Административный иск понятие и виды

Обновлено: 28.03.2024

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 N 473-ФЗ.

Начало действия редакции - 10.01.2022 года (ред. 29).

Первоначальный текст документа опубликован в "Собрании законодательства РФ" 09.03.2015, N 10, "Российской газете" N 49, 11.03.2015.

Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) вступил в силу в силу с 15 сентября 2015 года.

КАС РФ регулирует процедуру административного судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел (дел, возникающих из публичных правоотношений и некоторых "непубличных").

Однако не стоит путать с производством по делам об административных правонарушениях. Данную категорию дел КАС РФ не регулирует.

Как и раньше, дела о привлечении к административной ответственности граждан (физических лиц) рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

По-прежнему дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами, в соответствии с АПК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В порядке, предусмотренном КАС РФ не подлежат рассмотрению и любые иные дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов.

Вступление в силу КАС РФ

См. Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"

Дела, рассматриваемые по правилам КАС РФ. Статья 1 КАС РФ содержит перечень категорий дел, подлежащих рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам нового Кодекса административного судопроизводства.

Разъяснения о применении судами ряда норм права КАС РФ содержатся в следующих Постановлениях ВС РФ:

КАС РФ Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 125 КАС РФ

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии);

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Административное исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ "О введении в действие КАС РФ").

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска
и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие "административный иск", не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Образцы административных исковых заявлений в суд

1. Оспаривание нормативного правового акта

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

2. Общая форма административного иска
об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов власти, должностных лиц

Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих

3. Оспаривание постановления, действий,
бездействия судебного пристава-исполнителя

Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств

4. Оспаривание кадастровой стоимости

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

5. Оспаривание отказа в согласовании
перепланировки, переустройства

Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма

6. Изъятие земельного участка
для муниципальных (государственных) нужд

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

7. Перевод жилого помещения в нежилое

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое

8. Оспаривание отказа в госрегистрации права

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права

9. Оспаривание решения об отказе
в выдаче разрешения на строительство

Административное исковое заявление об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

10. Оспаривание заключения межведомственной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания

11. Компенсация за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок

12. Административный надзор

Административное исковое заявление об установлении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений

13. Защита избирательных прав

Административное исковое заявление о защите избирательных прав
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата
Административное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии

14. Оспаривание решения призывной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии
Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФ
Административное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

15. Обжалование действий органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Административное исковое заявление об обжаловании действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

16. Оспаривание решения налогового органа

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение


В данной статье автор рассматривает отличительные особенности административного иска как формы защиты права. При этом рассматриваются вопросы сходства и отличия административного и гражданского исков. Высказывается точка зрения относительно содержания понятия административного иска как одной из разновидностей общего понятия иска и как юридического средства защиты от незаконных решений, действий или бездействия субъектов публичной власти, после чего через призму задач административного судопроизводства анализируются достоинства и недостатки механизма защиты нарушенного права с помощью предъявления так называемого альтернативного административного иска.

Ключевые слова: административный иск, альтернативный административный иск, административный ответчик, публичные субъекты, ненормативные правовые акты.

The article reveals the concept and legal nature of the institution of divorce. The analysis of various positions set forth in the special legal literature on this issue is carried out, legal norms are considered, the clarifying Resolution of the Plenum of the Russian Federation is studied. The scientific and normative material was generalized and systematized, on the basis of which own conclusions were made. Also, some problematic points in the legal regulation of the investigated legal institution were identified and proposals were developed to resolve them.

Keywords: administrative claim, alternative administrative claim, administrative defendant, public entities, non-normative legal acts.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичных субъектов представляют собой одну из самых распространенных категорий споров, рассматриваемых по правилам административного судопроизводства. Согласно официальной статистике, опубликованной Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, в 2020 году рассмотрены судами общей юрисдикции всего 209 094 дела по главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [1] (далее — КАС РФ) [7]. В 2019 году по главе 22 КАС РФ поступило 182 755 дел [8]. Таким образом, за последние годы наблюдается тенденция к росту количества дел об оспаривании ненормативных актов публичных субъектов. Дела об осуществлении судебного контроля деятельности публичной администрации всегда имеют повышенную общественную значимость, а с учетом роста количества таких дел дополнительную актуальность приобретает исследование вопроса о процессуальных особенностях их рассмотрения.

Процессуальным средством защиты нарушенного или оспариваемого права и условием возбуждения административного судопроизводства по конкретному делу является административный иск как одна из разновидностей общего понятия иска [6, с. 17].

Особенностью же административного иска является то, что само его существование как формы защиты права является дискуссионным. Так, М. К. Треушников пишет, что поскольку в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, то исковое производство — это производство по защите нарушенных или оспоренных прав в сфере гражданских (в широком смысле) правоотношений. Именно здесь субъекты правоотношений равны и обладают равными правами. В административных же и иных публичных правоотношениях субъекты находятся в отношении власти и подчинения, поскольку в этих правоотношениях присутствует субъект, обладающий властными полномочиями. В связи с этим исковое производство не применимо для защиты прав в административных и иных публичных правоотношениях [4, с. 462]. Нам эта точка зрения представляется весьма спорной. В. А. Рязановский еще в девяностые годы прошлого века говорил о существовании административного иска как самостоятельной формы защиты публичных прав [9, с. 26].

Думается, можно с уверенностью говорить об административном иске как о самостоятельном процессуальном институте. Несомненно, он имеет свою специфику, отличается от иска гражданского. Так, специфика административного иска состоит в том, что заинтересованное лицо обращается в суд за защитой не любых субъективных (например, гражданских) прав, свобод и законных интересов, а затрагиваемых (нарушенных или оспариваемых) субъективных прав, свобод и законных интересов именно в публично-правовых отношениях с исполнительными органами и субъектами публичной власти, поскольку иначе в принятии административного искового заявления судом со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ будет отказано [10, с. 104]. Ему присущи более активный суд, который по своей инициативе может истребовать доказательства, выходить за пределы заявленных требований; невозможность применения по некоторым категориям дел примирительных процедур (например, по делам об оспаривании нормативного правового акта); отсутствие третьих лиц; особенности мер предварительной защиты по административному иску и т. д. [11, с. 59].

Тем не менее мы полагаем, что, несмотря на специфику административного иска, он имеет схожие признаки с исковой формой защиты права. В административном судопроизводстве действуют те же принципы, что и в гражданском процессе. Конечно, есть особенности, которые определяются спецификой материальных правоотношений, но в целом действие принципов является общим, присущим как гражданскому процессу, так и административному судопроизводству. В административном судопроизводстве, как и в гражданском процессе, есть спорящие стороны, есть право на предъявление административного иска и право на его удовлетворение и т. д. Это свидетельствует о том, что нарушенные или оспоренные права в сфере публичных правоотношений могут быть защищены путем предъявления административного иска [3, с. 60].

Административные иски как обращенные к суду требования следует подразделять на иски о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов и на иные вытекающие из административных и иных публично-правовых отношений иски [10, с. 105].

Рассмотрим следующую проблему.

Как быть гражданину (или организации, принципиально не важно — проблема общая) в ситуации, когда, по его мнению, препятствия к осуществлению его права или к реализации его законного интереса созданы сразу двумя субъектами исполнительных органов публичной власти, причем перекладывающими корреспондирующую им обязанность в оказании содействия в реализации права или законного интереса гражданина на плечи друг друга?

Попробуем разобраться с проблемой на примере конкретного дела, приведенного в научной литературе.

Фабула дела такова. Решением суда общей юрисдикции по гражданскому делу по иску гражданина к исполнительному органу местного самоуправления (городской администрации) о взыскании причинённых ему незаконными действиями (решением) должностного лица органа местного самоуправления убытков и компенсации морального вреда с исполнительного органа местного самоуправления в пользу гражданина были взысканы убытки, денежная компенсация причиненного морального вреда и судебные расходы.

Однако решением руководителя финансового органа местного самоуправления) гражданину было отказано в принятии к исполнению поданного им заявления с рекомендацией обратиться по указанному поводу в органы Федерального казначейства как надлежащего (по мнению руководителя финансового органа местного самоуправления) субъекта исполнения подобного рода судебных решений.

Однако в структурах Федерального казначейства заявителю было отказано с рекомендацией обратиться по этому поводу в соответствующий финансовый орган местного самоуправления [10, с. 106–107].

Единственно возможным средством разрешения возникшего правового конфликта являлся административный иск о признании незаконным решения соответствующего чиновника.

Однако определить однозначного административного ответчика (муниципального либо федерального чиновника) в этом случае было сложно.

Представляется, что наиболее оптимальным процессуальным средством защиты права или законного интереса от неправомерных решений субъектов публичной власти является так называемый «альтернативный» административный иск.

Действующее российское процессуальное законодательство (в отличие, например, от американского (п. «а» ст. 8 Федеральных правил гражданского судопроизводства США)) не предусматривает такой правовой категории, как альтернативные иски [10, с. 107]. Но в юридической практике они нередко встречаются [2, с. 41].

В юридической литературе уже давно выработаны четкие подходы к определению понятия альтернативных исков путем объединения в одном исковом заявлении нескольких взаимоисключающих требований, вытекающих из обстоятельств, с которыми истец связывает нарушение своих прав [5, с. 154]. В рассмотренном случае причинами такого иска является неопределенность истца в субъекте, являющемся должником в соответствующем правовом обязательстве, и существенная процессуальная экономия [10, с. 108].

В случае подачи административного иска сразу к двум альтернативным административным ответчикам (как, например, по указанной выше фабуле дела) налицо не только явная процессуальная экономия, но и, как представляется, одновременно упрощение в итоге задачи для суда, поскольку каждый из административных ответчиков в сложившейся ситуации будет вынужден обосновывать и доказывать законность принятого именно им решения или действия (бездействия), одновременно подтверждая в силу положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ суду также и обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих возражений против удовлетворения предъявленного именно к нему административного иска.

Полагаем, что подобно американскому законодательству следует закрепить в КАС РФ такую правовую конструкцию как альтернативный административный иск.

Основные термины (генерируются автоматически): административный иск, административное судопроизводство, РФ, местное самоуправление, публичная власть, гражданский процесс, дело, иск, субъект, Российская Федерация.


Административные иски похожи на те, которые в римском праве назывались actions populares ; это иски к общей пользе, они всегда полезны для общества, очищают его от публичного произвола, отражаются на всех и не служат лишь частной выгоде гражданина, ибо «вместе с правом обиженного ниспровергается и закон» и, наоборот, «борьба за право оказывается в то же время борьбою за закон» 1 .

А.Б. Зеленцов исследовав виды административных исков в тех зарубежных странах, где он давно используется в качестве средства обращения в суд, выделяет не только особенности его отдельных разновидностей, но и определённые общие черты, обусловленные общей логикой процессуального-правового регулирования, а в ряде случаев – прямым заимствованием отдельных исковых форм.

Так в Японии в соответствии со ст. Закона 1962 г. о порядке разрешения административных споров выделяют четыре основных вида административных исков: 1) «кококу», 2) «тоджиша», 3) «народный иск»( actions populares ) и 4) иск «кикан», или иск по спору между органами и учреждениями. Иски «кококу» и «тоджиша» обозначаются как субъективные иски, имеющие основной целью защиту прав и законных интересов сторон. «Народный иск» и иск «кикан» относятся к объективным искам, нацеленным в первую очередь на точное исполнение законных предписаний объективного права. Иск «кококу» заявляется в связи с осуществлением властных полномочий органами публичной власти. Он имеет четыре основных формы: а) о признании бездействий администрации незаконным, б) об отмене правового предписания, в) о подтверждении ничтожности административного акта; г) о признании недействительности административного акта, действия, решения (иск «торикеши»). Основным инструментом защиты прав частных лиц и контроля за административной деятельностью в Японии является иск о признании недействительным («торикеши»). Он должен подаваться в адрес административного органа, издавшего оспариваемый акт. Тем самым чётко обозначается ответчик по делу (ст. 11 Закона о порядке разрешения административных споров). «Народный иск» подается только в специально установленных законом случаях и предполагает, что лицо, обращающееся в суд с иском об оспаривании незаконного административного иска, само не имеет непосредственного юридического отношения к существу иска. Так, согласно законодательству о выборах любой избиратель может подать в суд иск о нарушении администрацией избирательной процедуры 2 .

Тем не менее, необходимо отметить, что в формирующейся под эгидой Совета Европы административно-правовой доктрине институт actio popularis не рассматривается в качестве общеевропейского стандарта: его признание или непризнание относится к сфере усмотрения национального законодателя. Во многих европейских государствах, а также в тех странах, что восприняли французскую модель административной юстиции, actio popularis как самостоятельный административный иск не получил распространения.

В самой Франции существуют различные подходы к классификации административных исков. Одни авторы выделяют пять их видов; 1) иски из споров по поводу аннулирования административных актов. Они используются для оспаривания превышения власти, поэтому называются также исками в связи с превышением полномочий, или исками о законности; 2) иски, которые связаны с нарушением субъективных прав и рассматриваются «в порядке полной административной юрисдикции»; 3) иски по спорам о толковании, в которых выставляется требование уточнить смысл акта управления; 4) иски из споров, связанных с оценкой законности административных актов; 5) иски из споров, связанных с применением репрессии 3 . В это же время ряд авторов выделяют всего два вида административных исков: а) иски в связи с превышением власти и б) иски с распространением полного юрисдикционного контроля, к которым относят: иски из споров об административной ответственности, содержащие требование о возмещение ущерба, причиненного действиями администрации (например, незаконным отказом в каком-либо разрешении), иски из административных договоров, иски в связи с применением репрессий и др 4 .

Наиболее распространёнными являются иски о превышении власти и иски о рассмотрении спора в порядке полной административной юрисдикции. Репрессивные иски подаются в связи с совершением правонарушений, полный перечень которых содержится в Кодексе административных и апелляционных трибуналов. В этом случае протокол, составленный компетентными органами, передается префекту, который обращается с иском в суд о наложении на нарушителя штрафа, а в определенных случаях — и с требованием о возмещении им причиненных убытков.

Французское исковое производство по административным спорам оказало влияние на многие страны мира, в том числе на арабские, латиноамериканские и некоторые африканские франкоязычные государства. Так, в арабских странах административные иски сводятся, как правило, к четырём наиболее типичным группам: иски в целях аннулирования; иски общего характера (определённая аналогия исков из полных споров); иски в целях толкования и оценки законности; иски в связи с применением репрессий. В Египте, например, выделяются: а) иски об аннулировании, б) иски общего характера, в) иски о возмещении ущерба и г) дисциплинарные иски. Иск о возмещении ущерба обычно выделяется в самостоятельный вид административных исков. Он имеет своей целью возмещение ущерба, причиненного неправомерными административными актами, и может заявляться даже в случаях пропуска срока на подачу иска об аннулировании. В ливанской доктрине в рамках исков «в порядке полной юрисдикции» выделяют около десяти их видов, среди которых: иски о возмещении вреда, иски из публичных контрактов, выборов, дисциплинарных наказаний публичных служащих и т.д.

Определённым своеобразием отличается система исков, устанавливаемая в Законе об административном судопроизводстве Германии 1960 г. (§42, 43), который выделяет: 1) иск о признании недействительным административного акта; этому иску обязательно должно предшествовать производство, которое начинается с заявления возражения органа — автору акта; 2) иск о принуждении к исполнению обязательства (о принуждении ответчика к совершению определенного действия); 3) иск об установлении, изменении или прекращении правоотношения. Однако эти иски не исчерпывают все средства правовой защиты в административном судопроизводстве, виды которых не ограничены количественно. В доктрине имеет место дальнейшая конкретизация этих исков 5 . При этом как законодательство, так и доктрина ФРГ исключают actio popularis из административного процесса, предоставляя возможность обращения с административным иском только тому лицу, права которого нарушены изданным административным актом.

1 Демин А.А. Понятие административного процесса и административно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Вестник Московского ун-та. 1998. № 4. Сер. 11 «Право». С. 26

2 Зеленцов А.Б. Теоретические проблемы административного иска // Вестник РУДН (серия Право) № . С. 35

3 Общие сведения об административном праве Франции. — М. э 1993. С. – 72-73.

4 Брэбан Г . Французское административное право. — М., 1988. С.. – 454-464

5 Зоммерман К П., Старилов Ю.Л . Административное судопроизводство (юстиция) в Германии. История развития и основные черты // Государство и право. —1999. —№7.С. – 70-77.

Основные термины (генерируются автоматически): иск, возмещение ущерба, административный акт, Народный иск, спор, Административное судопроизводство, административный процесс, общий характер, полная административная юрисдикция, Япония.

Похожие статьи

Проблема определения вида судопроизводства в свете Кодекса.

Рассмотрение дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений, в России традиционно было включено в цивилистический процесс. Подобное положение дел было обусловлено тем, что в России долгое время отсутствовали правовые.

Использование понятия «административные акты» в рамках.

Ключевые слова: правовой акт, административный акт, нормативный административный акт, индивидуальный административный акт, административное судопроизводство в РФ.

Административный процесс: юрисдикционный аспект

административное судопроизводство, административная юстиция, Российская Федерация, государственное управление, общая юрисдикция, Россия, рассмотрение дел, суд, административная ответственность.

Об определении института административной юстиции

административная юстиция, Административное судопроизводство, орган, Судебный контроль, исполнительная власть, суд, лицо, спор, Россия, публичная власть.

Административные суды Российской Федерации: есть ли в них.

Ключевые слова: административный суд, административная юстиция, административное судопроизводство, дела об административных правонарушениях.

Так существует много административных дел по жалобам на признание незаконными правовых актов, на действия.

Основные элементы административной юрисдикционной.

В теории административного права административная юрисдикция определяется как административно-процессуальная деятельность, осуществляемая во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и.

Понятие, признаки и значение института административной.

2. Административный процесс — юрисдикционно-административная деятельность органов административного управления, т. е. органов

То есть, предмет указанного спора есть акт административно-властвующего субъекта права, который обжалован заинтересованным.

Административное и судебное усмотрение в производстве по.

Его можно применить как к административным процедурам, когда отсутствует спор между сторонами, участвующими в процессе, так и к административно-юрисдикционному процессу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: