Адвокатский кабинет это физическое или юридическое лицо

Обновлено: 23.04.2024

Адвокатский кабинет, возможно, наиболее противоречивое адвокатское образование.
Законодательная основа адвокатской деятельности — Закон об Адвокатуре устанавливает:

адвокатская деятельность не является предпринимательской — п.2 ст 1.
адвокатский кабинет, в отличие от других форм адвокатских образований, не является юридическим лицом — п.2 ст 21

Согласно этой же статье, поскольку адвокатский кабинет не является юридическим лицом, соответственно, не может быть признан организацией также.

Т.о. адвокат сдает налоговую отчетность как физическое лицо.

Однако, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (статья 4 ФЗ „О бухучете“).

Соответственно, отчетность в пенсионные фонды сдается как за ИП.

Данное противоречие можно объяснить тем, что адвокатскую деятельность, согласно Закону об адвокатуре, осуществляет не адвокатское образование, а адвокат, причем это верно для любого адвокатского образования — коллегии, бюро, кабинета. Адвокат является стороной — исполнителем по договору, именно он несет все гражданско-правовые права и обязанности в отношениях с клиентом, и именно адвокат получает доход в виде адвокатского гонорара. Адвокатское образование же услуг в рамках адвокатской деятельности не оказывает и доходов от этого не получает.

Налогоплательщиком является адвокат, физическое лицо, а его адвокатское образование является лишь его налоговым агентом. С другой стороны, адвокатским образованиям, которые создаются со статусом юрлица (коллегия, бюро, консультация), закон не запрещает вести хозяйственную деятельность. А что касается кабинета, так он существует лишь как форма деятельности адвоката. Юрлицом кабинет не явлется, соответственно не является субъектом ни гражданского, ни налогового права. Субъект права здесь будет один — адвокат. Который, так же как и адвокат, работающий в коллегии, по общим правилам заключит договор с клиентом, получит доход, заплатит налог, независимо от формы адвокатского образования.

С другой стороны адвокатский кабинет может выступать в качестве работодателя (для стажеров и помощников), что обязывает к выплате пенсионных взносов за сотрудников. Соответственно, в целях учета хозяйственных взносов адвокатский кабинет приравнивается к ИП.

Подборка наиболее важных документов по запросу Адвокатский кабинет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Адвокатский кабинет

Судебная практика: Адвокатский кабинет

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 304 "Вводная часть приговора" УПК РФ "Отсутствие во вводной части приговора указания на ордер, представленный адвокатом, и его удостоверение не является нарушением требований ч. 1 ст. 304 УПК РФ о необходимости указания на сведения о защитнике. Как видно из протокола судебного заседания, судом проверены полномочия защитника - адвоката адвокатского кабинета Адвокатской палаты Рязанской области Блинова М.В., в протоколе отражены дата и номер его удостоверения. Представленный адвокатом ордер имеется в материалах уголовного дела."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 229 "Налоговая декларация" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ "Довод административного истца о том, что для получения налогового вычета при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами налогоплательщик должен представить в налоговый орган налоговую декларацию как физическое лицо, декларирующее доходы с целью получения налоговых вычетов в соответствии со ст. 220.1 НК РФ с кодом категории налогоплательщика 760, в то время как адвокат, учредивший адвокатский кабинет, согласно п. 1 ст. 229 НК РФ представляет декларацию в соответствии со ст. 227 НК РФ с кодом категории налогоплательщика 740, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку Приказом ФНС России от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@ (ред. от 07.10.2019) "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме" установлено, что форма декларации установлена из титульного листа, разделов 1, 2 и приложений 1 - 8, при этом титульный лист разделы 1, 2 подлежат обязательному заполнению налогоплательщиками, представляющими декларацию, приложения 1 - 8 заполняются по необходимости."

Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) юрист, получивший статус адвоката, вправе самостоятельно выбрать форму адвокатского образования (адвокатский кабинет, коллегию адвокатов или адвокатское бюро) и место своей деятельности, руководствуясь собственными целями. О своем выборе адвокат обязан уведомить Совет адвокатской палаты. С помощью вице-президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Михаила Толчеева редакция онлайн-журнала «Сфера» составила краткий обзор адвокатских образований с особенностями их организации.

«Закон предусматривает три организационно-правовых формы, в которых адвокатом может осуществляться профессиональная деятельность, – пояснил Михаил Толчеев. – Две коллективные и одна индивидуальная – адвокатский кабинет. Первыми двумя являются коллегия адвокатов и адвокатское бюро. Адвокат обязан избрать одну из названных форм, при этом адвокатская деятельность может осуществляться только в одном адвокатском образовании».

Адвокатский кабинет – прием на дому

Кто может учредить: Адвокат, чей стаж в качестве защитника составляет не менее трех лет. Согласно ст. 21 Закона об адвокатуре эта организационно-правовая форма подходит для тех, кто решил осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально.

Налогообложение: Статус адвокатского кабинета представляет собой форму, близкую по организации и налогообложению к индивидуальному предпринимателю. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» защитники обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а налоговая ставка в отношении доходов от профессиональной адвокатской деятельности составляет 13%. Адвокат, открывший свой кабинет, вправе не вести бухгалтерский учет и не сдавать отчетность. Деятельность защитников (аналогично для коллегий адвокатов и адвокатских бюро) не облагается НДС. Кроме того, защитники имеют право на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Адвокаты на данный момент не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако в ФПА РФ сейчас разрабатывают поправки в действующее законодательство, которые направлены на устранение дискриминации адвокатов в сфере налогообложения.

Процедуры: Адвокат ставит в известность Совет адвокатской палаты, который ведет реестр образований, заказным письмом. Отправленный документ должен содержать сведения о самом защитнике, адрес кабинета, контакты (телефон, почта). Учредитель кабинета открывает счета в банках в соответствии с законодательством, приобретает печать, штампы и официальные бланки. Последние должны содержать адрес, наименование и регион, где учредили кабинет. Вольности в названиях пресекаются Советами палат субъектов РФ. Например, недопустимо включать в наименование кабинета словосочетание «юридическая компания». Дело в том, что это подразумевает некую группу людей, объединенную одной целью, что противоречит прямому указанию в законе об индивидуальном характере деятельности адвоката (адвокатский кабинет).

Место: У индивидуально работающего адвоката есть право вести практику, не арендуя офис для своей работы. Зарегистрировать кабинет можно по закону в жилом помещении, принадлежащем самому адвокату или членам его семьи на правах собственности (с согласия последних). Подойдет для этих целей и жилье, которое защитник арендует по договору найма (с согласия наймодателя и всех совершеннолетних, проживающих на жилой площади).

Отношения с клиентом: Адвокатский кабинет в силу своей правовой природы устанавливает с клиентом наиболее простые отношения по сравнению с иными организационно-правовыми формами. Соглашение об оказании юридической помощи заключается здесь между адвокатом и доверителем, что регистрируется в документации кабинета. Несмотря на то что защитник работает индивидуально, у него могут быть помощники и стажеры. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката учредитель обязан предупредить этих сотрудников о необходимости сохранять адвокатскую тайну и взять с них подписку о неразглашении.

Коллегия адвокатов – классика

Кто может учредить: Два или более защитника вправе основать коллегию адвокатов. Среди учредителей должно быть не менее двух специалистов со стажем более трех лет. Сведения об учредителях этого образования должны быть внесены в один региональный реестр. Руководители обязаны проследить, чтобы члены коллегии выполняли свои обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи и участию в делах по назначению. Зона ответственности учредителей также распространяется на контроль отчислений на общие нужды адвокатской палаты и выполнение решений органов ФПА.

Налогообложение: Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ адвокатские образования – это налоговые агенты, которые представляют адвокатов-участников. Коллегия ведет бухгалтерский учет, переводит страховые взносы, а также уплачивает налог на прибыль организации (аналогично для адвокатских бюро и юридических консультаций). Возможны иные налоги: например, если коллегия владеет имуществом – налог на имущество организации. Налоговая ставка для коллегий адвокатов (как и для адвокатских бюро) составляет 24%. Отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов или адвокатского бюро не входят в налоговую базу на прибыль.

Процедуры: Адвокаты-учредители заключают договор. Он должен определять порядок совместной деятельности по учреждению коллегии и условия передачи основателями их имущества в пользу образования. Определяющим документом является устав коллегии адвокатов, который описывает место нахождения организации, предмет и цели деятельности, управление, условия приема новых членов и выхода учредителей и т.д. Полный перечень содержится в ст. 22 Закона об адвокатуре. Однако устав может содержать также положения, которые не перечислены в законе, но не противоречат ему или иным федеральным законам. Коллегия адвокатов и ее учредители должны следовать требованиям этого устава.

Отношения с клиентом: Коллегия (как и адвокатское бюро) представляет собой способ коллективной организации адвокатской деятельности. Каждый адвокат в коллегии при этом работает самостоятельно, но аренда помещений, бухгалтерский учет деятельности и т.д. – это общие организационные механизмы. Защитник не может переуступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя. Члены коллегии не отвечают по обязательствам данного адвокатского образования и наоборот.

Соглашения об оказании юридической помощи, как в случае с адвокатским кабинетом, в коллегии заключаются между защитником и доверителем. Средства, которые адвокату выплатили, например, в качестве вознаграждения, вносятся в общую кассу или на расчетный счет. Отношения между адвокатом и клиентом регулируются соглашением с доверителем, где, в том числе, прописан размер и характер ответственности адвоката по принятому к исполнению поручению.

Адвокатское бюро – во главе угла партнерский договор

Кто может учредить: Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Возникшие отношения в связи с учреждением и деятельностью бюро регулируются так же, как и в отношении коллегии адвокатов, Законом об адвокатуре. Однако бюро предполагает гораздо более значительную интеграцию процессов оказания юридической помощи. Основой документ, определяющий взаимодействие между адвокатами внутри образования, – партнерский договор.

Налогообложение: Адвокатское бюро – некоммерческая организация, которая выступает налоговым агентом для партнеров. Таким образом, налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается адвокатским бюро. Вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением поручения, вносятся в кассу или на расчетный счет бюро. Адвокатское образование должно для этого оформить кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам. Бюро является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, налоговая ставка, как и для коллегий адвокатов, составляет 24%.

Процедуры: Адвокаты еще до учреждения бюро по закону должны заключить между собой партнерский договор. Все защитники, которые заключили такой договор и присоединились к нему впоследствии, признаются партнерами бюро. В процессе государственной регистрации этот документ не представляется. Однако партнерский договор определяет такие важные моменты, как порядок и условия оказания юридической помощи от имени всех партнеров: каким образом принимаются решения, компетенцию общего собрания, порядок избрания управляющего партнера (и его полномочия), прием в состав новых партнеров и исключение из числа членов бюро.

Закон предусматривает возможность для партнеров прописывать в договоре разные условия работы. Например, определить равное или различное количество голосов для партнеров при принятии решений общим собранием. Дифференцированный подход возможен и к распределению вознаграждения. Размер выплат может быть установлен как в фиксированной форме, так и в «плавающей» в зависимости от предусмотренных партнерским договором условий.

Отношения с клиентом: Ведет общие дела адвокатского бюро управляющий партнер, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается также им или иным партнером, но обязательно от имени всех партнеров. Оформить такие документы позволяют выданные доверенности адвокатов, где прописаны ограничения компетенции партнера в отношении соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Клиентов в обязательном порядке необходимо уведомить об этих ограничениях.

Участники несут с момента прекращения партнерского договора солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам. Если один из партнеров вышел из договора, то он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката партнеры, осуществляющие профессиональную деятельность совместно, должны придерживаться правила о распространении тайны на всех членов бюро при оказании юридической помощи.


Адвокатский кабинет как форма адвокатского образования позволяет его учредителю вести деятельность в одиночку. Другие формы, например адвокатское бюро, предполагают наличие в штате минимум двух сотрудников. Какой адвокат вправе открыть свой кабинет и как организовать его работу, расскажем в статье.

Кто может открыть адвокатский кабинет

Адвокат, успешно прошедший экзамен в квалификационной комиссии и принявший присягу, получает статус адвоката и одновременно с этим членство в адвокатской палате (ст. 13 закона «Об адвокатской деятельности…» от 31.05.2002 № 63-ФЗ, далее — закон № 63-ФЗ).

Наличие данного статуса адвоката наделяет его не только правами и гарантиями со стороны государства, но и определенными обязанностями, первая из которых — за 3 месяца выбрать форму адвокатского образования, в рамках которой он будет осуществлять свою деятельность (п. 6 ст. 15 закона № 63-ФЗ).

Обратите внимание! Адвокат может осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании (п. 4 ст. 15 закона № 63-ФЗ).

Одна из таких форм — адвокатский кабинет (далее — АК, ст. 21 закона № 63-ФЗ). Выбирая данную форму, адвокат будет оказывать правовую помощь единолично, полагаясь только на свои силы и знания.

Однако не каждый адвокат может открыть АК. Одно из условий учреждения АК — наличие у адвоката опыта работа в адвокатуре 3 года и более.

Важно! До введения в действие закона «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 160-ФЗ для открытия АК не требовалось никакого опыта работы, его мог учредить даже начинающий адвокат.

Решение об учреждении АК, как и любой правовой документ, нужно оформить письменно. В дальнейшем адвокат уведомляет совет адвокатской палаты (далее — САП) об открытии АК в виде заказного письма, содержащего:

  • данные об адвокате (его номер в региональном реестре адвокатов, Ф. И. О.);
  • адрес нахождения АК;
  • сведения о том, как и по каким номерам будет происходить обмен информацией по телефону, телеграфу и другим каналам связи между адвокатом и САП.

На практике в подтверждение учреждения АК адвокату выдается свидетельство о внесении адвокатского кабинета в территориальный реестр адвокатских образований.

Адвокатский кабинет - это физическое или юридическое лицо

Для того чтобы понять, адвокатский кабинет - это физическое или юридическое лицо, необходимо обратиться к п. 3 ст. 21 закона № 63-ФЗ. Согласно данной норме адвокатский кабинет - это не юридическое лицо.

Несмотря на некоторые похожие правила уведомления о своей работе у АК и индивидуального предпринимателя (далее — ИП), адвокатская деятельность не относится к предпринимательской, в связи с чем адвокат действует как физическое лицо, имеющее определенный статус.

Подробнее о том, что нужно сделать до начала своего дела ИП, читайте в статье «Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности».

Важно! При осуществлении бухгалтерского учета адвокатами, основавшими АК, они признаются лицами, занимающимися частной практикой, и руководствуются теми же нормами закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, что и ИП.

Как физическое лицо адвокат при оказании правовых услуг может не тратить средства на аренду офиса, а принимать клиентов в своей или принадлежащей его супругу или детям квартире — при наличии их согласия (п. 6 ст. 21 закона № 63-ФЗ). В квартире, где адвокат находится по соглашению о найме, оказывать правовую помощь можно только с разрешения наймодателя и всех квартирантов старше 18 лет.

Открытие расчетного счета адвокатского кабинета

Ответ на вопрос о том, требуется ли при адвокатском кабинете открытие расчетного счета, дается в п. 4 ст. 21 закона № 63-ФЗ. Так, адвокат, основавший АК, открывает счета в кредитных организациях, в связи с чем наличие банковского счета при оказании правовой помощи является не правом, а обязанностью адвоката.

Открытие счета осуществляется по правилам, предусмотренным гл. 4 инструкции Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов…» от 30.05.2014 № 153-И (далее — Инструкция).

Адвокату, действующему в качестве лица, занимающегося частной практикой, могут открыть только расчетный, а не текущий счет (п. 2.3 Инструкции). Для открытия счета адвокату потребуются следующие документы (п. 4.8 Инструкции):

  • паспорт;
  • карточка с образцом его подписи;
  • доверенность на третье лицо (если в карточке будет указана также подпись иного лица, которое может распоряжаться деньгами на счете);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • удостоверение адвоката;
  • документ, подтверждающий открытие АК (свидетельство из САП).

В некоторых случаях лицам, занимающимся частной практикой, может быть открыт специальный счет. Подробнее об этом рассказывается в статье «Что это такое - специальный счет в банке?».

Какую отчетность должны представлять в налоговые органы адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты? На этот вопрос отвечает эксперт КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Делопроизводство адвокатского кабинета

Делопроизводство адвокатского кабинета требуется для упорядочивания работы с документами. Руководствоваться при этом можно правилами, предусмотренными в следующих нормативных правовых актах (далее — НПА):

  • Общероссийском классификаторе управленческой документации, принятом постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299;
  • ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст;
  • инструкциях, разработанных советом адвокатской палаты, членом которой является адвокат.

Так, согласно п. 5 ст. 21 закона № 63-ФЗ и вышеуказанным НПА все документы АК, в том числе договор о предоставлении правовой помощи, подлежат регистрации в документации АК. Исключение составляют документы, не имеющие отношения к деятельности АК:

  • письма, получателем которых является общественная организация;
  • частная переписка;
  • письма о встречах;
  • пригласительные билеты и др.

На входящих документах АК проставляется номер и дата их принятия. Рассмотрение входящих документов осуществляется в сроки, предусмотренные НПА (например, ответ на жалобу должен быть предоставлен до истечения 1 месяца), или, если обязательные сроки отсутствуют, они определяются самостоятельно АК.

Как правило, срок хранения документов АК составляет 3 года, если иные сроки не применяются в отношении конкретных документов. Например, переписка с гражданами, касающаяся порядка предоставления правовой помощи, хранится 2 года и т. д.

Какие еще есть формы адвокатских образований

Помимо АК, существуют такие формы адвокатских образований, как (ст. 20 закона № 63-ФЗ):

  • коллегия адвокатов (далее — КА);
  • адвокатское бюро (далее — АБ);
  • юридическая консультация (далее — ЮК).

Первые 2 формы могут быть учреждены минимум 2 адвокатами, каждый из которых имеет опыт работы в адвокатуре 3 года и более. ЮК создается только по инициативе адвокатской палаты при недостатке адвокатов на 1 судебном участке (если на 1 федерального судью приходится менее 2 адвокатов, ст. 24 закона № 63-ФЗ).

В отличие от АК, КА и АБ являются юридическими лицами, созданными как некоммерческие организации. Их деятельность регламентируется уставом (ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

Для учреждения любой формы адвокатского образования необходимо известить совет адвокатской палаты. Однако созданными КА и АБ будут считаться только после завершения стандартной процедуры государственной регистрации юридических лиц, правила которой изложены в законе «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Однако между КА и АБ есть и существенные различия. Так, особенностью АБ является наличие партнерского договора между его учредителями-адвокатами, который определяет длительность отношений между его сторонами, правила выбора управляющего партнера и его полномочия и др. важные условия (ст. 23 закона № 63-ФЗ).

Отличия между КА и АБ проявляются также в возможности создания у КА филиалов, что не предусмотрено для АБ.

Рекомендуем к прочтению статью КонсультантПлюс "Адвокатура и адвокатская деятельность". Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Таким образом, основать адвокатский кабинет как форму адвокатского образования может один адвокат, практикующий в адвокатуре 3 и более лет. При этом АК не будет считаться юридическим лицом, однако для его функционирования адвокату потребуется открыть расчетный счет и организовать делопроизводство.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Налогообложение адвокатского кабинета, адвокатского бюро или коллегии, юридической консультации имеет некоторые особенности. Об этом и о том, почему ситуация может вскоре измениться, рассказывается в нашей статье.

Какие налоги платят адвокатские бюро, кабинеты, коллегии и юрконсультации

Обратите внимание! Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» № 63-ФЗ (далее — закон № 63-ФЗ) предусматривает осуществление адвокатской деятельности в формах адвокатского бюро, коллегии, юрконсультации, являющихся юрлицами (ст. 123.16-2 Гражданского кодекса РФ), а также индивидуально — в форме адвокатского кабинета (ст. 21 закона № 63-ФЗ).

  • Налогообложение адвокатских кабинетов осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к самозанятому населению (индивидуальным предпринимателям (ИП), нотариусам и др. частнопрактикующим специалистам), с некоторыми особенностями, о которых будет сказано ниже.
  • Адвокатские образования, являющиеся юрлицами, выступают в качестве налоговых агентов адвокатов, осуществляющих деятельность в рамках соответствующей организации. В качестве налогоплательщиков выступают сами адвокаты. Адвокатские образования имеют самостоятельный статус налогоплательщиков, являясь по гражданскому законодательству юрлицами — некоммерческими организациями (НКО), и регистрируются в этом качестве Минюстом РФ и ФНС РФ, обладают специальной правоспособностью (подробности — в статье «Особенности правоспособности некоммерческих организаций»). Деятельность НКО регламентируется также законом «Об НКО» № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ).

Важно! В случае изменения государственной политики (см. статью «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи», далее — Концепция) налогообложение будет изменено, об этом прямо сказано в Концепции.

Особенности налогообложения адвокатов и адвокатских образований

Можно назвать следующие основные особенности постановки на учет и налогообложения адвокатских кабинетов и других адвокатских образований, а также непосредственно адвокатов:

  1. Адвокаты ставятся на учет без личного обращения в налоговые органы на основании информации, направленной адвокатской палатой региона (п. 6 ст. 83 Налогового кодекса), и снимаются с учета без необходимости лично сообщать об этом (п. 5 ст. 84 НК РФ). Обязанность адвокатских палат сообщать о фактах внесения в реестр адвокатов и исключения из него закреплена в п. 2 ст. 85 НК РФ.
  2. Не подлежат обложению НДС услуги, оказываемые адвокатскими бюро и коллегиями их членам в связи с ведением ими профессиональной деятельности (подп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  3. Поступления на содержание адвокатского образования (кроме адвокатского кабинета) считаются целевыми поступлениями и не учитываются при исчислении налога на прибыль (подп. 8 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Обратите внимание! В настоящее время адвокатские образования не вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН), поскольку адвокатская деятельность не является предпринимательской (п. 2 ст. 1 закона № 63-ФЗ).

На практике возник вопрос: может ли адвокат выступать в качестве учредителя (соучредителя) коммерческой организации?

Могут ли адвокаты учреждать коммерческие организации

В настоящее время закон № 63-ФЗ исходит из постулата непредпринимательского характера деятельности адвокатов, поэтому правоспособность адвокатских образований рассматривается как строго целевая. В этой связи комиссией ФПА РФ по этике и стандартам дано разъяснение, утв. решением совета ФПА РФ от 07.12.2014, по вопросу о возможности опосредованного учредительства — путем учреждения адвокатскими образованиями коммерческих организаций.

Выводы комиссии следующие:

  • учреждение коммерческого юрлица возможно только в случае, если в уставе НКО установлена возможность осуществления иной деятельности, приносящей доход;
  • в уставе НКО должны быть прямо указаны конкретные цели использования этого дохода, предусмотренные законом № 63-ФЗ (п. 4 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 8 закона № 7-ФЗ), как-то: расходы на приобретение нежилых помещений или техники, повышение квалификации адвокатов или их соцподдержку и т. д.

Таким образом, непосредственно учредить коммерческое юрлицо адвокат не вправе, однако прямого запрета на опосредованное учреждение коммерческой организации комиссия не усмотрела.

Налогообложение и налоговая отчетность адвокатского бюро, коллегии, юрконсультации

НКО должна иметь самостоятельный баланс или смету. Ст. 26 закона № 7-ФЗ установлено, что имущество НКО формируется на основе поступлений от ее участников.

В соответствии с п. 11 ст. 22, п. 2 ст. 23 закона № 63-ФЗ внесенное адвокатами имущество становится собственностью НКО. Это не относится к юрконсультации, учредителем которой является палата региона (ст. 24 закона № 63-ФЗ). Порядок уплаты взносов на содержание организации определяется уставом, а их размер — решением собрания адвокатов.

Согласно ст. 32 закона № 7-ФЗ НКО имеют обязанности по ведению бухучета и сдаче статистической и налоговой отчетности в общем порядке. При этом учет собственных поступлений и учет доходов и расходов адвокатов — участников образования ведется раздельно.

Важно! Исходя из невозможности применения УСН и других спецрежимов, НКО являются налогоплательщиками на общей системе налогообложения (см. статью «Налогообложение при ОСНО - виды налогов»). Доходы участников не являются доходами организации, с них удерживаются и уплачиваются налоги и взносы.

Выполнение функций налогового агента адвокатскими образованиями

Обратите внимание! Адвокаты — плательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов (ст. 207, подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ). Обязательные платежи с доходов адвокатов — участников НКО удерживают соответствующие адвокатские организации (ст. 226 НК РФ, письмо Минфина РФ от 31.10.2016 № 03-04-05/63717).

Для адвоката, работающего в составе юрлица, это выглядит следующим образом:

  • суммы гонорара и компенсации расходов поступают в кассу организации или на ее счет, вносителем денег является клиент (п. 6 ст. 25 закона № 63-ФЗ);
  • из этих средств удерживаются отчисления на обеспечение работы организации, содержание региональной и федеральной палат и др. (п. 7 ст. 25 закона № 63-ФЗ), производятся удержания по исполнительным листам;
  • предоставляются налоговые вычеты, включая профессиональный (п. 2 ст. 221 НК РФ), в размере указанных выше отчислений, расходов на уплату страховых и иных обязательных взносов, других обоснованных затрат;
  • удерживается НДФЛ;
  • заработанные средства выдаются адвокату, фактическое исполнение обязательств подтверждается актами сдачи-приемки.

Налогообложение и налоговая отчетность адвокатского кабинета

Адвокаты, работающие в составе адвокатских кабинетов, не приравнены к предпринимателям (о правовом статусе рассказывается в статье «Адвокатский кабинет как форма адвокатского образования»). Они платят страховые взносы и НДФЛ за себя (ст. 225, подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 227 НК РФ), а также в качестве налоговых агентов — с доходов, выплачиваемых ими физлицам (сотрудникам, арендодателям и др.).

Годовая налоговая база устанавливается на основе сведений из книги учета доходов и расходов, которая ведется в порядке, утв. приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430. Суммы компенсаций от клиентов включаются в валовый доход (см. письмо Минфина РФ от 15.11.2016 № 03-04-05/66791).

Общая сумма затрат, составляющих профессиональный вычет адвоката, указывается в налоговой декларации, а копии подтверждающих документов (квитанций об уплате взносов в палату, страховых взносов и др.) могут быть приложены к ней. Адвокату предоставляются также иные вычеты наравне с другими физлицами (стандартные, имущественные и др.).

Обратите внимание! В срок до 30 апреля сдается налоговая декларация за истекший год (п. 1 ст. 229 НК РФ) по ф. 3-НДФЛ, утв. приказом ФНС РФ от 03.10.2018 № ММВ-7-11/569@, налог уплачивается до 15 июля (п. 6 ст. 227 НК РФ). В случае получения дохода в течение года представляется декларация по ф. 4-НДФЛ (ежеквартально).

Изменение налогообложения в свете предстоящего реформирования адвокатуры

В подразделе 5.5 Концепции изложены некоторые предложения Минюста РФ по изменению налогообложения исходя из предполагаемого разрешения учреждать адвокатам коммерческие фирмы, заключающие соглашения с клиентами от своего имени:

  • освободить от налогообложения НДС услуги коммерческих адвокатских образований (цель — уравнивание ценообразования);
  • дополнить перечень расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, включив в их число часть вознаграждения адвокатского образования, распределяемую между его участниками, а также выплачиваемую адвокатам, работающим по трудовому договору, расходы на уплату взносов в палату;
  • предусмотреть для адвокатов одинаковый режим налогообложения независимо от избранной им формы ведения деятельности или наличия трудовых отношений с адвокатским юрлицом.

В Концепции предлагается не только ввести коммерческие формы, но и уравнять в налогообложении все адвокатские образования. В данной ситуации логичным продолжением было бы и допущение применения УСН (см. материал «ОСНО и УСН - что выгоднее»).

Обратите внимание! Особенностью ценообразования юридических услуг является низкий объем затрат, поэтому УСН с объектом налогообложения в виде доходов была бы наиболее интересным вариантом. Авторы Концепции предлагают также введение одинаковых подходов к налогообложению адвокатов, работающих по трудовому договору, и самостоятельных (участников НКО и учредивших кабинет). Тогда работодатель не должен будет уплачивать страховые взносы за работника-адвоката из своего кармана.

Итак, адвокатские образования исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с общими правилами, с некоторыми особенностями бухучета и применения ставок налогов и взносов. УСН они не применяют ввиду некоммерческого характера деятельности. В случае изменения законодательства в связи с предстоящим введением коммерческих форм адвокатских образований возможен пересмотр подходов к налогообложению.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: