Автором концепции гражданского общества как основы правового государства является гегель

Обновлено: 26.04.2024

Г.В.Ф. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом, по существу, имеется в виду современное Г.В.Ф. Гегелю буржуазное западноевропейское общество. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Г.В.Ф. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.

Основными моментами гражданского общества, по Г.В.Ф. Гегелю, являются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Гражданское общество в освещении Г.В.Ф. Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формально-правовом равенстве людей.

В структуре гражданского общества Г.В.Ф. Гегель выделяет три сословия: субстанциональное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники).

В ходе освещения социально-экономической проблематики Г.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду чрезвычайно обедневшую часть населения. Для решения таких социальных задач уже необходимо государство.

Общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается Г.В.Ф. Гегелем как момент государства, как то, что «снимается» в государстве.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Г.В.Ф. Гегелю, наличие государства как его основания. «Поэтому в действительности, – подчеркивает Г.В.Ф. Гегель, – государство есть вообще скорее первое, лишь внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента». В государстве, наконец, достигается тождество особенного и всеобщего, нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность.


В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства, взаимосвязь и влияние друг друга при построении и развитии социального, демократического общества. Кроме того, в статье рассматриваются и анализируются основные функции гражданского общества. Также раскрываются идеи и цели правового государства, которое строится исходя из стремлений и интересов гражданского общества.

Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, государственная власть, сферы общественной жизни, диалектика взаимоотношений.

The article reveals the concepts of civil society and the rule of law, the relationship and influence of each other in the construction and development of a social, democratic society. In addition, the article considers and analyzes the main functions of civil society. Also, the ideas and goals of the rule of law, which is built on the basis of the aspirations and interests of civil society, are revealed.

Keywords: rule of law, civil society, state power, spheres of public life, dialectics of relationships.

На сегодняшний день абсолютное большинство европейских государств, а также Российская Федерация в качестве политического режима конституционно закрепляют демократию, что неразрывно связано с установлением правового государства, которое в общественном сознание воспринимается как особый тип организации государственной власти, возводимый на фундаменте права. Основная идея правового государства, выдвинутая в XVIII в. немецким философом И. Кантом, устанавливает концепцию постепенно развивающихся демократизма, суверенитета народа, как единственного источника власти, и в целом подчинение государства обществу. Говоря о данном явлении, нельзя не отметить его основной принцип — верховенство права, что в первую очередь означает господство закона. В ст. 15 Конституции РФ закреплено «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» [1].

Сегодня Россия, хоть и провозглашена правовым государством, объективно говоря, все еще находится на пути становления такой политической власти, которая создает наиболее оптимальные условия для полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, осуществления последовательного ограничения государственной власти в целях недопущения ее злоупотреблений. Можно сказать, что наша страна создает свой образ правового государства, определяемый историей, традицией и культурой, что и позволит российскому обществу стать поистине свободным и демократичным [2].

Правовое демократическое государство имеет одной из своих целей обеспечение необходимых условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства [3]. В свою очередь наличие гражданского общества можно рассматривать как одну из основ построения страны, признающей верховенство права.

«Гражданское общество — это система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В принципе между ними должен быть конструктивный диалог». Иначе говоря, гражданское общество в различных своих проявлениях призвано выражать интересы и потребности индивидов в экономической, культурной и иных сферах.


Данный правовой институт существует как автономная единица, независимая от государственной власти и выступающая относительно нее в качестве направляющей силы, способной поставить под свой контроль государственный аппарат управления, заставив тем самым работать его во благо своих граждан, защищая их права и интересы. Это ли не первоочередная цель правового государства?

Однако нельзя делать ошибку, абсолютно противопоставляя гражданское общество государству. Исходя из того, что одна из важных функций государства — это координация и регулирование общественных отношений, что по преимуществу достигается использованием правового механизма, то необходимо понимать, что государство, по сути, должно контролировать деятельность институтов гражданского общества, дабы не допустить нарушение правопорядка и создание угрозы безопасности. В том числе действия гражданского общества направлены на установление стабильности в обществе, поддержания достойного уровня жизни населения. Немаловажное значение приобретает структурирование общественного мнения и информирование населения о ходе деятельности гражданского общества, которая во многом направлена на повышение правосознания населения, формирование правовой культуры. Работа соответствующих объединений граждан в итоге оказывает непосредственное влияние на содержание и ход проводимых реформ, в первую очередь, в социальной и культурной сферах, так как государственные органы, принимая во внимание конкретную деятельность институтов гражданского общества, составляют полноценное понимание того, что на данный момент необходимо для удовлетворения потребностей граждан, какие проблемы должны стать первоочередными для скорого разрешения [4].

Правовое государство – это государство, в котором закон ставится превыше всего, то есть каждый человек независимо от статуса, ограничен в своих действиях общепринятым законом, который призван защищать свободу личности, и обязывает власть подчиняться воле суверенного народа.

Верховенство закона имеет древние исторические корни. Закон есть комплекс общепризнанных, формально оформленных, гарантированных государством норм, т.е. норм поведения общего характера, которые служат регулятором общественных отношений. Закон – это средство организации власти в государстве. Посредством правовых норм государственная власть осуществляет возложенные на нее функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

Свойства правового государства:

  • конституционный режим правления;
  • развитая правовая система, в которой отсутствуют противоречия;
  • эффективный контроль политики и власти в целом.

Правовое государство должно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику в рамках Государственной конституции По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и международных законов. Функциональность государственных органов и всех высокопоставленных должностных лиц связана с правовыми нормами, и их деятельность подчинена им. Суть правового государства определяет правовое равенство всех граждан, ставит права человека превыше закона государства, закрепляет суверенитет гражданского общества.

Признаки правового государства

В теории правового государства принято выделять следующие признаки, отличающие правовое государство от других:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Суверенитет народа, законно-правовое регулирование государственного суверенитета. То есть, народ – это и есть власть, государственный суверенитет имеет свойства представителя своего народа.
  2. Верховенство закона - это нормы, которые выражают правовые нормы принципов общества. Конституция государства обладает наивысшей обязательной силой. Закон не подлежит отмене или изменению. В демократическом правовом государстве закон соответствует праву, закон должен быть гуманным, справедливым и представлять права человека.
  3. Всеобщность права – это связь права с государством и его органами власти. Таким образом, государство не вправе нарушать законы, им созданные. Все государственные органы и лица, представляющие государство, обязаны действовать строго во исполнение законов.
  4. Взаимная ответственность государства и общества. Государство и должностные лица, как представители этого государства несут ответственность перед гражданским обществом, сам гражданин ответственен перед государством. Общество соглашается на определенные государством ограничения и обязуется им подчиняться, государство обязуется соблюдать права личности, гарантируя обществу достойные условия жизни. Правовое государство стремится оградить гражданина от государственного террора, гарантирует индивидуальную свободу.
  5. Разделение властей. Основой разделения власти является самостоятельность, независимость, определенное разграничение компетенций трех властей, обязательное существование системы сдержек и противовесов, которая помогает ограничивать каждой ветви власти друг друга, присутствие определенного верховенства законодательной власти, законные решения которой обязательны для всех.
  6. Неприкосновенность свободы личности. Защита прав, чести, достоинства личности - одна из основ правового государства. Признание прав и свобод человека и гражданина, обязывает государство гарантировать защиту всех прав и свобод личности, которые принадлежат ему от рождения.
  7. Эффективные формы контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Правовое государство обязуется обеспечить существование действенной и развитой системы судебных органов.

Правовое государство способствовало расширению свободы индивида и общества в целом. Основой правового государства является формальное, правовое равенство, которое не учитывает проблемы фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому правовое государство невозможно без развития социальной политики в государстве.

Теория социального государства

Социальное государство – это государство, которое стремится обеспечить достойные условия для жизни для всех членов гражданского общества, удовлетворяющие материальные и духовные потребности, социальную защищенность. Осуществление этих условий достигается с помощью перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных слоев общества, проведения эффективной политики занятости, обеспечение охраны труда, развития доступного образования, здравоохранения и др.

Социальное государство реализует свои цели в форме правовой государственности, стремясь расширить права и свободы граждан, достигнуть большей социальной справедливости, сгладить социальное неравенство.

Для конституционного фактического закрепления правового, социального статуса необходимы: политическая воля, соответствующие политические реформы, создание социально-экономической базы.

Гражданское общество

Правовое государство формируется на основе развитого гражданского общества.

Гражданское общество – это совокупность независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации индивидов или коллективов.

По своей структуре гражданское общество имеет сложное строение, включая в себя различные общественные институты (экономические, духовные, религиозные, этнические, семейные), не контролируемые государством. Гражданское общество охватывает частную жизнь населения, традиции народа, нравы, обычаи и др.

Потребности индивидов и групп гражданского общества осуществляются через институты семьи, церковь, политические партии, профессиональные и различные творческие объединения, кооперативы. В гражданском обществе, преобладают горизонтальные связи в отличие от горизонтальных связей государственных структур.

Гражданское общество формируется в основном снизу, неожиданно, как результат раскрепощения индивидов, которые готовы нести хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество неделимо связано с государством. Гражданское общество является сферой для реализации индивидуальных интересов и потребностей. Государство является представителем воли всего призвано обеспечить консенсус по основным вопросам общественно-политической жизни.

Саморазвивающееся гражданское общество, испытывает постоянное давление со стороны государства. Неразвитость гражданского общества провоцирует государство к узурпации его прав и присвоению себе функций гражданского общества.

Г.В.Ф. Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее ($1770-1831$) в своих политических воззрениях являлся сторонником идеалов, заявленных во времена Французской революции. Но в его трудах, посвященных политической философии, мыслитель критически оценивал сложившуюся идеологию гражданского общества, т.к. в ней он видел как положительные стороны, так и отрицательные. Здесь можно вспомнить гегелевскую идею отчуждения.

Многие исследователи считают, что смысл общественно-политической мысли Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее сокрыт в его крылатом выражении, согласно с которым все разумное действительно, а все действительное разумно.

Идея гражданского общества

Государство с объективной точки зрения - централизованная организация власти, с субъективной стороны – духовное сообщество, любящее свою страну.

Государства, взявшие для развития своих институтов за основу политический опыт Французской революции, по мнению Гегеля, далеки от идеала. С его точки зрения, таковым является античный полис, отличающийся гармоничностью устройства общественной жизни.

Выше идеи гражданского общества нет, считает Гегель. Здесь он исходит из того, что развитие общества и государственных устоев направлено по пути обретения свободы. Гражданское общество является в наибольшей степени отражением идеи свободы. Сдерживающей силой «свободного» общества является правовое государство. На основе правовых императивов общество может достичь состояния «всеобщего благосостояния». Оно выражается не в удовлетворении эгоистических желаний отдельных индивидов, а в реализации общего государственного интереса.

В данной точке зрения заметен идеализм Гегеля в политических взглядах. Это также проявляется в том, что человек может преодолеть отчуждение только лишь в сфере идеального, в сфере абсолютного духа.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория государства и права

Гегель является создателем целостной философской системы. В ее рамки также попадают вопросы и политической философии. Так все науки он делит на три направления: логика, науки о природе и философия духа. Учение о государстве и праве мыслитель относит к последнему направлению.

Таким образом, в рамках философской системы Гегеля теория политического является частью философии. С этой точки зрения политика оценивается как проявление сознания человека в его совместной жизни с другими людьми, что оформляется в конкретные общественно-политические институты.

По мнению Гегеля, философия права не должна заниматься осмыслением эмпирических данных, связанных с политической деятельностью, либо непосредственно те или иные законодательные акты. Ее предметом является выявление идеи, лежащей в основе идей государства и права.

Понятие права

Понятие права Гегель выделял из идеи свободной воли человека. Свобода является всеобщей. Но всеобщая свобода ограничивается подчинением нравственному долгу. Таким образом, свобода в рамках политико-общественных отношений частично окрашена необходимостью.

Идея права имеет свое развитие и проходит три этапа: абстрактное право, мораль и нравственность.

Гражданское общество – это совокупность самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов.

Под гражданским обществом понимаются все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. Понятие гражданского общества длительное время проходило эволюцию. Так, Джон Локк рассматривает гражданское общество с либеральной точки зрения, как отражение уровня исторического развития человечества. Гегель придерживался позитивно-либеральной трактовки, утверждая, что гражданское общество основано на частной собственности, а движущей силой прогресса является государство, которое способно обеспечить справедливость, защитить человека от случайности, реализовать всю общность интересов.

Марксистская концепция, которой придерживались Карл Маркс и Фридрих Энгельс, представляет собой понятие гражданского общества как фундамента человеческого существования. Жизнедеятельность индивидов при этом рассматривалась в качестве решающего фактора исторического развития.

Гражданское общество характеризуется следующими признаками:

  • Наличие экономической свободы и частной собственности.
  • Наличие социальной стабильности гарантий.
  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
  • Наличие самоуправляемости, гражданской активности со стороны общества.
  • Существование конкуренции мнений, плюрализма.
  • Толерантность и открытость, легитимность власти.
  • Наличие правового государства, в котором имеются действующие нормативно правовые акты, подробно регламентирующие существующие общественные отношения.

Функции гражданского общества заключаются в том, что оно побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивая социализацию и воспитание граждан. Кроме того, общество должно защищать граждан и объединения от незаконного вмешательства в их деятельность, причем не только со стороны преступного контингента, но и со стороны государства в принципе. Гражданское общество также способствует формированию демократических органов государственной власти, оказывая развитие на всю политическую систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимоотношения между обществом и государством зависят от того типа политического режима, который установился на данный момент времени. Так, при тоталитарном режиме государство контролирует все сферы жизнедеятельности человека, практически не оставляя пространство для свободного существования гражданского общества. В данный момент гражданское общество существует. При авторитарном режиме гражданское общество находится в более свободном состоянии, однако не развито до конца, свобода слова не присутствует. Демократический режим создает условия для свободного функционирования и развития зрелого гражданского общества, а также для развития правового государства.

Рисунок 1. Гражданское общество и государство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Связь гражданского общества и правового государства

Для существования гражданского общества необходимо наличие правового государства. Это означает, что все общественные отношения в данном государстве должны быть урегулированы нормами действующего законодательства. Так, нормативно-правовой акт регламентирует практически все сферы жизнедеятельности людей, в том числе и самые незначительные. Это делается для того, чтобы в случае возникновения споров можно было максимально быстро их разрешить.

Законодательство в гражданском обществе должно отвечать некоторым признакам. Так, правовое государство характеризуется гуманизмом по отношению к людям, в том числе к лицам, совершающим правонарушения и преступления. Например, в России проявлением гуманизма является введение моратория на смертную казнь как на запрет уголовного наказания.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество характеризуются действием принципа разделения властей. Ветви власти делится на три основных – законодательную, исполнительную, судебную. Законодательная ветвь власти представлена законодательными органами, которые обладают правом законодательной инициативы. Исполнительная ветвь власти реализует нормативно-правовые акты, которые существуют на территории государства. Судебная ветвь власти следит за тем, чтобы все субъекты гражданского общества соблюдали нормы действующего законодательства, а в случае выявления нарушителей – следуют санкции по отношению к ним. Все ветви власти находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, при развитом гражданском обществе они характеризуются независимостью.

Система сдержек и противовесов

Разделение власти характеризуется наличием принципа сдержек и противовесов. Так, законодательная власть, которая избирается всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть занимается реализацией законов, а судебная власти является стержнем формирования правовой системы. Воплощение идей сдержек и противовесов нашло отражение в труде американского государственного деятеля Д. Мэдисона. Он представил данную систему в виде схемы, в которой сила каждой из 3 ветвей власти уравновешивая другую, становится относительно равной, чтобы удержать две другие ветви власти от злоупотреблений. Данный механизм сдержек и противовесов до сих пор существует во многих странах. В качестве механизма сдержек и противовесов также называют частное частичное совпадение полномочий трех ветвей власти.

По мнению некоторых ученых-правоведов, существует должность, которая не относится ни к одной из ветвей власти. В России – это Президент РФ. По мнению специалистов, Президент не относится ни к одной из ветвей власти, не реализует ни исполнительную, ни законодательную, не судебную власть. Некоторые даже называют его четвертой ветвью власти в силу сильного влияния на ряд законодательных и исполнительных субъектов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: