Аэронавигация профиль подготовки 1 летная эксплуатация гражданских воздушных судов

Обновлено: 24.04.2024

Студенты изучают устройство гражданских воздушных суден, учатся разбираться в технической документации. Отдельное внимание уделяется летной практике: полеты на тренажерах и полеты на учебных воздушных судах.

Экзамены ЕГЭ

Ниже перечислены предметы, которые необходимо сдать для поступления на специальность в данном вузе и минимальные баллы ЕГЭ

Учет индивидуальных достижений

Здесь показаны максимальные баллы за достижения

Задай вопрос о поступлении в СПбГУГА

Здравствуйте! Для абитуриентов после 11 класса, последовательность действий, подскажите пожалуйста, ЕГЭ потом мед комиссия или наоборот? И каких врачей должны пройти? Где можно ознакомиться?

Здравствуйте, я имею одно высшее образование степени бакалавриат, хотел бы узнать могу ли я попасть на ускоренную программу обучения?

Вячеслав, добрый день. Да, но решение будет приниматься вузом индивидуально для каждого студента

Здравствуйте, как поступать иностранным гражданам и как проводятся вступительные испытания для иностранных граждан?

Здравствуйте хочу стать пилотом мне 37 лет есть высшее образование. Как это возможно. Армию откосил в свое время. Не годен в мирное время.

Андрей , добрый день! Вы можете поступить на второе высшее и получить данную профессию

если я с Беларуси ,нужно ли мне сдавать ЕГЭ,и что требуется для поступления?

некрасов валерий, добрый день. Граждане Беларуси могут поступить по результатам ЦТ за текущий или предшествующий год или сдать ЕГЭ, поступление осуществляется в общем конкурсе

Здравствуйте, с операцией на глаза по корректировке зрения берут в вуз ?

Илья, добрый день! Решение о поступлении принимает мед. комиссия, поэтому мы не можем вас сориентировать по данному вопросу

Как поступить если не сдавал ЕГЭ?

Алексей, добрый день. Без ЕГЭ по внутренним вступительным экзаменам вуза имеют право поступить только иностранные граждане, инвалиды, лица, имеющие профессиональное образование. Если вы не относитесь к данным категориям, то вам необходимо будет сдать ЕГЭ

Добрый вечер. Если имеется среднее специальное образование по другой специальности, получится ли поступить на высшее?

Никита, добрый день. Да, получится. Вы можете сдать ЕГЭ или внутренние экзамены в вузе

Здравствуйте, у меня несколько вопросов:
1)Предусмотрены ли бюджетные места для иностранцев(25.03.03)?
2) На каком основании проходят вступительные испытания для ин.граждан?

Нужно ли сдавать профильную математику для поступления в ваш ВУЗ?

Булат, добрый день. Да, для данного направления необходима профильная математика

Профессии

г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38


Навигатор поступления
Проведем вас через весь процесс поступления на основании ваших знаний и предпочтений


Справочники профессий и вузов
Получите подробную информацию о вашей будущей профессии или о вузе в котором хотите учиться


Тесты на знания предметов и на профориентацию
Скоро! Проходите тесты, следите за результатами, отслеживайте прогресс своего обучения, или просто решайте, чем хотите заниматься


Календарь событий
Следите за своими занятиями, записывайтесь на предстоящие мероприятия или смотрите онлайн записи прошедших вебинаров

Факультет летной эксплуатации является одним из ведущих факультетов Университета. Здесь профессионально готовят коммерческих пилотов, диспетчеров управления воздушным движением и специалистов по аэронавигационному обеспечению полётов. Эти специалисты решают триединую задачу - планируют, организовывают и непосредственно осуществляют полёты ВС.

На факультет сформирован богатый учебно-методический потенциал, который постоянно обновляется и успешно используется студентами. Опытные профессорско-преподавательский и инструкторский составы обеспечивают понимание и усвоение предоставляемого учебного материала, а современные лётные, лётно-штурманские и диспетчерские тренажеры помогают будущим специалистам полностью и наиболее приближенно к реальным ситуациям ощутить ответственность выбранной ими профессии.

Контактная информация

Прием документов

Срок подачи документов с 20 июня по 18 августа.

Правила приёма в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Cанкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета на 2022/2023 учебный год по очной форме обучения размещены на сайте университета.

    Список документов
  • заявление ;
  • оригинал или копия документа, удостоверяющего личность поступающего;
  • оригинал или копия документа о среднем общем образовании (основном общем образовании по отдельным образовательным программам, особо оговоренным для конкретных филиалов Университета);
  • 4 фотографии 3х4 см, 8 фотографий 3х4 см*;
  • медицинская справка по форме Ns 086/у с заключением о годности к обучению, заверенная главным врачом, штампом и печатью лечебного учреждения, с указанием даты выдачи (справка действительна в течение 6 месяцев со дня выдачи);
  • выписка из протокола ВЛЭК ГА, заверенная оригинальной печатью и штампом медицинской организации, проводившей ВЛЭК ГА*;
  • заключение о результатах профессионально-психофизиологического отбора с оригинальной печатью ВЛЭК ГА*;
  • военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для военнообязанных)*.

(*) — для лиц, поступающих на специальности 25.02.04 «Лётная эксплуатация летательных аппаратов» и 25.02.05 «Управление движением воздушн го транспорта».

Для поступающих, являющихся иностранными гражданами, уточнение дополнительных документов приведено в пункте 30 настоящих Правил приёма.

Документы, необходимые при прохождении ВЛЭК ГА

  • Документы, удостоверяющие личность и гражданство;
  • 3 фото 3х4 см;
  • Медицинская справка по форме М. 086/у с заключением о годности к обучению,заверенная главным врачом, штампом и печатью лечебного учреждения, с указанием даты выдачи (справка действительна в течение 6 месяцев со дня выдачи).
  • Военный билет или удостоверение гражданина, подлежащ о призыву на военную службу (для военнообязанных);
  • Результаты анализов на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, RW (срок годности - один месяц).
  • Справка из наркологического диспансера с заключением врача о состоянии здоровья (срок годности не более 3 месяцев);
  • Справка из психоневрологического диспансера с заключением врача о состоянии здоровья (срок годности не более 3 месяцев);
  • Справка от дерматовенеролога с заключением врача о состоянии здоровья (срок годности не более 1 месяца);
  • Справка о перенесенных операциях (при наличии).
      Поступающие с целью сокращения сроков прохождения ВЛЭК ГА по желанию могут дополнительно предоставить:
    • копию сертификата о прививках;
    • для женщин - справка от гинеколога с заключением врача о состоянии здоровья;
    • ЭЭГ - электроэнцефалограмму - заключение и фрагмент распечатки с печатью и штампом учреждения и датой исследования;
    • справку о группе крови и резус-факторе для поступающих на специальность 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов» (квалификация «пилот»);
    • рентгенографию придаточных полостей носа - заключение и снимок (срок годности - один месяц) (при наличии) для поступающих на специальность 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов» (квалификация «пилот»).

    Поступающие проходят скрининг-тестирование на наличие метаболитов психоактивных и наркотических веществ в организме.

    Справки из психоневрологического, наркологического и кожно-венерологического диспансеров со штампом или записью «На учете не состоит» и не содержащие заключение врача о состоянии здоровья - не действительны и не принимаются для ВЛЭК ГА.

    Образовательная программа

    Бакалавриат

      25.03.03 «Аэронавигация»
    • «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов (ЛЭГВС)»
      (Высшее образование – бакалавриат, очная/заочная форма, срок обучения- 4 года/4 года 6 мес.)

    Количество бюджетных мест: 50

      Вступительные испытания:
    • русский язык (ЕГЭ)
    • математика (ЕГЭ)
    • физика (ЕГЭ)

    Стоимость обучения– 230 000 р/год

    Специалитет

      25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»
    • «Организация лётной работы (ОЛР)» (Высшее образование – специалитет, очная/заочная форма, срок обучения- 5 лет/ 5лет 6 мес.) Стоимость обучения – 262 000 р/год
    • «Организация использования воздушного пространства (ИВП)» (Высшее образование – специалитет, очная/заочная форма, срок обучения- 5 лет/ 5лет 6 мес.) Стоимость обучения – 262 000 р/год
    • «Организация аэронавигационного обеспечения полётов воздушных судов (ОрАНО)» (Высшее образование – специалитет, очная форма, срок обучения- 5 лет) Стоимость обучения – 262 000 р/год

    Количество бюджетных мест: 165

      Вступительные испытания:
    • русский язык (ЕГЭ)
    • математика (ЕГЭ)
    • физика (ЕГЭ)

    В стоимость обучения по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» специализация «Организация лётной работы» не включена оплата лётной практики и тренажерной подготовки.

    Общая информация

      Стипендиальное обеспечение и материальная поддержка студентов осуществляется за счет:
      • средств федерального бюджета, выделяемых:
      • на стипендиальное обеспечение и премирование обучающихся по дневной форме обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      • на оказание помощи нуждающимся студентам, аспирантам, докторантам, организацию культурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы;
      • для выплаты обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
    1. средств, предназначенных для выплаты специальных и именных стипендий;
    2. внебюджетных средств.
      Общежитие
    • Иногородним абитуриентам и студентам, зачисленным на госбюджетные места, предоставляется общежитие.
    • Общежитие для иногородних студентов, зачисленных на места по договорам с оплатой стоимости обучения, предоставляется по мере возможности.

    Отсрочка от Службы в Вооружённых силах Российской Федерации в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Военная кафедра – отсутствует.

    Престиж вуза

    В Университете осуществляется обучение пилотов с углубленным изучением навигации и современных методов самолетовождения, адаптированных под международные требования к экипажам.

    Специалисты, выпускаемые факультетом летной эксплуатации, наряду с прочными профессиональными навыками, свободно владеют персональными компьютерами, математическими методами анализа, моделирования и оптимизации технологических процессов. Подготовка авиаперсонала в области иностранного языка, фразеологии радиообмена отвечает стандартам ИКАО. Студентам факультета в процессе обучения предоставляются все виды образовательных услуг: современные компьютерные технологии, лингафонные кабинеты, лаборатории общеобразовательных и инженерных кафедр, необходимая методическая и учебная литература.

    Дополнительная информация:

    Другие анкеты




    Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина

    профориентационный центр Вектор
    Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге
    УКЦ «Профессиональный рост»
    ЦГПБ им. В.В. Маяковского

    PRO Образование 2011

    Любое копирование и воспроизведение информации
    допускается только с письменного согласия редакции проекта.
    Администрация ресурса не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
    университет гражданской авиации»

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
    университет гражданской авиации»


    Несложно объяснить популярность профессий, связанных с авиацией, а сделать авиацию своей профессией – значит обеспечить себя интересной, востребованной работой в стремительно развивающейся отрасли, где открывается все больше и больше новых перспектив: в стране и мире растут объемы авиаперевозок, появляются новые типы самолетов, выполняющие пассажирские и грузовые перевозки и различные виды авиационных работ, увеличивается количество организаций гражданской авиации,

    Факультет летной эксплуатации (далее – ФЛЭ) Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации готовит специалистов для эксплуатантов выполняющих коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы, государственной корпорации по организации воздушного движения, центров аэронавигационного обеспечения полетов: пилотов; диспетчеров по управлению воздушным движением; специалистов по аэронавигационному обеспечению полетов (далее – аэронавигаторов) – хозяев неба и пространства, способных доставить нас в любую точку мира, людей, которым мы доверяем свои жизни. Это профессии, гарантирующие интересную и достойную работу.

    В настоящее время на факультете обучается свыше 1000 студентов со всех регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. В состав факультета входят 8 кафедр, 3 из которых являются выпускающими. Наши преподаватели и инструкторы тренажерных центров – специалисты в своей среде, доступно донесут до студентов необходимые знания по своим дисциплинам, а современное тренажерное оборудование позволит качественно отработать профессиональные навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.

    Университет является активным участником международного сотрудничества в области образования, тесно взаимодействуя со многими зарубежными учебными и научными центрами.


    СПбГУ ГА — это современные учебные корпуса, научно-техническая библиотека, музей истории авиации, спортивные комплексы, студенческие общежития, гостиница Университета, которые располагаются на территории авиагородка, всего в 10 минутах езды от международного аэропорта Санкт-Петербурга. В состав Университета входит филиал – Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова на учебных аэродромах, которого студенты и курсанты выполняют учебные полеты. Учебные полеты, также выполняются и на аэродромах: Бугульма, Бегишево (Набережные Челны) и Орск.

    Гордостью Университета является уникальный Тренажерный центр для подготовки будущих пилотов, диспетчеров по управлению воздушным движением и аэронавигаторов, где представлены все виды тренажеров по направлениям деятельности специалистов. Такая техническая база позволяет будущим специалистам ФЛЭ закрепить свои знания, навыки и умения в условиях, максимально приближенным к реальным, проверить себя на профессионализм и прочность, и, конечно, ощутить ответственность выбранной ими профессии.

    Основные образовательные программы Университета соответствуют современным требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам, Международной организации гражданской авиации (ICАО) и Федеральным авиационным правилам (ФАП) Российской Федерации. По окончании учебы в Университете выпускники получают диплом государственного образца, свидетельствующий о получении высшего образования с указанием квалификации. Кроме того, выпускникам-пилотам выдается Свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации международного образца. Специалисты, выпускаемые факультетом летной эксплуатации, наряду с прочными профессиональными навыками, владеют профессиональным авиационным английским языком на уровне, отвечающим требованиям ICАО, что даёт неоспоримое преимущество при трудоустройстве – факультет сотрудничает с крупнейшими авиакомпаниями России и предоставляет возможность трудоустройства студентам после окончания учебы.

    Студентам факультета в процессе обучения предоставляются современные лаборатории общеобразовательных и инженерных кафедр, необходимые методические указания, учебная, техническая литература и оборудование. В Университете действует Информационная электронная образовательная среда.

    Факультет ежегодно проводит различные студенческие конкурсы профессионального мастерства по направлениям подготовки: для пилотов конкурс «Вам взлет», для диспетчеров УВД «Транспортный лидер» и общий конкурс на владение авиационным английским языком.

    На факультете реализуется следующие основные профессиональные образовательные программы:

    • в рамках специальности 25.05.05 “Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»факультет реализует образовательные программы по специализациям:

    ▪ Организация летной работы;

    ▪ Организация использования воздушного пространства;

    ▪ Организация аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов,

    • в рамках направления подготовки03.03 «Аэронавигация»факультет реализует образовательную программу по профилю:

    ▪ Летная эксплуатация гражданских воздушных судов.

    Основные образовательные программы реализуются на выпускающих кафедрах Факультета летной эксплуатации.

    Специализация «Организация летной работы» (квалификация – инженер) и профиль «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» (квалификация – бакалавр)

    Выпускающая кафедра «Летная эксплуатация и безопасность полетов в гражданской авиации» № 21

    Заведующий кафедрой, заслуженный штурман РФ, доцент, к.т.н. Анатолий Георгиевич Костылев.

    Чему учат? Конечно же, летать! Обучение состоит из теоретической, тренажерной и летной подготовок:

    • теоретическая подготовка предусматривает изучение фундаментальных курсов: Летная эксплуатация воздушных судов, Аэродинамика и динамика полета, Организация летной работы, Конструкция воздушных судов и их летная эксплуатация, Аэронавигация, Авиационная метеорология, Безопасность полетов, Управление воздушным движением, Правила подготовки и выполнения полетов, Авиационный английский язык, Фразеология радиообмена на английском языке и многих других, которые необходимы для надежного, безопасного и экономичного выполнения полетов в гражданской авиации;
    • тренажерная подготовка проводится на тренажерах учебных самолетов Cessna 172S, Diamond DA-40NG и Diamond DA-42NG, которые соответствуют международным требованиям:
    • летная подготовка включает полеты на учебных воздушных судах, которые предусматривают полеты на однодвигательных самолетах Cessna 172S или Diamond DA-40NG и на двухдвигательном самолете Diamond DA-42NG.

    Современные воздушные суда, которые будут эксплуатировать наши выпускники – пилоты, оснащены многократно резервированными сложными электронно-гидромеханическими системами управления, электронной и вычислительной техникой, системами автоматического управления и навигационными комплексами, системами контроля работы функциональных систем и оборудования.

    В отличие от специалистов других видов транспорта, пилот работает в спе­цифических условиях полета, в условиях информационной неопределенности и при наличии острого дефицита времени, но в то же время цена его ошибок очень велика. Все это требует выстраива­ния особой системы его подготовки с учетом проявлений человеческого фактора.

    Во второй половине 90-х годов Академии гражданской авиации была разработана и внедрена новая система подготовки летного состава, сочетающая гуманитарную, общенаучную, инженерную и повышенную навигационную подготовку.

    Выпускник нашего Университета – пилот современного самолета имеет подготовку, обеспечивающую безопасное выполнение полетов на самолетах советского и российского производства и самолетах иностранного производства, т.е. выполнение полетов на средних и больших высотах, на большие расстояния и по правилам полетов по приборам во всех климатических зонах Европы и Азии, с применением всех современных технологий летной эксплуатации воздушных судов и обслуживания воздушного движения на воздушных трассах и в районах аэродромов государств Европейского союза, Ближнего востока, СНГ, Индокитайского полуострова и других регионов земного шара.

    Выпускник Университета – пилот современного самолета обладает теоретическими знаниями, соответствующими требованиям к линейному пилоту авиакомпании, имеет свидетельство пилота коммерческой авиации с квалификационным допуском для полетов по приборам на многодвигательном самолете и владеет английским языком в соответствии с требованиями ИКАО.

    После успешного окончания Университета выпускникам выдается диплом государственного образца с присвоением квалификации – инженер или бакалавр, а также Свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации международного образца. А дальше выпускники этой профессии начинают свою работу в летных подразделениях авиакомпаний в качестве вторых пилотов экипажей современных воздушных судов.

    Специализация «Организация использования воздушного пространства» (квалификация – инженер)

    Выпускающая кафедра «Управления воздушным движением» № 25

    Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Юрий Юрьевич Михальчевский.

    Чему учат? Учат управлять воздушным движением. Воздушное движение ‑ это совокупность воздушных судов, находящихся в полете или движущихся по площади маневрирования аэродрома.

    Управление воздушным движением (УВД) тождественно понятию диспетчерского обслуживания воздушного движения. Диспетчерское обслуживание воздушного движения – обслуживание, предоставляемое в целях предотвращения столкновений между воздушными судами и столкновений с препятствиями на площади маневрирования, а также в целях регулирования и упорядочения воздушного движения.

    Диспетчерское обслуживание представляет собой сложный процесс, включающий: планирование воздушного движения, наблюдение за воздушным движением, опознавание воздушных судов, установление их местоположения, ведение радиосвязи с их экипажами, оценку их взаимного положения, принятие диспетчерского решения, передачу экипажам диспетчерских разрешений, указаний, рекомендаций и информации, контроль выполнения диспетчерских разрешений и указаний.


    При этом особенно важно уметь определять (прогнозировать) будущее взаимное положение воздушных судов, оценивать степень опасности (конфликтности) ситуации воздушной обстановки, выбрать рациональную последовательность действий по разрешению конфликтной ситуации, как по составу диспетчерских указаний, так и по времени их выдачи экипажам, а также контролировать их выполнение.

    Правила и порядок диспетчерского обслуживания устанавливаются и регулируются воздушным законодательством, устанавливающим правила использования воздушного пространства, организацию воздушного движения, порядок выполнения полётов воздушных судов, правила осуществления радиосвязи в воздушном пространстве РФ, порядок обслуживания воздушного движения и многое другое. Все это должен освоить будущий выпускник Университета ГА на аудиторных занятиях, в учебных лабораториях, а также на диспетчерских и летно-штурманских тренажерах.

    Диспетчер УВД – специалист, осуществляющий планирование, контроль и управление движением воздушных судов по воздушным трассам, маршрутам и на площади маневрирования аэродромов. Он настоящий дирижер в своей стихии. В настоящее время диспетчер УВД это одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий во всем мире. При этом те, кто управляет воздушным движением, должны хорошо представлять и работу своих коллег – тех, кто находится в кабинах экипажей воздушных судов.

    Диспетчеры УВД работают в аэродромных и районных диспетчерских центрах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также занимают различные руководящие должности поставщика аэронавигационного обслуживания полётов ‑ ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

    Диспетчер УВД – это специалист, результатом работы которого, в конечном счете, и является отсутствие столкновений воздушных судов между собой и с наземными препятствиями, достижение максимальной пропускной способности воздушного пространства и аэродромов.

    Успешное решение стоящих перед диспетчером УВД задач обеспечивается твёрдыми знаниями в таких областях, как радиолокация, радионавигация, авиационная связь, авиационная метеорология, английский язык, аэродинамика, воздушное право и др.

    В качестве объектов будущей профессиональной деятельности выпускника можно назвать:

    – объекты Единой системы организации воздушного движения;

    – процессы, методы и средства обслуживания воздушного движения, включая автоматизированные системы управления воздушным движением;

    – процессы, методы и средства организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания полётов, включая спутниковые системы наблюдения, навигации и связи.

    Специализация «Организация аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов» (квалификация – инженер).

    Выпускающая кафедра «Аэронавигация» №15

    Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Юрий Николаевич Сарайский.

    Аэронавигационное обеспечение полетов (АНО) – это все то, что нужно сделать еще на земле, чтобы в полете навигация воздушных судов была точной, безопасной и экономичной. Специалисты АНО, которых иногда называют наземными штурманами, решают сложные задачи, требующие хорошей математической подготовки, владения информационными технологиями и, конечно, отличного знания аэронавигации, метеорологии, радионавигационных средств, авиационного английского языка и многих других специальных дисциплин.


    Чем же занимаются эти специалисты? Воздушные суда должны летать не как нравится пилотам, а по заданным траекториям. Эти траектории должны быть построены так, чтобы воздушные суда не сталкивались с наземными препятствиями, не пересекались с траекториями других воздушных судов, были экономичными. Разработка таких траекторий, особенно в районе аэродрома, является очень сложной задачей, поскольку нужно учесть сотни наземных препятствий и выполнить множество требований.

    Для выполнения полета нужно знать, как проходит маршрут, какие ограничения в использовании воздушного пространства действуют во время полета, каково состояние и характеристики наземных радиомаяков по маршруту и многое другое, называемое аэронавигационной информацией (АНИ). Изменения в АНИ происходят постоянно и во всех концах мира. Поэтому важной задачей специалиста АНО является сбор этой информации и своевременное доведение ее до пилотов, и не только в виде карт и сборников АНИ, но и в виде электронных баз аэронавигационных данных, используемых бортовыми компьютерами.

    Перед каждым полетом нужно выполнить много расчетов, связанных с определением требуемого курса, скорости и времени полета, количества топлива, безопасных высот полета и т.п. Для таких расчетов, выполняемых компьютерными программами, нужно подготовить исходные данные, учесть изменения в АНИ, составить план полета и проверить правильность вычислений. А во многих авиакомпаниях специалисты АНО работают также полетными диспетчерами, оказывая помощь экипажу во время полета при возникновении нештатных ситуаций.

    Учебные практики по аэронавигации, авиационной метеорологии и тренажерной подготовке студенты проходят в стенах Университета, а производственную и преддипломную практики – в аэропортах, авиакомпаниях и организациях, занимающихся АНО. Лучшие из лучших проходят практику в Германии в компании Джеппесен, которая является мировым лидером в области обеспечении АНИ.

    Высокая квалификация выпускников Университета по специализации АНО высоко ценится и признается не только в России, но и за рубежом.

    С «нуля» до допуска к самостоятельной работе в авиакомпании на должности «второй пилот» необходимо пройти следующие этапы:
    I. Первоначальная лётная подготовка.
    II. Переподготовка на эксплуатируемый в авиапредприятии тип воздушного судна (если отличается от выпускного типа после окончания первоначальной летной подготовки).
    III. Программа «ввода в строй» в производственных условиях (на коммерческих рейсах).

    Первоначальная лётная подготовка. Её можно пройти в России тремя путями (по крайней мере, де-юре, что подтверждается актуальным сертификатом авиационного учебного центра УИ ГА).

    Способ 1. Обучение по программам высшего или среднего профессионального образования (ВПО или СПО) в рамках соответствующих Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в государственных и негосударственных учебных заведениях на основе среднего общего образования (после школы). Предусмотрены ФГОС высшего профессионального образования (ВПО) и среднего профессионального образования (СПО).
    Например, имеются следующие программы ФГОС ВПО:


    • 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» по профилю 25.05.05.01 «Организация лётной работы» с базовым сроком обучения 5 лет и с квалификацией «пилот» (специалист).
    • 25.03.03 «Аэронавигация» по профилю 25.03.03.01 «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» с базовым сроком обучения 4 года и с квалификацией «пилот» (бакалавр).

    Для СПО предусмотрен ФГОС «25.02.04 «Лётная эксплуатация летательных аппаратов» с базовым сроком обучения 2 года 10 мес. и квалификацией «пилот».
    Участились случаи публикации в СМИ недостоверной информации о минимальных роках обучения по вышеописанным программам. Так, некоторые работники Росавиации утверждают, что минимальный срок освоения образовательной программы составляет 2 года 10 месяцев, что противоречит федеральному законодательству об образовании. Например, если вы уже имеете диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, то часть предметов будет перезачтено при освоении учебной нагрузки в рамках ФГОС. Если человек уже выучил историю, философию, правоведение, менеджмент и другие самые важные для пилота дисциплины, всё это позволит сократить срок обучения - ведь совершенно нет необходимости, благодаря законодательству об образовании, слушать заново эти предметы.

    Качество подготовки пилотов в постсоветский период в государственных учебных заведениях гражданской авиации вызывает ряд сомнений. По имеющимся данным, с середины 1980-х и до 2017 года ни в одном указанном учебном заведении многие курсанты фактически не выполняли самостоятельные полёты (при которых, согласно международным нормам и Приказу Минтранса РФ № 147 - ФАП-147, курсант должен быть единственным лицом на борту воздушного судна). Фактически при выполнении «самостоятельных» полётов на борту присутствует и имеет доступ к органам управления второй курсант или даже инструктор. Вытекающая из методики качественного лётного обучения необходимость выполнения будущими профессиональными пилотами настоящих самостоятельных полётов является в мире общепризнанной, при их выполнении пилот учится рассчитывать только на свои силы и принимать на себя реальную ответственность за жизни людей и воздушное судно. Самостоятельные полёты исключают саму возможность выпуска из учебного заведения «пилота», в принципе не способного летать самостоятельно и уметь принимать необходимые решения. Вряд ли возможно найти где-либо ещё в мире лётную школу, где самостоятельные полёты не выполняются.

    Согласно имеющимся данным, большая часть пилотов-выпускников государственных учебных заведений гражданской авиации никогда не выполняла также предусмотренные международными стандартами и ФАП-147 полёты по маршруту с посадкой на двух различных аэродромах до полной остановки (в лучшем случае выполнялся «проход» над полосой «чужого» аэродрома и возврат на аэродром училища). Большинство выпускников никогда не использовали при прохождении лётной практики распространённые во всём мире радиотехнические средства: ILS, VOR, никогда не выполняли заход на посадку по точным системам захода. В некоторых училищах курсанты даже никогда не выполняли полёты ночью.

    С середины 1980-х годов по настоящее время ни в одном государственном учебном заведении гражданской авиации курсанты не отрабатывают на самолётах вывод из критических режимов полёта – сваливания и штопора, при этом за рубежом такая практика сохраняется. Её необходимость доказывается специалистами и в России, но учебными заведениями игнорируется.

    Лётную подготовку курсантов в государственных училищах ГА проводят, как правило, вчерашние выпускники этих же училищ, сами едва «вставшие на крыло» и не имеющие опыта выполнения перевозок пассажиров и грузов.

    За последние 5 лет в государственных училищах ГА произошло 3 авиакатастрофы, виновными в которых были признаны (по итогам расследования Межгосударственным авиационным комитетом) пилоты-инструкторы.

    Кроме того, с начала 1990-х до 2009 года все выпускники государственных училищ выпускались с налётом 60 часов, что в 2,5 раза (!) меньше минимального налёта кандидата на получение свидетельства коммерческого пилота (150 часов), установленного одним из приложений к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, участником которой является и Россия.

    Лётно-методическим, инструкторским составом также констатируется, что уровень теоретической подготовки пилотов-выпускников высших учебных заведений гражданской авиации, обучающихся 5 лет, ощутимо ниже уровня пилотов-выпускников учреждений среднего профессионального образования, обучающихся 2 года 10 месяцев. Предполагается, что это является следствием частичной утраты выпускниками ВУЗов фундаментальных знаний, приобретаемых на младших курсах, в ходе последующего освоения на старших курсах вспомогательных дисциплин.
    Уровень технического оснащения государственных училищ ГА в настоящее время невысокий: во многих училищах учебно-тренировочные полёты выполняются с посадочных площадок с грунтовым покрытием, не оснащённых ни светотехническим оборудованием, ни радиотехническими средствами.
    Чему можно при всём этом обучить курсантов?

    Указанные недостатки скрываются чиновниками Росавиации как от органов аудита ИКАО, так и от сограждан. В одной из будущих статей обязательно рассмотрим, какие огромные государственные деньги при этом тратятся на описанную выше подготовку пилотов.

    Единственное в России частное Челябинское лётное училище гражданской авиации, которое готовит пилотов в соответствии с ФГОС СПО по программе, полностью соответствующей российским и международным нормам. сейчас находится под колоссальным прессингом Росавиации. Предпринимаются попытки незаконного отзыва утверждения новейшей программы подготовки. В этом училище курсанты, в том числе и ваш покорный слуга, получают и настоящий самостоятельный налёт, и маршрутный налёт, не говоря уже об опыте инструментальных заходов и полётов ночью. Это никоим образом не реклама - в любой момент приезжайте в это училище, и всю материально техническую базу вам продемонстрируют.

    Способ 2. Профессиональная переподготовка по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) на основе имеющегося высшего либо среднего профессионального технического образования (в том числе авиационного) была введена в России в 2009 году Приказами Росавиации №№ 476 и 477 от 26.10.2009г. на фоне резко увеличивавшегося в то время дефицита лётных кадров. Первым учебным заведением, приступившим к реализации такой профессиональной переподготовки, стал Авиационный учебный центр Ульяновского ВАУ ГА.
    В 2011 году руководитель Росавиации Нерадько А.В. резолюцией от 15 июля разрешил осуществлять такую переподготовку в авиационном учебном центре ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» (г. Челябинск) и Южно-Уральском государственном университете. В 2012 году по рекомендации Росавиации учебный процесс из АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» был переведён в специально созданное для этого негосударственное образовательное учреждение «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» (с 28.08.2015г. – Челябинское лётное училище ГА).
    Итак, очень были востребованы следующие программы ДПО:


    • Программа подготовки коммерческих пилотов из пилотов-любителей (теоретический модуль и итоговые лётные проверки) в АУЦ УВАУ ГА, где срок обучения составлял от 3,5 до 6 месяцев и требовался диплом о высшем/среднем техническом образовании, медицинское заключение ВЛЭК ГА о годности к лётной работе, свидетельство пилота-любителя и общий налет не менее 200 часов.
    • Программа подготовки коммерческих пилотов, включающая теоретические дисциплины лётной специальности и полную лётную практику 150 часов, в Челябинском лётном училище гражданской авиации, там срок обучения составлял 10,5 месяцев, требовался диплом о высшем/среднем техническом образовании, медицинское заключение ВЛЭК ГА годности к лётной работе.

    Как видно, при профессиональной переподготовке слушатели получают и всегда получали полноценную лётную практику не менее 150 часов. Базовое образование технического (часто и авиационного) профиля позволяет слушателям успешно осваивать специальные авиационные дисциплины. Причём объём специальной авиационной подготовки практически соответствует аналогичному в учреждениях среднего профессионального образования ГА (1060 часов в Челябинском лётном училище ГА).

    В Челябинском лётном училище ГА, созданном на основе доказавшей свою эффективность западной модели подготовки профессиональных пилотов, слушатели (курсанты) выполняют и ранее всегда выполняли реальные самостоятельные полёты, полёты по маршруту с посадкой до полной остановки на двух различных аэродромах (из Калачёво в Магнитогорск и обратно), полёты с заходами на посадку по ILS и VOR, - то есть, выполняют всё то, чего не хватает в лётной подготовке курсантам государственных училищ.

    В Челябинском училище все пилоты-инструкторы без исключения имеют значительный опыт (от 5000 часов) выполнения полётов на тяжёлой авиатехнике (Boeing 737, Ту-154Б/М, Ту-134, Ил-18), имеют опыт коммерческих перевозок на международных воздушных линиях. Материально-техническая база Челябинского училища — одна из лучших в стране: собственный тренажёрный комплекс, оборудованные учебные классы, парк современных учебных воздушных судов итальянского производителя Tecnam, база технического обслуживания воздушных судов, взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием и светотехническим оборудованием ночных полётов, закуплено оборудование системы точной посадки ILS. И при этом именно Челябинское лётное училище ГА преследуется Росавиацией. Преследуется по «притянутым за уши» основаниям: утверждённая Росавиацией (!) программа не включена в сертификат АУЦ и прочее-прочее-прочее.

    Весной 2014 года Росавиация распространила по авиакомпаниям рекомендацию принимать на работу только пилотов, получивших среднее профессиональное или высшее лётное образование, то есть, воздержаться от приёма на работу лиц, прошедших профессиональную переподготовку по указанным выше программам. Формальными поводами для того стали результаты расследования ФСБ и Следственным комитета, в ходе которого установлены факты продажи документов о лётном обучении в АУЦ «Крылья Невы» и некоторых других, а также отчёт Межгосударственного авиационного комитета по результатам расследования катастрофы самолёта Boeing 737-500 в Казани 17 ноября 2013 года. А именно, часть отчёта, посвящённая проведённому на тренажёре самолёта Boeing 737 эксперименту, в которой излагается частное мнение лётчика-испытателя ЛИИ им. М.М. Громова (фамилия не приводится) о лётной подготовке 6 участвовавших в эксперименте пилотов, «прошедших переучивание по программе подготовки пилотов из штурманов и бортинженеров или закончивших «сомнительные» АУЦ». Помимо лётчика-испытателя ЛИИ эксперимент проводили ещё 2 пилота-инструктора.

    В описании эксперимента лётчик-испытатель ЛИИ не указал ряд важнейших для сравнения уровней подготовки пилотов обстоятельств: в каком учреждении участники проходили лётную подготовку и по какой программе (проходили ли они эту подготовку фактически? как установлено комиссией, командир потерпевшего катастрофу Boeing подготовку прошёл лишь на бумаге), каков возраст участников эксперимента и в каком возрасте они приступили к первоначальной лётной подготовке и т.д. Объективность результатов сравнения вызывает ряд вопросов. И тем не менее, Росавиация позже использовала данное сравнение в своих целях.

    Способ 3. Переподготовка лётного состава других ведомств (в основном, из государственной военной авиации). Заключается в переподготовке на гражданский многодвигательный тип самолёта (теория + около 20 ч. лётной практики) с последующей сдачей теста в управлении Росавиации и выдачей свидетельства коммерческого пилота ГА. Соответствующие программы имеются в авиационных учебных центрах, в том числе и в Челябинском лётном училище ГА. Стоит заметить, что в связи с давлением Росавиации, такая переподготовка Челябинском училище в настоящее время не проводится. Зато проводится пресловутая "подготовка к переподготовке", о которой можно слышать сейчас в федеральных СМИ.

    Ещё через одну неделю выйдет следующий материал про подготовку пилотов в авиакомпаниях!

    Аэронавигация – научная область, объектом изучения которой являются методы и средства управления воздушными суднами. Для эффективного функционирования отрасли важно освоение величин, значения которых играют ключевую роль в навигации. Специальность 25.03.03 «Аэронавигация» выпускает профессионалов области, готовых координировать скорость и высоту полетов и обеспечивать их безопасность. Это весьма узкоспециализированная научная сфера, которая нуждается в свежих кадрах на постоянной основе. Если вы решили освоить данное направление, то смело можете рассчитывать на достойные позиции в профессиональном будущем.

    Условия поступления

    Поскольку каждый вуз вправе устанавливать свой перечень экзаменов, рекомендуем заблаговременно уточнять информацию о том, какие конкретно предметы вам предстоит сдавать.

    Список дисциплин для поступления, как правило, выглядит следующим образом:

    • математика (профильный уровень);
    • русский язык;
    • физика или информатика и ИКТ.

    В некоторых случаях образовательные учреждения могут потребовать предъявить баллы по химии и иностранному языку.

    Будущая профессия


    В процессе обучения студенты осваивают основы обеспечения и обслуживания навигации воздушных судов. Кроме того они изучают правила организации полетов и принципы их управлением. Немаловажным блоком образовательной программы является обеспечение безопасности полетов и основы организации поисковых работ при авариях.

    Куда поступать

    В Москве располагается всего один вуз, имеющий в своем распоряжении заданное направление. Всего же в стране насчитывается пять учебных заведений, готовых выпустить специалистов по «Аэронавигации». Среди них:

    • Московский государственный технический университет гражданкой авиации;
    • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт);
    • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
    • Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    • Красноярский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

    Срок обучения

    Продолжительность образовательной программы в бакалавриате на очном отделении составляет 4 года, на заочной – 5 лет.

    Дисциплины, входящие в курс обучения


    Программа подготовки будущих специалистов включает в себя такие важные предметы, как:

    • авиационная безопасность;
    • авиационная метеорология;
    • авиационный английский язык;
    • аэродромы и аэропорты;
    • воздушное право;
    • воздушные перевозки и авиационные работы;
    • метрология, стандартизация и сертификация;
    • механика;
    • прикладная геометрия и инженерная графика;
    • электротехника и электроника.

    Приобретаемые навыки

    В результате обучения выпускники приобретают следующие умения и навыки:

    1. Эксплуатация воздушных судов.
    2. Обеспечение и обслуживание полетов.
    3. Обслуживание воздушного движения.
    4. Осуществление авиационных работ и организация воздушных перевозок.
    5. Составление планов полетов для реализации воздушных перевозок.
    6. Проведение мер по обеспечению воздушной безопасности.
    7. Умение эффективно справляться с чрезвычайными ситуациями.
    8. Проведение мер по расследованию аварийных ситуаций и катастроф.
    9. Совершенное владение английским языком.
    10. Соблюдение всех норм воздушного права РФ.

    Перспективы трудоустройства по профессии

    Кем работать по окончании университета? В результате прохождения подготовки по специальности выпускники могут осуществлять свою деятельность по таким профессиям, как:

    Эксперты направления могут занимать должности в конструкторских бюро, технических центрах и авиакомпаниях. Зарплата начинающего специалиста составляет 20 000 – 25 000 рублей. В зависимости от величины компании более опытные профессионалы могут рассчитывать на оклад в 40 000 – 50 000 рублей.

    Преимущества поступления в магистратуру

    Зачастую студенты-бакалавры принимают решение продолжить свое обучение в магистратуре, что открывает перед ними целый ряд перспектив:

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: