Архангельский траловый флот список судов

Обновлено: 18.04.2024

Только все капитаны были самыми что ни на есть настоящими, а не книжными и не киношными. Это были знаменитые капитаны Архангельского тралового флота. А импровизированной кают-компанией стал музей тралфлота.

Вот она, эта великолепная четвёрка: Валерий Мамонтович Поляшов, Фёдор Григорьевич Вакорин, Валентин Александрович Фролов и Владимир Петрович Лупачев. Убелённые сединами ветераны. Стаж работы в Архангельском траловом флоте на четверых – двести лет. На груди поблёскивают тяжёлые ордена. Тяжёлые во всех смыслах. Тяжело они достаются за тяжёлый рыбацкий труд, тяжёлые и по весу – в Советском Союзе металла для орденов не жалели.

Вся жизнь – тралфлот

Архангельский траловый флот – это их жизнь. После мореходки – тралфлот, 50 лет работы, потом на пенсию. Но и на пенсии покой им только снится. Совет ветеранов Архангельского тралового – это мощная организация. Сегодня в ней состоит 600 бывших работников, у большинства из которых в трудовой книжке всего одна запись о приёме на работу: принят в Архангельский траловый флот. Только даты разные.

И вот начинаются рассказы о жизни и о работе. Причём интересно, что рассказывать историю начинает один из ветеранов, продолжает другой, а заканчивает третий. Их судьбы удивительным образом похожи. Почти все выходцы из поморских деревень, разбросанных на берегах Белого моря в разных районах области. Все либо дети войны, либо родившиеся сразу после неё. Почти все из многодетных семей. Мореходку выбирали по разным причинам, среди которых не последнее место занимала та, что «мореходка» брала этих мальчишек на полное государственное обеспечение. Их обували, одевали, кормили, дали кров, да ещё и учили. У кого‑то отец отработал в тралфлоте всю жизнь, а кто‑то стал первым мореходом и рыбаком в династии.

Все ветераны – выпускники Архангельского морского рыбопромышленного техникума, который готовится отметить 80‑летие. Он становился мореходкой в конце 70‑х годов прошлого века. Полностью название звучало так: Архангельское мореходное училище министерства рыбного хозяйства.

Поводы для гордости

Все они гордятся своей профессией, профессией рыбака, гордятся своим предприятием – Архангельским траловым флотом. Потому, что именно с него начиналось промышленное рыболовство на Севере. Потому, что не развалился, как некоторые куда более крупные предприятия рыбной промышленности. Архангельский траловый выдержал, выстоял. А теперь ещё и с оптимизмом смотрит в будущее. Ведь за последние пять лет проведена модернизация порта, планируется строительство ещё одного рыбоперерабатывающего предприятия, а, самое главное, на верфи в Выборге заложены четыре новых судна. Один из ветеранов был приглашён на закладку головного траулера серии, другой побывал на спуске. О новом траулере говорит с восторгом.

Редкое имя, но наше

Дверь в музей отворилась, и на пороге появился ещё один знаменитый капитан Архангельского тралового флота. Представился: «Валерьян Павлович Захаров». Увидев моё удивление, добавил: «Да, вот такое редкое имя – Валерьян». На что я ему ответил, что имя вовсе не такое уж и редкое. Я, например, Андрей Валерьянович, а моего отца зовут Валерьян Константинович. Пришло время удивляться капитану Захарову. А когда начали разговор о поморских корнях, выяснилось, что мой отец и Валерьян Петрович Захаров – выходцы из одной и той же деревни Ворзогоры Онежского района! Оказалось, что и мои однофамильцы, а скорее всего, даже дальние родственники, тоже ходили в море на траулерах Архангельского тралового флота. Капитаны вспомнили и машиниста РМУ Привалихина, и тралмейстера Привалихина. После этого мне показалось, что капитаны признали во мне своего.

Наши дипломы котировались

Когда День рыбака праздновали всем городом, то траулеры стояли на Красной пристани, был открытый трап, и оказывалась масса желающих подняться на борт – всё посмотреть, потрогать.

Валерьян Павлович Захаров вспоминает такой случай. В 80-м году шёл он со старшим механиком Сапожниковым Геннадием Александровичем, а навстречу два пацана: «Ого! Два капитана, два капитана». Да нет, у них знаки разные – у одного секстан, а у другого винт, значит, один капитан, другой механик. Разбирались пацаны, не то что сейчас.

90 процентов работающих в тралфлоте – это выпускники местного рыбопромышленного техникума. Это настоящая кузница кадров. Выпускники техникума работали на всех бассейнах. И на Дальнем Востоке, и на Балтике, и на югах, и в Мурманске.

Капитан Захаров рассуждает о морской профессии:

– Я когда работал последний год перед выходом на пенсию, разговаривал с лоцманом норвежским, так он сказал, что и у них молодёжь неохотно идёт в профессию. Я должен сказать, что наша система высшего образования вообще, и морского образования в частности, была самой сильной. У нас был огромный флот, и по безаварийности мы были на первом месте. И англичане, и норвежцы, и немцы были позади нас. А флот у нас в СССР тогда был больше 3500 траулеров и транспортных судов. Потом у нас всё рухнуло. Сидеть на пенсии не хотелось. Хотелось работать. Я работал в Объединённых Арабских Эмиратах. И была у меня в 2000 году интересная встреча. В Индии стояли мы борт о борт с судном, на котором экипаж полностью был хорватским. Подходит ко мне старпом и говорит, что меня зовут. Подошёл к борту, спрашивают – из России? Отвечаю, что да, из России. Тогда заходи к нам в гости. Зашёл. Оказалось, что стармех окончил Мурманскую высшую мореходку, капитан окончил Ленинградскую высшую мореходку. У них рабочие дипломы – у одного мурманского порта, у другого ленинградского порта. Свои дипломы у них есть, но они работают по нашим. Поскольку наши дипломы котировались выше! Рыбаки на средних и малых судах, капитаны преимущественно пользовались нашими дипломами.

Помор – он и в Оксфорде помор

Обидно, что сегодня мы уже не можем сказать, что наш район промысла – мировой океан. Ведь это мы его осваивали, везде ходили. Везде ловили. А тем, кто работал на СРТ, РТ, ПСТ в Баренцевом море, приходилось по два раза в сутки швартоваться для сдачи рыбы, работали в штормовых условиях, при ограниченной видимости в огромной группе промысловых судов, но аварийности не было. А вот транспортные суда, завидев группу рыбаков, обходили их далеко, стороной, а по радиосвязи спрашивали: «Ну как вы работаете?» Они не разбирались в наших манёврах. Опыта у рыбацкого капитана больше, чем у любого другого судоводителя.

Мы прощаемся как добрые друзья. Мне кажется, что я давно знаю этих суровых, проверенных морем людей. Все капитаны – настоящие поморы. Все из деревень, расположенных на берегу Белого моря. Они вспоминают, что в советской лоции 1962 года чёрным по белому было написано, что на побережье Белого моря живут поморы, прекрасные зверобои и рыбаки. И даже в Оксфордском словаре английского языка было русское слово «поморы» – русское коренное население побережья Белого моря.





В 1920 году в ведение АТФ передали 12 национализированных траулеров: 6- Архангельского рыбопромышленника Беззубикова (см. фото Т-26 « Треска», Т-40 «Скат»), 6- Архангельского Центросоюза (Т-25 «Сайда»). В 1920-м году 12 тральщиков дали 17 тысяч центнеров рыбы.





К концу 70-х годов АТФ переживает свой пик развития, имея 19 судов типа БМРТ , при этом не по теряв 39 едениц паровых РТ, в том числе 4 единицы БМРТ типа «Алтай» более мощных, чем обычные БМРТ типа «Лесков» и «Маяковский». 8 июля 1970 года Архангельский траловый флот за достигнутые успехи , внедрение передовых технологий и в связи с 50-летием со дня основания был награжден Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.



В настоящее время на Выборгском судостроительном заводе строятся 4 траулера-процессора по заказу АТФ. Это суда проекта КМТ01, имеющие длину 86 метров, ширину 17 метров, ледовой класс Ice3. Суда будут оборудованы автоматизированной рыбной фабрикой, позволяющей выпускать филе, обезглавленную и потрошеную рыбу, икру, печень трески, рыбную муку и рыбий жир. Таким образом, переработка на борту будет безотходной. Головное судно «Баренцево море» было спущено на воду 05.12.2018 года.

Старейший траловый флот в России, созданный в соответствии с декретом В.И. Ленина 19 марта 1920 года.

С 2014 года АТФ входит в НП «Северо-западный рыбопромышленный консорциум».

В состав АТФ входят специализированные подразделения по ремонту судов, перевалке и хранению грузов, обучению и переподготовке плавсостава. Мы перерабатываем рыбу, как на борту судов, так и на рыбоперерабатывающем заводе в г. Архангельске.

АО «Архангельский траловый флот» ведёт промысел трески, пикши и синекорого палтуса в Северо-Восточной части Атлантического океана (район FAO 27 с зонами ICES Ia, Ib, IIa, IIb).

На рыбодобывающих судах внедрены индивидуальные системы управления безопасностью пищевых продуктов НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points), все суда одобрены властями ЕС и КНР как поставщики рыбопродукции на территорию стран Европейского Союза и Китайской Народной Республики.

Промысел трески, пикши, палтуса и сайды сертифицирован по экологическому стандарту устойчивого рыболовства Морского попечительского совета (MSC).

Внимание, компания размещена бесплатно.
Узнайте о плюсах платного размещения или Закажите обратный звонок

















KAPITAN GORBAHEW
Рыболовное судно , 8908131 , UAWH
DWT: 3315, HP : 2 x 2650 kW,
ME
: 6VDS 48/42 AL-2

Назван лучший траулер-процессор 2021 года по версии Baird Maritime - [ Судостроение ]
Издательство Baird Maritime выделило из построенных в 2021 году в мире судов для изучения около.

Морское Инженерное Бюро о реализованных проектах за 2021 - [ Авторские статьи ]
По итогам 2021 года Морское инженерное бюро создало 33 новых и значительно переоборудованных проектов судов.

На траулере "Норвежское море" поднят флаг - [ Судостроение ]
Сегодня в Петербурге прошла церемония поднятия государственного флага РФ на первом серийном крупнотоннажном траулере-процессоре "Норвежское.

Подробности спуска траулера проекта КМТ01 "Карское море" - [ Судостроение ]
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония спуска на воду четвертого траулера-процессора проекта КМТ01 "Карское море".

Торжественная церемония спуска на воду траулера "Карское Море" - [ Судостроение ]
Сегодня на "Выборгском судостроительном заводе" состоялась торжественная церемония спуска на воду траулера проекта КМТ01 "Карское.

Приглашаем на совместную прогулку по «Норвежскому морю» - [ Видео ]
Это то особенное чувство, когда заходишь на новенькое судно. Где-то ещё ведутся работы, приводятся в.

Траулер "Норвежское море" передан заказчику! - [ Судостроение ]
Второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01 "Норвежское море" передали.

Эксперты обсудили, чем оборачивается затягивание строительства судов под инвестиционные квоты - [ Судостроение ]
Предприятия Северного бассейна на конференции Fishnews рассказали об издержках, которыми оборачивается затягивание строительства судов под.

Готовность траулера "Норвежское море" составляет более 98% - [ Судостроение ]
Готовность второго траулера проекта КМТ01 "Норвежское море", строящегося на Выборгском судостроительном заводе составляет более 98%. .

Рыбопромысловые суда доставили в порт Архангельск очередной груз - [ Рыболовство ]
Три траулера – "Архангельск", "Ягры" и "Викинг" – доставили в порт столицы Поморья более 700.

Соглашение о мерах по защите уязвимых биотопов Баренцева моря: итоги первого года - [ События ]
14 июля 2020 года представители рыбодобывающих организаций России в лице НО "СРПС", ГК "НОРЕБО", ГК.

Состоялось празднование 100-летнего юбилея Архангельского Тралового Флота - [ События ]
В областном театре драмы имени М.В. Ломоносова состоялось торжественное мероприятие, посвященное 100-летию Архангельского тралового флота.

Суда строят, а кто будет их ремонтировать? - [ Эксклюзив ]
Второй день IV Международного форума «Судостроение в Арктике-2021» завершился непосредственно на теме судостроения и судоремонта.

Умер гендиректор Архангельского тралового флота Алексей Заплатин - [ События ]
15 мая из жизни ушел генеральный директор Архангельского тралового флота и исполнительный директор Северо-Западной рыбопромышленной.

Выборгский судостроительный завод в 2021 г. утроит инвестиции в свое развитие - [ Судостроение ]
Выборгский судостроительный завод (Ленинградская область) планирует в 2021 году вложить 550 млн рублей в своей.

В Архангельске создадут технопарк для ремонта и обслуживания рыбопромысловых судов - [ Судоремонт ]
Технопарк для ремонта, обслуживания и снабжения рыбопромысловых судов создадут в порту Архангельска. .

В Петербурге на траулере "Баренцево море" подняли флаг РФ - [ События ]
Губернатор Петербурга Александр Беглов 4 февраля принял участие в церемонии подъёма государственного флага на траулере.

"Баренцево море" - лучший траулер 2020 года по версии Baird Maritime - [ События ]
Результаты были опубликованы на портале Baird Maritime, лидирующую позицию в номинации "Лучший траулер 2020 года".

Судно "Баренцево море" выйдет на промысловые испытания 4 февраля - [ Рыболовство ]
"Баренцево море" – первый в новейшей российской истории крупнотоннажный траулер-процессор, построенный на российской верфи по.

С НОВЫМ ГОДОМ!

Коллектив Северного морского музея от всей души поздравляет Вас с наступающим Новым Годом!
Показать полностью.
Пусть 2022 год будет действительно и по-настоящему полон сердечной теплотой, взаимной ответственностью и любовью.

Надеемся, вы сможете больше путешествовать и наполняться желанием жить, творить и выходить на новый уровень знаний и ощущений.

От всего сердца благодарим Вас за вашу поддержку и участие. Будьте здоровы и счастливы в Новом Году!

Семь футов под килем!

Музей Архангельского тралового флота

Музей Архангельского тралового флота запись закреплена

Наталья Титова


Наталья Титова

Музей Архангельского тралового флота

Музей Архангельского тралового флота запись закреплена

С наступающим Новым годом!Этот год подарил нам много впечатлений, много новых встреч, много интересного и запоминающегося.

Музей Архангельского тралового флота

Музей Архангельского тралового флота запись закреплена
Подслушано в Море - Моряки Торгового Флота

Архангельский Траловый Флот или АТФ (АБТФ)

Музей Архангельского тралового флота

Музей Архангельского тралового флота запись закреплена
Администрация округа Варавино-Фактория

комфорт-2023
БЛАГОУСТРОИМ МАЛУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ВМЕСТЕ!

В стенах администрации округа Варавино-Фактория состоялась первая (но далеко не последняя) встреча общественности с проектировщиком, который готовит 3D-визуализацию реконструкции малой общественной территории у здания ТЦ "Фактория".
Показать полностью.

Именно обращения общественников стали отправной точкой для начала комфортных изменений на этой территории.

Ни для кого не секрет, что в 70-80-е годы прошлого столетия она была центром притяжения и народных гуляний всей Фактории.

По планам устроителей, весной этого года она будет выдвинута на рейтинговое интернет-голосование, чтобы подвериться ещё раз у горожан, а нужно ли что-то здесь менять вообще.

На первой встрече были обрисованы основные моменты, и главное, что это должна быть тихая зона отдыха с комфортным пешеходными тротуарами, местами отдыха и хорошими осветительными элементами.

Договорились, что проектировщик предусмотрит зону озеленение и высадки цветов, обсудили приоритеты для зимнего, комфортного содержания.

Возможной "фишкой" территории станет организация на площадке тематической выстовочно-ярмарочной деятельности.

Общественники пришли к выводу, что в этой зоне должна быть и своя стела, характеризующая историческое содержание этой некогда рыбной вотчины.

Общественники, окружная администрация и проектировщик взяли немного времени, чтобы ещё раз состыковать все взаимные пожелания с учётом инженерных коммуникаций (здесь проходит водопроводная и дренажная сети).

В любом случае такие встречи для сверки идей действительно необходимы, чтобы в дальнейшем не было негатива, что к мнению общественности не прислушались и навязали лишь свою идею "сверху"

До 15 января - времени исполнения муниципального контракта по визуализации проекта - есть над чем подумать всем сторонам, чтобы в дальнейшем представить на суд горожанам адекватный проект без лишних изысков, но с правом на реальное воплощение, быть может даже в более короткие сроки!

А вы, что хотели бы видеть на этой территории?! И кстати, с возвращением новогодней елки на это историческое место вопрос практически решен.

Музей Архангельского тралового флота

Музей Архангельского тралового флота запись закреплена
Подслушано в Море - Моряки Торгового Флота

⚓

Какой бы волной моряка не накрывало, он всегда будет на плаву!

Музей Архангельского тралового флота

Музей Архангельского тралового флота запись закреплена

КТО В МОРЕ НЕ ХАЖИВАЛ, ТОТ БОГУ НЕ МАЛИВАЛСЯ. Святой Николай — один из самых почитаемых святых в православии. Он считается защитником простого народа, покровителем мореплавания, торговли и земледелия. Память Николая Чудотворца чтут двумя большими праздниками, один из которых приходится на 19 декабря и отмечается он как день обретения Церковью нового небесного покровителя. Всех мореходов поздравляем с этим праздником! В музее прошло новое тематическое занятие "На Николу зимнего"

Наталья Титова


Наталья Титова

Анна Некрасова

Наталья Владимировна, примите поздравления с Днем Николы! У Вас традиционно в семье - Николай Степанович

Наталья Титова


Наталья Титова

😍

Анна, спасибо))) принимаем поздравления))) благодарим Вас за плодотворную, интересную работу и сохранение наследия тралового флота в экспонатах музея.

Анна Некрасова

Анна Некрасова запись закреплена

Одна из вновь утвержденных памятных дат Архангельской области - 17 декабря- День СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ. В этот день в 1932 году постановлением СНК СССР образовано управление Севморпуть, задачей которого было "продолжить окончательно Северный морской путь от Белого до Берингового пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания". Северный морской путь во все времена имел важнейшее значение для экономического значения развития Севера, а тем более сегодня, когда Архангельск является одним из важнейших портов Арктической зоны России.

Музей Архангельского тралового флота

Музей Архангельского тралового флота запись закреплена

💯

Книга - источник знаний. Книга Ивана Васильевича Паролова "Суда Архангельского тралового флота" - занимает достойное место и пользуется большим спросом при написании исследовательских работ. Иван Васильевич Паролов наш большой друг.

Северный морской музей

Любой музей - это не только коллекции, артефакты, технологии работы с посетителями, конференции, презентации и отчеты. Хотя и они тоже! Музей, это прежде всего, сообщество людей, объединенных интересом и любовью к одной или нескольким темам.
Показать полностью.

Важной частью музейного мира являются коллеги-исследователи, в том числе самобытные энтузиасты, чья жизнь и профессия, казалось бы, напрямую не связана с исторической наукой. Одним из таких любимых друзей-партнеров Севмормузея является архангельский исследователь Иван Васильевич Паролов. В своей основной ипостаси он - боцман ледокола "Иван Чадаев", широко известного трудной и важной работой в порту Архангельска.

Всем, увлекающимся историей флота и кораблестроения, он известен своими многочисленными историческими работами. В частности, буквально недавно свет увидела новая книга Ивана Васильевича "С именем Ломоносова на борту".

Предлагаем вашему вниманию отличный сюжет в рамках проекта "Твои люди, Архангельск" про И.В. Паролова и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с его героем!

Музей Архангельского тралового флота

Музей Архангельского тралового флота запись закреплена

ГОРДЕЛИВО,БЛАГОРОДНО,ДОСТОЙНОАХАНГЕЛЬСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ - ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР международного кинофестиваля стран Арктики - Arctic open. Среди членов жюри были такие известные актеры, как Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова.

Наталья Титова


Наталья Титова

Музей Архангельского тралового флота

Музей Архангельского тралового флота запись закреплена
КПРФ Архангельской области

В ОБЛАСТНОМ КОМИТЕТЕ КПРФ ЧЕСТВОВАЛИ ЛЕГЕНДАРНОГО КАПИТАНА ТРАЛОВОГО ФЛОТА ФИЛИППА СИВИРЬЯНОВИЧА ГУЛЯЕВА

Сегодня в Архангельском обкоме КПРФ состоялась встреча руководителей регионального отделения КПРФ с ветеранами — капитанами Архангельского тралового флота. Среди них — единственный на сегодня в Архангельске Герой Социалистического Труда, дважды кавалер Ордена Ленина Филипп Сивирьянович Гуляев.
Показать полностью. Встреча была приурочена к празднованию Дня героев Отечества, который отмечается в Российской Федерации 9 декабря.

От имени КПРФ памятные часы легендарному капитану вручил второй секретарь обкома КПРФ Александр Новиков.

Вся трудовая жизнь Филиппа Сивирьяновича связана с работой на рыбопромышленных судах. Девять лет — с 1972 по 1981 годы — он был капитаном большого морозильного рыболовного траулера «Карпогоры». За это время под командованием Гуляева траулер выловил в общей сложности более 900 тысяч центнеров рыбы, а средний годовой вылов составлял более 100 тысяч центнеров. За достигнутые показатели Филипп Гуляев в 1981 году был удостоен одной из высших наград СССР — звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой звезды «Серп и Молот».

Как сегодня вспоминал легендарный капитан, за всё время рыболовного промысла он находил по морям и океанам почти 440 тысяч километров — «одиннадцать экваторов», половину из которых — «с тралом за бортом».

Секрета такого признания Филипп Сивирьянович не скрывает и говорит просто:

— Я всегда делал только хорошее, а траловый флот — это моя гордость.

В завершение встречи капитаны тралового флота рассказали о своей борьбе за достойную жизнь, которую ведут с середины 90-х, когда государство откровенно их кинуло и не учло при назначении пенсионных выплат то время, когда они трудились в арктических морях. В результате пенсии у них значительно ниже положенного, поскольку учитывалось только место нахождения самого предприятия — Архангельск. А то, что большую часть трудового пути ветераны прошли за полярным кругом, не учтено.

Многочисленные обращения к депутатам-единоросам не помогли: видные представители «Единой России» Чилингаров и Вторыгина только слушали и обещали, но реальных шагов так и не сделали, не помогли ветеранам вернуть заработанное. Как не помогли им и в судах, в которые ветераны обращались уже неоднократно. Однако бросать борьбу за достойную жизнь они не намерены. Будем бороться!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: