Административно законодательные методы механизма государственного регулирования занятости включают

Обновлено: 23.04.2024

Занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

Государственная политика занятости населения должна быть направлена на стимулирование создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли предпринимательской деятельности, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Однако такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда.

Реализация названных задач предполагает, что система госрегулирования будет не только охватывать незанятое население, но и обеспечивать спрос производства на квалифицированную рабочую силу с учетом структурных сдвигов в экономике, а также удовлетворения социальных потребностей самих людей. Необходимо не только трудоустроить каждого члена общества, желающего и способного участвовать в общественном производстве, гарантировать достойное вознаграждение за труд, но и предоставить возможность реализовать свои творческие способности.

Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.

1. Формирование государственного регулирования населения

В настоящее время сложились два варианта участия государства в формировании политики занятости. Первый – незначительное участие государственных органов в регулировании, при котором они берут на себя только те функции, которые не в состоянии выполнить рыночные механизмы. Второй – активное вмешательство государства в сферу управления занятостью населения.

Выделяются следующие методы государственного регулирования занятости:

  • Экономические методы: льготное кредитование и налогообложение; бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров.
  • Организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации молодежи, подготовки и переподготовки кадров.
  • Административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ; введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости; определение квот на трудоустройство; регулирование периода трудовой жизни.

В зависимости от области воздействия различают меры прямого и косвенного влияния государства на решение проблемы занятости. Меры прямого влияния осуществляются через реализацию государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда. Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия на слои населения, т.е. они влияют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.

В зависимости от выбора средств выделяют три варианта политики в области занятости. Активный вариант предполагает интенсивное использование для этих целей инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Пассивный вариант сводится к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости.

2. Основные средства регулирования занятости

Основными средствами регулирования занятости являются:

  • регулирование развития системы рабочих мест;
  • регулирование спроса на рабочие места;
  • участие государства в развитии системы образования и профессиональной подготовки кадров.

Методическим инструментарием обеспечения эффективной занятости является система балансовых построений, включающая в свой состав баланс трудовых ресурсов и их эффективного использования, баланс труда, отражающий более точно характер распределения фактических затрат труда по сферам и отраслям народного хозяйства, баланс рабочих мест, характеризующий потребность в рабочей силе по отраслям и сферам хозяйственной деятельности.

Одно из основных противоречий обеспечения занятости — невозможность добиться абсолютной синхронности перемен в цепочке: структурные сдвиги в экономике — модернизация рабочих мест — изменения потребности в кадрах — высвобождение работающих — предоставление новой работы. Поэтому к безработице необходимо относиться как к постоянной спутнице рыночной экономики.

Решением проблем занятости должна заниматься государственная служба занятости. В ее обязанности входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения рабочей силы; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий, организацию разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; организация профессионального обучения и переобучения граждан.

3. Функции занятости

Функции занятости населения:

1) Экономическая функция занятости.

Политика занятости во взаимосвязи с экономической и социальной политиками реализует экономическую и социальную функции занятости. Экономической функцией занятости является обеспечение работников экономически целесообразными рабочими местами в целях создания материального и духовного богатства общества, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей. Реализация экономической функции зависит от возможностей общества, государства создавать экономически целесообразные рабочие места, от полноты занятости трудоспособного населения на рабочих местах и эффективности использования как рабочих мест, так и рабочей силы. Поэтому достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально - экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиционную политику.

Под экономически эффективной понимают такую занятость, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Данное определение дает полную характеристику экономической эффективности с качественной стороны.

Наиболее подходящими, обеспечивающими достаточно глубокое представление об эффективной занятости, являются следующие показатели:

- уровень занятости населения профессиональным (оплачиваемым) трудом;

- уровень занятости трудоспособного населения или трудовых ресурсов в общественном хозяйстве;

- оптимальность распределения трудоспособного населения по сферам общественно полезной деятельности;

- рациональность структуры распределения трудоспособного населения по профессиям, отраслям и секторам экономики;

- норма безработицы. Ее соотношение с естественным уровнем безработицы.

Таким образом, опираясь на анализ всей совокупности показателей, можно сделать однозначный вывод о том, что в 90-х годах рабочая сила в России использовалась неэффективно. Одним из последствий неэффективного использования рабочей силы стало снижение производства ВВП и возникновение напряженности в решении социальных проблем.

2) Социальная функция занятости.

Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных его видах, но прежде всего от занятости в народном хозяйстве. Вместе с тем, она раскрывает обратную связь, заключающуюся в том, что сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества.

Всесторонне развитый человек может более активно и плодотворно участвовать в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь. Все виды человеческой деятельности выполняют социальную функцию. Но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека.

Обесценивание труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Поэтому, поднимая значение всех видов деятельности, нельзя недооценивать роль профессионального труда. Другое дело, что занятие трудом должно обеспечиваться не принуждением, а созданием атмосферы уважительного отношения к труду, достойным его вознаграждением.

Определенную социальную функцию выполняет занятие домашним хозяйством, особенно воспитанием людей.

Новым социальным явлением для России за последние десятилетия стала безработица. Частично безработица выполняет позитивную социальную функцию. Перерыв в работе используется для переподготовки рабочей силы и занятости на новом рабочем месте. В целом же безработица дает тяжелые социальные последствия. Все увеличивающая доля граждан занимает маргинальное положение, остается без определенных занятий, живет случайными заработками, прозябает в крайней нищете. Возращение таких безработных к полноценной жизни затруднительно.

Это значит, что отсутствие занятости ведет к негативным последствиям и для человека, и для общества. Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества, и наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблем занятости. В этих целях нужна активная политика государства.

4. Служба занятости на рынке труда

Обеспечение политики содействия занятости возложено на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). С момента создания федеральной службы занятости в начале 90-х гг. на базе системы органов по труду бывшего Госкомтруда сотрудники этого ведомства старались не только исполнять официальную доктрину социальной поддержки безработных, но и реализовывать программы поддержки малого и индивидуального бизнеса, работать с предприятиями, оказывая им помощь в создании рабочих мест.

После ликвидации в 2001 г. Фонда занятости населения большинство этих «непрофильных» подпрограмм было свернуто. Кроме того, большая часть работников службы занятости были выведены из категории «государственные служащие» и приравнены к «бюджетникам», что привело к снижению уровня оплаты труда и других социальных гарантий и частичному оттоку из службы квалифицированных кадров. Тем не менее в рамках своих чрезвычайно узких финансовых возможностей работники службы занятости выполняют задачи трудоустройства и социальной поддержки обращающихся граждан.

Затем политический маятник опять качнулся в сторону децентрализации. В 2006-2007 гг. Федеральная служба по труду и занятости РФ и организационные формы проводимой ею политики содействия занятости находились в состоянии передачи большинства полномочий с федерального уровня на уровень субъектов Федерации.

Согласно закону №199-ФЗ от 31 декабря 2005 г., Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия:

  • по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
  • регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан;
  • оказанию в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  • организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;
  • осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и другие полномочия.

Средства на осуществление передаваемых полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Объемом средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется исходя из численности населения и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пока не ясно, каков будет полный перечень положительных и отрицательных последствий очередной административной реформы службы занятости. С наибольшими финансовыми трудностями, видимо, столкнутся службы занятости «дотационных» регионов.

Что касается Роструда, то, лишившись части управленческих функций, он, по крайней мере сегодня, сохранил функции координации работы служб занятости и разработки нового поколения нормативных документов - Административных регламентов оказания государственных услуг в сфере занятости. В течение 2006-2007 гг. Федеральной службой по труду и занятости населения был разработан и утвержден Правительством пакет таких регламентов, в том числе:

  • Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  • Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Выделяются следующие методы государственного регулирования занятости: экономические методы; организационные методы; административно-законодательные методы.

В зависимости от области воздействия различают :

1) Меры прямого влияния осуществляются через реализацию государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда

2) Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия на слои населения, т.е. они влияют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.

Основными средствами регулирования занятости являются: регулирование развития системы рабочих мест; регулирование спроса на рабочие места; участие государства в развитии системы образования и профессиональной подготовки кадров.

Решением проблем занятости должна заниматься государственная служба занятости.

Функции занятости населения:

1) Экономическая функция занятости, является обеспечение работников экономически целесообразными рабочими местами в целях создания материального и духовного богатства общества, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей.

2) Социальная функция занятости, показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных его видах, но прежде всего от занятости в народном хозяйстве. Вместе с тем, она раскрывает обратную связь, заключающуюся в том, что сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества.

Отсутствие занятости ведет к негативным последствиям и для человека, и для общества. Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества, и наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблем занятости, в этих целях нужна активная политика государства.

Согласно закону №199-ФЗ от 31 декабря 2005 г., Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия:

- по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;

- регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан;

- оказанию в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

- организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения;

- психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;

- осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и другие полномочия.

Экономические методы - льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей к сохранению и созданию рабочих мест, осуществлению профессионального обучения кадров.

Административно-законодательные методы - создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации молодежи, подготовки и переподготовки кадров.

Административно-законодательные методы охватывают также регламентацию порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни.

В зависимости от области воздействия различают меры прямого и косвенного влияния государства на решение проблемы занятости.

Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются путем реализации государственных программ, направленных на отдельные специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на предложение труда.

Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия на население, т.е. воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.

Политика занятости

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Основные направления данной политики следующие:

- предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

- соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;

- социальная защита в области занятости;

- сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;

- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

- поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;

- международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи - созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.

При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост численности населения в трудоспособном возрасте. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.

Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

Программы занятости.

Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.

Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.

Программа содержит обзор ситуации на рынке труда, анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.

Программа также может включать большое число мероприятий, стимулирующих и поддерживающих экономический потенциал. Эти мероприятия разворачиваются в трех основных плоскостях:

- собственно в географических пределах области;

- применительно к развитию бизнеса;

- в отношении населения.

Мероприятия, направленные на преобразование самого региона, затрагивают инфраструктуру, однако в рамках этих мероприятий совершенствуется и традиционная "физическая" инфраструктура региона: улучшаются транспортные связи и совершенствуются телекоммуникации.

Мероприятия, ориентированные на развитие бизнеса, предполагают, в частности, поддержку инноваций, консультирование и создание инвестиционных фондов.

Наконец, мероприятия, ориентированные на население, включают поддержку безработных, создание целенаправленных программ обучения, вовлечение местных специалистов в разработку общей стратегии развития.

Разработка программы занятости дает возможность скоординировать все эти разнородные виды деятельности. В зависимости от существа решаемой проблемы программа занятости может принимать самые различные формы. Например, она может затрагивать конкретную отрасль, определенную группу местного населения или географическую область. Вместе с тем независимо от того, какой тип стратегии используется, существо подхода к разработке программы не изменяется. В любом случае необходимо проанализировать возникающие проблемы, определить цели, идентифицировать серию скоординированных шагов для решения проблем и предусмотреть механизм для оценки достигнутых результатов.

Заключение.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилирования безработных и многие другие меры.

Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.

Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.

Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.

Список используемой литературы:

1. Архангельская Н. Кто беден в России? // Эксперт. - 2004, № 16, с. 88 - 94

2. Вечканов Г.С.Экономическая теория. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009.-448 с.

3. Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002.

4. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002.

5. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2000. Гл.10.

6. Современный экономический словарь. - 3 - е изд. - М.: ИНФРА - М, 2003

7. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2003.

- организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации молодежи, подготовки и переподготовки кадров;

- административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни.

В зависимости от области воздействия различают меры прямого и косвенного влияния государства на решение проблемы занятости.

Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются через реализацию государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия на слои населения, т.е. воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.

В зависимости от выбора средств выделяют три варианта политики в области занятости: активный, умеренно-пассивный и пассивный.

Активный вариант политики занятости предполагает интенсивное использование для этих целей инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики.

Пассивный вариант политики занятости сводится в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости.

Основными средствами регулирования занятости являются:

· регулирование развития системы рабочих мест;

· регулирование спроса на рабочие места;

· участие государства в развитии системы образования и профессиональной подготовки кадров.

Методическим инструментарием обеспечения эффективной занятости является система балансовых построений, включающая в свой состав баланс трудовых ресурсов и их эффективного использования, баланс труда, отражающий более точно характер распределения фактических затрат труда по сферам и отраслям народного хозяйства, баланс рабочих мест, характеризующий потребность в рабочей силе по отраслям и сферам хозяйственной деятельности.

Одно из основных противоречий обеспечения занятости - невозможность добиться абсолютной синхронности перемен в цепочке: структурные сдвиги в экономике - модернизация рабочих мест - изменения потребности в кадрах - высвобождение работающих - предоставление новой работы. Учитывая это можно утверждать, что полная занятость есть величина вероятностная, допускающая колебания вокруг точки равновесия между спросом на рабочую силу и ее предложением и лишь в редких случаях соответствующая ей. Поэтому к безработице необходимо относиться как к постоянной спутнице рыночной экономики.

В современной практике государственного регулирования занятости выделяют две ее основные формы:

1. Пассивная политика регулирования рынка труда, под которой понимаются мероприятия, направленные, главным образом, на поддержание определенных уровней доходов незанятых и не допущение критической ситуации на рынке труда. (Например, выплата пособий по безработице; реализация различных государственных программ по поддержанию доходов незанятых; меры, ограничивающие предложение рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного выхода на пенсию, ограничения притока иностранных рабочих, содействие их репатриации и т.п.).

2. Активная политика регулирования рынка труда, которая нацелена на уменьшение существующего уровня безработицы, создание необходимых условий для повышения числа рабочих мест, улучшение структуры рабочей силы, повышение степени их пригодности для рынка труда. В ее рамках государств осуществляет затраты на подготовку и переподготовку, повышение уровня адаптации работника к быстроменяющейся ситуации на рынке труда. Большая роль отводится местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Для поощрения региональной мобильности, в частности, государство компенсирует расходы по переезду на новое место работы и жительства.

В экономической теории и практике разработана система показателей, отражающих эффективность занятости. Обычно применяются четыре группы показателей.

Первая группа – пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности.

Вторая группа – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой – потребность населения в рабочих местах. Эффективность занятости по данному показателю может быть оценена на основе баланса трудовых ресурсов.

Третья группа – структура распределения работающих по отраслям национального хозяйства.

Четвертая группа – профессионально-квалификационная структура работающих. Она отражает распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.

Государственное регулирование занятости и безработицы – это специальное направление внутренней политики государства, которое опосредует систему принципов, методов и мероприятий властного воздействия на соотношение спроса и предложения на рынке труда для обеспечения социально-экономического развития, благосостояния населения за счет реализации его трудового потенциала.

Понятие и значение государственного регулирования занятости и безработицы

Демократизация общественных отношений и утверждение рыночных механизмов хозяйствования коренным образом изменили экономическую систему, в том числе и рынок труда: экономические отношения теперь представляет собой общественные отношения, основанные на равенстве субъектов, свободе договора, свободе выбора предпринимательской деятельности и форм ее реализации.

При этом государство не должно отказываться от государственного регулирования экономических отношений, в том числе рынка труда, поскольку в условиях экономической нестабильности, экономических кризисов, возможных осложнений политических отношений или социальной напряженности баланс спроса и предложения не может обеспечиваться исключительно свободным рынком.

Государственное регулирование занятости и безработицы имеет своей целью обеспечить баланс спроса и предложения на рынке труда, гарантировать поддержку лицам, которые являются трудоспособными и по объективным причинам не могут найти работу.

Значение государственного регулирования занятости и безработицы обусловлено необходимостью предотвратить или минимизировать негативные последствия, которые влечет безработица для личности, общества и государства в целом:

  • сокращение доходов населения и возможности трудоспособных лиц обеспечивать собственные потребности и потребности членов своей семьи за счет реализации трудовой функции;
  • сокращение покупательской способности населения;
  • повышение социальной нагрузки на трудоспособное население и соответственно на бюджет государства и др.

Готовые работы на аналогичную тему

В самом общем виде государственное регулирование занятости и безработицы можно охарактеризовать как направления внутренней политики и целенаправленную деятельность уполномоченных должностных лиц и органов публичного управления по реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости, поддержку безработных и максимальную реализацию трудового потенциала российского населения. В Российской Федерации государственная политика в области занятости и безработицы реализуется на всех уровнях публичного управления от федерального до муниципального.

Направления государственного регулирования занятости и безработицы

Сегодня государственное регулирование занятости и безработицы как система мер обеспечения занятости и противодействия безработицы не ограничивается исключительно экономическими мерами и предполагает использование социальных, психологических, правовых инструментов.

Основным методом реализации государственного регулирования занятости и безработицы выступает программное регулирование. В качестве приоритетных направлений государственного регулирования занятости и безработицы можно выделить следующие:

  • формирование максимально возможного количества рабочих мест в системе публичного управления, а также стимулирование к формированию рабочих мест в сфере частного бизнеса;
  • обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки трудоспособного населения исходя из запросов рынка труда;
  • формирование инфраструктуры, обеспечивающей трудоустройство трудоспособного населения;
  • обеспечение социального страхования от негативных последствий безработицы.

Правовую основу государственного регулирования в сфере занятости и безработицы составляет специальное законодательство о занятости населения, которое:

  • регламентирует процедуру признания гражданина безработным;
  • устанавливает основы функционирования государственной службы занятости;
  • устанавливает основы социальной поддержки безработных.

Ежегодно разрабатывается система мероприятий по регулированию занятости; в связи с нестабильностью экономической среды такие мероприятия характеризуются усиливающейся социальной направленностью.

Задачи государственного регулирования занятости и безработицы

Государственное регулирование занятости и безработицы как целенаправленная деятельность по обеспечению занятости трудоспособного населения и преодолению негативных последствий безработицы предполагает комплексное решение следующих задач:

  • обеспечение равной доступности трудовой деятельности для всего российского населения, в том числе обеспечение свободного выбора вида такой деятельности и условий ее реализации;
  • обеспечение благоприятной среды для развития и реализации потенциала личности;
  • всесторонняя поддержка граждан в реализации предпринимательской инициативы, реализации инициативы в сфере трудовой деятельности;
  • разработка системы специальных мероприятий по предотвращению массовой и длительной, то есть превышающий продолжительностью год, безработицы, а также системы мероприятий и институтов, облегчающих поиск работы трудоспособным населением;
  • партнерство органов публичного управления, представителей частного бизнеса, представителей работников и институтов гражданского общества в разработке и реализации системы мероприятий по обеспечению занятости и противодействию безработице и др.

Эффективное государственное регулирование должно включать не только формирование благоприятной среды для развития и реализации потенциала личности, поиска, выбора и реализации трудовой деятельности, но и стимулировать трудоспособное население к активному поиску работы, к творческой трудовой и предпринимательской деятельности, к постоянному профессиональному саморазвитию и пр.

Регулирование занятости населения на региональном рынке труда – это совокупность мер, реализуемых органами государственной власти регионального уровня для обеспечения функционирования регионального рынка труда и занятости населения региона.

Методы регулирования занятости населения на региональном рынке труда

Всю совокупность методов, применяемых региональными государственными властями для обеспечения занятости на региональном рынке труда, можно разделить на три группы:

  • во-первых, группа экономических методов, которая в себя включает льготное налогообложение кредитования, осуществления бюджетной политики, стимулирующей работодателей на сохранение и создание рабочих мест, осуществление профессионального обучения населения и так далее;
  • во-вторых, группа организационных методов, включающая в себя формирование службы занятости и трудоустройства, информационных систем рынка труда, региональной системы подготовки, переподготовки и профориентации кадров;
  • в-третьих, группа административно-законодательных методов, включающая в себя проведение регламентации порядка оформления трудовых отношений, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, установление размера обязательных отчислений на обеспечение занятости, квот на трудоустройство, определение минимальной часовой ставки заработной платы и так далее.

Федеральное законодательство предусматривает ограничения для возможности социального расслоения общества, устанавливает определенные границы прямого и косвенного влияния региональных властей на рынок труда. Косвенное воздействие на региональный рынок труда, как правило, охватывает общие вопросы его функционирования, в том числе правовые. Методы прямого воздействия органов государственной власти на региональный рынок труда с целью обеспечения занятости состоит в реализации определенных государственных программ, регулирующих специфические вопросы рынка труда.

Виды региональной политики занятости

Региональная политика в сфере занятости на рынке труда региона может быть дифференцирована на два вида:

  • во-первых, пассивная региональная политика занятости, которая предполагает осуществление мер содействия заполнению вакансий и выплате пособие по безработице в пределах, определяемых финансовыми возможностями региональных органов занятости;
  • во-вторых, активная региональная политика занятости, включающая в свой состав меры инвестиционного, финансового, кредитного, налогового характера, призванные предотвращать массовую безработицу.

Готовые работы на аналогичную тему

Действенной мерой региональной политики занятости является обеспечение всестороннего развития системы переподготовки высвобождаемых работников, в соответствии с формирующейся структурой высвобождаемых рабочих мест. В результате безработные граждане, прошедшие переподготовку, будут востребованы на рынке труда.

В основе построения региональной политики эффективной занятости должны находиться не только превентивные меры, сдерживающие социально опасный уровень безработицы, но и активные меры региональной политики занятости. К числу этих мер относятся меры, повышающие профессионально-квалификационные уровень рабочей силы, стимулирующие предпринимательскую трудовую активность, развитие среднего и малого бизнеса и так далее. Также действенной мерой регионального рынка труда является построение эффективной системы оплаты труда, оказывающей стимулирующее воздействие на трудовую мотивацию.

Для российских регионов характерно преимущественное применение пассивной политики занятости, что противоречит современным тенденциям развития регионального рынка труда.

Проблемы регионального регулирования занятости на рынке труда

Региональный рынок труда находится под воздействием объективных экономических законов, однако в силу наличия человеческого фактора требует обязательного государственного регулирования. При этом такое регулирование зачастую сталкивается с огромным спектром проблем обеспечения занятости населения региона. К числу данных проблем можно отнести следующие:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: