Авиационно техническая судебная экспертиза это

Обновлено: 19.04.2024

Судебная авиационно-техническая экспертиза – это комплекс действий, проводимых для выявления причин авиационного происшествия, установление правильности соблюдения технологии эксплуатации и обслуживания ВС, выявление причинно-следственных связей несоблюдения технологии эксплуатации и обслуживания.

Судебная экспертиза и оценка : Судебная авиационно-техническая экспертиза : Судебная экспертиза и оценка

Провести авиационно-техническую экспертизу можно в экспертном центре АНО ЭПЦ "Топ Эксперт":

В качестве экспертов по данным делам приглашаются инженеры, прошедшие переквалификацию по направлению: Судебная инженерно-транспортная экспертиза или Судебная авиационно-техническая экспертиза, а также имеющие высшее образование по строительству, ремонту и эксплуатации самолетов, работающие на воздушных линиях, авиационных заводах и в авиаремонтных мастерских, опытные летчики, штурманы, метеорологи, сотрудники лабораторий авиационных и других предприятий, преподаватели кафедр авиационных учебных заведений, научные сотрудники научно-исследовательских авиационных учреждений, иные высококвалифицированные специалисты авиационного профиля.

Эксперту предоставляется вся документация, необходимая для производства экспертизы. Для этого могут понадобиться, например, следующие документы: о специальном (ведомственном) расследовании авиационного происшествия, протокол осмотра места происшествия, объяснения членов экипажа и пассажиров самолета по обстоятельствам происшествия, документы метеорологической службы (копии метеосводок, выписки из метеожурнала), полетное задание, бортжурнал, рабочая тетрадь авиатехника, журнал радиостанции по приему и передаче радиограмм, бортовая фонограмма.

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ОТВЕТИТЬ СПЕЦИАЛИСТ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Причины, механизм, обстоятельства происшествия.

1. Какова непосредственная причина происшествия (падения воздушного судна, возникновения на нем пожара и т. д.)?

2. Не является ли происшествие следствием данной причины (дефект самолета — конструктивный или производственный, неблагоприятные метеорологические условия — гроза, туман, и т. д., недостаточный запас бензина, заправка самолета недоброкачественным или некондиционным бензином или маслом, перегрузка самолета, недостатки наземного обеспечения полета, неправильные действия пилота и т. д.)?

3. Не является ли происшествие следствием данной поломки самолета (деформации правой или левой плоскости, разрушения деталей кривошипношатунного механизма мотора, прогара клапана воздушного самопуска и т. д.)?

4. Является ли данное повреждение самолета причиной происшествия или оно является его следствием?

5. Какие организационные недостатки способствовали происшествию?

6. Какое значение для происшествия имели неправильные действия экипажа самолета (нарушение заданной высоты, отклонение от курса)?

7. В каком направлении и под каким углом упал самолет, судя по следам самолета на земле и окружающих предметах, а также характеру и расположению обломков?

8. Какой частью ударился самолет о землю (или наземный предмет) при падении?

9. Какой частью ударился самолет о местный объект при взлете?

10. С какой высоты началось падение самолета? Вопрос может быть решен в предположительной форме путем расчета. При этом учитывают соотношение места нахождения свидетеля, наблюдавшего падение, и места обнаружения обломков самолета.

11. С каких частей началось разрушение самолета в момент происшествия и в какой последовательности оно происходило?

12. Где началось (происходило) разрушение воздушного судна (или возник пожар) — в воздухе или на земле?

13. Каково было положение такого-то механизма (детали) воздушного судна (например, штоков гидродвигателя; тумблера: в положении «включено», «выключено», «нейтрально») в момент происшествия (удара самолета о землю и т. д.)?

14. Соответствовала ли погода во время происшествия минимуму для командира воздушного судна (данного аэродрома)?

15. Соответствовала ли фактическая погода прогнозу?

Состояние технических средств и техники безопасности.

1. Находился ли самолет в технически исправном состоянии и если нет, в чем заключается неисправность? Этот вопрос может быть поставлен относительно самолета в целом и его отдельных частей (винта, хвостового оперения, плоскостей, шасси, органов управления, кислородной аппаратуры и др.)

2. Имеет ли недостатки конструкция самолета и если да, какие именно?

3. Пригоден ли самолет для полетов в определенных условиях (на большой высоте, в сложных метеорологических условиях и т. д.) и если нет, то почему?

4. Правильно ли произведены монтаж, сборка узлов и деталей самолета?

5. Были ли исправны приборы самолета перед происшествием?

6. Соответствовала ли взлетно-посадочная полоса условиям взлета или посадки самолета данного типа, если нет, то повлияло ли это на расследуемое происшествие?

7. Исправна ли была наземная аппаратура, предназначенная для управления самолетом (радиолокационная, связи, светообеспечения)?

8. Достаточно ли количество имеющихся знаков (стартовых или посадочных) для обеспечения безопасности полетов?

9. Отвечает ли обеспечение самолетовождения требованиям безопасности полетов?

10. Достаточно ли обеспечение самолета (горючим, смазочными материалами, картами, метеорологическими данными) для полета в таких-то условиях?

11. Какая часть механизма отказала в полете и в чем выразился отказ, судя по состоянию самолета в данный момент?

12. Является ли материал, из которого изготовлена данная деталь самолета, доброкачественным и если нет, в чем состоят недостатки?

13. Каково качество ремонта самолета и правильна ли была его оценка?

Обстоятельства, предшествовавшие происшествию; оценка действий и должные действия работников; возможность предотвращения происшествия.

1. Работали ли двигатели самолета перед происшествием в заданных режимах и если нет, то почему?

2. Правильно ли выполнялись определенные технические действия (взлет, посадка, определение места нахождения самолета, изменение курса и т. д.) и если нет, в чем состояли неправильности? Примеры: а) правильно ли оценил создавшуюся обстановку руководитель полета (диспетчер), какие он допустил нарушения? б) были ли использованы руководителем полета (диспетчером) имевшиеся в его распоряжении средства помощи экипажу воздушного судна для предотвращения происшествия? в) правильно ли (в соответствии с правилами) подавались команды руководителем полета (диспетчером) на борт воздушного судна, если нет, то в чем выразились нарушения правил? г) соблюдались ли на воздушном судне правила противопожарной безопасности, если нет, то какие правила были нарушены? д) соответствовала ли правилам безопасности полетов и наставлениям подготовка экипажа для данного полета? е) достаточно ли предоставленное экипажу время для отдыха перед рейсом и правильно ли оно использовано?

3. Соответствовали ли такие-то действия правилам безопасности полетов и если нет, каким правилам не соответствовали и в чем несоответствие выражалось?

4. Нарушены ли в данном случае правила безопасности полетов, если да, то какие и какое значение это имело для расследуемого происшествия?

5. Все ли меры безопасности полета соблюдены экипажем самолета?

6. Правильно ли проводилась подготовка к полету?

7. Правильно ли было организовано метеообеспечение полета?

8. Своевременно ли было передано штормовое предупреждение экипажу воздушного судна (или работникам управления воздушным движением)?

9. Какие были приняты экипажем самолета меры по предотвращению происшествия, судя по положению соответствующих механизмов (рычагов управления, переключения зажигания и др.)?

10. Достаточными ли были меры, принятые для предотвращения происшествия?

11. На ком из должностных лиц лежит обязанность обеспечивать соблюдение определенных правил безопасности полетов?

12. Выполнило ли такое-то лицо все действия, необходимые для предотвращения происшествия и входящие в его обязанности, если нет, то какие действия не были выполнены?

13. Какие мероприятия целесообразно осуществить в целях предотвращения происшествий на воздушном транспорте?

Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!

Летательный аппарат – это собирательное название для всех летающих устройств. В зависимости от способа создания подъемной силы различают:

1) летательные аппараты легче воздуха,

2) летательные аппараты тяжелее воздуха.

Первые базируются на принципе Архимеда статической подъемной силы. Это парящие в воздухе летательные аппараты. Ихнее перемещение обозначается как плавание.

К летательным аппаратам легче воздуха относятся воздушные шары и дирижабли. Так как эти аппараты наполняются газом, их еще называют газонаполненными атмосферными летающими аппаратами.

Вторые основываются на принципе динамической подъемной силы, которая вызвана движением летательного аппарата в воздухе. Это летящие в воздухе летательные аппараты. Они подразделяются на а) летательные аппараты, держащиеся в воздухе за счет подъемной силы крыла, т.е. такие, которые имеют площадь крыла, как например самолеты, воздушные змеи (привязные аэростаты) и автожиры; б) реактивные летательные аппараты, как вертолеты, турболеты и – условно – ракеты. В последнее время были разработаны летательные аппараты, которые отчасти сочетают в себе преимущества крылодержащихся и реактивных летательных аппаратов. Это вертолеты с тянущим воздушным винтом, конвертипланы, конвопланы и самолеты с кольцевыми крыльями.

Авиационно-техническая экспертиза проводится в экспертно-правовом центре АНО ЭПЦ «Топ Эксперт. Стоимость авиационно-технической экспертизы зависит от класса сложности авиационной техники и от вопросов, которые ставятся на разрешение перед экспертами АНО «Топ Эксперт».

Авиационно-техническая экспертиза для суда или судебная инженерно-техническая экспертиза проводится на основании определения суда. В рамках гражданского и арбитражного производства достаточно предоставить информационное письмо или письмо согласия от экспертного центра АНО «Топ Эксперт» вместе с ходатайством о назначении судебной экспертизы. Если судебная экспертиза необходима в рамках уголовного дела, то выносится постановление о назначении судебной экспертизы.

Авиационно-техническая экспертиза – это комплекс действий, проводимых для выявления причин авиационного происшествия, установление правильности соблюдения технологии эксплуатации и обслуживания ВС, выявление причинно-следственных связей несоблюдения технологии эксплуатации и обслуживания. Наиболее частыми объектами авиационно-технической экспертизы являются:

  • Воздушные суда (самолеты) и летательные аппараты
  • Винтокрылые летательные аппараты вертикального взлёта и посадки
  • Двигатели летательных аппаратов
  • Авиационное топливо и смазочные материалы
  • Система автоматики и регулирования силовых установок летательных аппаратов
  • Радиоэлектронные системы и комплексы
  • Приборы и системы ориентации.
  • Какова непосредственная причина происшествия (падения воздушного судна, возникновения на нем пожара и т. д.)?
  • Не является ли происшествие следствием данной причины (дефект самолета — конструктивный или производственный, неблагоприятные метеорологические условия — гроза, туман, и т. д., недостаточный запас бензина, заправка самолета недоброкачественным или некондиционным бензином или маслом, перегрузка самолета, недостатки наземного обеспечения полета, неправильные действия пилота и т. д.)?
  • Правильно ли проводилась подготовка к полету?
  • Является ли данное повреждение самолета причиной происшествия или оно является его следствием?
  • Какие организационные недостатки способствовали происшествию?
  • Какое значение для происшествия имели неправильные действия экипажа самолета (нарушение заданной высоты, отклонение от курса)?
  • Имеет ли недостатки конструкция самолета и если да, какие именно?
  • Пригоден ли самолет для полетов в определенных условиях (на большой высоте, в сложных метеорологических условиях и т. д.) и если нет, то почему?
  • Правильно ли произведены монтаж, сборка узлов и деталей самолета?
  • Были ли исправны приборы самолета перед происшествием?
  • Соответствовала ли взлетно-посадочная полоса условиям взлета или посадки самолета данного типа, если нет, то повлияло ли это на расследуемое происшествие?
  • Все ли меры безопасности полета соблюдены экипажем самолета?

Экспертно-правовой центр АНО ЭПЦ “Топ Эксперт” развивает судебную экспертизу в Российской Федерации. Мы стараемся сделать судебно-экспертную деятельность лучше в нашей стране

Получить образование по направлению: «Судебная авиационно-техническая экспертиза» можно в Московском образовательном учреждении «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРАВА».

Обучиться на судебного эксперта стоит специалистам, которые собираются связать свою профессиональную деятельность с производством авиационно-технических экспертиз и исследований для суда, следствия, дознания и правоохранительных органов и соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Переподготовка по Судебной авиационно-технической экспертизе проходится в образовательном центре Высшая Школа Экспертизы и Права (ВШЭП). Курсы Судебной авиационно-технической экспертизе являются обязательными для специалистов, которые хотят повысить квалификацию и приобрести знания. Курсы повышения квалификации по “Судебной авиационно-технической экспертизе” проводятся в соответствии с планом образовательной программы. После профессиональной подготовки выдаются документы, подтверждающие прохождение обучения.

После получения диплома о профессиональной переподготовке Вы сможете свободно работать и проявить себя в интересующем Вас секторе. В случае, если у Вас имеется авиационно-техническое экспертное образование, Вы можете посетить семинары и повысить квалификацию и свою компетенцию.

По результатам итоговой аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца Высшая Школа Экспертизы и Права (ВШЭП)

ВАЖНО! При уменьшении объема курса до 250 часов обучение проводится в форме повышения квалификации. Данная форма предназначена только для лиц, имеющих базовое инженерное образование и практику экспертной работы по авиационно-техническому профилю. Для подбора и составлению индивидуального плана обучения Вы можете обратиться к нашему специалисту.

Повысить теоретический уровень подготовки слушателей в области теории и практики судебной экспертизы; сформировать навыки применения на практике норм и методик, регламентирующих производство судебных авиационно-технических экспертиз; приобрести умение анализировать объект исследования, включая техническую документацию; описывать ход исследования, фиксировать все элементы, имеющие доказательственное значение в деле, грамотно отображать результаты исследования в заключении эксперта (специалиста). Повышение компетенции и компетентности эксперта и специалиста.

Программа «Судебная авиационно-техническая экспертиза» предназначена как для лиц, имеющих профильное образование в специализированной профильной области, так и для желающих переквалифицироваться в судебных экспертов.

  • Оригинал и копия паспорта или документа, заменяющего его
  • Оригинал и копия документа об образовании и квалификации или справка об обучении для лиц, получающих высшее образование
  • Оригинал и копия документа об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

По окончании обучения в образовательном учреждении «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРАВА» вы сможете решить следующие профессиональные задачи:

Получить образование по направлению: «Судебная авиационно-техническая экспертиза» можно в Московском образовательном учреждении «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРАВА». Обучиться на судебного эксперта стоит специалистам, которые собираются связать свою профессиональную деятельность с производством авиационно-технических экспертиз и исследований для суда, следствия, дознания и правоохранительных органов и соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Переподготовка по Судебной авиационно-технической экспертизе проходится в образовательном центре Высшая Школа Экспертизы и Права (ВШЭП). Курсы Судебной авиационно-технической экспертизе являются обязательными для специалистов, которые хотят повысить квалификацию и приобрести знания. Курсы повышения квалификации по “Судебной авиационно-технической экспертизе” проводятся в соответствии с планом образовательной программы. После профессиональной подготовки выдаются документы, подтверждающие прохождение обучения.

После получения диплома о профессиональной переподготовке Вы сможете свободно работать и проявить себя в интересующем Вас секторе. В случае, если у Вас имеется авиационно-техническое экспертное образование, Вы можете посетить семинары и повысить квалификацию и свою компетенцию.

По результатам итоговой аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца Высшая Школа Экспертизы и Права (ВШЭП)

ВАЖНО! При уменьшении объема курса до 250 часов обучение проводится в форме повышения квалификации. Данная форма предназначена только для лиц, имеющих базовое инженерное образование и практику экспертной работы по авиационно-техническому профилю. Для подбора и составлению индивидуального плана обучения Вы можете обратиться к нашему специалисту.

Повысить теоретический уровень подготовки слушателей в области теории и практики судебной экспертизы; сформировать навыки применения на практике норм и методик, регламентирующих производство судебных авиационно-технических экспертиз; приобрести умение анализировать объект исследования, включая техническую документацию; описывать ход исследования, фиксировать все элементы, имеющие доказательственное значение в деле, грамотно отображать результаты исследования в заключении эксперта (специалиста). Повышение компетенции и компетентности эксперта и специалиста.

Программа «Судебная авиационно-техническая экспертиза» предназначена как для лиц, имеющих профильное образование в специализированной профильной области, так и для желающих переквалифицироваться в судебных экспертов.

  • Оригинал и копия паспорта или документа, заменяющего его
  • Оригинал и копия документа об образовании и квалификации или справка об обучении для лиц, получающих высшее образование
  • Оригинал и копия документа об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

По окончании обучения в образовательном учреждении «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРАВА» вы сможете решить следующие профессиональные задачи:

Авиационно-техническая экспертиза — это исследование воздушных судов. Авиационно-техническая экспертиза применяется, когда необходима помощь специалистов с самолетами и планерами сталкиваются птицы, на земле и в воздухе происходят различные инциденты, связанные с техническим состоянием воздушного судна и действиями экипажа. Наши специалисты располагают всеми необходимыми знаниями для изучения причин и обстоятельств происшествий, оценки действий работников и состояния технических средств. Заключение эксперта является доказательством в суде и иных инстанциях, которое отображает методику проведения авиационно-технической экспертизы , причины возникновения дефектов, а также Выводы эксперта, которые чаще всего ложатся в основу Решения суда. Авиационно-техническая экспертиза основана на инструментальном анализе и сопоставлении его данных с существующей нормативной и правовой документацией. Эту услугу Вы можете получить у нас в Экспертном центр АНО «Топ Эксперт». Инженерная экспертиза – мероприятие, проводимое компетентными специалистами АНО Топ Эксперт . Результат инженерной экспертизы – ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА, которое может рассматриваться судом в качестве доказательства.

Провести обследование можно в экспертном центре АНО ЭПЦ "Топ Эксперт":

Задачи авиационной-технической экспертизы.

Выяснение обстоятельств инцидента и изучение документов, имеющих отношение к пострадавшим членам экипажа и пассажирам. Эксперты выясняют время, маршрут, высоту полета, погодные и другие условия, оценивают действия летного персонала до и в процессе развития аварийной ситуации, уточняют состояние здоровья экипажа на момент аварии.

Изучение места происшествия. Специалисты по авиационной экспертизе оценивают взаимное расположение частей воздушного судна, анализируют расположение важных для дела предметов и следов, связанных с экипажем и пассажирами.

Исследование устройства кабины и салона. Эксперты осматривают колеса шасси, устанавливают высоту от земли до края крыльев и других деталей воздушного судна.

  • Выявление причин инцидентов, связанных с воздушными судами, и определение характера повреждений.
  • Оценка соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов.
  • Поиск и доказательство фактов неправильной эксплуатации самолетов и планеров, недостаточной подготовки пилотов, нарушений в организации полета.
  • Оценка ресурса самолета или планера, установка фактов неграмотного внесения изменений в конструкцию судна.
  • Анализ действий экипажа и другого авиационного персонала и руководства.
  • Выяснение степени исправности воздушного судна.
  • Изучение документов, составляемых авиакомпаниями и аэропортами.
  • Анализ действий авиационного персонала в аварийной ситуации.
  • Комментирование нормативно-правовых актов, регламентирующих полеты и обслуживание воздушных судов.

Объекты авиационно-технической экспертизы

Вопросы, на которые отвечает эксперт в области «Авиационно-техническая» экспертиза

  1. Какова причина серьезного авиационного инцидента (авиационного происшествия) с воздушным судном?
  2. Каков характер повреждений и разрушений воздушного судна, каков механизм их образования, в результате каких действий они возникли?
  3. Соблюдена ли технология эксплуатации и обслуживания, а также организации и выполнения полета? Если нет, то кем именно и в чем это выражалось, оказало ли это влияние на исход полета?
  4. Был ли пилот подготовлен к полетам и обслуживанию указанного ВС?
  5. Имеется ли причинно-следственная связь между наступлением серьезного авиационного инцидента и несоблюдением технологии эксплуатации и обслуживания, организации и выполнения полета указанным самолетом, а также правил безопасности и иных требований нормативных документов? Если да, то кем и каких именно? В обязанности каких лиц, входило соблюдение указанных технологий, правил и требований?
  6. Какой частью ударился самолет о землю (или наземный предмет) при падении?
  7. Какой частью ударился самолет о местный объект при взлете?
  8. С какой высоты началось падение самолета? Вопрос может быть решен в предположительной форме путем расчета. При этом учитывают соотношение места нахождения свидетеля, наблюдавшего падение, и места обнаружения обломков самолета.
  9. С каких частей началось разрушение самолета в момент происшествия и в какой последовательности оно происходило?
  10. Где началось (происходило) разрушение воздушного судна (или возник пожар) — в воздухе или на земле?
  11. Каково было положение такого-то механизма (детали) воздушного судна (например, штоков гидродвигателя; тумблера: в положении «включено», «выключено», «нейтрально») в момент происшествия (удара самолета о землю и т. д.)?
  12. Находился ли самолет в технически исправном состоянии и если нет, в чем заключается неисправность? Этот вопрос может быть поставлен относительно самолета в целом и его отдельных частей (винта, хвостового оперения, плоскостей, шасси, органов управления, кислородной аппаратуры и др.)
  13. Имеет ли недостатки конструкция самолета и если да, какие именно?
  14. Пригоден ли самолет для полетов в определенных условиях (на большой высоте, в сложных метеорологических условиях и т. д.) и если нет, то почему?
  15. Правильно ли произведены монтаж, сборка узлов и деталей самолета?
  16. Были ли исправны приборы самолета перед происшествием?
  17. Соответствовала ли взлетно-посадочная полоса условиям взлета или посадки самолета данного типа, если нет, то повлияло ли это на расследуемое происшествие?
  18. Исправна ли была наземная аппаратура, предназначенная для управления самолетом (радиолокационная, связи, светообеспечения)?
  19. Достаточно ли количество имеющихся знаков (стартовых или посадочных) для обеспечения безопасности полетов?
  20. Отвечает ли обеспечение самолетовождения требованиям безопасности полетов?
  21. Достаточно ли обеспечение самолета (горючим, смазочными материалами, картами, метеорологическими данными) для полета в таких-то условиях?
  22. Какая часть механизма отказала в полете и в чем выразился отказ, судя по состоянию самолета в данный момент?
  23. Является ли материал, из которого изготовлена данная деталь самолета, доброкачественным и если нет, в чем состоят недостатки?
  24. Каково качество ремонта самолета и правильна ли была его оценка?

Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону:

Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!

С Уважением,
Коллектив ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОГО ЦЕНТРА «TOP EXPERT».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: