Бибило в н правосудие как функция суда

Обновлено: 25.04.2024

Правосудие является важнейшим направлением правоохранительной деятельности. Оно относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. Правосудие занимает центральное место как в системе правоохранительной деятельности, так и в составе полномочий судебной власти.

Актуальность темы статьи «Понятие и сущность правосудия» заключается в том, что судебная власть относится к числу фундаментальных, многоаспектных явлений общественной жизни. Как отмечается в научной литературе, она оказывает влияние не только на судьбу отдельного человека, но и общества в целом, поскольку предназначена для разрешения социальных конфликтов, носящих юридический характер, преодоление которых невозможно без властного воздействия. Носителем судебной власти является суд. Только ему принадлежит судебная власть. Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции, которые предопределяются функциями государства. Правоохранительную функцию государства в той или иной мере осуществляют все государственные органы. Но для одних она является вспомогательной, а для других основной. Суд, прокуратура, органы предварительного расследования специально созданы для реализации правоохранительной функции государства. Каждый из них отражает ту или иную ее сторону. Чтобы не возникло сомнений в том, какая из функций присуща соответствующим государственным органам, необходимо их четкое правовое закрепление. В действующем законодательстве закреплено, что суды осуществляют правосудие. Определение сущности, форм и задач правосудия способствует и уяснению сущности судебной власти, так как между функцией правосудия и судебной деятельностью существует тесная связь, состоящая в том, что функция предопределяет деятельность. В свою очередь, судебная деятельность олицетворяет функцию правосудия, дает представление о характере деятельности суда, которая всегда реальна. Кроме того, выделение судов в самостоятельную ветвь государственной власти поставило перед юридической наукой новые задачи по изучению механизма соотношения государства и права, и одной из них является вопрос о взаимосвязи правосудия и судебной власти. Анализ последнего также определяет актуальность исследования проблемы, в задачи рассмотрения которой входят анализ понятия, сущности и форм правосудия.

Чтобы дать определение понятию правосудия, необходимо выделить его сущность и признаки, т.е. такие свойства, качества, которые отличают его от совокупности других явлений государственно-правовой действительности в целом, и других направлений правоохранительной деятельности, в частности. Сам термин "право" (jus) происходит от justitia, что означает «правда», «справедливость» [9, с.52]. Слово «правосудие» также ассоциируется со словом «справедливость» и означает: судить на основе права, судить правильно, по закону, по совести. Однако этимологического объяснения понятия правосудия недостаточно. Важно раскрыть его правовое содержание, характерные признаки и значение.

В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам [1, с.33].

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс) определяет, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом. Судебную систему составляет Конституционный Суд Республики Беларусь и общие суды. Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), районных (городских) судов) [3].

Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями (ст. 2 Кодекса) [2, с.4-5].

Развитие правового государства и гражданского общества является одной из закономерностей реализации судебной власти как самостоятельной и независимой.

Выражением судебной власти при рассмотрении конкретных дел выступает правосудие, которое является всеобъемлющей функцией суда [5, с.60].

Как отмечает Богданов Е.В., правосудие представляет собой государственную правоприменительную деятельность, осуществляемую судом, которая направлена на защиту прав и законных интересов граждан, субъектов хозяйствования, охрану общественных и государственных интересов [7, с.231].

Следует отметить, что при решении вопроса о взаимосвязи правосудия и судебной власти предлагаются разные варианты решения этой задачи. Отдельные исследователи рассматривают правосудие как одну из функций судебной власти наряду с юрисдикционным контролем, формированием судейского корпуса и руководством судебной практикой. [10, с.147-155]. Богданов Е.В. же указывает, что существенным недостатком этой точки зрения является смешивание функций судебной власти и судебной системы. Функции комплектования судейского корпуса и руководства судебной практикой косвенно связаны с судебной властью. Они реализуются в сфере организации судов и осуществлении их деятельности. Тем не менее непосредственно на защиту субъективных прав, свобод и законных интересов эти функции не направлены. По этой причине их следует рассматривать как функции соответствующих судебных органов, но не судебной власти. Функция юрисдикционного контроля, по мнению Богданова Е.В., характеризует способ реализации правозащитной функции судебной власти. Что касается правосудия, то это скорее не функция, а форма осуществления судебной власти, которая обеспечивает организованное выражение властных полномочий суда в объективном мире. Правосудие представляет собой судебную власть в реализации, а судебная власть выступает как правосудие в потенции [8, с.253-254].

При этом, далее анализируя точку зрения отдельных исследователей о том, что правосудие – это приоритетная форма реализации судебной власти, существующая наряду с такими формами, как надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти и судебный конституционный контроль, Богданов Е.В. указывает, что подобная точка зрения теоретически не обоснована и методологически неверна, т.к. осуществление законодательной власти возможно лишь в форме законотворчества, общей формой реализации властных полномочий исполнительной власти выступает исполнение законов, надзорные полномочия прокуратуры реализуются в форме прокурорского надзора. Данный автор указывает, что правосудие – не важнейшая, а единственная форма осуществления судебной власти. Судебный контроль в области исполнительной власти или, как его принято называть, судебный административный контроль и судебный конституционный контроль – это части единой функции судебного контроля. Относить их к формам осуществления судебной власти неправомерно. Надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих представляет собой форму деятельности некоторых звеньев судебной системы. В качестве формы осуществления судебной власти он никак не может рассматриваться. Этот надзор способствует достижению целей судебной власти и немыслим вне правосудия. Судебное управление связано с организационным обеспечением деятельности судов. Это фактическая деятельность органов государства (не обязательно судебных). С формой осуществления судебной власти оно не имеет ничего общего [8, с.253-254]. Таким образом, Богданов Е.В. приходит к выводу, с которым следует согласиться. Правосудие - форма осуществления судебной власти.

Известный белорусский ученый Бибило В.Н., обосновывая понятие правосудия с точки зрения функции суда, указывает необходимость учитывать, что судебная власть абстрактна без органа, ее осуществляющего. Именно суд как носитель судебной власти становится ее выразителем. Автор считает, что ей присущи все атрибуты, которые лежат в основе любой власти, независимо от ее вида. Представляется правильной точка зрения, согласно которой в судебной власти наиболее рельефно проявляются нормативная, поведенческая и социологическая стороны власти. С нормативной стороны судебная власть выражается в компетенции ее субъекта. С поведенческой – в особых формах ее поведения, а с социологической – в общественных отношениях, возникающих при ее реализации. «Судебная власть» – это политическое понятие, находящееся в одном ряду с понятиями «законодательная власть» и «исполнительная власть», где все ветви государственной власти находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Когда она проявляется в виде деятельности суда по рассмотрению конкретного дела, то превращается в функцию правосудия [4, с.99].

Следует согласиться с данной точкой зрения, т.к. в действующем законодательстве Республики Беларусь четко регламентировано, что судебная власть в государстве принадлежит судам, которые осуществляют функцию правосудия [1, с.34].

Таким образом, выражением судебной власти при рассмотрении конкретных дел выступает правосудие, которое является всеобъемлющей функцией суда. В правовом государстве правосудие является гарантом правового характера государственной власти и обеспечивает права и свободы личности. При осуществлении правосудия суд руководствуется нормами материального и процессуального права. Он наделен полномочиями применения мер государственного принуждения к лицу, виновному в совершении правонарушения, либо оправдания невиновного. В правосудии по конкретному судебному делу получает свое объективное выражение судебная власть.

В действительности понятие «судебный контроль» отражает существующее явление как внутри судебной системы, так и во взаимоотношениях суда с другими субъектами права (физическими и юридическими лицами) в случае возникновения правового конфликта между ними. Являясь разновидностью социального контроля, судебный контроль может быть внутрисудебным или надведомственным. Суд контролирует систему конфликтных отношений, носящих правовой характер. Для их рассмотрения и разрешения также установлена процедура и ею является судебный процесс, специфические особенности которого зависят от конкретного юридического дела. Судебный процесс, судопроизводство, деятельность суда урегулированы правом. Причем законодатель исходит из их идеальной модели, стремясь опосредовать правом наиболее значимые стороны судебной деятельности. В связи с этим судебный контроль прежде всего примыкает к политической стороне судебной власти, поскольку связан с широтой юрисдикции суда. Но при непосредственной реализации судебной власти он носит исключительно юридический характер, опираясь прежде всего на право, содержащееся в нормативных правовых актах. С этих позиций правосудие является формой осуществления судебного контроля, не переставая быть всеобъемлющей функцией суда. У суда нет какого-либо участка деятельности, который не охватывался бы выполнением функции правосудия, а существовал автономно [6, с.245-246].

Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел.

К ним относятся:

1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с охраной прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, т.е. гражданский процесс;

2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности обвиняемых, применение наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступления, либо оправдание невиновных, т.е. уголовный процесс.

Действующее законодательство и практика его применения знают еще три способа отправления правосудия:

1) рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях, т.е. административное судопроизводство;

2) рассмотрение в судебных заседаниях экономических дел, осуществляемое экономическими судами при выполнении функции разрешения экономических споров между субъектами хозяйствования;

3) конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным Судом при выполнении функции конституционного контроля, определении конституционности нормативных актов.

Изложенное позволяет сделать вывод, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Выражением судебной власти при рассмотрении конкретных дел выступает правосудие, которое является всеобъемлющей функцией суда. Судебная власть абстрактна без органа, ее осуществляющего. Именно суд как носитель судебной власти становится ее выразителем. Когда судебная власть проявляется в виде деятельности суда по рассмотрению конкретного дела, то превращается в функцию правосудия. Как уже указывалось, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Характерными чертами правосудия являются: осуществление правосудия особыми компетентными государственными органами — судами; правосудие выполняется лишь установленными законом способами: рассмотрением в судебных заседаниях дел в рамках установленной законом особой процедуры, каждая из которых регулируется отдельным самостоятельным законодательным актом. Общей задачей всех судов является охрана права, обеспечение прав и свобод граждан. При этом каждый суд, входящий в судебную систему, использует свои возможности. В рамках этой общей задачи реализуются конкретные задачи с учетом специфики суда, входящего в судебную систему. Общие суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально- экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений. Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории государства, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Кодексом и иными законодательными актами.

Таким образом, правосудие представляет собой государственную правоприменительную деятельность, осуществляемую судом, которая направлена на защиту прав и законных интересов граждан, субъектов хозяйствования, охрану общественных и государственных интересов. В правовом государстве правосудие является гарантом правового характера государственной власти и обеспечивает права и свободы личности. При осуществлении правосудия суд руководствуется нормами материального и процессуального права. Он наделен полномочиями применения мер государственного принуждения к лицу, виновному в совершении правонарушения, либо оправдания невиновного. В правосудии по конкретному судебному делу получает свое объективное выражение судебная власть.

Список литературы

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. - 62 с.

2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 4 янв. 2014 г. – Минск: Амалфея, 2014. – 150 с.

3. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

4. Бибило В.Н. Правосудие как функция суда / В.Н. Бибило // Право и демократия: Сб. научных трудов. Выпуск 12; отв. ред. В.Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2002. – С. 97 – 104.

5. Бибило В.Н. Правоустановительная деятельность суда / В.Н. Бибило // Право и демократия: Сб. научных трудов. Выпуск 15; отв. ред. В.Н. Бибило. — Минск: БГУ, 2004. – С. 60 – 69.

6. Бибило В.Н. Дихотомия судебной власти / В.Н. Бибило // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 20. / Отв. ред. В.Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2009. – С. 235 – 249.

7. Богданов Е.В. Правосудие как деятельность по управлению конфликтом / Е.В. Богданов // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 11. / Отв. ред. В.Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2001. – С. 231 – 244.

8. Богданов Е.В. Юридические конфликты и виды правосудия / Е.В. Богданов // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 14. / Отв. ред. В.Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2003. – С. 253 – 269.

9. Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. – М.: ИГ "Юрист", 2005. - 384 с.

10. Скитович В.В. Судебная власть как системное образование / В.В. Скитович // Правоведение. -1997. - № 1. - С. 147 – 155.

Список экспонируемой литературы к выставке трудов Валентины Николаевны Бибило.
Представлены работы последних лет.

1. Белорусская юридическая энциклопедия : в 4 т. / БГУ, Юрид. фак. ; [редкол.: С. А. Балашенко и др.] . - Минск : ГИУСТ БГУ . Т. 2 - 2009. - 584 с. ( в соавторстве ).

2. Белорусская юридическая энциклопедия : в 4 т. / БГУ, Юрид. фак. ; [редкол.: С. А. Балашенко и др.] . - Минск : ГИУСТ БГУ. Т. 3 - 2011. - 623 с. ( в соавторстве ).

3. Белорусская юридическая энциклопедия : в 4 т. / БГУ, Юрид. фак. ; [редкол.: С. А. Балашенко и др.] . - Минск : ГИУСТ БГУ .Т. 4 - 2013. - 303 с. ( в соавторстве ).

4. Белорусская юридическая энциклопедия : в 4 т. / БГУ, Юридический фак. ; [редкол.: С. А. Балашенко и др.] . - Минск : ГИУСТ БГУ . Т. 1. - 2007. - 600 с. ( в соавторстве ).

5. Белорусское законодательство о суде, прокуратуре, адвокатуре и органах охраны общественного порядка (1919–1991) / [сост. В. Н. Бибило] . - Минск : ГИУСТ БГУ , 2011. - 463 с.

6. Бибило, В.Н. Проблемы правоведения : избранные труды / В. Н. Бибило . - Минск : Право и экономика , 2011. - 393 с.

7. Бибило, В.Н. Акты судебного управления. / В.Н. Бибило // Веснік Гр.ДУ.- Сер. 4.- 2013.- № 5.- С. 24-29.

8. Бибило, В.Н. Дихотомия судебной власти. / В.Н. Бибило // Право и демократия : сб. науч. трудов / [редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) и др.] . - Минск : БГУ Вып. 20. - 2009.- С. 235-249.

9. Бибило, В.Н. Индивидуальное право субъекта. / В.Н. Бибило // Право и демократия : сб. науч. трудов / [редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) и др.] . - Минск : БГУ .Вып. 18. - 2007.- С. 12-23.

10. Бибило, В.Н. Консолидированные структуры гражданского общества. / В.Н. Бибило // Правовая культура как условие формирования правового государства : материалы междунар. науч.-практ. конференции, [Витебск], 10–11 декабря 2010 г. / М-во образования РБ, УО "Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова", Юридический фак. ; [редкол.: А. А. Бочков (отв. ред.)] . - Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова , 2010.- С.9-10.

11. Бибило, В.Н. Конституционные основы институционализации судебной власти. / В.Н. Бибило // Ценностная парадигма Основного закона Республики Беларусь : материалы респ. науч.-практ. конф., 14 марта 2013 г., Минск / БГУ, Юридический фак. ; [редкол.: Г. А. Василевич и др.] . - Минск : Изд. центр БГУ , 2013.- C. 21-24.

13. Бибило, В.Н. Нормативная структура деятельности в уголовном процессе. / В.Н. Бибило // Эффективность уголовной юстиции в контексте верховенства права : Материалы междунар. науч. конференции. Минск, 17 окт. 2003 г. / БГУ. И-т переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции. Юрид. фак.; Редкол.: А.В.Барков(отв. ред.) и др. - Мн. : БГУ , 2003.- С. 124-127.

14. Бибило, В.Н. Нормативное значение преамбулы Конституции. / В.Н. Бибило // Конституционный процесс и развитие политической системы общества : Материалы междунар.науч.-практ.конф. (Минск, 17-18 окт.2002 г.) / БГУ; Редкол.:Г.А. Василевич (гл.ред.) и др. - Мн. : "ФУСТ" БГУ , 2002.- С. 66-67.
15. Бибило, В.Н. Обеспечение доступа к правосудию как реализация конституционного права на судебную защиту. / В.Н. Бибило // Проблемы формирования правовой культуры молодёжи на современном этапе : материалы междунар. научно-практ. конф., Витебск, 24-25 апреля 2009 г. / М-во образования РБ, УО "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова", Юрид. фак. ; [редкол.: А. А. Бочков (отв. ред.) и др.] . - Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова , 2009.- С. 5-6.

16. Бибило, В.Н. Особенности норм уголовно- процессуального и уголовного права о давности обвинительного приговора суда. / В.Н. Бибило // Право и демократия : сб. науч. трудов / [редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) и др.] . - Минск : БГУ . Вып. 18. - 2007.- С. 271-284.

17. Бибило, В.Н. Перспективы развития судебной власти по Концепции судебно- правовой реформы. / В.Н. Бибило // Право и демократия : Сб. науч. трудов . - Мн. : БГУ . Вып.13/Редкол.: В.Н.Бибило (отв.ред.) и др. - 2002.- С. 204-214.

18. Бибило, В.Н. Политико- правовые трансформации государственного суверенитета. / В.Н. Бибило // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы : сб. науч. тр. : в 2 т. / БГУ, Юридический фак. ; [редкол.: С. А. Балашенко и др.] . - Минск : Изд. центр БГУ . Т. 2:Проблемы унификации законодательства в Содружестве Независимых Государств и Европейском Союзе. - 2008. – С. 33-34.

20. Бибило, В.Н. Понятие следственного действия в уголовном процессе. / В.Н. Бибило // Законность и правопорядок - 2009 .- № 1.- С. 41-45.

21. Бибило, В.Н. Понятие юридической техники. / В.Н. Бибило // Веснік Гр.ДУ. – 2011.- № 4. – С. 5-9.

22. Бибило, В.Н. Правовое регулирование допустимости доказательств в уголовном процессе. / В.Н. Бибило // Право и демократия : сб. науч. тр. / [редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) и др.] . - Минск : БГУ . Вып. 23. - 2012.- С. 267-278.

23. Бибило, В.Н. Правосудие как функция суда. / В.Н. Бибило // Право и демократия : Сб. науч. трудов . - Мн. : БГУ . Вып.12/Редкол.: В.Н.Бибило (отв.ред.) и др. - 2002.- С. 97-104.

24. Бибило, В.Н. Правоустановительная деятельность суда. / В.Н. Бибило // Право и демократия : сборник научных трудов / [редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) и др.] . - Минск : БГУ . Вып. 15. - 2004.- С. 60-70.

25. Бибило, В.Н. Предание суду как заключительный этап стадии предварительного расследования преступлений. / В.Н. Бибило // Правовые средства и механизмы противодействия преступности в современном обществе : материалы международной научно-практической конференции, Минск, 16 октября 2009 г. / [редкол.: Г. А. Шумак (отв. ред.) и др.] . - Минск : БГУ , 2010.- С. 157-159.

26. Бибило, В.Н. Проблемы юриспруденции : избранные труды / В. Н. Бибило . - Минск : Право и экономика , 2010. - 469 с.

27. Бибило, В.Н. Реализация социальных норм в деятельности суда. / В.Н. Бибило // Право и демократия : сб. науч. тр. / [редкол. : В. Н. Бибило (гл. ред. ) и др. ] . - Минск : БГУ . Вып. 16. - 2005.- С. 69-81.

28. Бибило, В.Н. Стадия назначения и подготовки судебного разбирательства в белорусском уголовном процессе. / В.Н. Бибило // Судовы веснік. – 2011.- № 1.- С. 55-60.

30. Бибило, В.Н. Статус следователя в уголовном прцессе. / В.Н. Бибило // Право и демократия : сб. науч. трудов / [редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) и др.] . - Минск : БГУ . Вып.17. - 2006.- С. 257-266.

31. Бибило, В.Н. Структура норм уголовно- процессуального права. / В.Н. Бибило // Право и демократия : Сб.науч.тр. / БГУ; Редкол.: В.Н. Бибило (отв.ред.) и др. - Мн. : БГУ . Вып.11. - 2001.- С. 256-266.

32. Бибило, В.Н. Судебный акт как юридический термин. / В.Н. Бибило // Веснік Гр.ДУ.- Сер.4.- 2013.- № 4.- С. 6-12.

33. Бибило, В.Н. Теоретические аспекты соотношения субъективных прав и законных интересов обвиняемого в уголовном процессе. / В.Н. Бибило // Совершенствование правового регулирования и механизмов функционирования системы противодействия преступности : материалы междунар. науч.-практ. конференции, Минск, 18–19 октября 2013 г. / БГУ, Юридический фак., Ин-т переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции ; [редкол.: И. О. Грунтов (отв. ред.) и др.] . - Минск : Изд. центр БГУ , 2013. – С. 127-130.

34. Бибило, В.Н. Уголовно- процессуальное регулирование исполнения приговора. / В.Н. Бибило // Право и демократия : Сб. науч. трудов . - Мн. : БГУ . Вып.14/Редкол.: В.Н.Бибило (отв.ред.) и др. - 2003.- С. 286-293.

36. Бибило, В.Н. Судебная власть в уголовном судопроизводстве / В.Н.Бибило . - Мн. : Право и экономика , 2001. - 210с.

37. Бибило, В.Н. Судебные системы зарубежных государств : учеб.-метод. пособие для студ. юрид. спец. БГУ / В. Н. Бибило . - Минск : БГУ , 2012. - 93 с.

38. Бибило, В.Н. Судоустройство : Учебник для студ. юрид. спец. вузов / В.Н.Бибило . - Мн. : Право и экономика , 2001. - 328с.

39. Уголовный процесс : учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-24 01 01 "Международное право" / БГУ, Юрид. фак., Каф. уголовного процесса и прокурорского надзора ; [авт.-сост. В. Н. Бибило] . - Минск : БГУ , 2006. - 58 с.

Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Содержание

Введение 3
1.Понятие судебной власти 5
1.1.Понятие и назначение судебной власти 5
1.2.Свойства судебной власти 9
1.3.Взаимоотношения судебной власти, законодательной и исполнительной власти 13
2.Понятие о правосудии 16
2.1.Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношения правосудия с судебной властью. Символы судебной власти 16
2.2.Формы и задачи правосудия 22
2.3.Правосудие как основная форма судебной власти 38
3.Основные направления демократизации судебной власти в Республике Беларусь 40
Заключение 44
Список использованных источников 46

Прикрепленные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

Как было отмечено на 3 съезде судей, в работе, направленной на повышение эффективности судебной системы, немало еще и недостатков. Исходя из этого, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая на съезде, поставил перед всей судебной системой приоритетные задачи.

Первое – довести до логического завершения процесс разграничения подсудности между судебными инстанциями. Еще больше, насколько это вообще возможно, упростить порядок расследования и рассмотрения в суде уголовных дел об очевидных преступлениях.

Второе - кардинальным образом улучшить работу по исполнению судебных постановлений.

Третье - реализовать на практике предусмотренный Конституцией принцип отправления правосудия с участием присяжных заседателей. Начать с таких преступлений, по которым предусматривается смертная казнь.

Четвертое – продолжить работу по поэтапному созданию системы специализированных судов, в первую очередь экономических и административных.

Пятое – изучить возможность внедрения альтернативных методов разрешения споров, например, в третейских судах.

Шестое – изучить зарубежный опыт использования института судебного контроля над следственными действиями.

Седьмое – принять меры к созданию эффективной системы подготовки и повышения квалификации судейских кадров. При этом необходимо повысить требования к нравственному и этическому облику судей, чтобы правосудие вершилось только самыми достойными членами общества.

Восьмое – сделать работу судов максимально открытой и понятной для населения.

За прошедшее время произошло немало организационных и процессуальных преобразований. Прежде всего, доступ к правосудию стал осуществляться на местах. Но для того, чтобы решить эту проблему, потребовалось внести ряд корректив в Гражданско – процессуальный, Уголовно – процессуальный кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь последнюю точку при рассмотрении административных дел вправе поставить районный суд, гражданских – суд областной, и только для тяжких особо тяжких преступлений остается Верховный суд. Восстановлены права надзора областных судов по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих инстанций. Раньше эти дела автоматически переходили в высший судебный орган. Введение апелляционного порядка рассмотрения также позволило вышестоящим судам самим принимать окончательное решение, не возвращая дела на повторное слушание, что существенно уменьшило волокиту.

Вместе с тем, проблема обеспечения подлинной состязательности судебного процесса равноправия сторон остается нереализованной. Хотя эти принципы закреплены в законе и вроде бы отвечают современным требованиям судопроизводства. Однако практика показывает, что в значительной степени они носят декларативный характер. Вопросы равноправия и состязательности нашли отражение и в разработанной по инициативе Верховного суда концепции развития судебной системы. Необходимо достичь такого положения, когда и прокурор, и адвокат в суде будут фактически равноправны.

Практика показывает, что рассмотреть дело, это еще не все, так как камнем преткновения судебной реформы является неисполнение решений суда. Ведь исполнение судебных решений является решающей стадией отправления правосудия. Первым значительным шагом в этом направлении явилась передача функций по организации исполнения судебных актов из ведения Минюста в Комитет по судебному администрированию, созданный при Верховном суде. Следует признать и то, что не всегда у судебных исполнителей хватает власти, необходимых полномочий для того, чтобы исполнить свой служебный долг.

Одним из главных направлений судебно – правовой реформы стало образование специализированных судов. Опыт работы экономических судов показал, что в них резко возросло качество разрешения споров, уменьшилось число жалоб. Сформирована более устойчивая судебная практика разрешения имущественных споров, базирующаяся на хозяйственном, финансовом, банковском законодательстве. Создание административных судов позволило обеспечить более широкий доступ населения к высокопрофессиональному и оперативному правосудию, поставило под судебный контроль действия органов государственной власти.

Проблема развития альтернативных методов разрешения споров, в частности третейских и мировых судов (судов биев), все еще остается актуальной, необходимо, чтобы наше законодательство в сфере арбитража соответствовало международным стандартам. Наличие развитой системы коммерческих (третейских) арбитражей является одним из условий членства государства в ВТО.

Кардинально пересмотрены принципы подбора и обучения кадров. Образована Судебная академия, призванная радикально решить вопросы кадрового обеспечения и профессиональной подготовки судей.

Изложенное позволяет сделать вывод, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Выражением судебной власти при рассмотрении конкретных дел выступает правосудие, которое является всеобъемлющей функцией суда. Судебная власть абстрактна без органа, ее осуществляющего. Именно суд как носитель судебной власти становится ее выразителем. Когда судебная власть проявляется в виде деятельности суда по рассмотрению конкретного дела, то превращается в функцию правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Характерными чертами правосудия являются: осуществление правосудия особыми компетентными государственными органами - судами; правосудие выполняется лишь установленными законом способами: рассмотрением в судебных заседаниях дел в рамках установленной законом особой процедуры, каждая из которых регулируется отдельным самостоятельным законодательным актом. Осуществление функции правосудия подчинено определенным задачам, которые могут быть различного масштаба и характера: исторические, перспективные, постоянные, временные, повседневные, ситуационные и т. д. Общей же задачей всех судов является охрана права, обеспечении прав и свобод граждан. При этом каждый суд, входящий в судебную систему, использует свои возможности. В рамках этой общей задачи реализуются конкретные задачи с учетом специфики суда, входящего в судебную систему. Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и право применении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Кодексом и иными законодательными актами. Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Правосудие представляет собой государственную правоприменительную деятельность, осуществляемую судом, которая направлена на защиту прав и законных интересов граждан, субъектов хозяйствования, охрану общественных и государственных интересов. В правовом государстве правосудие является гарантом правового характера государственной власти и обеспечивает права и свободы личности. При осуществлении правосудия суд руководствуется нормами материального и процессуального права. Он наделен полномочиями применения мер государственного принуждения к лицу, виновному в совершении правонарушения, либо оправдания невиновного. В правосудии по конкретному судебному делу получает свое объективное выражение судебная власть.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).- Минск: Амалфея, 2006.- 48 с.
  2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З; в ред. Закон Респ. Беларусь от 28 декабря 2009 г. // «Эталон»/База «Законодательство», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010.
  3. Бибило В.Н. Правосудие как функция суда // Право и демократия: Сб. научных трудов. Выпуск 12; отв. ред. В.Н. Бибило. - Минск: БГУ, 2002. - С.97-104.
  4. Бибило В.Н. Право установи тельная деятельность суда // Право и демократия: Сб. научных трудов. Выпуск 15; отв. ред. В.Н. Бибило. - Минск: БГУ, 2004. - С.60-69.
  5. Бибило В.Н. Дихотомия судебной власти // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 20. / Отв. ред. В. Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2009. – С 235-249.
  6. Богданов Е.В. Правосудие как деятельность по управлению конфликтом // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 11. / Отв. ред. В. Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2001. – С.231-244.
  7. Богданов Е.В. Юридические конфликты и виды правосудия // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 14. / Отв. ред. В. Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2003. – С.253-269.
  8. Богданов Е.В. Соотношение культуры правосудия и профессиональной культуры судей // Право и демократия: Сб. научных трудов. Выпуск 15; отв. ред. В.Н. Бибило. - Минск: БГУ, 2004. - С.222-230.
  9. Борико С.В. Судоустройство. - Минск: Амалфея, 2000. – 304 с.
  10. Колядко И. Проблемы регулирования и реализации права на судебную защиту в Республике Беларусь \\ Юстыцыя Беларуси. 1998. №2. С. 23.
  11. Мартинович И.И. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей 2006 г. – достижение судебно-правовой реформы // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 19. / Отв. ред. В. Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2008. – С. 227-237.

1 Гущенко, К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гущенко, М.И. Ковалёв. М.: Зерцало, 2007. С.47.

2 Бибило, В.Н. Судоустройство: учебник / В.Н. Бибило. Минск: Право и экономика, 2001. С.36.

3 Гессен, В.М. О судебной власти / Судебная реформа. Т.1 М., 1915. С.3.

4 Бибило, В.Н. Судебная власть в уголовном судопроизводстве / В.Н. Бибило Минск, 2001. С.30-33.

5 См.: Богданов, Е.В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия / Е.В. Богданов. Минск, 2002.

6 См.: Колядко, И.Н. Проблемы регулирования и реализации права на судебную защиту в Республике Беларусь / И.Н. Колядко // Юстиция Беларуси. 1998. №2. С.23.

Право и демократия 2002 Выпуск 12

Аннотация.
В сборник включены научные статьи о методах политического прогнозирования, проблемах защиты прав человека, независимости судебной власти, административном принуждении в сфере налогообложения, сущности экономической криминалистики, реформе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также совершенствовании деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Для научных работников, преподавателей и студентов юридических вузов, работников правоприменительных органов.

Содержание.
Политическая и правовая система общества.
Белякович Н. Н. Сценариотехника как метод политического прогнозирования.
Ковалева И. В. Национальные меньшинства и право на самоопределение.
Головко А. А. Современная теория конституции и ее исторические корни. К 210-й годовщине Конституции Польши (Ustawa Rzadowa), принятой 3 мая 1791 г.
Лагун Д. А. Процесс издания правовых актов Президента Республики Беларусь.
Богданов Е. В. Судебная власть как публичный феномен.
Ханкевич О. И. Становление гражданского общества в европейской античности.

Право и социально-экономическая реформа.
Лукашов А. И. К вопросу о судебной защите в Конституционном Суде прав и законных интересов граждан в сфере экономической деятельности.
Хомич К. В. Понятие «административное принуждение» в сфере налогообложения.
Сторожев Н. В., Кузьмич И. П. К вопросу о совершенствовании правовой основы развития сельскохозяйственных производственных кооперативов в Республике Беларусь.
Перерва И. В. Значение «национальности» арбитражного решения для его признания и приведения в исполнение.

Правоохранительные органы и борьба с преступностью.
Бибило В. Н. Правосудие как функция суда.
Петрова О. В. Теоретические аспекты законодательного закрепления защиты прав личности в уголовном процессе Республики Беларусь.
Виршич Ж. И. Общеправовые принципы защиты прав и законных интересов человека в уголовном судопроизводстве.
Шумак Г. А. Разработка методов выявления интеллектуальных подлогов документов в экономической криминалистике.
Лапин А. В. Сущность стратегического управления расследованием преступлений.

Право и демократия 2002 Выпуск 12

Аннотация.
В сборник включены научные статьи о методах политического прогнозирования, проблемах защиты прав человека, независимости судебной власти, административном принуждении в сфере налогообложения, сущности экономической криминалистики, реформе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также совершенствовании деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Для научных работников, преподавателей и студентов юридических вузов, работников правоприменительных органов.

Содержание.
Политическая и правовая система общества.
Белякович Н. Н. Сценариотехника как метод политического прогнозирования.
Ковалева И. В. Национальные меньшинства и право на самоопределение.
Головко А. А. Современная теория конституции и ее исторические корни. К 210-й годовщине Конституции Польши (Ustawa Rzadowa), принятой 3 мая 1791 г.
Лагун Д. А. Процесс издания правовых актов Президента Республики Беларусь.
Богданов Е. В. Судебная власть как публичный феномен.
Ханкевич О. И. Становление гражданского общества в европейской античности.

Право и социально-экономическая реформа.
Лукашов А. И. К вопросу о судебной защите в Конституционном Суде прав и законных интересов граждан в сфере экономической деятельности.
Хомич К. В. Понятие «административное принуждение» в сфере налогообложения.
Сторожев Н. В., Кузьмич И. П. К вопросу о совершенствовании правовой основы развития сельскохозяйственных производственных кооперативов в Республике Беларусь.
Перерва И. В. Значение «национальности» арбитражного решения для его признания и приведения в исполнение.

Правоохранительные органы и борьба с преступностью.
Бибило В. Н. Правосудие как функция суда.
Петрова О. В. Теоретические аспекты законодательного закрепления защиты прав личности в уголовном процессе Республики Беларусь.
Виршич Ж. И. Общеправовые принципы защиты прав и законных интересов человека в уголовном судопроизводстве.
Шумак Г. А. Разработка методов выявления интеллектуальных подлогов документов в экономической криминалистике.
Лапин А. В. Сущность стратегического управления расследованием преступлений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: