Блок норм регулирующих в системе финансового права государственные внебюджетные фонды

Обновлено: 19.04.2024

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

1) социальное обеспечение по возрасту;

2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

3) социальное обеспечение в случае безработицы;

4) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

Государственными внебюджетными фондами РФявляются:

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования РФ;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

4) Государственный фонд занятости населения РФ.

Доходы государственных внебюджетных фондовформируются за счет:

1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

2) добровольных взносов физических и юридических лиц;

3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ налоговые доходы от следующих налогов:

1) единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

2) минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

3) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:

4) единого сельскохозяйственного налога/ Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. Государственные внебюджетные фонды

5. Государственные внебюджетные фонды 5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации Государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и

Взносы во внебюджетные фонды

Взносы во внебюджетные фонды До 2010 г. организации, применяющие УСН, были освобождены от уплаты ECH. В то же время они были обязаны начислять и уплачивать пенсионные взносы (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской

13. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

13. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Начиная с 1 января 2011 г. «упрощенцы» должны будут уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.Общий размер тарифов страховых взносов с 1 января 2011 г. составит 34%, в том

18.4. УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

5.2. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса

5.2. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса 5.2.1. Необходимость создания внебюджетных фондов Одним из источников финансирования инновационной деятельности являются внебюджетные фонды. Они функционируют как источники финансирования инноваций на

ЛЕКЦИЯ № 7 Внебюджетные фонды

ЛЕКЦИЯ № 7 Внебюджетные фонды В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей.Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий, населения во всех странах создаются внебюджетные фонды.Они

27. Централизованные внебюджетные фонды

27. Централизованные внебюджетные фонды К централизованным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан для государственного управления (финансового), пенсионного обеспечения граждан.Средства фонда формируются за

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления Чем толще мешок с деньгами, тем туже он завязан. Ю. Рыбников, писатель-сатирик Частный инвестор, напуганный известными событиями в период «свинки» 90-х годов,

Приложение 3 Патрик МакГлинн, Булат Мукушев, Владимир Угрына, Андрей Ухов. Государственные инвестиционные фонды – новый тип долгосрочного инвестора. Принципы организации и деятельности [21]

Приложение 3 Патрик МакГлинн, Булат Мукушев, Владимир Угрына, Андрей Ухов. Государственные инвестиционные фонды – новый тип долгосрочного инвестора. Принципы организации и деятельности [21] Что делать странам, обладающим богатыми природными ресурсами и получающим

Вопрос 50 Внебюджетные фонды

Вопрос 50 Внебюджетные фонды Ответ Внебюджетные фонды – это фонды, создаваемые вне госбюджета и муниципальных бюджетов.Внебюджетные фонды можно разделить на федеральные и местные, социального назначения (или социального страхования) и экономические фонды.К фондам

ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды

ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:1) социальное обеспечение по

48. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

48. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации Согласно ст. 143 БК РФгосударственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке)

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке) • Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки.• Кауффман-фонд.• Конкурсный центр фундаментального естествознания.• Международный благотворительный научный

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке)

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке) • Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки.• Кауффман-фонд.• Конкурсный центр фундаментального естествознания.• Международный благотворительный научный


К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Н.В. Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: « Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование , охрану здоровья и медицинскую помощь »[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

  1. Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
  2. Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
  3. Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
  6. Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].

Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[5] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.

[6] Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №32. – Ст. 3902.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. — №8. – Ст. 599.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[9] Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

[10] См.: Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[13]См.: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Одним из институтов финансовой системы Российской Федерации являются внебюджетные фонды денежных средств, создание которых позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Как уже отмечалось ранее внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления – на федеральные, региональные и местные Образование внебюджетных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать природоохранные задачи и т. д.

Правовой основой формирования и использования 'внебюджетных фондов являются такие нормативные акты, как Закон Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов . », Закон Российской Федерации «О субвенциях республикам . », о которых говорилось ранее, Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в РФ», Закон Российской Федерации ."О занятости населения в РФ", Закон российской Федерации «О недрах» и другие акты. Названные внебюджетные фонды обладают рядом общих признаков, позволяющих объединить их в самостоятельный институт финансовой системы, в свою очередь, правовые нормы, регулирующие общественные отношения по поводу образования и использования внебюджетных фондов, также объединяются в самостоятельный институт в системе финансового права.

Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд, правовой режим которого определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 . Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд – это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.

Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Пенсионного фонда являются государственной собственностью. Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие: – целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования; – участие на долговременной основе в финансовых (федеральной и региональных) программах по социальной поддержке населения; – расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

К источникам образования Пенсионного фонда относятся: – страховые взносы работодателей; – страховые взносы граждан РФ; – ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; – средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1995 г. установлены следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

– для работодателей, для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве,– в размере 28%; – для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции,– в размере 20,6% выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения;

– для индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, адвокатов, аудиторов – в размере 5% дохода, полученного от их деятельности. Если указанные категории плательщиков используют наемный труд, то они уплачивают страховые взносы в размере 28%; – для работающих граждан – в размере 1% дохода, полученного от их деятельности.

От уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. Вместе с тем граждане, работающие в этих общественных организациях, в том числе работающие пенсионеры, уплачивают страховые взносы в размере 1% заработка независимо от получаемой пенсии. Не платят страховые взносы воинские формирования РФ по денежному довольствию военнослужащих, рядового и начальствующего состава, органы внутренних дел и федеральные органы налоговой полиции.

Страховые взносы предприятиями, учреждениями и организациями уплачиваются один раз в месяц вместе с перечислением налогов с заработной платы. В таком же порядке юридические лица начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работающих граж/ дан, включая работающих пенсионеров. Крестьянские (фермерские) хозяйства отчисляют страховые взносы по результатам деятельности за год не позднее 1 апреля следующего года. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, вносят страховые взнесы ежемесячно. По истечении установленных сроков невнесенные платежи считаются недоимкой и взыскиваются в бесспорном порядке с начислением пени.

Средства Пенсионного фонда расходуются в соответствии с названными ранее целями на выплату государственных пенсий и некоторых пособий, в том числе на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие цели.

Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляют Правление и исполнительная дирекция. Последняя с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета Пенсионного фонда, утверждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

В условиях перехода к рынку появляются проблемы занятости, безработицы, переподготовки кадров. В целях обеспечения профессионального переобучения и переподготовки кадров, материальной поддержки безработных, организации и функционирования бирж труда в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» создана специальная служба занятости. Настоящим законом предусмотрены механизм регулирования занятости населения, меры социальной защиты трудящихся, принципы выплаты пособий безработным.

Средства Государственного фонда занятости населения являются государственной собственностью и с августа 1996 г. находятся в оперативном управлении и распоряжении Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Средства фонда занятости не входят в состав бюджетов. В структуру фонда занятости входят федеральный фонд" занятости, фонды занятости в республиках в составе РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах и районах (кроме районов в городах).

Согласно ст. 22 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» источником образования Государственного фонда занятости населения являются: обязательные страховые взносы работодателей, обязательные страховые взносы с заработка, бюджетные ассигнования, добровольные взносы и другие поступления.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 декабря 1995 г. тарифы страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для работодателей-организаций составили 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.

В соответствии с Положением о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г., полученные средства направляются: на мероприятия по осуществлению профориентации, профподготовки и переподготовки безработных граждан, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице, мероприятия по созданию дополнительных рабочих мест и др.

Бюджет Государственного фонда занятости населения РФ и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные – соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью государства и не включаются в состав бюджетов.

Основными источниками образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования выступают: страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Государственной Думой, (в частности, на 1996 г. предусмотрены тарифы страховых взносов в размере 3,6%) бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.

Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования Российской Федерации, созданный для финансирования расходов по социальному страхованию.

Источниками образования фонда социального страхования являются:

– страховые взносы работодателей;

– страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; – страховые взносы некоторой категории граждан; – доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

– ассигнования из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах; – добровольные взносы граждан и юридических лиц; – иные доходы.

Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

Помимо названных социальных фондов могут создаваться и экономические внебюджетные фонды в целях развития и возрождения каких-то регионов, видов деятельности, а также фонды, направленные на финансирование научных исследований, отдельных направлений хозяйственной деятельности и т. д. Они создаются на федеральном и региональном уровнях. К таким фондам относятся: Фонд развития таможенной системы РФ, региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др. Эти фонды создаются в соответствии с законами Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства, а также решениями иных органов на региональном и местном уровнях.

Так, в целях реализации производственных задач созданы дорожные фонды4, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ5, фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Представительные органы власти и местного самоуправления вправе создавать различные государственные и местные внебюджетные фонды для определенных целей, например, экологические фонды, субвенционные внебюджетные фонды. О каждом образуемом фонде соответствующий орган утверждает Положение. Названные фонды формируются за счет определенных внебюджетных источников и его средства используются на строго конкретные мероприятия и не подлежат перечислению в бюджет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 13. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

Статья 13. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской

Глава 17. БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Глава 17. БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ Статья 143 Утратила силу с 1 января 2008

Статья 144. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов

Статья 144. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов 1. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных

Статья 145. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов

Статья 145. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов 1. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и

Статья 146. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

Статья 146. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов 1. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы: В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ с 1 января 2011 года абзац второй подпункта 1 пункта 1 статьи 146 будет

Статья 147. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

Статья 147. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах

Статья 148. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов

Статья 148. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов

Статья 149. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов

Статья 149. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов 1. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в федеральный орган исполнительной

Статья 150. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов

Статья 150. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов 1. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов.2. Утратил силу с 1 января

Статья 264.3. Формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Статья 264.3. Формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов 1. Финансовые органы городских и сельских поселений представляют бюджетную отчетность в финансовый орган муниципального района.Финансовый

Глава 17. БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Глава 17. БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)Статья 143. Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондовУтратила силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ.Статья 144. Состав

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов 1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их

Статья 285. 2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Статья 285. 2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (введена Федеральным законом от 08.12.2003 №162-ФЗ)1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государственных внебюджетных фондов. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государственных внебюджетных фондов. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации1.

87. Акты и действия органов власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и центрального банка РФ, ограничивающие конкуренцию

87. Акты и действия органов власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и центрального банка РФ, ограничивающие конкуренцию К актам и действиям органов власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка

Согласно ст. 143 БК РФгосударственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном БК РФ.

Государственными внебюджетными фондами в РФ являются (ст. 144 БК РФ):

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования РФ;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

4) Государственный фонд занятости населения РФ. Правовой статус, порядок создания, деятельности

и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются соответствующим федеральным законом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, при этом средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (п. 2 ст. 145 БК РФ). Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда представляется органами исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов этого субъекта одновременно с представлением проекта закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждается одновременно с принятием закона субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов, предусмотренных законодательством РФ. В бюджеты государственных внебюджетных фондов зачисляются налоговые доходы, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в соответствии с установленными нормативами.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов может осуществляться только на цели, определенные законодательством, регламентирующим деятельность этих фондов, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Ообранию в форме проекта федерального закона. В аналогичном порядке утверждается отчет об исполнении бюджета регионального государственного внебюджетного фонда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. Государственные внебюджетные фонды

5. Государственные внебюджетные фонды 5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации Государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и

Взносы во внебюджетные фонды

Взносы во внебюджетные фонды До 2010 г. организации, применяющие УСН, были освобождены от уплаты ECH. В то же время они были обязаны начислять и уплачивать пенсионные взносы (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской

13. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

13. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Начиная с 1 января 2011 г. «упрощенцы» должны будут уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.Общий размер тарифов страховых взносов с 1 января 2011 г. составит 34%, в том

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1)

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь от

Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу

2.2. Государственные стандарты Российской Федерации

2.2. Государственные стандарты Российской Федерации В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики

ЛЕКЦИЯ № 7 Внебюджетные фонды

ЛЕКЦИЯ № 7 Внебюджетные фонды В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей.Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий, населения во всех странах создаются внебюджетные фонды.Они

27. Централизованные внебюджетные фонды

27. Централизованные внебюджетные фонды К централизованным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан для государственного управления (финансового), пенсионного обеспечения граждан.Средства фонда формируются за

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Механизм включения мероприятий программы развития кластера в государственные программы Российской Федерации

Механизм включения мероприятий программы развития кластера в государственные программы Российской Федерации Субъект Российской Федерации может сформировать предложения по бюджетным ассигнованиям и субсидиям из федерального бюджета на софинансирование объектов

Вопрос 50 Внебюджетные фонды

Вопрос 50 Внебюджетные фонды Ответ Внебюджетные фонды – это фонды, создаваемые вне госбюджета и муниципальных бюджетов.Внебюджетные фонды можно разделить на федеральные и местные, социального назначения (или социального страхования) и экономические фонды.К фондам

47. Государственные внебюджетные фонды

47. Государственные внебюджетные фонды Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:1) социальное обеспечение по

ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды

ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:1) социальное обеспечение по

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: