Бюджетно налоговая политика и мультипликаторы государственных расходов налогов и сбалансированного бюджета

Обновлено: 24.04.2024

Фискальная (бюджетно-налоговая политика) государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики.

Бюджетный мультипликатор (мультипликатор государственных расходов) — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.

Налоговый мультипликатор — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета — равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.

Модель простого мультипликатора Кейнса

Используем модель «кейнсианского креста». Пусть экономика находится в равновесии, если фактические расходы (У) равны планируемым (Е), т.е. У=Е. Если экономика закрытая, то Е=С + 1+&,поскольку С=С(У—Т), то мы можем записать

Равновесие достигается в точке А, где У = Е. На рис. 11.1 показано, что при росте государственных расходов кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную AG, равновесие перемеща-

11.5. Бюджетно-налоговая политика и мультипликаторы государственных расходов. 165

Планируемые д расходы, Е

О Еу = У^ Е2 = У2 Доход, выпуск, У

Рис. 11.1. Влияние увеличения госрасходов на выпуск продукции

ется из точки А в точку В, объем производства увеличивается с У до У2 на величину А У, причем АУ> АС:

где т — мультипликатор государственных расходов.

где СУ — предельная склонность к потреблению.

Модель мультипликатора изменится, если мы учтем уровень налогообложения:

1 - Су(1 - г)' предельная налоговая ставка.

Уменьшение налогов в модели «кейнсианского креста» на АГ увеличит планируемые расходы на СуАТ.

Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с У до У2 на величину, равную АУ (рис. 11.2).

Глава 11. Государственное регулирование экономики

Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:

где г — предельная налоговая ставка. Планируемые А

Рис. 11.2. Влияние снижения налогов на выпуск продукции

Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижение налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор сбалансированного бюджета — численный коэффициент, равный единице.

Норвежский экономист Т. Хаавельмо доказал, что при кейнсиан-ской функции потребления даже при сохранении сбалансированного бюджета возникает мультипликационный эффект, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, АУ= АС = АГ. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового.

11.5. Бюджетно-налоговая политика и мультипликаторы государственных расходов. 167

Эффект мультипликатора в открытой экономике

В открытой экономике налоговый мультипликатор определяется по формуле:

а бюджетный мультипликатор — по формуле:

где т'— предельная склонность к импортированию.

Кривая Лаффера — кривая, отражающая взаимосвязь между величиной ставки налогов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет.

Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход.

Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

Американский экономист Артур Б. Лаффер теоретически обосновал программу администрации президента Рейгана на период 1980-х гг., которая была направлена на стимулирование экономической активности в США.

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый «эффект Лаффера», графическим отражением которого служит «кривая Лаффера», с обоснованием которой он выступил в 1974 г.

Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога (рис. 11.3).

По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений (Я), по горизонтальной — значения ставок подоходного налога (г).

Глава 11. Государственное регулирование экономики

Рис. 11.3. Кривая Лаффера

Если г =0, то государство не получит налоговых поступлений. При г = 100% общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода.

В точке А при ставке подоходного налога г = 50% налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (Яь

Бюджетно-налоговая политика (фискальная)– это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенныеметоды регулирования экономики. Прямые методы– это бюджетное финансирование чётко определённых направлений, а косвенные методы– это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Мультипликатор государственных расходов ‒ это отношение приращения валового внутреннего (или национального) продукта за счет приращения государственных расходов:

где mg ‒ мультипликатор государственных расходов;

ΔY ‒ абсолютный прирост валового национального продукта;

ΔG ‒ абсолютный прирост государственных расходов;

MPC ‒ предельная склонность к потреблению.

Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) — это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

mtT/ΔV=−b/(1−b).

ΔV=(−b/(1−b))·ΔT.

Мультипликатор сбалансированного бюджета (Balanced budget multiplier) — это показатель, отражающий изменение объема выпуска в результате изменения государственных расходов и налоговых поступлений, которые в свою очередь меняются на одну и ту же величину ΔTG.

Увеличение расходов государства увеличит объем выпуска, а увеличение налогов снизит его. Но так как мультипликационный эффект от увеличения налогов слабее эффекта мультипликатора госрасходов, то действие мультипликатора сбалансированного бюджета приведет к росту объема выпуска ΔV. Иначе говоря, эффект мультипликатора сбалансированного бюджета равен разности действия мультипликатора госрасходов и налогового мультипликатора:

Бюджетно-налоговая политика– это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной (от лат. fiscus – государственная казна). Однако некоторые специалисты считают, что под фискальной более правильно понимать налоговую политику, поскольку «фиск» – это деятельность по сбору налогов.

Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

- сглаживание колебаний экономического цикла;

- стабилизация темпов экономического роста;

- обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции.

Современная экономическая наука выделяет следующие типы бюджетноналоговой политики:

- дискреционную(или активную) политику – сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику;

- автоматическую(пассивную) политику, основанную на использовании «встроенных стабилизаторов», которые начинают действовать при изменении экономической ситуации «автоматически», без специальных решений правительства.

Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов:

- экспансионистская(стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государственных расходов и снижения налогов;

- рестриктивная(сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного экономического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов.

Инструментамибюджетно-налоговой политики государства выступают государственный бюджет, налоги, государственные расходы.

Дискреционная бюджетно-налоговая политикапредставляет собой сознательные, целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен. При проведении указанной политики правительство воздействует как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода должно учитываться действие трех мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных расходовотражает изменения в национальном производстве в результате динамики государственных расходов. Он показывает кратность прироста объема национального производства при увеличении государственных расходов на единицу и определяется по формуле:

где Δ Y – прирост выпуска; Δ G – прирост государственных расходов; MPC – предельная склонность к потреблению; MPS – предельная склонность к сбережению.

Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3).

Рис. 15.3. Влияние увеличения государственных расходов на выпуск продукции

Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину Δ Y, определяемую из уравнения: ΔY = ΔG×mg.

Таким образом, при проведении экспансионистской бюджетно-налоговой политики с целью оживления экономики и увеличения объема производства, государство должно увеличивать свои расходы. И, наоборот, в условиях перегрева экономики государство может использовать в качестве рестрикционной меры снижение государственных расходов.

Изменение суммы налогов Т также оказывает мультипликационное воздействие на равновесный уровень дохода, однако, более мягкое, т.к. налоговый мультипликатор по своей величине меньше мультипликатора государственных расходов.

Он рассчитывается по формуле:

и показывает отношение изменения объема национального производства к вызвавшему его изменению налогов, или кратность изменения Y при изменении налогов на единицу.

Изменение совокупного дохода может быть подсчитано по формуле:

Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать. Действие налогового мультипликатора отражено на рис.15.4.

Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на выпуск

Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т.е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.

Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (ΔG = ΔT), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (т. е. ΔY = ΔG = ΔT).

Допустим, правительство для покрытия дополнительных государственных расходов ужесточило налоговую политику, повысив налоговые ставки. В результате осуществления этих мер и государственные расходы, и налоговые поступления в бюджет возросли на 100 тыс. руб. Предельная склонность к потреблению составляет 0,8. Нужно определить величину изменения равновесного объема производства, вызванного указанными действиями правительства. Рассчитаем мультипликаторы государственных расходов и налогов:

В этом случае прирост Y за счет роста государственных расходов составит:

Снижение Y в результате роста налогов окажется равным:

Тогда общее изменение объема национального производства составит:

то есть ту же самую величину, что и первоначальный прирост государственных расходов и налогов. Этот вывод получил название «теоремы Хаавельмо» по имени сформулировавшего его норвежского ученого Трюгге Хаавельмо(р. 1911), лауреата Нобелевской премии по экономике 1989 г.

Действие мультипликатора сбалансированного бюджета связано с тем, что мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Поэтому налоговая политика относится к мерам косвенного воздействия на величину ВВП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное различие является определяющим при выборе инструментов бюджетно-налоговой политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются государственные расходы (это дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема возрастают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Автоматическая фискальная политикапозволяет относительно смягчить проблему длительных временных лагов. Она предполагает изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений. В этом случае изменения параметров бюджетно-налоговой политики возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов.

Встроенный (автоматический) стабилизатор– это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице).

Механизм действия автоматических стабилизаторов экономики представлен на рис. 15.5.

Рис. 15.5. Действие встроенных стабилизаторов

На графике видно, что в фазе циклического подъема (Y2 > Yo) кривая налоговых поступлений (или доходов бюджета) располагается выше кривой государственных расходов, так как налоговые поступления при прогрессивной ставке налога автоматически увеличиваются с ростом доходов. В то же время в связи с ростом занятости уменьшаются расходы государства на выплату пособий по безработице и бедности. Следовательно, возникает и накапливается профицит бюджета, который правительство обычно «замораживает», направляет в резерв в целях снижения уровня инфляции, сопровождающей, как правило, рост экономики.

Экономисты положительно оценивают действие встроенных стабилизаторов. Считается, что автоматическая бюджетно-налоговая политика способствовала более плавному развитию экономики западных стран после Второй мировой войны. Вместе с тем, встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. На практике правительства развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую оба метода применения бюджетноналоговых рычагов.

Вопросы для повторения

1. Какое экономическое содержание категории «финансы» и что включает финансовая система?

2. Дайте определение государственному бюджету и бюджетной системе.

3. Каковы источники доходов бюджетов?

4. Какова экономическая сущность налогов и налоговой системы?

5. В чем отличие пропорциональных, прогрессивных и регрессивных налогов?

6. Каковы основные статьи расходов бюджета?

7. Каковы источники финансирования бюджетного дефицита?

8. Каковы цели и механизмы бюджетно-налоговой политики государства?

9. Что собой представляет дискреционная фискальная политика и политика автоматических встроенных стабилизаторов?

10. Что собой представляют мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор?

Резюме по теме

Финансы как экономическая категория представляют систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у участников создания общественного продукта. Государственный бюджет представляет план государственных расходов и доходов. Бюджетная система страны включает: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюджеты муниципальных образований и внебюджетные фонды. Через нее происходит перераспределение чистого национального продукта. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги бывают прямые и косвенные, пропорциональные, регрессивные и прогрессивные.

В случае превышения расходов бюджета над его доходами возникает бюджетный дефицит, бюджетные дефициты образуют государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита может проводится за счет выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег (сеньораж) или путем займов на внутренних и внешних финансовых рынках или путем реализации части государственной собственности.

Дискреционная фискальная политика - это периодическое воздействие через государственные расходы и налоги на развитие производства. Недискреционная фискальная политика осуществляется с помощью встроенных стабилизаторов, роль которых в доходной части выполняет прогрессивная ставка налогообложения, а в расходной – индексы заработной платы, пособия и др. Действие этих регуляторов носят мультипликативный характер.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (рис. 8.3), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ∆Y = ∆Gmg, где mg— мультипликатор государственных расходов.

Рисунок 8.3 — Мультипликатор государственных расходов

Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на ∆G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину bG. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b 2 ∆G и т. д.

Совокупный эффект состоит из: первоначального изменение расходов, которое равно ∆G; первого изменение потребления, которое равно b*∆G; второго изменение потребления, которое равно b 2 *∆G, тогда

Мультипликатор государственных расходов mG показывает, как изменяется объем национального производства от динамики государственных расходов:

Элементарная модель, которая получила название простого мультипликатора Кейнса имеет вид:

Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

где — основное макроэкономическое тождество в закрытой экономике;

Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства: или , т. е.
,таким образом

где — автономные расходы, независящие от величины дохода Y;

— мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к сбережению (MPS).

С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора в закрытой экономике:

где — мультипликатор расходов в закрытой экономике;

t — предельная налоговая ставка (соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода).

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровня занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой, и может быть найден в результате решения системы уравнений:

где m’ — предельная склонность к импортированию.

где — мультипликатор государственных расходов в открытой экономике;

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и изменение налогов T. Если налоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход возрастает на величину ∆T (рис. 8.4). Потребительские расходы С соответственно увеличиваются на величину ∆Tb, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 доY2 на величину , так как изменение любого элемента планируемых расходов (совокупного спроса) изменяет, с эффектом мультипликатора величину равновесного объема производства: , но , значит

Рисунок 8.4 — Мультипликатор налогов

где — мультипликатор налогов. Знак минус характеризует разнонаправленность изменений налогов и равновесного объема производства.

Если предположить, что все налоговые отчисления в госбюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция примет вид: . В этом случае функция потребления имеет вид:
, а модель налогового мультипликатора принимает вид:

где mt налоговый мультипликатор в закрытой экономике.

Полная налоговая функция имеет вид:

где Ta — автономные налоги, не зависящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т. д.).

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид: . В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

где — мультипликатор налогов в открытой
экономике.

При этом суммарное изменение дохода ∆Y в результате одновременного изменения величин государственных расходов и автономных налогов определяется как:

Величина мультипликатора государственных расходов всегда превышает величину налогового мультипликатора, так как снижение налогов ведет к увеличению потребления не на всю величину высвобождаемого дохода (часть высвобождаемого дохода идет на сбережения).

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства увеличивается. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ∆T = ∆G, где под символом ∆T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ∆G — все изменения расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастет на величину

Если правительство одновременно повысит автономные налоги на ∆Ta = ∆G, то равновесный объем выпуска снизится на величину

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:

где — мультипликатор сбалансированного бюджета.

РассмотримТеорему Хаавельмо: если увеличение государственных расходов финансируется только за счет соответствующего роста налогов , то мультипликационный эффект равен единице, и увеличение дохода равно увеличению государственных расходов или налогов: .

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы, что дает сильный стимулирующий эффект, а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой.

Мультипликативным эффектом обладает и изменение трансфертов: увеличение таких выплат на увеличивает потребление C на величину b, равновесный объем производства на

где — мультипликатор трансфертов. В данном случае изменения трансфертов и величины равновесного объема производства однонаправлены.

Фискальная политикаэто бюджетно-налоговая политика, направленная на регулирование совокупного спроса посредством изменения налогообложения и государственных расходов. Фискальная политика предусматривает решение следующих целей: изменение реального объема национального производства и занятости; контроль над инфляцией, ускорение экономического роста.

Фискальная политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика(фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и увеличению потенциального объема выпуска.

Сдерживающая фискальная политика(фискальная рестрикция) проводится ради сдерживания циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинацию этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса посредством роста безработицы и спада производства. В более длительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции.

Фискальная политика включает: налоговую систему, государственные расходы, систему государственных займов. При этом используются два основных метода:воздействия на экономику:

- система автоматических встроенных стабилизаторов;

- дискреционная фискальная политика.

Встроенный стабилизатор –это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее «перегреве» без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Система встроенных стабилизаторов включает:

1.Систему прогрессивного налогообложения доходов.Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход населения и перераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов и это смягчает экономический спад.

2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты.Взносы, за счет которых финансируются пособия по безработице, возрастают, когдазанятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса резервный фонд используется для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.

3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно «встроенным стабилизаторам».

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений (рис.13.3). Поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса. В то же время, увеличение встроенной стабильности экономики противоречит другой более долгосрочной цели фискальной политики – укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при более пологой кривой налоговых поступлений, что может быть достигнуто путем снижения предельных налоговых ставок. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и профицитов, а, следовательно, снижением степени встроенной стабильности экономики. Система встроенных стабилизаторов позволяет прогнозировать дальнейшее развитие экономики.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

Под дискреционной фискальной политикойпонимается манипулирование налогами и государственными расходами. Основными орудиями дискреционной фискальной политики являются:

- изменение ставок налога;

- изменение расходов на социальные нужды (трансфертных платежей).

Хорошим средством удержать доходы от сокращения и предотвратить превращение спада в лавинообразный кризис может быть временное снижение ставок подоходного налога. Но это может произойти после того, как парламент решит, что экономика нуждается в стимулировании посредством снижения налогов. В период спада общественные работы (государственные инвестиции, направленные на преодоление безработицы) могут значительно уменьшить глубину падения экономики.

Такие программы, как пособия по безработице и пенсии по старости, действуют в качестве автоматических встроенных стабилизаторов. Но помимо этого правительство может проводить по своему усмотрению различные программы материальной помощи, которые являются дополнительными средствами стабилизации.

Однако проведение этих мер связано с фактами политического порядка – программы материальной помощи для кратковременных целей нелегко сократить, когда положение снова улучшается. Политические трудности связаны с дебатами в парламенте по поводу принятия соответствующих законов. Кроме того, имеет место функциональное запаздывание, то есть лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.

Наиболее активно используются такие дискреционные методы, как изменение налоговых ставок и государственных расходов.

Поскольку дискреционная фискальная политика имеет свои недостатки, перечисленные выше, то отдавать ей предпочтение нельзя. Поэтому встроенные стабилизаторы должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики, нацеленными на обеспечение наиболее полной занятости ресурсов.

Правительство всегда стоит перед выбором: каким эффектам фискальной политики, краткосрочным или долгосрочным, отдать предпочтение.

В краткосрочный период меры фискальной политики сопровождаются мультипликационным эффектом. Как уже рассмотрено в предыдущей лекции, увеличение любого компонента планируемых расходов сдвигает линию планируемых расходов в модели кейнсианского креста вверх. Совокупный спрос увеличивается, что приводит к увеличению равновесного объема выпуска. Если увеличиваются государственные закупки на величину ∆ G, то увеличится доход, что дает прирост потребления на величину b · ∆G. Вновь увеличатся доход и расходы на величину b · ∆G и т.д. Соотношение конечного прироста объема выпуска ∆ V к вызвавшему его приросту государственных закупок ∆ G есть мультипликатор государственных расходов mg , являющийся частным случаем мультипликатора автономных расходов m a (см. рис. 13.2).

Рис. 14.2. Мультипликатор государственных расходов

где: b – предельная склонность к потреблению (МРС).

Величина мультипликатора государственных расходов зависит от предельной налоговой ставки t’ - отношения прироста суммы вносимого налога к приросту дохода (объема выпуска):

С учетом влияния налоговой ставки на мультипликационный эффект мультипликатор государственных расходов примет вид:

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот. Увеличение или снижение налогов также повлияет на планируемые расходы и объем выпуска. Зависимость между изменением объема выпуска и изменением налогов есть налоговый мультипликатор: .

Снижение налогов увеличивает спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов повлияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект.

Если государственные расходы и величина налоговых изъятий изменяются на одну и ту же величину (∆ Т =∆ G), то полученное изменение объема выпуска есть результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета. Увеличение расходов государства увеличит объем выпуска. А увеличение налогов снизит его. Но так как мультипликационный эффект от увеличение налогов слабее эффекта мультипликатора госрасходов, то действие мультипликатора сбалансированного бюджета приведет к росту объема выпуска (∆ V). Иначе говоря, эффект мультипликатора сбалансированного бюджета равен разности действия мультипликатора госрасходов и налогового:

Допустим, что ∆ G = ∆ Т = 100 ед. , b =0,75, t = 0,8.

Сочетание двух названных эффектов обеспечивает, по мнению ряда экономистов, сильный стимулирующий эффект от увеличения государственных расходов, а увеличение налогов становится мягкой ограничительной мерой для сдерживания инфляции. Но данная модель не учитывает эффекта вытеснения (вытеснения государственными расходами частных).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: