Арбитражный суд лондона что решает

Обновлено: 22.04.2024

В этой статье мы рассмотрим особенности третейского разбирательства, процесс обращения в третейские суды, другие его аспекты, расскажем про наши услуги по арбитражу в Лондоне . Рассматривать вопрос мы будем на примере Лондонского международного арбитражного суда (LCIA). Несмотря на то, что существуют много других международных третейских судов, эта судебная инстанция достаточно популярна как институт разрешения споров между участниками внешнеторговых договоров. (не так популярна как Стокгольм и Париж ).

Заказать услугу можно по ссылке .

Мы с соцсетях:

В деловых отношениях по внешнеторговым контрактам у обеих сторон могут возникнуть споры, относящиеся к надлежащему исполнению договора, сроков его исполнения и другим обязательствам по договору. Безусловно, стороны при возникновении спора изначально будут стараться (и обязаны попробовать) достичь досудебного соглашения путём переговоров. Однако достичь такого решения удаётся не всегда, поэтому часто стороны прибегают к судебному разбирательству для разрешения возникшего спора по договору. В связи с тем, что в внешнеторговых контрактах стороны договора являются субъектами экономической деятельности разных государств, возникает вопрос – к какой юрисдикции относится сложившийся спор, нормы материального права какой страны должны учитываться при судебном разбирательстве? Решение национального суда одного государства не может быть исполнено на территории другого государства без санкционирования, одобрения.

Поэтому участники международных коммерческих сделок обращаются с просьбой рассмотреть и разрешить свои споры в негосударственные третейские суды, созданные специально для разрешения проблемы определения юрисдикции при судебном разбирательстве между субъектами экономической деятельности разных государств.

Общие сведения

Лондонский третейский суд – одна из международных негосударственных судебных инстанций по арбитражному разбирательству, действующая по правилам международного арбитража – Регламент ЛМТС (создан в соответствии с требованиями Комиссии ООН по праву международной торговли).

Арбитраж в Лондоне отличается от других государственных арбитражных судебных инстанций в силу присущих ему особенностей:

  • Решения международного арбитража, в том числе международного арбитража в Лондоне, подлежат исполнению практически во всех государствах в соответствии с Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, которая была ратифицирована всеми “экономически-значимыми” государствами. Так обеспечивается эффективность этой судебной инстанции как всемирного арбитра, потому что решение международного арбитража в странах-участников вышеупомянутой конвенции осуществляется в упрощенном порядке, без пересмотра дела по существу;
  • Также решения Лондонского международного третейского суда являются окончательными. Правила LCIA не предусматривают возможности подать апелляцию. Это правило предусмотрено для того, чтобы фирмы и организации не тратили большое количество времени на рассмотрение спора в апелляционном порядке;
  • Отличительной особенностью арбитража в Лондоне являются значительные затраты на него. Третейское разбирательство дорогое, так как оно независимо от какого-либо государства и существует благодаря затратам участников разбирательств. Чтобы обратиться с просьбой об арбитражном разбирательстве, сначала нужно оплатить регистрационный сбор в размере 1.750 фунтов стерлингов. Кроме того, оплачиваются гонорары и издержки составу арбитража (до 450 фунтов в час). Сумма гонораров и издержек зависит от объёма документации, стоимости иска, сложности разбирательства, количества участвующих арбитров. К этому добавляется и стоимость оказанных услуг юридической помощи. Предварительно рассчитать сумму всех затрат на Лондонский третейский суд не получится. Однако на основе нашей практики по таким делам мы можем сказать, что сумма общих затрат будет как минимум не менее 15% от всей стоимости иска в Лондон. В случае, если спор будет разрешён в пользу какой-либо стороны разбирательства, то сумма всех затрат этой на арбитраж компенсируется, в том числе и регистрационный сбор, а также стоимость услуг юридической помощи;
  • К положительным особенностям арбитража в Лондоне можно отнести его конфиденциальность. Согласно регламенту LCIA, Лондонский суд не публикует арбитражные решения. Однако публикуются отдельные решения по делу. Например, решения об отводе арбитров. Публикация осуществляется с редактированием названий сторон.
  • В отличие от государственных судебных инстанций, в Лондонском международном третейском суде предусмотрено право участников разбирательства самостоятельно выбирать арбитра (судью) для разрешения своего спора, но в соответствии с регламентом LCIA окончательно утвердить арбитров может сам LCIA после их проверки на соответствие критериям для арбитров. За долгое время нашей арбитражной практики в суде Лондона мы участвовали в разбирательствах с разными арбитрами. У нас сложилось мнение касательно этих арбитров, поэтому, если вы воспользуетесь нашими услугами по международному арбитражу , мы можем помочь с выбором компетентного, опытного, профессионального арбитра для вашего третейского разбирательства.

Как разрешить спор по внешнеторговому договору в Лондонском третейском суде?

Правила Арбитража в Лондоне, установленные регламентом LCIA, предусматривают два возможных способа обращения в третейский суд Лондона. Рассмотрим их подробнее.

Арбитражная оговорка в договоре

Согласно сложившейся практике, стороны договора обычно включают в договор так называемую арбитражную оговорку. Такая оговорка подтверждает согласие сторон на рассмотрение их возможного будущего спора, возникающего из внешнеторгового контракта, в международном арбитражном суде без обращения в государственные суды. В пример представим арбитражную оговорку из договора нашего клиента, которая позволила нам обратиться в Лондонский третейский суд.


Третейское соглашение

Условия арбитражной оговорки и третейского соглашения

Как в оговорке, так и в третейском соглашении должны быть предусмотрены обязательные условия. Среди них:

  • Место арбитражного разбирательства. Место разбирательства не является местом проведения заседаний. Заседания могут проводиться в определенном месте, а место арбитражного разбирательства определяет применимое право, если стороны заранее его не установили;
  • Применимое материальное право. Стороны вправе установить законодательство какого государства будет применяться при разрешении спора при подаче иска в Лондон.
  • Язык разбирательства. По соглашению сторон может быть установлен язык, на котором будет осуществляться разбирательство в Лондонском арбитраже;
  • Количество арбитров. Стороны могут установить количество арбитров для разбирательства по спору. Согласно регламенту ЛМТС возможно установить состав арбитража из единоличного арбитра или трёх арбитров.

Эти условия обязательны. От параметров некоторых условий зависит размер затрат на арбитражное разбирательство в Лондоне. Кроме того, от языка, применимого права, количества арбитров и места разбирательства зависит стоимость наших услуг по международному арбитражу .

Мы понимаем, что зачастую компании вынуждены обращаться с иском в Лондон, чтобы формально отчитаться перед налоговой службой. Такая формальность помогает избежать больших штрафов от налоговой за не взыскание неустойки с иностранного контрагента. Мы идём навстречу и предоставляем большую скидку компаниям, которым нужно просто отчитаться перед налоговой.

Отметим, что существенным преимуществом международного арбитража является возможность проведения заседаний в режиме онлайн, по видеосвязи, возможно даже без личного участия заявителя. Кроме того, возможен электронный документооборот. Разбирательство можно осуществлять дистанционно, без выездов в другие государства. В таком случае наши услуги становятся дешевле.

Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) 11 августа 2020 года выпустил пересмотренный Арбитражный регламент. Пересмотренные Правила LCIA вступают в силу с 1 октября этого года. С этой даты урегулирование международного спора посредством арбитража в Лондоне будет осуществляться в соответствии с новыми положениями.

LCIA является одним из ведущих институтов международного арбитража. Он обеспечивает эффективное администрирование арбитражных и других процедур ADR, в соответствии с любой правовой системой. Международный характер услуг LCIA отражается в том факте, что, как правило, более 80% сторон в рассматриваемых делах LCIA не имеют английского гражданства.

LCIA работает в рамках трехуровневой структуры, которая включает компанию, Суд LCIA и Секретариат. LCIA Court является последней инстанцией для надлежащего применения правил LCIA, и его ключевые функции включают назначение трибуналов, определение отводов арбитрам и контроль затрат.

Обновления, принятые LCIA Court и Советом директоров LCIA, охватывают вопросы, которые не рассматриваются в других ведущих арбитражных правилах. Среди прочего, пересмотренные правила касаются:

  • урегулирования международных споров посредством дистанционного слушания;
  • конфиденциальности;
  • проблем соблюдения политик, касающихся таких вопросов, как борьба с коррупцией, отмыванием денег и экономическими санкциями;
  • защиты данных и безопасности;
  • поведения представителей партии;
  • вопросов, связанных с проведением многостороннего/многоконтрактного арбитража в Лондоне.

Нововведения в Регламенте

В пересмотренных правилах рассматриваются некоторые вопросы, возникшие в результате пандемии COVID-19, и подтверждается право трибунала начать арбитражное слушание дистанционно.

Пересмотренный Регламент теперь прямо предусматривает, что слушания может проводиться посредством видеоконференции, других коммуникационных технологий.

При разрешении международных коммерческих споров в арбитражном порядке суд должен подписывать арбитражные решения в электронном виде, если стороны не договорились об ином или не указали трибунал или суд LCIA. Если есть несоответствие между электронной и бумажной формами решения, электронная форма будет иметь преимущественную силу.

В некоторых юрисдикциях в ходе урегулирования претензий с помощью международного арбитража требуется подписание решения «мокрыми чернилами», чтобы соответствовать местным требованиям «в письменной форме».

Пересмотренные правила вводят новое положение «Защита данных», касающееся законов о конфиденциальности информации, включая Общий регламент ЕС о защите данных (GDPR). LCIA является первым крупным арбитражным учреждением, включившим положения по этим вопросам в свои правила.

Статья 30.4 гласит, что «любая обработка персональных данных в LCIA регулируется применимым законодательством о защите данных». Это положение также относится к уведомлению о защите на веб-сайте LCIA, которое указывает, что LCIA является «контроллером данных» для целей их обработки.

Многосторонний арбитраж в Лондоне

Пересмотренный Регламент сохраняет общий подход, который разрешает трибуналам предписывать объединение, если:

  • стороны договорились в письменной форме;
  • требования Правил LCIA для объединения без письменного согласия сторон были выполнены.

Однако пересмотренные правила вносят два заметных изменения. Во-первых, пересмотренные положения прямо разрешают LCIA Court (а не только третейскому суду) объединять арбитражи, если стороны соглашаются сделать это в письменной форме. Во-вторых, в пересмотренных правилах используется обширный стандарт консолидации при отсутствии письменного согласия сторон. В частности, пересмотренные правила теперь допускают объединение, когда арбитраж в Лондоне возникает «в результате одной и той же сделки или серии связанных сделок».

Суды могут проводить несколько судебных разбирательств одновременно без их объединения. Если один и тот же суд состоит из двух или более арбитражей, начатых «в соответствии с одним и тем же арбитражным соглашением или любым совместимым арбитражным соглашением (ями), одними и теми же сторонами в споре, или в результате одной и той же сделки, международный арбитраж в Лондоне может проводиться параллельно.

Пересмотренные правила позволяют истцу инициировать более одного арбитража в Лондоне посредством одного запроса.

Регламента LCIA предусматривает, при разрешении международных арбитражных споров единоличный или председательствующий арбитр не может иметь гражданства, что и любая из сторон. В новой редакции прямо определяется «гражданство» как физических, так и юридических лиц.

  • Представительство сторон и поведение уполномоченных представителей

Правилами LCIA 2014 были введены «Общие принципы для юридических представителей сторон», которые требуют одобрения третейского суда для стороны, чтобы сменить представителей в ходе урегулирования коммерческого конфликта посредством арбитража. LCIA был первым крупным учреждением, включившим такие положения, и они остаются отличительной чертой Правил LCIA.

Пересмотренные правила расширяют существующие положения, касающиеся конфиденциальности. Стороны должны взять на себя обязательство сохранять конфиденциальность «всех решений арбитража», «всех материалов арбитража» и «всех других документов, представленных другой стороной при разрешении споров посредством судебного разбирательства в Лондоне». Согласно пересмотренным правилам стороны должны требовать «обязательства конфиденциальности от всех, кого они привлекают в арбитражное разбирательство». Статья о конфиденциальности прямо распространяет на секретаря трибунала.

Когда стороны соглашаются передать спор в арбитраж в Лондоне в соответствии с Правилами LCIA, они соглашаются, что любые сделки должны подчиняться любым требованиям в отношение конфиденциальности.

Пересмотренные правила вводят новые положения о законе, применимом к толкованию правил для разрешения споров в Лондоне против учреждения. Пересмотренный Регламент содержит новое положение, в котором говорится, что правила должны толковаться в соответствии с законами Англии и Уэльса.

«Положение об ограничении ответственности и юрисдикции» предусматривает, что определенные споры, возникающие из арбитража LCIA или в связи с ним, должны разрешаться судами Англии и Уэльса.

Другие изменения

В Правила внесен ряд других изменений:

  • Пересмотренные правила прямо предусматривают, что LCIA Court может разрешить сторонам изменять или исправлять запросы/ответы до создания трибунала. Однако объем поправки ограничивается «исправлением любой ошибки в вычислениях, любой канцелярской или типографской ошибки, любой двусмысленности».
  • Регламент наделяет чрезвычайного арбитра дополнительными полномочиями, включая право проводить несколько частичных слушаний для определения суммы судебных издержек и их распределения между сторонами.
  • Правила включают новое положение, которое прямо предусматривает, что трибуналы не могут делегировать функции принятия решений секретарям трибуналов, секретари трибуналов должны предоставить письменное заявление об их беспристрастности или независимости и могут взимать почасовую оплату.
  • Пересмотренные правила позволяют суду выпускать дополнение к арбитражному решению. Такое дополнение может касаться расходов на арбитраж в Лондоне и судебных издержек, понесенных в связи с запросом об исправлении.

В заключение

Для более подробного обсуждения Правил LCIA и того, как они будут применяться на практике, свяжитесь с сотрудниками IQ Decision UK и закажите консультацию по урегулированию международных споров в арбитраже в Лондоне в соответствии с новыми требованиями.


В Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) является учреждением, базирующимся в Лондон, объединенное Королевство предоставление услуг международный арбитраж.

Административный штаб LCIA находится в Лондоне. LCIA - это международное учреждение, которое предоставляет форум для разрешения споров для всех сторон, независимо от их местонахождения или правовой системы. Несмотря на то что арбитраж и временные официальные арбитражные суды являются основным направлением деятельности учреждения, LCIA также активно посредничество, форма альтернативное разрешение спора (ADR).

Содержание

История

5 апреля 1883 года Совет общего суда лондонского Сити учредил комитет для разработки предложений об учреждении арбитражного суда по внутренним и, в частности, транснациональным коммерческим спорам, возникающим в рамках город.

В Ежеквартальный обзор закона писал на открытии трибунала: «[t] его Палата должна обладать всеми достоинствами, которых нет в законе. Она должна быть быстрой там, где закон медлителен, дешевым, когда закон дорогостоящий, простым там, где закон технический, миротворец вместо разжигателя раздора ».

В 1884 году комитет представил свой план создания трибунала, которым будет руководить Корпорация Лондонского Сити при сотрудничестве Лондонская торгово-промышленная палата. Однако, хотя этот план возник из-за выявленной и неотложной необходимости, его следовало приостановить до принятия Закона об английском арбитраже 1889 года.

В апреле 1891 года схема была окончательно принята, и новый трибунал был назван Арбитражная палата Лондонского Сити. Это было сидеть на Ратуша в Сити, под административным контролем арбитражного комитета, состоящего из членов Лондонской палаты и City Corporation.

Палата была официально открыта 23 ноября 1892 года в присутствии большого и уважаемого собрания, в которое входил тогдашний президент Торгового совета. Значительный интерес вызвали также как пресса, так и коммерческие юридические круги.

В апреле 1903 года трибунал был переименован в Лондонский арбитражный суд и, два года спустя, Суд переехал из Ратуши в соседнее здание Лондонской торговой палаты. Административная структура Суда оставалась в основном неизменной в течение следующих семидесяти лет.

В 1975 г. Институт арбитров (позже Чартерный институт) присоединился к двум другим управляющим органам, и ранее арбитражный комитет стал Совместным управляющим комитетом, уменьшенным в размере с первоначальных двадцати четырех до восемнадцати, по шесть представителей от каждой из трех организаций. Директор Института арбитров стал регистратором Лондонского арбитражного суда.

В 1981 году название суда было изменено на Лондонский международный арбитражный суд, чтобы отразить характер его работы, которая к тому времени была преимущественно международной.

Текущие операции и администрирование

LCIA сегодня остается одним из крупнейших постоянно действующих международных арбитражных институтов. Он провозглашает собственные правила и процедуры, которые часто применяются в для этого случая арбитражные разбирательства, даже если сама LCIA не участвует.

LCIA сформирована как некоммерческая компания с ограниченной ответственностью. LCIA Совет директоров (состоящий в основном из известных практикующих в области арбитража из Лондона) занимается вопросами функционирования и развития бизнеса LCIA, а также его соблюдением применимого законодательства о компаниях.

Совет директоров не играет активной роли в администрировании процедур разрешения споров, хотя он поддерживает надлежащий интерес к выполнению административной функции LCIA.

LCIA Court является последней инстанцией для надлежащего применения Правил LCIA. Его ключевые функции - назначение трибуналов, определение отводов арбитрам и контроль расходов.

Хотя LCIA Court регулярно собирается на пленарные заседания, большинство функций, которые он должен выполнять в соответствии с правилами и процедурами LCIA, выполняются от его имени Президентом, Вице-президентом или отделением Суда.

Суд состоит из тридцати пяти членов, выбранных для обеспечения и поддержания баланса ведущих практиков в области коммерческого арбитража из основных торговых регионов мира, из которых не более шести могут быть гражданами Великобритании.

Среди других сторон Соглашение о пиломатериалах хвойных пород 2006 г. между Соединенными Штатами и Канадой создается механизм урегулирования споров, основанный на LCIA, по вопросам международной торговли двух сторон в отношении пиломатериалов хвойных пород.

Секретариат

Секретариат LCIA, возглавляемый Регистратором, находится в Центре международного разрешения споров в Лондоне и отвечает за повседневное администрирование всех споров, передаваемых в LCIA.

Управление делом LCIA очень гибкое. Для всех дел выделены специальные компьютерные и бумажные файлы, а также компьютеризированные бухгалтерские книги. Каждое дело контролируется компьютером, но уровень административной поддержки адаптируется к потребностям и пожеланиям сторон и трибунала (или нейтрального ADR), а также к обстоятельствам каждого дела.

Потому что конфиденциальность законы, LCIA не публикует факты или статистику по вопросам, по которым он выносит решения.

LCIA и МАС ICC являются одними из наиболее широко известных международных арбитражных учреждений. Головной офис LCIA находится в Лондоне, история LCIA берет начало в 1892 году. Головной офис ICC находится в Париже, это учреждение основано в 1923 году.

LCIA и МАС ICC администрируют арбитражное разбирательство. Их органы, называемые Суды, принимают решения о назначении арбитров, если стороны арбитража по каким-либо причинам этого не сделали. Суды LCIA и ICC разрешают вопросы об отводе арбитров и контролируют расходы на арбитраж.

При выборе арбитражного учреждения для трансграничного спора мы ищем помощь в администрировании спора, которая будет беспристрастной, прозрачной, независимой от любого внешнего влияния и при этом профессиональной.

Информация о практике администрирования арбитражей, отличиях в арбитражных регламентах или о структуре вознаграждения, применяемых в LCIA и ICC, регулярно публикуется (1).

Составы Cудов LCIA и ICC, разнообразие национальностей и опыта членов Судов – это также важные факторы в оценке деятельности международных арбитражных учреждений. Серьезным вопросом является и порядок номинирования арбитров.

Суд LCIA состоит из сорока трех членов (2). Процедура приема в состав членов Суда LCIA не опубликована.

На дату написания этой заметки в составе Суда LCIA восемь человек представляют Великобританию, один – Россию, имея образование и адвокатский статус Великобритании, семь членов - США, шесть – Францию, три – Германию, два человека - из Швейцарии, два - из Сингапура, два - из Швеции, и по одному - из Австралии, Италии, Кореи, Канады, Ирландии, Испании, Индии, Мексики, Гонконга и Нидерландов. Около 40% членов Суда LCIA - женщины. Все члены участвовали в трансграничных спорах в качестве консультантов и арбитров. Члены Суда LCIA имеют опыт участия в арбитражах в различных секторах экономики.

На веб-сайте LCIA нет списка рекомендованных арбитров или информации о том, кто назначается Судом LCIA. Но любое лицо может подать заявление на включение в базу данных арбитров, используемых Судом LCIA.

Порядок номинирования арбитров определен в Арбитражном регламенте LCIA (последняя редакция была принята в 2014 году). Так, например, в пункте 5.9 Арбитражного регламента LCIA установлено, что «Суд LCIA осуществляет назначение арбитров с надлежащим учетом любых методов или критериев отбора, письменно согласованных сторонами. Суд LCIA также примет во внимание связанную со спором сделку (сделки), характер и обстоятельства спора, его денежную сумму или оценку, место нахождения и языки сторон, количество сторон и все другие факторы, которые он может посчитать имеющими значение при сложившихся обстоятельствах.».

Члены Суда ICC назначаются на трехлетний срок (3). Это происходит по предложению национальных комитетов и других групп ICC. Критерии и порядок приема в члены Суда ICC в публичном доступе отсутствуют.

Членами Суда ICC являются юристы - арбитражные практики из 117 стран Европы, Азии, Америки, Австралии и Африки. Таким образом, в ICC представлены члены из большего количества стран чем в LCIA, что можно учесть при необходимости.

Все страны равно представлены одним лицом, и, кроме того, большинство стран - также заместителем. Около четверти членов - женщины.

Интересно, что в текущий момент, в июне 2020 года, Россия представлена ​​одним и тем же специалистом в Суде ICC и Суде LCIA.

В ICC арбитр назначается Судом ICC либо напрямую, либо по предложению, сделанному национальным комитетом или группой ICC. В пункте 3 статьи 13 Арбитражного регламента ICC в редакции от 1 марта 2017 года определено, что назначение арбитра Судом производится на основании предложения того национального комитета или группы ICC, которые Суд сочтёт подходящими.

В ICC принята Рекомендация для национальных комитетов и групп ICC по предложению арбитров для номинирования (4). В Рекомендации установлены роли национальных комитетов и групп ICC, их обязанности, порядок формирования комитетов и групп и порядок выдвижения кандидатур арбитров.

Так, в параграфах 8, 9 и 10 Рекомендации определено следующее:

«Решение Суда о назначении предложенных кандидатов

8. В соответствии с правилами ICC комитеты или группы должны предлагать наиболее подходящего кандидата (кандидатов) с учетом обстоятельств дела и с учетом того, что предложения должны вноситься в интересах сторон.

9. Комитеты и группы по своему усмотрению устанавливают процедуру отбора арбитров для подачи предложений в Суд с учетом рекомендаций, вынесенных в соответствии с настоящей рекомендацией.

10. Суд имеет полное право решать, назначать ли кого-либо из предложенных кандидатов».

В параграфе 17 установлено, что состав Комиссии по назначениям (прим. автора - [в национальном комитете]) должен отражать разнообразие (diversity) поколений и пола, и включать представителей различных групп местного арбитражного сообщества. Комитеты и группы ICC должны прилагать все усилия для достижения и поддержания гендерного равенства в своих комиссиях по назначениям.

В текущий момент национальный комитет «ICC Россия» расформирован и ожидается его реорганизация.

На веб-странице ICC с названием «Арбитражные трибуналы» можно найти таблицу с именами арбитров, номинированных для рассмотрения арбитражей с 1 января 2016 года (5). Эта таблица может дать некоторое представление об арбитрах, назначаемых в делах ICC. Попытка проанализировать эту таблицу впервые была сделана в 2016 году (6).

Таким образом, может быть полезно исследовать, как международные арбитражные центры, такие как LCIA или ICC, формируют составы своих органов и какими критериями и порядком они руководствуются при назначении арбитров, так как разница может быть значительной. Эту разницу можно учитывать при выборе арбитражного учреждения, подходящего для администрирования конкретного трансграничного спора.

LCIA и МАС ICC являются одними из наиболее широко известных международных арбитражных учреждений. Головной офис LCIA находится в Лондоне, история LCIA берет начало в 1892 году. Головной офис ICC находится в Париже, это учреждение основано в 1923 году.

LCIA и МАС ICC администрируют арбитражное разбирательство. Их органы, называемые Суды, принимают решения о назначении арбитров, если стороны арбитража по каким-либо причинам этого не сделали. Суды LCIA и ICC разрешают вопросы об отводе арбитров и контролируют расходы на арбитраж.

При выборе арбитражного учреждения для трансграничного спора мы ищем помощь в администрировании спора, которая будет беспристрастной, прозрачной, независимой от любого внешнего влияния и при этом профессиональной.

Информация о практике администрирования арбитражей, отличиях в арбитражных регламентах или о структуре вознаграждения, применяемых в LCIA и ICC, регулярно публикуется (1).

Составы Cудов LCIA и ICC, разнообразие национальностей и опыта членов Судов – это также важные факторы в оценке деятельности международных арбитражных учреждений. Серьезным вопросом является и порядок номинирования арбитров.

Суд LCIA состоит из сорока трех членов (2). Процедура приема в состав членов Суда LCIA не опубликована.

На дату написания этой заметки в составе Суда LCIA восемь человек представляют Великобританию, один – Россию, имея образование и адвокатский статус Великобритании, семь членов - США, шесть – Францию, три – Германию, два человека - из Швейцарии, два - из Сингапура, два - из Швеции, и по одному - из Австралии, Италии, Кореи, Канады, Ирландии, Испании, Индии, Мексики, Гонконга и Нидерландов. Около 40% членов Суда LCIA - женщины. Все члены участвовали в трансграничных спорах в качестве консультантов и арбитров. Члены Суда LCIA имеют опыт участия в арбитражах в различных секторах экономики.

На веб-сайте LCIA нет списка рекомендованных арбитров или информации о том, кто назначается Судом LCIA. Но любое лицо может подать заявление на включение в базу данных арбитров, используемых Судом LCIA.

Порядок номинирования арбитров определен в Арбитражном регламенте LCIA (последняя редакция была принята в 2014 году). Так, например, в пункте 5.9 Арбитражного регламента LCIA установлено, что «Суд LCIA осуществляет назначение арбитров с надлежащим учетом любых методов или критериев отбора, письменно согласованных сторонами. Суд LCIA также примет во внимание связанную со спором сделку (сделки), характер и обстоятельства спора, его денежную сумму или оценку, место нахождения и языки сторон, количество сторон и все другие факторы, которые он может посчитать имеющими значение при сложившихся обстоятельствах.».

Члены Суда ICC назначаются на трехлетний срок (3). Это происходит по предложению национальных комитетов и других групп ICC. Критерии и порядок приема в члены Суда ICC в публичном доступе отсутствуют.

Членами Суда ICC являются юристы - арбитражные практики из 117 стран Европы, Азии, Америки, Австралии и Африки. Таким образом, в ICC представлены члены из большего количества стран чем в LCIA, что можно учесть при необходимости.

Все страны равно представлены одним лицом, и, кроме того, большинство стран - также заместителем. Около четверти членов - женщины.

Интересно, что в текущий момент, в июне 2020 года, Россия представлена ​​одним и тем же специалистом в Суде ICC и Суде LCIA.

В ICC арбитр назначается Судом ICC либо напрямую, либо по предложению, сделанному национальным комитетом или группой ICC. В пункте 3 статьи 13 Арбитражного регламента ICC в редакции от 1 марта 2017 года определено, что назначение арбитра Судом производится на основании предложения того национального комитета или группы ICC, которые Суд сочтёт подходящими.

В ICC принята Рекомендация для национальных комитетов и групп ICC по предложению арбитров для номинирования (4). В Рекомендации установлены роли национальных комитетов и групп ICC, их обязанности, порядок формирования комитетов и групп и порядок выдвижения кандидатур арбитров.

Так, в параграфах 8, 9 и 10 Рекомендации определено следующее:

«Решение Суда о назначении предложенных кандидатов

8. В соответствии с правилами ICC комитеты или группы должны предлагать наиболее подходящего кандидата (кандидатов) с учетом обстоятельств дела и с учетом того, что предложения должны вноситься в интересах сторон.

9. Комитеты и группы по своему усмотрению устанавливают процедуру отбора арбитров для подачи предложений в Суд с учетом рекомендаций, вынесенных в соответствии с настоящей рекомендацией.

10. Суд имеет полное право решать, назначать ли кого-либо из предложенных кандидатов».

В параграфе 17 установлено, что состав Комиссии по назначениям (прим. автора - [в национальном комитете]) должен отражать разнообразие (diversity) поколений и пола, и включать представителей различных групп местного арбитражного сообщества. Комитеты и группы ICC должны прилагать все усилия для достижения и поддержания гендерного равенства в своих комиссиях по назначениям.

В текущий момент национальный комитет «ICC Россия» расформирован и ожидается его реорганизация.

На веб-странице ICC с названием «Арбитражные трибуналы» можно найти таблицу с именами арбитров, номинированных для рассмотрения арбитражей с 1 января 2016 года (5). Эта таблица может дать некоторое представление об арбитрах, назначаемых в делах ICC. Попытка проанализировать эту таблицу впервые была сделана в 2016 году (6).

Таким образом, может быть полезно исследовать, как международные арбитражные центры, такие как LCIA или ICC, формируют составы своих органов и какими критериями и порядком они руководствуются при назначении арбитров, так как разница может быть значительной. Эту разницу можно учитывать при выборе арбитражного учреждения, подходящего для администрирования конкретного трансграничного спора.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: