Акт органа государственной власти о предоставлении права землепользования

Обновлено: 28.03.2024

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022) > Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;

2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;

3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для комплексного развития территории, с победителем торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, иным лицом, имеющим право на заключение данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо юридическим лицом, созданным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании "Российские автомобильные дороги" осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

ЗК РФ Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.14. ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;

2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;

3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для комплексного развития территории, с победителем торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, иным лицом, имеющим право на заключение данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо юридическим лицом, созданным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании "Российские автомобильные дороги" осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

ЗК РФ Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.1. ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

1.1. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться на основании решений Правительства Российской Федерации в собственность государственным корпорациям, публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в качестве имущественного взноса Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. При этом положения настоящей главы не применяются.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 18.03.2020 N 66-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

3. Положения настоящей главы применяются к отношениям, связанным с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 206-ФЗ, от 18.12.2018 N 471-ФЗ)

И Н С Т Р У К Ц И Я
9 марта 1992 г.

О порядке выдачи (замены) государственных актов
на право собственности на землю, пожизненного
наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей

Настоящая Инструкция разработана специалистами Роскомзема во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 и определяет порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов.

При подготовке Инструкции были использованы предложения Краснодарского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (А.С.Виднов), РосНИИземпроекта (И.Н.Чепурнов), ЦентрНИИгипрозема (В.В.Талялев), Московского института инженеров землеустройства (В.П.Троицкий), Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (В.Н.Голубев).

Инструкция одобрена Научно-техническим советом и утверждена Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 9 марта 1992 года.

Инструкция вводится в действие взамен "Инструкции о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землей", утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 7 сентября 1976 г.

I. Общие положения

1.1. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР (статья 31) право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.

1.3. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей* выдается:

по форме N 1 - гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности;

по форме N 2 - предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

*В дальнейшем именуется "государственный акт".

1.4. Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.

1.5. Перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производится в связи с:

изменением правового статуса земельного участка (предоставлением в собственность, владение, пользование);

укрупнением или разукрупнением землевладения, землепользования;

внесением в площадь или расположение земельного участка значительных изменений;

внесением в государственный акт большого количества изменений, затрудняющих его чтение и понимание границ на чертеже;

переходом прав на земельный участок к другому собственнику, землевладельцу, землепользователю.

1.6. Перерегистрация прав на земельный участок существующих землепользований предприятий, учреждений, организаций и граждан производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам на основании ранее выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным участком. При отсутствии таких документов оформление прав на земельный участок производится после проведения необходимых землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом фактического использования земель.

При перерегистрации прав на земельный участок новые госакты выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не являются спорными. В противном случае спор должен быть рассмотрен местной администрацией, на основании решения которой, если одна из сторон не обжалует его в суд в установленном порядке, выдается государственный акт.

1.7. Собственникам земли, землевладельцам и землепользователям, имеющим несколько чересполосных земельных участков, государственный акт выдается:

один, если все чересполосные земельные участки расположены в пределах территории, находящейся в ведении одного Совета народных депутатов (районного, городского, поселкового, сельского);

на каждый земельный участок (группу участков), если они расположены на территориях, находящихся в ведении нескольких Советов народных депутатов или предоставленных для разных целей.

1.8 К государственному акту в качестве приложения выдаются:

список собственников при передаче земельных участков в коллективно-долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в т.ч. созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2);

список земельных участков с особым режимом использования земель, предоставляемых в собственность, владение и пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Право собственников на земельную долю удостоверяется справкой по форме приложения 1, выдаваемой в необходимых случаях.

1.9. Государственный акт составляется на государственном (национальном) языке, принятом в данной республике в составе Российской Федерации, автономном образовании с подстрочным русским текстом.

1.10. Бланк государственного акта изготовляется на офсетной бумаге N 1. Размеры бланков: по форме N 1 - 150 х 210 мм на 6 страницах,по форме N 2 - 210 х 300 мм на 8 страницах.

1.11. Государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью.

Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.

1.12. Обеспечение проведения землеустроительных работ,связанных с составлением и выдачей государственных актов, возложено на Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований и Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации.

Работы по составлению государственных актов проводятся районными, городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением организаций, имеющих право на проведение указанных работ.

II. Порядок составления государственных актов

2.1. При составлении государственного акта проводится подбор ранее выданных документов, удостоверяющих право собственности, пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и предоставлению земель, планово-картографических материалов, проектов землеустройства, генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, геодезических и других данных о границах участка, уточнение данных о наличии посторонних землепользователях, а также сведений об установленных на предоставленной территории режимах использования земель. На основании изучения и анализа подобранных материалов устанавливаются виды и объемы землеустроительных работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость установления или восстановления границ, уточнения площадей земельных угодий.

2.2. При выдаче государственного акта о порядке перерегистрации прав на землю, с целью уточнения площадей, фактического состояния, полноты, эффективности и целевого использования земель, при необходимости, проводятся контрольные измерения или сличение границ земельного участка в натуре. При наличии споров и отсутствии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, в обязательном порядке производится контрольный обмер и уточнение фактически сложившихся границ используемого земельного участка.

В случае установления фактов, когда часть земель не используется или используется неэффективно, не по целевому назначению, по предложению районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам местная администрация может исключить ее из площади, на которую перерегистрируются права на землю, и зачислить в земли запаса или в специальный фонд земель для последующего перераспределения. В земли запаса зачисляются также земли ликвидированных предприятий, учреждений, организаций, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, которым в установленном порядке отказано в перерегистрации их прав на землю.

2.3. Границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками.

Установление и закрепление границ в натуре производится в соответствии с действующими техническими требованиями.

2.4. Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей.

Заинтересованные собственники земли, землевладельцы и землепользователи о предстоящих землеустроительных действиях по установлению границ в натуре извещаются повестками, которые должны быть вручены не позднее, чем за два дня. В случае неявки (при своевременном вручении повестки) представителей смежных землепользователей об этом составляется протокол и землеустроительные действия не прекращаются.

При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.

2.5. После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.

2.6. В решении о выдаче государственного акта указывается:

наименование или фамилия, имя, отчество собственника, владельца, пользователя земли и его местонахождение или адрес;

основание для выдачи государственного акта (номер и дата решения Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка);

общая площадь предоставленных земель, в том числе по угодьям;

цель предоставления земель;

правовое положение земельного участка (собственность, владение, пользование);

особые условия использования земель на предоставленном участке.

2.7. Заполнению государственного акта предшествует составление чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании*. Чертеж границ размещается в государственном акте: по форме N 1 - на 4-й странице, по форме N 2 - на 4-й и 5-й страницах.

Масштаб чертежа выбирается в зависимости от размера и конфигурации землевладения и землепользования и с таким расчетом, чтобы на нем можно было показать все поворотные точки границ земельных участков.

__________________
* В дальнейшем именуется "чертеж границ".

2.8. Чертеж границ составляется на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользований, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю.

2.9. На чертеже границ показываются:

поворотные точки границ земельного участка, в т.ч. закрепленные в натуре межевыми знаками;

линейные объекты (дороги, валы, лесополосы, каналы, другие урочища), элементы гидрографической сети (реки, озера), являющиеся границами земельного участка;

границы и номера земельных участков других собственников, владельцев и пользователей, арендаторов, земель запаса, населенных пунктов, расположенных в границах земель, предоставляемых по государственному акту (земли постороннего пользования);

границы и номера участков (зон) с особым режимом использования земель;

границы земель, предоставляемых в собственность, из них - бесплатно, во владение или пользование;

номера поворотных точек, меры линий и румбы внешних границ.

В случаях, когда размеры земельных участков устанавливались по данным натурных обмеров, без определения координат поворотных точек, на чертеже границ показываются только линейные промеры между точками.

На чертеже показываются границы всех чересполосных участков.

Все элементы чертежа земель вычерчиваются в условных знаках, принятых в землеустройстве.

2.10. Если государственный акт по форме N 2 выдается на крупное по площади землевладение (землепользование), то чертеж границ составляется в необходимом масштабе отдельно и вручается вместе с государственным актом в качестве приложения. В таких случаях на 3-й странице государственного акта, в перечне приложений, приводится название этого чертежа.

2.11. При заполнении 3-й страницы государственного акта указывается наименование Совета народных депутатов или органа местной администрации, принявшего решение о предоставлении земли.

При заполнении строк на этой же странице, где указывается правовое положение земель, а также на 6-й странице в "Экспликации земель. " проставляются площади земельных участков, предоставляемых в собственность, владение, пользование. При отсутствии таких площадей ставится прочерк.

На 3-й странице также приводятся номера и наименования всех приложений, выдаваемых вместе с государственным актом.

2.12. На странице 7 государственного акта по форме N 2 в таблице "Земли других собственников, владельцев,пользователей и т.д." записываются наименования всех собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, чьи земельные участки расположены внутри закрепляемого земельного массива, площади и номера этих участков на чертеже. Земли запаса и земли, переданные в ведении сельских (поселковых) Советов народных депутатов, показываются в этой таблице как земли постороннего пользования. В этом случае в таблице приводятся название местного Совета народных депутатов, общие площади земель в разрезе населенных пунктов и участков земель запаса, находящихся в его ведении.

2.13. Одновременно составляются и изготовляются приложения к государственному акту.

Приложение N 1 "Список собственников. " составляется при передаче земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективно-долевую собственность граждан. В нем указывается фамилия, имя, отчество гражданина-собственника (без сокращений) и средний размер земельной доли каждого (сельскохозяйственных угодий, в т.ч. пашни, в гектарах).

В приложении N 2 "Список земельных участков с особым режимом использования" указывается номер участка на чертеже границ, наименование территории с особым режимом использования земель, общая площадь, площадь сельскохозяйственных угодий и пашни на участке, установленный режим использования земель. В графе "Установленный режим использования земель" приводится нормативный документ, которым установлен режим на данной территории.

Указанное приложение подписывается председателем районного (межрайонного) комитета по экологии и природопользованию.

2.14. При заполнении таблиц государственного акта и приложений к нему, при наличии чересполосных участков данные заполняются в разрезе каждого чересполосного участка и в целом по землевладению (землепользованию).

2.15. Все таблицы и приложения к государственному акту, чертеж границ подписываются председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

2.16. Материалы по выдаче государственного акта формируются в землеустроительное дело, которое должно содержать:

а) копию или выписку из решения местного Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка в собственность, владение, пользование, а также выдаче государственного акта;

б) выписку из Государственной земельной кадастровой книги;

в) план границ земель, ранее предоставленных в пользование;

г) ведомость вычисления координат точек границ земель или абрис с результатами обмера земельных участков;

д) ведомость вычисления площадей земель, предоставленных в собственность, владение, пользование, и экспликации;

е) перечень нормативных документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;


Предоставление земельных участков государством — один из сложных процессов, который осуществляется по-разному в зависимости от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. Что нужно знать, когда речь идёт о предоставлении земли от государства и каким требованиям должен соответствовать получатель?

Предоставить землю гражданину или юридическому лицу — что это значит?


Предоставление земельного участка от государства — понятие, подразумевающее процедуру, где государственное имущество передается физическому или юридическому лицу для каких-либо целей. Во время передачи земли заключается соответствующий договор, в котором содержатся все важные моменты процесса: цели, на которые дается земля, правила и условия получения, срок.

Если земельный участок дается на временной период с возможностью расторгнуть раньше окончания срока, то все условия прописываются в обязательном порядке.

Процедура предоставления земли регулируется Земельным Кодексом РФ, где решаются вопросы предоставления земли разным категориям лиц, имеющих на это право.

В главе 5.1 ЗК РФ подробно расписаны условия к гражданам, которые могут претендовать на землю от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.

Какие виды передачи ЗУ существуют?

Согласно законодательству, существует 4 варианта предоставления земли от государства физическим и юридическим лицам:

  • продажа (могут происходить торги или без них осуществляется право преимущественного выкупа);
  • аренда (точно также через торги либо без них, если есть намерения продлить договор);
  • постоянное бессрочное пользование (со своевременной платой за использование участка либо без неё);
  • безвозмездное срочное пользование (предоставляется в том случае, если претендент имеет возможность воспользоваться подобным правом на льготной основе).

При получении безвозмездного участка земли составляется договор купли-продажи, однако получатель никаких выплат не производит. Это происходит по той причине, что при подготовке необходимой документации и оформлении бумаг лицо потратит некоторую сумму денег.

В случае предоставления земельного участка в виде безвозмездного срочного пользования составляется ссудный договор, где претендент на землю является ссудополучателем, а государство ссудодателем.

Получить землю от государства имеют право отдельные категории граждан:


  • граждане, имеющие трех и более детей, и молодые семьи, которые ещё не пользовались правом на землю от государства;
  • Ветераны Труда РФ и Советского Союза;
  • Герои РФ и Советского Союза;
  • молодые специалисты (врачи, учителя).

Для данных категорий граждан существует особый порядок получения земли от государства на льготной основе и специальные программы.

Подробно о том, какие бывают виды пользования земельным участком, рассказано тут.

Под какие цели и кто может получить землю?

В нормативно-правовых актах отсутствует конкретная расшифровка тех направлений, которым выделяют землю от государства. Однако на практике происходит разграничение направлений, которые решили воспользоваться правом получения бесплатной земли от государственного фонда.

Многодетные и молодые семьи

Семьи, где есть 3 и более детей, а также молодые семьи могут воспользоваться правом бесплатного получения земли для следующих целей:

  • индивидуальное жилищное строительство (семья имеет возможность получить землю для постройки собственного дома);
  • организация и ведение личного подсобного хозяйства на полученной от государства земли (законодательство предусматривает возможность воспользоваться землей в качестве создания фермерского хозяйства для получения дохода).

Герои Труда


Герои Труда, кавалеры ордена Славы Российской Федерации и Советского Союза могут получить земельные участки для следующих направлений:

  • использование участка в качестве дачи (построить жилище возможно, однако осуществить регистрацию как по месту жительства нельзя);
  • организация приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.

Молодые специалисты

Согласно Земельному Кодексу, молодые обладатели профессий, которые приехали в сельскую местность для работы после окончания ВУЗа. Таким специалистам предоставляют землю для постройки собственного жилья и организации подсобного хозяйства.

Срок предоставляемой земли составляет 5 лет и, если в течение этого времени не начнется строительство, то надел будет подлежать изъятию и возвращению государству.

Юридические лица

Законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление земельного участка не только для физических лиц, но и юридических. Согласно ст. 39.5 ЗК РФ главным основанием для предоставления земли организациям — решение органов государственной или муниципальной власти. Юридическому лицу необходимо подать заявление, где указываются все сведения и цель использования земли.

Больше нюансов о льготном предоставлении земельных наделов, о том, кто и на каких условиях может получить ЗУ, подробно написано здесь.

На каких правах может предоставляться ЗУ?


Виды предоставления земельных участков и на каких условиях на них можно претендовать — это являются двумя разными юридическими категориями.

Виды могут различаться, а права разделяют на два вида:

  1. Право собственности (земельный участок полностью передается во владение и распоряжение наделом).
  2. Право пользования участком (такой вид дает разрешение на использование участка по своему усмотрению, но без права передачи получателя в собственность до исполнения установленных договором условий).

Из права пользования можно переоформить право собственности, если гражданин выполнил все условия согласно законодательству. Например, молодому специалисту дается земля сроком на 5 лет. Если в течение этого времени будет построен дом, в собственность можно переоформить и жилье, и участок на безвозмездной основе.

Обо всех особенностях юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками читайте тут.

Нормы

Согласно Земельному Кодексу, земельные участки, передаваемые под использование или владение физическими и юридическими лицами, обязательно определяются особыми параметрами. К ним относят:

  1. Категория земель. Государство не может передавать в собственность такие земли, как лесные массивы, заповедные земли, на которых расположены водные объекты, и те участки, которые находятся в зоне отчуждения. Лицу могут дать землю под собственность — это земли поселений и для сельхозназначения. Передача других категорий земель в собственность невозможна.
  2. Размер земельного участка. Конкретные показатели в Земельном кодексе не регулируются, так как для каждого региона установлена своя норма в зависимости от природно-климатических особенностей, поэтому гражданам стоит ориентироваться на региональные нормативно-правовые акты. Но участок должен быть не меньше шести и не больше пятнадцати соток. Такие показатели установлены для всех участков независимо от цели применения.
  3. Уровень плодородия. Этот показатель также относится ко всем участкам. Неважно, требуется ли земля для возведения фермерского хозяйства или постройки жилья, где в любом случае будет организовано приусадебное хозяйство. Также в эту категорию относится наличие неподалеку полигонов с бытовыми отходами или промышленных предприятий, которые могут оказать негативное влияние на урожай.
  4. Расположение участка. Государство не выделяет участки земель, находящиеся вблизи инженерных предприятий, государственной границы и объектов, чья работа направлена на обеспечение страны. Их возможно арендовать на определенный срок только для определенных целей, например, ведения подсобного хозяйства без возведения крупных построек.

Порядок процедуры


Порядок предоставления земли в собственность из государственного фонда осуществляется согласно на уровне регионального законодательства в сфере земельных и имущественных отношений. Но нормативно-правовые акты не должны противоречить законам федерального уровня, поэтому процесс имеет общие действия:

  1. поиск свободного земельного участка, на котором отсутствуют строения;
  2. проверка на наличие у участка кадастрового паспорта и иных прав собственности на него у других лиц (информация предоставляется в администрации);
  3. определение района, в котором находится земля;
  4. составление заявление, где указываются основания для получения земли и цели на нее;
  5. если кадастровый паспорт будет отсутствовать, то специалисты обязуют его оформить и провести геодезию участка;
  6. ожидание вынесения решения земельной комиссией (что делать, если получен отказ на предоставление ЗУ?).

Куда обращаться?

Процессом и установлением порядка предоставления земельных участков в каждом конкретном населенном пункте занимается соответствующий уполномоченный государственный или муниципальный орган власти. Часто им является администрация города или области, куда и требуется обращаться всем претендентам на землю.

Как оформить заявление?

В законодательстве отсутствует форма заявления, однако конкретно описаны, какие сведения должны быть указаны:


Подробнее о заявлении на предоставление земельного участка читайте отдельно.

Необходимые документы

Основной перечень необходимой документации включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • выписка из Росреестра об отсутствии в собственности земельного участка;
  • схема земельного участка, если необходимо образование надела;
  • документ, который подтверждает право на получение земли;
  • заявление.

Список документов может меняться в зависимости от условий для получений и региона проживания, поэтому полный перечень стоит заранее узнать у сотрудников уполномоченного органа.

Все о предоставлении земельного надела, а именно, куда обращаться с заявлением на земельный участок, как оформить процедуру и какие нужно подать документы, подробно описано в отдельном материале.

Сроки, на которые надел передается в пользование


Допустимые сроки аренды в отношении государственных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 Земельного Кодекса РФ. Максимальный срок при оформлении земли в пользование составляет 49 лет, минимального не установлено. Закон предусматривает разные сроки арендных договоров в отношение публичных земель для индивидуального целевого назначения и могут составлять:

  • 3-10 лет в отношении земельных участков, которые предоставляются для возведения объектов недвижимости;
  • до 49 лет под размещение линейных объектов;
  • 20 лет для индивидуального жилищного строения в границах населенного пункта;
  • 3-5 лет для освоения территории и возведения дачного хозяйства;
  • до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.

Также мы рассказали о том, из-за чего может возникнуть утрата права пользования ЗУ, и как правильно составить иск на устранение препятствий в пользовании землей.

Таким образом, для получения земельного участка от государства необходимо подходить под условия, которые задает законодательство. Для подачи заявки обратитесь в администрацию с собранным пакетом документов и заявлением. В течение 30 дней её рассмотрят и вынесут решение о предоставлении земли.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: