Будет ли индексация пенсии судьям в отставке в этом году

Обновлено: 25.04.2024

Те, кто проработал судьей не менее 20 лет имеет право на пожизненное содержание за счет государства. Для остальных предусмотрены разные виды пенсий.

Какие пенсии бывают у судей

Все знают, что во всем мире судьи находятся на особом положении. Это связано с независимостью судебной власти и обеспечением максимальной беспристрастности судей. Простыми словами — чем выше у них зарплата и социальные гарантии, тем меньше вероятность, что они будут брать взятки и выносить несправедливые решения. Конечно, на практике это срабатывает далеко не всегда, но зарплата и соцпакет у действующих российских судей внушительные. Да и пенсионные гарантии у них тоже приличные.

Существует три варианта развития событий при выходе бывшего судьи на пенсию, которые влияют на тип и размер этой пенсии:

  • с должности судьи с выслугой от 20 лет и более;
  • с должности судьи или другой государственной должности по выслуге лет;
  • с другой работы, при судейском стаже менее 10 лет.

Рассмотрим детально каждый из вариантов.

Если у вас есть вопросы по льготам и оформлению инвалидности и доплатам в 1200 рублей к пенсии за стаж при перерасчете пенсии - для Вас бесплатная консультация по номеру телефона горячей линии со специалистами по социальным вопросам - 8 800 350 09 51 . Позвоните и решите свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Пожизненное содержание для судей

Это самый желаемый вариант для бывшего судьи на пенсии. Потому что, при судейском стаже от 20 лет и более ему назначат не обычную пенсию, а пожизненное содержание в размере:

  • 80% ежемесячного вознаграждения судьи, занимающего соответствующую должность;
  • 1% содержания за каждый дополнительный год стажа, однако не свыше 85% от вознаграждения судьи на аналогичном посту.

То есть, проработав судьей 25 лет человек получит пенсию в размере 85% от денежного вознаграждения действующего судьи. Например, для судьи обычного районного суда (не в Москве и Санкт-Петербурге) это будет около 120 000 рублей. Кроме того, при выслуге 25 лет судья уйдет не на пенсию, а в почетную отставку, и ему выплатят выходное пособие в размере его денежного содержания, умноженного на количество отработанных лет. Несложно посчитать, что для суммы содержания в 150 000 рублей выходное пособие составит 3 750 000 рублей. Квартира и прочие социальные выгоды сохраняются в полном объеме.

Пенсия судье по выслуге лет

Если у судьи нет 20 лет судейского стажа, но хватает выслуги для назначения государственной пенсии по выслуге лет, то размер его пенсии будет зависеть от нескольких факторов:

размера денежного содержания на последней занимаемой должности;

  • выслуги лет;
  • профессионального стажа;
  • квалификационного класса.

Чем больше человек проработал судьей и чем выше его квалификационный класс, тем на большую сумму пенсионного обеспечения он может рассчитывать. За квалифицированный класс доплата начисляется в процентном соотношении:

  • за 9 класс — 30%;
  • за 8 класс – 40%;
  • за 7 – 50%;
  • за 6 — 60%;
  • за 5 — 70%;
  • за 4 — 80%;
  • за 3 и выше — 90%.

Также добавляют за выслугу лет. Так, судья, проработавший на своей должности от 2 до 5 лет, получает дополнительно к своей пенсии 15%, проработавший от 5 до 10 лет – 25%, от 10 до 15 лет – 30%, от 15 до 20 – 40%, от 20 и более – 50%.

В результате судья районного суда получит пенсию в размере 100 000 рублей. И дополнительные льготы, например ежегодные бесплатные путевки в санаторий с бесплатным проездом. И даже бывший мировой судья может получать пенсию не менее 70-80 тысяч рублей при невысоком классе и отсутствии дополнительных регалий.

Пенсия по старости

И самый худший вариант, когда судейский стаж менее 10 лет и с государственной службы человек ушел. В этом случае ему назначат страховую пенсию на общих основаниях через Пенсионный фонд. И она будет чуть выше, чем у остальных граждан только за счет высоких заработков во время работы судьей.

Пенсионный фонд напоминает, что в ноябре пенсионеры могут получить перерасчет пенсии и получить доплату в 1200 рублей. Если у вас есть вопросы по льготам и пособиям и доплатам в 1200 рублей к пенсии за стаж при перерасчете пенсии - для Вас бесплатная консультация по номеру телефона горячей линии со специалистами по социальным вопросам - 8 800 350 09 51 . Позвоните и решите свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Поделитесь в комментариях, что вы думаете о данных изменениях и предложениях?

На пленарном заседании 28 октября депутаты Государственной Думы рассмотрели и приняли в первом чтении законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов.

Так, доходы бюджета в 2022 году составят 25,02 трлн руб., в 2023 году — 25,54 трлн руб., в 2024 году — 25,83 трлн руб. Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 трлн руб., в 2023 году — 25,24 трлн руб., в 2024 году — 26,35 трлн руб. Из них на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн руб., в 2023 году — 2,88 трлн руб., в 2024 году — 2,98 трлн руб.

«Главная цель, приоритет бюджетной политики — это содействие достижению национальных целей. В этих целях произведена концентрация финансовых ресурсов на приоритетных мероприятиях и программах», — заявил министр финансов Антон Силуанов на пленарном заседании (цитата — сайт Госдумы).

Председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров со своей стороны заявил, что в проекте бюджета на 2022–2024 годы растут расходы на здравоохранение, образование и социальную поддержку.

«Хотел бы показать объемы поддержки семей с детьми и социальных пособий. В решениях, за которые проголосовали все комитеты, говорится, что главным достижением бюджета является то, что люди получат необходимую помощь», — сказал Макаров.

Содержание органов власти в 2022 году обойдется бюджету примерно в 1,7 трлн руб. Сюда включены расходы на обеспечение работы президента (27,3 млрд руб.), правительства (8,5 млрд руб.), Госдумы (11,8 млрд руб.), Совета Федерации (6,1 млрд руб.) и др. На содержание судебной системы будет затрачено порядка 202,6 млрд руб. в 2022 году, 199,8 млрд руб. — в 2023-м и 205,9 млрд руб. — в 2024 году.

Так, например, на оплату труда председателя и судей Конституционного суда в будущем году запланировано 115,4 млн руб. (120 млн руб. в 2023-м, 124,8 млн руб. в 2024-м), а Верховного суда — 827,4 млн руб. (860 млн руб. в 2023 году, 894,9 млн руб. в 2024-м). На зарплаты судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей выделят 80 млрд руб. (83,3 млрд руб. в 2023 году, 86,6 млрд руб. в 2024-м).

На деятельность Судебного департамента и его региональных управлений в 2022 году будет направлено 4,3 млрд руб.

На федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» предусмотрено в следующем году 8,3 млрд руб.

На нацбезопасность и правоохранительную деятельность запланировано в 2022 году 1,6 трлн руб.: Следственный комитет получит 43,4 млрд руб., органы прокуратуры — 84,5 млрд руб., МВД — 721,7 млрд руб., система исполнения наказаний — 211, 9 млрд руб., органы юстиции — 76,4 млрд.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 50, ст. 8397) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок распределения в 2022 году зарезервированных бюджетных ассигнований на ежемесячное пожизненное содержание и выходное пособие судьям федеральных судов и мировым судьям, единовременное пособие членам их семей, ежемесячное возмещение в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении.

Регистрационный N 67948

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 22.02.2022 N 22н

Порядок
распределения в 2022 году зарезервированных бюджетных ассигнований на ежемесячное пожизненное содержание и выходное пособие судьям федеральных судов и мировым судьям, единовременное пособие членам их семей, ежемесячное возмещение в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 50, ст. 8397) и устанавливает правила распределения бюджетных ассигнований, зарезервированных по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов (далее - зарезервированные бюджетные ассигнования), на выплату выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку, ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, единовременного пособия в связи со смертью судьи или вступлением в законную силу решения суда об объявлении судьи умершим семье судьи, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении.

2. Распределение зарезервированных бюджетных ассигнований в соответствии с настоящим Порядком производится Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации (далее - органы судебной системы) на выплату выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку, ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, единовременного пособия в связи со смертью судьи или вступлением в законную силу решения суда об объявлении судьи умершим семье судьи, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении (далее - социальные гарантии судьям).

3. При недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в Федеральном законе от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" органам судебной системы по подразделу "Судебная система" раздела "Общегосударственные вопросы" и подразделу "Пенсионное обеспечение" раздела "Социальная политика", органы судебной системы представляют в Минфин России предложения о выделении зарезервированных бюджетных ассигнований на выплату социальных гарантий судьям (далее - предложения).

4. Предложения представляются до 15 октября текущего года. К предложениям прилагаются:

а) расчет возникшей в ходе исполнения федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов потребности в бюджетных ассигнованиях. Рекомендуемый образец расчета приведен в приложении к настоящему Порядку;

в) информация о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

г) копии заявлений о назначении ежемесячного пожизненного содержания как судье, находящемуся в отставке (с расчетом размера ежемесячного пожизненного содержания); о назначении ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи как нетрудоспособному члену семьи, находившемуся на иждивении судьи (с расчетом размера ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи); о выплате выходного пособия (с расчетом размера выходного пособия); о выплате единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) судьи (с расчетом размера единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) судьи).

5. Минфин России в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления предложений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, принимает решение об их согласовании или об отказе в согласовании и направляет информацию о принятом решении органам судебной системы с указанием причин отказа.

6. Минфин России отказывает органу судебной системы в доведении через сводную бюджетную роспись федерального бюджета зарезервированных бюджетных ассигнований на выплату социальных гарантий судьям в случаях:

а) выявления несоответствия предложения органа судебной системы сведениям, содержащимся в документах, указанных в пункте 4 настоящего Порядка;

б) представления органом судебной системы предложения, содержащего не полный перечень документов, изложенных в пункте 4 настоящего Порядка;

в) превышения объема бюджетных ассигнований, запрашиваемого органом судебной системы, над объемом бюджетных ассигнований, зарезервированным по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов, на выплату социальных гарантий судьям (с учетом ранее доведенного объема бюджетных ассигнований органам судебной системы).

Приложение
к Порядку распределения в 2022 году зарезервированных
бюджетных ассигнований на ежемесячное пожизненное
содержание и выходное пособие судьям федеральных судов
и мировым судьям, единовременное пособие членам их семей,
ежемесячное возмещение в связи с гибелью (смертью)
судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным
членам семьи судьи, находившимся на его иждивении,
утвержденному приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 22.02.2022 N 22н

Расчет
возникшей в ходе исполнения федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов потребности в бюджетных ассигнованиях на выплату выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку, ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, единовременного пособия в связи со смертью судьи или вступлением в законную силу решения суда об объявлении судьи умершим семье судьи, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении

Конституционный суд изменил порядок назначения пенсий судьям

Конституционный суд ответил, соответствуют ли основному закону нормы, устанавливающие пенсии судьям. Дело рассмотрели по запросу Промышленного районного суда Смоленска.

Проверял Конституционный суд (КС) ч. 5 ст. 2 закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей.

Судье в отставке, согласно действующему законодательству, выплачивается пенсия на общих основаниях. Если он имеет стаж работы судьей больше 20 лет, то он может выбрать – получить пенсию на общих основаниях или пожизненное содержание в 80% от зарплаты, которое не будет облагаться налогами. Если стаж работы у судьи на момент выхода на пенсию меньше 20 лет, то размер содержания будет меньше, и, соответственно, чем больше стаж, тем больше денег будет получать судья в отставке.

Геннадий Рязанов работал судьей с 2004 года. В декабре 2013 года ему стало плохо, он заболел, а через пять дней попал в больницу. Спустя полгода ему установили инвалидность без срока переосвидетельствования. Что именно за "общее заболевание" поразило судью – не сообщается.

Осенью 2014 года (через два месяца после присвоения инвалидности) квалифколлегия судей Смоленской области прекратила его полномочия из-за состояния здоровья. Во время увольнения ему выплатили выходное пособие и все. Пожизненное содержание не назначили, ведь его стаж работы судьей был всего 10 лет (нужно как минимум 20). Зато Рязанову установили трудовую пенсию по инвалидности – 14 475 руб.

В 2015 году бывший судья Рязанов обратился в управление Суддепа и попросил назначить себе ежемесячные выплаты в размере судейской зарплаты. По закону он имел бы на это право, если бы его болезнь, из-за которой он стал инвалидом, была связана с исполнением судейских обязанностей. Но он не смог это подтвердить, и ему отказали в выплате.

Рязанов не согласился с отказом и подал в Промышленный районный суд Смоленска иск. Он утверждал, что право на ежемесячные выплаты ему дает п. 3 ст. 20 закона о статусе судей.

"В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи".

Закон о статусе судей

Суд определил приостановить производство по этому делу, потому что обнаружил неопределенность. Получается, что ч. 5 ст. 2 закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей противоречат статьям Конституции, ведь не гарантируют судьям-инвалидам пожизненное содержание.

КС напомнил: для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное и согласующееся с их высоким статусом пенсионное обеспечение. При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа – достижение определенного возраста. Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают.

При этом, указывает суд, судья, получивший инвалидность, вправе рассчитывать на поддержку государства. Если его инвалидность не связана со служебной деятельностью, то судья сам может выбрать себе пенсию из двух вариантов:

1. Преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи;

2. Назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода работы судей, чтобы по достижении возраста 55 лет приобрести право на ежемесячное пожизненное содержание.

Таким образом, при выборе первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его зарплаты, а сам он ставится в худшее, по сравнению с застрахованными лицами, положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.

Получается, что для судей, уволенных по состоянию здоровья, не предусмотрено специальное пенсионное обеспечение и нет никакого "адекватного правового механизма", по выражению КС, который позволил бы им получать выплаты, соотносимые с зарплатой.

Согласно второму варианту, размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться только на основе стажа, приобретенного до назначения на должность судьи, то есть пенсия будет еще меньше, но по достижении 55 лет судья получит выбор между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием.

Однако оба варианта ставят судью, вышедшего на пенсию из-за инвалидности, не в лучшее положение. Получается, что даже ежемесячное возмещение членам семьи умершего судьи больше, чем выплаты живому судье, но ушедшему на пенсию раньше, чем нужно. "Социальная защита от статуса умершего кормильца предоставляется семье в более значительном объеме, по сравнению с социальной защитой, предоставляемой судьям, ставшим инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности", – отмечает КС.

"Законодателю следует немедленно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью".

В итоге Конституционный суд признал не соответствующими Конституции положения ч. 5 ст. 2 закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и п. 5 ст. 15 закона "О статусе судей в Российской Федерации". Суд постановил изменить их так, чтобы гарантировать судьям надлежащую социальную защиту как "лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом". Третью оспариваемую норму (п. 7 ст. 20 закона о статусе судей) КС не рассматривал, потому что она не подлежит применению в этом деле.

При этом действующий сейчас порядок назначения пенсий сохранится, пока законодатели не внесут в указанные нормы изменения.

Ознакомиться с текстом постановления Конституционного суда можно здесь.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении правительственный законопроект о порядке назначений пенсий судьям, ставшим инвалидами не по причине своей работы.

Инициатива поменять правила назначения судьям-инвалидам пенсии пошла от Конституционного суда, который в феврале 2018 года решил дело судьи в отставке Геннадия Рязанова в его пользу.

Рязанов получил инвалидность из-за «общего заболевания». В результате он лишился должности и получил пенсию в 14 475 руб., то есть обычную пенсию по инвалидности: на судейскую ему не хватило стажа. Экс-судья обратился в Суддеп и попросил назначить ему ежемесячные выплаты в размере судейской зарплаты. По закону он имел бы на это право, если бы его болезнь, из-за которой он стал инвалидом, была связана с исполнением судейских обязанностей. Но он не смог это подтвердить.

Конституционный суд постановил изменить положения закона о статусе судей таким образом, чтобы отставные судьи-инвалиды получали полноценную судейскую пенсию вне зависимости от причин инвалидности.

Теперь пенсия судьям-инвалидам будет устанавливаться так:

  • Инвалидам I и II групп - 3% ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год;
  • Инвалидам III группы - 2% ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год.

Например, если судья проработал в должности 14 лет, а затем получил первую или вторую группу инвалидности, то он будет получать в качестве пособия 42% от своей бывшей зарплаты, то есть около 49 000 руб. (средняя пенсия судей, согласно пояснительной записке, составляет 117 000 руб.)

Второй вариант для судей — это пенсия по инвалидности, назначаемая на общих основаниях в соответствии с законом. Судья, которому назначена страховая пенсия, по достижении им пенсионного возраста, сможет отказаться от выплаты пенсии и начать получать пожизненное содержание судьи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: