Благотворительность это дело и забота граждан бизнеса государства

Обновлено: 25.04.2024

— то же, что филантропия (от греч. philia — любовь, anthropos — человек) — деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так и способности и энергия людей. Как определенного рода общественная практика Б. отличается от милостыни; она носит организованный, по преимуществу безличный характер и даже в случаях индивидуальных начинаний (проектов) имеет в виду общественно значимые цели. Б. осуществляется по плану, по специально разработанным программам. Направленная на общее благо, Б. представляет собой деятельность: а) цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей; б) которая не предпринимается с намерением получения прибыли или в) по административному распоряжению. То, что в благотворительных акциях иногда могут осуществляться частные интересы их организаторов, попечителей или доноров, свидетельствует о необходимости строгого общественного и государственного контроля за благотворительной деятельностью. Однако еще до недавнего времени этот факт служил поводом для суровой критики самой Б. Негативистская критика Б. по-своему рациональна: она указывает на действительные пороки в общественных нравах, однако в отношении к собственно Б. она представляет собой морализирование, поскольку в ней Б. смешивается с рекламой, бизнесом, политикой, развлечением, но ее действительное социально-нравственное значение игнорируется. Аргументы иного рода выдвигаются в утилитаристской критике, основанной на анализе социальных последствий и социально-экономических составляющих Б. (Г.В.Ф. Гегель, Дж.С. Милль). Эта критика, ставя вопрос о справедливости и эффективности Б., подвергает сомнению тезис морального сознания, что Б. сама по себе всегда справедлива. С социологической т.зр., посредством Б. выполняются две важные социальные функции: во-первых, сохранения и воспроизводства общества и, во-вторых, развития общества. Как таковая Б. должна иметь четкие критерии и иметь единственной целью поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в их иждивенчестве. Как говорил Милль, предоставление максимально необходимой помощи должно быть так организовано, чтобы оно не подрывало индивидуальное трудолюбие и способность человека к самообеспечению и в минимальной степени поощряло людей к тому, чтобы они полагались только на такую помощь.
В политике и практике амер. филантропических фондов, возникших во втор. пол. 19 — нач. 20 в., предназначение Б. связывается с усовершенствованием общества: абстрактное «благо ближнего» наполняется конкретным смыслом блага сограждан, блага общества и усматривается в распределении не просто потребительских благ, а средств, с помощью которых люди сами могут получить потребительские блага. Поворот в отношении к Б. во многом был ответом на коммунистически-пролетарский вызов времени. Этическая критика Б. (ее развивали Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, К.С. Льюис) производит сдвиг в рассуждении о Б. с прагматических на ценностные и духовные проблемы. Эта критика ориентирована на универсальную мораль милосердия и представляет собой важный вклад в преодоление возможных нравственных отклонений, в частности гордыни, в Б.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (филантропия; от греч. φιλία — любовь и δνυρωπος — человек) — деятельность, посредством которой обладатели частных ресурсов добровольно и безвозмездно распределяют их в целях содействия нуждающимся людям, решения социальных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Под нуждающимися понимаются не только те, кто живет в нужде, но и те, кто испытывает недостаток в дополнительных средствах для реализации своих общественно ценных (напр., профессиональных) интересов. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так и способности и энергия людей. Много общего есть в мотивах и ценностных основаниях благотворительности и милостыни, но как определенного рода общественная практика благотворительность отличается от последней: милостыня представляет собой индивидуальное и частное действие, благотворительность же носит организованный, по преимуществу безличный характер и даже в случаях обеспечения реализации индивидуальных начинаний (проектов) имеет в виду общественно значимые цели. В отличие от гуманитарной помощи в чрезвычайных обстоятельствах, которая осуще

ствляется на основе как государственных, так и благотворительных фондов и которая должна быть систематической и непременной (не зависящей от чьей-то доброй воли), благотворительность представляет собой помощь в насущно необходимом, ав ряде случаев—поддержку людей и организаций просто в желаемом. Как направленное на общее благо благотворительность представляет собой деятельность, цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей и которая не преследует задачу получения прибыли.

В благотворительных акциях иногда могут реализовываться частные интересы их организаторов, попечителей или доноров, чем определяется необходимость строгого общественного и государственного контроля за благотворительной деятельностью. Еще до недавнего времени возможность осуществления частных интересов служила поводом для суровой критики самой благотворительности. Наиболее типичные классические аргументы заключались в следующем: а) с помощью благотворительности приобретается и расширяется власть (П. Гольбах), б) трудящихся отвлекают от классовых противоречий (П. Лафарг), в) устраивается развлечение (Л. Н. Толстой). В наше время к ним присоединяются новые доводы: благотворительность может являться для спонсоров формой рекламы или способом сокращения суммы налога, а также средством отмывания “нечистого” капитала. Негативистская критика указывает на действительные пороки в общественных нравах, однако в отношении собственно благотворительности она представляет собой морализирование, поскольку в ней благотворительная деятельность смешивается с рекламой, бизнесом, политикой, развлечением, а ее действительное социально-нравственное значение игнорируется.

Аргументы иного рода выдвигаются в утилитаристской критике, основанной на анализе социальных последствий и социально-экономических составляющих благотворительности (Гегель, Дж. С. Милль). Эта критика, ставя вопрос о справедливости и эффективности благотворительности, подвергает сомнению истину морального сознания, что благотворительность сама по себе всегда справедлива. С социологической точки зрения посредством благотворительности осуществляются две важные социальные функции: сохранения и воспроизводства общества (попечение о бездомных, голодающих, об одиноких стариках и брошенных детях, о тяжело больных и попавших из-за независящих от них обстоятельств в беду и т. д.) и развития общества (поддержка социально перспективных инициатив). Во второй функции благотворительность должна иметь четкие критерии и единственную цель—поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в материальной необеспеченности (т. е. предоставление максимально необходимой помощи при минимальном поощрении людей к тому, чтобы они именно на такую помощь полагались). Утилитаристская критика подготовила интеллектуальную почву для смены принципиальных и прагматических приоритетов благотворительности, что в наибольшей степени проявилось в политике и практике американских филантропических фондов (Рокфеллера, Карнеги. Форда), возникших во 2-й пол. 19—нач. 20 в.

Этическая критика (ее развивали Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой) переносит акцент в рассуждении о благотворительности с прагматических на ценностные и духовные проблемы. Утилитаристский и этический подходы к благотворительности существенным образом дополняют друг друга. Ориентировавшаяся на универсальную мораль милосердия, этическая критика представляла собой важный вклад в преодоление нравственных отклонений и моральной “амбициозности” благотворительности. На основе утилитаристской критики, сориентированной на социальную этику справедливости и здравого смысла, были предложены принципиальные критерии, привнесшие в филантропическую деятельность рачительность и расчет: свободные финансовые средства и материальные ресурсы должны аккумулироваться с наибольшей эффективностью и распределяться таким образом, чтобы благо частных лиц при их желании могло максимальным образом способствовать увеличению блага общества в целом.

Лит.: Лафарг П. О благотворительности.— В кн.: Этическая мысль: научмо-публивистические чтения. 1988. M., 1988; Nieisen W. A. The Golden Donors: A New Anatomy of the Great Foundations. N.Y., 1985; Bremner R. H. American Philanthropy. Chi., 1988.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Вопрос не такой простой, как кажется. В СССР государство было монополистом в этой сфере, то есть благотворительность была под запретом, это считалось «пережитком капиталистического общества». Многие наши граждане до сих пор сохранили мнение, что соцответственность — дело исключительно государства.

Андрей Макаревич, певец, композитор

Фото с сайта Википедии

Государство по определению не может заниматься благотворительностью, потому что это дело частных лиц. Я не понаслышке знаю, какие суммы некоторые олигархи тратят на благотворительные нужды, однако об этом практически никто не знает. И они сами, видимо, из скромности об этом не говорят. Но, по-моему, о деяниях такого рода наше общество должно знать как можно больше.

Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (фракция «Единая Россия»), доктор юридических наук

Благотворительность – это прерогатива частных лиц – будь то организации или сами граждане. Государство не должно быть благотворителем, но оно должно брать на себя социальные обязательства, скажем, относительно тех лиц, которые либо находятся в пенсионном возрасте, либо не могут работать в силу каких-то физических недостатков и т.п. Но это не благотворительность, а обязанность государства в соответствии с нашей Конституцией.

Благотворительность же – это немного другое, поскольку она существует сверх этих обязательств. А какие обязательства у «частников»? Исправно платить налоги, из которых государство уже и будет все обеспечивать. Но социальная ответственность и благотворительность – это разные вещи. Точнее сказать, соцответственность гораздо шире, потому что включает в себя и то и другое.

Что касается государства, то оно не должно соизволять поддерживать те категории граждан, которые в этом нуждаются. Оно просто обязано поддерживать их!

Благотворительность у нас сейчас приобретает некие цивилизованные формы, во всяком случае, должна приобретать. Чем больше частная собственность будет завоевывать некие позиции, чем стабильнее она будет, тогда и благотворительность будет цивилизованной, как это было у нас до переворота 1917 года, как сейчас есть в Европе и США. А если у нас будет постоянный передел собственности, то благотворительность еще не скоро приобретет цивилизованные формы и выйдет на должный уровень.

Ефим Шифрин, артист

Фото с сайта Википедии

А почему оно должно им быть? Трудно представить себе государство в роли некой благотворительной конторы.

Знаете, понятие «забота государства» мне не очень-то нравится. Ведь государство – это некая выборная структура, чиновниче-бюрократический аппарат, предназначенный для того чтобы внести стройность в отношения граждан друг с другом. И почему же такой аппарат должен заниматься благотворительностью?

Государство должно каким-то особым комплексом мер принять на себя соцответственность за тех, кто не может зарабатывать и обеспечить себе достойный уровень жизни. Но это не благотворительность, это выполнение некой государственной миссии, это является работой государства.

А вот то, что наши частные структуры даже близко не подступаются к той ответственности, которую берут на себя «частники» на Западе (физлица, банки, некие организации), это уж точно! Фойе любого театра на Западе – это целый мемориал, это выгравированные в мраморе фамилии дарителей, благотворителей и т.д. Можете себе представить деятельность, скажем, «Метрополитен-опера» и их роскошные постановки, если бы не было благотворителей?

Благотворительность — это миссия неких фондов, структур, частных лиц, а вот государство должно их в этом как-то стимулировать. Но зачем нам изобретать какие-то схемы? Они же действуют во всем мире, а нам просто нужно решиться их применить, вот и все!

Что касается благотворительности государства, то оно в этом смысле, может быть, должно походить на маленькую еврейскую общину в каком-нибудь далеком белорусском местечке. Скажем, есть семьи, у которых достаточно средств, чтобы встретить какой-то праздник, например, Хануку. Но и есть такие семьи, которые в силу стесненных средств выпадают из этого. Так вот община берет на себя функцию по вручению таким семьям подарков и делает так, чтобы и у них тоже был праздник (мне об этом рассказывали родители). А ведь, по сути, государство – это и есть большая организованная община, которая неуклонно должна нести функцию обеспечения. «Дарить» — это одно, а «вменить в обязанность» — это совсем другое.

Статья 2. Цели благотворительной деятельности

1. Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:

(в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;

(в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

охраны окружающей среды и защиты животных;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

3. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.

Традиция помощи слабым, попавшим в беду, нуждающимся в поддержке людям, особенно детям, была распространена в России на протяжении всех предыдущих столетий. Многие известные люди, политические, культурные деятели, бизнесмены заботились о будущем страны в том числе и занимаясь благотворительностью.

В 21 веке эту эстафету у славных предков подхватили известные люди Москвы и России, по разным причинам не способные остаться в стороне, когда видят беду. Многие из официальных лиц становятся соучредителями фондов, выступая гарантом их честной работы, вкладывают свои средства в уже существующие организации. Это доказывает, что знаменитости такие же люди, как и другие граждане страны, не чуждые милосердию, стремящиеся сделать мир вокруг себя немного более счастливым, оказывая помощь и поддержку тем, кому это особенно необходимо.

Кто может называться благотворителем?

Благотворительность сегодня имеет колоссальное значение, ведь благодаря добровольной деятельности богатых людей, публичных личностей возможно добиться того, что никогда не удалось бы рядовому гражданину. Ежедневно оказываются медицинская помощь и финансовая поддержка больным детям, инвалидам, сиротам и ребятам оказавшимся в трудных ситуациях.

Не забывают русские благотворители и о стариках, животных, молодых деятелей науки и искусства, всесторонне поддерживая социальную сферу страны.

Официальный статус благотворителя имеет человек, который занимается определённым видом деятельности:

  • Оказывает социальную поддержку, в том числе финансовую, нуждающимся членам общества.
  • Помогает преодолеть последствия стихийных бедствий, техногенных катастроф, оказывает помощь пострадавшим.
  • Содействует защите окружающей среды, животных.
  • Занимается поддержкой молодежи в области науки, культуры.
  • Содействует развитию медицинской сферы, спонсирует исследования и организацию медицинских центров в стране.

Таких людей, ежедневно незаметно работающих на благо будущего страны, занимающихся поддержкой наименее защищенных слоев: детей, инвалидов, стариков – много. Тысячи проявляющих милосердие строят новый, более уютный мир. Но особенно заметны среди них знаменитые личности: звезды театра и кино, предприниматели.

Известные люди, занимающиеся благотворительностью в России

Знаменитых людей часто обвиняют в оторванности от реалий жизни, называют эгоистами. Но в многих случаях это не так. Прославившиеся благодаря таланту, артистическому или предпринимательскому, они тратят много времени и средств для помощи тем, кому она необходима, поддерживают молодые таланты, способствуют развитию медицинских центров для лечения редких, сложных заболеваний, открытию и работе специальных реабилитационных центров, детских домов.

Человек, успешный в своем творчестве, богатый, в России всегда на виду, чем и пользуются наши звезды для того, чтобы вести благотворительную деятельность, популяризировать идею помощи ближним, оказывать информационную поддержку определенным фондам, выступать гарантами деятельности благотворительных организаций.

Имена русских звезд, занимающихся благотворительностью:

    . В свое время вместе с тяжело больной женой он начал помогать детям, проходящим через то же испытание, что постигло и его семью. Сейчас он руководит «Фондом Константина Хабенского», выступая его главным лицом, вдохновителем и наиболее активным благотворителем. Организация занимается помощью детям, больным раком и другими заболеваниями мозга.
    В декабре 2019 года Президент России присвоил государственную премию за благотворительность актеру, режиссеру и учредителю благотворительного фонда Константину Хабенскому. активно занимается помощью детям с диагнозом ДЦП. Изначально он был просто дарителем, организовывавшим благотворительные концерты и мероприятия, но позже создал фонд «Шаг вперед», активно занимающийся реабилитацией, развитием и социализацией ребят с ДЦП. начинала с волонтерской деятельности. Она работала в хосписах, организовывала сдачу крови для больных онкологией детей, проводила концерты, выручка с которых уходила на поддержку больных ребят.
    Позже был организован фонд «Подари жизнь», добившийся значительных результатов в своей деятельности. На их счету возможность ввоза в страну редких эффективных лекарств, строительство крупного онкоцентра. начала активную волонтерскую деятельность, когда сама столкнулась с специфической проблемой. Она занимается работой фонда «Синдром любви», поддерживающего даунов – солнечных детей. Огромное внимание актриса уделяет просветительской деятельности, что помогает особым деткам сохранить семью, а матерям принять свое чадо и вырастить его, а не отказаться после рождения.
  • Топ-модель европейского уровня Наталья Водянова активно занимается помощью семье, детям-сиротам, ребятам с особенностями развития. Свою деятельность девушка начала в 2004 году после событий в Беслане. С тех пор забота о развитии инклюзивного обучения, поддержки для семей с детьми с особенностями развития стали главными для ее фонда «Обнаженные сердца».
  • Более 3 млн. волонтеров России, чья помощь играет главную роль и является локомотивом благотворительности в России.

Благодаря активной деятельности медийных личностей идея благотворительности в России набирает популярность. Все больше людей включаются в работу специальных организаций, занимаясь волонтерством, делая пожертвования, проявляя милосердие по отношению к тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации.


Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона, благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.

Содержание

Причины и цель благотворительности

К побудительным причинам благотворительности относится осознание её участниками целостности человеческого общества, более общее — всего живого на Земле, сопричастности и соответственности за мир, в котором мы живём.

Осознание это открывает общественно значимые задачи разного уровня иерархии, вложение сил и средств в решение которых обещают обществу в целом (или той или иной его подсистеме — от семьи, рода, предприятия, микрорайона до города, страны и т. д.) заметно большую отдачу, чем в личное самосовершенствование (от духовного, физического, профессионального до финансового), но по разным причинам не решаются здесь и сейчас при существующих обстоятельствах. Среди этих причин не только а зачастую и не столько собственно нехватка сил и средств, сколько затянутость согласования соответствующих вопросов на верхах, нежелания иных чиновников брать на себя ответственность в обстоятельствах, требующих определённой грамотности и смелости, научные амбиции и споры разных учёных и научных школ, крайняя неторопливость и недостаточное качество законотворческой деятельности, а порой и просто недостаток сведений о тех или иных обстоятельствах или происшествиях, при которых целесообразно стороннее вмешательство.

Кроме указанных причин благотворительные подходы целесообразны для выполнения многих разовых, малопредсказуемых или достаточно редко производимых общественно значимых работ, например, весенних субботников, держать для быстрого выполнения которых целый год дополнительный штат уборщиков явно избыточно и накладно.

Другим широкоизвестным примером является пресечение мелкого хулиганства, для чего создаются, в частности, ДНД и их разновидности от добровольных молодёжных дружин до соседского дозора: держать штат профессиональных полицейских для этих целей нецелесообразно с самых разных точек зрения (от наличия возможности навести порядок без привлечения особых средств и полномочий до избыточности финансовой нагрузки и нежелания жить в полицейском государстве).

Таким образом благотворительность в исходном смысле этого слова преследует цель более быстрого, гибкого и менее накладного (с точки зрения выбранного горизонта планирования) укрепления той общественной системы, в пределах которой она осуществляется.

Поскольку любое планирование (включая благотворительную деятельность) так или иначе предполагает выбор места, людей, предметов и явлений, по отношению к которым предполагается благотворительное вмешательство, а также отрезка времени, в течение которого ожидается положительный отклик и показатели (критерии) того, что это вмешательство положительно, благотворительная деятельность может быть разделена по:

  • времени планирования (например, краткосрочная, среднесрочное, дальнесрочное планирование);
  • месту (местное, городское, на уровне страны, материка и т. д.)
  • профессиональной, технологической, конфессиональной, национальной, возрастной и т. п. направленности.
  • источникам поддержки (государственные, отраслевые и общественные фонды, международные и зарубежные учреждения, сообщества граждан, отдельные лица и семьи, …) и т. д.

Формы выражения благотворительной деятельности

  • выработка и передача знаний и умений о более успешных, поощряемых и полезных данной общественной системе (на данном временном отрезке и при известных обстоятельствах) видах деятельности, создание приемлемых условий (среды) для их осуществления и деятельное приглашение к участию в оных («дарить удочку, а не рыбу»).
  • передача еды, имущества и иных предметов потребления, а также средств их приобретения, в том числе денег
  • бескорыстное выполнение работ, оказание услуг (деятельность про боно)
  • иная поддержка

Гуманитарная помощь

Предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи. Наиболее эффективны те виды гуманитарной помощи, которые стимулируют деятельность, например, микро-кредиты, а также мероприятия по очищению воды и предоставлению образования.

Социальная помощь

Работа с незащищёнными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.

Бесплатные услуги юриста

Оказание услуг в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить (т. н. про боно). Как правило, подобные услуги оказываются юристами в виде бесплатной юридической помощи. Эта деятельность не включает в себя иную благотворительную деятельность, не связанную с непосредственным применением навыков юриста, в частности финансирование различных программ и проектов, организация и проведение мероприятий, передача в дар вещей или денежных средств и т. п.

Окультуренные виды благотворительности

Уже вскоре после поощрения церковью благотворительности появляется слой профессиональных нищих, сделавших сбор подаяния своим промыслом. Многие из них при этом были (и остаются) вполне здоровы и работоспособны. Уже в средние века в обществе нарастает осуждение данного явления и стремление отделить действительно нуждающихся от лентяев и зачастую циничных симулянтов. Среди принимаемых мер в ряде стран Европы — запрет подавать милостыню «кому попало» с наложением штрафа, а порой и применение розог за его нарушение.

В то же время вырабатываются более культурные виды благотворительности, получившие название общественного призрения.

Милостыня по существу своему не поддаётся организации; она подаётся тому, кто протягивает руку, хотя бы он мог эту руку приложить и к труду; общественное же Призрение простирает свою помощь на тех только, кто не в состоянии себя призреть и не делает из своей нужды промысла.

Общественная поддержка благотворительности

Разумная благотворительная деятельность обычно находит поддержку в обществе, в том числе в виде:

  • личного участия отдельных граждан и учреждений;
  • церковной — как обоснования благотворительности на догматах соответвующего вероисповедания и как обязанности каждого истинно верующего;
  • государственной — в качестве поощрения заметных и успешных благотворительных начинаний (от снижения налогов на соответствующие затраты до присвоения различных почётных, в том числе государственных, званий, перевод в более высокое сословие, например, присвоение дворянства в дореволюционной России).

В то же время плохо просчитанные или осуществляемые без должной проверки меры государственной поддержки благотворительности могут быть употреблены во вред обществу и государству. В России 90-х годов получили широкую известность примеры недобросовестного использования целым рядом спортивных, церковных и иных учреждений освобождения налогов в том числе для безпошлинного завоза табака, а филиалами некоторых зарубежных «благотворителей» — направление партий зарубежной продовольственной помощи для снабжения бандформирований на юге страны и т. п.

Благотворительная организация

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительных целей путём благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если её учредителем является благотворительная организация.

Благотворительный фонд

Фонд, ведущий благотворительную деятельность. Фонды ведут различные социально ориентированные программы или занимаются распределением грантов. Деятельность фонда определяется в его уставных документах. Фонды могут изыскивать средства на свою деятельность несколькими способами:

  1. получение благотворительных пожертвований от организаций и частных лиц;
  2. получать гранты и целевое финансирование из других благотворительных фондов;
  3. вести коммерческую деятельность;
  4. инвестировать собственные средства в ценные бумаги, хранить в депозите и пр.;
  5. вести другую не противоречащую законодательству финансовую деятельность.

Церковная благотворительность

Церковной благотворительностью в России и СНГ занимается Русская Православная Церковь, Римско-католическая церковь и некоторые протестантские церковные общины [1] [2] . Диаконическое служение Русской Православной Церкви связано с деятельностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многие дела милосердия и благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств.

Широкоизвестные благотворительные мероприятия

  • В начале августа 2010 года 38 американских миллиардеров подписали обязательство отдать не менее половины своего состояния на благотворительность. С инициативой под названием «Клятва дарения» (англ. The Giving Pledge ) выступили основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс и известный инвестор Уоррен Баффет. Среди подписавших инициативу — кинорежиссёр Джордж Лукас и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. [3]10 декабря2010 к инициативе Уоррена Баффета присоединились Марк Цукерберг и Дастин Московиц, основатели крупнейшей в мире социальной сети Facebook. Вместе с ними к инициативе, поощряющей богатейших американцев на участие в благотворительности присоединилось ещё 15 человек [4] .
  • Канадцы Аллен и Виолет Лардж (Large) [5] , выигравшие в июле 2010 года — 10,9 млн долларов в лотерею, 10,6 млн раздали различным организациям в своей округе [6] .

Знаменитые благотворители


Солдатёнков, Козьма Терентьевич (русский предприниматель - одно из его самых известных начинаний - Солдатёнковская больница для неимущих - позднее Больница им. С.П.Боткина)


Гаджи Зейналабдин Тагиев (азербайджанский миллионер, заказчик и финансист перевода на азербайджанский язык Корана, создания первой на Кавказе женской гимназии, строительства Бакинского водопровода, театра и др. начинаний)


Макаренко, Антон Семёнович (русский педагог, предприниматель и писатель. 14 лет трудился без отпусков и выходных, а ночами нередко записывал свой опыт для передачи будущим поколениям. За это время вернул с сотрудниками и самими воспитанниками в трудовую жизнь более 3 тыс. человек, создал два завода, выпускавшие передовую, в т.ч. важную для обороны продукцию, закупавшуюся до того по бешенным ценам за валюту)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: