Архив суда действует на основании локального акта

Обновлено: 27.03.2024

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 декабря 2005 года N 157

(с изменениями на 30 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
от 19 марта 2019 года N 56
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В документе учтено:

решение Верховного суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года (вступило в силу с 14 июня 2007 года).

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", определяющим основные положения организационного обеспечения деятельности судов в Российской Федерации, приказываю:

2. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов и начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации организовать изучение названной Инструкции и обеспечить ее правильное применение в практической деятельности.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Перепеченова А.Я.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 28 декабря 2005 года N 157

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов
общей юрисдикции документов, их комплектования,
учета и использования

(с изменениями на 30 декабря 2013 года)

1. Общие положения

1.1. Своевременное и качественное оформление судебных дел, формирование нарядов (далее - дела (наряды))*, документов общего делопроизводства, имеющих научную и практическую ценность, обеспечение их сохранности является важнейшей задачей отдела дело/судопроизводства суда (секретариата судебной коллегии).

* Наряд - это сброшюрованное дело документов одной категории, сформированное в алфавитном порядке, в хронологической последовательности или в хронологическо-тематической последовательности.

1.2. Качественно организованная работа с документами, своевременный и квалифицированный отбор (комплектование) дел (нарядов) для постоянного хранения, четкий порядок передачи документов в архив и их надлежащее использование и хранение обеспечивают оперативное получение достоверной справочной и научной информации о деятельности суда.

1.4. В настоящей Инструкции регламентированы правила подготовки и оформления документов к последующему хранению, порядок учета, использования и хранения документов в архиве суда, методика отбора дел (нарядов) для постоянного хранения и выделения их к уничтожению, а также правила передачи дел (нарядов) в государственные архивы.

2. Оформление судебных дел, производств
и документов общего делопроизводства к последующему
хранению в архиве суда

2.1. Решение на передачу в архив дел и материалов принимает судья, их рассмотревший, или председатель суда (судебной коллегии). При этом судья проверяет все производство по делу, материалу. На обложке дела, материала проставляются отметки о передаче дела в архив, дата передачи и подпись судьи. Решение на сдачу номенклатуры дел, производств, журналов и учетно-статистических карточек принимает председатель суда (судебной коллегии).

2.2. Решение на передачу в архив дел общего делопроизводства принимает начальник (специалист) отдела дело/судопроизводства суда (секретариата судебной коллегии).

2.3. Все оконченные производством судебные дела (наряды), апелляционные, кассационные и надзорные производства и другие документы до передачи в архив должны быть оформлены в соответствии с требованиями Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных приказом Главархива СССР от 5 сентября 1985 года N 263.

2.4. В судебных делах (нарядах), апелляционных, кассационных и надзорных производствах, подлежащих сдаче в архив на постоянное и временное хранение (свыше 10 лет), работники отдела дело/судопроизводства суда (судебной коллегии) должны прошить и пронумеровать все приобщенные к делу, производству документы, составить их внутреннюю опись (приложение 1), а также произвести другие действия по подготовке дела к сдаче.

2.5. В конце дела (наряда), производства на отдельном листе-заверителе составляется заверительная надпись (приложение 2). На обложке дела проставляется индекс дела и срок хранения.

2.6. В журналах заверительная надпись составляется на оборотной стороне последнего чистого листа. Запрещается выносить заверительную надпись на обложку дела (наряда), производства или чистый оборот листа последнего документа.

2.7. Если дело (наряд), производство было сформировано (прошито или переплетено) без листа-заверителя, то он наклеивается на верхнюю часть внутренней стороны обложки дела, производства.

2.8. Работник отдела дело/судопроизводства (секретариата судебной коллегии) еще раз обязан тщательно просмотреть все производство по делу, подлежащему сдаче в архив, обращая особое внимание на исполнение вступившего в законную силу судебного решения. При этом необходимо руководствоваться следующим.

Сроки хранения для уголовных дел исчисляются с момента:

вступления в законную силу оправдательного приговора, а также постановления (определения) о прекращении дела.

2.10. При рассмотрении судом представлений и ходатайств в порядке исполнения приговоров, связанных с отбыванием наказания в виде лишения свободы, основаниями для списания материалов в архив суда являются случаи, предусмотренные пп.а, б, в, г, д п.9.2.35, п.10.4.17, п.10.6 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде; п.12.4 - 12.6 Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов; в отношении осужденных к иным мерам наказания - случаи, предусмотренные соответственно пп.а, б п.9.2.36, п.12.7 - 12.12 тех же инструкций.

2.11. Основаниями для оформления и сдачи в архив гражданских дел являются:

обращение к исполнению вступившего в законную силу судебного акта;

вступление в законную силу судебного акта, решение по которому подлежит немедленному исполнению;

вступление в законную силу определения о прекращении производства по делу;

вступления в законную силу определения об оставлении иска, заявления, жалобы без рассмотрения;

вынесения судебного приказа и обращения его к исполнению.

Гражданское дело, по которому в иске отказано или иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, считается оконченным и подлежит оформлению для сдачи в архив после вступления решения (определения) в силу.

2.12. Производство по гражданскому делу, по которому иск удовлетворен, считается оконченным, и дело подлежит сдаче в архив после передачи (направления) исполнительных документов подразделению судебных приставов либо вручения их взыскателям.

2.13. В случае вынесения судом решения (определения) о взыскании штрафа, государственной пошлины или иных сумм в доход соответствующего бюджета дело считается оконченным после приобщения к нему квитанции об оплате либо поступления копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства .

2.14. Основаниями для оформления и сдачи в архив дел об административных правонарушениях являются:

обращение к исполнению вступившего в законную силу судебного акта по делу об административном правонарушении;

вступление в законную силу постановления о прекращении производства по делу.

подшивку или переплет дела;

изъятие из дела металлических скрепок и скобок;

нумерацию листов и заполнение листа-заверителя дела (приложение 2);

составление внутренней описи документов (приложение 1);

внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки (уточнение индекса и заголовка дела, указание дат начала и окончания срока хранения и др.).

На хранение в архив суда принимаются дела, оформленные надлежащим образом: документы подшиты в дело в хронологическом порядке, все приобщенные к делу в процессе судебного заседания документы - в порядке их поступления. Все документы подшиваются в дело так, чтобы их текст был полностью видимым. При отсутствии поля для подшивки документ необходимо наклеить без повреждения текста на вспомогательный лист.

В случае использования для фиксирования хода судебного заседания средств аудиозаписи и иных технических средств используемые судом электронные носители информации хранятся вместе с делом. При этом они должны быть вшиты в дело (приобщены к протоколу судебного заседания) в упакованном виде (конверт) с указанием на упаковке номера дела, даты, а также подписаны уполномоченным работником аппарата суда. Упаковка должна обеспечивать сохранность электронного носителя от повреждений и порчи.

2.16. На обложках дел и производств, подлежащих постоянному и временному (свыше 10 лет) хранению, указываются:

фамилия, имя, отчество осужденного лица и полное наименование статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой лицо осуждено;

фамилия, инициалы истца, ответчика (наименование организации), суть иска (заявления);

даты начала и окончания дела;

номер производства по делу;

количество листов в деле и срок хранения дела, производства.

2.17. Полное оформление дел общего делопроизводства предусматривает подшивку или переплет дела, нумерацию листов, составление внутренней описи документов дела и заверительной надписи, внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела.

2.18. Заголовки должны быть написаны светостойкими чернилами и четким почерком.

34. Подготовка локальных актов арбитражных судов

34.1. Подготовка локальных актов арбитражных судов производится в соответствии с регламентом подготовки локальных актов соответствующего арбитражного суда, утвержденным приказом арбитражного суда.

34.2. Локальными актами в арбитражном суде являются приказы и распоряжения арбитражного суда.

34.3. Приказ - локальный акт, издаваемый в целях решения задач, стоящих перед арбитражным судом, по вопросам организационного, кадрового, финансового, материально-технического, информатизационного обеспечения деятельности суда.

Приказами утверждаются положения, инструкции, порядки, правила, планы работы арбитражного суда и др.

Распоряжение - локальный акт, издаваемый на основании и во исполнение приказов арбитражного суда по оперативным и текущим вопросам.

Приказы и распоряжения арбитражного суда подписывает председатель суда, в его отсутствие - исполняющий обязанности председателя суда.

По поручению председателя суда распоряжения арбитражного суда могут подписывать его заместители.

34.4. "Положение" принимается, если в нем устанавливаются связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения арбитражного суда (например, "Положение о пропускном режиме в помещение арбитражного суда", "Положение о порядке пользования факсимильной связью в арбитражном суде").

В "Правилах" устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения (например, "Правила передачи информации по каналам ведомственной электронной почты арбитражного суда").

В "Инструкции" излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов (например, "Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации", "Должностная инструкция начальника отдела материально-технического обеспечения").

Проекты положений, правил, инструкций, планов работы арбитражного суда готовятся в порядке, предусмотренном регламентом подготовки локальных актов арбитражных судов.

Если текст проекта утверждается распорядительным документом руководителя структурного подразделения, то проект печатается на стандартном листе формата A4 без реквизитов арбитражного суда. Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа.

В разделе "Общие положения" излагаются основания разработки и назначение названных выше документов, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил. Основной текст положения, правил, инструкции может делиться на разделы, главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия.

34.5. Руководители структурных подразделений арбитражного суда вправе издавать распоряжения по вопросам ведения подразделения, обязательные для исполнения только работниками этого подразделения.

34.6. Подготовка проекта локального акта осуществляется структурным подразделением арбитражного суда по поручению председателя арбитражного суда, его заместителей, руководителя аппарата - администратора арбитражного суда либо в инициативном порядке в связи с необходимостью решения возложенных на подразделение задач.

Подготовка проекта локального акта может быть поручена нескольким структурным подразделениям. При этом организация работы по его подготовке возлагается на структурное подразделение, начальник которого указан в поручении первым либо назначен ответственным исполнителем.

34.7. Предложение структурного подразделения о подготовке проекта локального акта с обоснованием необходимости его издания вносится на рассмотрение руководителю аппарата - администратору арбитражного суда и заместителю председателя арбитражного суда, организующему деятельность данного структурного подразделения в соответствии с распределением обязанностей, председателю арбитражного суда.

34.8. Секретариат председателя арбитражного суда на основании резолюции руководства арбитражного суда вносит в систему автоматизации делопроизводства информацию о поручении по подготовке проекта локального акта, об ответственном исполнителе (исполнителях), сроке подготовки локального акта, ставит поручение на контроль и передает на исполнение ответственному исполнителю.

34.9. Проект локального акта подлежит обязательному предварительному направлению ответственным исполнителем в структурные подразделения, указанные в поручении, для рассмотрения, внесения замечаний и предложений.

34.10. Проекты локальных актов арбитражного суда оформляются на бланках арбитражного суда установленной формы (приложение N 41), на одной стороне листа формата A4 (210 x 297 мм) через 1 - 1,5 межстрочных интервала, шрифтом Times New Roman, размером 14.

Бланки локальных актов арбитражного суда должны иметь поля не менее: левое - 30 мм, правое, верхнее и нижнее - 20 мм.

При оформлении проекта локального акта на нескольких листах первый лист не нумеруется. Последующие листы нумеруются арабскими цифрами начиная с цифры 2. Номер проставляется посередине верхнего поля листа.

34.11. Согласно ГОСТ Р 6.30-2003 локальный акт арбитражного суда должен иметь следующие реквизиты: титульную часть, заголовок, текст (преамбулу и распорядительную часть), подпись (подписи).

34.12. Титульная часть включает в себя:

изображение Государственного герба Российской Федерации (по центру в одноцветном варианте без геральдического щита);

наименование арбитражного суда;

наименование вида документа (приказ или распоряжение);

дату (по левой стороне листа) и номер (по правой стороне листа), проставленные при подписании документа и регистрации, например:

26 октября 2013 года;

место издания, например: Санкт-Петербург.

34.13. Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста локального акта. Он может начинаться словами "Об организации. ", "О проведении. ", "Об утверждении. ", "О создании. " и т.д. Точка в конце заголовка не ставится.

Заголовок, состоящий из двух строк и более, печатается через один межстрочный интервал, выделяется полужирным шрифтом и размещается по центру текста.

34.14. Расстояние между заголовком и текстом составляет два интервала.

Абзац начинается с красной строки. Абзацный отступ - 10,25 мм от левой границы текстового поля.

34.15. В преамбуле кратко излагаются цели и задачи предписываемых действий, факты и события, послужившие основанием издания локального акта. Преамбула может начинаться словами: "В целях. ", "В соответствии. ", "Во исполнение. " и т.д. Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в обосновании.

34.16. Распорядительная часть локального акта должна начинаться словом "приказываю" или "поручаю", напечатанным строчными буквами в разрядку в продолжение преамбулы.

В распорядительной части локального акта излагаются требования, распоряжения, предписания с перечислением структурных подразделений и должностных лиц, которым они адресуются; устанавливается срок выполнения требований, введения их в действие; перечисляются локальные акты, которые признаются утратившими силу, либо акты, в которые необходимо внести изменения.

Распорядительная часть локального акта оформляется в виде пунктов. Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами с точкой.

Разделы и пункты располагаются в логической последовательности.

В последнем пункте могут указываться подразделения или должностные лица, на которых возлагается контроль за исполнением локального акта.

34.17. Подпись локального акта состоит из наименования должности лица, подписывающего документ, его личной подписи, инициалов и фамилии.

Расстояние между текстом и подписью составляет 2 межстрочных интервала. Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия - от правой границы. Например:

Арбитражного суда города Санкт-Петербурга

и Ленинградской области С.В. Изотова

34.18. Требования локального акта излагаются четким и простым языком, короткими, легко воспринимаемыми фразами, с соблюдением всех грамматических правил. Формулировки не должны допускать различных толкований.

Употребляемые термины должны соответствовать терминологии, принятой в законодательстве Российской Федерации.

Если в тексте делается ссылка на локальный акт ВАС РФ, указываются год издания и номер акта.

34.19. Сроки исполнения (введения в действие) локального акта должны быть реальными. Если срок введения в действие не указан, то локальный акт вступает в силу с момента его подписания.

34.20. Утверждаемые локальным актом положения, инструкции, правила, планы и др. оформляются в виде приложения к нему. При наличии нескольких приложений они нумеруются. На первой странице приложения в правом верхнем углу пишется:

от 5 февраля 2012 года N 32

Слово "УТВЕРЖДЕНО" согласуется в роде и числе с первым словом заголовка утверждаемого документа.

Издание вместе с локальным актом приложений, не оговоренных в тексте акта, не допускается.

34.21. Гриф ограничения доступа к информации, номер экземпляра указываются на первой странице локального акта в правом верхнем углу. Номер экземпляра проставляется ниже грифа через 1,5 межстрочных интервала.

34.22. При утверждении локальным актом комиссии (рабочей группы) вначале указываются фамилия, инициалы и должность председателя комиссии (руководителя рабочей группы), затем эти же данные заместителя председателя комиссии (руководителя рабочей группы), секретаря комиссии (рабочей группы) и в алфавитном порядке указываются данные членов комиссии (рабочей группы) независимо от занимаемой должности.

34.23. Проект локального акта подлежит согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами судебной власти, органами судейского сообщества Российской Федерации, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласование проекта локального акта оформляется проставлением визы или с использованием грифа согласования, который включает в себя слово "Согласовано", наименование органа государственной власти или организации, должность, инициалы, фамилию, личную подпись визирующего лица, дату согласовании и проставляется в нижнем левом углу лицевой стороны последнего листа первого экземпляра проекта локального акта.

34.24. Проект локального акта арбитражного суда визируется:

руководителями структурных подразделений, в компетенции которых находятся поставленные вопросы;

председателями судебных составов (при необходимости);

руководителем аппарата - администратором арбитражного суда;

заместителем председателя арбитражного суда в соответствии с распределением обязанностей.

При наличии в арбитражном суде работника-корректора проект локального акта предварительно передается ему для проведения лингвистической экспертизы.

34.25. Согласование проектов локальных актов оформляется проставлением визы на оборотной стороне последнего листа локального акта в левом углу. Гриф согласования включает слово "СОГЛАСОВАНО", дату согласования, подпись должностного лица, инициалы и фамилию.

СОГЛАСОВАНО 6 октября 2011 года

_______________________________ Н.И. Петрова

Визирование проектов приказов по личному составу арбитражного суда осуществляется по форме в соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации.

34.26. Замечания по проекту локального акта оформляются должностным лицом в виде отдельного документа, в котором указываются спорные пункты данного проекта, и предлагается (по возможности) их новая редакция. Замечания прилагаются к проекту локального акта. При этом должностное лицо визирует проект локального акта и указывает в нем "с замечаниями".

При внесении в проект локального акта существенных изменений он подлежит доработке структурным подразделением, подготовившим проект, и повторному согласованию.

34.27. Согласованный проект локального акта представляется на подпись председателю арбитражного суда, в его отсутствие - исполняющему обязанности председателя суда.

Одновременно с проектом локального акта представляются поручение председателя арбитражного суда, его заместителей, руководителя аппарата - администратора арбитражного суда, служебная записка структурного подразделения с кратким обоснованием необходимости издания локального акта, справочные и аналитические материалы и др.

С проектом локального акта также представляются замечания должностного лица, не согласного с его редакцией.

34.28. Отклоненный председателем арбитражного суда локальный акт возвращается в структурное подразделение, подготовившее его проект, на доработку.

34.29. Подписанный локальный акт арбитражного суда не позднее следующего дня после подписания регистрируется работником секретариата председателя арбитражного суда в системе автоматизации делопроизводства или передается для регистрации в группу регистрации подразделения делопроизводства арбитражного суда.

34.30. Локальным актам арбитражного суда при регистрации присваивается очередной номер в порядке подписания локального акта в пределах каждого календарного года, начиная с цифры 1.

Приказы и распоряжения по личному составу арбитражного суда нумеруются отдельно.

34.31. Внесение исправлений в подписанные локальные акты не допускается.

34.32. Локальные акты арбитражного суда, в которые неоднократно вносились изменения и (или) дополнения, издаются в новой редакции.

34.33. Подписанные локальные акты формируются секретариатом председателя арбитражного суда в дело согласно номенклатуре. Например: "Приказы и распоряжения Арбитражного суда Тюменской области. Подлинники".

Подписанные приказы и распоряжения по личному составу арбитражного суда формируются в дело кадровой службой арбитражного суда.

По завершении календарного года локальные акты, сформированные в дело по номенклатуре арбитражного суда, передаются на архивное хранение по сдаточной описи.

34.34. Секретариат председателя арбитражного суда не позднее следующего дня после подписания локального акта размещает его на соответствующем узле единого корпоративного портала арбитражных судов. Суд вправе организовать процесс автоматической выгрузки локальных актов из САД на единый корпоративный портал арбитражных судов.

34.35. Контроль за исполнением локальных актов арбитражного суда возлагается на указанных в них должностных лиц либо осуществляется в общем порядке секретариатом председателя арбитражного суда, кадровой службой, работниками, ответственными за ведение делопроизводства заместителей председателя арбитражного суда, руководителя аппарата - администратора арбитражного суда, в структурных подразделениях арбитражного суда.

В каждой организации – в одной меньше, в другой больше – существуют свои локальные нормативные акты. Это различные положения, инструкции, правила и т. п. При этом есть общеустановленные локальные акты, обязательные для всех организаций без исключения, а есть принятые на усмотрение работодателя. Так или иначе, любой локальный акт обязателен и для работников, и для работодателя – если только не противоречит законодательству. Что относится к локальным нормативным актам? В каком порядке они утверждаются? С кем согласовываются? На кого распространяются? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Что такое локальный акт?

Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 № 428‑6‑1, от 31.10.2007 № 4414‑6).

Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

А в Письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653‑6‑1указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним новичка при приеме на работу. Перед заключением трудового договора работники должны быть
ознакомлены только с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью.

В любом случае, независимо от того, относятся ли штатное расписание и график отпусков к локальным нормативным актам, они должны быть в каждой организации.

Классификация локальных актов

Локальные нормативные акты, несмотря на общие требования, которые к ним установлены, могут различаться по некоторым признакам.

К основным общим требованиям можно отнести следующие:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом);
  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);
  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).

И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

  • принимаемые работодателем единолично;
  • принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФпорядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ), нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

Порядок принятия локальных актов

Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

Разработка локальных актов осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем. В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, разработка проекта правил внутреннего трудового распорядка), главному бухгалтеру (создание положения о системе оплаты труда), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т. д.

При этом, как правило, каждый разработанный локальный нормативный акт проходит процедуру согласования со специалистами других служб – бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т. д.

Свое несогласие или замечания по проекту документа визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. После окончательного согласования локальный акт передается на утверждение руководителю.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения работодатель согласно ст. 372 ТК РФ направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (представительный орган работников). Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим ТК РФ.

Обратите внимание

При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Если согласие достигнуто, акт утверждается руководителем организации или иным уполномоченный лицом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

После утверждения локальный нормативный акт следует зарегистрировать в соответствующем журнале.

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. С лицами, принимаемыми на работу, сделать это нужно до подписания трудового договора.

Каким способом ознакомить работника с локальными актами, определяет работодатель. Это может быть лист ознакомления, оформленный как приложение к локальному акту или к трудовому договору, а может быть отдельная учетная форма.

Оформление локального нормативного акта

При составлении локального нормативного акта нужно уделять внимание не только его содержанию, которое основывается на нормативных правовых актах, но и форме. При оформлении можно воспользоваться положениями ГОСТ Р 6.30‑2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65‑ст).

Согласно данному ГОСТу для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который включает в себя:

  • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
  • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;
  • место составления документа.

Что касается структуры локального акта, он, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30‑2003«Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (таких как положение, должностная инструкция), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

Приведем пример структуры некоторых документов.

Локальные нормативные акты могут содержать приложения. В этом случае делается отметка о наличии приложения. Сделать такую отметку можно в конце документа, например: «Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.». На самом приложении в правом верхнем углу делается отметка, указывающая на связь с основным документом, например: «Приложение № 1 к Положению о структурном подразделении от 13.01.2014».

Локальный акт подписывается работником, его разработавшим. Реквизит «Подпись» включает наименование должности, личную подпись и расшифровку подписи. Кроме этого, если документ проходил согласование с другими должностными лицами, оформляется виза согласования, включающая подпись и должность визирующего, расшифровку подписи и дату подписания.

На подлиннике документа визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.

Документ прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации.

Если локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников, факт учета этого мнения оформляется с помощью специального грифа, который проставляется в левом верхнем углу и выглядит следующим образом.

При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения», который ставится в правом верхнем углу. Утверждаться акт может приказом работодателя и отметка будет такая:

приказом ООО «Юпитер»

Акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. См. образец:

Директор ООО «Юпитер»

Марсов, А. В. Марсов

Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

Изменение, отмена и хранение локальных актов

В случае изменения законодательства, акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения работодатель должен внести изменения в соответствующие локальные нормативные акты. Возможно внесение изменений и по желанию работодателя, но важно, чтобы такие изменения не ухудшали положение работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался. При этом в случае, когда изменения касаются определенных сторонами условий трудового договора, необходимо согласие работника (ст. 72 ТК РФ). Изменять условия трудового договора в одностороннем порядке работодатель может только из‑за организационных или технологических изменений условий труда, предупредив об этом работника за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

В любом случае изменение локального акта осуществляется на основании приказа работодателя с указанием причин, повлекших изменения.

В статье 12 ТК РФ перечислены случаи, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие:

  • истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный нормативный акт автоматически утрачивает силу;
  • отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом. Такая ситуация возникает, например, при изменениях в законодательстве. В данном случае в новом документе необходимо указать, что локальный нормативный акт, ранее регулировавший правоотношения, прекращает действие полностью или в части отдельных положений;
  • вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Обратите внимание

В соответствии со ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации обычно являются приложением к коллективному договору, который заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ст. 43 ТК РФ). Поэтому если в организации существует коллективный договор, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не может превышать трех лет со дня его подписания либо со дня, установленного коллективным договором. Если коллективный договор в организации отсутствует, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не ограничен.

Оригиналы действующих локальных нормативных актов обычно хранятся в одном месте – в канцелярии, отделе кадров или другом подразделении. А подразделениям, которые руководствуются положениями того или иного локального акта, необходимо иметь его копию. В любом случае у работника всегда должна быть возможность при необходимости ознакомиться с локальным актом, связанным с его трудовой деятельностью.

Работодатель также обязан хранить недействующие локальные нормативные акты организации. Сроки хранения установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. В соответствии с этим перечнем практически все локальные нормативные акты хранятся в организации, в которой они были разработаны и утверждены, постоянно.

В заключение обратим внимание на следующее: несмотря на довольно разнообразное количество образцов локальных нормативных актов, не стоит торопиться применять их для своей организации. Лучше подойти к процессу разработки таких документов творчески, применяя при этом не только нормы трудового законодательства, но и действующие в организации коллективные договоры, соглашения и другие нормативные акты.

В текущей работе организации составляют различные документы. Ими обосновываются хозяйственные операции, сделки или расходы. При этом налоговики в любой момент могут истребовать информацию, даже если она связана с деятельностью вашего партнера по бизнесу. Вот почему важно хранить все документы. О том, что нужно учесть, организуя хранение документов, расскажем далее.

Как организовать хранение документов

Порядок хранения документации состоит:

  • из организации хранения документов;
  • обеспечения сохранности документов.

За хранение документов в организации отвечает руководитель (ст. 29 закона № 402-ФЗ). Эти полномочия своим приказом он может передать другому сотруднику, например, главному бухгалтеру. В крупной компании за организацию хранения бумаг может отвечать архивариус.

Нормативные документы, регламентирующие хранение

Порядок и сроки хранения документов установлены:

  • Налоговым кодексом;
  • Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», утвержденный приказом Минфина от 16.04.2021 № 62н;
  • перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным приказом Росархива от 20.12.2019 № 236;
  • правилами организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, утвержденными приказом Минкультуры от 31.03.2015 № 526;
  • методическими рекомендациями Росархива от 19.07.2018 № б/н.

В последнее время в организациях расширяется электронный документооборот. Электронные документы также нужно хранить.

В этом случае обратим внимание на документ, который необязателен, но рекомендован для добровольного применения — ГОСТ Р 54989-2012/ISO/TR 18492:2005, утвержденный приказом Росстандарта от 17.09.2012 № 325-ст. Он устанавливает правила обеспечения долговременной сохранности электронных документов.

Организация хранения документов

Все документы условно можно подразделить на текущие и архивные.

Текущие — это документы, с которыми вы работаете в настоящий момент или которые имеют временный срок хранения.

Архивные — это документы, по которым делопроизводство закончено.

Правила хранения текущих документов законодательно не регламентированы. Как правило, бумаги, используемые сотрудниками в работе, хранятся в столах или стеллажах, расположенных в кабинетах.

Исключение — конфиденциальные документы. Их документооборот надо организовать отдельно, определив в локальном нормативном акте, какие документы относятся к конфиденциальным, каким сотрудникам предоставлено право с ними работать, как они получают доступ к такой информации. Кроме того, потребуется отделить конфиденциальные бумаги от обычных и отвести под их хранение специальную площадь.

Текущие документы можно хранить и в архиве. Но, как правило, там хранят документы, по которым делопроизводство окончено либо которые имеют постоянный или временный (свыше 10 лет) срок хранения.

Перед передачей дел на архивное хранение требуется провести подготовительную работу.

В связи с расширением электронного документооборота организации нужно наладить порядок хранения и таких документов. Их можно держать в электронном виде, а распечатывать по запросу, например, налоговой инспекции.

Только оцифровать все документы с целью уничтожения бумажных копий нельзя. Законодательно это запрещено. Если документы сразу оформлены на бумаге, хранить их нужно в бумажном виде в течение всего срока хранения.

Хранение бухгалтерских документов

С первого января 2022 года обязательно надо применять ФСБУ 27/2021. Он установил следующие правила хранения документов бухгалтерского учета:

  • хранить нужно подлинники документов;
  • хранить нужно документы в том виде, в котором они составлены. Если документ составлен на бумаге, уничтожить его, предварительно переведя в цифровой вид для хранения, нельзя;
  • документы и данные, содержащиеся в них, нужно хранить в РФ. Здесь же должны размещаться и базы данных бухгалтерского учета.

Обратите внимание: требование ФСБУ 27/2021 о хранении документов бухучета, содержащихся в них данных, а также о размещении баз данных на территории РФ, станет обязательным только с 1 января 2024 года (Приказ Минфина от 23.12.2021 № 224н).

Порядок предоставления доступа к документам определяет организация или ИП. При этом чтобы получить доступ к документам, об этом нужно проинформировать главного бухгалтера или другое ответственное лицо.

Хранение кадровых документов

За хранение кадровых документов отвечает кадровая служба. К кадровой относится документация по личному составу организации, а также локальные акты и иные документы, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками.

К документации по личному составу относятся документы:

  • о трудовой деятельности работников, в том числе на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • по учету кадров;
  • по расчетам заработной платы и других выплат;
  • по охране труда.

Хранить кадровую документацию нужно в течение сроков, установленных типовым перечнем документов.

Сроки хранения документов

Документы бухучета, бухгалтерскую, финансовую отчетность хранят не менее пяти лет после истечения отчетного года (ч. 1 ст. 29 закона № 402-ФЗ).

С 17 марта 2021 года сроки хранения регистров налогового учета, а также документов для исчисления, удержания и уплаты налогов составляют пять лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК).

Другие сроки хранения предусмотрены типовым перечнем документов. Он предусматривает, что документы можно хранить:

  • постоянно. Так хранят бухгалтерскую отчетность, передаточные акты, разделительные, ликвидационные балансы и пояснительные записки к ним;
  • если документы по личному составу закончены делопроизводством после 1 января 2003 года, их хранят 50 лет, если после этой даты — 75 лет;
  • 10 лет нужно хранить документы о недостачах, присвоениях, растратах — например, справки, акты, переписку.

Кроме того, предусмотрены и специальные сроки хранения документов:

  • в течение 6 лет нужно хранить документы по страховым взносам (пп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК);
  • 10 лет установлены для хранения документов по убыткам, которые переносят на будущее.

Сроки хранения документов зависят от их видов. Типовые сроки хранения документов смотрите в таблице ниже.

Банковские и кассовые документы

Документы на открытие, закрытие, переоформление расчетных счетов

Договоры банковского счета

5 лет после окончания срока действия договора

Первичные учетные документы и связанные с ними оправдательные документы — кассовые документы и книги, банковские документы

5 лет при условии проведения проверки

Кредитные и заемные договоры,

документы, подтверждающие предоставление кредита (займа) и исполнения должником своих обязательств

5 лет — после полного исполнения обязательств и проверки экспертной комиссией;

10 лет — с условием о залоге имущества

Документы по бухгалтерскому учету

Бухгалтерская отчетность: сводная годовая (консолидированная), годовая;

Постоянно, но не менее 10 лет

Если нет годовых, постоянно, но не менее 10 лет

5 лет после отчетного года;

По годовой бухотчетности — постоянно, но не менее 10 лет

Документы учетной политики

5 лет после замены новыми

Первичные документы и приложения к ним — корешки денежных чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка

5 лет при условии проведения проверки

Расчетно-платежные ведомости, расчетные листы на зарплату и другие выплаты

если нет лицевых счетов — 50 / 75 лет

Положения об оплате труда и премировании работников по месту утверждения

Постоянно, но не менее 10 лет

Документы о дебиторской и кредиторской задолженности

5 лет после погашения долга

5 лет при условии проведения проверки

Документы о недостачах, растратах, хищениях

10 лет (после возмещения ущерба, в случае возбуждения уголовных дел храните до принятия решения по делу)

Акты выполненных работ, оказанных услуг

Акты сверки дебиторской и кредиторской задолженности

5 лет при условии погашения дебиторской или кредиторской задолженности

5 лет после истечения срока действия

Инвентаризационные описи, акты и ведомости

5 лет при условии проведения проверки

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов

5 лет после замены новыми

Налоговые документы

Документы (справки, таблицы, сведения, переписка) о начисленных и перечисленных суммах налогов в бюджеты всех уровней, задолженности по ним

5 лет после снятия задолженности

Декларации (расчеты) организаций по всем видам налогов

Сведения о доходах физических лиц

если нет лицевых счетов — 50/75 лет

Реестры сведений о доходах физических лиц, представляемые налоговыми агентами

Книги учета доходов и расходов по УСН

Страховые взносы и пособия

Расчеты по взносам на обязательное пенсионное страхование

Трудовые договоры, служебные контракты, соглашения об их изменении, расторжении

Личные карточки и личные дела работников, в том числе руководителей

Лицевые счета работников, карточки-справки по заработной плате

О приеме, переводе, перемещении, ротации, совмещении, совместительстве, увольнении, оплате труда, аттестации, повышении квалификации, присвоении классных чинов, разрядов, званий, поощрении, награждении, об изменении анкетно-биографических данных, отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения заработной платы

О направлении в командировку работников

О дисциплинарных взысканиях

Табели, графики, журналы учета рабочего времени

при вредных и опасных условиях труда — 50 / 75 лет

Правила трудового распорядка

1 год после замены их новыми

Штатные расписания и изменения к ним:

  • по месту разработки или утверждения;
  • в других организациях

Постоянно, но не менее 10 лет

3 года после замены новыми

Отчеты работников о командировках

5 лет при условии проверки экспертно-проверочной комиссией

Согласие на обработку персональных данных

3 года после истечения срока действия согласия или его отзыва, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором

Корпоративные документы

Протоколы, постановления, решения общих собраний акционеров и пайщиков

Постоянно, но не менее 10 лет

Реестры владельцев ценных бумаг

Постоянно, но не менее 10 лет

Выписки из реестров владельцев ценных бумаг

Переписка о начислении дивидендов

Ведомости на выдачу дивидендов

Начало срока хранения документации нужно считать с 1 января года, следующего за годом, в котором по ней закончено делопроизводство (ч. 2 ст. 21.1 закона № 125-ФЗ). По некоторым документам это правило уточнено.

Например, по счетам-фактурам годом окончания делопроизводства является год, в течение которого их в последний раз использовали при расчете НДС и при составлении отчетности (письмо Минфина от 19.07.2017 № 03-07-11/45829).

При переносе убытков на будущее нужно хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, пока организация уменьшает налоговую базу (письмо Минфина от 28.01.2022 № 03-03-06/3/5632). Следовательно, срок хранения документов по убыткам составляет 15 лет. Его рассчитывают после истечения 10 лет, установленных для переноса убытков на будущее.

Срок хранения первичных документов, которые подтверждают формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, нужно исчислять с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (письмо Минфина от 16.08.2019 № 03-03-06/1/62257).

Архивное хранение документов

Для передачи дел в архив документы надо правильно подготовить. Если под архив специально отведено помещение, к нему предъявляют особые требования (п. 2.16 правил, утвержденных приказом Минкультуры от 31.03.2015 № 526).

Архивное помещение должно быть удалено от остальных помещений организации — лабораторных, производственных, бытовых и не иметь общих с ними вентиляционных каналов. От соседних помещений архив должен быть отделен несгораемыми стенами и перекрытиями с пределами огнестойкости не менее двух часов.

Через архивохранилище не могут проходить трубы водоснабжения и канализации, технологического или бытового вывода воды.

Архивное помещение должно быть достаточно освещенным и хорошо проветриваемым, чтобы обеспечить рециркуляцию воздуха, стабильный температурно-влажностный режим, очистку воздуха от пыли и посторонних примесей. Кроме того, архивохранилище должно иметь выходы к лифтам и лестничным клеткам.

Но отводить для документов специальное помещение необязательно. Главное — хранить их в запирающихся шкафах или сейфах, которые обеспечивают сохранность документов и предохраняют от пыли и света.
Документы перед сдачей на архивное хранение надо отобрать и правильно подготовить.

Из всего массива имеющихся документов нужно выделить те, которые относятся к личному составу, имеют постоянные или временные сроки хранения. Именно эти документы подлежат архивному хранению (раздел 1.1.2 методических рекомендаций Росархива от 19.07.2018 № б/н).

Перед передачей дел в архив требуется экспертиза, которая определит ценность документа и срок его хранения. Для проведения экспертизы нужно создать экспертную комиссию. В небольших фирмах ее создают по приказу руководителя, в крупных она действует на основании специально утвержденного положения.

Дела в архив передают по описи. В результате экспертизы нужно составить отдельные описи дел по документам:

  • постоянного срока хранения;
  • временных сроков хранения свыше 10 лет;
  • по личному составу;
  • по электронным документам постоянного хранения.

Основой для составления описи дел, документов постоянного или временного срока хранения является номенклатура дел. Ее составляют на предстоящий календарный год, вводят в действие с 1 января и впоследствии корректируют.

Передачу документов в архив организации надо оформить актом приема-передачи. Его подписывают председатель и члены комиссии, а утверждает руководитель организации.

Далее необходимо организовать правильное хранение дел в архиве. Полное оформление дела на бумажном носителе предусматривает выполнение следующих действий:

  • подшивку или переплет документов дела;
  • нумерацию листов дела;
  • составление листа — заверителя дела;
  • составление внутренней описи документов дела;
  • оформление обложки дела.

Если на хранение сдают электронные дела, для их передачи тоже нужна опись.

В локальном нормативном акте организации должно быть указано лицо, ответственное за хранение архивных документов. Например, бухгалтер, секретарь или кадровик. Поручите им завести специальный журнал выдачи архивных документов. В нем нужно указывать Ф.И.О. сотрудника, который получил дело из архива, дату его выдачи и возврата. Все эти операции работник должен подтвердить подписями в журнале.

Уничтожение документов с истекшими сроками хранения

Документы с истекшими сроками хранения уничтожают. Для утилизации отбирают документы, срок хранения которых истек к 1 января того года, в котором их ликвидируют.

За уничтожение документов на фирме также должна отвечать экспертная комиссия. Она нужна, чтобы отобрать дела для уничтожения и для дальнейшего хранения.

Комиссия утверждает и согласует описи дел, документы описи и акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению. Все эти документы нужно утвердить у руководителя. После этого дела, выделенные по акту к уничтожению, можно утилизировать.

Дела на бумажном носителе, выделенные к уничтожению, передаются на утилизацию по акту о выделении к уничтожению документов, а также на основании иных документов, подтверждающих факт их сдачи на уничтожение.

Электронные дела с истекшими сроками хранения выделяют в общем порядке. После этого их ликвидируют физически или с помощью программно-технических средств, например, перезаписывают информацию на диске.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: