Административно правовые методы государственного управления курсовая работа

Обновлено: 27.03.2024

Объектом курсовой работы является: формы и методы деятельности органов управления и их практическая реализация в пограничных органах ФСБ России.
Предметом курсовой работы является: теория и практика правового регулирования, а так же нормы права, регулирующие правоотношения в сфере государственного управления.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая по АП.doc

      1. Понятие и виды форм деятельности органов управления.---------------5

    1.1 Виды административно-правовых форм. ------------------------------ ----9

    2. Понятие и сущность методов государственного управления.-- --------16

    3. Виды методов государственного управления.------------------- ----------22

    3.1 Убеждение в деятельности государственной власти.-------------------23

    3.2 Поощрение в деятельности государственной власти.-------------------25

    4. Формы и методы административной деятельности пограничных

    Введение
    Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных форм целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. А так же в качестве способов воздействия выступают такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.
    Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя, законность, справедливость, гуманизм. Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев), преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п. Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления, и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.
    Актуальность темы высока, так как стимулирование работы органов управления методами убеждения, поощрения, и принуждения необходимо в любое время и в любой сфере деятельности.

    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

    Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.97 г. №2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации" (с последующими изменениями)

    Кодекс РФ об административных правонарушениях (с последующими изменениями)

    Закон от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границы РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) и многие другие нормативно – правовые акты составляют базу для данной темы.

    Объектом курсовой работы является: формы и методы деятельности органов управления и их практическая реализация в пограничных органах ФСБ России.

    Предметом курсовой работы является: теория и практика правового регулирования, а так же нормы права, регулирующие правоотношения в сфере государственного управления.

    Задачи курсовой работы:

    1. изучить основные формы и методы деятельности органов управления.
    2. выявить как эти формы и методы влияют на деятельность ПО ФСБ России.

    1.Понятие и виды форм деятельности органов управления.

    Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами. Данное условие полностью применимо и к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих.

    Изложенная позиция позволяет определить сущность и провести видовую классификацию форм государственно-управленческой деятельности (форм управления). В соответствии с современным законодательством данная категория может характеризоваться в качестве форм реализации исполнительной власти.

    В общенаучном толковании "форма" органически связана с иной категорией такого же плана, а именно — с "содержанием". В таком аспекте под формой понимается тот или иной вариант выражения содержания. Применительно к исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, то есть всех тех качеств (прежде всего юридических), которые характеризуют ее как специфическую ветвь единой государственной власти. Это — верная в методологическом плане, однако достаточно общая посылка. Дело в том, что содержание исполнительной власти раскрывается и в ее функциях, и в компетенции ее субъектов, и в методах, используемых ими в интересах решения поставленных перед ними задач и т.п. В совокупности все это дает представление о том, для чего формируется система исполнительной власти, что она и ее отдельные звенья практически делают ради осуществления государственно-управленческой деятельности. При этом имеются в виду такого рода действия субъектов исполнительной власти, которые типичны в своих основных проявлениях, независимо от особенности организационно-правового статуса того или иного исполнительного органа. Содержание государственно-управленческой деятельности поддается тем самым достаточно отчетливому восприятию. В то же время ограничиться констатацией лишь данного методологического момента недостаточно. Внимание, в частности, не может не привлечь следующее весьма существенное обстоятельство. Каждый орган исполнительной власти либо его представитель (должностное лицо) в силу закрепленной за ними компетенции имеют возможность действовать тем или иным образом в тех или иных конкретных ситуациях. Превращение такой возможности в реальность предполагает в обязательном порядке совершение ими определенных активных действий (например, принятие решения, рассмотрение и разрешение жалобы гражданина, осуществление регистрационных или контрольно-надзорных действий и т. п.). Подобные действия выражают содержание государственно-управленческих функций, в них реализуется компетенция данного субъекта управления. Но что означает их совершение? Придание им того или иного варианта внешнего выражения. Только выраженные подобным образом, они становятся реальным, то есть работающим средством решения управленческих задач и функций. Однако действия, совершаемые субъектами исполнительной власти, по своему характеру и назначению различны. Значит, должны быть различными и варианты их внешнего выражения. Особое значение при этом имеет тот факт, что в таком выражении прежде всего нуждаются те из них, в которых заключено непосредственное управляющее (упорядочивающее) воздействие того или иного субъекта исполнительной власти на соответствующий объект. Иначе цель управления вообще не достигается. С другой стороны, исполнительные органы осуществляют многие действия, непосредственно не связанные с управляющим воздействием. Например, это действия, обеспечивающие подготовку указанного воздействия либо его эффективность, сбор информации о результатах управляющего воздействия (разработка проектов управленческих решений, контроль над выполнением принятых решений и т. п.). Сочетание действий различного назначения придает механизму исполнительной власти состояние постоянного "движения", позволяет ему практически реализовать свое конституционное назначение. Внешнее выражение этих действий осуществляется по-разному. Если субъект исполнительной власти выполняет функции непосредственного управляющего воздействия, его действия подобного рода всегда получают свое внешнее выражение "за пределами" его аппарата, то есть в его взаимодействии с объектами управления (например, с нижестоящими исполнительными органами, общественными объединениями, гражданами т. п.). Если же его действия такого рода воздействие не осуществляют, они также должны получить соответствующее внешнее выражение, то есть в тех или иных отношениях преимущественно внутриорганизационного или же внутриаппаратного характера. Но и они различны по своему назначению. Так, к их числу относятся управленческие действия, совершаемые повседневно в интересах организации и обеспечения порядка работы данного исполнительного органа, то есть нормального взаимодействия всех структурных подразделений аппарата данного органа и его административного персонала. Фактически - это действия, совершаемые руководителем исполнительного органа, адресуемые подчиненным работникам его служебного аппарата. Но это не исключает того, что управленческие действия такого рода воплощаются в отношениях, выходящих за рамки служебного аппарата органа (например, проведение инструктивного совещания с работниками нижестоящих органов или служб и т. п.). Важное значение имеют и последствия совершаемых внешне выраженных управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, а в других — не вызывают таковых. 1

    Таким образом, говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могут выступать в роли:

    а) форм реализации исполнительной власти,

    б) форм государственно-управленческой деятельности.

    Главенствующее значение в механизме функционирования исполнительной власти принадлежит первым, так как они выражают внешне-юридическое воздействие. В них внешнее выражение фактически получает сама исполнительная власть со всеми своими атрибутами. Это — формы управления в собственном смысле.

    Формы же государственно-управленческой деятельности следует понимать в широком смысле, то есть как всю совокупность совершаемых в процессе функционирования исполнительных органов (должностных лиц) действий, включая и те, которые не носят характер прямого юридического воздействия. Они, как более общая категория, включают в свой состав формы реализации исполнительной власти, но могут пониматься и более узко, то есть как совокупность действий, совершаемых исполнительными органами (их аппаратом) за рамками непосредственного управляющего воздействия.

    Налицо — следующая методологическая и фактическая позиция: не все, что практически совершается в процессе государственно-управленческой деятельности, прямо выражает задачи и функции исполнительной власти; многие действия управленческого характера служат интересам "самоорганизации".

    Обобщая изложенные положения, можно утверждать, что под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

    Если такого рода управленческие действия вызывают последствия юридического характера или нее имеют определенное юридическое значение, их обобщенно можно обозначить в качестве административно-правовых форм.

        1. Виды административно-правовых форм

    Формы управленческой деятельности многообразны. Следовательно, единое по своей сути понятие таких форм нуждается в определенной классификации. Выбор тех или иных форм зависит от многих обстоятельств. На него оказывают влияние, например, следующие факторы: характер компетенции данного органа (должностного лица); особенности объекта управляющего воздействия (влияние формы собственности, в частности); конкретные цели совершаемых управленческих действий; характер решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов; характер вызываемых данными действиями последствий и т. п.

    Формы управленческой деятельности требуют в необходимых случаях определенной юридической регламентации. Однако степень такой регламентации различна и зависит от целевой "нагрузки" соответствующих форм. Так, очевидно, что те из них, в которых находит свое внешнее выражение непосредственное управляющее воздействие на тот или иной объект, которые опосредуют взаимоотношения между субъектом и объектом управления, которые, наконец, по существу, являются формами реализации исполнительной власти, регламентируются в максимальной степени. Наиболее показательны в этом смысле, прежде всего действия исполнительных органов (должностных лиц) по подготовке и изданию правовых актов, влекущих отчетливо выраженные юридические последствия. В значительно меньшей степени регламентированы формы, не влекущие прямых юридических последствий. Исполнительным органам (должностным лицам) предоставляется возможность самостоятельного выбора их, но при условии, что такого рода формы деятельности, во-первых, не выходят за рамки общих требований законности и, во-вторых, соответствуют компетенции данного субъекта управления (например, проведение консультаций, совещаний и т. п.).

    Регламентация форм управленческой деятельности осуществляется административно-правовыми нормами. Как правило, такого рода нормы содержатся в тех юридических актах, которыми закрепляется организационно-правовой статус исполнительного органа (должностного лица). Это, например, положения о министерствах, должностные инструкции и т. п. Внутриорганизационная деятельность субъектов исполнительной власти может регламентироваться административно-правовыми нормами, содержащимися в различного рода нормативных документах, посвященных организации делопроизводства.

    Наиболее значимы формы, связанные с реализацией правоприменительных, правоустановительных и правоохранительных функций исполнительной власти; они вызывают наиболее существенные юридические последствия. Их регламентация имеет важнейшее значение с позиций обеспечения режима законности в сфере государственного управления.

    Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение на правовые и не правовые. Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий. Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а потому они в максимальной степени претендуют на обозначение их в качестве административно-правовых форм управления. Это — любые внешне выраженные действия соответствующих субъектов исполнительной власти, совершение которых непременно влечет за собой наступление определенных правовых последствий. Они являются административно-правовыми формами в собственном смысле, то есть формами реализации исполнительной власти, составляющими содержание ее юридически-властных полномочий. Что же касается неправовых форм, то они прямых юридических последствий не влекут. 2

    Однако изложенные положения не являются безоговорочными. Так, наряду с принятием правовых актов нередко называют "совершение других юридически значимых действий". Очевидно, что их "юридическая значимость" заключена в вызываемых ими правовых последствиях (например, составление отчетных данных, выдача справки с места работы и т. п.). Поскольку издание правовых управленческих актов всегда юридически значимо, постольку интерес представляет существо иных действий субъектов исполнительной власти такого же правового значения.

    Дело в том, что нельзя все управленческие действия сводить только к изданию правовых актов. Во многих случаях исполнительные органы (должностные лица) помимо издания актов совершают много действий иного юридического характера. Так, например, они могут разрешать гражданам, общественным объединениям и другим участникам управленческих отношений совершение определенных действий; осуществлять в установленных случаях обязательную государственную регистрацию; выдавать официальные документы типа прав на вождение транспортных средств и т. п. Конечно, юридическая значимость подобных действий и их последствий налицо. Но свое выражение они получают, как правило, не прямо, а опосредованно. Так, наделение специальными правами осуществляется на основании уже принятого правового акта. В других случаях (например, при регистрации) также необходимо наличие соответствующего правового акта. В силу этого, а также учитывая недостаточную определенность иных юридически значимых действий, представляется возможным к числу правовых форм отнести: издание юридических актов и совершение на их основе иных действий юридического характера.

    Главное заключается в том, что форма управленческой деятельности может быть отнесена к числу правовых только в том случае, если в действиях, совершаемых субъектом исполнительной власти, отчетливо проявляется характерное для государственного управления юридическое волеизъявление данного субъекта. В этом суть правовых форм реализации исполнительной власти.

    Иные действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами (должностными лицами) в различных вариантах и связанные с процессом непосредственной реализации исполнительной власти, но сами по себе элементами такого процесса не являющиеся, однозначно относятся к неправовым (организационным, аналитическим, обеспечительным и т. п.). Исполнительная же власть с учетом ее особенностей реализуется только ее субъектами (а не аппаратными подразделениями совещательного, подготовительного и иного вспомогательного типа) и только в правовых формах. Но это, конечно, не умаляет значимости неправовых форм.

    Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.
    В системе методов управления персоналом выделяют:
    Ö Административный метод;
    Ö Экономический метод;
    Ö Социально-психологический метод.

    Содержание работы

    Введение………………………………………………………………………..4
    Административные методы управления…………………………………..5
    Классификация административных методов управления персоналом.6
    Организационные воздействия……………………………………………..7
    Распорядительные воздействия……………………………………………..8
    Дисциплинарная ответственность и взыскания………………………….9
    Материальная ответственность и взыскания…………………………..10
    Административная ответственность и взыскания…………………….11
    Административно-правовые методы…………………………………. 12
    Методы прямого и косвенного воздействия…………………………. 16
    Административное принуждение и его виды…………………….……18
    Административно-предупредительные меры…………………………20
    Административно-пресекательные меры……………………………. 21
    Меры административной ответственности……………………………23
    Административно-правовое принуждение…………………………….25
    Заключение………………………………………………………………. 28
    Список литературы……………………………………………………….29

    Файлы: 1 файл

    Курсовая 1.docx

    Административные методы управления…………………………………..5

    Классификация административных методов управления персоналом. 6

    Организационные воздействия…………………………………………….. 7

    Распорядительные воздействия…………………………………………….. 8

    Дисциплинарная ответственность и взыскания………………………….9

    Материальная ответственность и взыскания……… …………………..10

    Административная ответственность и взыскания……… …………….11

    Административно-правовые методы…………………………………. 12

    Методы прямого и косвенного воздействия…………………………. 16

    Административное принуждение и его виды…………………….……18

    Административно- предупредительные меры…………………………20

    Административно-пресекательные меры……………………………. 21

    Меры административной ответственности……………………………23

    В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.

    Применительно к государственно- управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде " метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

    Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения её целей.

    Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.

    В системе методов управления персоналом выделяют:

    Ö Административный метод;

    Ö Экономический метод;

    Ö Социально-психологический метод.

    В данной курсовой работе будет рассмотрен административный метод.

    Административные методы управления.

    Итак, методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

    Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

    Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

    Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

    Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.

    Классификация административных методов управления персоналом

    Административные методы управления

    Правила трудового распорядка

    Полная материальная ответственность

    Удержания из зарплаты

    Ответственность за задержку трудовой книжки

    Материальная ответственность и взыскания

    Дисциплинарная ответственность и взыскания

    Понижение в должности

    Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

    На предприятии, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать “писаные инструкции” и работать по правилам, утверждённым администрацией.

    Распорядительные воздействия н аправлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

    Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

    Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нём подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.

    Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений “руководитель-подчинённый”. Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.

    Инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.

    Наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа подчинённого повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.

    Дисциплинарная ответственность и взыскания

    Дисциплинарная ответственность и взыскания Применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

    За проступки в сфере трудовых правоотношений могут также применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К таким мерам можно отнести лишение провинившегося сотрудника премий , предусмотренных Положением об оплате труда. Руководство предприятия вправе лишить провинившегося работника вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путёвки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания и административному штрафу.

    Материальная ответственность и взыскания

    Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

    Административная ответственность и взыскания

    Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.

    Целью исследования является изучение и характеристика понятия и отдельных видов методов государственного управления.
    Для достижения поставленной цели, автор ставил следующие задачи:
    - охарактеризовать государственное управление как систему и как процесс;
    - сформулировать роль метода в государственном управлении современной России;
    - раскрыть понятие административно-правовых методов, как методов государственного управления;
    - проанализировать правила выработки политических решений с помощью методов государственного управления;
    - классифицировать методы государственного управления;
    - выявить и рассмотреть методы государственного управления в экономике.

    Содержание работы

    Введение 4
    1. Государственное управление и разнообразие его методов 7
    1.1. Государственное управление как система и как процесс 7
    1.2. Роль метода в государственном управлении современной России 8
    2. Правовое положение методов государственного управления
    в выработки политических решений 9
    2.1. Понятие административно-правовых методов, как
    методов государственного управления 9
    2.2. Выработка политических решений с помощью методов
    государственного управления 13
    3. Классификация методов государственного управления в России 16
    3.1. Виды методов государственного управления 16
    3.2. Методы государственного управления в экономике 24
    Заключение 27
    Библиографический список 30

    Файлы: 1 файл

    методы государственного управления - понятие и классификация.doc

    1. Государственное управление и разнообразие его методов 7

    1.1. Государственное управление как система и как процесс 7

    1.2. Роль метода в государственном управлении современной России 8

    2. Правовое положение методов государственного управления

    в выработки политических решений 9

    2.1. Понятие административно-правовых методов, как

    методов государственного управления 9

    2.2. Выработка политических решений с помощью методов

    государственного управления 13

    3. Классификация методов государственного управления в России 16

    3.1. Виды методов государственного управления 16

    3.2. Методы государственного управления в экономике 24

    Библиографический список 30

    Формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно- политического строя и социально- экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления. Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления, сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.

    В настоящее время, говоря о ситуации в этом плане в стране, приходится констатировать, что люди имеем дело с глубоким и беспрецедентным управленческим кризисом. Он приобрел всеобщий характер, задев основы управленческой вертикали, горизонтальных связей и информационных потоков. Это нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, государственно- административной этики и культуры.

    Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство достаточно тяжело двигается к цели, т.е. находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства и методы государственного управления, с помощью которых осуществляется власть в стране.

    В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

    Следовательно, метод государственного управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения её целей.

    Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.

    Хотелось бы отметить актуальность рассмотрения проблемы методов государственного управления. Она обострена в настоящее время в связи с постепенным переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления и в организационно-правовом статусе многих субъектов, и, что особенно важно, объектов (например, резкое усиление самостоятельности предприятий и территорий), и с известным развитием договорных связей в сфере государственного управления.

    Активность и эффективность экономических и иных факторов реформ во многом определяется характером воздействия со стороны государства на развитие прежде всего экономических процессов.

    Оно находит свое выражение не только в законодательстве, но и в управленческой деятельности, методах ее практического осуществления. Соответственно в еще большей степени актуализируются проблемы методов государственного управления.

    Целью исследования является изучение и характеристика понятия и отдельных видов методов государственного управления.

    Для достижения поставленной цели, автор ставил следующие задачи:

    - охарактеризовать государственн ое управление как систему и как процесс;

    - сформулировать роль метода в государственном управлении современной России;

    - раскрыть понятие административно-правовых методов, как методов государственного управления;

    - проанализировать правила выработки политических решений с помощью методов государственного управления;

    - классифицировать методы государственного управления;

    - выявить и рассмотреть методы государственного управления в экономике.

    Безусловно, настоящая работа посвящена сложной, но интересной проблеме.

    При написании теоретической части данной работы были сравнены точки зрения как юристов, так и правоведов, произведены подробные разъяснения основных положений государственного управления и его методов, дана детальная классификация методов государственного упраувления и их характеристика. Всесторонне рассмотрены различные точки зрения ученых на проблему методов государственного управления. Изложена и проанализирована система взглядов, отражающих концепцию исторического становления и выработки методов государственного управления в России и за рубежом.

    Изученные материалы, используемые в написании курсовой работы, посвящены лишь отдельным моментам, касающимся темы исследования и прием с правовых, социологических позиций. Комплексное изучение всех понятий и видов методов государственного управления сделано еще не было.

    При написании дипломной работы автором изучены и проанализиро ваны нормативно – правовые акты, научные статьи, монографии, учебные пособия, статьи периодических изданий. Кроме того, большое количество нормативной базы использовалось в данной работе, начиная с Конституции РФ и заканчивая всевозможными правилами различных органов власти.

    Новизна исследования состоит в построении комплексной характеристики научных основ метода государственного управления и его видов, в выявлении основных проблем, связанных с предложенной темой «Методы государственного управления: понятие и классификация», обобщены и сформулированы основные выводы, которые даны в заключение работы.

    При написании данной работы автор применил следующие методы научного исследования:

    Общенаучный метод познания – диалектика, а также специальные методы исследования: сравнительного правоведения при анализе основных методов в России и за рубежом в сфере экономики; конкретно – исторический при рассмотрение вопроса о историческом пути развития и становления основных методов государственного регулирования; социологический при рассмотрение вопросов, касающихся мер по решению проблем, связанных с методами государственного управления и другие методы.

    1. Государственное управление и разнообразие его методов

    1.1. Государственное управление как система и как процесс

    С научных позиций рациональное объяснение природы и сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой.

    Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

    Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий и явлений. Иными словами, в процессе государственного управления выполняется определенная совокупность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной властью.

    Гражданское общество - не что иное, как свободная и относительно независимая от государства общественная жизнь, включающая не только экономическую сферу, но и источники культурной инициативы людей 1 . Демократизация является классическим шагом на пути к его автономии от государственного аппарата. Подтверждением данного положения является то, что самые различные течения общественной мысли доказывают невозможность демократии, если гражданское общество неавтономно по отношению к государственному аппарату. Однако это, хотя и необходимое, но само по себе недостаточное условие демократии. В то же время полная автономия здесь практически невозможна.

    1.2. Роль метода в государственном управлении современной России

    Применительно к современной России в государственном управлении можно отметить причудливое переплетение двух противоречивых тенденций. Первая заключается в сокращении директивного начала управления, уменьшении государственного сектора экономики, превращении государства в одного из - хотя и наиболее влиятельного - субъектов регулирования общественных процессов. Вторая тенденция реализуется в расширении и усложнении задач государства в силу создания рыночной инфраструктуры, формирования новых законодательных и иных нормативно- правовых процедур социальных, экономических и политических отношений, необходимости регулировать становление разных форм собственности и их взаимоотношений. Поэтому нельзя однозначно приветствовать призывы к сокращению объема государственного управления, особенно если он не замещается самоуправленческими механизмами гражданского общества. В таком случае может усилиться состояние неуправляемости, произвола и хаоса, элементы чего в той или иной степени всегда присутствуют в переходном обществе 2 .

    В РФ конца 90-х годов государственное управление имеет объектом общество переходного типа. Для него характерны социальное напряжение и конфликты, рост недоверия к социальным институтам и быстрое увеличение проявлений отклоняющегося от социальных норм поведения. В этот период нарушается баланс интересов различных социальных (профессиональных, региональных, национальных, демографических, имущественных и т.д.) групп, ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости. Отсюда в ряду первоочередных, требующих государственного решения стоят проблемы нестабильности и кризисов, слабой управляемости, снижения эффективности социального управления 3 . Государственное управление на основе беспристрастной законодательно выверенной системы и современных технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный во времени процесс. Он имеет много различных аспектов. Один из них - развитие теории государственного управления, способной не только дать научно обоснованную методологию изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и определить верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов.

    2. Правовое положение методов государственного управления в выработки политических решений

    2.1. Понятие административно- правовых методов, как методов государственного управления

    Цель работы - исследование проблем, связанных с административно-правовыми формами и методами.
    Задачи контрольной работы:
    - рассмотреть понятие и сущность административно-правовых форм;
    - классифицировать административно-правовые формы;
    - изучить понятие, сущность и виды административно-правовых методов.

    Содержание работы

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1 Понятие и сущность административно-правовых форм 5
    2 Классификация административно-правовых форм 8
    3 Понятие, сущность и виды административно-правовых методов 14
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

    Файлы: 1 файл

    Административно-правовые формы и методы.doc

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Код специальности, специальность

    Фамилия Имя Отчество студента

    по дисциплине «Административное право»

    на тему «Административно-правовые формы и методы»

    Выполнил студент гр.

    1 Понятие и сущность административно- правовых форм 5

    2 Классификация административно-правовых форм 8

    3 Понятие, сущность и виды административно- правовых методов 14

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

    Система государственного управления заключается в совокупности целей и принципов воздействия государственных органов на общество (общественную жизнедеятельность). Система этого воздействия объединяет в себе не только совокупность органов государственной власти и государственного управления вместе с их персоналом. Составной частью системы является и совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления (управляющими и управляемыми сторонами правоотношений), необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т. п.

    Реализация исполнительной власти требует оснащения ее механизмом, с помощью которого ее задачи и функции могут быть воплощены в практической государственно-управленческой деятельности. Исполнительная власть не реализуется сама по себе. Она должна действовать, проявлять себя в разнообразных общественных отношениях, т.е. быть динамичной. Соответственно, она всегда воплощается в конкретных действиях разнообразного характера и назначения, способных выразить ее содержание и направленность. Совершают эти действия субъекты управления, т.е. исполнительные органы (должностные лица), причем повседневно [1].

    Выбор тех или иных форм государственного управления зависит от многих обстоятельств: характера компетенции данного органа, особенность объекта управляющего воздействия, конкретные цели, совершаемых управленческих действий и др.

    Административно-правовые методы позволяют получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из ее непременных элементов.

    Проблема административно- правовых методов - убеждения и принуждения в современном обществе - это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными и правовыми процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми [2, c.15].

    Вышеизложенное позволяет утверждать, что тема административно-правовых форм и методов государственного управления достаточно актуальна на современном этапе развития государственности и требует более глубокого теоретического исследования.

    В контрольной работе будут рассмотрены вопросы, связанные с понятием административно-правовых форм и методов государственного управления, даны их классификация на виды, раскрыто их значение.

    Цель работы - исследование проблем, связанных с административно-правовыми формами и методами.

    Задачи контрольной работы:

    - рассмотреть понятие и сущность административно-правовых форм;

    - классифицировать административно-правовые формы;

    - изучить понятие, сущность и виды административно- правовых методов.

    Контрольная работа имеет следующую структуру: введение, три основных параграфа, заключение и список использованных источников.

    1 Понятие и сущность административно- правовых форм

    Управление, по общепризнанному определению, является функцией сложных организационных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный, целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

    Государственное управление - это деятельность, осуществляемая органами государства и от его имени, иначе говоря, официальная деятельность. Она имеет юридическое значение и в силу этого требует определенного официального оформления [2, c.116].

    Формы государственного управления - это внешнее выражение деятельности исполнительного органа власти или должностного лица, осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

    Под формой государственного управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

    Если такого рода управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их обобщенно можно обозначить в качестве административно-правовых форм.

    Применительно к исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания. В частности, она позволяет получить ответ на вопрос — для чего формируется система исполнительной власти, что она и ее отдельные звенья практически делают ради выполнения управленческих задач и функций. При этом имеются в виду такого рода действия, которые типичны в своих основных проявлениях независимо от организационно-правового статуса того или иного исполнительного органа. Само содержание государственно-управленческой деятельности поддается тем самым достаточно отчетливому восприятию.

    Категория «форма управления» относится к характеристике не любого участника управленческих общественных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования, а только субъекта управления, т.е. соответствующего исполнительного органа (должностного лица) [2, c. 253]. Речь фактически идет о компетенции этого органа (лица), ибо именно она получает свое соответствующее выражение в его практических действиях. Но компетенция не может быть воплощена в жизнь в виде одноразового, автоматически выполняемого действия. Следовательно, у исполнительного органа (должностного лица) имеется возможность действовать в силу закрепленной за ним компетенции в конкретных управленческих ситуациях тем или иным образом. Иначе говоря, превращение такой возможности в реальность предполагает совершение им в обязательном порядке определенных активных действий. Главное заключается в том, чтобы совершаемые им управленческие по своему характеру действия получили свое внешнее выражение. Не выраженные подобным образом, они не в состоянии вызвать определенные последствия, ради достижения которых они фактически совершались.

    Однако действия, совершаемые субъектами исполнительной власти, различны по своему назначению и характеру. А это означает, что должны быть различными и варианты их внешнего выражения. Очевидно, что в первую очередь в таком выражении нуждаются те действия, в которых заключено непосредственное управляющее воздействие; иначе цель управления не будет достигнута. Но исполнительные органы также осуществляют в процессе своей повседневной деятельности и такие действия, прямая связь которых с непосредственным управляющим воздействием на тот или иной объект отсутствует. Имеется в виду подготовка такого воздействия, получение информации о его результатах (например, подготовка проектов управленческих решений, контроль за выполнением принятых и т.п.). И в том, и в другом случае внешнее выражение действий налицо, однако они различаются по своему назначению. Так, если имеется в виду непосредственное воздействие на соответствующий объект, действия такого рода всегда получают свое внешнее выражение «за пределами» аппарата данного исполнительного органа. Они обязательно проявляются в его взаимодействии с управляемыми (например, с нижестоящими исполнительными органами, с гражданами, общественными объединениями и т.п.). Но есть и другого рода управленческие действия, также нуждающиеся во внешним выражении, но уже «внутри» аппарата данного исполнительного органа: различного рода внутри аппаратные или внутриорганизационные действия. Например, это ведение делопроизводства, распределение внутренних обязанностей между работниками аппарата и т.п.

    Таким образом, говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могут выступать в роли [3, c.1-2]:

    а) форм реализации исполнительной власти;

    б) форм государственно-управленческой деятельности.

    Главенствующее значение, в механизме функционирования исполнительной власти принадлежит первым, так как они выражают внешне-юридическое воздействие. В них внешнее выражение фактически получает сама исполнительная власть со всеми своими атрибутами. Это - формы управления в собственном смысле.

    Формы же государственно-управленческой деятельности следует понимать в широком смысле, т.е. как всю совокупность совершаемых в процессе функционирования для исполнительных органов (должностных лиц) действий, включая и те, которые не носят характер прямого юридического воздействия. Они, как более общая категория, включают в свой состав формы реализации исполнительной власти, но могут пониматься и более узко, т.е. как совокупность действий, совершаемых исполнительными органами (их аппаратом) за рамками непосредственного управляющего воздействия.

    2 Классификация административно-правовых форм

    Формы государственного управления разнообразны, что предполагает возможность их классификации, для чего используются различные критерии.

    Формы управленческой деятельности в необходимых случаях требуют определенной юридической регламентации. Те из них, в которых находит свое внешнее выражение непосредственное управляющее воздействие на тот или иной объект, которые опосредуют взаимоотношения между субъектом и объектом управления, которые, наконец, являются формами реализации исполнительной власти, регламентируются в максимальной степени. Наиболее показательны в этом смысле действия исполнительных органов по изданию правовых актов, влекущих отчетливо выраженные юридические последствия.

    В значительно меньшей степени регламентированы формы, не влекущие прямых юридических последствий. Субъектом управления предоставляется возможность самостоятельного их выбора, но при условии, что такого рода формы деятельности не выходят за рамки требований законности, а также соответствуют компетенции данного субъекта управления [4, c. 14-15].

    Регламентация форм управленческой деятельности осуществляется административно-правовыми нормами, содержащимися в законодательных и подзаконных актах. Как правило, такого рода нормы содержатся в тех юридических актах, которыми закрепляется организационно-правовой статус исполнительного органа. Это положения о министерствах, должностные инструкции и т.п. Внутриорганизационная деятельность субъектов исполнительной власти может регламентироваться административно-правовыми нормами, содержащимися в нормативных документах, посвященных регламенту работы данного субъекта, организации делопроизводства.

    Наиболее значимы формы, связанные с реализацией правоустановительной, правоприменительной и правоохранительной функций исполнительной власти. Они вызывают наиболее существенные юридические последствия, а потому их регламентация является важнейшим условием обеспечения режима законности в сфере государственного управления.

    Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение на правовые и неправовые. Как правило, различия между ними проводятся по характеру вызываемых ими последствий. Для правовых форм характерно то, что они всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия. Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений между субъектом и объектом управления. В этом проявляется их роль в реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически-властных полномочий.

    Нередко к правовым формам управленческой деятельности относят «совершение других юридически значимых действий». Действительно, во многих случаях исполнительные органы (должностные лица) помимо издания актов совершают некоторые действия иного юридического характера. Так, они разрешают гражданам, общественным объединениям и другим участникам управленческих отношений совершение определенных действий; осуществляют в установленных случаях обязательную государственную регистрацию; выдают официальные документы типа прав на вождение транспортных средств и т.п. Юридическая значимость подобных действий и их последствий очевидна. Но суть дела в том, что свое выражение они получают, как правило, не прямо, а опосредованно. Например, наделение специальными правами осуществляется на основании уже принятого акта, разрешающего его выдачу данному лицу. В других случаях также необходимо наличие соответствующего правового акта. В силу этого можно к числу правовых форм отнести: издание юридических актов и совершение на их основе иных действий юридического характера.

    Итак, форма управленческой деятельности может быть названа правовой только в том случае, если в действиях, совершаемых субъектом исполнительной власти, отчетливо проявляется характерное для государственного управления юридическое волеизъявление данного субъекта. Именно в этом суть правовых форм реализации исполнительной власти.

    Неправовые формы осуществления исполнительной власти не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, - они не порождают, не изменяют и не прекращают административные правоотношения [5, c.147]. Иначе говоря, такие действия вообще не могут рассматриваться в качестве форм правового регулирования. Неправовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым либо следовать за ними. При этом, в отличие от правовых, они не требуют полного и строго определенного законом юридического оформления.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: