Беспилотные воздушные суда это

Обновлено: 28.03.2024

Понятие беспилотного воздушного судна и квадрокоптера

Понятие беспилотного воздушного судна и квадрокоптера.

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Беспилотное воздушное судно (БВС) - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Квадрокоптер - летательный аппарат, построенный по вертолетной схеме, как правило, с четырьмя несущими винтами, является разновидностью БВС.

Требования воздушного законодательства в отношении полетов беспилотных воздушных судов (далее - БВС).

Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, должно быть наделено правом на осуществление такой деятельности, а также знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее - ФП ИВП).

Виды квадрокоптеров

Законодательно квадрокоптеры разделяются на три категории и два подвида в зависимости от веса и назначения квадрокоптера.

Значение для определения особенностей правового режима имеет максимальная взлетная масса квадрокоптера или иного БВС.

Выделяют три группы:

1) до 250 г. - такие БВС не подлежат государственной регистрации или учету;

2) от 250 г. до 30 кг - подлежат государственному учету. В эту категорию попадают большинство «бытовых» и «коммерческих» квадрокоптеров (иных БВС).

3) от 30 кг и более - подлежат государственной регистрации и в основном используются специализированными организациями, а также в армии.

На последние две категории БВС распространяется действие специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.

Правила использования квадрокоптера

Для использования квадрокоптера по назначению потребуется соблюдение ряда правил, а именно:

1. Постановка квадрокоптера (иное БВС) на государственный учет. Использование квадрокоптера допускается только при условии постановки БВС на государственный учет (госрегистрацию), если только исключение для конкретного типа БВС не установлено законом. В противном случае существует большая вероятность привлечения владельца к административной ответственности за использование БВС без прохождения госучета, а также предъявления, например, транспортной прокуратурой иска в суд о запрете полетов (использования) БВС.

Учетный номер БВС, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов.

2. Получение разрешения на использование воздушного пространства.

Для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства в котором выполняется полет БВС.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства подразумевает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

а) аэродром (место вылета) и время вылета;

б) маршрут с указанием последовательно значения диапазона высот полета и границы зоны полетов;

в) аэродром (место посадки) и общее расчетное истекшее время до окончания полета.

Помимо получения разрешения от центра ЕС ОрВД полеты БВС (за исключением полетов БВС с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

При необходимости использования запретных зон и зон ограничения полетов, утвержденных приказами Минтранса России от 24.07.2020г. № 254 «Об установлении запретных зон» и № 255 «Об установлении зон ограничения полетов», владельцем БВС потребуется получение разрешения от лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Эксплуатация БВС при отсутствии соответствующего разрешения может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП РФ.

3. Соблюдение правил выполнения авиационных работ.

В ряде случаев использование квадрокоптера (БВС) может приравниваться к выполнению авиационных работ, к которым предъявляются особые требования.

Так, проведение фото-, видео-, киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с помощью БВС относится к авиационным работам, а значит, требует соблюдения правил.

В частности, физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям. Для получения сертификата эксплуатант должен владеть БВС на праве собственности или ином законном основании.

Контроль использования беспилотных воздушных судов.

Функциями контроля соблюдения использования беспилотных воздушных судов наделены в Удмуртской Республике:

- Уральское межрегиональное территориальное управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в границах Екатеринбургской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;

- Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в границах Самарской зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (также наделено полномочиями лицензионного контроля, проведение инспекций гражданских воздушных судов, аттестации авиационного персонала гражданской авиации и другими полномочиями).

Получить консультацию по вопросам использования беспилотных воздушных судов можно:

ПАМЯТКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ БВС

1. Необходимо всегда держать БВС в пределах его визуальной видимости.

2. Убедитесь, что район запуска БВС свободен для полетов.

3. Проверяйте исправность своего БВС перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.

4. Внимательно изучайте требования и инструкции производителя БВС.

5. Необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.

6. Как только Вы запускаете БВС, Вы становитесь внешним пилотом. Следовательно, Вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов.

7. Для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей.

8. Запрещается:

выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;

летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;

приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениям или транспортным средствам;

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ

Термины и определения

Unmanned aircraft systems. Terms and definitions

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е.Жуковского" (ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.

Введение

Для каждого принятого понятия установлен один стандартизированный термин. Установленные в настоящем стандарте термины систематизированы по группам. Внутри каждой из групп термины расположены в алфавитном порядке.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Термины и определения, приведенные в разделе 3 настоящего стандарта, могут также быть использованы для целей классификации беспилотных авиационных систем и их компонентов.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизированных терминов на английском языке.

В стандарте приведен алфавитный указатель терминов на русском языке, а также алфавитный указатель эквивалентов терминов на английском языке.

Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, и иноязычные эквиваленты - светлым, синонимы - через дробь.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области беспилотных авиационных систем гражданского назначения.

Терминология гармонизирована с используемыми в международной практике документами 5*.

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БАС - беспилотная авиационная система (unmanned aircraft system - UAS);

БВС - беспилотное воздушное судно (unmanned aircraft - UA);

БЛА - беспилотный летательный аппарат (unmanned aircraft - UA);

ВС - воздушное судно;

ДПАС - дистанционно-пилотируемая авиационная система (remotely-piloted aircraft system - RPAS);

ДПВС - дистанционно-пилотируемое воздушное судно (remotely-piloted aircraft - RPA);

УВД - управление воздушным движением.

3 Термины и определения

3.1 Общие понятия

3.1.1 беспилотное воздушное судно (unmanned aircraft): Воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого ВС, или выполняющее автономный полет по заданному предварительно маршруту.

Примечание - Наряду с термином "беспилотное воздушное судно" также используется термин "беспилотный летательный аппарат".

3.1.2 дистанционно пилотируемое воздушное судно (remotely-piloted aircraft): Беспилотное воздушное судно, которое пилотируется внешним пилотом с наземной станции управления полетом.

Примечание - Термин "дистанционно пилотируемое воздушное судно" применяется для одного из видов беспилотных ВС.

3.1.3 беспилотная авиационная система (unmanned aircraft system): Комплекс, включающий одно или несколько беспилотных ВС, оборудованных системами навигации и связи, средствами обмена данными и полезной нагрузкой, а также наземные технические средства передачи-получения данных, используемые для управления полетом и обмена данными о параметрах полета, служебной информацией и информацией о полезной нагрузке такого или таких ВС, и канал связи со службой управления воздушным движением.

Примечание - Наряду с термином "беспилотная авиационная система" используется также термин "авиационная система с беспилотным воздушным судном (беспилотными воздушными судами)".

3.1.4 опционально пилотируемое воздушное судно (optionally piloted aircraft): Воздушное судно, которым может управлять как пилот, находящийся на борту, так и внешний пилот.

3.1.5 дистанционно пилотируемая авиационная система (remotely-piloted aircraft system): Комплекс конфигурируемых элементов, включающий дистанционно пилотируемое воздушное судно, связанную с ним станцию (станции) внешнего пилота, осуществляющего непрерывный мониторинг параметров полета по каналу управления и передачи данных, а также бортовое оборудование полезной нагрузки, которые осуществляют совместное функционирование в ходе выполнения полета.

Примечание - Наряду с термином "дистанционно пилотируемая авиационная система" используется также термин "авиационная система с дистанционно пилотируемым воздушным судном (дистанционно пилотируемыми воздушными судами)".

3.1.6 автономное воздушное судно (autonomous aircraft): Беспилотное воздушное судно, выполнение полетного задания которого не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом.

3.1.7 автономный полет (autonomous operation): Полет, который выполняется воздушным судном без вмешательства пилота, с помощью автоматической системы управления на основе данных, загруженных перед выполнением полета, либо с использованием информации, получаемой по каналу передачи данных или от датчиков на борту.

3.1.8 автономная система (autonomous system): Система, выполняющая свои функции без вмешательства человека.

3.1.9 авиационные работы (aerial work): Полет воздушного судна, в ходе которого ВС используется для обеспечения специализированных видов обслуживания в таких областях, как сельское хозяйство, строительство, аэрофотосъемка, топографическая съемка, наблюдение и патрулирование, поиск и спасание, воздушная реклама и т.д.

3.1.10 коммерческая воздушная перевозка (commercial air transport operation): Полет воздушного судна для перевозки пассажиров, грузов или почты за плату или по найму.

3.1.11 межрегиональный полет (cross-country flight): Полет беспилотного ВС вне исходного района по предварительно запланированному маршруту с использованием стандартных навигационных средств.

3.1.12 система завершения полета (flight termination system): Совокупность средств и/или процедур, приводимых в действие вручную или автоматически, обеспечивающих принудительное безопасное завершение полета беспилотного воздушного судна, используемого в составе беспилотной авиационной системы.

3.1.13 налет по приборам (instrument flight time): Время полета, в течение которого внешний пилот осуществляет управление воздушным судном исключительно по приборам без использования внешних ориентиров.

3.1.14 полетное время - самолет (flight time - airplane): Общее время с момента начала движения беспилотного самолета с целью взлета до момента его остановки по завершении полета.

3.1.15 полетное время - вертолет (flight time - helicopter): Общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов беспилотного вертолета в начале полета до момента полной остановки вертолета по завершении полета и прекращения вращения несущих винтов.

3.1.16 полетное время - дистанционно пилотируемая авиационная система (flight time - RPAS): Общее время с момента получения команды о готовности к полету при установлении связи с дистанционно пилотируемым воздушным судном с целью выполнения полета до момента окончательной остановки беспилотного воздушного судна и отключения связи по завершении полета.

3.1.17 пусковая установка (launcher): Средство, используемое для обеспечения взлета беспилотных ВС, не предназначенных для выполнения традиционного взлета с разбегом.

3.1.18 эксплуатант (operator): Лицо, владеющее беспилотным воздушным судном на законном основании и использующее или планирующее использовать его для полетов.

3.1.19 линия управления и контроля (command and control link): Канал передачи и получения данных между дистанционно пилотируемым воздушным судном и станцией внешнего пилота для управления полетом и контроля его параметров.

3.1.20 линия связи (communication link): Канал обмена голосовыми данными и/или текстовой информацией между членами внешнего экипажа, службами управления воздушным движением, другими пользователями воздушного пространства и иными заинтересованными лицами.

3.1.21 линия связи с землей (down link): Односторонний канал передачи данных с борта беспилотного воздушного судна на землю.

3.1.22 потеря связи (lost link): Потеря соединения линии управления и контроля с дистанционно пилотируемым воздушным судном.

3.1.23 линия связи с бортом (up-link): Односторонний канал передачи данных на борт беспилотного воздушного судна с наземной станции управления.

3.1.24 линия передачи данных (data link): Канал передачи между элементами беспилотной авиационной системы, системы управления воздушным движением и другими участниками воздушного движения для целей управления, информации о параметрах полета, полезной нагрузке и т.п.

3.1.25 линия связи с полезной нагрузкой (payload link): Канал передачи данных и управляющих команд между наземной станцией управления и полезной нагрузкой беспилотного воздушного судна.

Примечание - Данный канал не оказывает критического влияния на безопасность управления в беспилотной авиационной системе.

3.1.26 прямая линия радиосвязи (radio line-of-sight): Прямая двусторонняя радиосвязь между передатчиком и приемником.

3.1.27 вне прямой линии радиосвязи (beyond radio line-of-sight): Эксплуатация беспилотного воздушного судна вне диапазона прямой линии радиосвязи.

3.1.28 полет в пределах прямой видимости (visual line-of-sight operation): Полет, при котором внешний экипаж поддерживает непосредственный визуальный контакт с воздушным судном с целью управления его полетом и исполнения обязанностей, связанных с обеспечением эшелонирования и предупреждением столкновений.

3.1.29 вне прямой видимости (beyond visual line-of-sight): Эксплуатация беспилотного воздушного судна за пределами прямой видимости.

3.1.30 визуальный полет в расширенном диапазоне высоты и дальности (extended visual line-of-sight): Полет, который может выполняться за пределами прямой видимости, при которых, однако, внешний пилот с помощью дополнительного наблюдателя сохраняет возможность контролировать полет БВС и избегать столкновения.

3.2 Классификация беспилотных воздушных судов

3.2.1 воздушное судно (aircraft): Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, за исключением случаев взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

3.2.2 категория воздушного судна (aircraft category): Классификационная группа ВС, выделяемая на основе особенностей их конструкции, характеристик и условий эксплуатации.

3.2.3 дирижабль (airship): Воздушное судно легче воздуха, управление траекторией полета которого обеспечивается с помощью силовой установки и специальных устройств.

3.2.4 мультикоптер (multicopter): Летательный аппарат с произвольным числом несущих винтов.

Примечание - В качестве синонима термина "мультикоптер" применяется также "многороторный вертолет".

3.2.5 квадракоптер (quadrocopter/quadrotor): Беспилотное воздушное судно с четырьмя несущими винтами, вращающимися попарно в противоположных друг другу направлениях.

3.2.6 легкое дистанционно пилотируемое воздушное судно (light remotely piloted aircraft): Дистанционно пилотируемое воздушное судно с взлетной массой менее 150 кг.

3.2.7 малое беспилотное воздушное судно (small unmanned aircraft): Беспилотное дистанционно пилотируемое воздушное судно с взлетной массой менее 30 кг.

3.3 Управление беспилотной авиационной системой

3.3.1 член внешнего экипажа (remote crew member): Лицо, прошедшее специальную подготовку по данному типу беспилотного воздушного судна, на которое эксплуатантом конкретного воздушного судна возложены функциональные обязанности, связанные с выполнением полета данного воздушного судна.

3.3.2 внешний пилотирующий пилот (remote flying pilot): Член внешнего экипажа дистанционно пилотируемого воздушного судна, который приводит в действие органы управления воздушного судна и несет ответственность в отношении траектории полета воздушного судна, входящего в состав беспилотной авиационной системы.

3.3.3 внешний командир воздушного судна (remote pilot-in-command): Член внешнего экипажа, осуществляющий руководство полетом воздушного судна, входящего в состав беспилотной авиационной системы, участвующий в пилотировании и несущий ответственность в отношении безопасности полета беспилотного воздушного судна.

ГОСТ Р 56122-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Air transport. Unmanned aircraft systems. General requirements

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2014 г. N 1130-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на беспилотные авиационные системы и содержит основные требования на беспилотные авиационные системы и их элементы при разработке, производстве, сертификации и эксплуатации и предназначен для согласования и единообразного подхода ко всем процедурам касающимся гражданских беспилотных авиационных систем.

2 Термины и определения

2.1 В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1 автономное воздушное судно: Беспилотное воздушное судно, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом.

2.1.2 автономный полет: Полет, который дистанционно пилотируемое воздушное судно выполняет без вмешательства пилота в управление полетом.

2.1.3 беспилотная авиационная система: Воздушное судно и связанные с ним элементы, которые эксплуатируются без пилота на борту.

2.1.4 беспилотное воздушное судно: Воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту.

2.1.5 бортовой самописец: Любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения расследования авиационного происшествия/инцидента. В случае дистанционно пилотируемого воздушного судна данный термин включает также любой самопишущий прибор, устанавливаемый на станции внешнего пилота в качестве дополнительного источника сведений для проведения расследования авиационного происшествия/инцидента.

2.1.6 вид воздушных судов: Классификация воздушных судов на основе установленных основных характеристик, например, самолет, планер, вертолет, свободный аэростат.

2.1.7 внешний пилот: Лицо, манипулирующее органами управления дистанционно пилотируемого воздушного судна в течение полетного времени.

2.1.8 воздушное судно: Любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности.

2.1.9 время полета (налет) по приборам: Время, в течение которого пилот пилотирует воздушное судно исключительно по приборам без использования внешних ориентиров.

2.1.10 дистанционно пилотируемая авиационная система: Комплекс конфигурируемых элементов, включающий дистанционно пилотируемое воздушное судно, связанную с ним станцию (станции) внешнего пилота, необходимые линии управления и контроля, а также любые другие элементы системы, которые могут потребоваться в любой момент в ходе выполнения полета.

2.1.11 дистанционно пилотируемое воздушное судно: воздушное судно, которое пилотирует пилот, не находящийся на борту этого воздушного судна.

2.1.12 дистанционное пилотирование: Управление воздушным судном с рабочего места пилота, которое не находится на борту этого воздушного судна.

2.1.13 командир воздушного судна: Пилот, назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна, выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета.

2.1.14 коммерческий полет: Полет воздушного судна, осуществляемый в деловых целях за плату или по найму (съемка местности, наблюдение с целью обеспечения безопасности, обследование состояния дикой природы, авиационно-химические работы и пр.), кроме коммерческих воздушных перевозок.

2.1.15 линия управления и контроля: линия передачи данных между дистанционно пилотируемым воздушным судном и станцией внешнего пилота в целях управления полетом.

2.1.16 наблюдатель ДПВС: Член внешнего экипажа, который путем визуального наблюдения за дистанционно пилотируемым воздушным судном помогает внешнему пилоту безопасно выполнять полет.

2.1.17 обнаружение и предупреждение: Способность видеть, распознавать или обнаруживать находящиеся вблизи воздушные суда или другие источники опасности и предпринимать соответствующие действия в целях соблюдения применимых правил полета.

2.1.18 передача управления: Действие, заключающееся в передаче управления, связанного с пилотированием, от одной станции внешнего пилота к другой.

2.1.19 пилотировать: Манипулировать органами управления воздушного судна в течение полетного времени.

2.1.20 пилотирующий пилот: Лицо, которое приводит в действие органы управления воздушного судна и отвечает за траекторию полета воздушного судна.

2.1.21 полет в пределах прямой видимости: Полет, при котором внешний экипаж поддерживает непосредственный визуальный контакт с воздушным судном с целью управления его полетом и исполнения обязанностей, связанных с обеспечением эшелонирования и предупреждением столкновений.

2.1.22 полетное время, время полета (вертолеты): Общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения несущих винтов.

2.1.23 полетное время, время полета (самолеты): Общее время с момента начала движения самолета с целью взлета до момента его остановки по окончании полета.

2.1.24 потерянная линия: Потеря соединения линии управления и контроля с дистанционно пилотируемым воздушным судном, в случае которой внешний пилот не может продолжать управлять полетом этого воздушного судна.

2.1.25 прямая радиовидимость: Прямой двусторонний электронный контакт между передатчиком и приемником.

2.1.26 руководство полетами: Осуществление полномочий в отношении начала, продолжения или окончания полета, а также изменения маршрута в интересах безопасности воздушного судна, регулярности и эффективности полета.

2.1.27 сегрегированное воздушное пространство: Воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для исключительного использования конкретным пользователем (пользователями).

2.1.28 станция внешнего пилота: Рабочее место, с которого внешний пилот управляет полетом беспилотного воздушного судна.

2.1.29 член внешнего экипажа: Имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением дистанционно пилотируемым воздушным судном в течение полетного времени.

2.1.30 член летного экипажа: Имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.

2.1.31 член экипажа: Лицо, назначенное эксплуатантом для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение служебного полетного времени.

2.1.32 эксплуатант: Лицо, организация или предприятие, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.

2.1.33 автономное воздушное судно: Беспилотное воздушное судно, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом.

2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БАС - беспилотная авиационная система (системы);

БВС - беспилотное воздушное судно;

БЛА - беспилотный летательный аппарат (устаревший термин);

БСПС - бортовая система предупреждения столкновений;

ВГА - ведомство гражданской авиации;

ВМУ - визуальные метеорологические условия;

ВЧ - высокая частота;

ГосПБП - государственная программа по безопасности полетов;

ДПАС - дистанционно пилотируемая авиационная система;

ДПВС - дистанционно пилотируемое воздушное судно;

ИКАО - Международная организация гражданской авиации ;

ОВЧ - очень высокая частота;

ОрВД - организация воздушного движения;

ПВП - правила визуальных полетов;

ППП - правила полетов по приборам;

СУБП - система управления безопасностью полетов;

ОВД - обслуживание воздушного движения;

СЭБ - сертификат эксплуатанта БАС;

УВД - управление воздушным движением.

3 Общие положения

Действие настоящего стандарта распространяется на уполномоченные органы, разработчиков, изготовителей, и эксплуатантов беспилотных авиационных систем и не распространяется на автономные воздушные суда.

4 Основные требования

4.1 Правовые вопросы

Конвенция о международной гражданской авиации содержит необходимые для ДПВС требования. Предполагается, что после принятия соответствующих требований для включения в каждое затрагиваемое Приложение ИКАО и федеральное авиационное правило, государства смогут осуществлять полеты ДПВС в такой же мере, как и полеты ВС с пилотом на борту.

4.2 Производство полетов

4.2.1 Правила полетов

Выполнение полетов и маневрирование БВС осуществляется в соответствии со Стандартами Приложения 2 ИКАО* и Федеральными авиационными правилами.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

4.2.2 Предупреждение столкновений

Командир беспилотного воздушного судна - внешний пилот ДПВС, несет ответственность за обнаружение и предупреждение возможных конфликтных и других опасных ситуаций. Технические средства, обеспечивающие внешнему пилоту достаточное для выполнения его обязанностей представление об окружающей воздушное судно обстановке, должны быть встроены в воздушное судно, а связанные с ними компоненты размещены на станции внешнего пилота и должны:

а) распознавать и понимать знаки, маркировку и световые сигналы на аэродромах;

б) распознавать визуальные сигналы (например, при перехвате);

в) определять опасность и предупреждать столкновения с землей;

г) определять и обходить зоны со сложными погодными условиями;

д) поддерживать приемлемую дистанцию от облаков;

е) обеспечивать "визуальное" эшелонирование относительно других воздушных судов или транспортных средств;

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 50, ст. 6245; 2009, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901; 2012, N 31, ст. 4318; 2013, N 23, ст. 2882; N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830; N 30, ст. 4254; 2015, N 27, ст. 3957; N 29, ст. 4380) следующие изменения:

а) в подпункте 2 слова "2) гражданские" заменить словами "2) пилотируемые гражданские", после слов ", за исключением" дополнить словом "пилотируемых", дополнить словами ", а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее";

б) дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) беспилотные авиационные системы, за исключением беспилотных авиационных систем, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;";

а) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.

3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.";

б) дополнить пунктами 4 - 6 следующего содержания:

"4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.

5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

6. Беспилотная авиационная система - комплекс, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов.";

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

2) государственные воздушные суда.";

б) дополнить пунктами 1.1 - 1.4 следующего содержания:

"1.1. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

1.2. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

1.3. Беспилотные гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.4. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.";

в) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1. Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

4) в пункте 1 статьи 34 слова "При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну" заменить словами "При государственной регистрации гражданского воздушного судна ему";

5) пункт 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:

"1. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.";

6) пункт 1 статьи 53 после слов "экипажа гражданского воздушного судна," дополнить словами "за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее,";

а) пункт 1 после слова "Экипаж" дополнить словом "пилотируемого";

б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.";

а) пункт 1 после слов "воздушного судна" дополнить словами ", за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее,", слово "(летчика)" заменить словами "(летчика, внешнего пилота)";

после слова "Командир" дополнить словом "пилотируемого";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета.";

9) дополнить статьей 58.1 следующего содержания:

"Статья 58.1. Права командира беспилотного воздушного судна

Командир беспилотного воздушного судна имеет право:

1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;

2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета беспилотного воздушного судна.";

10) статью 59 изложить в следующей редакции:

"Статья 59. Действия экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия

Если пилотируемое воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир пилотируемого воздушного судна и другие члены экипажа пилотируемого воздушного судна обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту пилотируемого воздушного судна людей, а также по обеспечению сохранности пилотируемого воздушного судна и находящегося на нем имущества.";

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"1. На борту гражданского воздушного судна должна находиться следующая документация:";

абзац второй дополнить словами "для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации";

абзац четвертый дополнить словами ", за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности";

абзац пятый после слов "при эксплуатации сверхлегких" дополнить словами "и беспилотных";

в) подпункт 2 дополнить словами "пилотируемого воздушного судна";

12) пункт 2 статьи 84 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

"6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.";

13) пункт 3 статьи 86 после слов "Терпящее или потерпевшее бедствие" дополнить словом "пилотируемое";

после слов "потерпевших бедствие" дополнить словом "пилотируемых";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна.";

б) пункт 4 после слова "Полеты" дополнить словом "пилотируемых";

15) в пункте 2 статьи 131 слова "максимального взлетного веса" заменить словами "максимальной взлетной массы";

Версия для слабовидящих

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (далее – БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП-138).

Полёты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Для выполнения полётов БВС ФАП-138 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полёт.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) представленного плана полёта воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты БВС.

Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171 .

При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину - владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 ФАП-138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.

Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства (граждане - владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

В соответствии с разделом VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 , проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденным приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249 .

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, должно знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена соответствующая ответственность физических (юридических) лиц.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Полёты над Москвой

Согласно пункту 49 ФАП-138 полёты БВС над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Для выполнения полётов над Москвой разрешение должно быть получено от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 09.07.2014 № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой».

В представлении указывается достоверная и полная информация о планируемой деятельности по использованию воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171.

После получения подтверждения органа ЕС ОрВД об установлении местного режима и включения поданного установленным порядком плана полёта БВС в суточный план зонального и районного центров ЕС ОрВД, а также разрешения на использование воздушного пространства, пользователю необходимо уведомить органы ЕС ОрВД не позднее:

пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности;

десяти минут после окончания деятельности: об окончании деятельности; о перерывах в полётах более чем на час.

Приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения полётов» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе над Москвой и Московской областью, установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Об использовании информации на сайте
© 2010 – 2022 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: