Бог погребальных ритуалов и мумификации страж весов на суде осириса это

Обновлено: 19.04.2024

Если спросить какой самый известный бог Древнего Египта, то многие назовут Анубиса. Это одно из самых распространенных в медиапространстве божеств земли фараонов. Но только странен тот факт, что его нередко изображают злобным, насылающим проклятья, восстающим чуть ли не из ада, чтобы уничтожить человечество.

18 пикч, 1 видео


Так уж повелось, что байка про проклятье фараонов породила своего рода стереотип, который коснулся и Анубиса. Так, в частности, открытие гробницы Тутанхамона было окружено мифами о «Проклятии фараонов», в частности из-за надписи перед статуей лежащего на ларце Анубиса. «Я – тот, кто стоит на страже. Я – тот, кто зовом пустыни обращает в бегство осквернителей гробниц». Но заслуживает ли собакоподобный бог такой славы?


До того, как Египет стал мощным государством с династиями царей, на протяжении многих столетий шло его формирование во многих отраслях. Религия, такая сложная и малопонятная современному человеку, заняла основополагающую роль в древнеегипетском обществе. Но посмотрим на это взглядом атеиста. На непонятные вопросы для древнего человека находятся придуманные "божественные" ответы, по мне, именно так работает религия. Но я не собираюсь уличать древнего египтянина в том, что он использует религию в определенных целях. Как раз для того времени, когда научный прогресс, по нашим меркам, был еще недосягаем, религия была даже не нормой, а идеальным инструментом для развития государства и его поддержания.


Древнеегипетская религия — сложная система верований и ритуалов, которая зародилась в додинастическом периоде и существовала до принятия христианства. Доисторические племена долины Нила во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил.


Мдя.
Наворовал текстов, накидал картинок, вот и пост готов. Валера такой валера.

Дальше не стал проверять.
Валера, когда воруешь чей-то текст, указывай источник!

Ранней формой религии для них являлись фетишизм и тотемизм. В возникающих поселениях-городах имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, и значительно чаще в виде животного — тотема. Сначала египтяне почитали животных за их мощь и силу, вызывавшие ужас и благоговение у человека. В дальнейшем же возникло представление о том, что определённые животные являются вместилищем божественного начала.


Например, крокодил или гиппопотам представляли угрозу для жизни, были опасны и отчасти невозможны для управления или полного контроля. Что в этом случае человеку остается делать? Обожествить то, что не может себе подчинить. А так же верить, молиться и приносить дары. И за века из тотема получится мощный религиозный культ. Но египтяне обожествляли не только опасных животных. Вместе с одомашниваем божественными привилегиями награждались кошки, быки и собаки.


Еще до того, как были придуманы саркофаги, египтяне желали предохранить тело покойного от расчленения и съедения дикими собаками, которые в целом доставляли много хлопот захоронениям. Необходимо было божество, которое должно было защищать мертвых от своих же собратьев. Нужен был страж некрополя, который мог бы общаться на одном языке с дикими хулиганистыми собаками.


Поэтому в архаические времена появился "первый из жителей запада", задобренный культом и поклонением, Инпу (Анубис — греческий вариант его имени, кстати, древние греки отождествляли бога-шакала с Гермесом). Анубис из «другой стороны жизни» помогал умершему на том свете и следил за порядком в некрополе. Так с тех пор и повелось, одомашненный шакал или собака— спутник человека по жизни, друг и помощник. Еще известны другие собачьи божества: Инпут, Упуаут, Дуамутеф и Исдес.


Упуаут, в древнеегипетской мифологии более воинственное божество— Открыватель путей, бог войны, проводник умерших в Дуате, помогал фараону на охоте, расчищал путь для армии и в древности был защитником одного из первых городов. Штандарт с Упуаутом известен с древнейших времен. По одним источникам Упуат был сыном Анубиса, а по некоторым – сыном бога Сета. В ходе объединения Египта и трансформации религиозных представлений эти божества стали тесно связаны по функциям, как один из примеров синкретизма.


Кстати, в честь Упуата, Открывающего Пути, назвали робота, который исследовал Шахты в Великой пирамиде в конце 20 века. Вопреки современным представлениям, собаки, волки и шакалы чтились не меньше и в чём-то даже больше, чем кошки. По сохранившимся источникам собачьи покровители были рядом с человеком намного раньше. И Анубис – не единственное собачье божество древних египтян. Инпут — богиня Дуата, изображалась в виде женщины с головой собаки. Считалась женской ипостасью Анубиса, по некоторым источникам — его супругой.


Дуамутеф — один из сыновей Гора был связан с заупокойным культом и считался выражением сущности одной из душ человека. При бальзамировании желудок умершего помещали в каноп с крышкой-головой шакала Дуамутефа. Исдес - один из покровителей загробного мира, изображался в виде крупного чёрного пса, подобно тому, как Анубис изображался в виде шакала, а в Поздний период отождествлялся с Анубисом.


Различить Анубиса и Упуаута на изображениях бывает не так легко. Анубис изображается как собакоголовый мужчина с жезлом Уас или Весами Истины, или как чёрный пёс или шакал, лежащий на ларце-алтаре, святилище или символе первобытного холма. Один из эпитетов Анубиса – «Тот, кто на холме». Упуаут чаще изображается просто в виде пса. Но иногда встречаются изображения Упуаута в виде человека с собачьей головой, поэтому обязательно нужно смотреть на текст рядом с фигурой.


В период Раннего и Древнего царств уже оформились многие важные верования, связанные с Анубисом, которые будут играть большую роль в дальнейших этапах развития египетской культуры, несмотря даже на то, что его стал теснить сам Осирис. Изображения и иероглифы бога начиная с первых династий встречаются на керамике, печатях и оттисках, входят в титулатуру. А в Палермском камне упоминается в контексте праздника “Рождение Анубиса”. С Древнего царства его культ стремительно расширяется.


И вот мы видим, что собакоголовый бог Инпу является главным божеством погребальных ритуалов и мумификации, «стражем весов» на суде Осириса в царстве мёртвых, знатоком целебных трав. Первоначально он был единственным судьёй мёртвых в Дуате, но эта высокая должность с конца Древнего царства узурпировалась Осирисом, и далее Анубис больше связан с мумификацией умерших, погребальными обрядами. Об этом говорит его титул "Хенти-Иментиу", "Первый из Западных". Он становится проводником душ умерших в Дуате, помогая им попасть на Суд Осириса. Именно Анубис подводил усопшего к весам и взвешивал его сердце на весах Истины.


Анубиса следует рассматривать как самостоятельное божество, однако он упоминается и как сын бога Сета и, в более поздних версиях, с расцветом известного Осирического Мифа – как сын Осириса от внебрачной связи с Нефтидой, воспитанный Исидой. Согласно более поздней версии мифов, Анубис помогал Исиде в поисках тела Осириса, разрубленного на части Сетом, и бальзамировал тело. Согласно некоторым из мифов у Анубиса была дочь от Инпут — Кебехут, богиня бальзамирования, свежести и прохладной воды. Она изображалась в виде змеи или женщины с головой змеи. Кебехут помогала своему отцу в процессе мумификации, приносила священную воду, омывала внутренности и тело умершего. Вполне возможно, что она защищала тело от разложения, поэтому оно оставалось свежим до момента оживления Ка умершего.


Центром культа Анубиса был островной Кинополь, город собак, точное расположение которого на сегодняшний день неизвестно. Кинополь известен более по письменным источникам, нежели благодаря археологическим раскопкам. Город был разрушен, по-видимому, во времена нубийского вторжения. Предположительно, Кинополь находился у восточного берега Нила около современного селения Эль-Кес, где найдено древнее кладбище собак.


Однажды было высказано предположение, что изначально у Большого Сфинкса в Гизе была голова не человека, а Анубиса. Эта гипотеза строилась, исходя из неправильных пропорций статуи. Но будь это так, известняковая голова не выдержала бы колоссальной нагрузки. Длинная морда Анубиса не могла быть сооружена технически.


Собака была первым дружественным человеку хищником, и во многих других религиях именно собачьи божества — проводники душ и помощники. Итак, мы видим, что хотя Анубис связан с потусторонним миром, в мировоззрении древних египтян это не вызывало ужас. В их представлениях Анубис был весьма дружественным божеством


Мало того, он проводник души по тем местам, в которых человеку страшно, он помогает решить участь души в загробном мире, что зависит, конечно, от чистоты сердца умершего. А если оно чисто, то Анубис — это верный друг, твой поводырь после смерти.


Разве может такой доброжелательный и справедливый бог насылать проклятия и желать уничтожить человечество?




Потомки Анубиса, наши дни)


Вскользь прочитал как "дружелюбное убожество"

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Senmuth
Спасибо! Анубис - молодец, Кебехут - умница.

Что то вспомнилось:
А Онубес - великий песдобол паризитру))))

Инпу самый большой трудяга. У него нет выходных и праздников.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта

Цитата (Senmuth @ 18.05.2020 - 10:07)
Анубис — греческий вариант его имени, кстати, древние греки отождествляли бога-шакала с Гермесом.

Интересно. Гермес - трикстер. Шакал тоже часто выступает в роли трикстера, тот же Койот у индейцев. А Анубис - отождествляется с Гермесом, но признаков трикстера - нет. Как так?

P.S. Спасибо за очередную тему. Тут мало кому можно петрушки авансом накидывать, не читая даже, но это - тот случай.

ТС, спасибо, было интересно. Но:

Цитата
Если спросить какой самый известный бог Древнего Египта, то многие назовут Анубиса

пожалуй, всё же Ра более известен.

upd: о как интересно, Анубис не входит в Эннеаду.

Еще потомков, настоящих)



Русские Боги Египта

Как известно, РА — это Бог Солнца у египтян, царь и отец Богов, творец мира и людей.

Но РА — это еще и Бог славян, Бог рысичей, это ещё и название реки Волги в древние времена, по свидетельству античных авторов (К. Птолемей), по «Велесовой книге» (истории и энциклопедии древних славян), по современной топонимике Поволжья (Самара, Саратов, Сызрань и т. д.).

По свидетельству «Зенд-Авесты», священной книги ираноариев (она была закончена в начале I тыс. до н. э., а «Риг-Веда», священная книга индоариеев, была закончена в начале II тыс. до н. э., а «Махабхарата» — в конце III тыс. до н. э. — О. М.), верховье реки Ранхи (Волги) было местом расселения ираноариев до их прихода в Персию в середине I тыс. до н. э. А в самом начале ираноарии жили в районе реки Ардви-Суры (Сура — река, дви — двойная), т. е. в районе реки Северная Двина (двойная река, состоящая из рек Юг и Сухана, и много страниц в «Зенд-Ависте» (переведена на русский язык только в 1996 г.) посвящено описанию их жизни в северных краях, где 8 месяцев зима и 4 месяца — все остальное. Описанию жизни древних ариев посвящена книга индийского ученого-санскритолога Б. Тилака «Арктическая родина в Ведах». [М.2000].

Слог РА имеется в названиях почти всех Богов индийского пантеона: Брахма, Индра, Рудра, Вритра, Дхарама, Раху, Рагху, Рама (это не Бог, но герой).

Но самое интересное, что РА — это один из главных Богов древнерусского (дохристианского) Ведического пантеона Богов.

Этот пантеон русских ведических Богов воссоздал заново русский ученый В. А. Шемшук (См. его книгу «Эпоха Рая на Земле». М. 2001). Есть в русском пантеоне Богов и Рарог — светозарный огненный дух, связанный с поклонением огню, появляющийся из яйца в виде хищной птицы с головой сокола. Но ведь и египетский Бог Ра изображался с головой сокола! Некоторые исследователи (И. В. Ташкинов)[20] считают, что Рарог — это более древнее название Сварога!

Далее. У египтян, как известно, был Бог Хор (Гор), а у славян известен Бог Хорс, Бог солнечного света! Есть у египтян богиня Маат, которой соответствует в славянском пантеоне богов Матерь Сва («Велесова книга»), Богоматерь, наконец, богиня Золотая Баба.

Египетский бог Хапи, один из 4-х Богов стран света, северный, соотносится со скифским богом Апи.

Бог Птах, крылатая ипостась Ра, соответствует пернатому громовержцу русов Перуну. Шу — египетское божество солнечного света, есть индоевропейский корень «shine» (англ. свет). Отсюда и русское слово сумерки и название народа — шумеры, т. е. выходцы из страны сумеречного света.

Бог Луны, ночи, мудрости Тот у египтян садится за западные горы, где находится царство ночи.

У славян Солнце садится за западные горы Татры!

Все эти сопоставления слишком серьезны, чтобы быть случайностью. Это одна основа, один корень, одно происхождение.

И потому тысячу раз прав П. П. Орешкин, который утверждает, что древнеегипетские иероглифы читаются на основе древнерусского языка. Это один народ, который разместился в разных местах, и с течением времени происходило изменение, смешение и т. д., но основа и корни одни и те же у славян и египтян, не говоря уже об этрусках, Крите, Индии, Иране, шумерах и т. д.

Посмотрим повнимательнее на наш словарь. О чем говорят наши слова? И здесь, мы найдем много удивительного. Изменилась религия, изменились места обитания народов, но остался наш язык, который послужит нам тем компасом, который приведет нас к Правде.

Как предположил И. В. Ташкинов, интересный исследователь этой темы, элемент РА можно рассматривать как Разум человека, но, по нашему мнению, это скорее Космический Разум, ибо наше Солнце (Бог Ра) разговаривает с человечеством на нашем языке (см. об этом дальше).

Таким образом, получается, что первоначально в древности была общая религия, один язык и, очевидно, один народ, о чём писала Библия.

К вопросу о жрецах

Служители культа египетских Богов — жрецы — одна из самых таинственных и загадочных каст людей на Земле. Современная наука не может дать ответа на вопрос об их происхождении. Скорее всего, это представители высокоразвитого народа, погибшего при «всемирном потопе», великом катаклизме, происшедшем на Земле около 11 500 года до н. э. Учёные не исключают, что это могли быть спасшиеся от гибели атланты, жители легендарной Атлантиды (или Гипербореи). Некоторые исследователи считают (есть и такая гипотеза), что Атлантида погибла одновременно с Гипербореей в результате длительной войны (см. А. Бореев) между ними.

Такими же загадочными были и друиды в Европе, в Англии, они тоже владели многими тайнами, многое знали. Интересно, что во время оккупации Англии войсками Цезаря (I в. н. э.) все друиды по его приказу были уничтожены. За что? Почему? Он знал, что делал: египетская ситуация, когда жрецы управляли всем, ему была ни к чему.

Как пишет Геродот, жрецы появились в Египте задолго до того, как было создано Египетское государство (3200 г. до н. э.). Это была особая каста, не имевшая ничего общего с народом, владевшая удивительными знаниями, и на фоне обычных простых людей, крестьян-феллахов, они, конечно, выглядели как посланцы Бога. Кем они были? Откуда взялись?! Платон, будучи внуком Солона, правителя Афин, потомка жрецов, писал что храмовые записи жрецов уходят в глубину веков на многие тысячи лет! Солон рассказывал Платону, что жрецы знали, что на Земле было несколько потопов, несколько планетарных катастроф, когда полностью гибли люди, они знали, что Земля «кувыркается» в результате изменения земной оси.

Жрецы храма богини Нейт сообщили, что Тот — бог Мудрости, прибыл из Атлантиды (или Гипербореи) в дельту Нила, где могли высадиться и другие спасшиеся люди. В этом месте впоследствии возник город Гелиополис, где жрецы поклонялись богу Солнца Ра.

Сейчас в обычной, повседневной жизни встретить человека с тростью, использующуюся в качестве модного аксессуара — редкость. Конечно, встречаются и любители ретро-стиля, которые не против так походить. В 19-м веке и ранее трость была чрезвычайно популярна, при этом она далеко не всегда использовалась по назначению.

По какой же причины люди раньше ходили с данным атрибутом?

Трость в контексте исторического процесса

Этимология названия предмета довольно проста. «Трость» является производным от «тростника», ведь именно из этого материала изначально делали этот предмет. Разумеется, в период новой и новейшей истории материал стал расширяться. В основном, ею могли пользоваться в качестве оборонительного приспособления.

Анубис — древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации, «страж весов» на суде Осириса в царстве мёртвых, знаток целебных трав.

Анубис — древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации, «страж весов» на суде Осириса в царстве мёртвых, знаток целебных трав.

Конечно, использовалась эта вещь при ходьбе для дополнительной опоры. Однако иногда трость выполняла и символическую роль показателя высокого статуса. Обычно она украшалась какими-либо драгоценностями, узорами, резьбой, и поэтому её хозяин считался представителем элитной социальной группы. Например, в древние времена такими являлись вельможи, императоры и фараоны.

У кого трость — тот настоящий светский лев!

Со временем интерпретация функционала трости изменилась, и на первое место вышла как раз таки социальная составляющая. В 17-18 веках трость стала пониматься, скорее, как показатель принадлежности к светскому обществу, как дань моды, нежели как предмет для помощи при ходьбе.

Поэтому улицы городов были полны франтов, прогуливающихся с тростью, у которых были украшены различными способами рукоять и основной корпус. В этот же исторический период трости стали снабжаться различными аксессуарами и предметами — встраивались различные ножи, ножницы, расчёски, часы и даже фляжки.

Трость со стилетом — кинжал итальянского происхождения с прямой крестовиной и тонким и узким клинком, в классическом варианте не имеющим лезвия.

Трость со стилетом — кинжал итальянского происхождения с прямой крестовиной и тонким и узким клинком, в классическом варианте не имеющим лезвия.

Женщины в это время ещё не пользовались тростью, этот предмет являлся прерогативой исключительно мужского пола. Дамы же стали ходить с тростью после официальной эмансипации и начала феминистического движения. Изначально она использовалась в женском сообществе только в качестве аксессуара.

История трости в России

В Российскую Империю трость «завёз» из Европы Петр I. Сам император считался ярым коллекционером этого атрибута, причём в этой коллекции можно было найти довольно необычные примеры. Например, у Петра I была трость-шпага и даже трость, которая модифицировалась в подзорную трубу.

Осирис считался владыкой загробного мира и богом плодородия. Изображался Осирис как человек с зеленой кожей (по некоторым сказаниям с черной) и длинной фараоновской бородкой, его ноги и грудь были обернуты льняными полотнами, подобно мумии, в руках он держал атрибуты власти (цеп и посох), на голове бог носил примечательную высокую корону с двумя страусиными перьями по бокам.

Осирис – один из великих божеств гелиопольской энеады, сын бога Геба и богини Нут, брат Исиды, Сэта и Нефтиды. Исида, кроме того, была его верной супругой, которая после его смерти зачала и родила от него сына Гора.

Египтяне называли Осириса «Хенти-Аменти», что трактуется как «первый обитатель Запада», то есть первый в мире мертвых. Осирис был одним из самых почитаемых божеств, что объясняется верой египтян в жизнь после смерти, о чем свидетельствует способ погребения умерших (к слову, первым, кого мумифицировали, считается сам Осирис), воздвижения гробниц, в которых сохраняли все самые нужные и любимые вещи умершего. Таким образом ему обеспечивали хорошую жизнь в загробном мире.

Перерождение Осириса

Изначально Осирис, подобно фараону, властвовал в Египте со своей женой Исидой. Он был мудрым, справедливым правителям, научившим людей возделывать землю и получать урожай зерновых культур, привил уважение к законам и добился поклонения богам. Всеобщая любовь египтян к Осирису, его мудрое правление очень не нравились Сэту, его родному брату. Движимый ненавистью и ревностью, Сэт задумал расправу. Он сделал саркофаг по меркам Осириса и коварно заманил в него брата. Крышка саркофага захлопнулась, а Сэт со своей свитой закрыли и залили его свинцом, после чего бросили в стремительные воды Нила. Любящая Исида, отыскав саркофаг, вернула его обратно в Египет.

Душа каждого умершего попадала на суд Осириса, который проводил он сам вместе с 42 богами. Умерший, желая показать свою благочестивость, произносил «клятву отрицания», началом которой был предлог «не» («не совершал…», «не нарушал…» и т.д.). После клятвы боги проводили взвешивание души человека с помощью весов истины. На одну чашу помещали перо богини Маат, принципами которой были честь, справедливость и правда, на другую – человеческое сердце. Когда перевешивало перо, тогда прегрешения умершего считались незначительными, и он становился обитателем мира мертвых. В случае же, когда человек при жизни был грешен, чаша с сердцем под тяжестью грехов перевешивала. Тогда надежды на жизнь после смерти и воскрешение не оставалось, а человек был обречен на вечные скитания и муки. Ужасное и безжалостное чудовище Аммут (оно имело голову крокодила, львиную гриву, переднюю часть тела леопарда, а заднюю часть бегемота) пожирало сердце человека.

Таким образом Осирис все также оставался справедливым и честным владыкой, а его суд давал надежду каждому египтянину на загробную жизнь, независимо от происхождения и положения в обществе.

Бог с головой шакала у древних египтян называется Анубис. Он провожает умерших в потусторонний мир и отвечает за бальзамирование тел. В Цинополисе находится храм, посвященный этому божеству.

В древнеегипетской мифологии выделяют божество, которое связано с кладбищами, смертью, погребением и мумификацией скончавшихся людей. Когда человек умирает, бог Анубис провожает его в загробную обитель, определяя там его дальнейшую участь. В царстве мертвых египетский бог с головой шакала присутствует на суде Осириса и выносит свой вердикт.

Внешний облик Анубиса

Этот бог всегда изображается в виде человека с головой шакала, в некоторых источниках он и есть шакал. Такие животные в Египте всегда управляли кладбищами и гробницами. Известно, что они могли выкапывать свежезахороненные трупы и съедать их мертвую плоть.

Кожу изображали не коричневой, присущей шакалам, а именно черной, каким являлся цвет смерти.

Зона ответственности божества

Выделяли следующие функции повелителя:

  • Защищать могилы. К этой роли в древних текстах ему приписывали имена «Хентиментиу» в значении «Погребальщик», а также «Сидящий на своей горе и завершающий жизнь» (означает «страж»), «Неб-та-джесер» («владыка некрополя»).
  • Бальзамирование. Его называют «Ханти-джер» — «председатель павильона богов», где «павильон» — место погребения. Фото в «Книге мертвых» изображает его в образе волка, который склоняется над телом.
  • Проводник душ. Из истории фараонов древнего Египта известен бог в виде собаки, который провожал умерших из мира живых в мир мертвых. Также в этой роли была задействована богиня Хатхор. За эту функцию Анубису нарекли имя «психопом» — «поводырь душ».
  • Взвешивающий сердца. Во время суда Осириса он определял, достоин ли человек находиться в загробном мире. На чаше весов оказывались сердце человека и страусовое перо (образ богини Маат). То сердце, которое перевешивало перо, немедленно сжиралось Аматом. Это страшное чудовище, выглядевшее, как крокодил с львиными лапами.

Родители Анубиса

Версий рождения бога много. Некоторые из них:

  • Он является сыном Осириса и Нефсис. Это самая известная из всех версий. Нефсис, мать Анибуса, была богиней тьмы.
  • Он был сыном Нефсис и Сета. Сет был богом тьмы и разрушений.
  • Иногда его считают сыном Нефсис и Ра. В данной версии могут менять Нефсис с Бастет, поскольку именно ее считают матерью божества.

Храм бога смерти

Храм находится в Цинополисе (в переводе с египетского «город собак»). Здесь покровителя считали древним волком, поэтому повсюду в храме встречаются его изображения и образы.

В 1922 г. в гробнице короля Тута была найдена статуя Анубиса, которая находилась в лежачем положении. Выполнена святыня из дерева, гипса и покрыта золотым листом.

Из источников известно, что когда хоронили Тута, ему сделали в помощь в загробную жизнь статую. Специально поместив ее рядом с гробницей, люди верили, что так любимый фараон точно окажется сразу на небесах и будет под защитой великого Анубиса.

Интересные факты об Анубисе

  • Его считают не только ответственным, но и создателем погребальных обрядов и покровителем бальзамирования.
  • Во время эллинизма его объединили с Гермесом в образ Германубиса.
  • На гробницах он был изображен сидящим сверху. Его образ находился поверх крышки в круге девяти луков, что означало покровительство над всеми врагами.
  • Священники, бальзамировавшие умерших, всегда по обычаю носят маску шакала.

Всем спасибо!

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: