Агентская модель системы предоставления государственных и муниципальных услуг

Обновлено: 24.04.2024

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления.

2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

I. Общие положения

Основанием разработки стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления (далее - стратегическое направление) является перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.

Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации

Целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие Российской Федерации (управление отраслями экономики и социальной сферы), выраженное в росте реальных доходов и повышении покупательской способности граждан Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности и личной безопасности граждан Российской Федерации.

Задачами цифровой трансформации государственного управления являются повышение качества и системность исполнения следующих государственных функций:

государственное регулирование и выработка государственной политики в отраслях экономики и социальной сфере;

предоставление государственных и муниципальных услуг;

осуществление контрольной и надзорной деятельности;

управление государственным имуществом;

обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:

недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;

несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь;

затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удаленной работы, наличие недостаточного уровня цифровизации кадровой работы государственной службы;

непрозрачность бюджетного процесса и учета всех органов власти для федерального центра (до 30 процентов рабочего времени сотрудников финансовых подразделений занимает подготовка различных отчетов, отсутствуют механизмы проверки доведения бюджетных выплат до получателей);

наличие завышенных и дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом (например, каждый субъект тратит бюджетные средства на создание систем, предназначенных для предоставления услуг);

отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.

Вызовами (задачами) цифровой трансформации государственного управления являются:

создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;

цифровизация источников социально-экономических показателей (как непосредственных экономических и социальных инструментов, так и информационных систем - агрегаторов данных, поступающих в режиме реального времени от таких источников);

запуск процесса непрерывной обработки таких сведений с помощью сквозных технологий и дальнейшее обучение системы на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса о необходимости сигнализировать в случае наступления ранее запрограммированных событий в отраслях экономики и социальной сферы;

эволюционное изменение модели контрольно-надзорной деятельности - применение новых технических средств объективного наблюдения и внедрение модели дистанционного контроля и надзора по заранее установленным критериям вкупе с анализом в режиме реального времени текущей обстановки во всех сферах, подлежащих государственному и муниципальному контролю;

устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности;

создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, включающего полный перечень программных и аппаратных средств российского производства, включающих помимо стандартных средств работы с документами инструменты межведомственного взаимодействия в режиме реального времени;

создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;

повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, а также снижение издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством;

создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации государственного управления;

повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;

создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий;

повышение качества государственного контроля за расходованием бюджетных средств и прохождением бюджетного процесса.

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:

отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, так как в настоящее время коммерческие организации не обязаны предоставлять такую информацию в органы государственной власти (за исключением налоговой отчетности);

наличие малых объемов производства и ограниченного перечня датчиков и приборов объективного контроля российского производства, неготовность в срок автоматизированных средств агрегации и обработки сведений (данных), полученных дистанционным путем в режиме реального времени;

недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия;

наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.

IV. Участники реализации стратегического направления

Ответственным федеральным органом исполнительной власти за координацию реализации стратегического направления является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:

федеральные органы исполнительной власти;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

Презентация на тему: " Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ОПС ФГУП «Почта России» заместитель генерального директора ФГУП «Почта России»" — Транскрипт:

1 Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ОПС ФГУП «Почта России» заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Мандрыкин И.А.

2 Агентская модель системы предоставления государственных и муниципальных услуг (вариант 1) Районное представительство МФЦ (муниципальный МФЦ ) Районное представительство МФЦ (муниципальный МФЦ ) Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Региональный МФЦ Органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги 1 Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Районное представительство МФЦ (муниципальный МФЦ ) Районное представительство МФЦ (муниципальный МФЦ ) Региональный уровень Районный (муниципальный) уровень Местный уровень

3 Агентская модель системы предоставления государственных и муниципальных услуг ( вариант 2 ) Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Бэк офис регионального МФЦ Органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги 2 Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Районное представительство МФЦ (муниципальный МФЦ ) Районное представительство МФЦ (муниципальный МФЦ ) Районное представительство МФЦ Общественная приемная в ОПС Региональный уровень Общественная приемная в ОПС Районный (муниципальный) уровень Местный уровень

4 Многофункциональная общественная приемная (агентский фронт офис МФЦ) в отделении почтовой связи 3

5 Модель системы предоставления государственных и муниципальных услуг на базе территориально-распределенного «Почтового» МФЦ Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Бэк офис «почтового» МФЦ В УФПС Органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги 4 Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная в городских ОПС Региональный уровень Общественная приемная в ОПС Районный (муниципальный) уровень Местный уровень Общественная приемная в городских ОПС Общественная приемная в ОПС

6 Общая модель предоставления госуслуг на базе «Почтового» МФЦ 5

7 Модель предоставления услуги «Информирование» на базе «Почтового» МФЦ 6

8 Модель предоставления услуги «Прием Заявления» на базе «Почтового» МФЦ 7

9 Модель предоставления услуги «Доставка результата» на базе «Почтового» МФЦ 8

10 Вариант оформления общественной приемной в реальном городском отделении почтовой связи 9

Презентация на тему: " Модели организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе инфраструктуры филиальной сети ФГУП «Почта России» Руководитель проекта," — Транскрипт:

1 Модели организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе инфраструктуры филиальной сети ФГУП «Почта России» Руководитель проекта, ФГУП «Почта России» Лавренко Б.Б., июнь 2012

2 2 Пути повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг Всего к началу 2012 г. в России открыто 655 МФЦ. Достоинства: Высокий уровень комфортности предоставления госуслуг. Недостатки: 1. Низкий уровень доступности госуслуг (каждый житель России старше 18 лет два раза в год обращается за госуслугами). 2. Большая себестоимость (196 руб. в расчете на каждого жителя). Многофункциональные центры «Электронное Правительство» Достоинства: 1. Простая, доступная система организации предоставления госуслуг. 2. Экстерриториальности организации предоставления госуслуг. Недостатки: 1. Низкий уровень оснащенности населения домашней компьютерной техникой (19 %). 2. Недостаточный опыт работы в сети Интернет

3 Агентская модель организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ОПС Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Бэк офис регионального МФЦ Органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Районное представительство МФЦ (муниципальный МФЦ ) Районное представительство МФЦ (муниципальный МФЦ ) Районное представительство МФЦ Региональный уровень Общественные приемные в ОПС Районный (муниципальный) уровень Местный уровень 3 Общественные приемные в ОПС Общественные приемные в ОПС

4 Многофункциональная общественная приемная ( агентский фронт офис МФЦ ) в ОПС 4

5 Модель организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе территориально-распределенного «Почтового» МФЦ Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Бэк офис «Почтового» МФЦ В УФПС Органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественная приемная Общественные приемные в городских ОПС Региональный уровень Районный (муниципальный) уровень Местный уровень Общественные приемные в городских ОПС в райцентрах Общественные приемные в городских ОПС в столицах регионов

6 Вариант оформления общественной приемной в реальном городском ОПС 6

7 Информирование, консультирование заявителя на базе программного комплекса «МФЦ Капелла» 7

8 8 Общая модель организации предоставления госуслуг на базе «Почтового» МФЦ

9 9 Предоставление госуслуг на базе «Почтового» МФЦ Региональный МФЦ Цель Доступность и комфортность предоставления госуслуг, Способ Государственный контракт вся сеть (городские и сельские ОПС ); стоимость контракта фиксированная и не зависит от количества и типа госуслуг; стоимость контракта пропорциональна численности населения субъекта; контракт на 3 года с фиксированной годовой оплатой Себестоимость предоставления госуслуги в расчете на каждого жителя – 70 руб.

Как отмечают авторы проекта, суть "реестровой модели" состоит в том, что источником достоверных сведений о правовых статусах лиц становятся информационные ресурсы, а не бумажные документы. Вместо оформления бумажных документов по итогам предоставления государственной или муниципальной услуги будет формироваться юридически значимая запись в информационном ресурсе.

По желанию организации или гражданина можно получить выписку в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо выписку на бумажном носителе.

Предлагается реализация реестровой модели в следующих сферах:

-лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- получение разрешений на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, на перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

- согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;

- получение разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- аттестация должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

- аттестация, переаттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

- получение разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации;

- выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- получение разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

- получение разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

- постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного;

- получение прокатного удостоверения на фильм.

Предусматривается расширение каналов взаимодействия заявителей (физических лиц и юридических лиц) с органами (организациями), предоставляющими соответствующие государственные, муниципальные услуги, за счет обеспечения возможности подачи запросов в электронной форме, а также посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, проектом закрепляется возможность направления органом социальной защиты уведомления о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении, а также оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг наряду с письменной формой в форме электронного документа по выбору заявителя.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.


Записи в госреестрах имеют большую юридическую силу, чем выписки из них, которые выдаются организациям и населению. Что похожего еще вошло в нашу жизнь в рамках цифровизации госуправления и какие удобства это дает. Принципы работы реестровой модели показали на примере сферы лицензирования: порядок действий и срок предоставления лицензии, форма и цена получения выписки.

  • обмен паспорта,
  • регистрация по месту жительства,
  • регистрация земельного участка или дома,
  • регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя,
  • получение лицензии.

Все это и многое другое может быть реализовано через:

  • Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ),
  • обращение в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» (далее – МФЦ) или
  • непосредственно на сайте соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления. Предоставлением государственных услуг занимаются также организации, осуществляющие отдельные публично значимые функции: государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации.

Что такое «реестровая модель»

Несколько лет назад появились понятия «реестровая модель предоставления государственных и муниципальных услуг» и «реестровая модель предоставления данных». Несмотря на некоторые различия, и в том, и в другом случае речь идет фактически об одном и том же: предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, т.е. онлайн (в автоматическом режиме), посредством получения соответствующих сведений из государственной информационной системы (реестра) и без выдачи результата услуги в виде документа на бумажном носителе.

Понятие реестровой модели в 2020 году было введено в Федеральный закон:

Статья 7.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

1. Результаты предоставления государственных и муниципальных услуг учитываются и подтверждаются путем внесения органами, предоставляющими указанные услуги, в государственные и муниципальные информационные системы сведений в электронной форме.

2. Результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги.

  • выписки в форме электронного документа, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, или
  • выписки на бумажном носителе, но только по желанию заявителя (организации или гражданина).

Фактически такая выписка является копией соответствующей записи в реестре, но при этом она имеет информационный характер, поскольку подтверждает факт внесения записи в реестр и наличие у заявителя соответствующего права. Информационный характер выписки проявляется в том, что если для получения какой-либо иной услуги потребуются данные из реестра, из которого у заявителя имеется выписка, орган власти, предоставляющий услугу, будет обращаться непосредственно к реестру, в котором имеется необходимая информация, а не использовать выписку, полученную ранее заявителем.

При использовании реестровой модели предоставления услуг предусматривается использование удаленной идентификации заявителей, в т.ч. биометрической.

Основными признаками реестровой модели предоставления государственных и муниципальных услуг является то, что источником достоверных юридически значимых сведений становятся информационные ресурсы (реестры) государственных информационных систем, а не документы на бумажном носителе, результатом услуги является юридически значимая запись в информационном ресурсе (реестре).

Следствием порой становится следующий казус, к которому пока не все привыкли: если есть расхождение между бумажным документом (особенно выданным давно) и данными в реестре, приоритет будет отдан записям в реестре! Если в него закралась ошибка, человеку придется доказывать это, чтобы в реестре ошибка была исправлена тем госорганом, который его ведет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: