Безвозмездное пользование государственным имуществом нко как форма государственной поддержки

Обновлено: 25.04.2024

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии
с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 05 апреля 2010 г. № 40-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», с учетом положений законодательства, регулирующего взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления с некоммерческими организациями в целях оказания содействия органам местного самоуправления муниципальных образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее соответственно – органы местного самоуправления, автономный округ) в разработке нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия оказания имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО).

Настоящие Методические рекомендации не распространяются на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Методические рекомендации предназначены для применения органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством, законодательством автономного округа и муниципальными нормативными правовыми актами.

Нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия оказания имущественной поддержки СОНКО не должны содержать положений, создающих искусственные барьеры для большинства СОНКО. Любые условия получения имущественной поддержки должны быть разумными, прозрачными и обусловленными объективными факторами и потребностями общества.

Учет особенностей муниципального образования при подготовке нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия оказания имущественной поддержки СОНКО, является обязательным условием эффективности работы всей системы поддержки СОНКО.

При применении Методических рекомендаций следует руководствоваться:

Конституцией Российской Федерации;

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Земельным кодексом Российской Федерации;

Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Налоговым кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях);

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральным законом 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции);

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС России № 67);

муниципальными правовыми актами, определяющими порядок и условия оказания имущественной поддержки СОНКО на территории соответствующего муниципального образования автономного округа.

2. Правила формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и

(или) в пользование

2.1. Формирование Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования и свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), которое может быть предоставлено СОНКО во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (далее – Перечень) осуществляется органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по управлению муниципальным имуществом (далее – уполномоченный орган) на основании представленных в свободной письменной форме предложений органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, СОНКО и (или) по собственной инициативе.

2.2. В Перечень включаются сведения о недвижимом (зданиях, помещениях, строениях, сооружениях, земельных участках) и движимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования и соответствующем следующим критериям:

а) имущество свободно от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций);

б) имущество не ограничено в обороте;

в) имущество не является объектом религиозного назначения;

г) имущество не является объектом незавершенного строительства;

д) в отношении имущества не принято решение о его предоставлении иным лицам;

е) имущество не включено в прогнозный план (программу) приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального образования;

ж) имущество не признано аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не требует проведения капитального ремонта, является работоспособным;

з) целевое назначение имущества допускает его использование в соответствии с видами деятельности, предусмотренными для СОНКО Законом о некоммерческих организациях и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность СОНКО.

В случае включения в Перечень сведений о недвижимом имуществе, которое в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит передаче одновременно с земельным участком, на котором оно расположено, сведения о земельном участке включаются в раздел (пункт) Перечня, соответствующий разделу (пункту) о таком недвижимом имуществе.

2.3. Рассмотрение предложений, указанных в пункте 1.1. настоящих Методических рекомендаций, осуществляет уполномоченный орган в течение 30 календарных дней с даты их поступления. По результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений:

а) о включении сведений об имуществе в Перечень;

б) об отказе во включении сведений об имуществе в Перечень, которое принимается в случае, если предлагаемое к включению в Перечень имущество не соответствует хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 1.2.

2.4. В случае принятия решения об отказе во включении сведений об имуществе в Перечень, уполномоченный орган направляет лицу, представившему предложение, соответствующий мотивированный ответ не позднее 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.

2.5. Уполномоченный орган исключает из Перечня сведения об имуществе в случае, если:

а) в течение 1 года со дня включения сведений об имуществе в Перечень в отношении такого имущества от СОНКО:

не поступило ни одной заявки на участие в торгах на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества;

не поступило ни одного заявления о предоставлении в пользование без проведения торгов.

б) имущество перестало соответствовать хотя бы одному из критериев, предусмотренных пунктом 1.2 настоящих Методических рекомендаций.

2.6. Внесение в Перечень изменений, не предусматривающих исключения из Перечня имущества, осуществляется не позднее 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в реестр муниципального имущества.

2.7. Ведение Перечня осуществляется на электронном носителе уполномоченными должностными лицами уполномоченного органа.

2.8. В Перечень включаются следующие сведения об имуществе:

а) наименование имущества;

б) год выпуска (ввода в эксплуатацию);

в) технические характеристики;

г) срок службы имущества;

д) адрес местоположения имущества (в случае отсутствия адреса – описание местоположения объекта);

е) номер этажа, на котором расположен объект, описание местоположения этого объекта в пределах данного этажа или в пределах здания – для нежилого помещения;

ж) сведения об ограничениях (обременениях) в отношении объекта (вид, содержание, срок действия ограничения (обременения), сведения о лицах (если имеются), в пользу которых установлено ограничение (обременение). Если таким лицом является юридическое лицо, указывается его полное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика;

з) дата включения сведений об имуществе в Перечень (дата принятия уполномоченным органом решения).

2.9. Перечень публикуется на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновляется уполномоченным органом не реже одного раза в месяц.

3. Правила предоставления муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе

3.1. Предоставление имущества во временное владение и (или) пользование осуществляется путем заключения договора аренды или безвозмездного пользования по результатам торгов (конкурса, аукциона) или без их проведения в случаях, предусмотренных Законом о защите конкуренции и нормативными правовыми актами муниципальных образований.

3.2. Имущество предоставляется СОНКО во владение и (или) в пользование на следующих условиях:

а) имущество предоставляется во временное владение и (или) пользование на срок не менее чем три года;

б) имущество предоставляется в безвозмездное пользование при условии осуществления СОНКО одного или нескольких видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях, на территории автономного округа;

в) имущество должно использоваться СОНКО только по целевому назначению для осуществления одного или нескольких видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях;

г) размер арендной платы по договору аренды имущества устанавливается в соответствии с муниципальными правовыми актами;

д) запрещаются продажа имущества, передача прав и обязанностей по договору безвозмездного пользования или договору аренды другому лицу, передача прав по указанным договорам в залог и внесение их в уставный капитал хозяйственных обществ, предоставление имущества в субаренду;

е) СОНКО, которой имущество предоставлено в безвозмездное пользование или аренду, вправе в любое время отказаться от договора безвозмездного пользования или договора аренды, уведомив об этом уполномоченный орган за один месяц.

3.3. Уполномоченный орган не позднее чем через шестьдесят дней со дня принятия решения о включении объекта в Перечень или освобождения объекта в связи с прекращением права владения и (или) пользования им размещает на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) извещение о проведении торгов на право заключения договора аренды или безвозмездного пользования.

При организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды или безвозмездного пользования рекомендуется руководствоваться положениями Приказа ФАС России № 67.

3.4. Рассмотрение поданных в уполномоченный орган заявлений СОНКО о предоставлении имущества в безвозмездное пользование или аренду без торгов, осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами.

3.5. Договор аренды или безвозмездного пользования без проведения торгов рекомендуется заключать в отношении имущества, которое ранее было предметом торгов, но договор аренды или безвозмездного пользования не заключался по причине отсутствия заявок СОНКО на участие в торгах, на основании заявления СОНКО, представленного в уполномоченный орган, подписанного лицом, имеющим право действовать от имени СОНКО без доверенности, или представителем, действующим на основании доверенности, которое должно содержать:

а) полное и сокращенное наименование СОНКО, дата ее государственной регистрации (при создании), основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа;

б) почтовый адрес, номер контактного телефона, адрес электронной почты социально ориентированной некоммерческой организации, адрес ее сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии);

в) должность, фамилия, имя, отчество руководителя социально ориентированной некоммерческой организации;

г) сведения о видах деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях, для осуществления которых на территории автономного округа СОНКО обязуется использовать имущество;

д) согласие на заключение договора аренды или безвозмездного пользования имуществом по типовой форме;

3.6. К заявлению о предоставлении имущества в аренду или безвозмездное пользование должны быть приложены:

а) копии учредительных документов социально ориентированной некоммерческой организации;

б) документ, подтверждающий полномочия руководителя СОНКО (копия решения о назначении или об избрании), а в случае подписания заявления о предоставлении представителем – доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанная руководителем;

в) решение об одобрении или о совершении сделки на условиях, указанных в заявлении о предоставлении имущества в безвозмездное пользование или аренду, в случае, если принятие такого решения предусмотрено учредительными документами СОНКО.

3.7. СОНКО вправе по собственной инициативе приложить к заявлению о предоставлении имущества в безвозмездное пользование или аренду следующие документы:

а) выписку из единого государственного реестра юридических лиц со сведениями о социально ориентированной некоммерческой организации, выданную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления;

б) копии документов, представленных СОНКО в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, в соответствии с подпунктом 3 и (или) подпунктом 3.1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях за последние пять лет;

в) копии годовой бухгалтерской отчетности социально ориентированной некоммерческой организации за последние пять лет;

г) письма органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, граждан и их объединений, содержащие оценку (отзывы, рекомендации) деятельности социально ориентированной некоммерческой организации, или их копии;

д) иные документы, содержащие, подтверждающие и (или) поясняющие сведения о СОНКО.

3.8. Заключение договора аренды или безвозмездного пользования по результатам торгов рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями Приказа ФАС России № 67, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, содержащими обязательные требования к договорам, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования отдельными видами имущества.

3.9. Порядок заключения договора аренды или безвозмездного пользования без проведения торгов рекомендуется устанавливать муниципальными правовыми актами, которыми должны определяться:

а) срок принятия уполномоченным органом решения о заключении договора или об отказе в заключении договора с даты поступления в уполномоченный орган заявления СОНКО;

б) срок, в течение которого должен быть направлен проект договора, с даты поступления заявления СОНКО или принятия уполномоченным органом решения о заключении договора;

в) порядок определения размера арендной платы, штрафов, неустоек, пени;

г) исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении договора;

д) примерные формы договоров аренды и безвозмездного пользования или существенные условия, подлежащие включению в такие договоры.

Подборка наиболее важных документов по запросу Безвозмездное пользование имуществом некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Безвозмездное пользование имуществом некоммерческой организации

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 31.1 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления" Федерального закона "О некоммерческих организациях"
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право") Проанализировав правовые нормы, в т.ч. ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, суд пришел к выводу о том, что решение городской думы муниципального образования допускает передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов на неопределенный срок тем некоммерческим организациям, с которыми соответствующие договоры были заключены до вступления в силу данного решения. При этом некоммерческие организации, которые обратятся с заявкой на предоставление муниципального имущества в соответствии с вновь утвержденным порядком, будут вправе претендовать на предоставление муниципального имущества исключительно сроком до 5 лет.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Безвозмездное пользование имуществом некоммерческой организации

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль права безвозмездного пользования имуществом, полученного некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.
(Письмо Минфина России от 22.06.2021 N 03-03-07/48973) Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль права безвозмездного пользования имуществом, полученного некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Нормативные акты: Безвозмездное пользование имуществом некоммерческой организации

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О некоммерческих организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) 2. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Как НКО получить помещение от государства? Разъясним порядок получения помещения для некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством РФ и какие документы необходимы. Рассмотрим актуальную судебную практику по вопросу распоряжения имуществом НКО, в том числе предоставленным помещением.

Предоставление помещения для НКО

На нашем сайте в статье «Льготы некоммерческим организациям» мы уже упоминали, что некоторые НКО могут получить в пользование от государства помещение на безвозмездной основе или на льготных условиях, остановимся на этом вопросе подробнее. Необходимо сразу отметить, что имущественная поддержка в части предоставления нежилых помещений может быть получена социально ориентированными некоммерческими организациями. Понятие «социально ориентированная некоммерческая организация» (далее — СОНКО) было введено Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» и особенность таких организаций мы также рассматривали на странице нашего сайта в статье «Социально ориентированные НКО».

Итак, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут предоставлять СОНКО в пользование нежилые помещения на долгосрочной основе (для размещения офиса или осуществления текущей деятельности) или на краткосрочной основе (для проведения мероприятий) безвозмездно или по льготным ставкам, для этого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, которое может быть использовано СОНКО только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование. Эти перечни подлежат опубликованию в СМИ, а также размещению на официальных сайтах утвердивших их органов.

Как НКО получить помещение?

В случае необходимости получить помещение по льготной ставке или безвозмездно, для начала необходимо на сайте уполномоченного органа найти перечень имущества (например, на сайте Департамента городского имущества города Москвы этот перечень называется: «Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и/или в пользование») и подать заявление (которое может быть подано в письменной форме или в форме электронного документа) о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или о предоставлении нежилого помещения в аренду.

Обратите внимание, что одним из условий предоставления помещения является отсутствие у СОНКО просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и (или) государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год и задолженности по арендной плате по договорам аренды находящегося в федеральной собственности государственного имущества.

Сведения, которые должны быть указаны в заявлении о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование и в заявлении о предоставлении нежилого помещения в аренду установлены пунктами 10 и 11 Правил предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1478) соответственно. В этих же Правилах содержится перечень документов, которые требуется приложить к заявлению, а также документы, которые СОНКО может приложить по собственной инициативе.

Одна СОНКО вправе подать в отношении одного нежилого помещения только одно заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или одно заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду.

К заявлению и документам вы также вправе приложить заявление на предоставление преференции. Преференция (от лат. praeferentia — предпочтение) — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляется в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов; предоставляется государством и носит адресный характер.

Исходя из положений пунктов 5 и 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) преференции могут быть предоставлены только некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, приносящую ей доход. Примечательно, что предоставление преференций может осуществляться органами власти не только в целях поддержки СОНКО, но и других НКО в целях развития образования и науки, культуры, искусства и сохранения культурных ценностей, физической культуры и спорта и др.

Конкурс при предоставлении помещений для НКО: требуется или нет?

После получения уполномоченным органом заявления о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или в аренду некоторые СОНКО сталкиваются с тем, что им предлагается заключить соответствующий договор на помещение только после проведения аукциона или конкурса, ссылаясь при этом на Письмо Минэкономразвития России от 12.12.2017 № 35706-ОФ/Д01 и «О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по содействию органам местного самоуправления в организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне», где указывается, что предоставление СОНКО муниципального имущества в аренду на льготных условиях и в безвозмездное пользование должно осуществляться только по результатам конкурсов на право заключения соответствующих договоров, а также на статью 17.1 Закона о защите конкуренции, где указывается, что заключение договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов. Однако это не так.

  • Для заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования (кроме права собственности) проведение конкурсов или аукционов не требуется.

Во-первых, это указано в Письме ФАС России от 05.07.2013 № АК/26062/13 «О направлении Методических рекомендаций по антимонопольному контролю за предоставлением государственных или муниципальных преференций», во-вторых — порядок предоставления федерального имущества определен упоминавшимися выше Правилами, в которых о проведении торгов не упоминается, ну и в-третьих, в конце части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции закреплено: «за исключением предоставления указанных прав на такое имущество», после чего перечисляются такие исключения, среди которых есть и СОНКО (пункт 4).

После получения заявления о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или о предоставлении нежилого помещения в аренду такое заявление рассматривается комиссией по имущественной поддержке СОНКО, состоящей не менее чем из девяти человек и включающей в себя представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки СОНКО, представителей Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, СМИ, члены Общественной палаты Российской Федерации и иные заинтересованные лица. Порядок работы комиссии, порядок и сроки рассмотрения заявлений также определены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1478.

Обратите внимание, что если одной СОНКО было подано два и более заявлений в отношении одного объекта недвижимости, а предыдущие заявления этой СОНКО отозваны не были, то все поданные заявления рассмотрены не будут.

После принятия комиссией решения об определении СОНКО, которая получит имущественную поддержку, такой СОНКО направляется договор, который должен быть подписан в 10-дневный срок со дня его получения.

Использование имущества НКО

Необходимо помнить, что переданное нежилое помещение можно использовать только по целевому назначению (подробнее — в статье «Уставные цели НКО»), запрещается его продажа, переуступка прав пользования, передача прав пользования в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

Вообще, что касается распоряжения даже своим имуществом, то к этому вопросу следует подходить очень аккуратно.

Например, рассматривая одно из административных дел по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Ассоциации судом было установлено, что Ассоциация осуществляет уставную деятельность с грубыми нарушениями и сдает находящееся в собственности Ассоциации имущество в аренду. Суд указал, что анализ договоров аренды, представленных Ассоциацией на проверку, показал, что сдача в аренду юридическим лицам помещений собственного недвижимого имущества Ассоциации не соответствует целям, указанным в уставе Ассоциации, и выходит за пределы специальной правоспособности, что противоречит статье 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статье 37 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Доводы Ассоциации о том, что вырученные от сдачи в аренду денежные средства впоследствии использовались в соответствии с уставными целями и задачами, судом были признаны необоснованными, поскольку предпринимательская деятельность должна непосредственно служить достижению уставных целей, ради которых создана некоммерческая организация. Ассоциация была ликвидирована (Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20.09.2017 № АПЛ17-367).


Конечно, с этими подходами можно поспорить, т.к. НКО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а собственнику в соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежит право сдачи имущества в аренду. Однако не исключено, что свою позицию придется отстаивать в суде.

Что касается налога на прибыль, то полученное СОНКО право безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом, если такое право было передано соответствующим решением органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указано целевое назначение передаваемого имущества, не признается доходом такой СОНКО. Минфин в своих письмах также отмечает, что налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в данном случае является арендодатель, а не арендатор имущества. Подробнее — на странице Налогообложение НКО.

В заключение отметим, что СОНКО, которой было предоставлено помещение в безвозмездное пользование или аренду вправе в любое время отказаться от такого договора, уведомив об этом уполномоченный орган за один месяц.

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 - 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее - Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Внимание

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Елена Мехоношина

🚗➡🙋‍♂️🆓 Безвозмездное пользование вещью — это та же самая аренда, только бесплатная. Второе имя пользования без платы — ссуда. В народе прижилось, что ссудой называют кредит в банке, но это неверно. Ссуда — бесплатная аренда вещи. А банковский кредит тут не причём.

Рассказываем, когда предпринимателю пригодится договор ссуды, где можно споткнуться, как платить налоги, и для примера вместе заполним шаблон договора на автомобиль.

Для каких ситуаций нужен договор безвозмездного пользования

Суть договора безвозмездного пользования такая. Хозяин вещи отдаёт её другому на время и говорит: «Можешь пользоваться, денег не возьму, но ремонтировать и беречь будешь ты». А кто берет вещь отвечает: «Ок, буду беречь».

Хозяин вещи становится ссудодателем, а тот, кто принял вещь, ссудополучателем. Для них будут действовать правила про ссуду из главы 36 ГК РФ.

Отдать в безвозмездное пользование можно любую вещь — автомобиль, помещение, набор стаканов. Главное, чтобы вещь была непотребляемая. С мешком сахара или кирпичами так сделать нельзя.

В предпринимательстве договор ссуды подходит, когда вещь передают своим людям, и цели заработать нет. Хотя по закону дружба, семейные отношения или общие дела не обязательны. Вот примеры:

✌ Учредитель передает своему ООО нежилое помещение. В нём откроют магазин. (А вот наоборот — ООО передает учредителю — нельзя, об этом будет ниже).

✌ Жена отдает мужу личную машину. Муж будет оказывать услуги курьера.

✌ Один друг с ИП отдает другому торговую витрину. Его бизнес на стопе, и витрина стоит без дела.

У ссуды есть одна коварность. Часто стороны думают, что ничего не должны друг другу — ведь пользование бесплатное. Но это не так. По закону тот, кто взял вещь, обязан тратить деньги на её содержание. А кто дал — платить налоги и возмещать ущерб, если вещь оказалась непригодной.

Кто может отдать вещь в бесплатное пользование

Отдать вещь может её собственник. Однако арендатор тоже может — если получил письменное согласие от арендодателя.

ООО и другим юрлицам запрещено отдавать бесплатно имущество с баланса учредителям и директору. Так сделали, чтобы из бизнеса не выводили ценное имущество, купленное на общую прибыль или внесённое в виде вклада. Правило — из ст. 690 ГК РФ.

А еще предпринимателям, которые работают вместе и открыли ООО, стоит помнить, что бесплатная передача имущества на сторону может попасть под крупную сделку и сделку с заинтересованностью. На крупную сделку надо взять разрешение всех партнеров. О сделке с заинтересованностью надо уведомлять. Иначе другой партнер может отменить договор.

11 видеоуроков для уверенного старта бизнеса

Что с налогами

Бесплатная аренда не меняет обязанностей платить разные налоги.

Налоги ссудодателя

Хозяин вещи продолжает платить налог на имущество, транспортный и земельный налог. Договор безвозмездного пользования не отменяет налоговое бремя. Это позиция Минфина из Письма № 03-03-04/1/589.

Налоги ссудополучателя

Для ИП на УСН, патенте и общей системе и юрлиц выгода от бесплатной аренды — это доход в натуральной форме. В доход ставят рыночную стоимость аренды похожего имущества.

Подробно про учёт безвозмездных договоров на УСН мы писали в отдельной статье.

Заполняем шаблон договора безвозмездного пользования

Договор ссуды можно заключить устно, письменно или вообще оформить расписку или акт — кто, у кого и какое имущество взял.

Передать имущество устно не получится в двух случаях:

— когда есть ООО — юрлица всегда заключают письменные договоры;

— на имущество дороже 10 000 ₽ — то есть на автомобили, помещения и недешевое оборудование нужен письменный договор — ст. 161 ГК РФ.

Расписка и акт передачи — тоже письменный договор, тут закон не нарушается. Но мы рекомендуем заключать именно письменный договор на бумаге, который подписывают обе стороны. В этом случае условия можно переделать под свою выгоду и реальные обещания друг другу.

Заполним шаблон договора ссуды на примере автомобиля. Но вместо него может быть любая другая вещь.

Предмет: что отдают в пользование

Обязанность ссудодателя — передать автомобиль бесплатно и на время. Обязанность ссудополучателя — вернуть его в целости с учетом износа. В предмете расписывают характеристики автомобиля. Иначе договора как бы нет, и люди ничего не должны друг другу — ст. ст. 689, 607 ГК РФ.

Ссудодатель передаёт во временное пользование Ссудополучателю принадлежащий Ссудодателю на праве собственности по свидетельству о регистрации ТС № вх2549877 автомобиль марки Opel Corsa выпуска 2019 года, VIN: fkfdf546456vfdgd, кузов № bgkj56, цвет голубой, номерной знак ак596вн, а Ссудополучатель обязуется вернуть автомобиль в том состоянии, в каком получил с учетом нормального износа.

Плюс ссудодатель отдаёт документы и принадлежности, без которых не обойтись — ключи, полис ОСАГО, диагностическую карту. Если не передаст, ссудополучатель может вернуть машину и спросить убытки. Например, деньги на бесполезную поездку за автомобилем в другой город. Правила — из ст. 691 ГК РФ.

Как ссудополучатель может использовать автомобиль

В договор записывают, для чего ссудополучатель взял автомобиль. Выйти за рамки будет нельзя.

Ссудополучатель вправе использовать автомобиль для оказания услуг курьера в пределах города Москвы.

Если ссудополучатель будет возить туристов в Геленджик, ссудодатель сможет забрать автомобиль без всяких компенсаций и потребовать деньги за ремонт — ст. 615 ГК РФ.

Передача автомобиля

Автомобиль передают по акту. С этого момента ссудополучатель полностью отвечает за него. А еще — за аварии, штрафы и ДТП по своей вине.

Если ссудодатель тянет с передачей автомобиля, ссудополучатель может отказаться от договора — ст. 692 ГК РФ.

В конце пользования автомобиль тоже возвращают по акту. И заботы по содержанию снова возвращаются к хозяину автомобиля.

Недостатки автомобиля

Ссудодатель обязан передать исправный автомобиль.

Плохо, если автомобиль надо ремонтировать, а ссудодатель промолчал. У ссудополучателя появляется право сделать ремонт на свои деньги, потребовать ремонт от ссудодателя или отказаться от договора с возмещением своих расходов. И всё это несмотря на то, что аренда — бесплатная.

С ссудодателя снимается ответственность, если он прописал поломки в договоре или их было видно невооруженным глазом. Поэтому ссудополучателю стоит хорошо осмотреть автомобиль до подписи в акте. Правила — из ст. 693 ГК РФ.

Срок безвозмездного пользования

Срок бесплатной аренды записывают в договор.

Ссудополучатель вправе пользоваться автомобилем в срок с 20 февраля 2022 года по 20 августа 2022 года.

Но стороны могут договориться, что ссудодатель ездит на автомобиле сколько угодно, пока ему нужно. Тогда срок договора можно не вписывать. Это будет бессрочный договор, так можно — ст. 610 ГК РФ.

Если срок истек, ссудодатель продолжает ездить на автомобиле, а ссудодатель не просит его назад, договор автоматом становится бессрочным — ч. 2 ст. 621 ГК РФ.

Кто ещё ездит на автомобиле

Хозяин автомобиля может разрешить пользоваться им сразу нескольким людям или юрлицам. Их всех записывают в договор. Без такой оговорки ссудополучатель может вернуть автомобиль и потребовать возмещения расходов. Правила — из ст. 694 ГК РФ.

Кто ремонтирует и содержит автомобиль

По умолчанию мелкий и капитальный ремонт автомобиля обязан делать ссудополучатель. Заправлять бензином и страховать ответственность — тоже. Пока автомобиль в безвозмездной аренде, у хозяина нет забот.

Если принципиально, в договоре можно подробно прописать каждую статью расхода ссудополучателя и точные сроки ремонта.

Но можно все расходы переложить на хозяина автомобиля — ст. 695 ГК РФ.

Риск случайной гибели

Пока автомобиль у ссудополучателя, он полностью отвечает за него. Если он разобьёт, поцарапает или утопит автомобиль, будет на свои деньги ремонтировать или покупать новый — ст. 696 ГК РФ.

Стоимость автомобиля можно вписать в договор. Но это не значит, что ссудодатель точно получит такую сумму денег. У ссудополучателя всегда есть возможность нанять оценщика и доказать, что договор заключили давно, и с этого времени автомобиль сильно упал в цене.

По соглашению сторон автомобиль оценен в 1 000 000 рублей. Данная оценка учитывается при возмещении ущерба.

Улучшения автомобиля

Новое съемное оборудование на автомобиле ссудополучатель заберёт себе. Если в договоре не написано обратное.

Компенсацию за неотделимый ремонт типа покраски или замены стекол надо согласовать с ссудодателем — ст. 623 ГК РФ.

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Когда договор расторгают досрочно

От аренды без срока можно отказаться в любой момент. Уведомление об отказе посылают за месяц, если в договоре нет другого срока. Ссудополучатель может отказаться даже от срочной аренды, если в договоре не написано обратное — ст. 699 ГК РФ.

Ссудодатель может забрать автомобиль, если ссудополучатель плохо с ним обращается и использует, не так, как договорились.

Ссудополучатель может вернуть автомобиль, если всплыли косяки, о которых ссудодатель умолчал. Подробно про расторжение — в ст. 698 ГК РФ.

Если ссудополучатель умер, автомобиль возвращают, договор прекращается.

Статья актуальна на 28.01.2022

Продолжайте читать


Владельцев ООО всё чаще привлекают к субсидиарной ответственности. Номиналы не помогают

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: