Административно правовые формы и методы осуществления государственного управления

Обновлено: 01.05.2024

Под административно-правовыми формами управления понимаются внешне выраженные действий исполнительных органов (должностных лиц), осуществляемые в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение на правовые и неправовые. Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий.

Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а потому они в максимальной степени претендуют на обозначение их в качестве административно-правовых форм управления. Это прежде всего правовые акты, а также заключение административно-правовых договоров и предоставление обязательной государственной отчетности (статистической, налоговой, финансовой).

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут. Например, это проведение семинаров, совещаний, инструктивных сборов, обработка получаемой информации и т.п., т.е. осуществление различного рода организационных действий либо материально-технических операций (экспедиция, транспорт, охрана и т.п.).

Административно-правовые формы могут быть классифицированы по ряду критериев, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных лиц):

а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение программ социальноэкономического развития и т.п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления;

в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам; д) по адресату: вся система исполнительной власти (государственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства);

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двусторонние и многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: предписывающие, запретительные либо дозволительные.

2.Правовые акты управления.

Правовой акт управления (административный акт) – одностороннее, основанное на законе юридически властное требование органа власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение норм административного права , на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов исполнительной власти .

Основные черты правовых актов управления

  • Правовой акт управления – юридически властное волеизъявление органагосударственного управленияили его должностного лица;
  • Правовой акт управления имеет подзаконный характер;
  • Принимается в одностороннем порядке;
  • Устанавливает обязательные правила поведения субъектов в сфере государственного управления.

Требования, применяемые к акту управления

  • Целесообразность административного акта;
  • Законность (наличие компетенции на принятие соответствующего акта, соответствие законодательству в общем, соблюдение процессуальных правил издания);
  • Организационные требования (соблюдение грамматических норм, структура документа)
    и др.

3.Виды правовых актов управления.

По юридическим свойствам актов управления:

· Нормативные – акты правления, которые устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не обращенные к конкретным лицам. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня (постановления правительства).

· Индивидуальные – юридические акты, направленные на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, носящие правоприменительный характер, издающиеся в отношении определенных указанных в акте лиц. Такие акты решают конкретные административные дела (приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания)

· Смешанные акты управления – акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения одновременно

По органу, издавшему акты:

· Указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства

· Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.)

· Акты органов исполнительной власти субъектов

По юридической силе:

По территории действия:

· Акты субъектов федерации

По порядку принятия:

· Акты принятые коллегиальным органом

· Акты принятые единолично

По характеру компетенции:

4.Действие правовых актов управления.

Действующим является акт, обладающий юридической силой, т.е. способный выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти.

Действие во времени.

Временной отрезок действия акта управления определяется различными критериями: указание на календарные сроки (например, в течение 3-х лет), до официальной отмены акта, по исполнении содержащихся предписаний, до прекращения обстоятельств, в связи с которыми акт был принят (например, прекращение стихийного бедствия и др.). По общему правилу, правовой акт обратной силы не имеет.

Действие правового акта в пространстве определяется размерами, масштабами территориального пространства, в пределах которого акт действует.

При нарушении юридических требований, предъявляемых к актам управления, может встать вопрос об их действительности. Такие акты могут быть ничтожными и оспоримыми.

Ничтожными называются правовые акты управления, которые вследствие своей незаконности не могут порождать и не порождают юридических последствий.

Акты признаются ничтожными, если:

1) есть прямое указание закона;

2) приняты с нарушением компетенции издавших их органов;

3) нет законного основания (заявления, заключения и др.) для принятия акта;

4) нарушен срок давности;

5) акт предписывает совершение преступления и т.д.

Еще в артикулах Петра 1 указывалось на три условия необязательности приказа начальника, если требуемое деяние:

а) "не касается службы";

б) "непристойно ей";

в) "не соединено с пользой его Величеству или государству".

Оспоримыми называются правовые акты управления, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами.

Например, оспоримыми являются акты, которые содержат неточности фактического характера. Оспоримые акты могут быть признаны правомерными (после устранения обнаруженных в них недостатков) или недействительными.

В государственном управлении существует презумпция правильности актов управления, т.е. предполагается, что акт управления принят и издан с соблюдением всех юридических требований и обязателен для тех, кому он адресован. Правовой акт управления может утратить юридическую силу не только в связи с признанием его недействительным. Он может быть отменен органом, издавшим этот акт, или вышестоящим государственным органом, пользующимся правом такой отмены. Основаниями отмены актов управления могут быть:

  • незаконность акта;
  • практическая нецелесообразность;
  • необходимость замены устаревшего акта новым.

Кроме того, многие акты вправе признать незаконными суды. Статьей 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрено, что Конституционный Суд РФ по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта государственной власти может принять решение о признании нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ.

По названным основаниям могут производиться и изменения актов управления, а также поправки и дополнения.

От отмены правовых актов управления следует отличать их приостановление, которое означает официальное временное прекращение действия акта до рассмотрения органом, который обладает правом отмены акта. Приостановление действий актов управления производится в тех случаях, когда уполномоченный на то орган считает изданный акт незаконным либо нецелесообразным, но не обладает правом на его отмену.

В соответствии со ст. 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по мотивам законности «до решения этого вопроса соответствующим судом».

Главный критерий, которому должна удовлетворять деятельность органов исполнительной власти, а значит и решений - это эффективность.

Эффективность управленческих решений зависит от многих факторов:

  • их качества;
  • организации исполнения;
  • стабильности обстановки;
  • квалификации кадров и др.

Качество управленческих актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими административные акты.

Требования к правовым актам государственного управления охватывают весь процесс издания и действия актов, поэтому их можно разделить на требования, относящиеся к разработке и принятию актов управления, вступлению их в действие, к содержанию и форме.

5.Административно-правовой договор.

Административно -правовым договором называется соглашение, которое устанавливает административно-правовые нормы, обязательные для участников управленческих отношений, а также которые влекут установление, изменение или прекращение административных прав и обязанностей.

Административно- правовой договор является разновидностью сделок, в которых одной из сторон выступает субъект исполнительной власти. В них равноправие сторон связано с властными полномочиями одной из них.

Основные отличия административных договоров от гражданских заключаются в следующем:

1. административные договоры в основном имеют организационное содержание. Их цель - достижение общественно значимых результатов;

2. одной из сторон договора является субъект исполнительной власти и заключается он между субъектами административного права;

3. административный договор не обеспечен судебной защитой, и неисполнение одной или обеими сторонами взятых на себя обязательств не влечет применения имущественных санкций;

4. нормативной базой административно-договорной практики являются нормы административного права.

Различают договоры о компетенции (разграничении полномочий), о совместной деятельности, о выполнении государственных заказов и др.

Участниками административных договоров могут быть, с одной стороны, субъекты исполнительной власти, с другой - субъекты управленческой деятельности, государственные и негосударственные организации, граждане.

По характеру связей между сторонами административных договоров последние делятся на горизонтальные и вертикальные.

При горизонтальных договорах (соглашениях) стороны не обладают властными полномочиями по отношению друг к другу. При вертикальных - одна из сторон обладает такими полномочиями.

Примерами административных договоров являются, например, такие, как поступление на военную службу по контракту; договор о распределении предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; договор о передаче государственными заказчиками предприятиям части своих функций по формированию и размещению заказов на закупку и поставку продукции для государственных нужд и др.

Административно-правовые формы и методы. Административное право

1. Понятие и виды форм государственного управления. Административно-правовые формы: общая характеристика.

2. Правовые акты управления: понятие, признаки, виды, порядок издания и государственной регистрации.

3. Административный договор.

4. Административные действия.

5. Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика.

6. Административное принуждение.

Понятие. Формы государственного управления – это внешнее выражение содержания исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности. Деятельность исполнительной власти имеет организационные формы (аппарат (органы) управления) и юридические формы (административное право).

Таким образом, формы государственного управления – это внешне выраженные типичные проявления практической деятельности органов государственного управления (органов исполнительной власти), посредством которых они реализуют свои функции, решают стоящие перед ними задачи.

Виды. Как и другие виды государственной властной деятельности (законодательная, правосудие) государственное управление осуществляется в правовых и неправовых формах.

Правовые формы – это и есть административно-правовые формы государственного управления. Суть их состоит в том, что они влекут за собой наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Главной АПФ являются правовые акты управления (о них пойдет речь в следующем вопросе лекции). Административно-правовые формы (АПФ) принято классифицировать по следующим основаниям.

По содержанию : правотворческая, правоприменительная, договорная.

Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности. Нормативные правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своей правотворческой деятельности руководствуются также законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации.

Правоприменительная форма государственного управления включает издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права) и совершение действий юридического характера .

Издание индивидуальных правовых актов управления осуществляется субъектом государственного управления тогда, когда по обстоятельствам дела этот субъект в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта.

Совершение действий юридического характера осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта и он совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия (например, составление протокола, регистрация обращения и др.).

Договорная форма государственного управления – это форма координационных (согласительных) административно-правовых отношений, предполагающая равенство участников этих отношений. То есть использование этой формы ставит возникновение административного правоотношения в зависимость от согласия на вступление в него каждой из потенциальных сторон этого отношения (поступление на государственную службу по контракту, заключение органами исполнительной власти соглашения о разграничении компетенции, о совместных действиях и т.п.).

По функциональной направленности : регулятивная АПФ и правоохранительная АПФ.

Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и др.).

Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.

По способу выражения : вербальные (словесные) и конклюдентные (знаки).

Вербальные формы включают: письменные и устные АПФ.

Письменная форма – основная административно-правовая форма. Эта форма используется при решении управленческих вопросов, требующих письменного оформления действий субъекта государственного управления, что порождает юридические последствия. Содержание данной формы государственного управления состоит в подготовке и принятии соответствующими органами исполнительной власти правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), а также оформлении документов управленческого характера (протоколов, актов, справок и др.).

Устная форма государственного управления применяется в предусмотренных правовыми нормами случаях при решении вопросов оперативного характера и состоит в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые также влекут юридические последствия.

Конклюдентные формы – это административные акты имеющие форму знаков, жестов (свисток милиционера, жест постового, регулирующего дорожное движение, сигнал светофора, дорожные знаки).

Неправовые формы включают:

1) действия организационного характера. Они выражаются в организации делопроизводства, методической работе, составлении отчетов, проведении совещаний, обучении персонала, внедрении научной организации труда и другой организационной работе в органе исполнительной власти. Эти действия направлены на повышение культуры и эффективности управленческой деятельности и не связаны с возникновением, изменением или прекращением административно-правовых отношений.

2) материально-технические операции призваны обеспечить работу органов исполнительной власти. К этим операциям относятся организация материального и финансового обеспечения государственного органа, организация работы экспедиции, транспорта, внедрение оргтехники и ряд других мер.

. МТО фактически являются формами деятельности исполнительно-распорядительных органов и их должностных лиц, а не формами государственного управления.

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности.

Под формой управления понимается организационно-правовое вы­ражение конкретных действий органов управления, совершаемых в целях практического осуществления поставленных задач.

По своему юридическому значению и юридическим последствиям формы исполнительной власти могут быть правовыми и неправовыми (организационными).

Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административных отношений между субъектом и объектом управления.

Правовые формыдеятельности исполнительной власти классифицируются по содержанию, по целенаправленности и способу выражения.

по содержаниюправовая форма управления подразделяется на правотворческую и правоприменительную(правотворческая – выработка правовых норм, усовершенствование и принятие нормативных актов ор­ганами исполнительной власти; правоприменительная – деятельность ор­ганов и должностных лиц по выбору соответствующей нормы права, ее толкование, и принятие по делу решения на основе этой нормы);

по целенаправленности(целям использования) правовые формы управления подразделяются на внутренние и внешние(внутренние – решение организационно-штатных вопросов, руководство структурными подразделениями; внешняя форма управления используется в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций);

по способу выраженияправовые формы государственного управления подразделяются на словесные(письменные и устные) и конклюдентные.

Неправовыми (организационными) формамиуправленческой деятельности являются:

проведение непосредственно организационных мероприятий. К ним относятся: разъяснение законодательства, его толкование, инструктажи, совещания, оказание помощи в работе, инспектирование, изучение и распространение передового опыта, правовая пропаганда и другие). Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением, изменением и прекращением конкретных административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности; совершение материально-технических операций. Они направлены на осуществление правотворческой и правоприменительной деятельности органов управления. Это – обработка информационных материалов, учет, составление справок, ведение делопроизводства.

В процессе исполнительно-распорядительной деятельности органы государственного управления используют различные формы управленческой деятельности.

Такой формой конкретного выражения исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления является издание акта управления.

Акт государственного управления– это юридическая форма исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, осуществляющих на основе законов выполнение функций государства.

По своим юридическим свойствам, основаниям и порядку издания акты управления отличаются от законов, актов судебных органов, гражданско-правовых актов, актов общественных организаций, от документов, имеющих юридическое значение.

Акты государственного управления должны соответствовать законам Российского государства и обеспечивать выполнение задач государственного управления.

Акты управления являются важной административно-правовой формой осуществления исполнительной власти. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и их классификацию необходимо знать всем работникам органов внутренних дел, чтобы правильно их оформлять, ибо любое нарушение может привести к грубому нарушению законности.

Реализация форм управления осуществляется различными методами. Применительно к государственному управлению под методом понимается средство практической реализации стоящих перед исполнительной властью задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности.

Метод государственного управления– это способ целенаправленного воздействия на участников управленческих отношений в целях обеспечения с их стороны поведения, необходимого для успешного решения конкретных задач, достижения поставленных вопросов, целей, действенного осуществления функций управления.

По способу воздействия на управляемые объекты различаются экономические, социально-психологические и административные методы.

В государственном управлении важное значение имеют административные методы.

К методам административного (прямого) воздействия относятся: общее и непосредственное (оперативное) руководство, регулирование, контроль и др.

Административные методы управленияклассифицируются:

· по форме выражения,

· по юридическим свойствам,

· по способу воздействия на поведение субъекта управления,

· по форме предписания.

По форме выраженияадминистративные методы подразделяются на: административно-правовые(выраженные в правовой форме) и административно-организационные(выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

По юридическим свойствамадминистративные методы управления могут быть: нормативными(инструкции, наставления и т. п.) и индивидуальными(предписание конкретному исполнителю).

По способу воздействия на поведение субъекта управленияадминистративные методы подразделяются на обязывающиек совершению определенных действий, уполномочивающиесовершить определенные действия, поощряющиесовершение социально полезных действий, запрещающиесовершение тех или иных действий.

По форме предписанияадминистративные методы могут быть подразделены на категорические(императивные), поручительные(поручается органу управления выполнение функций, не входящих в его компетенцию) и рекомендательные.

Основными административными методами государственного управления являются убеждение и принуждение. При этом в государственном управлении на первом плане стоит метод убеждения.

Убеждениев государственном управлении – это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности, дисциплинированности трудящихся, добросовестного соблюдения всеми гражданами норм.

Метод убеждения имеет ярко выраженную воспитательную основу. Его широкое применение в сфере государственной исполнительной власти стимулирует такое поведение участников управленческих общественных отношений, которое в большей степени соответствует задачам, решаемым в процессе исполнительной власти.

Формы убеждения:

· разъяснение политики государства,

· критика антиобщественных поступков, всеобщее осуждение нарушений норм права, преступников, пьяниц, тунеядцев, – распространение передового опыта, в процессе которого трудящийся убеждается в прогрессивности нового, что способствует его росту,

· система мер поощрений и наград, являющаяся важнейшим моральным и материальным стимулом повышения сознательности и трудовой активности трудящихся, и другие.

Применение разнообразных форм убеждения имеет решающее значение в борьбе с правонарушителями. Однако убеждение, как основной метод деятельности нашего государства, не исключает, а иногда даже предполагает в необходимых случаях принуждение. Государство использует принуждение в целях охраны общественного порядка, государственной и личной собственности, личности и прав граждан, установленного порядка управления.

Принуждение– это метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественные поступки, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях, с применением мер морального, материального и физического характера, имеющих целью исправление и перевоспитание правонарушителей, а также предупреждение новых правонарушений.

Административное принуждение, применяемое в управленческой деятельности, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем, оно не лишено устрашающего и карательного свойства.

Существует пять групп мер административного принуждения:

· меры административного пресечения;

· меры административно-процессуального обеспечения;

Учитывая специфику образовательного учреждения, рассмотрим эти меры более подробно.

Если меры административного взыскания и пресечения применяются в случае совершения определенных правонарушений, то административно-предупредительные мерыприменяются при отсутствии правонарушений, для предупреждения возможных нарушений и тяжких последствий.

Административно-правовые формы и методы

Вопросы по теме:

9.1. Понятие и виды административно-правовых форм.

9.2. Понятие, юридическое значение и виды правовых актов управления.

9.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

9.4. Понятие и основные черты административно-правовых методов.

9.5. Виды и содержание административно-правовых методов.

9.6. Административное принуждение: сущность, основания и виды.

Государственная власть реализуется через конкретные действия различного рода, совершаемые его субъектами.

Государственное управление – это деятельность, осуществляемая органами государства (органами исполнительной власти) и от его имени. Она имеет юридическое значение и в силу этого требует определённого официального оформления.

Задачи и функции такой деятельности реализуются в конкретных действиях органов государственного управления и их должностных лиц. Эти действия находят внешнее выражение и называются формой реализации исполнительной власти (или формой управленческой деятельности).

Административно-правовая форма - это способ выражения государственно-правового содержания управленческой деятельности.

Содержание исполнительной власти раскрывается в её функциях, компетенции субъектов, в методах, используемых ими в интересах решения поставленных перед ними задач.

Важное значение имеют и последствия совершаемых внешне выраженных управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, а в других – не вызывают таковых.

Отсюда, говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могут выступать в роли:

а) форм реализации исполнительной власти;

б) форм государственно-управленческой деятельности (внутриаппаратной работы).

Главное и основное значение в механизме функционирования исполнительной власти принадлежит первым, так как они выражают внешнее юридическое воздействие. В них фактически выражается сама исполнительная власть со своими атрибутами.

Итак, под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществлённое в рамках его компетенции и вызывающее определённые последствия.

Управленческие действия вызывающие юридические последствия или же имеющие определённое юридическое значение можно обозначить как административно-правовые формы.

Виды административно-правовых форм.

Формы управленческой деятельности многообразны. Поэтому их выбор зависит от многих обстоятельств: от характера компетенции данного органа; особенности объекта управляющего воздействия; конкретных целей совершаемых управленческих действий; характера решаемых вопросов; характера вызываемых действиями последствий.

Наиболее значимы формы, связанные с реализацией правоприменительных, правоустановительных и правоохранительных функций исполнительной власти; они вызывают наиболее существенные юридические последствия. Их регламентация имеет важнейшее значение с позиций обеспечения режима законности в сфере государственного управления.

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их деление на правовые и неправовые.

Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий.

Правовые формы государственного управления всегда влекут за собой чётко выраженные юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение административных правовых отношений между субъектом и объектом управления).

К числу правовых форм относятся:

1) принятие нормативных актов;

2) издание индивидуальных (административных) актов;

3) заключение договоров;

4) совершение других юридически значимых действий (выдача водительских удостоверений, паспортов, разрешение на хранение и ношение огнестрельного гражданского оружия и т.п.).

5) осуществление организационных действий;

6) выполнение материально-технических (организационно-технических) операций.

Исполнительная власть с учётом её особенностей реализуется только её субъектами (а не аппаратными подразделениями совещательного, подготовительного и иного вспомогательного типа) и только в правовых формах.

Относительно организационно-технических или материально-технических операций (действий) следует иметь в виду, что последние вообще не могут рассматриваться в качестве форм управленческой деятельности. Их роль исключительно вспомогательная (делопроизводство, экспедиция, транспорт, охрана и т.п.), а форма выражения – неправовая. Реализацию исполнительной власти они, конечно, не выражают; осуществляют их не управленческие работники, а обслуживающий персонал. Но в целом они не могут быть исключены из перечня форм управленческой деятельности, т.е. понятия, более широкого по своему смыслу, чем собственно реализация исполнительной власти.

Неправовые формы государственного управления не требуют полного и строгого, определённого законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий и не влекут юридических последствий.

Их видами выступают:

1) осуществление организационных действий;

2) осуществление аналитических действий;

3) осуществление обеспечительных действий и т.п.;

4) выполнение материально-технических операций.

Внутриаппаратные действия либо предшествуют реализации исполнительной власти, либо являются следствием, вытекающим из процесса такой реализации, либо, наконец, служат одним из вариантов этой реализации в пределах компетенции определённого должностного лица.

Все они могут быть как правовыми, так и неправовыми.

Таким образом, классификационный подход к формам управления подводит к выводу о наличии правовых либо неправовых форм. Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме. Внутриорганизационная деятельность может быть выражена в обеих формах.

Правовые формы государственного управления можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию :

- правотворческая – выработка правовых норм, изменение, отмена;

- правоприменительная – это установление фактических обстоятельств дела, выбор, нормы права,. принятие по делу решения, исполнение акта применения права;

2) по целенаправленности :

3) по способу выражения :

-словесные (письменные и устные);

- конклюдентные (жесты, сигналы, движения, знаки);

- адресованные конкретным объектам;

5) по условиям применения :

- нормальная общественная жизнь;

- реакция на негативные явления в сфере государственного управления (охранительные);

6) по особенностям объекта управляющего воздействия :

7) по степени юридического выражения :

- основные (издание правовых актов);

- и базирующиеся на них - регистрационные, разрешительные, надзорные, пресекательные, обеспечительные; лицензирование и т.д.

8) по юридическому содержанию :

- предписывающие, запретительные, дозволительные.

Существуют и иные критерии классификации форм управления.

Таким образом, форма управления – это внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определённые последствия.

Главенствующая роль в системе административно-правовых форм отводится правовым актам управления.

Метод административно-правового управления государством

Наряду со специальными формами административно-правовой направленности в ходе практической реализации власти исполнительного характера одна из самых важных ролей отводится административно-правовым методам государственного управления.

В общепринятом понимании метод обычно означает конкретный способ, прием практического осуществления чего-либо. Относительно государственного управления под ним понимается определенный способ, прием той или ной практической реализации задач и функций власти исполнительного порядка в деятельности исполнительных органов (лиц при должности) на основе специальной закрепленной за ними компетенции в установленных границах, и в соответствующей форме.

Методы административного характера обычно квалифицируются в роли способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов деятельности государственно-управленческой направленности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят именно в совершении субъектом управления специальных действий управленческой направленности, в содержании которых в первую очередь проявляется именно властное обеспечение должного поведения тех или иных управляемых объектов.

Какие-либо административно-правовые методы управления находятся в единстве с конкретными формами государственного управления. Форма государственного управления обусловливает выбор того или иного метода государственного управления, что определяется специальными задачами управления. Метод государственного управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (коллективный или же индивидуальный). В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (который также еще называется публичным) интерес, а также управляющая воля государства.

Отсюда получается, что под государственными методами управления обычно понимаются определенные правовые способы и, что самое главное приемы деятельности органов власти исполнительной направленности, и их лиц при должности осуществленные в рамках их компетенции, и, которые вызывают определенные юридические последствия. Выбор тех или иных методов государственного управления по большей части определяется именно задачами, которые стоят перед органом исполнительной власти, или лицом при должности, а также их компетенцией.

Признаки административно-правовых методов

Методы административно-правового характера государственного управления обладают такими основными признаками:

  • они применяются в ходе определенной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также их должностных лиц с конкретной целью решения задач государственного управления;
  • они определены специальным правом и, что самое главное закреплены в законодательных, и других документах нормативного характера, которые определяют статус субъектов государственного управления. Этим методы административно-правовой направленности государственного управления отличаются от экономических, а также социально-психологических и совершенно иных методов, которые применяются в других сферах управленческой деятельности;
  • в свое время они выражаются в специальных методах, а также приемах реализации субъектами государственного управления задач в пределах своей личной компетенции, вызывая при этом определенные юридические последствия;
  • их выбор в свою очередь обусловлен компетенцией субъектов государственного управления.

Метод убеждения и принуждения

В сфере государственного управления осуществляют свои действия два универсальных метода — принуждение, а также убеждение. Данные методы по большей части являются именно универсальными способами воздействия на поведение и, что не менее важно волю граждан в любой сфере деятельности, в том числе, и в государственном управлении. Это — два взаимосвязанных, взаимодополняющих «полюса» единого целого, то есть специального механизма обеспечения должного поведения, а также правового порядка.

При помощи методов убеждения происходит стимуляция должного поведения лиц, которые являются участниками управленческих отношений. К данным методам имеют отношение определенные конкретным правом административной направленности приемы и способы государственного управления как разъяснения, различного рода рекомендации, использование определенных поощрений и др.

К принудительным методам имеет отношение привлечение граждан к административной ответственности, а также ряд других мер административного принуждения. Принуждение обычно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, которое применяется в силу нерезультативности убеждения. В ситуации же нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в использовании дисциплинарной или административной ответственности. При потребности для обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс мер принудительного характера в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как принуждение административной направленности.

Классификация методов управления по основаниям

В теории права административного порядка методы государственного управления классифицируются и по каким-либо иным основаниям.

Так, по содержанию отмечаются такие методы:

  • установление специальных правил поведения общеобязательного характера;
  • предписание о совершении тех или иных деяний, запрещение определенных действий или же наоборот разрешение определенных действий;
  • регистрация государственного характера (лицензирование);
  • установление определенных стандартов, а также квот;
  • разрешение возникающих между участниками управленческих отношений определенных споров;
  • использование мер поощрения и принуждения административного характера;
  • отмена или же приостановление документов правового характера подведомственных государственных органов и определенных лиц при должности.

По свойствам юридической направленности административно-правовые методы государственного управления подразделяются на индивидуальные, а также нормативные. К методам нормативной направленности обычно относится издание документов правового характера, которые неким образом контролируют управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений в отношении каких-либо конкретных лип.

По способу воздействия на поведение субъектов методы административно-правовой направленности государственного управления подразделяются на обязывающие к совершению тех или иных деяний, уполномочивающие совершать те или иные деяния, а также запрещающие совершать какие-либо действия.

По специальной предписательной форме административно-правовые методы государственного управления могут подразделяться на императивные, а также рекомендательные и поручительные.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: