Бэдкомедиан суд чем закончился

Обновлено: 30.04.2024

По его словам, иск подан исключительно из-за незаконного использования видеоконтента при обзоре на фильм «За гранью реальности». «Иск, безусловно, есть, это абсолютно рутинное разбирательство. Речь идет о незаконном использовании нашего контента в интернете, нашим оппонентом является Евгений Баженов, который разместил 20 минут нашего оригинального контента в интернете», — пояснил Мелентьев.

Продюсер отметил, что блогер выложил этот сюжет в тот момент, когда «открывались цифровые права кинокомпании», в результате чего она понесла убытки. «Четко могу сказать, что это повлияло на продажи нашего контента на цифровых платформах. Потенциальные покупатели отсмотрели 20 минут видеоматериала, где он вдобавок полностью раскрывает сюжетную линию картины», — рассказал он.

Как отметил Мелентьев, Баженов имеет право самовыражаться, однако в данном случае речь идет об экономическом споре. При этом он уточнил, что иск в 1 млн руб. — это всего лишь формальность, так как компания понесла куда большие потери.

«Картина «За гранью реальности» получила на допроизводство от Минкультуры 6 млн руб., что составляет менее 4% бюджета, все остальные средства частных инвесторов. На эти деньги и трейлер-то не снимешь», — добавил Мелентьев, комментируя слова Баженова о том, что фильм полностью финансировался из госбюджета.

Фото: Michael Cohen / Getty Images for The New York Times

Дожить до 120 лет: зачем сооснователь PayPal принимает гормон роста

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Приятели с первого нюха: как мы находим друзей и почему это так сложно

Как отличить конфликтного кандидата на интервью: 7 признаков

Фото: Shutterstock

Инфляция по всему миру выходит из-под контроля. К чему это приведет

Фото: Shutterstock

Что такое амнистия капитала и зачем она нужна владельцам криптовалют

Как оценить и повысить рентабельность продаж

Фото: Shutterstock

«Напишу президенту»: куда жаловаться, если нарушили ваши трудовые права

Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Как технологический сектор Китая потерял $2 трлн капитализации

Видеоблогер BadComedian сообщил о том, что кинокомпания Kinodanz подала к нему судебный иск на 1 млн руб. 3 июня. Поводом для разбирательства стал его обзор на фильм «За гранью реальности», который вышел в мае прошлого года.

Баженов заявил, что судебные тяжбы идут с начала 2019 года. Кинокомпания считает, что обзор нарушает авторские права, поскольку в ролике были использованы кадры из фильма. При этом сам блогер отмечает, что в российском законодательстве объемы цитирования не установлены.


Кинокомпания Kinodanz подала в суд на самого влиятельного российского YouTube-кинокритика Евгения Баженова, известного как BadComedian. Блогеру, за чьими едкими кинообзорами следят миллионы пользователей, предъявили претензию за обзор картины в жанре фэнтези «За гранью реальности», которая вышла в прокат в марте 2018 года. Создатели фильма требуют, чтобы критик удалил ролик и выплатил им компенсацию в размере миллиона рублей. Блогер утверждает, что истец грозил ему своим влиянием и связями в Министерстве культуры, которое BadComedian регулярно критикует за необоснованное финансирование убыточных и плохо снятых фильмов.

Судебная тяжба началась в январе 2019 года. Кинокомпания заказала лингвистическое исследование, выводы которого позволили Kinodanz утверждать, что BadComedian превысил «необходимый для достижения полемической и критической цели объем цитирования» художественного произведения и нарушил авторские права компании. В иске, который Баженов продемонстрировал на YouTube, представители Kinodanz ссылаются на стандарты цитирования в диссертациях. Лингвистическую экспертизу проводили А.Р. Исралиева и С.С. Шумов.

Баженов заявил, что представители кинокомпании намекнули ему на то, что он вредит репутации Kinodanz, а суд якобы должен ее восстановить. В июне 2017 года на канале BadComedian вышел критический обзор еще одной картины производства Kinodanz — «Танцы насмерть», которую также спонсировало Минкультуры.

«За нами стоят влиятельные, очень влиятельные люди, и нас поддерживает Министерство культуры Российской Федерации», — цитировал слова представителя кинокомпании Баженов. В Минкультуры причастность к конфликту между блогером и компанией опровергают.

Баженов объяснил «Ленте.ру», почему считает иск Kinodanz цензурой, и рассказал, что будет делать, если его канал закроют.

Почему вы называете иск неправомерным? Вы не нарушали объемы цитирования?

Баженов: Для меня очевидно, что эта история не про объемы цитирования, а про попытку цензуры. Я закон не нарушал. По закону разрешено в критических целях цитировать оригинал в объеме, оправданном целью этого цитирования. В случае с обзором фильма «За гранью реальности» цитирование вполне оправдано.

Для YouTube нет отдельных правил? Музыкальные блогеры, к примеру, не используют фрагменты длиннее пяти секунд, чтобы не нарваться на претензии правообладателей.

Существуют правила использования чужого контента на YouTube. В них говорится, что в каждой стране понятие «добросовестное использование» трактуется по-своему, в зависимости от законодательства. Я как гражданин страны, видеоблогер, имею право на критику. А иск компании Kinodanz этому праву противоречит.

Не опасаетесь, что после того, как вы вынесли проблему в публичную плоскость, найдутся люди, которые оперативно установят допустимый объем цитирования на видеоплощадке? А тогда плохо станет всем блогерам в России.

Я вообще, честно говоря, не понимаю, как можно регулировать отдельную площадку, если для всех закон един.


Кадр: BadComedian / YouTube

Вы рассказывали о встрече с истцом, где представители Kinodanz прямо сказали, что за ними стоят серьезные люди — в частности, Министерство культуры. Что это была за встреча?

Это был телефонный разговор и живое общение. Мы встречались с представителем компании, и эти слова прозвучали из его уст. То есть это, конечно, не слова генерального директора или режиссера. Это слова представителя.

Вас пытались запугать?

Я бы даже не сказал, что нас запугивали. Эти люди просто констатировали факт. Да, Министерство культуры явно выступает на их стороне, иначе им не выделили бы средств на фильм «За гранью реальности» и другие не менее «замечательные» картины. Очевидно, что у этой киностудии есть серьезная поддержка, раз им доверили проект на 950 миллионов рублей.

Kinodanz при поддержке Агентства стратегических инициатив создаст в Калининграде кластер по производству компьютерной графики и визуальных эффектов. Сумма инвестиций — 950 миллионов рублей. Одним из инвесторов проекта стал бывший топ-менеджер «Яндекса» и рекламной группы BBDO Игорь Лутц.

Вы сталкивались с давлением раньше?

В 2014 году после обзора ремейка «Кавказской пленницы» от Максима Воронкова какие-то люди угрожали пробить мне череп. Не могу утверждать, был ли к этому причастен режиссер или продюсерская компания. Иначе я рискую схлопотать еще один иск. Но забавно, что в той ситуации купился даже Александр Роднянский, который меня не поддержал. Это случилось после моего обзора на «Левиафан», который он продюсировал. Я выпустил его до премьеры и был неправ, я это признаю.

Александр Роднянский поддержал BadComedian в споре с Kinodanz. Он назвал иск компании к блогеру «трусостью, непрофессионализмом и цензурой». При этом продюсер отметил, что его трудно заподозрить в симпатии к BadComedian, поскольку тот самый обзор «Левиафана», по его словам, был несправедливым и неточным. Помимо Роднянского, в конфликте с кинокомпанией Баженова публично поддержали режиссеры Федор Бондарчук и Владимир Бортко, а также Ксения Собчак.

«Сегодня, когда на BadComedian, как оказалось, оказывается мощное давление с помощью крайне странных судебных исков, мне кажется важным сказать: для развития нашей индустрии нужны люди, которые честно и непредвзято, остро и неподкупно высказываются о наших фильмах. Пусть это бывает порой обидным и незаслуженным, но мне кажется важным, чтобы его голос был услышан. Скажу прямо: попытки заставить Евгения Баженова прекратить публиковать свои обзоры — это, если уж называть вещи своими именами, трусость, непрофессионализм и цензура».

Kinodanz требует от вас миллион рублей. Насколько это большая сумма для вас?

Понимаете, тут ведь вопрос не в миллионе рублей, а в том, что они пытаются запретить критиковать их фильмы. Предположим, я бы мог, как они требуют, удалить ролик. Но что тогда? Это значит, что любой другой, недовольный критикой, может прийти и сказать: «Удаляй!» И надо будет удалять. Да Kinodanz первыми же и придут! Если кинокомпания выиграет суд, YouTube блокирует мой ролик, а дальше еще один страйк от того же Kinodanz — и это фактически закрытие канала из-за жалоб. Но мы создадим канал или будем размещать копии роликов на других — иными словами, любыми способами обойдем запрет.

Кино против видео. За что судят BadComedian и почему за него вступились Роднянский, Бондарчук и Собчак

Один из самых популярных блогеров России Евгений Баженов (YouTube-канал BadComedian) заявил о возможном закрытии канала в связи с судебным процессом с кинокомпаний Kinodanz. Истец требует удалить обзор фильма «За гранью реальности» и выплатить 1 млн руб. компенсации из-за нарушения авторских прав. В Kinodanz считают, что для обзора взят слишком большой фрагмент фильма. За Баженова уже вступились Александр Роднянский, Федор Бондарчук, Ксения Собчак и другие представители кино- и телеиндустрии.

Кинокомпания Kinodanz подала в суд на блогера Евгения Баженова из-за его ролика с обзором фильма «За гранью реальности». Фильм стартовал в прокате в марте 2018 года, ролик Баженова вышел в мае 2018 года, компания подала в суд в январе 2019 года. Kinodanz требует удалить видео и выплатить компенсацию в 1 млн руб. из-за того, что блогер, по их мнению, вставил в обзор слишком длинные отрывки фильма. Как сообщил в своем видеоблоге Баженов, проведенная судебная экспертиза признала, что блогер нарушил права Kinodanz. «На основании вывода специалистов… студия заявляет, что несмотря на то, что в законе не установлены объемы цитирования, я своим обзором умудрился их нарушить», — сказал он, отметив, что думает о закрытии канала из-за суда.

BadComedian — самый популярный российский кинокритик; на данный момент его обзоры посмотрели около 665 млн раз. Он часто критикует российские картины и политику Минкульта в отношении финансирования отечественного кино, указывая на художественные недостатки и убытки фильмов, получивших субсидии от государства. У блогера нет рекламных контрактов, он зарабатывает на пожертвованиях пользователей и встроенной рекламе YouTube, сообщало издание РБК в 2018 году. Сооснователь продюсерского центра The Players Василий Ящук оценивал ежемесячный доход BadComedian в 150-400 тыс. руб.

Минкультуры объявило, что не вмешивается в спор между кинокомпанией Kinodanz и Баженовым. «Мы оказываем поддержку в производстве, в продвижении фильмов на российском рынке и на зарубежном, но мы не оказываем поддержку в суде. И нам бы не хотелось, чтобы наше ведомство использовали как „страшилку“. Я знаю, что это часто бывает, — „мы пойдем в Минкультуры и вам устроим“ и так далее. Такие фразы и заявления на 90% голословны… Если компания Kinodanz обратится в министерство за поддержкой, Минкультуры рассмотрит вместе с коллегами, ассоциациями и профсоюзами этот вопрос. Это возможная ситуация, но запугивать нами мы никому не позволим», — сказала «Интерфаксу» директор департамента кинематографии министерства Ольга Любимова.

Kinodanz — это «не монстры, которые могут надавить со всех сторон», заявил Inc. глава кинокомпании «Царь Pictures» Александр Изотов. Он отметил, что Kinodanz не входит в число «мэйджоров», которые получают большие деньги от государства на производство своих фильмов. По данным The Bell, в 2017-2019 годах Минкульт 7 раз выделял компании субсидии на общую сумму 277 млн руб.

В конфликте с Kinodanz Баженова поддержали многие видные представители кино- и телеиндустрии. «Можно как угодно относиться к Жене Баженову, я, например, смотрю все его выпуски и, конечно, смотрел разбор моего фильма «Притяжение», можно принимать критику или не принимать её, порой она может показаться необъективной, резкой или грубой, но именно она является неотъемлемой частью здоровой киноиндустрии. Это новая российская блогосфера, новая российская кинокритика», — заявил изданию Daily Storm режиссер Федор Бондарчук. «Разумеется, закрывать канал не стоит. Более того, я с удовольствием готова приобрести канал BadComedian и покрыть все возможные издержки, которые не в первый раз сыплются на талантливого автора. Женя, может быть, и не самый тонкий критик, но политику Министерства культуры в части выделения денег на кинематограф можно назвать как минимум очень спорной», — сказала Тина Канделаки. «Ау, чиновники, да BadComedian популяризовал российское кино, благодаря ему наши фильмы смотрят и обсуждают. Остановитесь», — заявила Ксения Собчак. «Скажу прямо: попытки заставить Евгения Баженова прекратить публиковать свои обзоры — это, если уж называть вещи своими именами, трусость, непрофессионализм и цензура», — прокомментировал продюсер Александр Роднянский. «Я бы просто призвал всех и в кинобизнесе, и в шоу-индустрии научиться одной простой вещи — самоиронии. Давайте оставим парня в покое и будем делать свою работу хорошо», — сказал режиссер Сарик Андреасян, фильмы которого часто критиковал Баженов. «Любые попытки задушить критическое восприятие кино смертельны для отечественного кинематографа. В условиях же, когда государство тратит на его поддержку столь значительные средства, критический взгляд становится особенно важным. Я призываю Евгения Владимировича Баженова продолжать свою творческую деятельность на одном из самых известных YouTube каналов», — написал в Facebook режиссер и первый зампред комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко. «Мне необходимо, чтобы критиковали мои работы! Дальше я сам решу, согласен ли я с критикующим, но страшнее всего тишина!» — заявил режиссер Резо Гигиниешвили.

Конфликт Kinodanz и Баженова приведет к еще большей популярности блогера и репутационным потерям кинокомпании, считает продюсер Изотов. «BadComedian делает обзоры уже после того, как кино прошло в прокате, — то есть он не влияет на величину кассовых сборов. Он не мешает зарабатывать деньги. Я думаю, что производители кино обиделись — может быть, немножко нервы шалят, — и подобный иск приведет их к имиджевым потерям», — сказал он.

Закон действительно не определяет допустимую продолжительность процитированного отрывка фильма, рассказал Inc. управляющий партнёр коллегии медиа-юристов Федор Кравченко. Согласно Статье 1274 ГК, цитировать чужие материалы разрешается в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора. При этом объем цитаты должен быть оправдан целью цитирования. Оправдан ли объем цитаты, решает суд. Доказывать оправданность объема цитирования в суде должен ответчик. «Истец в праве считать незаконным любое цитирование, а уж ответчик должен объяснить, почему в данном конкретном случае он может использовать цитату без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения», — сказал Кравченко. По его словам, в подобных процессах могут проводиться экспертизы, но это лишь вспомогательный инструмент для суда, а конечное решение об оправданности цитирования, тем не менее, выносит суд.

Возможности правомерного цитирования расширяются со временем, отметил Кравченко. В частности, в апреле 2017 года Верховный суд разрешил цитировать фотографии, — ранее многие юристы и суды оспаривали такую возможность, отметил он. «Поэтому я бы сказал, что практика добросовестного цитирования находится на стадии становления и расширения», — заявил Кравченко, добавив, что на практике в российских судах велика доля дел, когда нарушения не вызывают сомнений.


В иске против блогера Евгения Баженова (YouTube-канал BadComedian) кинокомпания Kinodanz требует удалить обзор на фильм «За гранью реальности» и выплатить 1 млн руб. Причина — нарушения авторских прав. При этом сам Баженов допускает, что канал могут вовсе закрыть.

Кинокомпания Kinodanz подала в суд на блогера Евгения Баженова из-за его обзора на фильм «За гранью реальности». Компания требует удалить видео из-за нарушения авторских прав и выплатить компенсацию в 1 млн руб.

Согласно результатам экспертизы, блогер нарушил права Kinodanz. Однако Баженов считает, что в российском законодательстве плохо прописаны нормы цитирования объектов авторского права с целью критики.

Управляющий партнер «Коллегии Медиа-Юристов» Федор Кравченко объяснил Inc., что закон действительно не определяет допустимую продолжительность процитированного отрывка фильма, но Статья 1274 ГК определяет качественные критерии, невыполнение которых грозит признанием нарушения исключительного права.

Кравченко отметил, что доказывать оправданность объема цитирования в суде должен ответчик: «Истец в праве считать незаконным любое цитирование, а уж ответчик должен объяснить, почему в данном конкретном случае он может использовать цитату без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения». Конечное слово о том, оправдан ли объем цитирования, выносит суд, сказал юрист.


Читать также

Кинопродюсер и президент фестиваля «Кинотавр» Александр Роднянский отреагировал в своем Instagram на судебный иск против видеоблогера BadComedian: «Скажу прямо — попытки заставить Евгения Баженова прекратить публиковать свои обзоры — это, если уж называть вещи своими именами, трусость, непрофессионализм и цензура».

Как режиссеры оценивают претензии в адрес Евгения Баженова

Кинорежиссеры и продюсеры заступились за видеоблогера BadComedian: в его поддержку высказались, среди прочих, Александр Роднянский и Владимир Бортко. Ранее стало известно, что на кинокритика Евгения Баженова подали иск в суд на 1 млн руб. Компания Kinodanz обвинила его в нарушении авторских прав, посчитав, что в обзоре на фильм «За гранью реальности» Баженов использовал слишком много кадров из картины. В опубликованном на YouTube ролике видеоблогер раскритиковал эту ленту и Минкультуры, которое выделило бюджетные средства на ее производство.


Сам BadComedian считает иск попыткой цензуры. Дело в том, что он выпускает критические видеообзоры, в том числе российских фильмов. По мнению Евгения Баженова, через суд Kinodanz пытается закрыть его канал на YouTube.

В интервью «Коммерсантъ FM» Евгений Баженов отметил, что если Kinodanz выиграет суд, то такая методика цензурирования ждет всех блогеров рунета. «Прошли четыре заседания суда. Между тем, в статье 1274 Гражданского кодекса РФ нет такого понятия, как "допустимый объем цитирования", вообще нет такого понятия, как "объем цитирования". Цитировать можно в культурных, критических целях и так далее, чтобы раскрыть цель. Вот у меня была цель показать — почему это кино плохое по всем параметрам: диалоги, сценарий, эффекты. И я цитировал фильм, чтобы эти моменты раскрыть.

При этом истцы заявляют, что, конечно, в законе ничего не говорится про объем цитирования, но, тем не менее, считается, что он должен составить 50-60%. Кем считается? Почему?

Ну вот Kinodanz так считает. Именно это они в суде и говорят, — рассказал Евгений Баженов. — Сам штраф не имеет значения, потому что вопрос тут гораздо глобальнее и страшнее. Что миллион рублей значит в контексте цензуры? А то, что они сейчас делают, это цензура и есть, они пытаются протоптать дорожку для того, чтобы цензурировать и дальше, не только меня, а в целом YouTube. Что этот миллион может значить в контексте того, что весь YouTube и другие площадки можно будет прикрыть таким образом? То есть в суде подтвердят, что ролик нарушает авторские права, его удалят, они пришлют следующий запрос, и все — канал удален. Это не я его закрою, это они его закроют».

«Коммерсантъ FM» поинтересовался у режиссеров, чьи проекты раскритиковал когда-то BadComedian, что они думают о ситуации и смотрят ли его обзоры.

Федор Бондарчук, режиссер: «Конечно, постоянно смотрю, и не только про свой фильм "Притяжение", но и все выпуски BadComedian. Можно как угодно относиться к Жене Баженову: порой ты можешь воспринимать критику, иногда тебе кажется, что это жестко, иногда — что грубо, иногда — что несмешно, или, наоборот, очень смешно. Но именно это и является залогом здоровой киноиндустрии. Сам формат и жанр — это явление нового времени, то есть не чистая кинокритика, а блогокинокритика, но это в духе времени. Посмотрите на количество его аудитории, на количество людей, которые смотрят выпуски Жени — иногда оно в разы, иногда в сотни раз превышает число зрителей, посмотревших фильм, который он разбирает».

Олег Асадулин, режиссер: «Женя — это наше достояние, наше все, его трогать нельзя. Конечно, он крутой, талантливый человек. Это просто безобразие таким образом на него наезжать, ограничивать свободу слова. Обзоры Жени — это особый жанр, который по своим законам тоже работает. Скажем так, я во многом с ним не согласен, но это ничего не меняет. То есть это его мнение, которое я уважаю и которое в своем жанре существует, дико смешное. Вообще грех обижаться».

Андрей Кравчук, режиссер: «Многие делают то же самое, что и BadComedian, какие-то передачи снимают по поводу фильмов. Но мы на него в суд не подавали, ничего не делали. Человек он небесталанный, то есть у него есть какая-то большая аудитория, он, естественно, паразитирует на фильмах. Понятно, что кого-то эти разборы могут ранить, кто-то к этому относится более равнодушно и спокойно, кто-то не замечает этого. Но, в любом случае, иногда это помогает, а иногда и мешает фильму. Но вступать в пререкания почти бессмысленно. Здесь, видимо, люди на это обиделись, наверное, их еще задело, что им нанесли какую-то психологическую рану, используя их же собственный материал».

«Коммерсантъ FM» обратился за комментарием в Минкультуры. Там заявили, что знакомятся с ситуацией и, возможно, выскажутся о ней позже.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: