Административный суд рк это

Обновлено: 25.04.2024

В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 6 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Переименовать специализированные межрайонные и специализированные административные суды согласно приложению к настоящему Указу.

2. Считать председателей и судей переименуемых судов председателями и судьями переименованных судов.

1) специализированные межрайонные административные суды городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента;

2) специализированные межрайонные административные суды Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Туркестанской областей;

3) специализированные межрайонные административные суды № 2 Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей.

4. Верховному Суду Республики Казахстан, Высшему Судебному Совету Республики Казахстан принять меры, вытекающие из настоящего Указа.

5. Настоящий Указ вводится в действие с 1 июля 2021 года.

Президент
Республики Казахстан
К. Токаев

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента
Республики Казахстан
от 26 января 2021 года № 500

1) специализированный межрайонный административный суд города Нур-Султана в специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям города Нур-Султана;

2) специализированный межрайонный административный суд города Алматы в специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям города Алматы;

3) специализированный административный суд города Шымкента в специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям города Шымкента;

4) специализированный административный суд города Кокшетау Акмолинской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Кокшетау Акмолинской области;

5) специализированный административный суд города Актобе Актюбинской области в специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям города Актобе Актюбинской области;

6) Талдыкорганский специализированный межрайонный административный суд Алматинской области в Талдыкорганский специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям Алматинской области;

7) Карасайский специализированный межрайонный административный суд Алматинской области в Карасайский специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям Алматинской области;

8) специализированный административный суд города Атырау Атырауской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Атырау Атырауской области;

9) специализированный административный суд города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области;

10) специализированный административный суд города Риддера Восточно-Казахстанской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Риддера Восточно-Казахстанской области;

11) специализированный административный суд города Семея Восточно-Казахстанской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Семея Восточно-Казахстанской области;

12) специализированный административный суд города Тараза Жамбылской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Тараза Жамбылской области;

13) специализированный административный суд города Уральска Западно-Казахстанской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Уральска Западно-Казахстанской области;

14) специализированный межрайонный административный суд города Караганды Карагандинской области в специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям города Караганды Карагандинской области;

15) специализированный административный суд города Балхаша Карагандинской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Балхаша Карагандинской области;

16) специализированный административный суд города Темиртау Карагандинской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Темиртау Карагандинской области;

17) специализированный административный суд города Шахтинска Карагандинской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Шахтинска Карагандинской области;

18) специализированный административный суд города Костаная Костанайской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Костаная Костанайской области;

19) специализированный административный суд города Рудного Костанайской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Рудного Костанайской области;

20) специализированный административный суд города Кызылорды Кызылординской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Кызылорды Кызылординской области;

21) специализированный административный суд города Актау Мангистауской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Актау Мангистауской области;

22) специализированный административный суд города Жанаозена Мангистауской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Жанаозена Мангистауской области;

23) специализированный административный суд города Павлодара Павлодарской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Павлодара Павлодарской области;

24) специализированный административный суд города Экибастуза Павлодарской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Экибастуза Павлодарской области;

25) специализированный административный суд города Петропавловска Северо-Казахстанской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Петропавловска Северо-Казахстанской области;

26) специализированный административный суд города Туркестана Туркестанской области в специализированный суд по административным правонарушениям города Туркестана Туркестанской области;

27) специализированный административный суд Сарыагашского района Туркестанской области в специализированный суд по административным правонарушениям Сарыагашского района Туркестанской области.

судейский молоток и весы правосудия

Основная задача судебной власти - разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон.

Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики посредством принятия нормативных постановлений.

Верховный Суд Республики Казахстан состоит из Председателя и судей. В Верховном Суде Республики Казахстан создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы. При Верховном Суде Республики Казахстан образуются научно-консультативный совет, международный совет и печатный орган. При Верховном Суде Республики Казахстан функционирует Академия правосудия.

Верховный Суд Республики Казахстан по правилам суда первой инстанции рассматривает административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахста н, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума.

К местным судам относятся:

- областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения);

- районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).

В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).

Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.

Председатель Верховного Cуда

АСАНОВ ЖАКИП КАЖМАНОВИ

Контакты:

г.Нур-Султан, левый берег р. Ишим,

ул. Д.Кунаева, 39 (здание Верховного Суда)

e-mail: vsrk@sud.kz


Конституция Республики Казахстан, наш основной Закон, провозгласила суд как власть, равную исполнительной и законодательной властям. Казахстанские суды, опираясь на достижения судебной реформы, стараются соответствовать этому высокому статусу, целенаправленно добиваясь авторитета, доверия граждан Казахстана.

Суд сохраняет высокие показатели по количеству, качеству и срокам рассмотрения дел.

В суде работают высококлассные специалисты, любящие свое дело.

Все, что совершается нами здесь, сегодня, делается для жителей города Семей, для выполнения главной функции правосудия – быть доступным для простых граждан, и при этом обязательно быть скорым, чистым, правым.

История возникновения, становления и развития специализированного административного суда г. Семей ведет свое начало с сентября 2004 года, когда Указом Президента Республики Казахстан были созданы специализированные суды по рассмотрению административных дел.

Создание специализированных административных судов продолжило проведение судебной реформы по всей республике.

Специализированный административный суд города Семея был создан Указом Президента Республики Казахстан 9 сентября 2004 года и начал свою работу с 1 апреля 2005 года.

Презентация специализированного административного суда состоялась с приглашением руководителей органов, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении. В торжественной обстановке суд открыли аким города Семей и председатель Восточно-Казахстанского областного суда. Создание специализированных административных судов продолжило проведение судебной реформы по всей республике. В момент создания специализированный административный суд г.Семей был трехсоставным. Специализированный административный суд города Семей был образован 13 декабря 2004 года на основе Указа Президента Республики Казахстан № 1498, в состав которого вошли всего трое судей: Валиев Гибрат Альханович, Уланова Роза Сиязбековна, Нуралинов Нурлан Оразканович.

Первоначально в штате специализированного административного суда г. Семей работало трое судей, включая председателя суда Валиева Гибрата Альхановича, который был назначен на должность Указом Президента Республики Казахстан № 1498 от 13 декабря 2004 года. Первым председателем суда и его основателем является Валиев Гибрат Альханович. Хочется сказать несколько добрых слов об этом замечательном человеке.

Гибрат Альханович Валиев начал свою трудовую деятельность в судебной системе начальником управления юстиции Семипалатинской области, с 1997 года работал судьей Семипалатинского городского суда, затем судьей Восточно-Казахстанского областного суда, председателем специализированного административного суда г.Семей, в настоящее время судьей специализированного административного суда г.Семей. Член союза судей Республики Казахстан, заместитель председателя Восточно-Казахстанского областного филиала.

Его всегда отличали большая работоспособность, умение работать над повышением профессиональных знаний, скрупулезность, требовательность к себе и подчиненным. За свой кропотливый самоотверженный труд он удостоился звания Лучшего судьи Восточно-Казахстанской области в 2014 году.

Кроме того награжден благодарственными письмами за активное участие в спортивных состязаниях судейского сообщества Восточно-Казахстанской области. Награжден почетной грамотами за внесенный вклад в судебную систему в честь Дня Независимости Республики Казахстан.

В апреле 2005 года состоялась презентация специализированного административного суда г. Семей с приглашением руководителей органов, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении.

Здание суда расположено в 3-этажном здании, каждый судья имеет отдельный кабинет с приемной, имеется 3 зала судебных заседаний, конференц-зал, архив суда, канцелярия, кодификация, комната для прокуроров и адвокатов, кабинет медиации, комната для конвоя. С каждым годом количество дел, рассматриваемое судом, увеличивалось и, соответственно, росла нагрузка на судей. С января 2007 года в штат суда были добавлены одна единица судей. Указом Президента Республики Казахстан № 239 от 08 января 2007 года на должность судьи специализированного административного суда г. Семей был назначен Шыныбаев Каирбек Кокенович. В 2011 году вышел на пенсию.

14 мая 2008 года Указом Президента Республики Казахстан № 631 на должность Председателя суда был назначен Алдияров Аманбай Алдиярович.

Алдияров Аманбай Алдиярович начал свою трудовую деятельность судьей Кировского района г.Семипалатинска , с мая 1982 года председателем Кировского района г.Семипалатинска, затем Председателем Жанасемейского районного суда г.Семипалатинска, Председателем Семипалатинского городского суда, Председателем суда №2 г.Семей, председателем специализированного административного суда г.Семей, в настоящее время судьей специализированного административного суда г.Семей.

Имеет почетную грамоту Верховного суда РК 2003 год , Лучший судья года Восточно-Казахстанской области 2006 года.

Своим авторитетом Специализированный административный суд немало обязан и своим руководителям. Больших достижений достиг суд, когда его председателем являлся Алдияров Аманбай Алдиярович, внесший вклад в работу суда и реализацию судебной реформы в РК.

В итого тридцать два года он посвятил судебной системе. Независимость, объективность и высокий профессионализм при рассмотрении дел снискали ему ог­ромный авторитет, как среди граж­дан, так и в коллективе, а его жизненный путь может являться образцом для каждого судьи, служить для них образцом настоящего Человека и Судьи. В работу специализированного административного суда г. Семей Аманбай Алдияровичем было введено много новшеств, таких например как пред. архив суда, в котором ведется производство по неисполненным делам об административных правонарушениях. Именно под руководством Аманбай Алдияровича полностью внедрено автоматическое распределение дел по программе ЕАИС. Неоднократные проверки работы суда проходили без нарекании. Указом Президента Республики Казахстан № 899 от 29 августа 2014 года Рахимова Раушан Токтарханова назначена на должность судьи специализированного административного суда г.Семей Восточно-Казахстанской области. Указом Президента Республики Казахстан № 368 от 03 ноября 2016 года Иммагамбетова Жаннура Сайлавбаевна назначена на должность судьи специализированного административного суда г.Семей Восточно-Казахстанской области. С 15 июля 2013 года на основании Указа Президента Республики Казахстан от 04 июля 2013 года №599 на должность председателя специализированного административного суда города Семей назначен Мукашов Кенжеш Мукашевич.

За добросовестное исполнение трудовых обязанностей был неоднократно награжден почетными грамотами и поощрительными письмами председателя Верховного Суда и председателями Восточно – Казахстанского областного суда. Кроме этого в 2008 году награжден юбилейной медалью «Астананың 10 жылдығы», в 2009 году знаком отличия «Құрметті судья», а в 2011 году награжден памятной медалью в связи с празднованием 20-летия Независимости Республики Казахстан.

Немаловажный вклад в работу суда внесла заведующая канцелярией Рахимжанова Шолпан Сериковна, которая трудится с начала основания суда.

С 2002 по 2005 годы Рахимжанова Шолпан Сериковна работала главным специалистом Семипалатинского городского суда, а со дня образования с 2005 года заведующей специализированного административного суда г. Семей и по настоящее время работает заведующей канцелярией суда.

За долгую и плодотворную работу в судебной системе неоднократно была награждена почетными грамотами председателей Восточно - Казахстанского областного суда, 2012 году награждена медалью «Мінсіз қызметі үшін» ІІІ степени.За образцовое выполнение своих должностных обязанностей имеет почетную грамоту от председателя комитета по судебному администрированию при Верховном суде Республики Казахстан, почетную грамоту от РОО «Казахстанский Союз юристов». За время работы не имеет дисциплинарных взысканий.

Коллектив специализированного административного суда города Семей целенаправленно работает над совершенствованием своей деятельности по охране и защите прав человека. Канцелярия суда занимала призовые места. А по итогам 2012 года специализированный административный суд города Семей занял 1 призовое место среди судов специализирующихся на рассмотрении административных дел, и был удостоен звания "Лучший суд года". И это заслуга - результат каждодневной работы всего коллектива специализированного административного суда города Семей.

В фойе суда оформлены стенды для размещения информации о вышестоящих судах, днях приема граждан по личным вопросам, телефоне доверия, образцов процессуальных документов, списков назначенных к рассмотрению дел, прав участников процесса и другой информации.

В соответствии с утвержденным графиком судьями постоянно проводятся анализы и обзоры отправления правосудия и мероприятия по взаимодействию с СМИ. На постоянной основе публикуются интервью с председателем суда и судьями по освещению деятельности суда, проводятся «День открытых дверей», лекции, беседы, круглые столы с уполномоченными органами по проблемам применения законодательства об административных правонарушениях.

В связи с 10-летием Специализированного административного суда

г.Семей судом был организовано торжественное мероприятие.

2014 год стал юбилейным для Специализированного административного суда города Семей - ему исполнилось 10 лет. За эти годы суд внес достойный вклад в укрепление законности и правопорядка. И в настоящее время при осуществлении правосудия строго руководствуется Конституцией, законами Республики Казахстан, является гарантом конституционного строя страны, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций. 10 сентября 2014 года Специализированным административным судом города Семей в здании Университета КАЗГЮА в конференцзале было проведено торжественное мероприятие посвященное 10 летию создания административных судов. На данном торжестве приняли участие ветераны судебной системы, государственные органы города, суды города Семей с учатиес СМИ

Указом Президента Республики Казахстан №119 от 30 ноября 2015 года назначена председателем специализированного административного суда города Семей Молдагожина Айтжамал Темирхановна.

Член союза судей Республики Казахстан, заместитель председателя Восточно-Казахстанского областного филиала.

Указом Президента Республики Казахстан 24.11.2020 года №455 о назначена судья Балыкбаева Ляззат Мухтаровна. В торжественной обстановке и.о.председателя специализированного административного суда Валиев Г.А. представил вновь назначенную данным указом судью Балыкбаеву Ляззат Мухтаровну. Коллектив суда тепло поприветстовали вновь назначенную судью, поздравили ее с этим значимым событием, пожелали ей высоких достижений, качественного независимого, беспристрастного правосудия и успехов в легком труде.

04 июня 2021 года председатель судебной коллегии по уголовным делам Восточно-Казахстанского областного суда Кайрат Чакпантаев представил коллективу специализированного административного суда города Семей председателя Шыныбаева Ескендира Кайрбековича назначенного в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 31 мая 2021 года № 584 «О назначении и освобождении от должности председателей и судей судов Республики Казахстан».

Свою трудовую деятельность начал в органах прокуратуры Восточно- Казахстанской области. Проходил службу на разных должностях, в том числе руководящих в органах прокуратуры и департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Восточно-Казахстанской области.

В 2014 году Указом Президента Республики Казахстан назначен судьей Зыряновского районного суда. В 2016 году Указом Президента Республики Казахстан назначен председателем Шемонаихинского районного суда.

Председатель судебной коллегии по уголовным делам Восточно-Казахстанского областного суда Кайрат Чакпантаев в онлайн-режиме в поздравил вновь назначенного председателя и пожелал ему плодотворной работы и качественного осуществления правосудия.

Сегодняшний коллектив суда сформирован председателем Шыныбаевым Ескендиром Кайрбековичем.

В настоящее время в специализированном суде по административным правонарушениям города Семей в соответствии с Законами Республики Казахстан отправляют правосудие пятеро судей, а именно председатель суда Шыныбаев Е.К. судьи Валиев Г.А., Абдигалымова А.С., Балыкбаева Л.М., Ж.С. Иммагамбетова.

В суде работают и получают большой жизненный и профессиональный опыт представители молодого поколения – высоко квалифицированные специалисты.

Военные суды рассматривают административные дела, по искам военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, граждан, проходящих военные сборы, если ответчиком являются органы военного управления, воинская часть, за исключением дел подсудных другим специализированным судам.

Статья 118. Административные дела, подсудные областному и приравненным к нему судам

Областные и приравненные к ним суды рассматривают административные дела в апелляционном порядке.

Статья 119. Подсудность административных дел Верховному Суду Республики Казахстан

1. Верховный Суд Республики Казахстан рассматривает судебные акты административных и других судов в кассационном порядке.

2. Верховный Суд Республики Казахстан по правилам суда первой инстанции рассматривает административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума.

Статья 120. Территориальная подсудность административных дел

1. Административные дела подлежат рассмотрению по месту вынесения административного акта или по месту нахождения ответчика.

2. Административный акт, вынесенный за пределами Республики Казахстан, подлежит рассмотрению в специализированной межрайонном административном суде города Астаны.

3. Административный акт, вынесенный в форме электронного документа, может быть рассмотрен по месту жительства истца.

4. Иск к административному органу, вытекающий из деятельности его территориального подразделения (филиала, представительства), предъявляется в суд по месту нахождения территориального подразделения.

Статья 121. Подсудность по связи дел и по выбору сторон

1. Иск к нескольким административным органам может быть предъявлен по месту нахождения одного из ответчиков. Выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.

2. Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела, в том числе и по делам, находящимся в производстве суда, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

3. Требование о возмещении убытков, причиненного ответчиком, сопряженное с административным актом, рассматривается административным судом.

4. Требование о возмещении морального вреда рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

5. Несколько исковых требований могут быть объединены истцом в одном иске, если они предъявлены к одному ответчику, связаны между собой, и их рассмотрение входит в компетенцию одного суда.

6. Не допускается объединение в одно производство нескольких требований, которые подлежат рассмотрению в порядке разного вида судопроизводства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 122. Передача административного дела по подсудности судом, принявшим дело к производству и передача дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд

1. Административное дело, принятое к производству суда с соблюдением правил подсудности и назначенное к рассмотрению в судебном заседании, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в ходе его рассмотрения оно стало подсудно другому суду.

2. Суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если:

1) при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

2) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде становятся невозможным;

3) возникают основания, предусмотренные частью второй статьи 121 настоящего Кодекса.

3. О передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования, а в случае подачи жалобы – после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Статья 123. Разрешение споров о подсудности

Споры о подсудности между судами разрешаются вышестоящим судом, решение которого является окончательным и обжалованию не подлежит.

Глава 22. Общие начала судебного разбирательства

по административным делам

Статья 124. Непосредственность и устность судебного разбирательства

1. Судебное разбирательство по административным делам в судах производится устно и непосредственно.

Все доказательства по административным делам в судебном разбирательстве подлежат непосредственному исследованию. Суд должен заслушать объяснения сторон и других участников административного процесса, показания свидетелей и экспертов, осмотреть вещественные доказательства, ознакомиться с письменными доказательствами и иными документами, прослушать звукозаписи и просмотреть видеозаписи, кино-, фотоматериалы, ознакомиться с материалами на иных носителях информации, а также произвести другие действия по исследованию доказательств.

В исключительных случаях при невозможности непосредственного заслушивания устных показаний (пояснений) у участников административного процесса, суд вправе огласить их показания (пояснения), полученные в ходе административной процедуры.

2. В необходимых случаях при исследовании доказательств по административному делу суд заслушивает консультации и пояснения специалиста.

3. Заслушивание объяснений сторон, других участников административного процесса, показаний свидетелей, заключений экспертов может осуществляться судом посредством видеоконференцсвязи.

4. Окончательные решения по делу могут быть основаны лишь на тех доказательствах, которые были непосредственно исследованы в судебном заседании, за исключением, документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

Статья 125. Неизменность состава суда при разбирательстве дела

1. Административное дело должно быть рассмотрено одним и тем же судьей или составом суда.

2. В случае невозможности судьи участвовать в судебном разбирательстве он заменяется другим судьей, а разбирательство дела начинается сначала.

Замена судьи или нескольких судей возможна в случае:

1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи;

2) длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке;

3) прекращения или приостановления полномочий судьи по основаниям, предусмотренным конституционным законом.

3. Совершение процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, в том числе рассмотрение заявления об обеспечении иска, отложение судебного разбирательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не является заменой судьи.

Статья 126. Принцип судебной защиты

При рассмотрении административного дела суд обязан, сохраняя объективность и беспристрастность, обеспечить каждому из участников равную возможность и условия для реализации их прав на всестороннее и полное исследование обстоятельств дела.

Статья 127. Участие в судебном разбирательстве

1.Судебное разбирательствопроисходит при обязательном участииответчика, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

При неявке ответчика, суд откладывает рассмотрение административного дела.

Суд вправе подвергнуть ответчика наложению денежного взыскания и приводу, а в случае повторной неявки рассмотреть дело в его отсутствии.

2.Разбирательство дела в отсутствии ответчика может быть допущено в случае, если это не препятствует полному, объективному и всестороннему рассмотрению дела.

3.Суд обязан предоставить истцу возможность непосредственного участия в судебном разбирательстве. Неявка последнего по неуважительным причинам не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствии.

4.Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле по инициативе суда либо по ходатайству участников административного судопроизводства.

Статья 128 . Извещения и уведомления

1. Участники административного процесса извещаются о времени и месте рассмотрения дела или совершения отдельных процессуальных действий и вызываются в суд уведомлениями (извещениями).

Если по указанному в деле адресу лицо фактически не проживает, уведомление (извещение) могут быть направлены по юридическому адресу или по месту его работы. Уведомление (извещение), адресованное юридическому лицу, направляется по месту его регистрации и (или) фактического нахождения.

2. Доставление будет считаться надлежащим образом, доставленным и достоверным, в случаях:

2) извещения лица телеграммой, которые вручаются ему лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку на подлежащем возврату отправителю уведомлении о вручении, заказным письмом.

Извещение (уведомление), адресованное юридическому лицу, вручается руководителю или работнику юридического лица, который расписывается в получении извещения на уведомлении (извещении) о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности;

3) иным способом, позволяющим фиксировать (удостоверять) факт надлежащего доставления уведомления (извещения).

Любое другое уведомление (извещение) не может считаться достаточным для проведения процессуальных действий и принятия решений.

Лица, участвующие в административном процессе подтверждают своей подписью ознакомление с тем, что добровольно указанные им ранее в ходе производства по делу процессуальном и ином документе адрес места жительства (места нахождения), места работы, абонентского номера сотовой связи, электронного адреса достоверны, а уведомление (извещение), направленное на указанные контакты (адрес), будет считаться надлежащим и достаточным.

5. При отказе адресата принять уведомление (извещение), лицо, доставляющее или вручающее его, делает соответствующую отметку на уведомлении (извещении), которое возвращается в суд. Суд вправе считать такое уведомление (извещение) доставленным надлежащим образом.

6. Извещение (уведомление) должно содержать:

1) наименование и точный адрес суда;

2) время и место судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия;

3) наименование административного дела, по которому производится извещение адресата;

4) указание лица, вызываемого или извещаемого в суд (фамилия, имя, отчество (если оно имеется) и место жительства лица либо наименование органа или юридического органа и его место нахождение, которому адресована извещение (уведомление), а также статус по делу;

5) указание о том, какие действия и к какому сроку вызываемое или извещаемое лицо вправе или обязано совершить;

6) указание на обязанность лица, принявшего извещение (уведомление) в связи с отсутствием адресата, при первой возможности вручить их адресату;

8) подпись лица, направившего извещение (уведомление).

Статья 129. Личная явка

1.Участники административного процесса обязаны явиться в суд.

Суд может распорядиться о личной явке в суд любого из участников.

2.Участники административного процесса вправе в письменной форме просить суд о рассмотрении административного дела в их отсутствие и направлении им копии решения.

Статья 130. Рассмотрение дел в отсутствии лиц, явка которых обязательна

1.Неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к проведению судебного заседания при условии их надлежащего извещения.

В случае неявки лиц участие, которых признано судом обязательным, суд вправе применить к ним меры процессуального принуждения в соответствии с Главой 23 настоящего Кодекса.

2. Отложение разбирательства административного дела допускается, если суд сочтет невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников административного процесса или их представителей, в случаях изменения предмета и основания иска, а также привлечения к процессу новых участников административного дела.

Статья 131. Пределы судебного разбирательства по административным делам

1. При определении предмета иска суд не связан с формулировкой исковых требований, текстом иска и документами, приложенными к нему или представленными позднее.

Суд вправе оказать содействие стороне в формулировании и (или) изменении исковых требований с предварительным разъяснением правовых последствий.

Суд не связан с заявленным основанием иска, но не вправе выходить за пределы исковых требований.

2. Суд обязан в ходе судебного разбирательства проверить, не превышены ли пределы административного усмотрения и их соответствие (соразмерность) целям принятия административного акта, установленные законодательством.

Статья 132. Общие правила проведения судебного разбирательства

1. Судебное разбирательство заключается в последовательном прохождении следующих основных этапов:

1) подача и принятие иска;

2) действия суда по поступившему иску;

3) проведения предварительного слушания;

4) назначения судебного заседания;

5) проведения судебного заседания, которое состоит из открытия судебного разбирательства, начала судебного разбирательства, выяснения позиции сторон, исследования обстоятельств дела, окончания рассмотрения дела по существу, судебные прения и реплики, удаления суда для вынесения судебного решения;

6) вынесение судебного решения и его оглашение.

2. Полномочия председательствующего, порядок ведения судебного заседания, составления протокола, в том числе краткого, фиксации судебного заседания, разрешения судом ходатайств определяются требованиями гражданского процессуального законодательства.

При этом краткий протокол должен сопровождаться текстовой расшифровкой аудиозаписи, полученной путем автоматического распознавания текста.

Статья 133 . Определение суда

1. Акт суда, которым административное дело не разрешается по существу, выносится в форме определения.

2. По несложным вопросам суд выносит определение, не удаляясь из зала судебного заседания, которое заносится в протокол.

3. В определении, выносимом в виде отдельного процессуального документа, должны быть указаны:

1) дата и место вынесения определения;

2) наименование суда, вынесшего определение, состав суда и секретарь судебного заседания;

3) участники административного процесса и предмет спора;

4) вопрос, по которому выносится определение;

5) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался;

6) процессуальное решение;

7) порядок и срок обжалования определения, если оно подлежит обжалованию.

4. Определение, которое выносится в зале судебного заседания, должно содержать сведения, перечисленные в подпунктах 4), 5) и 6) части третьей настоящей статьи.

5. Определение либо его резолютивная часть оглашаются немедленно после вынесения. Определение в окончательной форме может быть изготовлено в срок не позднее пяти рабочих дней после оглашения его резолютивной части.

6. Суд выносит определения о возвращении иска по следующим основаниям:

1) истцом не соблюден установленный законом для данной категории дел порядок досудебного урегулирования спора;

2) иск не соответствует требованиям части второй, подпунктов 1), 2), 3) части восьмой статьи 147 настоящего Кодекса и будет установлена невозможность устранения недостатков на стадии подготовки дела к судебному разбирательству;

3) заявление подано недееспособным лицом;

4) заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или его предъявление;

5) в производстве этого же или другого суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

6) истцом отозван поданный иск;

7) несмотря на требования суда, истец в течение более одного месяца непрерывно уклоняется от явки в суд;

8) лицо, в интересах которого возбуждено дело, не поддержало заявленного требования;

9) стороны заключили соглашение о примирении или медиации и оно утверждено судом;

10) не уплачена или не доплачена государственная пошлина в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан;

11) дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства;

12) имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о возвращении (прекращении) производства по делу в связи с отзывом иска либо утверждением судом соглашения о примирении или медиации;

13) после смерти гражданина, являющегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства;

14) организация, выступающая стороной по делу, ликвидирована с прекращением ее деятельности и отсутствием правопреемников;

15) при отказе судом в восстановлении пропущенного срока на предъявление иска.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения иска, истец вправе повторно предъявить его в суд к тому же ответчику, по тем же предмету и основаниям.


Сегодня на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК судья Верховного Суда Аслан Тукиев и пресс-секретарь высшего судебного органа Айдос Садуақасов проинформировали об основных новеллах Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК).

В Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил: «В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу».

АППК соответствует концепции «Слышащего государства». Новый закон вступит в силу с 1 июля т.г., который, в целом, переформатирует работу государственного аппарата.

В спорах с государственными органами физическому или юридическому лицу приходится судиться с целым бюрократическим аппаратом. Сейчас такие споры рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства. ГПК говорит, что стороны равноправны. В развитых юрисдикциях признали, что в таких спорах стороны не равны.

В среднем на 1000 граждан у нас приходится 1,4 публично-правового спора. В развитых юрисдикциях, с уже устоявшейся практикой, таких споров в среднем от 2 до 5 на 1000 граждан. Эти цифры говорят о высокой латентности и низкой эффективности существующей конструкции правового регулирования. Люди по этим делам не идут в суд, так как сомневаются в перспективе. Такая ситуация требовала решительных мер. Естественной ответной реакцией стало принятие АППК.

Кодексом для административного судопроизводства закреплен новый прогрессивный принцип активной роли суда.

Гражданину достаточно обратиться с иском о несогласии с решением госоргана. Эти иски будут рассматриваться по принципу «презумпции виновности госоргана», который должен доказать законность и обоснованность своего решения, действия либо бездействия.

Суд всесторонне, полно и объективно исследует все обстоятельства, имеющие значение для дела, не ограничиваясь представленными сторонами доказательствами. По собственной инициативе суд вправе собирать дополнительные сведения и доказательства.

Также законодателем закреплено, что незаконный обременяющий акт подлежит обязательной отмене всегда, а при отмене незаконного благоприятного акта принимается во внимание принцип охраны права на доверие.

Данный принцип – гарантия того, что однажды принятый административный акт является законным и последовательным, а ошибка госоргана не может быть обращена во вред лицу, если в нем нет вины его.

К новшествам административного процесса также относятся виды исков, пределы судебного разбирательства и судебный контроль.

Административным судом будет обеспечиваться жесткий контроль над исполнением собственных решений. В качестве меры процессуального принуждения ответчика к исполнению решения суда предусмотрено денежное взыскание, которое может накладываться неоднократно, пока не исполнится судебное решение. Его размер варьируется от 50 до 100 МРП. Налагается на физическое, должностное, юридическое лицо либо его представителя.

Сегодня споры между государством и гражданином рассматриваются в судах общей юрисдикции, а также в экономических и гражданских судах. Все они перейдут с 1 июля 2021 года в подсудность новых административных судов и, соответственно, формироваться эти суды будут в рамках действующей штатной численности судей за счет их перераспределения.

Для эффективной реализации усиления защиты прав граждан в республике будет создан 21 новый административный суд – в 17 областных административных центрах и дополнительно 4 – в городах Каскелен, Семей, Жезказган, Экибастуз.

Действующие административные суды, рассматривающие дела по Кодексу об административных правонарушениях, будут подлежать переименованию в Специализированные суды по административным правонарушениям.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: