Альтернативные коллегии адвокатов это

Обновлено: 24.04.2024

Когда правовых кооперативов появилось очень, много, им стало тесно на рынке правовых услуг. Да и права их в уголовном судопроизводстве были ограничены. Они не освобождались от налогов и сборов, как адвокаты традиционных коллегий. Так, страховые взносы на оплату труда работающих в правовых кооперативах начислялись на общих основаниях. Они составляли 31,6% к начисленной оплате труда, для членов же коллегий адвокатов страховой взнос равнялся пяти процентам.

Служащим из ликвидированного Министерства юстиции СССР нужно было подыскивать работу соответственно их опыту и знаниям.

О высоком уровне правовой помощи населению со стороны правовых кооперативов можно говорить весьма осторожно. Постепенно в параллельных коллегиях также стали вводиться требования, предусмотренные для вступления в традиционные коллегии.

Накануне массовой приватизации предприятий руководители этого Центра одним из первых сориентировались в том, что можно создать свою адвокатуру как организацию, обслуживающую исключительно бизнес.

В январе 1992г. решением мэра и правительства столицы при активной поддержке Министерства юстиции Госюрцентр Мосгортисполкома был переименован в Московский юридический центр Правительства Москвы. Целью его была провозглашена защита прав и законных интересов юридических лиц и граждан, хотя по-прежнему его основными клиентами были представители рыночной экономики и предпринимательства.

В ноябре 1993 года Минюст РСФСР и Правительство Москвы приняли постановление о преобразовании Московского юридического центра в коллегию адвокатов «Московский юридический центр». А в 1995 году альтернативные коллегии образовали Гильдию российских адвокатов. Этот период и следует считать началом появления альтернативной адвокатуры.

В Москве в различных регионах Российской Федерации стали возникать филиалы и представительства как Мосюрцентра, так и Гильдии российских адвокатов.

Интересен процесс создания Санкт – Петербургский Объединенной коллегии адвокатов. В декабре 1986г. на базе юридического отдела Ленинградского научно-производственного объединения «Электронмаш» было создано внештатное хозрасчетное бюро юридических услуг. Оно предназначалось для обслуживания предприятий, кооперативов, не имеющих в штате юрисконсультов или юридических служб, с правом представительства и защиты интересов по гражданским и уголовным делам.

В январе 1989г. образовывается Ленинградский Союз юридических кооперативов, а в декабре того же года – Межрегиональный Союз правовых кооперативов, объединивший 50 кооперативов страны с более чем 600 участниками.

8 апреля 1990г. 40 практикующих юристов Ленинграда и Ленинградской области, руководствуясь ст. 3 Закона СССР «Об адвокатуре в СССР» учредили Ленинградскую Объединенную коллегию адвокатов в качестве добровольного межтерриториального объединения профессиональных юристов, практикующих в области защиты прав граждан и организаций.

В сентябре 1991г., в связи с возвращением Ленинграду его исторического названия – Санкт – Петербург, коллегия была переименована в Санкт – Петербургскую Объединенную коллегию адвокатов.

В 1999г. численность этой коллегии достигла 1000 человек. Они работали в 65 консультациях, шести представительствах и семи филиалах, расположенных в 17 субъектах Федерации и 25 городах: Барнауле, Белгороде, Владимире, Казани, Коломне, Краснодаре, Красноярске, Кургане, Люберцах, Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новгороде Великом, Новороссийске, Петрозаводске, Сочи, Ярославле и др.[2]

В Ростове-на-Дону «Вторая областная коллегия адвокатов» создавалась «в целях расширения возможностей по оказанию юридической помощи гражданам и организациям в период рыночных отношений, содействию и укреплению законности». Так было указано в постановлении главы администрации.

Вторым пунктом указанного постановления было записано: «Поручить отделу юстиции во взаимодействии с постоянной комиссией по законности и охране общественного порядка областного Совета народных депутатов образовать оргкомитет по формированию «Второй областной коллегии адвокатов». В своем интервью начальник Ростовского управления юстиции заявил: «Новая организация должна функционировать в системе юстиции. С практической точки зрения не будет возникать проблем по размещению новой юридической службы, как в Ростове, так и в других городах и районах области.

Адвокатов «Второй коллегии» можно будет привлекать к работе контрольных механизмов, которые могут быть созданы при главе администрации. Это послужит реальным и эффективным фактором усиления исполнительной власти в подготовке и реализации правовых актов». Попытки создания альтернативных коллегий делались и В Московской области

В своем обращении к министру юстиции РФ учредители писали о том, что создание независимой адвокатской структуры будет содействовать улучшению правового обслуживания населения, т.к. это ликвидирует монополию на эту деятельность, которая до сего времени сконцентрирована в традиционной адвокатуре.

Начальник Управления юстиции Московской области поддержал идею создания «Люберецкой независимой коллегии адвокатов». Мотивировал это тем, что в Московской области сложились крайне тяжелая ситуация с рассмотрением уголовных и гражданских дел в народных судах. На 01.01.1992г. в судах области осталось нерассмотренными около трех тысяч уголовных и 11 тысяч гражданских дел. Следственные изоляторы области содержат сверх установленного лимита до 90% арестованных..

Из 33 юристов – учредителей новой коллегии 10 человек – бывшие работники МВД и КГБ. Большинство из них в недавнем прошлом трудились на должностях, наделенных большими властными полномочиями.

Примерно так создавались альтернативные коллегии и в других субъектах Российской Федерации. Оценки их работы были самые разные, в том числе и резко отрицательные.

Сегодня следует признать, что альтернативные коллегии выиграли конкуренцию в борьбе с традиционными коллегиями. Они отличаются тем, что имеют лучшую материальную базу, в том числе компьютерную , солидные фирмы и т.д. Они лучше оснащены и материально, богаче многих традиционных коллегий. Но вызвано не тем, что они не были обременены выполнением дел по ст. 49 УПК РСФСР, Оказанием бесплатной юридической помощи населению они также не занимались. Образовывались они, как правило, в крупных городах. Здесь легче наладить работу: меньше препятствий, проще порядки. Поэтому их стартовые возможности совсем другие, чем у традиционных коллегий.

Заслуживают самого внимательного изучения доводы, которые высказывают представители и сторонники параллельных или альтернативных коллегий.

Прежде всего альтернативные коллегии существенно увеличили число имеющихся адвокатов за счет высококвалифицированных юристов, долгое время проработавших в правоохранительных органах, перешедших из юридических служб предприятий и организаций. Тем самым решилась проблема преодоления монополизма в сфере оказания юридической помощи.

Рост конкуренции позволил снизить цены. Они ранее были чрезмерными для большинства граждан. Ликвидация альтернативных коллегий может привести к увеличению стоимости адвокатских услуг[3].

Традиционные коллегии – это «пережиток прошлого», говорят представители новых коллегий. «Старые коллегии – прокоммунистические». Их «адвокатские начальники» назначались решениями обкомов и райкомов и сейчас руководят адвокатами «по старинке».

Создание альтернативных коллегий вызвано спросом на юридическую помощь населения. «Если они создаются, значит, это кому-то надо»[4].

Многие субъекты Российской Федерации заинтересованы в сохранении на своих территориях филиалов и представительств «Гильдии» и подобных ей структур, т.е. альтернативных коллегий адвокатов.

Наконец, утверждают они, сохранение в субъекте Федерации одной коллегии противоречит Конституции РФ, а она провозгласила защиту прав и свобод РФ» (ст. 72 Конституции РФ). При этом, по их мнению, ущемляются конституционные права граждан. Ведь человек не сможет выбирать себе ни адвоката по собственному желанию, ни даже коллегию.

В работе альтернативных коллегий много серьезных недостатков. В печати отмечается, что адвокат альтернативных коллегий защиту по назначению до сих пор осуществляют неохотно. «Так, адвокаты ЮК №13 московской коллегии «Канон» в г. Черкесске не защищали но одного человека по назначению. В то же время адвокаты Карачаево-Черкесской коллегии только за период с мая 1998 по май 1999 года только в судах республики затратили на защиту по назначений. Около 3 (трех) тысяч судодней[5].

И это легко объяснить. Как отмечает, С. Поляков, так называемые "параллельные", "нетрадиционные" и т.п. коллегии адвокатов создавались не только для того, чтобы не зависеть от руководства региональных "традиционных" коллегий в получении статуса адвоката, но и для того, чтобы в осуществлении адвокатской деятельности не нагружаться неоплачиваемой работой. Мизерные расценки и тягостная практика реальной выплаты вознаграждений по делам, где адвокат назначается для защиты лиц, указывающих на свою неспособность оплатить его услуги, вынуждают адвокатов воспринимать такую работу, как фактически бесплатную, как принудительный труд[6].

Традиционные коллегии до сих пор несут основное бремя по бесплатной работе. «Из семи легитимных коллегий на территории области основное бремя (главным образом, по бесплатной правовой помощи) несет «монопольная» коллегия – Свердловская областная. Только за 1998 год мы провели более 40 тысяч уголовных дел по назначениям органов следствия и судом, затратили 85 тысяч рабочих дней. И продолжаем эту работу, несмотря на растущую задолженность Федерального и областного бюджетов – за 3 года в сумме 3 млн. Рублей. В десятках городов и районов области бесплатные правовые услуги составляют 80%. Что-то не видно там «альтернативщиков». А мы везде содержим юрконсультации – всего 110, число адвокатов –800»1.

Ст. 22 закона «Об адвокатуре РФ» конкретизирует правовой статус коллегии. Здесь указано, что коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов. Эта норма по сравнению с законом 1980г. более широко определяет коллегию адвокатов, увязывает ее с территориальным принципом действия.

Адвокаты, как и другие граждане, наделены социально – политическими и личными правами. Но, помимо этих прав, у адвокатов есть и некоторые особые права, которые дает им членство в коллегии.

Одну часть прав, вытекающих из членства, адвокат получает, вступая во взаимоотношения с государственными органами, гражданами и т.д. В этих случаях адвокат может требовать от государства защиты своих субъективных прав. Например, праву адвоката запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, соответствует обязанность государственных и иных организаций выдавать эти документы или их копии.

Другая часть прав, вытекающих из членства, имеется у адвоката по отношению к самой коллегии, к ее отдельным звеньям, органам и к другим адвокатам. Например, право избирать и быть избранным в органы коллегии.

В связи с вступлением нового закона «Об адвокатуре» увеличились права адвоката: опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; собирать и предоставлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи.

Ранее – еще до придания вышеназванному правомочию юридической силы, оно подверглось жесткой критике. В частности, прокурор г.Казани Багаутдинов Ф., назвал вышеназванные полномочия неприемлемыми для адвоката.

При этом, по мнению господина прокурора в правомочии «опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; собирать и предоставлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами» фактически речь идет о введении параллельного расследования. Как отмечает Багаутдинов Ф., «некоторые адвокаты уже сегодня, не имея законных оснований, во всю "выходят" на свидетелей и потерпевших, ведут с ними "беседы", естественно, преследуя свои частные интересы. Эти "беседы" нередко сопровождаются неприкрытым давлением, запугиванием. Подкованный, грамотный адвокат может запугать или запутать любого свидетеля, потерпевшего, и этого полномочия ему предоставлять нельзя».

Господин Багаутдинов Ф., мотивируя, почему нужно было исключить из Закона положения о возможности привлекать на договорной основе специалистов, отмечает: все мы прекрасно понимаем, что частные специалисты за соответствующую оплату могут дать такое разъяснение, которое будет противоречить выводам официальных экспертиз, проведенных по постановлению следователя. Такие "частные платные разъяснения" сейчас часто используются по гражданским спорам. Например, в г. Казани группа ученых-психиатров создала частную консультацию. Они тоже дают разъяснения - в основном о психическом состоянии тех или иных лиц. Связано это, как правило, с гражданскими спорами по вопросам наследования, раздела имущества и т.д. Например, оспаривается завещание, которое дал пожилой человек в больнице незадолго до смерти. Врач-психиатр частной консультации, изучив представленные заинтересованными лицами медицинские и другие документы, делает обтекаемый вывод о том, что больной был "не в себе", когда составлялось завещание. А назначенная судом и проведенная в специальном экспертном учреждении - Республиканской психиатрической больнице - экспертиза дает заключение, что лицо при составлении завещания находилось "в своем уме". Итак, появились два мнения специалистов. И когда уважаемого профессора из частной консультации приглашают в суд, он только разводит руками - дескать, имелось мало материалов для исследования, да и его мнение носит предположительный характер. Тем не менее, заинтересованные лица долго будут засыпать кассационную и надзорную инстанции жалобами о пересмотре решения по гражданскому делу, ссылаясь именно на заключение частных специалистов[7].

На наш взгляд придание данных правомочий адвокату создает не только помехи следствию, чего предусмотрительно опасается оппонент, но и положительно влияет на объективность процесса. Адвокат может «откопать» те доказательства, которые государственные служащие могут обойти вниманием, впрочем, если он конечно в этом заинтересован (и не в последнюю очередь – материально). Что касается привлечения специалистов, то и здесь автору есть что возразить. Как нам известно из норм процессуального права, специалист –лицо обладающее специальными познаниями. В случае, если оно дает неверное заключение (тем более, если это имеет место не единожды повторяться), можно поставить вопрос о «неполномочности» данного лица. Впрочем, это уже вопрос ответственности привлеченных к делу специалистов. Нас же интересует вопрос правильности наделения адвоката «полномочиями по привлечению специалистов». На наш взгляд – это не просто нужное правомочие, но и следствие принципам судебного разбирательства. Ведь только «в споре рождается истина», а, следовательно и участие «сторонних специалистов» положительно повлияет на объективность судебного разбирательства и максимальную исследованность каждого конкретного дела.

Он подчеркнул, что в период изменения членства адвокатская палата, членом которой являлся адвокат, направивший соответствующее уведомление, сохраняет в отношении него предусмотренные законом организационные и контрольные полномочия


По мнению одного адвоката, неопределенность в вопросе членства адвоката в палате субъекта РФ в конечном итоге может привести к подрыву доверия к адвокатской корпорации со стороны доверителей. Другой полагает, что Совету ФПА пришлось давать разъяснения по, казалось бы, ясной и очевидной для большинства адвокатов процедуре. Третий подчеркнул, что этим разъяснением Совет, очевидно, стремится упорядочить процедуру изменения членства адвокатов.

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ утвердил Разъяснение о статусе адвоката, не завершившего процедуру изменения членства в адвокатской палате субъекта РФ. Причиной появления документа стали поступающие запросы о статусе лица, уведомившего адвокатскую палату, членом которой он является, об изменении членства, но не направившего уведомление в адвокатскую палату, членом которой он намеревается стать, и не завершившего тем самым процедуру изменения членства.

Совет ФПА напомнил, что в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона об адвокатуре адвокат, принявший решение об изменении членства в адвокатской палате одного субъекта РФ на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ, уведомляет об этом совет адвокатской палаты, членом которой он является.

Поясняется, что адвокат в месячный срок со дня исключения сведений о нем из регионального реестра обязан уведомить об этом совет адвокатской палаты субъекта РФ, членом которой он намерен стать (абз. 3 п. 5 ст. 15 указанного Закона). «Неисполнение указанной обязанности, а также нарушение срока направления уведомления могут являться основанием привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности в соответствии с процедурами дисциплинарного производства», – подчеркивается в документе.

Направление уведомления об изменении членства не свидетельствует о прекращении либо приостановлении статуса адвоката, подчеркнул Совет ФПА. Он напомнил, что основания и порядок прекращения статуса адвоката определены ст. 17 Закона об адвокатуре, приостановления статуса адвоката – ст. 16 указанного закона. В действующем законодательстве изменение членства не определено в качестве основания прекращения либо приостановления статуса адвоката, уточняется в документе.

Совет также напомнил, что им утвержден Порядок изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ и урегулирования некоторых вопросов реализации адвокатом права на осуществление адвокатской деятельности на территории РФ. В соответствии с абз. 2 п. 2 Порядка изменение членства в адвокатской палате представляет собой единую процедуру, которая инициируется направляемым адвокатом уведомлением и завершается вынесением решения о принятии в члены адвокатской палаты субъекта РФ по месту регистрации.

Совет ФПА разъяснил, что в период изменения членства адвокатская палата, членом которой являлся адвокат, направивший уведомление, сохраняет в отношении него предусмотренные законом организационные и контрольные полномочия, в том числе осуществляет контроль за соблюдением адвокатом требований об уведомлении в месячный срок совета адвокатской палаты субъекта РФ, членом которой он намерен стать. Отмечается, что в случае отсутствия такого уведомления адвокатская палата, членом которой являлся адвокат, обязана рассмотреть вопрос о наличии оснований для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности в соответствии с процедурами дисциплинарного производства.

Совет указал, что до вынесения советом соответствующей адвокатской палаты решения о приеме в члены палаты адвокат обязан информировать совет адвокатской палаты по прежнему месту регистрации по вопросам, связанным с завершением адвокатской деятельности на территории субъекта РФ, в том числе об отсутствии либо исполнении обязательств перед доверителями. Адвокат несет перед этой палатой ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей, уточняется в разъяснении. «В случае, если адвокат, направивший уведомление об изменении членства, принимает решение о прекращении либо приостановлении статуса адвоката, он обращается с соответствующим заявлением в совет адвокатской палаты, членом которой являлся», – подчеркнул Совет ФПА.

Адвокат АП Краснодарского края, к.ю.н. Сергей Филимонов отметил, что данные Советом ФПА разъяснения действительно являются необходимыми. Он полагает, что право адвоката на изменение членства в адвокатской палате субъекта РФ не должно приводить к ситуации, когда длительное время адвокат, сведения о котором исключены из регионального реестра, не уведомляет об этом совет адвокатской палаты субъекта РФ, членом которой он намерен стать.

По мнению Сергея Филимонова, предусмотренный для исполнения данной обязанности абз. 3 п. 5 ст. 15 Закона об адвокатуре месячный срок является достаточным и разумным. «В противном случае будет создана ситуация, при которой адвокат на долгий срок перестает быть членом конкретной адвокатской палаты субъекта РФ, сохраняя все права адвоката. Это в конечном итоге может привести к подрыву доверия к адвокатской корпорации со стороны доверителей в связи со сложившейся вышеуказанной неопределенностью в членстве адвоката в палате субъекта РФ», – считает адвокат.

Он добавил, что в сложившейся ситуации вполне обоснованным является разъяснение Совета о том, что в период изменения членства адвокатская палата, членом которой являлся адвокат, направивший уведомление, сохраняет в отношении него организационные и контрольные полномочия. «По моему мнению, выполнение данного разъяснения позволит исключить неопределенность в членстве адвоката в палате субъекта РФ, что положительно скажется как на корпоративной дисциплине, так и на усилении доверия со стороны граждан к адвокатам», – заключил Сергей Филимонов.

Председатель коллегии адвокатов «Защита» Юрий Хапалюк полагает, что Совету ФПА пришлось принимать разъяснения по, казалось бы, ясной и очевидной для большинства адвокатов процедуре. «Вынужденность этого шага, по-видимому, была обусловлена определенной статистикой действий коллег, желающих выйти по разным причинам из-под юрисдикции и “старой”, и “новой” палат при фактическом продолжении своей деятельности», – рассуждает адвокат.

Заведующий филиалом «Адвокатская фирма “ТонковЪ и Партнеры”» Ленинградской областной коллегии адвокатов Евгений Тонков считает, что Совет ФПА стремится упорядочить процедуру изменения членства адвокатов. Он отметил, что разъяснение корректно составлено и не ограничивает интересы адвокатов, поскольку правовая неопределенность в период изменения членства в адвокатской палате создает трудности как для самого адвоката, так и для его доверителей.

Обязанность информировать совет адвокатской палаты по прежнему месту регистрации об обязательствах перед доверителями корреспондирует с несением именно перед этой палатой ответственности по дисциплинарным производствам, указал Евгений Тонков. Он пояснил, что из разъяснения прямо следует компетенция предыдущей адвокатской палаты по рассмотрению жалоб на адвоката в «переходный период», – согласно ее процедурной практике. Адвоката в «бывшей» палате хорошо знают, там его личное дело, многочисленные коллеги и доверители, уточнил Евгений Тонков. «Мы понимаем, что направление уведомления об изменении членства позволяет адвокату продолжить осуществление свой деятельности и не свидетельствует о прекращении либо приостановлении статуса адвоката. И если адвокат в связи, предположим, с переездом что-то забыл доделать, то ему об этом обязана напомнить “материнская” палата», – прокомментировал адвокат.

1. Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

Учредительные договоры коллегий адвокатов, созданных до 01.03.2020, признаются неотъемлемой частью их уставов (ФЗ от 02.12.2019 N 400-ФЗ).

2. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила статьи 22 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2.1. Уставом адвокатского бюро может быть предусмотрено образование постоянно действующего коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

3. Адвокаты до учреждения адвокатского бюро заключают между собой партнерский договор, определяющий порядок и условия соединения усилий для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Все адвокаты, заключившие партнерский договор и присоединившиеся к нему впоследствии, являются участниками адвокатского бюро (партнерами).

Партнерский договор не представляется для государственной регистрации адвокатского бюро.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В партнерском договоре указываются:

1) срок действия партнерского договора;

2) порядок принятия партнерами решений;

3) компетенция и порядок принятия решений общего собрания партнеров как высшего органа адвокатского бюро. При этом партнерским договором может быть определено равное либо различное количество голосов, принадлежащих каждому из партнеров при принятии решений общим собранием партнеров;

4) порядок формирования, состав, компетенция и порядок принятия решений иных органов адвокатского бюро;

5) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция;

6) порядок приема в состав партнеров, приостановления участия в адвокатском бюро и исключения из числа партнеров;

7) порядок распределения вознаграждения, полученного партнерами в связи с оказанием ими юридической помощи, размер которого может быть установлен в твердой сумме либо определен в соответствии с условиями, предусмотренными партнерским договором;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера в отношении заключения соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Партнерский договор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока действия партнерского договора;

2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

4) отказ одного из партнеров от дальнейшего участия в партнерском договоре, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

(пп. 4 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

5) смерть одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

6) объявление одного из партнеров недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

7) признание одного из партнеров несостоятельным (банкротом), если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

7. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц.

8. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

9. Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре.

10. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.

11. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов.

12. После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.

Статья 22. Коллегия адвокатов

1. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. В числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее трех лет.

(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 160-ФЗ, от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учредительные договоры коллегий адвокатов, созданных до 01.03.2020, признаются неотъемлемой частью их уставов (ФЗ от 02.12.2019 N 400-ФЗ).

2. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также - устав).

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Учредители коллегии адвокатов заключают между собой договор об учреждении коллегии адвокатов, определяющий порядок совместной деятельности по ее учреждению и условия передачи ими коллегии адвокатов своего имущества.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Устав должен содержать следующие сведения:

1) наименование коллегии адвокатов;

2) место нахождения коллегии адвокатов;

3) предмет и цели деятельности коллегии адвокатов;

3.1) порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов и выхода учредителей (членов) из ее состава;

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

4) источники образования имущества коллегии адвокатов и направления его использования (в том числе наличие или отсутствие неделимого фонда и направления его использования);

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) порядок управления коллегией адвокатов;

6) сведения о филиалах коллегии адвокатов;

7) порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов, а также порядок распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) порядок внесения в устав изменений и дополнений;

9) иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

6. Требования устава обязательны для исполнения самой коллегией адвокатов и ее учредителями (членами).

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Об учреждении, о реорганизации или о ликвидации коллегии адвокатов ее учредители направляют заказным письмом в совет адвокатской палаты уведомление. В уведомлении об учреждении или о реорганизации коллегии адвокатов должны содержаться сведения об адвокатах, осуществляющих в коллегии адвокатов адвокатскую деятельность, о месте нахождения коллегии адвокатов, о порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов.

(в ред. Федеральных законов от 20.12.2004 N 163-ФЗ, от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация коллегии адвокатов, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

9. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

10. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством иностранного государства.

О создании или закрытии филиала коллегия адвокатов направляет заказным письмом уведомление в совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов, а также в совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал коллегии адвокатов. В уведомлении о создании филиала коллегии адвокатов должны содержаться сведения об адвокатах, осуществляющих в филиале коллегии адвокатов адвокатскую деятельность, о месте нахождения коллегии адвокатов и ее филиала, о порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов, ее филиалом. К уведомлению должны быть приложены нотариально заверенные копии решения о создании филиала коллегии адвокатов и положения о филиале.

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал.

Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал.

Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, созданном на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Имущество, внесенное учредителями коллегии адвокатов в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности.

12. Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов.

13. Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов.

Коллегия адвокатов обязана уведомлять адвокатскую палату об изменениях состава адвокатов - членов коллегии адвокатов.

(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

14. Коллегия адвокатов несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента или представителя.

15. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов.

16. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.

17. Коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона.

18. К отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для ассоциаций (союзов), если эти правила не противоречат положениям настоящего Федерального закона.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20.06.94 N 09-08/49-94

О "параллельных"
коллегиях адвокатов

В связи с развитием новых экономических отношений значительно возросла потребность населения, а также предприятий, организаций и учреждений в квалифицированной юридической помощи адвокатов. В этих целях в порядке эксперимента в процессе подготовки нового Закона об адвокатуре в ряде регионов Российской Федерации были созданы "параллельные" коллегии адвокатов.

Министерство юстиции Российской Федерации обобщило деятельность таких коллегий адвокатов и эффективность их работы.

В Российской Федерации с согласия Министерства юстиции образовано 34 параллельных коллегий адвокатов в том числе в гг.Москве, Санкт-Петербурге, Владимирской, Архангельской, Саратовской, Ростовской, Волгоградской и некоторых других областях. Количество адвокатов, работающих в них, составляет 1699 человек.

Имеющиеся данные показывают, что адвокаты этих коллегий в полной мере участвуют в оказании юридической помощи гражданам и организациям.

Адвокаты параллельных коллегий дают бесплатные советы и составляют документы, выполняют поручения по ведению дел на предварительном следствии и в судах, осуществляют защиту граждан по назначению в порядке ст.49 УПК, оказывают всестороннюю правовую помощь предприятиями и организациям.

Образование параллельных коллегий сыграло положительную роль в создании здоровой конкуренции в деятельности адвокатуры.

Большинство руководителей регионов Российской Федерации поддерживают инициативу образования параллельных коллегий адвокатов и считают целесообразным их дальнейшую работу.

Вместе с тем имеют место случаи некачественного выполнения адвокатами этих коллегий поручений по ведению дел в следствии и в судах, срывы процессов из-за неявки адвокатов и . нарушения.

Президиумы некоторых параллельных коллегий принимают в адвокатуру лиц, не имеющих высшего юридического образования (Ульяновская коллегия N 2 и др.), что противоречит Положению об адвокатуре РСФСР. Имеют место факты приема в члены коллегии лиц, исключенных из других коллегий адвокатов и лиц, скомпрометировавших себя в правоохранительных органах (Ульяновская коллегия N 2, Владимирская коллегия N 2 и др.).

Низкий уровень работы некоторых параллельных коллегий адвокатов является следствием ненадлежащей профессиональной учебы и повышения квалификации адвокатов.

В связи с изложенным необходимо усилить контроль за деятельностью этих коллегий, а президиумам предлагается строго соблюдать действующее законодательство об адвокатуре.

Поскольку Министерством юстиции завершается работа по разработке нового Закона об адвокатуре Российской Федерации следует приостановить дальнейшее создание новых параллельных коллегий, а вопрос деятельности существующих решить после принятия нового закона.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: