Был ли суд над екатериной

Обновлено: 18.04.2024

Методические рекомендации по подготовке и проведению интегрированного урока-суда по литературе «Суд над Измайловой Екатериной Львовной и Сергеем Филипповичем» (по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») в 10 классе.

Цель урока : научить применять на практике знания, полученные о литературном произведении в ходе его анализа, научить соотносить литературное произведение с фактами общественной жизни, показать структуру судебного процесса, развить представление о неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Задачи : развитие универсальных учебных действий:

личностных (нравственно-эстетическая ориентация), регулятивных (планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция);

познавательных (выделение и формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

логических (установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ, доказательства);

коммуникативных (планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, владение монологическими и диалогическими формами речи)

Формы работы учащихся: написание сочинений, выступления, подготовленные на материале сочинений с элементами театрализации (ролевая игра), диспут, обсуждение итогов диспута и принятие коллективного решения.

Формы работы учителя : консультирование, делегирование полномочий, сопровождение и корректировка деятельности обучающихся на уроке, оценка деятельности учащихся.

Подготовка к уроку.

Подготовка к уроку-суду начинается на предшествующих уроках («Трагизм русской жизни по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»), на которых анализируется система образов произведения, способы раскрытия характеров, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, обсуждается исторический контекст (очерк написан по фактическому материалу), проводится сравнительный анализ характеров и поступков Екатерины Измайловой и Катерины Кабановой (А.Н. Островский «Гроза»), обсуждается проблематика и смысл названия произведения, собирается рабочий материал к уроку-суду.

После анализа текста учащиеся получают индивидуальные задания – написание сочинений-выступлений на суде. Свою роль каждый выбирает самостоятельно (судья, прокурор, адвокаты, подсудимые, свидетели).

В ходе работы над сочинениями учащиеся получают консультации учителя по стилистическому и лексическому оформлению своих работ, а также по содержательному компоненту.

Например, учащиеся, выбравшие роли свидетелей и подсудимых, могут использовать разговорную, эмоционально-окрашенную лексику, опираясь на реплики героев и авторские комментарии, использовать разговорный стиль, а стороны защиты и обвинения должны оперировать фактами и терминами, используя официально-деловой и публицистический стили общения. Кроме того, эти учащиеся должны говорить о событиях, описанных в очерке, как об историческом факте, так как в основе рассказа лежит фактический материал, ознакомиться с кодексом по вопросам наказания за убийство, формой составления заключения судебно-медицинской экспертизы и процедурой ведения судебного процесса. Таким образом происходит интеграция с обществознанием, правом и историей. Дополнительные консультации учащиеся могут получить у учителей названных предметов.

Роль судьи на таком уроке заключается в контроле за соблюдением процедуры судебного процесса, своевременном предоставлении слова его участникам, контроле за порядком в «зале суда», в том числе корректности поведения всех присутствующих.

После того как работы сданы и проверены, учитель выставляет за них первую оценку. Так как учащихся больше, чем ролей на суде (а урок можно проводить и с двумя параллельными классами сразу), учитель предоставляет право выступления на суде тем учащимся, которые написали более интересные работы. За свою работу на уроке учащиеся получают вторую оценку, которая ставится за следующие умения: правильно и стилистически оправданно отвечать на предложенные вопросы, вести конструктивный диалог, целеустремленно, но корректно отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов в своей правоте. Авторы остальных сочинений также имеют возможность получить вторую оценку за урок. Они составляют суд присяжных, и их работа заключается в умении задавать грамотные и продуманные вопросы и подсудимым, и свидетелям для выяснения обстоятельств дела. Такие действия, с точки зрения процедуры ведения судебного процесса, неправомерны, но дают возможность развивать коммуникативные, познавательные и логические универсальные учебные действия учащихся.

Необходимо сказать о том, что у некоторых героев очерка, выступающих на суде в качестве свидетелей, нет имен. Учащиеся придумывают их сами и через судью (до урока) согласуют с другими участниками процесса. Далее в рекомендациях к ходу урока «безымянные персонажи» названы по авторскому варианту.

Перед уроком-судом необходимо расставить мебель в соответствии с требованиями проведения судебного процесса. На уроке учащиеся (по желанию или общей договоренности) могут использовать костюмы или их элементы.

Ход урока-суда.

Расстановка всех действующих лиц судебного заседания по местам. Все свидетели также находятся в зале суда. Они и подсудимые не имеют право задавать вопросы, в отличие от судьи, прокурора, адвокатов и присяжных.

Объявление судьей темы судебного заседания.

Чтение обвинения государственным обвинителем – представителем прокуратуры.

Предоставление доказательств обвинения: заключение судебно-медицинской экспертизы, вещественные доказательства.

Выступление свидетелей обвинения (ямщик, бабушка Феди Лямина, старый приказчик).

Выступление стороны защиты обвиняемого – адвоката Сергея.

Выступление свидетелей защиты Сергея (слуга, посланный «за Зиновием Борисовичем», «один из молодцов» – слуга в доме Измайловых).

Выступление стороны защиты обвиняемой – адвоката Катерины.

Выступление свидетелей Катерины (кухарка Аксинья, старый приказчик, бабушка Феди Лямина).

Последнее слово подсудимого Сергея.

Последнее слово подсудимой Катерины.

Дополнения сторон обвинения и защиты.

Прения суда присяжных заседателей (сценическая условность: прения «как будто» происходят в другом помещении).

Вердикт суда присяжных заседателей (оглашает председатель: «Виновен», «Невиновен», «Виновен, но суд присяжных заседателей просит учесть уважаемый суд следующие смягчающие обстоятельства…»).

Закрытие судебного заседания.

Далее следует рефлексия присутствующих «в зале суда» (сигнальная таблица, в которой условными обозначениями трех цветов обучающиеся определяют свою позицию: 1 – я согласен с решением суда, 2 – я не согласен с решением суда, 3 – я частично не согласен с решением суда).

После окончания урока-суда проводится его анализ, который начинается с работы с сигнальной таблицей. Учащиеся аргументируют свой выбор цвета, анализируя степень умения участников судебного процесса вести конструктивный диалог, отстаивать свою точку зрения, отвечать на предложенные вопросы. На основании такого обсуждения и собственных наблюдений учителя обучающиеся получают вторую оценку.

Благодаря нетрадиционной форме урока и технологии развивающего обучения, используемого на нем, учитель решает поставленные задачи и добивается намеченных целей.

Цель урока: активизировать учебную деятельность учеников, при наличии ограниченного учебного времени изучить большой исторический период.

Задачи урока:

образовательная – расширить и углубить знания студентов по истории России второй половины 18 века, конкретизировать понятие «просвящённый абсолютизм»; развивающая – закрепить навыки отбора материала на интересующую тему, используя дополнительную литературу и интернетрессурсы, развить навыки монологической речи, умение работать в группе, критически оценивать различные точки зрения, отстаивать свою позицию; воспитательная – формировать коммуникативную толерантность.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – суд.

Для подготовки к уроку группа делится на сторонников и противников Екатерины II , из числа которых выбираются свидетели обвинения и свидетели защиты, затем выбираются судья, секретарь, адвокат, прокурор, фотокорреспондент.

Предлагаемые роли:

1. Крепостной крестьянин (рассказывает об изменениях в деревне, усилении крепостного гнёта).

2. Крепостной рабочий – башкир (рассказывает о причинах своего участия в восстании Пугачёва и о расправе над восставшими).

3. Друг Фонвизина, просвещённый дворянин (рассказывает о гонениях на Радищева, Фонвизина. Новикова).

4. Екатерина Дашкова (рассказывает опланах и успехах Екатерины в деле культуры и просвещения).

5. Солдат суворовской армии (рассказывает об изменениях в армии).

6. Офицер – дворянин (рассказывает о военных успехах, присоединённых территориях, возрождении российского флота).

7. Дворянин – помещик (рассказывает о расширении прав дворянства).

8. Горожанин (рассказывает о нововведениях в торговле и управлении городами).

Отдельная роль предложена обвиняемой. От лица Екатерины рассказывается её биография, объясняются причины дворцового переворота 1762 г., цели, которые она ставила перед собой, став императрицей (возможно использование дневниковых записей Екатерины). Преподаватель рекомендует литературу, консультирует участников по мере необходимости.

, контролирует их степень подготовленности.

До начала урока специальным образом расставляется мебель. Слева от стола судьи – места прокурора и свидетелей обвинения, справа – для адвоката и свидетелей защиты, напротив судьи – места для подсудимой и выступления свидетелей, полукругом по периметру кабинета располагается остальная часть группы, которая на суде играет роль присяжных заседателей. Корреспондент имеет право свободно перемещаться по кабинету, делать снимки.

Секретарь приглашает суд занять свои места.

Судья объявляет судебное заседание открытым.

- Начинается слушание дела императрицы Екатерины, урождённой Августы Фредерики, принцессы Ангальт –Цербстской. Которая от лица истории обвиняется в заговоре с целью свержения её мужа императора Петра 3, соучастия в его убийстве, узурпации власти. Она также обвиняется в установлении жестоких порядков, которые вызвали восстание крестьян.

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор произносит обвинительную речь, в которой характеризует негативные стороны правления.

- Слово предоставляется адвокату. В речи защитника отражены положительные стороны правления, разъясняются причины, толкнувшие Екатерину на участие в заговоре.

- Суд переходит к прениям сторон.

Для подтверждения своей позиции прокурор и адвокат приглашают свидетелей, задают вопросы:

- Назовите себя (свидетель называет своё имя).

- Свидетель (…) , что вы можете рассказать по интересующему суд вопросу?

- Прения закончены. Слово предоставляется обвиняемой.

В заключительной речи Екатерина рассказывает о себе, даёт оценку своему правлению.

Судья обращается к присяжным:

- Господа присяжные заседатели. Вы выслушали мнения сторон, речь подсудимой. Примите решение и вынесите вердикт: виновна; виновна, но заслуживает снисхождения; невиновна.

Присяжные совещаются, обсуждают аргументы, один из присяжных оглашает общее решение, аргументируя его.

Судья выносит окончательный приговор.

Секретарь объявляет заседание закрытым.

При наличии времени корреспондент может взять интервью у кого-либо из присяжных:

Оборудование: тексты повести-очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда; презентация «Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ произведения по главам»; электронная доска.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1. Объясните смысл эпиграфа произведения: «Первую песенку зардевшись спеть» (Поговорка)

Смысл эпиграфа к повести Н.С.Лескова заключается в следующем: стоит только один раз переступить черту дозволенного, и человек теряет нравственные ориентиры, совершая одно преступление за другим…

2. Почему автор выбрал жанр очерка?

Авторское определение жанра – очерк. Возможно, Лесков таким обозначением подчеркивает реалистичность, подлинность повествования, поскольку этот прозаический жанр, как правило, опирается на факты из реальной жизни, является документальным. Неслучайно первое название уезда — наш; ведь так каждый читатель мог представить эту картину именно в своём городе.

Признаки очерка:

  • документальность,
  • правдивость,
  • реалистичность,
  • достоверность,
  • подлинность

3. Почему впоследствии стали определять жанр произведения как повесть?

С точки зрения литературоведения, «Леди Макбет Мценского уезда» является повестью, на что указывают непростой, наполненный событиями, сюжет и композиция произведения, состоящая из пятнадцати глав. Как известно, повесть – это средний прозаический жанр. В повести несколько сюжетных линий и более разветвлённая, чем в рассказе, система образов.

II. Анализ повести-очерка «Леди Макбет Мценского уезда» по главам

Главы 1–3

1. Что представляет собой семья купцов Измайловых? Расскажите о быте и нравах этой семьи.

Измайловы - зажиточные купцы, чей дом был далеко не последним в городе: "торговали они крупчатку, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший", однако, несмотря на доброе житьё, "скука непомерная" царила в стенах их дома. Жизнь была однообразной, любви и взаимопонимания между членами семьи не было, каждый из домочадцев был одинок по-своему.

В гости езжали мало и нечасто. Эти поездки не могли разнообразить жизнь: купеческий народ был строгим, следовало соблюдать условности, принятые в обществе. Особенно женщинам было несладко.

2. Каковы занятия Катерины в доме Измайловых?

«При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого. Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, – опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется – опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания…»

3. Как Катерина относится к своей жизни в замужестве?

Опорное слово – скука. Катерине Измайловой было невыносимо скучно в доме мужа: детей у неё не было, книг она не читала, в семье на неё не обращали внимания. Но она другой жизни не знала и притерпелась к теперешней.

4. Почему Катерина принимает ухаживания приказчика Сергея?

Катерину привлекли необычные речи Сергея. Никто ранее не говорил так с ней. И душа, жаждущая любви, открылась для нового чувства.

Главы 4–6.

1. Как спасает Катерина Измайлова Сергея от гнева своего свёкра Бориса Тимофеевича? Почему она так поступает?

Катерина отравила свёкра «грибками с кашицей – он умер. Она поступила так потому, что Борис Тимофеич уличил её в неверности мужу, запер приказчика в кладовой и отправил посыльного за сыном. Старик пригрозил Сергею острогом, а Катерине – расправой. Катерина решает бороться за свою любовь.

2. Свидание Катерины и Сергея в саду. Какими предстают перед нами герои (их чувства, мысли)? Каким они видят мир вокруг себя?

Катерина Львовна много говорила, восклицала, восторгалась, была ласкова с Сергеем и хотела слушать его признания в любви к ней. Мир вокруг казался ей раем. Сергей был, наоборот, мрачным, немногословным, погружённым в свои мысли. Его ничего вокруг не занимало. Он думал о том, что его мечтам о сладкой, богатой жизни скоро придёт конец.

3. К какому поступку подталкивает Сергей Катерину?

Сергей говорит о том, что его положение ничтожно, что он хочет быть мужем Катерине, а не любовником. А муж – помеха их счастью. Катерина ради любви к нему была готова на всё.

Главы 7–8

1. В чём заключается символический смысл образов котов в снах Катерины?

Первый сон – в главе 6: кот является в полусне-полудрёме, после первого убийства; он ластится к Катерине и разделяет её с Сергеем; второй кот – в главе 7: является накануне очередного убийства, с головой убиенного Бориса Тимофеевича. Символика снов: Катерина мечтала о любви, счастье, ради этого шла на преступления. А счастья и покоя не было, на душе было тревожно. Беспокойно…

2. Убийство Зиновия Борисыча. Каковы поведение и внутреннее состояние Катерины и Сергея во время этого события?

Катерина ведёт себя решительно, вызывающе, нагло; она руководит действиями Сергея. Приказчик послушен, отстранён. Он выполняет все указания Катерины. Второе преступление уже не вызывало сомнений, вопросов, страха.

Главы 9–10

1. О чём стал постоянно говорить Сергей Катерине в связи с приездом мальчика Феди Лямина?

Сергей внушает Катерине мысль о том, что мальчик помешает их счастью. Он является наследником состояния её пропавшего мужа. А без богатства не будет любви и счастья.

2. Каково внутреннее состояние Катерины после слов Сергея о Феде Лямине?

Катерина только и думала о мальчике после слов Сергея. Ей не давала покоя мысль: сколько страданий она приняла ради любви и будущего счастья, а теперь приезд Феди может всё разрушить.

3. Как вели себя Катерина и Сергей перед убийством мальчика?

Катерина осознанно шла на убийство мальчика. Она выбирала удобное время, успокаивала Федю, отводила подозрения, давала указания Сергею. Она вздрогнула, когда под сердцем зашевелился собственный ребёнок. Но это была минутная слабость. Федя стал для неё воплощением зла и главной помехой для счастья.

Главы 11–12

1. Каковы поведение и внутреннее состояние героев во время убийства мальчика? Как это их характеризует?

Героев уже ничего не могло остановить. Федя – последнее их препятствие на пути к счастью. Катерина холодно и жестоко совершает самое страшное преступление – убивает ребёнка. Сама она под сердцем носит ребёнка. Своим поступком она убивает в себе женскую и материнскую сущность.

Федя Лямин – символ ангела и мученика (читает Библию, принимает смерть в праздник Богородицы)

2. По какому поводу возникает тревога в доме?

Молодёжь возвращалась с церковной службы, и кто-то предложить заглянуть через щёлочку в дом Измайловых. Машинист увидел, что в доме душат кого-то.

3. Какова реакция окружающих на преступления в доме Измайловых?

Люди давно подозревали что-то нечистое в доме Измайловых. А теперь этому было подтверждение – удушенный мальчик. Люди были разъярены, они ринулись в дом и всё и всех смели на своём пути. Виновникам преступлений грозили расправой.

4. Как Катерина и Сергей принимают наказание за свои преступления?

Сергей расплакался, во всём сознался, обвинил Катерину. Женщина сначала говорила, что ничего не знает и не ведает. Но после слов Сергея согласилась с обвинением и взяла всю вину на себя.

Главы 13–14

1. В чём видит Катерина смысл своей жизни?

Смысл жизни Катерины – в любви. Она готова на всё ради неё.

2. Как ведёт себя Сергей по отношению к Катерине Львовне?

Сергей выгораживает себя, обвиняет и уличает Катерину Львовну.

"Катерина Львовна на все вопросы отвечала только: «я ничего этого не знаю и не ведаю». Сергея заставили уличать ее на очной ставке. Выслушав его признания, Катерина Львовна посмотрела на него с немым изумлением, но без гнева, и потом равнодушно сказала:
— Если ему охота была это сказывать, так мне запираться нечего: я убила."

Глава 15

1. Какой поступок Сергея убеждает Катерину Львовну в том, что её возлюбленный – подлец?

Катерина отдала последние шерстяные чулки Сергею, чтобы облегчить его страдания. А он подарил эти чулки Сонетке. На первом же привале Катерина подошла к нему, плюнула ему в лицо и назвала подлецом.

2. Каковы причины безмерной обиды, какую переживает Катерина Измайлова?

Катерина безмерно любила Сергея, верила ему, готова была взять вину на себя, терпеть ради любви любые страдания.
Катерина Львовна пошла на грех и страшные преступления ради любви. А Сергей её предал и стал публично издеваться над ней. Она чувствует себя униженной и обманутой.

3. Какова роль пейзажной зарисовки в отражении внутреннего состояния Катерины?

«Погода все разыгрывалась. Из серых облаков, покрывавших небо, стал падать мокрыми хлопьями снег, который, едва касаясь земли, таял и увеличивал невылазную грязь. Наконец, показывается темная свинцовая полоса; другого края ее не рассмотришь. Эта полоса – Волга. Над Волгой ходит крепковатый ветер и водит взад и вперед медленно приподнимающиеся широкопастые темные волны…»

Катерина сначала как будто окаменела, так как была ошеломлена предательством и подлостью Сергея. Но потом душа и сознание её стали беспокойными. Обида крепла. Стали появляться хаотичные мысли о расплате, о мести …

Это психологическая пейзажная зарисовка: пейзаж по принципу параллельности оттеняет внутреннее состояние героини.

1. Каким образом и почему Катерина решила уйти из жизни?

Катерина во время переправы на пароме через Волгу решается бросится в пучину волн, так как смысла в её жизни больше нет. Она жила и терпела лишения ради любви и возлюбленного. Теперь она поняла: любви не было, были расчёт и подлый обман. Но она не просто сама уходит из жизни, но и берёт с собой Сонетку – предмет вожделений Сергея. Катерина тем самым хочет наказать Сергея, заставив его испытать хоть часть той боли, что испытала она сама.

2. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С.Лескова и А.Н.Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой»

Учитель: Сегодня наш урок будет проходить в форме ролевой игры – урока-суда. Материалом для судебного заседания послужит очерк Н.С.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”.

(Роли судьи, прокурора, адвоката, подсудимых распределены заранее, учащиеся самостоятельно подбирают материал, учитель консультирует их).

Секретарь: Встать! Суд идет! Прошу садиться.

В судебное заседание явились подсудимая Катерина Львовна Измайлова, подсудимый приказчик Сергей Филиппыч, свидетель машинист, представители государственного обвинения и представители защиты.

Судья: В связи с тем, что все стороны явились в судебное заседание, судебное заседание считается открытым. Слушается дело по обвинению Катерины Львовны Измайловой и ее полюбовника Сергея Филиппыча в совершении ряда убийств.

Оглашается обвинительное заключение.

Обвиняются купеческая вдова Катерина Львовна Измайлова и приказчик Сергей Филиппыч, ее полюбовник в том, что они совершили тяжкие преступления. Сначала неожиданно умер купец Борис Тимофеевич Измайлов. Труп его не вскрывали так как и “невдомек никому было”, что это была не естественная смерть, а убийство, которое совершила его сноха Катерина Измайлова, подсыпав крысиной отравы

Через некоторое время, когда домой с работы возвращается Зиновий Борисович, муж Катерины, она вместе со своим полюбовником приказчиком Сергеем зверски расправляются и с мужем. Катерина тяжелым литым подсвечником ударила мужа по голове и помогла Сергею задушить еще живого Зиновия Борисыча. Совершив убийство, Сергей снес убитое тело в погреб, а через два дня они зарыли труп в погребе. Сейчас труп мужа Катерины Измайловой, зарытый в сухом песке, еще не совсем разложившийся, извлечен из погреба и предан погребению.

Под Большой праздник во время всенощной Катерина и Сергей совершили еще одно убийство-племянника Измайловой – Феди Лямина. Вскрытием было установлено, что мальчик умер от удушья.

Данные убийства совершены из корыстных целей для получения наследства и денег, принадлежавших Измайлову Борису и Измайлову Зиновию, а также для того, чтобы жить совместно в измайловском доме.

Судья (обращается к подсудимой): Катерина Львовна! Встаньте. Признаете ли вы себя виновной в совершении убийства?

Подсудимая: Нет! Не признаю!

Судья: Почему вы не признаете себя виновной?

Подсудимая: “ Я ничего этого не знаю и не ведаю”.

Прокурор: Да! Действительно ли, что вы в первый день знакомства с Сергеем, пустили в свою спальню? Знал ли кто-нибудь о вашей любовной связи? Что предложили вы, когда узнали, что свекор знает о вашей связи с Сергеем и запер его в подвале, предварительно сильно отстегав? Испугались ли?

Подсудимая: Да, испугалась. Но от любви к Сергею, я стала “такой решительной”, что пошла к свекру и стала просить его отпустить Сергея.

– Неожиданная смерть Бориса Тимофеевича не удивила вас? Почему не дождались возвращения мужа, т. е. сына Бориса Тимофеевича?

– Нет, не удивила. Он был стар, да и грибами травились часто.

– После похорон свекра вы продолжали встречаться с приказчиком Сергеем 7 Вы были одна, когда услышали, что приехал муж?

– Да. Я была одна в спальне.

– Продолжали ли вы любовную связь с Сергеем, когда все уже забеспокоились и заговорили об исчезновении Зиновия Борисыча? Не боялись ли вы людского суда?

– Нет! Мне было все равно, что обо мне говорили.

– Когда в доме появился сонаследник Федор Лямин, не изменилось ли отношение Сергея к вам? (Катерина рассказывает с грустью о разговоре с Сергеем)

Судья: Адвокат! Есть ли вопросы к подсудимой? Адвокат: Да!

(Вопросы задает защита)

– Катерина Львовна, сколько лет вы были замужем? Расскажите о своей семейной жизни.

(Катерина рассказывает о своей скучной жизни в богатом измайловском доме).

– И за эти пять лет семейной жизни приходила ли вам хоть раз мысль изменить мужу ?

– О чем вы мечтали все эти годы супружеской жизни?

– Хотела иметь ребенка.

– Вас упрекали в том, что нет продолжателя измайловского рода?

– Да! Попрекали, называли “недородицей”. Хотя я в этом была не виновата.

– Обещал ли вам Сергей жениться на вас?

– Да. Он говорил, что “ хотел бы пред святым храмом мужем” стать.

– Вы любили Сергея или это было просто увлечение от скуки?

– Я сразу его полюбила и готова “ за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест”. Мер моей преданности ему нет никакой. Я обезумела от своего счастья.

Адвокат: Вопросов к подсудимой больше нет.

Судья: Есть ли еще вопросы к подсудимой? Если вопросов нет, я еще раз спрашиваю вас, Катерина Львовна, признаете ли вы себя виновной в совершении преступления?

Подсудимая: Нет! Не признаю!

Судья: Подсудимая! Садитесь, вопросов больше нет. Вызывается подсудимый Сергей Филиппович. Встаньте. Признаете ли вы себя виноватым в содеянном?

Подсудимый: Я, Сергей Филиппович, сознаюсь в том, что убил супруга Катерины Зиновия Борисовича, а также ее племянника Федора Ляпина. Моей соучастницей во всех преступлениях была Катерина Измайлова. И я хочу заявить, что она была не просто соучастницей, а инициатором обоих преступлений. Она первая ударила Зиновия Борисовича подсвечником, и она же задушила подушкой своего племянника Федю Ляпина.

Судья: Прокурор! Есть ли вопросы к подсудимому?

Прокурор: Да!

(Вопросы задают представители обвинения. Возможные варианты вопросов.)

– Подсудимый! Вступив в любовную связь с Катериной Измайловой, вы думали тогда о последствиях ваших отношений?

– Нет, я не думал, что все так обернется. Катерина понравилась мне как женщина и я стал ухаживать за ней, как и раньше за другими женщинами.

– Знали ли вы, что Катерина влюблена в вас безумно и ради вас готова пойти на все? Сергей Филиппович, говорили ли вы Катерине Львовне, что если вы бы купец или барин какой, то никогда бы не расстались с ней?

– Собирались ли вы прервать свои отношения с Катериной после приезда мужа? Что вы говорили об этом Катерине?

– Как и кем вы чувствовали себя после убийства Бориса Тимофеевича? Считали ли вы себя уже тогда хозяином измайловского имения?

– Как отнеслись вы к приезду Феди Ляпина? Знали ли вы, что теперь часть наследства Измайловой принадлежит ему?

– Почему вы остались в доме Измайловых в ночь перед Большим праздником, а не пошли в церковь?

Прокурор: Вопросов к подсудимому больше нет.

Судья: Адвокат ! Есть ли вопросы к подсудимому?

Адвокат: Да!

(Вопросы задают представители защиты)

– Сергей Филиппыч, Катерина Львовна была для вас очередной победой или чем-то больше?

– Догадывались ли вы, что причиной смерти Бориса Тимофеевича является Катерина?

– Знали ли вы, что Катерина собирается убить своего мужа? Почему вы не убежали из дома Измайловых, когда приехал муж Катерины?

– Став невольным соучастником преступления, почему на следующий день не сознались в содеянном убийстве?

– Я испугался, потому что меня могла бы постичь та же участь.

– Ваше отношение к Катерине после убийства мужа изменилось?

– Да! Я охладел к ней, но расстаться с ней уже не мог, боялся.

Адвокат: Вопросов к подсудимому больше нет.

Секретарь: Для дачи показаний приглашается свидетель машинист. Суд предупреждает: вы несете ответственность за дачу ложных показаний. Распишитесь.

Свидетель (рассказывает о том, как стал свидетелем преступления).

Судья: Подсудимая Катерина Львовна Измайлова, встаньте! После показаний свидетеля, признания Сергея Филиппыча сейчас признаете вы себя виновной в совершении убийства? Для чего вы это делали?

Подсудимая: Для него! (Кивает головой на Сергея)

Судья: Есть ли вопросы к Катерине Львовне? Если нет вопросов, судебное заседание считается закрытым. Суд переходит к прениям сторон. Слово для обвинения Катерины Львовны предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд!

Сегодня вы будете выносить приговор и определять меру наказания людям, “разыгравшим в нашем уезде страшную драму”. Жадность, неимоверная алчность толкнули этих людей на самое страшное преступление – убийство. Особенно тяжкий грех для сидящей здесь купчихи К. Измайловой, потому что по природе своей она создана не убивать, а давать жизнь, И я считаю, она заслуживает самого сурового наказания, ибо она пошла не только против закона, но и против природы. Она хотела внушить, что все это было совершено ради другого человека, ради любви к нему, но ее спланированные хладнокровные действия говорят только о том, что ею владело желание получить все богатство, а с ним и свободу. Свобода, по ее понятиям , делать, что хочу, любить, как хочу, кого хочу.

Считаю, что Измайлова заслуживает самого сурового наказания, ибо здесь и сейчас мы видим, что эта женщина до сих пор не поняла, что совершила самое страшное преступление – убийство, и до настоящего времени она не раскаялась ни перед людьми, ни перед собой.

На основании выше изложенного прошу суд приговорить К. Л. Измайлову к смертной казни.

Судья: Слово для защиты Катерины Измайловой предоставляется адвокату.

Адвокат: Уважаемый суд!

Мы выслушали сейчас всех участников процесса, выслушали государственного обвинителя.

После речи прокурора перед нами предстала женщина, цель которой завладеть богатством своего мужа. А так ли было на самом деле?! Выдали ее замуж не по любви, а только потому, что Измайлов к ней “присватался”, а так как девушка была бедная, жениха ей выбирать не приходилось. Детей у нее от него не было, бездетность эта очень печалила ее, а тут еще и попреки со стороны мужа, что нет продолжателя рода. А у Катерины “характер был пылкий, и хоть жила она бедно, но привыкла к простате и свободе, хотелось ей любви и заботы. А тут все было иначе: “скучно, душно жилось Екатерине Львовне в богатом свекровом доме за нелюбимым мужем”. Но никто не обращал на эту скуку и на нее никакого внимания.

И вот появился в ее жизни человек, который увидел в ней женщину. Впервые за многие годы в этом доме, она перестала считать себя никому не нужной. Рядом с ней появился человек, которому, как ей казалось, она необходима и желанна. И развернулась она вдруг во всей своей проснувшейся натурой и “ стала такой решительной, что и унять ее нельзя”. Ей казалось, что находившиеся с ней люди, свекор и муж, это препятствие к тому, чтобы быть с любимым человеком. Я думаю, что если бы Сергей позвал ее в тот момент, она не задумываясь, ушла бы с ним из постылого дома, бросив мужа и все его богатство. Ни деньги ей были нужны, ни мужнино наследство, а он, единственный, любимый ею Сергей. Несчастье Катерины в том, что полюбила она человека, которому нужны были только ее деньги. И хотя Сергей ее обвиняет во всех убийствах, первопричина мценской трагедии – это Сергей. Именно он внушает ей мысли, что их счастье возможно только в том случае, когда она завладеет деньгами измайловского рода. Одурманенная, обезумевшая от страха потерять Сергея, Катерина решается на убийство племянника, ибо для нее обратного пути нет. Она совершила грех во имя любви и пойдет этим путем до конца. Уважаемый суд! Я считаю, что основная вина этой женщины в том, что она прониклась страстной любовью к человеку, в руках которого она стала орудием преступления. Я прошу снисхождения к этой обезумевшей от любви женщине.

Судья: Слово для обвинения Сергея Филиппыча предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд!

Подсудимый Сергей обвиняется нами в том, что, работая у купца Измайлова, воспользовавшись отъездом мужа, соблазнил хозяйку к сожительству. Узнав о том, что она убила свекра, он не только не изменил к ней отношения, но и понял, что помимо хозяйской постели, он может стать хозяином всего, что его окружало. Не задумываясь о последствиях, он помогает Катерине убить мужа и спрятать его труп. После этого он чувствует и понимает, что все богатство купца Измайлова находится в его руках, потому что Катерина подчиняется ему беспрекословно. У него нет и в мыслях заявить о том, что он является свидетелем одного убийства и соучастником другого. Даже наоборот, он безумно счастлив, что из простого приказчика Сережи он превращается в уважаемого Сергея Филиппыча и становится хозяином поместья. Его не мучают угрызения совести, он не раскаивается в содеянном грехе, более того когда появляется наследник Федор Лямин, он сразу видит в нем угрозу его благополучию и власти. Он постоянно думает сам и внушает Катерине мысль о том, что этот мальчик может отнять часть богатства.

По понятиям этого человека, счастье зависит от “ увеличения капитала”. И ради этого он совершает преступление, убивает ни в чем неповинного ребенка. Считаю, что вина Сергея Филиппыча в сокрытии убийства Бориса Тимофеевича и совершении еще двух убийств доказана полностью. Я прошу суд приговорить его к высшей мере наказания – смертной казни.

Судья: Слово для защиты Сергея Филиппыча предоставляется адвокату.

Адвокат: Уважаемый суд!

Мой подзащитный обвиняется в том, что он скрыл от органов правосудия убийство Катерининого свекра, а также в том, что он принимал участие в убийстве ее мужа и племянника. Прокурор говорил о том, что его целью было завладение богатством убитого. Став невольно участником преступления, ему остается только одно– идти с этой женщиной до конца, потому что обратного пути для него нет. Он понимает, что просто так Катерина не отпустит его, поэтому помогая ей, он, может быть, пытался спасти свою жизнь.

Я думаю, что вступая в любовную связь с хозяйкой, украдкой пробираясь в ее окно, он не думал о хозяйском богатстве, тем более получить его таким путем. Именно Катерина, убив свекра, показала ему этот путь и сделала его соучастником. Не вина Сергея, а его беда, что он встретил женщину, которая для достижения своей цели и во имя своей страстной, эгоистической любви сделала его преступником.

Секретарь: Встать! Суд идет.

Судья: Оглашается судебный приговор.

(Все участники судебного процесса выслушивают приговор стоя).

Суд в составе председательствующего судьи ( ) и народных заседателей ( ) рассмотрел дело по обвинению Катерины Львовны Измайловой и приказчика Сергея Филиппыча в совершении ряда убийств и установил, что вина Измайловой и приказчика Сергея полностью доказана. Подсудимые признали свою вину, свидетель рассказал о том, что он видел, как совершалось последнее убийство. Выслушав мнение участников процесса, суд приговорил: признать Измайлову Катерину Львовну виновной в совершении трех убийств и определить меру наказания – высечь “плетьми на торговой площади своего города и сослать в каторжные работы”. Признать виновным Сергея Филипповича в совершении двух убийств и определить меру наказания – высечь “ плетьми на торговой пощади своего города и сослать в каторжные работы”.

Учитель: Итак, приговор вынесен. Судебное заседание закрыто. Такой приговор вынес своим героям Н.С. Лесков. Согласны ли вы с ним?

(Беседа с элементами дискуссии).

– Почему вынесением приговора автор не заканчивает свое произведение ? Может дает возможность раскаяться ?!

– Изменила ли каторга лесковских героев? Не вызывают ли они жалости?

– Как вы понимаете слова В. Шекспира: “ Кто начал злом, тот и погрязнет в нем”? Б. Шоу сказал: “ Бойся человека, Бог которого на небе”. Что имел в виду писатель под словом “Бог”?

Страшен человек, которого не мучают угрызения совести. Бог – это совесть, страх за содеянное.

– Почему Катерина кончает жизнь самоубийством?

– Можно ли оправдать преступление во имя любви?

Заключительное слово учителя:

Любовь – это большая радость и тяжкий крест, это откровение и тайна, любовь – это величайшее счастье и огромное страдание. Но именно ею, любовью, живет и движется человеческая душа. Любовь – это не только Дар, но и Дарение, дарение бескорыстное, безоглядное, чистое от злых и грязных помыслов. Любовь, даже если она и безответная, только тогда настоящая, когда она обладает созидающей силой, а не разрушающей душу, сердце и жизнь человека.


С этого года в рамках работы Студенческого научного совета было принято решение внедрять в практику работы по популяризации исторических знаний и более углубленного изучения истории наиболее интересные формы, такие как – «Исторические суды» над известными историческими личностями. Целью проведения подобного рода мероприятий является знакомство с основными этапами жизни и деятельности наиболее ярких персоналий и приобретение студентами опыта публичных выступлений. Инициаторами проведения указанной формой работы стали студенты нашего факультета, проходившие педагогическую практику в общеобразовательных школах г. Курска: Машкова Анна (41 группа) и Федоренкова Светлана (41 группа).


4 мая 2016 г. на историческом факультете КГУ состоялся «Исторический суд» над российской императрицей Екатериной II. Обвинение в лице прокурора Дурноглазова В. (12М группа) выдвинуло 4 пункта обвинения: ужесточение крепостного состояния крестьян, увеличение привилегий дворянства, «псевдопросвещенный» абсолютизм и гонения на передовых людей своей эпохи (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков). По ходу процесса сторона обвинения согласилась с предложением председательствующего суда, старшего преподавателя кафедры всеобщей истории Ю.Ф. Коростелева обсудить внешнюю политику Екатерины II и добавила новый пункт обвинения – борьба с революционной Францией.


Защиту в суде осуществляла адвокат Машкова А. (41 группа). В качестве свидетеля обвинения выступил Масленников И. (31 группа), защиты – Марьянов Р. (31 группа). Роль подсудимой исполнила Злобина И. (12 группа), которая выступила с заключительным словом. В течение судебного заседания, как сторона обвинения, так и сторона защиты предоставили убедительные доказательства виновности/невиновности подсудимой. В конечном счете, коллегия присяжных заседателей в составе пяти человек (Абрамов И. - 11 группа, Сутула А. - 11 группа, Логачев А. - 21 группа, Подколзин А. - 31 группа, Куракина И. - 4 курс заочной формы обучения) тремя голосами против двух по всем пунктам обвинения оправдала подсудимую – императрицу Екатерину II.


На заседании суда присутствовали декан факультета И.А. Конорева, заведующий кафедрой истории России К.В. Яценко, лаборант кафедры всеобщей истории О.С. Агапова, а также студенты факультета. Все с интересом слушали выступления сторон и по завершении «процесса» высказывали собственные мнения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: