Анализ судебной статистики кто занимается

Обновлено: 28.03.2024

В «Российской газете» вышло интервью с ректором Европейского университета в Санкт-Петербурге, научным руководителем Института проблем правоприменения Вадимом Волковым о том каковы особенности судебных споров граждан, предприятий, компаний с государственными структурами.

Анализ судебной статистики

Понимание того, как работают суды, невозможно без знания количественных характеристик судебной деятельности. Количество рассматриваемых дел, типы принятых решений, количество осужденных
по уголовным делам, их демографические характеристики и т.д. – все это дает возможность понять,
как именно работают суды. Современное состояние судебной статистики позволяет строить сложные модели, понимать, какие факторы и в какой мере влияют на принятие тех или иных решений.

Традиция изучения судебной статистики, начало которой было положено в 1928 году (США) в криминологии, статистике и социологии, связана с тремя ключевыми вопросами. Во-первых, исследователи стремятся понять сравнительную роль различных факторов в принятии решения о виновности и назначении наказания. Например, и рецидив, и совершение преступления в составе группы должно отягощать наказание, но что из этого оказывается важнее при вынесении приговора в конкретное время в конкретной стране? Во-вторых, на назначение наказания всегда влияют всякого рода экстралегальные факторы.
Так, за одно и то же преступление мужчины и женщины традиционно получают разные наказания.
Важно понять, в какой мере социальные характеристики подозреваемых влияют на исход дела. Третий вопрос связан с различиями между разными судами одной и той же страны. Одинаково ли судят за похожие преступления в Калининграде и Магадане, одинакова ли вероятность оправдания и размер наказания,
и чем могут быть объяснены такие различия?

Завершенные проекты

В рамках направления «Анализ судебной статистики» в 2009-2010 годах был реализован
проект «Споры государства с предпринимателями в арбитражном суде». Был собран и проанализирован массив из 1600 формализованных описаний решений арбитражных судов по делам,
в которых одной из сторон был орган государственной власти, а другой – предприниматель или частная компания. Представления о том, что арбитражные суды «подсуживают» государству не подтвердилось. Продолжением этого проекта стало исследование «Как судьи принимают решения: статистика судебных решений», проведенное в 2010 – 2012 годах при поддержке фонда Кэтрин и Дж. МакАртуров (координатор – К. Титаев). В рамках этого проекта было собрано 2 основныхмассива судебных решений,
на основе открыто опубликованных решений – 10 000 решений арбитражных судов, 10 000 решений районных судов по уголовным делам, 2 пилотных массива – 1 000 решений районных судов по гражданским делам и 1 000 решений по делам об административных правонарушениях. Также в рамках этого проекта были проведен цикл глубинныхинтервью с работниками судебных и других правоприменительных органов. Несмотря на формальное завершение проекта, Институт продолжает обрабатывать результаты и публиковать выводы, с опорой на эти базы данных. Отчет по результатам анализа решений арбитражных судов, представленный в качестве этого проекта вошел в число лучших 13 исследований 2013 года, посвященных России по версии экспертного канала OPEC.

Текущая работа

Наряду с продолжением работы с массивами, собранными в рамках предыдущих проектов, в 2012 году Институт вышел на новый этап работы с судебной статистикой. Проект «Статистика судебных решений» (координаторы – Д. Скугаревский, В. Волков)опирается на уникальную базу, включающую более чем
1,5 миллионов судебных решений, принятых российскими судами в 2009 – первом полугодии 2010 года. База содержит почти все принятые судами решения (данные неполны по нескольким регионам) и представляет генеральную совокупность, описывающую национальную судебную практику. Эти данные дают возможность протестировать практически все гипотезы, которые в мировой научной практике принято проверять, обращать к судебной статистике. На данный момент сотрудники Института опубликовали две статьи с использованием этих данных. Они доступны в качестве препринтов.

Кроме того, в рамках этой работы был запущен интерактивный проект «Атлас российского правосудия» (координатор – Д. Скугаревский). Используя его возможности, каждый может увидеть, чем различаются конкретные суды, структура судимости в конкретных районах России, самостоятельно проанализировать многие статистические характеристики российской судебной системы.

19 июля в Санкт-Петербурге, в Конституционном Суде РФ Президент РФ Дмитрий Медведев провел выездное совещание по современному развитию российского правосудия. На совещании обсуждались направления дальнейшего совершенствования правосудия. В связи с этим предлагаем читателям «АГ» исследование одного из факторов, влияющих на независимость суда.


Александр ТРАСПОВ ,
адвокат АП Ставропольского края,
к. ю. н.,
депутат пятой ГД ФС РФ первого созыва
Казалось бы, статья 120 Конституции РФ и федеральные законы, действующие на протяжении 16 лет после принятия Конституции новой России, законодательно закрепили независимость судебной власти и судей от какого бы то ни было влияние извне.

Становление российского правосудия

Однако становление независимого суда, как свидетельствует история многих стран, является длительным и сложным процессом. Будучи частью становления государственного организованного общества, этот процесс не может, как правило, вырваться за пределы конкретного исторического этапа социального развития.

Основную роль в независимости суда играют три группы факторов: юридические, организационные (управленческие) и культурные.

Юридические факторы независимости суда лежат в плоскости правового регулирования организации и деятельности суда, определяют легальную сферу отношений, предписывают должностное положение судей, устанавливают ту или иную иерархию ценностей. В целом нормативная модель российского судопроизводства создает предпосылки для принятия судьей и судом независимого судебного решения.

Культурные факторы представляют собой фильтр ценностных ориентиров судьи, его правосознания, уровня профессионализма и определенных личностных качеств. В основе своей судейский корпус представляет собой такое сообщество профессиональных юристов, которое в той или иной степени способно выполнить задачи, возложенные Конституцией РФ на судебную власть.

Однако ни юридические, ни культурные (морально-этические) факторы, на наш взгляд, не способны в полной мере сформировать подлинно независимое судейское сословие, поскольку судья, хотя и является процессуально независимым субъектом, стоящим над разрешаемой проблемой, все же, пребывая в судебной системе, подчинен не только закону, но и конкретным организационно-управленческим механизмам.

В России действует система судебных инстанций, в которой вышестоящие инстанции осуществляют контрольные функции по отношению к нижестоящим судебным инстанциям путем изменения или отмены незаконных, необоснованных или несправедливых судебных решений. Успешность функционирования всей системы в целом должна оцениваться с помощью определенных критериев.
Важно понять, какой критерий оценки является превалирующим сейчас.

Руководство к действию

Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев на VII Всероссийском съезде судей в 2008 г. сказал следующее: «Несмотря на возросший объем дел в судах, качество их работы остается неизменно высоким: стабильность решений областных и равных судов составляет по гражданским делам – 98 %, по уголовным – 88 %; решений районных судов по гражданским делам – 97 %, по уголовным – 96 %; решений мировых судей по гражданским делам – 97,7 %, по уголовным – 99,6 %». Таким образом, выходит, что главное в качестве работы судейского корпуса страны – это стабильность принятых решений.

Тут следует заметить, что 88 % стабильности решений по уголовным делам областных и равных судов обеспечивается обвинительными приговорами, постановленными в том числе и на основании вердиктов присяжных заседателей. Именно поэтому мы имеем относительно невысокий показатель стабильности.

По данным судебной статистики, за девять месяцев 2008 г. в районных судах Российской Федерации было окончено производством 482 802 уголовных дела. Число оправданных лиц составило 1987 человек или 0,4 %. Однако из этого количества оправданных следует вычесть 807 человек, приговоры в отношении которых были в кассационном порядке отменены. Таким образом, в указанный период число оправданных лиц снизилось до 1180, что составило 0,24 %.

Нам известно, что любое высказывание политического лидера или влиятельного чиновника в нашей стране всегда имело огромное влияние на поведение исполнителей. Оно расценивалось и расценивается как руководство к действию.

Основной критерий оценки деятельности судов

Итак, основным критерием оценки качества работы судов является стабильность принятых ими решений. При таком порядке отмена решения считается браком в работе и нарушает существующий баланс стабильности.

Правильность вывода об основном критерии оценки подтверждается содержанием Инструкции по ведению судебной статистики, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 декабря 2007 г. № 169. Согласно п. 7.10 этой Инструкции «обобщенные показатели качества работы судов различных уровней оцениваются процентным соотношением числа отмененных и измененных судебных постановлений вышестоящей инстанции к общему числу вынесенных судебных постановлений нижестоящей инстанцией в отчетный период… По уголовным делам соотносится число лиц, по которым вынесены судебные постановления по существу дела».

При таком критерии оценки для достижения высокого качества работы судья не обязан соблюдать законность, обоснованность и справедливость при принятии решений, а должен стремиться к тому, чтобы вышестоящая судебная инстанция оставляла без изменений решения нижестоящих судов.

Контрольная судебная инстанция (апелляция, кассация, надзор) также заинтересована в неизменности вынесенных решений (приговоров), поскольку связана единой формулой стабильности.
Очевидно, что такое положение вещей не может не волновать общество и граждан.

Кто определяет правила поведения?

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и конституционным законом.

21 июля 1994 г. принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации». Ведение судебной статистики в Конституционном Суде этим законом не предусмотрено.

28 апреля 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Согласно статье 10 этого закона Высший Арбитражный Суд РФ сам ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах.

Относительно Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции в Российской Федерации за 16 лет, прошедших после принятия Конституции РФ, законодательным органом власти страны соответствующий закон не принят.

Вместо этого 8 января 1998 г. принят Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В соответствии со ст. 16 и 14 этого закона именно Судебный департамент ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета. Таким образом, Верховный Суд РФ фактически самоустранился от ведения и анализа судебной статистики, законодательно передав эти функции Судебному департаменту при Верховном Суде РФ.

При этом совершенно очевидно, что тот, кто вырабатывает оценочные критерии, контролирует надлежащее поведение. За что будет отвечать судья, решает тот, кто определяет для него правила поведения. Ведь судейское усмотрение может основываться не только на имеющихся в законе оценочных понятиях и альтернативах, но и на установленных в судебной системе неписаных стандартах принятия решений.

Полезность и выгода «правильного поведения» обусловлена для судьи спокойствием либо карьерным ростом; для судейского руководства – высоким качеством работы и опять же карьерным ростом; для политического руководства страны – стабильностью существующей политической системы.

Получается, что такое положение вещей выгодно всем – кроме тех, для кого эта система призвана существовать, потому что стабильность судебного решения далеко не всегда является показателем его законности, обоснованности и справедливости.

Судебный департамент предложил судьям «помощь» в подготовке проектов судебных решений, которые имеют право составлять консультанты и помощники судей (приказы Судебного департамента при ВС РФ от 14 июля 2002 г. № 71, от 15 декабря 2004 г. № 161).

На VII Всероссийском съезде судей с отчетным докладом выступил генеральный директор Судебного департамента при ВС РФ А.В. Гусев, который доложил съезду, что штатная численность помощников судей возросла на 9081 единицу. На 2009–2011 гг. намечено дальнейшее увеличение штатной численности помощников судей на 2812 единиц.

Но на сегодня накоплено достаточно материала, свидетельствующего о том, что из-под пера судей различных звеньев судебной системы выходят судебные акты, содержащие фактические обстоятельства из совершенно другого дела. Как это происходит? Помощник или консультант судьи «под копирку» составляет проекты различных решений, кстати, довольно низкого качества, перепутывая в компьютере между собой тексты из разных дел, а судья подписывает их, даже не читая.

Как правило, этим грешат судьи, рассматривающие жалобы адвокатов в кассационном и надзорном порядке, которые отвечают за стабильность решений нижестоящих судов.

– законодательно закрепить за Верховным Судом РФ и его Председателем полномочия по ведению и анализу судебной статистики;

– необходимо изменить критерий оценки качества работы судов – единственным критерием оценки должно стать вынесение законных, обоснованных и справедливых решений;

– считать злостным нарушением факты подготовки помощниками (консультантами) судей проектов судебных решений.

Как было отмечено выше, основными подразделениями Судебного департамента, осуществляющими ведение судебной статистики, являются отдел судебной статистики Главного организационно-правового управления и отдел судебной статистики и правовой информатизации Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента.

Отдел судебной статистики Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации строит свою работу во взаимодействии с другими подразделениями Судебного департамента, Верховным Судом Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики по вопросам представления необходимой статистической информации. Отдел осуществляет свои функции по ведению судебной статистики как непосредственно, так и через соответствующие подразделения органов Судебного департамента в субъектах федерации, специалистов верховных судов и равных им судах.

Исходя из функции Судебного департамента и его органов по ведению судебной статистики задачами данного отдела являются:

- нормативно - правовое и организационное обеспечение стабильного функционирования и совершенствования судебной статистики в судах общей юрисдикции;

- организация сбора, обработки и анализа статистической информации о деятельности судов общей юрисдикции, о состоянии судимости.

Отдел судебной статистики в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- с учетом изменения действующего законодательства, научных рекомендаций и практической потребности разрабатывает и представляет к утверждению Генеральному директору Судебного департамента в установленном порядке проекты форм ведомственной статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, состоянии судимости;

- разрабатывает документы первичного статистического учета, инструктивные указания по их ведению и о порядке отражения учитываемых сведений в формах статистической отчетности;

- готовит проекты нормативных актов, методические рекомендации по вопросам ведения статистики и анализа статистических данных;

- составляет сводные статистические отчеты о результатах судебной деятельности, состоянии судимости по утвержденным формам;

- представляет Федеральной службе государственной статистики сводные формы государственной статистической отчетности по Российской Федерации;

- взаимодействует с соответствующими подразделениями Федеральной службы государственной статистики, МВД России, Генеральной прокуратуры по вопросам сопоставимости учетных показателей преступности, судимости, движения уголовных дел;

- непосредственно руководит работой территориальных органов Судебного департамента, Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных и других равных им судов по ведению судебной статистики, осуществляет контроль исполнения указаний, оказывает практическую помощь в организации этой работы;

- контролирует и регулярно анализирует полноту, достоверность и своевременность представления статистической отчетности;

- обобщает и распространяет положительный опыт учетно-статистической работы, принимает участие в организации учеты и разрабатывает программы повышения квалификации специалистов по статистике органов Судебного департамента и работников судов, занимающихся ведением первичного статистического учета;

- проводит анализы статистических данных, по результатам которых готовит обобщения, обзоры, информирует органы Судебного департамента и суды об основных показателях, характеризующих результаты судебной деятельности как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным ее субъектам;

- в установленном порядке представляет статистические данные по запросам федеральных органов государственной власти и управления;

- оказывает необходимую помощь в ознакомлении с имеющимися статистическими данными сотрудникам других подразделений Судебного департамента и Верховного Суда Российской Федерации, представителям правоохранительных органов, научным работникам, по запросам соответствующих организаций;

- осуществляет обмен статистической информацией с МВД, Минюстом России и Генеральной прокуратурой;

- является постановщиком задач на разработку программного обеспечения для ведения баз данных судебной статистики, сбора и обработки статистической информации;

- обеспечивает методическую поддержку и сопровождение эксплуатирующегося в судах и органах Судебного департамента программного обеспечения по ведению баз данных по судимости и обработке статистической информации;

- осуществляет централизованную настройку программного обеспечения для обработки форм статистической отчетности и ведения баз данных судимости в судах и органах Судебного департамента;

- консультирует по вопросам эксплуатации специализированных программных комплексов по ведению базы данных по судимости и формированию статистической отчетности.

Таким образом, отдел судебной статистики Главного организационно-правового управления Судебного департамента наделен широким кругом полномочий, по ведению собственно судебной статистики и смежных с этим вопросов, в рамках практически всей системы судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ).

Для ведения же судебной статистики сугубо в рамках подсистемы военных судов, как уже отмечалось выше, в Судебном департаменте, а точнее в его Главном управлении обеспечения деятельности военных судов, учреждено еще одно соответствующее специализированное подразделение - отдел судебной статистики и правовой информатизации[96].

В соответствии с Положением об отделах Главного управления обеспечения деятельности военных судов (далее по тексту - ГУОДВС) в качестве основных задач этого отдела выделяются:

- организация работы отдела и военных судов по ведению судебной статистики;

- анализ статистических показателей о судебной работе военных судов, судебной нагрузке судей и подготовка аналитических документов по этим вопросам для руководства Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента и окружных (флотских) военных судов;

- изучение состояния судимости военнослужащих, причин и условий, способствующих совершению преступлений, подготовка докладов и информации по этим вопросам для высших должностных лиц государства, Министра обороны РФ и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, руководства МВД РФ и Федеральной службы безопасности, главнокомандующих и командующих видами Вооруженных Сил и родами войск, руководителей других ведомств, имеющих воинские формирования;

- разработка на основе анализа статистических данных предложений по улучшению деятельности военных судов, а также совершенствованию статистической отчетности.

В соответствии с обозначенным предназначением отдел судебной статистики и правовой информатизации ГУОДВС осуществляет:

- координацию работы с другими ведомствами, осуществляющими статистический учет происшествий, преступлений и других противоправных действий в войсках;

- обновление форм статистической отчетности военных судов в связи с изменениями действующего законодательства и с учетом предложений с мест;

- оказание методической помощи военным судам в изучении и обобщении судимости, ведении судебной статистики, а также в подготовке информационных документов для командования;

- организацию и осуществление по указанию начальника ГУОДВС выездов в окружные (флотские) военные суды с целью изучения организации их работы;

- подготовку совместно с другими отделами и направление в военные суды информационных писем и экспресс-информаций о деятельности ГУОДВС и военных судов по организационному, кадровому, материально-техническому обеспечению и по другим вопросам;

- анализ новых законодательных и других нормативных правовых актов; участие в разработке на этой основе инструкций, положений, методических пособий, регулирующих деятельность военных судов.

- участие в разработке нормативных правовых, руководящих и методических документов Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, по вопросам правоприменительной деятельности, предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих, защиты их законных прав и интересов;

- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам деятельности военных судов и ГУОДВС; обобщение опыта деятельности пресс-служб окружных (флотских) военных судов;

- изучение потребностей военных судов в программных и аппаратных средствах, оказание военным судам помощи во внедрении компьютерной техники, информационно-правовых баз данных, разработке программного обеспечения, обработке и анализе правовой информации;

- обеспечение своевременного обновления и технического сопровождения информационно-правовых баз данных и контроль за эксплуатацией компьютерной техники в ГУОДВС;

- обучение сотрудников ГУОДВС эксплуатации компьютерной техники и программных средств.

Анализ работы правоохранительных органов, органов юстиции и суда – наиболее важная в практическом отношении задача судебной (правовой) статистики. Показатели статистической отчетности органов внутренних дел, прокуратуры, суда и их анализ с помощью основных приемов прикладной статистики (группировка, обобщающие показатели, динамические и параллельные ряды, корреляция и т.д.). Необходимость реального отражения деятельности правоохранительных органов, судов и состояния преступности – важнейшее требование, предъявляемое к статистическим показателям, подвергаемым анализу. Важность точной и единой методики вычисления обобщающих показателей, освещающих отдельные стороны деятельности правоохранительных органов, судов (например, раскрываемость преступления). Изучение форм статистической отчетности и их показателей, характеризующих объем и качество работы милиции, органов предварительного расследования, и исполняющих наказания, судов.

Анализ процессуальных результатов работы органов юстиции: основные статистические показатели оценки работы следователей (характеристика объема работы следователя, так называемый коэффициент полезной отдачи – число дел, оконченных производством, показатели раскрываемости преступлений, сроки расследования, показатели нагрузки следователя; показатели необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел и др.); основные показатели оценки работы судебных органов – федеральных судов общей юрисдикции, судов субъектов Федерации, в том числе мировых судей (характеристика объема работы суда (судей), сроки рассмотрения уголовных дел, характеристика качества работы суда (судей) первой инстанции в оценке судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций – число отмененных и измененных приговоров и решений; показатели качества работы судов (судей) вышестоящих инстанций; классификация судебных ошибок, учет степени их тяжести и др.); изучение статистических показателей о мерах уголовного наказания и, в частности, о принудительных мерах воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Анализ судебной практики и ее динамика. Соотношение групп осужденных к лишению свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, как показатель карательной политики государства, обусловленной уровнем преступности, ее распространенностью и степенью общественной опасности; изучение статистических показателей деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Изучение состава заключенных для их надлежащего распределения, установления соответствующего режима для отдельных категорий заключенных, оптимальной постановки общеобразовательного и профессионально-технического обучения, а также для правильного учета результатов достижения целей наказания; необходимость комплексного статистического анализа, взаимосвязанного изучения статистических показателей, органов внутренних дел, прокуратуры, органов, исполняющих наказания, судов в целях выявления и устранения типичных недостатков в их работе. Необходимость анализа всех факторов, влияющих на состояние преступности и на качество работы соответствующих правоохранительных органов, для правильной оценки изменения статистических показателей.

Гражданско-судебная (правовая) статистика и изучение структуры и динамики гражданско-правовых споров, условий их возникновения и работы судов по разрешению дел о праве гражданском. Анализ данных о работе арбитражных судов. Судебная (правовая) статистика и обобщение практики органов МВД, прокуратуры и судов. Изменение подходов к оценке деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, суда в соответствии с замыслом разработчиков Концепции судебной реформы в Российской Федерации.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «О персональных данных».

3. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной статистики».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

5. Положение о Федеральной службе государственной статистики. Утв. постановлением Правительства РФ № 399 от 30 июля 2004 г.

6. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. Одобрена распор. Правительства РФ от 24 сентября 2004 г.№1244-р.

8. Положение о порядке представления государственной статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений. Утв. постановлением Госкомстата России от 15 июля 2002 г. № 154.

9. Приказ Генеральной прокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития ФСКН России «О едином учете преступлений» от 29 декабря 2005 г. № 39/ 1070/1021/253/780/ 353/999.

10. Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов. Утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. № 161 (в ред. от 8 ноября 2005 г. № 140).

11. Инструкция по делопроизводству в районном суде. Утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ 29.04.2003 г. № 36.

1. Правовая статистика : учебник / [В.С. Лялин и др.] ; под. ред. В.С. Лялина, А.В. Симоненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити [и др.], 2008. - 255 c.

2. Правовая статистика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / [В. Н. Демидов и др.] ; под ред. С. Я. Казанцева, С. Я. Лебедева. - М. : Юнити [и др.], 2010. - 255 c.

3. Савюк, Леонид Корнеевич. Правовая статистика : учеб. для вузов, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / Л.К. Савюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 637 c.

4. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации : комментарий, судебная практика, статистика / [А. Н. Александров и др.] ; под общ. ред. В. М. Лебедева ; отв. ред. А. В. Галахова. - М. : Городец, 2009. - 1167 c.

5. Социально - экономическая статистика : учебник / [М. Р. Ефимова и др.] ; под ред. М. Р. Ефимовой ; Гос. Ун-т Упр. - М. : Высш. образование, 2009. - 590 c.

6. Статистика : практикум : учеб. пособие / [В.Н. Салин и др.] ; под ред. В.Н. Салина и Е.Н. Шпаковой. - М. : КноРус, 2009. - 494 c.

7. Статистика : [общетеоретические понятия статистики, основные методы статистики, система статистических показателей и методология их исчисления, примеры решения задач, комплексная задача по разделу общей теории статистики] : учебник для вузов / [Н. М. Гореева и др.] ; под ред. С. А. Орехова. - М. : Эксмо, 2010. - 446 c.

1. Колесникова, Ирина Ивановна. Социально-экономическая статистика : учебное пособие / И.И. Колесникова. - 2-е изд., испр. - Минск : Новое знание, 2007. - 259 c.

2. Самые громкие судебные процессы : преступление и наказание со времен инквизиции до наших дней / [ред.-сост. А. Соловьев, В. Башкиров]. - М. : Эксмо [и др.], 2010. - 366 c

3. Касьянова, Галина Юрьевна. Преступление и наказание в бухгалтерском и налоговом учете : права и обязанности, проверки и прочие средства контроля, ответственность и защита, новые формы документов, обязательные для применения всеми налогоплательщиками и налоговой службой : сложные вопросы, практические примеры, судебная практика / Г. Ю. Касьянова ; Ассоц. Бухгалтеров, Аудиторов и Консультантов. - М. : АБАК, 2010. - 368 c.

4. Неклюдов, Николай Андрианович. Уголовно-статистические этюды : Статистический опыт исследования физиологического значения различных возрастов человеческого организма по отношению к преступлению / Н. А. Неклюдов ; [сост. и вступ. ст. В. С. Овчинского, А. В. Федорова]. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 196 c.

5. Лунеев, Виктор Васильевич. Юридическая статистика : учебник / В. В. Лунеев ; Ин-т государства и права РАН, Академ. правовой ун-т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. с изм. - М. : Юристъ, 2007. - 394 c.

6. Просветов, Георгий Иванович. Статистика: задачи и решения : учеб.-практ. пособие / Г.И. Просветов. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 495 c.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Предмет, метод и отрасли статистической науки. Судебная (правовая) статистика ее предмет, задачи и методологические основы (4 часа)

1. Понятие, предмет и система статистики.

2.Судебная (правовая)статистика как отрасль социальной статистики.

3. Теоретические основы статистики как науки. Особенности статистической методологии. Статистический метод.

4. Основные сведения из истории судебной (уголовно-правовой) статистики и ее современная организация в правоохранительных органах и судах России.

5. Научно-практическое значение материалов правовой статистики.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «О персональных данных».

Постановление Правительства Российской Федерации от12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

Положение о Федеральной службе государственной статистики. Утверждено постановлением Правительства РФ № 399 от 30 июля 2004 г.

1. Правовая статистика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / [В. Н. Демидов и др.] ; под ред. С. Я. Казанцева, С. Я. Лебедева. - М. : Юнити [и др.], 2010. - 255 c.

2. Савюк, Леонид Корнеевич. Правовая статистика : учеб. для вузов, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / Л.К. Савюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 637 c.

1. Лунеев, Виктор Васильевич. Юридическая статистика : учебник / В. В. Лунеев ; Ин-т государства и права РАН, Академ. правовой ун-т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. с изм. - М. : Юристъ, 2007. - 394 c.

2. Просветов, Георгий Иванович. Статистика: задачи и решения : учеб.-практ. пособие / Г.И. Просветов. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 495 c.

Тема 2. Статистическое наблюдение (4 часа)

1. Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения.

2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

3. Организационные вопросы статистического наблюдения.

4. Единый учет преступлений и документы первичного учета в правоохранительных органах исудах.

5. Система статистической отчетности в правоохранительных органах и судах.

6. Точность, ошибки и методы контроля данных статистического наблюдения.

1. Приказ Генеральной прокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/ 253/ 780/ 353/999 «О едином учете преступлений».

2. Положение о порядке представления государственной статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений. Утверждено постановлением Госкомстата России от 15 июля 2002 г. № 154.

3. Инструкция по делопроизводству в районном суде. Утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ 29.04.2003 г. № 36.

1. Правовая статистика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / [В. Н. Демидов и др.] ; под ред. С. Я. Казанцева, С. Я. Лебедева. - М. : Юнити [и др.], 2010. - 255 c.

2. Савюк, Леонид Корнеевич. Правовая статистика : учеб. для вузов, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / Л.К. Савюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 637 c.

1. Лунеев, Виктор Васильевич. Юридическая статистика : учебник / В. В. Лунеев ; Ин-т государства и права РАН, Академ. правовой ун-т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. с изм. - М. : Юристъ, 2007. - 394 c.

2. Просветов, Георгий Иванович. Статистика: задачи и решения : учеб.-практ. пособие / Г.И. Просветов. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 495 c.

Тема 3. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения (4 часа)

1. Статистическая сводка, ее задачи и виды.

2. Группировка - научная основа статистической сводки. Виды группировок и основания их классификации.

3. Группировки и классификации (категоризация) в практике правовой статистики. Ряды распределения, их виды и значение в правовой статистике.

4. Статистические таблицы, их элементы и виды. Чтение и анализ таблиц.

5. Графические способы изложения данных судебной (правовой) статистики.

6.Виды графиков, их назначение и использование в аналитической работе правоохранительных органов и судов.

1. Правовая статистика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / [В. Н. Демидов и др.] ; под ред. С. Я. Казанцева, С. Я. Лебедева. - М. : Юнити [и др.], 2010. - 255 c.

2. Савюк, Леонид Корнеевич. Правовая статистика : учеб. для вузов, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / Л.К. Савюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 637 c.

1. Лунеев, Виктор Васильевич. Юридическая статистика : учебник / В. В. Лунеев ; Ин-т государства и права РАН, Академ. правовой ун-т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. с изм. - М. : Юристъ, 2007. - 394 c.

2. Просветов, Георгий Иванович. Статистика: задачи и решения : учеб.-практ. пособие / Г.И. Просветов. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 495 c.

Тема 4. Приемы счетной обработки и анализ показателей судебной (правовой) статистики (4 часа)

1. Абсолютные и относительные величины. Средние величины, их сущность и значение. Виды средних величин и техника их вычисления.

2. Выборочное наблюдение как важнейший источник статистической информации. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. Виды выборки

3. Общее понятие об индексах и значение индексного метода анализа социально-правовых явлений.

4. Статистическое изучение динамики правовых явлений. Понятие и классификация рядов динамики. Условия построения рядов динамики. Приемы исследования рядов динамики преступности.

5. Статистическое изучение взаимосвязи социально-правовых явлений. Понятие связи явлений и ее виды. Статистические методы выявления наличия и измерения тесноты связи между признаками социально-правовых явлений.

1. Правовая статистика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / [В. Н. Демидов и др.] ; под ред. С. Я. Казанцева, С. Я. Лебедева. - М. : Юнити [и др.], 2010. - 255 c.

2. Савюк, Леонид Корнеевич. Правовая статистика : учеб. для вузов, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / Л.К. Савюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 637 c.

1. Лунеев, Виктор Васильевич. Юридическая статистика : учебник / В. В. Лунеев ; Ин-т государства и права РАН, Академ. правовой ун-т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. с изм. - М. : Юристъ, 2007. - 394 c.

2. Просветов, Георгий Иванович. Статистика: задачи и решения : учеб.-практ. пособие / Г.И. Просветов. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 495 c.

Тема 5. Судебная (уголовная) статистика и изучение преступности

1. Роль судебной (уголовной) статистики в изучении преступности.

2. Основные задачи статистического изучения преступности.

3. Границы достоверности статистических данных о преступности.

4. Соотношение статистически регистрируемой и реальной (фактической) преступности. Факторы, определяющие это соотношение.

1. Правовая статистика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / [В. Н. Демидов и др.] ; под ред. С. Я. Казанцева, С. Я. Лебедева. - М. : Юнити [и др.], 2010. - 255 c.

2. Савюк, Леонид Корнеевич. Правовая статистика : учеб. для вузов, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / Л.К. Савюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 637 c.

1. Лунеев, Виктор Васильевич. Юридическая статистика : учебник / В. В. Лунеев ; Ин-т государства и права РАН, Академ. правовой ун-т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. с изм. - М. : Юристъ, 2007. - 394 c.

2. Просветов, Георгий Иванович. Статистика: задачи и решения : учеб.-практ. пособие / Г.И. Просветов. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 495 c.

Тема 6. Анализ статистических показателей деятельности правоохранительных органов и суда (4 часа)

1. Понятие о статистическом анализе и его основные задачи.

2. Закон больших чисел и теория вероятностей – научная основа анализа статистических данных.

3. Основные направления анализа данных судебной (уголовно-пра вовой) статистики.

4. Автоматизированная система обработки данных судебной (правовой) статистики.

1. Правовая статистика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / [В. Н. Демидов и др.] ; под ред. С. Я. Казанцева, С. Я. Лебедева. - М. : Юнити [и др.], 2010. - 255 c.

2. Савюк, Леонид Корнеевич. Правовая статистика : учеб. для вузов, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / Л.К. Савюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 637 c.

1. Лунеев, Виктор Васильевич. Юридическая статистика : учебник / В. В. Лунеев ; Ин-т государства и права РАН, Академ. правовой ун-т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. с изм. - М. : Юристъ, 2007. - 394 c.

2. Просветов, Георгий Иванович. Статистика: задачи и решения : учеб.-практ. пособие / Г.И. Просветов. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 495 c.

Вопросы к зачету

1. История развития судебной (правовой) статистики.

2. Моральная статистика (понятие, история, проблемы и перспективы развития).

3. Задачи и функции судебной (правовой) статистики.

4. Закон больших чисел и его значение в изучении социально-правовых явлений.

5. Статистическое наблюдение (научные, правовые и практические вопросы).

6. Единый учет преступлений: научные, правовые и практические вопросы.

7. Статистические показатели: понятие, функции и виды показателей правовой (судебной) статистики.

8. Границы достоверности показателей судебной (правовой) статистики.

9. Выборочный метод статистического наблюдения.

10. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения.

11. Табличный метод в изложении данных судебной (правовой) статистики.

12. Абсолютные и относительные показатели.

13. Средние величины и их применение в правовой статистике.

14. Основные характеристики рядов динамики и их использование в аналитичес кой работе правоохранительных органов и судов.

15. Задачи измерения связи в судебной (правовой) статистике.

16. Индексы, их виды и пределы использования в судебной (правовой) статистике.

17. Графический способ изображения данных судебной (правовой) статистики.

18. Статистический анализ: его приемы и их применение при исследовании данных судебной (правовой) статистики.

19. Современная вычислительная техника и ее применение в судебной (правовой) статистике.

20. Значение судебной (правовой) статистики для юридической науки и практики

Раскройте этапы статистического анализа.

21. Сущность закона больших чисел и его роль в исследовании социально-правовых явлений.

22. Раскройте особенности оценки деятельности правоохранительных органов и суда по утверждению в стране режима конституционной законности.

23. Основные направления создания автоматизированной системы обработки данных судебной (правовой) статистики?

Понимание того, как работают суды, невозможно без знания количественных характеристик судебной деятельности. Количество рассматриваемых дел, типы принятых решений, количество осужденных
по уголовным делам, их демографические характеристики и т.д. – все это дает возможность понять,
как именно работают суды. Современное состояние судебной статистики позволяет строить сложные модели, понимать, какие факторы и в какой мере влияют на принятие тех или иных решений.

Традиция изучения судебной статистики, начало которой было положено в 1928 году (США) в криминологии, статистике и социологии, связана с тремя ключевыми вопросами. Во-первых, исследователи стремятся понять сравнительную роль различных факторов в принятии решения о виновности и назначении наказания. Например, и рецидив, и совершение преступления в составе группы должно отягощать наказание, но что из этого оказывается важнее при вынесении приговора в конкретное время в конкретной стране? Во-вторых, на назначение наказания всегда влияют всякого рода экстралегальные факторы.
Так, за одно и то же преступление мужчины и женщины традиционно получают разные наказания.
Важно понять, в какой мере социальные характеристики подозреваемых влияют на исход дела. Третий вопрос связан с различиями между разными судами одной и той же страны. Одинаково ли судят за похожие преступления в Калининграде и Магадане, одинакова ли вероятность оправдания и размер наказания,
и чем могут быть объяснены такие различия?

Завершенные проекты

В рамках направления «Анализ судебной статистики» в 2009-2010 годах был реализован
проект «Споры государства с предпринимателями в арбитражном суде». Был собран и проанализирован массив из 1600 формализованных описаний решений арбитражных судов по делам,
в которых одной из сторон был орган государственной власти, а другой – предприниматель или частная компания. Представления о том, что арбитражные суды «подсуживают» государству не подтвердилось. Продолжением этого проекта стало исследование «Как судьи принимают решения: статистика судебных решений», проведенное в 2010 – 2012 годах при поддержке фонда Кэтрин и Дж. МакАртуров (координатор – К. Титаев). В рамках этого проекта было собрано 2 основныхмассива судебных решений,
на основе открыто опубликованных решений – 10 000 решений арбитражных судов, 10 000 решений районных судов по уголовным делам, 2 пилотных массива – 1 000 решений районных судов по гражданским делам и 1 000 решений по делам об административных правонарушениях. Также в рамках этого проекта были проведен цикл глубинныхинтервью с работниками судебных и других правоприменительных органов. Несмотря на формальное завершение проекта, Институт продолжает обрабатывать результаты и публиковать выводы, с опорой на эти базы данных. Отчет по результатам анализа решений арбитражных судов, представленный в качестве этого проекта вошел в число лучших 13 исследований 2013 года, посвященных России по версии экспертного канала OPEC.

Текущая работа

Наряду с продолжением работы с массивами, собранными в рамках предыдущих проектов, в 2012 году Институт вышел на новый этап работы с судебной статистикой. Проект «Статистика судебных решений» (координаторы – Д. Скугаревский, В. Волков)опирается на уникальную базу, включающую более чем
1,5 миллионов судебных решений, принятых российскими судами в 2009 – первом полугодии 2010 года. База содержит почти все принятые судами решения (данные неполны по нескольким регионам) и представляет генеральную совокупность, описывающую национальную судебную практику. Эти данные дают возможность протестировать практически все гипотезы, которые в мировой научной практике принято проверять, обращать к судебной статистике. На данный момент сотрудники Института опубликовали две статьи с использованием этих данных. Они доступны в качестве препринтов.

Кроме того, в рамках этой работы был запущен интерактивный проект «Атлас российского правосудия» (координатор – Д. Скугаревский). Используя его возможности, каждый может увидеть, чем различаются конкретные суды, структура судимости в конкретных районах России, самостоятельно проанализировать многие статистические характеристики российской судебной системы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: