательные нормы неукоснительно исполняются;
  4. государство не гарантирует гражданам право на труд;
  5. социальные свободы и права жителей не всегда соблюдаются правоохранительными и административными органами;
  6. по объему имеющихся полномочий законодательная власть заметно уступает исполнительной.

Для построения реального правового государства в России необходимо решить все перечисленные проблемы, привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , преодолеть в массовом сознании населения страны представление о государстве как о карательном органе, чьи интересы не совпадают с нуждами конкретных людей.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.03.2016

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.


«В некотором царстве, в некотором государстве. » — многие русские сказки начинаются именно так. Пришла пора разобраться, что же такое государство. В этом материале раскроем это понятие для средних и старших школьников.

Понятие государства

Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему «господарство». Последнее происходит от слова «господь», история возникновения которого до конца не ясна.

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Сегодня это слово имеет другое определение: государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Французская Республика.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Краткое — географическое. Используется, когда про государство говорят как о стране, в контексте географии и экономики.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

  • единство территории;
  • законодательная деятельность;
  • суверенитет;
  • монополия на применение силы (легальное принуждение);
  • обязательность членства (гражданство);
  • налоговые сборы;
  • публичная власть.

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

  • государственные символы;
  • единый язык общения;
  • армия;
  • национальная валюта.

Государственные символы

Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

  • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
  • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
  • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
  • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
  • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

К внешним функциям государства относятся:

  • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
  • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
  • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
  • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ЮНЕСКО.
  • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках монарха.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой верховная власть избирается и имеет срок правления. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Пример президентской республики: США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который возглавляет победившую партию.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой регионы не самостоятельны и подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Франция, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865), Евросоюз, СССР.

Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами и нациями. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: