Бурлаки на волге почему таскали суда

Обновлено: 18.04.2024

Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Как сейчас помню мы в школе обсуждали ее и писали по ней сочинения.

Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.


Существовали и женские артели

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.


Судно можно было тянуть вверх по течению с помощью тросов

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.


Труд бурлаков был невыносимо тяжел


Артель бурлаков

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним – *подшишельные*

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ларька

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно…

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

А вот еще интересные моменты художественного творчества прошлого: какой секрет есть в картине Васнецова «Аленушка»?, а вот еще знаменитые картины и их тайны, а вот недавно мы еще обсуждали, что это за Трагическая судьба «Лунной ночи на Днепре»

На момент начала XX века прошло уже почти 140 лет с того момента, как инженер и изобретатель Джеймс Уатт создал свой собственный прототип парового двигателя. Между тем на кануне трех революций в России на подавляющем большинстве судоходных рек можно было увидеть толпы бедолаг бурлаков, тащащих баржи и суда к месту назначения.

Какое рациональное объяснение может быть у того, что в стране никак не хотели завести пароходы?

Бурлаки-женщины пользовались даже большим спросом. |Фото: geonetia.ru.

Рациональное объяснение того факта, что даже к 1917 году в России использовался труд бурлаков, ужасающе просто – деньги. Свое хоть сколь-нибудь значимое производство паровых двигателей (котлов) в стране отсутствовало. Те пароходы, что были в наличии, не могли на 100% удовлетворить запросы экономики страны. Между тем, труд крестьян оставался до безумия дешевым, а потому большинству тогдашних «успешных бизнесменов» было намного проще и выгоднее нанимать на такую работу мужиков, чем тратить на пароход.

Проходов просто не было. |Фото: pokazuha.org.

И это еще хорошо, если нанимали мужиков. Женщина-бурлак была далеко не редким явлением в дореволюционной России. Более того, женские бригады набирались с куда большей охотой, ведь труд крестьянок стоил еще меньше, чем труд крестьян-мужиков. После отмены крепостного права загонять мужика палкой в бурлаки уже было не нужно, они сами туда охотно шли. Правда следует понимать, что их «охота» была продиктована исключительно тяжелыми условиями жизни и невозможностью хоть где-то нормально заработать, кроме как пойти тягать баржи.

Это был неплохой способ заработать для крестьянина, но шли в бурлаки не от хорошей жизни. |Фото: cont.ws.

Относительно большинства других способов заработка в бурлаках крестьянин мог неплохо заработать. За один сезон можно было поднять денег на весь следующий год. Правда, сумм этих хватало для того, чтобы не помереть с голоду, а не для того, чтобы позволить себе какие-то излишества. Конечно же, было немало и тех, кто от осознания безысходности и жалкости своего крестьянского бытия, невозможности вырваться за сословные рамки общества просто пропивал весь свой заработок за месяц-другой.

Гражданская война не способствовала отказу от бурлаков. |Фото: fishki.net.

Интересно, что вокруг картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге», нарисованной в 1873 году, произошел скандал, дескать художник порочил имидж державы в глаза соседей. Вот только Репин, к сожалению, лишь отразил в своем произведении печальную и объективную действительность страны, а также бедственное и удручающее положение абсолютного большинства ее жителей.

Только индустриализация помогла решить проблему с речным транспортом. |Фото: ex-press.by.

После революции 1917 года ситуация сразу не изменилась. Бурлаки все еще оставались нужны на протяжении всей Гражданской войны. Более того, в ходе конфликта между Красными и Белыми ситуация с паровым речным транспортом только усугубилась. Так, например, «замечательный человек» Александр Васильевич Колчак, которому в сегодняшней России ставят памятники и пытаются превозносить его как героя, отступая по Каме, сжег и затопил все баржи и немногочисленные пароходы. В результате чего труд бурлаков здесь был востребован еще почти десятилетие.

Решить вопрос с автоматизированным речным транспортом в России смогла только власть Большевиков в результате проведения индустриализации.

Posts from This Journal by “История” Tag


Как появились кирзовые сапоги

Несколько дней назад на железнодорожной платформе обратил внимание на группу новобранцев. Стоят такие в новеньких камуфляжных костюмах, в берцах.…


Великое государство на месте Киевской Руси

В вы знаете какое великое государство существовало в VII веке на месте Киевской Руси ? В середине VII столетия между Кубанью и Днепром…

Самая кровожадная правительница Мадагаскара

Был у нас уже Последний людоед и "Черный Гитлер" Иди Амин. Так же мы узнавали где это было людоедство как национальный бренд или…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 200 жетонов
  • Социальный капитал 37 470
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 3 часа
  • Минимальная ставка 200 жетонов

Что за, черт дери, лажу вы себе притащили?

И да, "женские бригады бурлаков". Сок мозга.

точно ли совершенно иным содержанием?

какие противоречащие высказывания в этом и в том посту имеются?

>> Между тем на кануне трех революций в России на подавляющем большинстве судоходных рек можно было увидеть толпы бедолаг бурлаков, тащащих баржи и суда к месту назначения.

Тягать баржи толпой, да-да.

Вообще-то действительно есть противоречия - в этом посте сказано, что "на кануне трех революций в России на подавляющем большинстве судоходных рек можно было увидеть толпы бедолаг бурлаков, тащащих баржи и суда к месту назначения. Какое рациональное объяснение может быть у того, что в стране никак не хотели завести пароходы?"
А в прошлом посте говорится
"Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной."
Так все-таки, перед революцией были "толпы бурлаков" или "необходимость в бурлацком труде пропала"?

Что же тогда помешало снабжать Ленинград через Ладогу.

Раз за десятилетие всё решили..

Приколись, снабжали. Вот только кораблей на Ладоге было не то, чтобы овердофуя. Плюс немецкая авиация не шибко снабжению способствовала.

Какие знатоки истории тут собрались.
А вы в курсе количества транспортных судов на Ладоге в 40м например году? По документам?
А касательно количества сил люфтваффе в этом районе что знаете? Мне даже интересно. Ну-ка?

Я с тобой на ты не переходил. Впрочем, для гопника твоё поведение вполне стандартное.

На начало 1941го года общее водоизмещение судов северо-западного речного пароходства около четырёхсот двадцати тысяч тонн.

Потери грузов от воздействия противника при перевозке грузов в осаждённый Ленинград в 1941м году меньше пяти процентов. По советской статистике.

Умный, да? А теперь посчитай заодно, сколько требовалось продовольствия для блокадного города. И сравни это с "общим водоизмещением", которое, на минуточку, к грузоподъемности никакого отношения не имеет от слова совсем. Время пошло)

Да уже всё посчитали и сопоставили


Но прежде, чем перейти к вполне официальной статистике, проделаем еще один "дилетантский" расчет. Посчитаем, сколько муки необходимо для того, чтобы дать каждому из 2,5 млн. жителей (в сентябре 1941 года в Ленинграде было выдано 2.544 тыс. хлебных карточек) по 800 грамм отличного (совсем не похожего на ту жуткую массу из жмыха с опилками, которую в декабре 41-го получали ленинградцы) хлеба. 800 грамм хлеба в день - это самый большой, рабочий паек на "Большой земле". О голоде, тем паче - о голодной смерти, при таком пайке говорить уже не приходится. Принимая типовой для выпечки ржаного хлеба "припек" равный 33%, мы получаем очень "круглую" и легко запоминающуюся цифру в 1.500 тонн.
Если в этом расчете и есть погрешности, то не слишком большие. Так, за время работы ледовой "дороги жизни" в Ленинград поступало в среднем по 1.920 тонн продовольствия в день. При этом удалось с 11 февраля 1942 г. повысить нормы снабжения до уровня: 800 грамм для солдат на фронте, 600 - в тыловых частях, 500 - для рабочих, 400 - для служащих, 300 - для детей и неработающих; хлеб стали печь из муки почти без примесей "условно-съедобных" компонентов; с середины февраля населению стали выдавать настоящее мясо, натуральные жиры, сухофрукты. Более того, при таком грузопотоке удалось даже накопить серьезные запасы продовольствия (по оценкам разных авторов - на срок от 18 до 60 дней). В Берлин, как было выше отмечено, доставляли в среднем 2.700 тонн продовольствия в день, при таком грузопотоке о голоде не было и речи.


Доставить по воздуху 1.500 тонн - задача колоссальной сложности. Но у водного транспорта совершенно другие измерения. Совсем небольшая (меньше мне в современном справочнике найти не удалось) речная баржа ("проект Р-137") имеет грузоподъемность 1.500 тонн (общее водоизмещение 1.953 тонны). Речная баржа "проект Р-165" при длине 91,6 м и ширине 15,7 м имеет грузоподъемность 2670 тонн. Одна такая баржа может обеспечить суточную потребность в продовольствии миллионного города. Да, в начале 40-х годов речной (озерный) флот СССР таких судов не имел, но и имеющиеся были не слишком малы. Так, в соответствии с постановлением ГКО от 30 августа 1941 г. наркоматам военно-морского и речного флотов предлагалось выделить для снабжения Ленинграда 25 буксиров и 75 озерных барж грузоподъемностью по 1 тыс. тонн каждая. Фактически использованные в навигацию 1941 г. баржи имели в среднем грузоподъемность (не водоизмещение, а именно грузоподъемность) порядка 400-700 тонн. Хуже того, из-за проблем с причалами, погрузкой и буксировкой по штормовой Ладоге их реальная загрузка снижалась до 300-500 тонн.
Все это обилие цифр сводится к простому выводу: 5-6 самых скромных барж в сутки снимали все проблемы с обеспечением Ленинграда продовольствием по обычным (т.е. весьма скромным) нормам военного времени. Еще 3-4 баржи могли обеспечить доставку необходимого количества горючего и боеприпасов для фронта (именно в такой пропорции - 785 тыс. т продовольствия и 495 тыс. т. горючего, боеприпасов и вооружения - сложился общий грузопоток в Ленинград за все время блокады, с сентября 1941 по март 1943). Вот и все, что требовалось для "транспортного прорыва" блокады.

​Бурлаки против пароходов: почему 50 лет подряд побеждали первые

Паровая машина была впервые запатентована в Англии в 1781 году, а бурлаков в России использовали в качестве тягловой силы даже после 1920-х годов. Но если в советское время это было единичные случаи, то в конце 19 века, когда Илья Репин путешествовал по Волге, натуры для картины «Бурлаки» было в избытке.

Век пара

Изобретение англичанином Джеймсом Уаттом паровой машины навсегда изменило историю человечества: сразу после получения патента резко увеличились объемы производства в текстильной промышленности, где дорогой ручной труд быстро сообразили заменить на машинный. Постепенное внедрение этой технологии и в других сферах положило начало великому промышленному перевороту, а 19 век уже полностью был «веком пара». Конечно, интеграция новой технологии проходила отнюдь не безболезненно. К примеру, в Англии появились луддиты, которые устраивали забастовки против внедрения пара. Однако в этой борьбе победил расчет предпринимателей.

Первый в мире пароход «Клермонт»

Первый в мире пароход «Клермонт»

Перевозчики тоже довольно быстро поняли выгоду от перехода на паровые двигатели. В 10-х годах 19 века в Америке весла и паруса начали сменять пароходы, которые порой были весьма экзотичного вида. Первая машина под названием «Клермонт» курсировала от Нью-Йорка до Олбани. К 40-м годам на главной судоходной реке США Миссисипи ходило больше 1000 пароходов. Не меньшее количество судов ходило и по рекам Европы. А вот в России в это время по Волге ходила только сотня. В чем же была причина такой нелюбви к новой технологии, которая позволяла перевозить грузы гораздо быстрее и не зависеть от бурлаков, которые летом массово возвращались в деревню на сенокос?

«Бурлаки», 1866 г. Василий Верещагин

«Бурлаки», 1866 г. Василий Верещагин

В чем пароходы проигрывали бурлакам

Поначалу ситуация в России развивалась схоже мировой: уже в 1815 году был спущен на воду первый отечественный колесный пароход, который курсировал между Кронштадтом и Петербургом. В этот же период суда на паровой тяге стали появляться на Волге. Естественно, простой народ относился к ним достаточно противоречиво: для начала «чертова машина», которая двигалась без видимых на то причин, вызывала страх. Кроме того, в пароходах бурлаки видели и угрозу своему заработку. В середине 19 века количество занятых в этом деле в одном только городе Рыбинске составляло 150 тысяч человек. Вдвое больше их было по всей Волге. Народное возмущение не остановило бы предпринимателей, желающих заработать, а российское купечество всегда хорошо считало.

«Бурлаки на Волге», 1870-1873 гг. Илья Репин

«Бурлаки на Волге», 1870-1873 гг. Илья Репин

С учетом того, что равное расстояние пароход проходил за 9 дней, а бурлаки за 44 дня, вывод, кажется, очевиден. Затраты на заработную плату и вложения в строительство машины на пару были сопоставимы. Камнем преткновения стал вопрос топлива: пароходы работали, в основном, на дровах, а они, несмотря на богатство лесом, были крайне дороги. Даже импортируемый из Англии уголь стоил дешевле, однако, стоимость перевозок он увеличивал существенно. Помимо этой проблемы были еще и трудности с подвозом топлива — с инфраструктурой. Дрова на всю длину маршрута занимали много места, а обеспечить их пополнение в пути было проблематично. Кроме того, пароходы часто садились на мель, что требовало помощи все тех же бурлаков. Фарватер Волги углубили только в 20 веке, когда за проблему целенаправленно взялось государство. К слову, труд бурлаков не все время состоял в том, чтобы тянуть судно: на той же картине Репина показан самый сложный момент, когда нужно было сняться с мели. Обычно же они завозили якоря вперед на шлюпке, а потом подтягивали барабаном судно вслед за якорем.

Таким образом, перевозки с помощью бурлаков хоть и выглядели архаично, но долго время составляли серьезную конкуренцию пароходам.

P.S. У нас есть telegaram-канал, где мы публикуем подборки горящих туров 😎😎😎

Бурлаки Искусство, Илья Репин, Бурлаки, Длиннопост, Алексей Саврасов, Василий Верещагин

Пока в Третьяковской галерее идёт выставка, чаще чем обычно высказываются два несходных мнения:

1) Бурлаков не было, художник всё придумал/намеренно преувеличил ужас;

2) Репин первым раскрыл глаза на это ужасное явление.

Ну, вообще-то выходит, что бурлаки были и их рисовали. Ещё до Репина.

Например, А.К. Саврасов. Хотя в обычное время был пейзажистом, бурлаков всё-таки запечатлил:

Бурлаки Искусство, Илья Репин, Бурлаки, Длиннопост, Алексей Саврасов, Василий Верещагин

А. Саврасов. Бурлаки на Волге. 1871

Бурлаки Искусство, Илья Репин, Бурлаки, Длиннопост, Алексей Саврасов, Василий Верещагин

Волга под Юрьевцем. Алексей Саврасов. 1871. Частное собрание, Франция

Хотя есть предположение, что в "Волге под Юрьевцем" в пейзаж Саврасова бурлаков вписывал другой русский живописец В.П. Перов.

Также, бурлаков писал ещё один пейзажист - Ф.А. Васильев. Видимо, пейзажистов, когда они выходили к реке полюбоваться красотами, сильно напрягало наличие там людей, тащащих на себе баржи. Ф.А. Васильев, правда, смог сосредоточить внимание на прекрасном виде, а бурлаков изобразил отдыхающими. Впрочем, это не отменяет их существования.

Бурлаки Искусство, Илья Репин, Бурлаки, Длиннопост, Алексей Саврасов, Василий Верещагин

Ф. Васильев. Вид на Волге. Барки. 1870

И, наконец, В.В. Верещагин, известный потребностью рисовать всё с натуры, максимально точно и документально, начал работать над "Бурлаками" ещё в 1866 году. То есть когда ещё не открыл для себя плодотворную тему Востока, восточных диковинок и восточных ужасов.

А у Репина тогда и задумки-то его картины,скорее всего не было.

Бурлаки Искусство, Илья Репин, Бурлаки, Длиннопост, Алексей Саврасов, Василий Верещагин

В. Верещагин. Бурлаки на Волге. 1866


История быта и искусств

989 постов 5.6K подписчиков

Правила сообщества

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников

для тех времен это была обычная артельная нормально оплачиваемая работа. С таким же успехом можно сейчас рисовать картины о страшном ужасном труде грузчиков овощебаз или гипермаркетов :)))

Плюсану! Почитайте Гиляровского, "Мои скитания", он как раз работал бурлаком по молодости.

Во время написания картины бурлаки на Волге сошли на нет как явление и пережиток прошлого. Репин писал по памяти. Это известный исторический факт, о котором рассказывают на первом курсе в "кульке"(институт культуры в Питере).

Институты культуры видимо везде прозывают "кульками".

К счастью, не все считали эту работу нормальной.

Но мы, на счастье, имеем и литературные описания работы бурлаков, так сказать, изнутри. Гиляровский - прекрасный корреспондент и писал отличные очерки. Да и стихи случались. Ну и "Мои скитания", конечно.

Сдержали. Двинулись, качаясь и задыхаясь. В глазах потемнело, а
встречное течение, суводь -- еще крутила посудину.
-- Федька, пудиля! -- хрипел Костыга. И сзади меня чудный высокий тенор
затянул звонко и приказательно:
-- Белый пудель шаговит.
-- Шаговит, шаговит. -- отозвалась на разные голоса ватага -- и я
тоже с ней.
И установившись в такт шага, утопая в песке, мы уже пели черного
пуделя.
-- Черный пудель шаговит, шаговит. Черный пудель шаговит, шаговит.
И пели, пока не побороли встречное течение.

Глава вторая. В народ.

Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» стала одним из символов тяжёлого положения русских крестьян. Лямка, которую эти люди тянули всю жизнь — метафора каждодневного невыносимого труда ради пропитания. Действительно ли этот труд был адским, или художник приукрасил реальную жизнь? Фактрум рассказывает о настоящих, а не нарисованных бурлаках. «Бурлаки на Волге» Илья Репин Для начала немного о Волге, великой русской реке и «рабочем месте» бурлаков. Она течёт с севера на юг, впадает в Каспийское море и с давних пор является важнейшим торговым путём. Правый берег Волги очень крутой и высокий, там полно обрывов; левый — наоборот, пологий и песчаный. Но и там хватает препятствий — камней, кустов, канав, ручьёв. В итоге получается, что протащить корабли по земле от Астрахани до Нижнего Новгорода просто невозможно по природным причинам. Не хватило бы никаких человеческих сил. Даже если бы корабль находился в воде, а бурлаки — на земле, их снесло бы сильным течением. Так как же бурлаки в таких условиях справлялись со своей задачей? Совсем не так, как изобразил Репин. Бурлак на Волге. Начало XX века На корме каждого торгового корабля, курсировавшего по Волге, был установлен барабан с длинным канатом, на котором крепилось несколько якорей. Бурлаки покрепче садились в лодку, брали с собой якоря, отплывали как можно дальше вверх по течению и сбрасывали свой груз в воду. После этого за канат хватались бурлаки, оставшиеся на палубе, и вручную подтягивали корабль к якорям. Канат вновь наматывался на барабан, после чего процесс повторялся. Да, это тоже нелёгкий труд, но вовсе не такой убийственный, как показано на картине. Подобные ситуации, разумеется, тоже возникали, но достаточно редко: например, когда корабль садился на мель, и его требовалось вытянуть вручную. Теперь о деньгах. В бурлаки люди шли не от хорошей жизни: среди них хватало безземельных крестьян и просто бродяг. Заработок был, конечно, нерегулярный, плюс многое зависело от «шишки», как бурлаки называли своего бригадира, но обычно труд щедро вознаграждался. Сезон позволял работникам каната и лямки безбедно жить весь остальной год и содержать семью: в переводе на современные деньги они получали от девятисот тысяч до полутора миллионов рублей.

Источник: Кто становился бурлаками и сколько они зарабатывали? — Фактрум

Владимир Гиляровский описал последних бурлаков в повести "Мои скитания". Описал емко, красочно и точно, потому что и сам шел в лямке с ними на равных.


Это бурлаки. 11 человек. Они тянут вверх по течению (вниз по течению судно идёт само) судно, которое называется расшива.

Такое судно может вмещать в себя 500 тонн полезного груза.

Вот тут такое же судно.


Если бы такой груз перевозили лошадьми по суше, потребовалось бы 500 лошадей, так как одна лошадь может тащить не более тонны груза в телеге. А если груз не делимый? Или крупногабаритный? Как тогда? Но даже если это просто зерно - 500 тонн, это 500 лошадей, а тут 11 мужиков и всё. Это вам сравнение сухопутного транспорта и водного.

500 тонн это примерно 11 вагонов с углём, получается, что один человек достаточно легко тащит на себе вагон с углём весом в 40 тонн. Вот вам и сравнение энергозатрат на водном транспорте и на железной дороге.

Именно поэтому Россия расширялась по рекам и ещё до изобретения железных дорог была самой большой в мире.

Другой вопрос, почему не использовали лошадей, зачем именно людей запрягали - это мне не ясно. Возможно по песчаному берегу, по узким каменистым тропкам лошадь не везде могла пройти.

Итак, один человек тянул 40 тонн и если кто-то думает, что это не реально, вот вам пример - один человек тянет по воде 4000 тонн. В 100 раз больше.

flat_hedgehog

На последний вопрос. Люди сами родятся, сами находят корм, лошадь надо годы растить, кормить, насколько помню, лошадь стоила дороже нескольких крепостных. Лошадь надо кормить всю зиму, пока река подо льдом. А уж сохранить лошадей от волков, голода, цыган и эпидемии это не каждый может себе позволить.

Бурлаки нанимались на сезон и это было дешевле, чем несколько лошадей, погонщики для них.

flat_hedgehog

Собственно о том же, лошадей или покупать за цену аналогичную цене современного станка с чпу в сезон, либо кормить с рождения круглый год, а использовать после вырастания и только в сезон.

Лошадь признак богатства, она дорога в эксплуатации. Суточная норма в калориях составляет что то около 25 000 килокалорий у человека 3000, что равносильно 8 человек. Лошади надо сено и калорийный овес, человек же запросто поест рыбки из речки, птички из неба и кабанчика из леса. Лошади же подавай 20 кг растительной пищи, то есть одна лошадь должна будет для этих 11 нести на себе еду.

Мои корни с Волги.

Помню кое-какие разговоры на эту тему.

Лошадь вообще не предусматривалась, т.к. "после первой ходки" берега моментально бы превратились в болото - и "всё, нет сезону". Волга бы встала. Костяное копыто разбивало берег, только чуткая человеческая нога.

А вообще, профессиональное бурлачество - очень доходный бизнес. Как сейчас такелажничество. Работали только артелями, знали друг друга годами. Попасть в такую артель "с улицы" было почти не реально, ценился высокий рост и сила. После нескольких сезонов покупали деревянный дом с металлической крышей, всю домашнюю скотину, женились.

Эта картина - социальная пропаганда. Очень наглядная - зритель ужасался. Бригада явно не первой категории,"случайная". На фото - профи.

ПС. Будучи студентом, ещё в советское время, "по старой памяти", в одном из московских издательств, тоже "бурлачил" - был такелажником, "силовым". За пять дней (точнее, ночей) работы получил почти 500 руб. (бригадир - 700 руб., всё делилось в открытую) Это конец 70-х. Так было несколько раз, "мелочёвку" даже не вспоминаю. Мне нравилось.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: