Были ли арбитражные суды в ссср

Обновлено: 19.04.2024

Законом СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» установлено, что разрешение хозяйственных споров в СССР осуществляется Высшим арбитражным судом СССР и создаваемыми в республиках в соответствии с их законами органами для разрешения хозяйственных споров.

Организация, порядок деятельности и компетенция Высшего арбитражного суда СССР определены Законом СССР от 17 мая 1991 г. № 2170-I «О Высшем арбитражном суде СССР» (введен в действие с 1 июля 1991 г.).

В соответствии с этим законом, Высший арбитражный суд СССР осуществлял судебную власть в пределах полномочий Союза ССР путем разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе колхозами, индивидуальными, совместными предприятиями и международными объединениями организаций СССР и других стран, государственными и иными органами.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 3045-I Высший арбитражный суд СССР упразднен с 2 января 1992 г.

Состав

Постановлением Съезда народных депутатов СССР от 27 декабря 1990 г. № 1875-I Яковлев Вениамин Федорович избран Председателем Высшего арбитражного суда СССР.

Постановлением Верховного Совета СССР от 17 июня 1991 г. № 2250-I избраны в состав Высшего арбитражного суда СССР:

  • первый заместитель Председателя Высшего арбитражного суда СССР — Исайчев Владимир Николаевич
  • заместитель Председателя Высшего арбитражного суда СССР — Арифулин Александр Алиевич
  • председатель Арбитражной коллегии Высшего арбитражного суда СССР по разрешению хозяйственных споров — Девяткин Константин Иванович
  • председатель Арбитражной коллегии Высшего арбитражного суда СССР по проверке законности и обоснованности решений — Балаян Леонид Георгиевич

судьи Высшего арбитражного суда СССР:

  1. Антонова Лидия Михайловна
  2. Бродский Всеволод Семенович
  3. Быков Александр Алексеевич
  4. Вышняк Надежда Георгиевна
  5. Иванникова Нина Петровна
  6. Иванов Александр Николаевич
  7. Ипатов Евгений Леонидович
  8. Камышев Михаил Васильевич
  9. Канишевская Наталья Владимировна
  10. Полетаева Галина Генриховна
  11. Симонов Владимир Ильич
  12. Соколов Геннадий Николаевич
  13. Сторожев Юрий Федорович
  14. Сулимов Иван Иванович
  15. Суханов Владимир Васильевич
  16. Тупикова Людмила Константиновна
  17. Финогенов Валерий Иванович
  18. Чайка Валерий Иванович
  19. Юхней Михаил Федорович
  20. Язева Людмила Ивановна

Постановлением Совета Республик Верховного Совета СССР от 27 ноября 1991 г. № 113-Н Яковлев Вениамин Фёдорович освобожден от обязанностей Председателя Высшего арбитражного суда СССР.

Постановлением Совета Республик Верховного Совета СССР от 26 декабря 1991 г. № 143-Н постановлено считать судей Высшего арбитражного суда СССР освобожденными от выполнения служебных обязанностей с 2 января 1992 г.

Ссылки

Литература

  • Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник./Сост. В. И. Ивкин. Москва, 1999.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Высший арбитражный суд СССР" в других словарях:

Высший Арбитражный Суд СССР — Содержание 1 История 2 Состав 3 Ссылки 4 Литература Ист … Википедия

Арбитражный суд Ярославской области — Арбитражный суд Ярославской области судебный орган системы арбитражных судов, осуществляющий судебную власть на территории Ярославской области. Содержание 1 История 2 Место в системе арбитражных судов … Википедия

Верховный Суд СССР — Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года[1]. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области — Арбитражный суд г. Санкт Петербурга и Ленинградской области (АС СПб и ЛО) судебный орган системы арбитражных судов, осуществляющий судебную власть на территории двух субъектов Российской Федерации: г. Санкт Петербурга и Ленинградской области … Википедия

Высший совет народного хозяйства — (ВСНХ) общее наименование центральных государственных органов управления народным хозяйством советских республик в 1917 1932 годах, а также высшего органа территориального управления промышленностью и строительством в СССР в 1963 1965 годы … Википедия

Суд чести (СССР) — У этого термина существуют и другие значения, см. Суд чести. Суд чести специализированный орган в министерствах и ведомствах СССР в последние годы сталинской эпохи. Содержание 1 Предпосылки к созданию Судов чести в СССР … Википедия

суд — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. С. делятся на обычные и… … Большой юридический словарь

СССР. РСФСР, автономные республики — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

СССР. РСФСР, национальные округа — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

СССР. РСФСР, автономные области — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Арбитражный процесс – это вид юридической деятельности, порядок осуществления которой регулируется нормами процессуального арбитражного права.

Арбитражный процесс – это последовательно осуществляемые процессуальные действия в арбитражном суде в связи с рассмотрением и разрешением определенного дела.

Место арбитража в системе советского права

Арбитраж представлял собой форму защиты гражданских правоотношений, обусловленных исполнением имущественных и договорных отношений социалистическими организациями, регулируемых советским гражданским правом.

В качестве предмета разбирательства посредством арбитражного процесса выступают споры о гражданском праве, которые возбуждаются путем предъявления иска, разбирательства и разрешения дела в арбитражном суде в порядке состязания в ходе заседания арбитража, сопровождаемого вызовом сторон, выполнением проверки доказательств, обеспечивающих восстановление действительных взаимоотношений сторон. Специфика арбитражного процесса подразумевает равенство процессуальных прав истца и ответчика, которые используют их для защиты своих законных интересов.

Таким образом, арбитражное право и арбитражный процесс находятся в тесной взаимосвязи с гражданским правом, положения которого отстаиваются в арбитражном суде.

Органы арбитража представляли собой:

  • во-первых, учреждение, функционирующее при органах государственной власти исполнительно-распорядительного характера;
  • во-вторых, орган, реализующий свои задачи за счет рассмотрения споров в гражданском праве в ходе арбитражных заседаний при участии заинтересованных хозяйствующих субъектов.

В советском государстве также существовала четкая связь арбитражного процесса и государственного права. Суть этой связи сводилась к тому, что предметом государственного права выступали отношения, выражающиеся в устройстве, принципах, организации деятельности органов государственного управления, в то время как арбитраж выступал в качестве одного из этих органов.

Характеристика источников арбитражного процессуального права

Правовую основу осуществления арбитражного процесса в советском государстве сформировали источники арбитражного права. К числу этих источников, прежде всего, относилась Конституции СССР, которая представляла собой основной закон Советского Союза. Данный нормативный акт формировал юридическую основу советского законодательства во всех отраслях права, включая правовые нормы, регулирующие деятельность арбитража. Согласно Конституции экономическая основа Советского Союза представляла собой социалистическую систему хозяйствования, поддерживаемую социалистической собственностью на средства производства и орудия труда. Обеспечение хозяйственной деятельности осуществлялось в соответствии с народнохозяйственным планом для увеличения общественного богатства, укрепления независимости страны, обеспечения обороноспособности, роста культурного и материального уровня населения.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с положениями советской Конституции за органами арбитража закреплялась обязанность всемерного укрепления и охраны от различных посягательств социалистической собственности, социалистической системы хозяйствования, государственной плановой дисциплины.

Помимо Конституции СССР основу арбитражного процесса составляли конституции автономных и союзных республик, а также изданные в соответствии с ними законы, наделенные общеобязательной силой.

К числу значимых источников арбитражного процесса относится постановление, утверждающее Положение о государственном арбитраже. Назначение этого положения состояло в усилении договорной, плановой, хозрасчетной дисциплины, обеспечении организации договорных отношений между хозяйствующими субъектами, усилении контроля национальной валюты. Данный нормативный документ определял задачи арбитражного суда, его структуру и порядок действий. Этим Положением к ведению арбитражного суда относились преддоговорные споры хозяйствующих субъектов.

Аналогичные нормативные акты разрабатывались всеми автономными и союзными республиками Советского Союза. Эти документы также составляли правовые основы арбитражного процесса.

Высший Арбитражный Суд СССР

Данный суд был образован в 1931 году в результате ликвидации Высшей Арбитражной Комиссии. Данный суд действовал при Совете Народных Комиссаров СССР по март 1946 года, когда был преобразован в Государственный Арбитраж, действующий при Совете Министров СССР. В данной форме Арбитражный Суд функционировал до ноября 1979 года, когда Верховным Советом СССР согласно Конституции был принят закон «О государственном арбитраже», определяющий порядок организации, деятельности и компетенцию государственного арбитража.

В мае 1991 года Государственный арбитраж СССР был заменен Высшим Арбитражным Судом СССР, просуществовавшим до 1992 года.

Государственный арбитраж в Советском Союзе разрешал хозяйственные и имущественные споры между организациями, оптимизировал договорные отношения в системе народного хозяйства, осуществлял меры, направленные на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности, выступал судом первой инстанции при рассмотрении арбитражных дел, надзирал за принятыми арбитражными решениями, осуществлял изучение и обобщение арбитражной практики. Советский арбитражный суд был наделен правом возбуждения дел в соответствии с собственной инициативой.

В структуру государственного арбитража входили:

  • секретариат,
  • бухгалтерия,
  • отделы функционального назначения.

С 1978 года хранение документации арбитражного суда осуществлялось посредством составления единой описи и помещения в архив соответствии с хронологией. До этого описи формировались в соответствии со структурой арбитражного суда каждым функциональным отделом отдельно.

В 1992 году арбитражный процесс был передан в ведение Высшего Арбитражного Суда РСФСР.

Судебная система — это особое упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть посредством отправления правосудия, имеющих общие цели и задачи, действующих на единых демократических принципах.

20 июля 1918 года был принят Декрет о суде, который устранил двойственность в организации советской судебной системы. Декрет расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела за исключением контрреволюционных преступлений, разбой, убийства, изнасилований, взяточничества, спекуляции, подделки денежных знаков (данные преступления были подсудны революционным трибуналам).

30 ноября 1918 года в советском государстве была окончательно претворена в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы. Народные суды были созданы на территории каждого района (городского или уездного) и рассматривали гражданские и уголовные дела. В состав народного суда входили: народный судья; народные заседатели (в зависимости от особенностей рассмотрения дела 2 или 6). Кассационные жалобы на решения и приговоры народных судов рассматривались советом народных судей губернии.

К моменту создания СССР (30 декабря 1922 года) в стране сформировались 2 системы судебных органов:

  • общие суды, включающие народные суды, губернский совет народных судей, Высший Судебный Контроль (народный комиссариат юстиции);
  • революционные трибуналы (трибуналы крупных городов и центров), Верховный революционный трибунал при ВЦИК), кассационная инстанция для революционных трибуналов.

Помимо военных трибуналов для рассмотрения особых категорий дел создавались земельные комиссии, трудовые сессии народных судов, арбитражные комиссии. Эти учреждения действовали временно, их подсудность была ограничена. Единство общих и специальных судебных учреждений обеспечивал факт поднадзорности Верховному Суду.

Губернские суды представляли собой второе звено судебной системы, к их компетенции относились:

  • наиболее сложные дела, ранее отнесенные к подсудности революционных трибуналов;
  • функции, принадлежащие ранее советам народных судей;
  • судебный надзор.

С 1934 года губернские суды могли с согласия прокурора отменять приговоры и решения народных судов.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельность всех судебных учреждений объединял Верховный Суд, в его составе функционировала дисциплинарная коллегия. Верховный Суд действовал в составе пленума, президиума, кассационных коллегий по гражданским и уголовным делам, военной, судебной, военно-транспортной коллегий.

Согласно Конституции, Верховный Суд должен был:

  • обеспечить соблюдение союзного Основного закона;
  • осуществлять надзор за соответствие постановлений, принимаемых ЦИК союзных республик Конституции;
  • предоставлять толкования и разъяснения общесоюзного законодательства.

Конституция 1936 года закрепила и расширила демократические принципы организации и деятельности судов:

  • рассмотрение дел в судах с участием народных заседателей;
  • осуществление правосудия исключительно судами;
  • выборность народных заседателей и судей;
  • обеспечение обвиняемому права на защиту;
  • ведение судопроизводства на языке автономной или союзной республики и др.

Принятый в 1938 году Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, закрепил судебную систему Советского Союза.

Судебная система СССР второй половины XX века

Для второй половины 1950 — первой половины 1960-х гг. характерно введение в систему государственной власти демократических принципов.

В сфере надзора Верховных Судов автономных и союзных республик, областных и краевых судов, судов автономных областей были значительно расширены права: право пересматривать кассационные определения и решения по гражданским и уголовным делам. Председатели Верховных Судов получили право вносить протесты в порядке надзора (ранее таким правом обладали только Генеральный прокурор и Председатель Верховного Суда).

В 1956 году, после упразднения Министерств юстиции СССР и союзных республик, функции управления в сфере юстиции были переданы Верховному Суду.

В 1957 году ликвидировали транспортные суды, все дела, относившиеся к их ведению, были переданы в областные, краевые и народные суды, Верховные суды республик. В этом же году значительно восстанавливалась самостоятельность республик в сфере правосудия.

В декабре 1958 году Верховный Совет принял «Основы законодательства о судоустройстве…», в котором были отражены следующие положения:

  • учреждался единый народный суд города, района;
  • увеличены полномочия народных судей с 3 до 5 лет;
  • народные заседатели стали избираться на общих собраниях трудовых коллективов.

Устанавливались 2 уровня судебных органов: суды Союза ССР (Верховный Суд, военные трибуналы) и суды союзных республик (Верховные суды союзных, автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды национальных округов и автономных областей, народные суды).

В 1960 году был принят «Закон о судоустройстве в РСФСР», устанавливающий порядок определения численности народных судей, народных заседателей для народного суда. Была введена должность председателя народного суда, определился круг обязанностей. Установлены функции Верховных судов автономных республик, судебных коллегий и президиумов городских, областных и краевых судов, судов автономных областей, национальных округов.

В начале 1960-х годов упразднили республиканские министерства юстиции. В 1963 году Верховному Суду был передан ряд функций:

  • управление и контроль деятельности судебных органов народных, городских, краевых, областных судов, судов национальных округов, автономных областей и республик;
  • подготовка и подбор кадров для органов суда;
  • ведение судебной статистики;
  • общее руководство государственными нотариальными конторами.

Судебная система СССР, сложившаяся после ВОВ и закрепленная в Конституции 1977 года, просуществовала до конца 80-х гг. практически без изменений. Конституция 1977 г. закрепила систему органов правосудия, порядок избрания народных заседателей и судей.

В Конституции был воспроизведен ряд основополагающих принципов, в частности закреплены демократические принципы правосудия:

ВАС РФ

Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1922 г., 60, ст. 769). Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах — арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который был введен в действие с 1 июля 1980г. Этим Законом определялись задачи — организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов.

Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) назвала суды в качестве органов государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, признав тем самым самостоятельность органов судебной власти,

Суды названы единственными органами по осуществлению правосудия (ст. 118).

Определено в Конституции Российской Федерации и место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исходя из названных конституционных положений, а также положений статьи 71, п. «о», отнесших судоустройственное и арбитражно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации, статьи 128, предусматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, в апреле 1995 года были приняты Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Место в судебной системе

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

До сих пор встречаются люди, которые ищут в интернете информацию о государственном арбитраже, несмотря на то, что он упразднен с 01.10.1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР. Тем не менее, в виде экскурса в историю, с использованием учебных методических пособий, в частности учебника «Арбитражный процесс» под редакцией М.К. Треушникова, в этой статье я затрону тему госарбитража: его образование, развитие, становление и упразднение.

Итак, Государственный арбитраж образован 3 мая 1931 года Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров СССР (СНК, Совнарком) в системе государственного управления как орган, деятельность которого заключается в рассмотрении имущественных споров между организациями, предприятиями и учреждениями социалистического хозяйства.

До этого момента, в России действовали коммерческие суды, которые рассматривали всего три категории дел: 1) споры, связанные с вексельным обращением; 2) торговые дела и 3) дела о несостоятельности (тогда «торговой несостоятельности»).

Госарбитраж представлял из себя смешанный орган, совмещал в себе как управленческие так и судебные функции, и существовал в двух формах: ведомственный и государственный. В государственном арбитраже рассматривались споры организаций и предприятий по характеру административного подчинения, в ведомственном – подчинения, соответственно, конкретному ведомству.

17 января 1974 года, а до этого времени в системе арбитражей не было подчинения нижестоящих органов — вышестоящим, Госарбитраж СССР был реорганизован в союзно-республиканский орган правления и было постановлено новое Положение о Госарбитраже при Совете Министров. В Конституции СССР 1977 г. было последнее упоминание о госарбитраже. Он был регламентирован, как государственный орган, статус которого закреплялся Конституцией СССР.

Государственный арбитраж, Госарбитраж СССР

С 1 октября 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФРС «Об арбитражном суде» была упразднена система госарбитражей. Так, в пункте 2 Постановления было указано: «С 1 октября 1991 года на территории РСФСР упразднить арбитраж и иные органы арбитража в системах министерств, в ассоциациях, в государственных ведомствах, концернах, иных объединениях, в организациях и на предприятиях».

Госарбитраж был заменен ныне действующей системой арбитражных судов Законом РСФСР от 04.07.1991 г. «Об арбитражном суде». Однако, в регионах России госарбираж продолжал выполнять функции регулятора до избрания судей арбитражных судов.

Замена арбитража судами была обусловлена как изменением рыночных отношений в стране, возникновения разных форм собственности, как и экономики в целом. Представлялось невозможным дальнейшее рассмотрение экономических споров с применением системы госарбитражей и их законодательного регулирования.

В настоящее время, арбитражное процессуальное законодательство обеспечивает гарантии соблюдения прав и защиты интересов всех субъектов гражданских отношений. При этом, в заключенных договорах и контрактах я до сих пор встречаю формулировки о подсудности и подведомственности возникающих споров Госарбитражу.

После принятия в 1993 году Конституции РФ, нового Гражданского кодекса РФ, в целях усовершенствования арбитражного процесса в целом 5 мая 1995 года был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Вместе с тем, был принят третий по счету Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который до сих пор определяет порядок рассмотрения дел арбитражными судами.

В августе 2014 года были внесены существенные изменения в систему арбитражного правового регулирования, а, именно, был упразднен Высший Арбитражный Суд РФ. Его полномочия были переданы Верховному Суду РФ. Профессиональное юридическое сообщество было несогласно с такими изменениями, но пришлось смириться и перестроиться на новую высшую судебную инстанцию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: