Будет ли спрос с животных в день суда

Обновлено: 23.04.2024

про животных

Ассаламу Алейкум. Меня давно мучает один вопрос,на который я хотела бы узнать ответ!
Я с детства очень люблю животных.Вся живность которая имелась у нас во дворе,начиная с собак до птицы,была любима мной и в детстве когда какая-то живность умирала всяким образом (либо резалась на съеденее), я испытывала глубокое разочарование и жалость к ним.Мне сегодня 28 лет,но те же чувства я испытываю по сей день.
Ведь есть животные,которые чувствуют свою смерть, к примеру у моего дяди был конь,который отвлекался на своё имя,понимал почти все что ему говорилось, и когда он сломал ногу,перед смертью он плакал ,положив голову на колени дяде и умер!
Скажите,что происходит с животными после смерти, и куда попадает их душа?

Ва аляйкум ассалям!
Животные в Судный день будут воскрешены для расплаты и возмещения. И после того как они вернут себе все свои права будут превращены в прах. И в тот момент им позавидует неверующий и скажет: «Лучше бы мне быть прахом!»

Относительно участи животных после смерти приводится, что Абу Хурайра, доволен им Аллах, и поясняя слова Всевышнего: وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ وَلاَ طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ إِلاَّ أُمَمٌ أَمْثَالُكُم مَّا فَرَّطْنَا فِي الكِتَابِ مِن شَيْءٍ ثُمَّ إِلَى رَبِّهِمْ يُحْشَرُونَ «Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу.»
сказал: [align=center] يحشر الخلق كلهم يوم القيامة، البهائم والدواب والطير وكل شيء، فيبلغ من عدل الله يومئذ أن يأخذ للجماء [التي لا قرون لها] من القرناء. قال: ثم يقول: كوني ترابا. فلذلك يقول الكافر [/size][/b] «В судный День будет воскрешение всех творений, скотины, наездных животных, птиц и всех других тварей, и достигнет в Тот День справедливость Аллаха, что даже безрогие поквитаются с рогатыми. Потом им будет сказано: «Станьте прахом», и поэтому скажет неверующий: يا ليتني كنت ترابا - «Лучше бы мне быть прахом!» »(сура ан-Наба, 40). (Приводят Абдур-Раззак, ибн Джарир, ал-Байхакы). Шейх Аль-Альбани приведя этот хадис в книге «достоверная серия» (ас-сильсиляту ас-Сахиха, 4/466) сказал: «ас-Суюты привёл этот хадис в (ад-дар аль-мансур, 6/310) без обсуждения иснада, как делает обычно, а у ибн Джарира (30/17) этот иснад «сильный» » - конец его слов.[/align]

В добавление к предыдущему посту:
- Всевышний Аллах говорит: « وإذا الوحوش حشرت » - когда дикие звери будут собраны. (сура ат-Таквир, 5)
- Также ибн Аббас поясняя слова Всевышнего: وَمَا مِنْ دَابَّةٍ فِي الأَرْضِ وَلا طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ إِلا أُمَمٌ أَمْثَالُكُمْ مَا فَرَّطْنَا فِي الْكِتَابِ مِنْ شَيْءٍ ثُمَّ إِلَى رَبِّهِمْ يُحْشَرُونَ «Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу.» (сура аль-Ан'ам, 38) сказал: будет собрано всё живое, даже мухи.
- Животные в День Воскрешения возместят свои права между собой, от Абу Хурайры, доволен им Аллах, приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, сказал: لَتُؤَدُّنَّ الْحُقُوق إِلَى أَهْلِهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يُقَادَ لِلشَّاةِ الْجَلْحَاءِ مِنْ الشَّاةِ الْقَرْنَاءِ «Все права будут возвращены их владельцам в Судный День, даже безрогой овце за причинённое от рогатой.» (Хадис приводится у Муслима, аль-Бирр ва ас-Сыля ва аль-Адаб/4679). ). Однако суть возмещения и расплаты для животных - это только лишь реализация полной справедливости, в отличие от людей для которых это спрос за возложенное на них и вменённое в обязанность подчинение и следование законам Творца.
- В другом хадисе говорится: يقضي الله بين خلقه الجن والإنس والبهائم، وإنه ليقيد يومئذ الجماء من القرناء، حتى إذا لم يبق تبعة عند واحدة لأخرى قال الله: كونوا ترابا، فعند ذلك يقول الكافر: يا ليتني كنت تراباً «Аллах рассудит между Его творениями – джины, люди, животные; и даже безрогие взыскают в Тот День с рогатых, а когда не останется ни у кого ничего причитаемого другому, скажет Аллах: «Станьте землёй (прахом), и воскликнет тогда неверующий: «Лучше бы мне быть прахом!».» Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным, № 1966 (ас-сильсиля ас-сахиха, 4/966)
Что же касается душ животных, то иногда встречаются рассуждения, о том присутствует ли у них душа или нет, если да то что с ней будет и куда она попадёт. Однако из Корана и множества хадисов из достоверной Сунны очевидно, что душа есть. К примеру:
- Всевышний Аллах говорит: وَإِذْ تَخْلُقُ مِنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ بِإِذْنِي فَتَنْفُخُ فِيهَا فَتَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِي - «По Моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизвелению они становились птицами.» (сура аль-Маида, 110)
- Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, не раз упоминал о наличии души у животных. Так от сына Аббаса, доволен ими Аллах, передаётся что Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, сказал: لاَ تَتَّخِذُوا شَيْئاً فِيهِ الرُّوحُ غَرَضاً
«Не берите своей целью то, в чём есть душа» (Приводится у Муслима). Здесь речь идёт о запрете на причинение мук и страданий животным живьём, например с целью снятия с них кожи.
- В другом хадисе от сына Аббаса, доволен ими Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, сказал: مَنْ صَوَّرَ صُورَةً فَإِنَّ اللَّهَ مُعَذِّبُهُ حَتَّى يَنْفُخَ فِيهَا الرُّوحَ ، وَلَيْسَ بِنَافِخٍ فِيهَا أَبَدًا
«Поистине, Аллах подвергнет мучениям изобразившего какой-либо образ, до тех пор пока он не вдует в него душу, но он никогда не сделает этого». Ибн Аббас, объясняя это положение одному из художников, и увидев как он взбучился и пожелтел сказал: ويحك إن أَبَيْتَ إلا أن تصنع فعليك بهذا الشجر ، كل شيء ليس فيه روح «Горе тебе, если уж тебе так необходимо промышлять этим - пусть то будут деревья, и всё что не имеет души.» (хадис приводят аль-Бухари, под №2225 и Муслим под №2110)
Таким образом вы видим, что душа у животных есть, но о её сущности и дальнейшей её участи, рассуждать не следует, поскольку того что сообщил нам Всевышний - достаточно, а в остальном мы не нуждаемся. Таким образом животные будут воскрешены – на это имеется достоверные источники, а об остальном рассуждать не следует.

Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух. А какой смысл наказывать животных, за неспрведливость друг другу, если они затем превратятся в прах?

Это НЕ наказание будет - это только оплата по счетам друг с другом и возмещение ущемлённых прав для установления полной справедливости в отношениях между ними и уравнения в их правах.


Всевышний Аллах создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему, и этот мир является для всех его обитателей, в том числе и для животных, временным пристанищем. Следовательно, все они покинут этот бренный мир и предстанут в День Суда перед своим Создателем. А все животные, которые являются частью этой Вселенной, были сотворены всевышним Аллахом на благо человека, как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:

هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً

(смысл): «Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле». (сура Аль-Бакара, 29)

Как известно, после смерти в Судный День все живые существа, в том числе и животные, будут воскрешены, так же, как будут воскрешены все люди и джинны. Но животные, в отличие от человека и джиннов, не имеют никакого представления о смерти, воскрешении, Судном Дне и т.д. В хадисе, который приводит Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لو أن البهائم تعلم من الموت ما تعلمون ما أكلت منها سمينا

«Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса», то есть животные не смогли бы есть досыта, дабы стать тучными.

Но, несмотря на это, все живые существа будут воскрешены в Судный день, собраны для отчета и воздаяния, и после недолгого отчёта тела животных будут обращены в землю.

Ибн Касир пишет об этом следующее:

«Слова Всевышнего Аллаха:

وإذا الوحوش حشرت

"… И когда (дикие) животные столпятся" (сура Ат-Таквир: 5), то есть будут собраны, как об этом сказал Всевышний Аллах в другом аяте:

وما من دابة في الأرض ولا طائر يطير بجناحيه إلا أمم أمثالكم ما فرطنا في الكتاب من شيء ثم إلى ربهم يحشرون

(смысл): "И нет ни одного животного на земле и ни одной птицы, летающей в небе на своих крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам, о люди. Не упустили Мы в Книге (в Коране) ничего. Потом [в День Суда] к своему Господу они будут собраны (для расчета и воздаяния)" (сура Аль-нам: 38).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Все творения будут собраны, даже мухи" (Ибн Абу Хатам). Такого же мнения придерживаются Ар-Рабиʻ ибн Хайсам, Ас-Суди и другие. Такое же толкование этому аяту даёт и Каттада (да будет доволен им Аллах): "Поистине, все эти создания умрут, и потом Всевышний Аллах примет по отношению к ним решение, которое он пожелает"». («Тафсир Ибн Касир»)

Затем все эти творения Всевышнего Аллаха, после того как возместят свои права между собой в отместку того, что совершали на этом свете, будут превращены в землю (прах). В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

فيقضي الله بين خلقه، الجن والإنس والبهائم، فإنه ليقيد يومئذ للجماء من ذات القرون، حتى إذا لم يبق تبعة عند واحدة لأخرى، قال الله: كونوا ترابا، فعند ذلك يقول الكافر: يا ليتني كنت ترابا، ثم يقضي الله سبحانه بين الجن والإنس .

«…Затем Всевышний Аллах рассудит между всеми Своими творениями: джиннами, людьми и животными. Поистине, в этот День даже безрогие поквитаются с рогатыми, все они возместят свои права между собой. Потом Всевышним Аллахом им (живым существам) будет сказано: "Станьте прахом!", и в этот момент скажет неверующий: "Лучше бы и мне быть прахом!" (сура ан-Наба, 40). И после этого Всевышний Аллах рассудит между людьми и джиннами». (Ибн Джарир А-Табари)

Также от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

فإذا فرغ من القصاص بين الدواب قال لها كوني تراباً

«Когда (в Судный День) Всевышний Аллах завершит суд между животными, и они поквитаются между собой, Он скажет животным: "Станьте прахом!"».

Как мы видим из вышеприведённого, все животные после смерти будут воскрешены и после отчёта на месте сбора будут обращены в землю.


Судный день – день справедливости и отчёта. Мы должны готовиться к нему, ещё будучи здесь, на земле. О его неизбежном приходе Всевышний поведал нам так (смысл): «Поистине, Судный час непременно настанет. Я скрыл от людей время его прихода, но открыл признаки его приближения, чтобы каждой душе в этот день воздать за то, что она совершила» (Коран, 20:15).

Всевышний Аллах, описывая ужасы Судного дня, по-разному упомянул о нём примерно в 112 аятах Корана. Имам Ахмад приводит достоверный хадис, переданный Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто желает поразмыслить о Судном дне, пусть прочтёт аяты “Когда солнце будет скручено и погаснет его свет”, “Когда небо расколется”, “Когда небо расколется в знак гибели”» (ат-Тирмизи). Эти аяты являются заглавными в трёх сурах Корана: «Ат-Таквир», «Аль-Инфитар» и «Аль-Иншикак».

Всевышний Аллах направил к нам наилюбимейшего из Своих пророков, ниспослав с ним Книгу, в которой подробно говорится о грядущем дне Суда и где Он призывает нас не забывать об этом и помнить о встрече с Ним. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывает нас следовать повелениям Аллаха, бояться разонравиться Ему, страшиться Его гнева, соблюдать Его запреты и следовать истинным путём пророков, асхабов, табиинов, авлия и алимов. Но мы зачастую пребываем в забвении и не осознаём того факта, что Судный день непременно настанет, пренебрегая неизбежностью ответа перед Всевышним за все свои деяния.

В Священном Коране по поводу забвения и пренебрежений говорится (смысл): «Приближается к людям час отчёта в Судный день, но они в забвении отвращаются от него. Не приходило к ним новое напоминание от их Господа, кроме как они слушали его и пренебрегали им. Их беспечные сердца глухи» (21:1–3).

В другом аяте Корана Аллах напоминает нам о близости Судного дня (смысл): «Спрашивают тебя о Судном часе. Скажи: «Знания об этом лишь у Аллаха». И ты не знаешь об этом; быть может, этот час уже близок» (33:63).

Конечно, если раб Божий не будет прислушиваться к призывам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Корана, в Судный день он будет в числе тех, о ком сказано, что они получат наказание, а те, кто выполнял все предписания, совершали благие деяния, получат воздаяние, как говорится об этом в Коране (смысл): «Аллах любит добродетельных и вознаграждает их» (3:134).

Опрос в Судный день

То, что мы упомянули выше, – ещё не все из тревог Судного дня. Люди ещё предстанут перед Всевышним для спроса за совершённые ими большие и малые деяния, которые будут взвешены на весах аль-Мизан. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Не сдвинутся ноги раба в Судный день, пока его не опросят о четырёх вещах: его жизни и как он провёл её, его знаниях и каким из них он следовал, его имуществе и каким путём он приобрёл его и на что расходовал, а также о его теле и в каком виде он его содержал» (ат-Тирмизи).

Каково же будет состояние рабов в тот день, когда сошедшим с небес ангелам будет велено привести грешников на место отчёта перед их Господом! Каждый раз, когда люди будут видеть снисходящих с небес ангелов, не останется ни одного пророка или праведника, которые бы не упали ниц, боясь, что на этот раз они окажутся из числа тех, кого заберут. Это состояние приближённых к Аллаху праведных людей, а каково же будет состояние грешников и неверных?! Указывая на это, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «В Судный день Мы непременно призовём к ответу тех, к кому были направлены посланники, и Мы непременно призовём к ответу самих посланников. И тогда Мы непременно расскажем всем о том, что они вершили» (7:6–7).

В книге «Ат-Тазкират» говорится, что первыми к ответу в Судный день будет призван Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своей общиной. Согласно хадису, переданному Ибн Маджей от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы последняя из общин, но первая, от которой будут требовать отчёт». В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что первое, о чём спросят, это о намазе и пролитой крови, то есть об убийствах, которые вершились на земле без права.

Таким образом, будет идти отчёт, и каждый получит воздаяние или наказание за деяния, будь они ничтожно малыми или большими, как об этом говорится в Коране (смысл): «Совершивший добро на вес пылинки увидит воздаяние за него, и совершивший зло на вес пылинки увидит его, и ему воздастся за него» (99:7–8).

Воздаяние и наказание, и отчёт за совершённые деяния не будут одинаковыми для всех. Среди людей будут те, кто войдёт в Рай без отчёта и опроса, те, кому опрос будет облегчен, те, кто будет долго стоять в ожидании, и, наконец, будут те, для кого отчёт пройдёт очень быстро. В Коране говорится (смысл): «Кому книга его деяний будет вручена в правую руку, отчёт ему будет лёгким» (84:7–8);

«А тот, кому книга его деяний будет вручена в левую руку из-за спины, будет кричать: “О, погибель мне!”» (84:10–11).

Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) привёл хадис, в котором говорится, что когда однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что Айша (да будет доволен ею Аллах) плачет, он спросил её о причине слёз. Она ответила, что вспомнила о загробной жизни, и спросила, будут ли люди в Судный день вспоминать свои семьи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ей: «Клянусь Тем, в Чьей воле моя душа, в трёх местах ни один не будет помнить ничего, кроме своего нафса (плоти): когда установят Весы и будут взвешивать деяния, пока сын Адама не увидит, станут они лёгкими или отяжелеют; в момент, когда будут вручать книги деяний, пока он не увидит, какой рукой он возьмёт свою; возле моста Сират» (Абу Дауд). Ведь Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «И когда протрубят в рог, в тот день забудутся родственные узы, и не будут они расспрашивать друг друга. И те, чья чаша добрых деяний будет на весах тяжёлой, – они и есть счастливые. А те, чья чаша добрых деяний окажется лёгкой, – они те, кто сам себе нанёс убыток и навечно останется в Аду» (23:101–103).

В Судный день, когда человек будет находиться перед Весами и увидит, что плохие деяния перевесили добрые, он будет глубоко сожалеть об этом, но его сожаление уже не поможет. И в Коране об этом говорится (смысл): «В тот день, когда не помогут притеснителям их извинения за совершённое ими. Проклятие им и худшая обитель» (40:52).

В Судный день даже уверовавший человек, которого отправляют в Рай, видя то, что получают другие из милости, благ и воздаяний, будет желать вернуться на землю для совершения благих деяний, чтобы получить ещё большую милость и воздаяния Всевышнего, как об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы человек совершал поклонение Аллаху с момента рождения и до смерти, он бы увидел это ничтожным в День Суда и непременно захотел бы вернуться в мир земной, чтобы получить ещё больше благ и воздаяний» (имам Ахмад).

Описание Весов и взвешивание людских деяний

Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «В день воскресения Мы установим точные Весы, и ни одна душа не будет обижена даже на вес горчичного зёрнышка. Достаточно Нас в проведении расчёта» (21:47).

В тафсире «Аль-Хазин» при толковании данного аята приводятся слова Хасана аль-Басри (да будет доволен им Аллах), и в этой же книге под другим аятом приводятся эти слова в качестве хадиса, переданного от Ибн Джаузи (да будет доволен им Аллах), что пророк Дауд (мир ему) попросил Аллаха, чтобы Он показал ему Весы. Когда Аллах показал их, Дауд (мир ему) спросил: «О Аллах, кто же сможет наполнить чашу хорошими деяниями?» Всевышний ответил: «О Дауд, когда Я буду доволен Моим рабом, Я наполню их одним фиником (т. е. воздаянием за один финик, отданный в качестве милостыни)».

Описывая Весы, большинство толкователей Корана считает, что одна чаша их огромна как расстояние от востока до запада, и у неё есть язычок, склоняющийся в сторону большего веса. Деяния будут взвешиваться двумя способами. Первый – когда на них положат листы, на которых записаны деяния раба: на одну чашу – хорошие, на другую – плохие. Второй – когда на чашу хороших деяний положат белые сверкающие жемчуга, а на чашу плохих деяний – чёрные. Взвешивать деяния в Судный день будут только у тех, кто на земле уверовал во Всевышнего Аллаха, Его знамения, воскрешение, Судный день, аль-Махшар, Весы, Рай и Ад.

Здесь можно задаться вопросом: разве не ведает Аллах о размерах совершённых Его рабами деяний, чтобы вершить Суд справедливо для каждого раба согласно его заслугам без установления Весов и взвешивания деяний? В этом скрыта определённая мудрость Всевышнего Аллаха, которая заключается в том, чтобы показать рабам, что Суд вершится по справедливости, что Господь не притесняет и не обижает ни одного из Своих рабов. В этой мудрости есть и испытание веры рабов в земной жизни и доказательство её истинности для жизни вечной. В Судный день Аллах не будет взвешивать деяния неверных, которым уготован вечный Ад. Какими бы хорошими эти люди ни были, они отрицали существование Единого Бога, не уверовали в Него и Его посланников и пророков, Его знамения, Судный день, Рай и Ад и в то, что будет воздаяние за хорошие деяния и наказание за плохие. Указывая на это, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Это те, кто не уверовал в знамения Господа своего и в то, что предстанет перед Ним. Их деяния тщетны, и в Судный день Мы не установим для них Весы. Воздаяние им Ад за то, что не уверовали они и насмехались над Моими знамениями и посланниками» (18:105–106).

В Судный день в ожидании своего часа перед Весами будут находиться люди трёх категорий. Первая – те, у кого нет ни одного хорошего деяния. Из Ада появится чёрная змея и соберёт их подобно тому, как птица собирает зёрнышки, и бросит их в огонь Ада, от которого нет спасения. Вторая категория – это те, у кого нет плохих деяний, они встанут, и их введут в Рай. Затем в Рай введут тех, кто проводил ночи в бдении, совершая поклонение Господу, и тех, кого не отвлекали от поминаний Аллаха ни мирские заботы, ни дела. Им известят, что они из числа счастливых. К третьей категории относится большинство людей, которые не знают, каких деяний у них больше. Но Всевышний знает, какие из деяний преобладают. Всевышний покажет их деяния, чтобы доказать Свою справедливость. Затем поставят Весы и принесут книги деяний. Каждый посмотрит на свою книгу и подумает, на какую же чашу её положат, правую или левую, и в какую сторону отклонится язычок.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передают, что в Судный день приведут сына Адама, остановят перед Весами и приставят к нему ангела. Если чаша его хороших деяний перетянет, то ангел провозгласит, что он будет счастливым и не будет ему страданий. А если перевесят его плохие деяния, то ангел закричит, сообщая, что он стал несчастным и не увидит счастья никогда. Но кто совершал самоотчёт и взвешивал свои деяния и мысли на весах Шариата, тот спасётся от страха перед Весами, как говорил об этом сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах): «Совершайте самоотчёт, прежде чем начнут опрос, взвешивайте свои деяния, прежде чем их взвесят». Поистине, самоотчёт – это совершение покаяния за совершённые грехи до смерти и восполнение того, что было упущено из тех обязанностей, который предписал Всевышний Своему рабу. Если человек присвоил что-то, не имея на то права и разрешения, он обязан вернуть и попросить прощения. Он также должен попросить прощения у каждого, кому навредил языком или рукой. И если у человека не будет ничего из предписаний Всевышнего, которых он не выполнил, и он покается за совершённые им грехи, то он войдёт в Рай без опроса и взвешивания деяний. Но если он умрёт, не выполнив вышесказанного, особенно если это касается прав другого человека, то последний в Судный день непременно потребует вернуть ему то, что было у него отнято или украдено. Один скажет, что его притеснил такой-то, второй заявит, что его оскорбил тот-то, третий обвинит в издевательствах, хуле, притеснениях, то есть каждый обиженный будет обращаться к обидчику и требовать полного восполнения его прав. Каждый будет стоять в ожидании воздаяния за полученные на земле обиды и притеснения со стороны других и услышит то, что сказано Всевышним в Коране (смысл): «И бойтесь дня, когда вы все вернётесь к Аллаху, и каждая душа сполна получит за то, что она приобрела для себя (из добра и зла), и ни одна из них не будет обижена (2:281).

И тогда для того, чтобы восстановить справедливость, часть воздаяний обидчика за хорошие деяния будет отдана обиженному, а если их будет недостаточно, то для их восполнения плохие деяния обиженного будут приписаны обидчику, как на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у сподвижников: «Известно ли вам, кто является бедным?» Мы ответили: «Посланник Аллаха, это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара, ни имущества». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в ответ: «Бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершёнными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него и он будет брошен в Ад» (имам Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи).

Когда в Судный день принесут книгу деяний и человек спросит: «А где же мои хорошие деяния?», ему ответят: «Их перенесли в книги тех, кого ты притеснял, обманывал, оскорблял, клеветал, обижал». Увидев свою книгу, полную плохих деяний, человек скажет: «О мой Господь, я не совершал этих грехов никогда». Но ему будет сказано, что это деяния людей, которых он притеснял, оскорблял, поносил, проклинал, обманывал, с кем не поддерживал хороших отношений. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Ведь ты, Мухаммад, смертен, и они все смертны, затем после воскрешения вы будете препираться друг с другом перед Господом вашим» (39:30–31).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Два человека из моей общины встанут на колени перед Всевышним, и один из них скажет: “О Аллах, возьми с моего брата”. А тот скажет: “О мой Господь, не осталось у меня ничего из хороших деяний, (чтоб восполнить ему за моё притеснение ему)”. И тогда Аллах, обращаясь к тому, кто требовал восполнение долга, скажет: “Как же он восполнит, когда не осталось ничего из его хороших деяний?” Тогда тот, кто требовал, скажет: “О Господь, тогда пусть он возьмёт часть моих грехов”» (Ибн Аби Дунья, аль-Хаким).

Каждый человек должен подумать о своей душе, ведь может случиться так, что его листы с хорошими деяниями станут пустыми и, что ещё хуже, ему будут приписаны плохие деяния других в знак восполнения того плохого, что он совершил по отношению к другим. И здесь нет никакого притеснения, как говорится об этом в Коране (смысл): «В день воскресения Мы установим точные Весы, и ни одна душа не будет обижена даже на вес горчичного зёрнышка. Достаточно Нас в проведении расчёта» (21:47).

Как обращаться с животными?

Как нужно относиться к животным? Какие животные будут в Раю и что их ждёт в Судный день? Давайте рассмотрим эти вопросы, по порядку.

К животным нужно относиться хорошо, не причиняя им вреда, кормить их. Не возлагать на животных то, что им не под силу. Первый, кто на земле установил порядок о мягком обращении с животными, является Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), посланный как Милость для миров.

В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится:

فَإِذَا قَتَلْتُمْ فَأَحْسِنُوا الْقِتْلَةَ وَإِذَا ذَبَحْتُمْ فَأَحْسِنُوا الذَّبْحَ وَلْيُحِدَّ أَحَدُكُمْ شَفْرَتَهُ فَلْيُرِحْ ذَبِيحَتَهُ

«И если вы убиваете, то убивайте хорошо. И если вы режете животное, пусть один из вас заточит своё лезвие и успокоит животное» (Муслим, №3615).

Блудница заслужила Рай.

В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится:

بَيْنَمَا كَلْبٌ يُطِيفُ بِرَكِيَّةٍ قَدْ كَادَ يَقْتُلُهُ الْعَطَشُ إِذْ رَأَتْهُ بَغِيٌّ مِنْ بَغَايَا بَنِي إِسْرَائِيلَ فَنَزَعَتْ مُوقَهَا فَاسْتَقَتْ لَهُ بِهِ فَسَقَتْهُ إِيَّاهُ فَغُفِرَ لَهَا بِهِ

«Когда блудница из Бану исраилов увидела собаку возле колодца, умирающую от жажды, она сняла свой ботинок и напоила собаку - за это Аллах простил ей грехи» (Бухари, №3208).

Обратите внимание, дорогие братья, на то, как безгранична милость Аллаха. Если человек из-за хорошего поступка по отношению к собаке заслужил такую милость, то какая милость ждёт тех, кто делает добро мусульманам, сиротам, нуждающимся? Всякого человека, которого мы пожалеем сердцем, и которому мы окажем помощь, будет запечатлено в наших книгах Писания и воздастся нам в Судный день, иншааллах.

В другом хадисе говорится:

إن الله عز و جل محسن فأحسنوا

«Воистину, Аллах – Мухсин (Совершающий благое), и вы совершайте благое» (Муслим).

Женщина, оказавшаяся в аду.

دَخَلَتْ امْرَأَةٌ النَّارَ فِي هِرَّةٍ رَبَطَتْهَا فَلَمْ تُطْعِمْهَا وَلَمْ تَدَعْهَا تَأْكُلُ مِنْ خَشَاشِ الْأَرْضِ

«Женщина вошла в ад за то, что заперла кошку, не давала ей пищи и не позволила ей самой искать пропитания» (Бухари, №3071¬).

Блудница заслужила Рай, а другая, оставив кошку без пищи, оказалась в аду. Над этим стоит задуматься. Обращайтесь хорошо с животными, не говоря уже об отношении к людям, дабы заслужить бесценную милость Творца!

Животные не войдут ни в Рай, ни в ад, кроме некоторых. Они в Судный день будут требовать от тех, кто их притеснял, ответа. Затем Аллах скажет им: «Превратитесь в землю!» и они превратятся в землю. Согласно одному сказанию в Раю будут собака Китмир, которая проспала в пещере Кахф 309 лет вместе с юношами; верблюдица пророка Салиха; баран которого принес в жертву пророк Ибрахим, змея в которую превращался посох пророка Мусы; удод царицы Сафской - Билкис. Аллах знает лучше!

Материалы по теме


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Согласно религиозным учениям, у каждого человека есть бессмертная душа, участь которой после смерти зависит от степени праведности земной жизни. Некоторым из них священнописания определяют Рай, другим — Ад, пребывание в них будет продолжаться до всеобщего Судного дня.

Пытливые умы наверняка задавались вопросом, а что религия говорит о душах животных? Что происходит с живыми существами после их гибели с точки зрения мусульманской и православной вероисповеданий?

Душа животных в православном христианстве

Православное христианство даёт однозначный ответ — душа у животных есть. Однако, что с ней происходит после смерти в Библии не упоминается.

Быт. 1:20, 21, 24, 25 : «И сказал Господь: пусть моря произведут душу живую, а птицы полетят по тверди небесной . и сотворил Он животных водных и всякое крылатое создание по его роду. И сказал Господь: Пусть Земля наполнится душами живыми . создал Он зверя и домашнее животное, и всяких гадов земных по роду их».

Таким образом, теоретически, Библия подразумевает наличие души у всех живых существ.

В книге Екклесиаста также присутствуют дополнения — и людей, и животных ожидает один конец. Все когда-нибудь погибнут, а потому нет у человека преимущества перед животным. Все рождаются из пыли, и превратятся в пыль.

В это же время, согласно Библии, перед Страшным судом все люди окажутся воскрешены телесно и предстанут перед Богом. Животные воскрешаться не будут.

Существует ли душа у животных в исламе?

В исламе душой наделены все живые существа, включая джиннов. Под джиннами арабская мифология подразумевает разумный род существ, который был сотворен Богом до людей.

Джинны обладают похожей с людьми социальной организацией и также подвержены вере и неверию в Аллаха.

Учитывая, что животные были сотворены только для блага человека и не несут никаких обязанностей, то все они после смерти попадают в Рай до Божьего суда.

Согласно Корану, после наступления Судного дня, перед Аллахом предстанут все его творения.

Судить животных Бог не станет, но они смогут поквитаться с людьми за все свои земные обиды. После этого животные окажутся обращены в пыль. Дальнейшей вечной жизни в Раю или Аду для них не предусмотрено.

Кроме того, мусульманские богословы заявляют, что домашние животные будут первыми, кого встретит человеческая душа в Раю после смерти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: