Административно правовая регламентация финансовой системы государства это

Обновлено: 18.04.2024

Правовое регулирование финансов – это осуществление контроля со стороны государства за отношениями, возникающими в результате использования государственных финансовых фондов для решения или реализации общественных функций.

Таким образом, главным методом такого регулирования являются некоторые предписания и нормы относительно финансовых отношений со стороны, представляющей государство. Финансовое право имеет множество соприкосновений с правовым регулированием других областей государственной деятельности – права конституционного и административного прядка.

Правовое регулирование различных областей государственной деятельности

Является главной отраслью всей правовой системы. Она регулирует все виды общественных отношений, положение личности, устройство государства, любые действия государственных органов и основных органов власти. Закладывая все эти основы, конституционное (или государственное) право на них в дальнейшем развивается.

Его воздействие и регулирование распространяется на деятельность, которая осуществляется исполнительными органами власти.

Оно охватывает обе эти сферы правового регулирования, так как финансовая деятельность осуществляется и в том, и в другом случае. Имеются некоторые нормы, регламентирующие финансовое право, и их совокупность определяется как финансовое законодательство.

Научный аспект финансового права

Финансовое правовое регулирование, являясь отдельной отраслью всего российского права, направлено на контроль общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления финансовой деятельности. То есть, как наука, оно изучает различные нормы и аспекты регулирования финансовой деятельности и их применение на практике, а также все возможные закономерности, возникающие в процессе развития финансового права.

Таким образом, правовое регулирование представляет собой совокупность всех возможных знаний, которые были выявлены в процессе изучения такой сферы государственной деятельности, как правовое регулирование финансовой деятельности.

Понятие финансового права

Вся финансовая система, включающая в себя любую финансовую деятельность, осуществляемую государством, основывается на возникновении различных общественных отношений, в результате которых эта деятельность и реализуется. Такая система имеет потребность в четком регулировании, то есть установлении различных прав и обязанностей, относящихся ко всем участникам финансовых отношений, а также мер пресечения или же наступления ответственности в случае нарушения этих прав и обязанностей.

alt=

Сфера финансов тесно связана и частично затрагивает другие правовые системы. Всей же областью финансового права охватываются любые публичные финансы (причем в эту категорию включены как государственные или местные, так и муниципальные ресурсы). При этом правовое регулирование имеет определенное влияние и в сфере негосударственных финансовых отношений. В частности, финансовым правом регулируется поступление налогов от негосударственных коммерческих предприятий и дальнейшее их перераспределение.

Согласно мнению ученого П.М. Годме, основным различием между государственными и частными финансами является то, что и состояние, и динамика частных финансов находится в прямой зависимости от состояния рынка и любых изменений в рыночной экономике. В то время как состояние и динамика государственных финансов полностью зависит от тех решений и действий, которые были приняты государством.

Помимо финансового права, любая государственная деятельность затрагивает и другие области отношений. В том числе, это трудовые, административные, гражданские и другие, каждое из которых имеет свою отдельную область, которая регулируется при помощи правовых норм. Финансовое же право, несмотря на тесное соприкосновение с этими областями, регулирует лишь финансовую сторону отношений.

Таким образом, в понятие финансового права можно включить нормы регулирования финансовых отношений, появление которых производится в результате государственной финансовой деятельности, подразумевающей распределение, формирование и использование финансовых фондов и иных ресурсов, носящих публичный характер.

Предмет финансового права

Правовое регулирование государственных финансов направлено на закрепление всей финансовой структуры и определяет степень компетенции в рамках этой области каждого отдельного субъекта Российской Федерации, каждого отдельно взятого органа местного самоуправления, а также государства в целом. Эти отношения и определяют предмет финансового права.

Следовательно, под этим термином в общем смысле стоит понимать общественные отношения, которые были созданы в процессе образования, распределения и использования денежных (финансовых) фондов, направленных на реализацию различных публичных задач согласно определенному утвержденному и сформированному плану общего развития.

В виду наличия в финансовой государственной системе большого количества звеньев, ее связи с различными сферами государственной и общественной деятельности, а также производственными структурами государственные финансовые отношения весьма разнообразны по своей структуре.

alt=

Однако существуют различные мнения, согласно которым в предмет финансового права нельзя включить определенные категории отношений. Например, область муниципальных финансовых отношений или же органов местного самоуправления. Подобный вывод можно сделать на основе того, что эти области нельзя отнести к государственным органам. Однако и не отрицается отношение этих областей к сфере правового финансового регулирования, поскольку их финансовая деятельность имеет свое отражение при рассмотрении содержания финансово-правовых институтов.

Следовательно, под предметом такого понятия, как правовое регулирование финансовых отношений следует понимать не только государственные финансовые отношения, но и финансы муниципальные и органов самоуправления. Поскольку исключение таких отношений будет противоречить конституционным нормам и общему принципу единого финансового управления. Ключевым же моментом, по которому стоит относить и те, и другие финансовые отношения к области, включающей правовое регулирование финансового контроля, является публичность всех этих видов отношений. При этом необходимо учитывать классификацию на централизованные и децентрализованные.

Группы финансовых отношений

Подобные отношения могут возникать на различных уровнях: субъекты Российской федерации, учреждения муниципального характера и само государство, а также органы местного управления; организации, в том числе и финансовые, кредитные, и физические лица. Если рассматривать группы подробнее, то можно выделить следующую классификацию:

  • Отношения по распределению финансовых ресурсов внутри государственных органов. То есть, это отношения Российской Федерации, государственных федеральных субъектов, муниципальные образования и административно-территориальные центры.
  • Отношения по формированию бюджетных и внебюджетных фондов. Участниками таких отношений выступают государственные органы, местное самоуправление и физические лица.
  • Выполнение финансовых обязательств организациями, подразумевающее собой внесение налоговых выплат в государственные денежные фонды. Участниками таких отношений являются государство, муниципальные образования и коммерческие организации.
  • Распределение финансовых и бюджетных фондов на исполнение соответствующих мероприятий, достижение определенных целей от государства к органам местного самоуправления к нижестоящим органам.
  • Страховые и кредитные фонды, которые распределяются от финансово-кредитных органов к физическим и юридическим лицам.
  • Государственное регулирование в сфере финансового рынка.

Основываясь на данных этой классификации, можно сделать вывод, что правовое регулирование государственных финансов направлено на формирование, а также распределение и регулирование финансовых фондов. Осуществление контроля над этими отношениями производится государством и на основе законодательства.

Методы финансового регулирования

Государством осуществляется формирование основных денежных фондов, которые в дальнейшем направляются на реализацию различных экономических, социальных и прочих программ, с помощью которых, согласно общему планированию и стратегии, осуществляется развитие общества и государственной экономики в целом.

Финансовыми правовыми нормами регулируется все возможные принципы, методы и формы деятельности государства и государственных органов, направленные на формирование фондов, характер средств, используемый для их формирования и способы, и порядок взимания этих платежей. А также регулируются все возможные источники получения данных средств, порядок их дальнейшего использования, таким образом, формируя фиксированные права и обязанности государственных и муниципальных органов и учреждений, физический и юридических лиц в рамках финансовых отношений.

alt=

Метод финансово правового регулирования используется преимущественно императивный. То есть, уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления согласно предписаниям производится контроль и осуществление деятельности по формированию, распределению и использованию денежных средств.

Подобными предписаниями определяют порядок и размер взимания платежей в государственные фонды, а также направленности их дальнейшего использования для экономического и социального развития государства. Таким образом, обеспечивается четкое правовое регулирование финансовых отношений, а также гарантированное поступление денежных средств в государственные фонды, и их использование в полном соответствии с государственными целевыми программами.

Спецификой этого метода является также и наличие специально установленного круга государственных финансовых органов, ответственных за правовое регулирование финансового контроля. Подчинение всех участников финансовых отношений этим органам производится исключительно в данной сфере. Однако и вертикальное отраслевое управление имеет определенное влияние, поскольку любые финансовые предписания направляются со стороны инстанций, находящихся на более высоких уровнях власти.

Подобный метод обеспечивает максимальную четкость в правовом регулировании, поскольку существует правовой контроль за любой финансовой деятельностью, что в конечном итоге является необходимым условием для выполнения государством своей функции по соблюдению интересов всех видов органов власти, организаций и граждан в целом.

Развитие финансового права

Правовое регулирование финансовое деятельности имеет достаточно высокий темп развития, который обусловлен изменениями в государственной политике. В частности, главной причиной таких изменений стал переход на рыночную экономику. Таким образом, было обеспечено равенство прав любых сторон финансовых отношений, вне зависимости от того, какую форму собственности они имеют. Также обеспечивается основная нацеленность всей финансовой сферы на решение социальных задач и развитие общей эффективности экономики страны.

Также необходимо укрепление вертикали власти, и развитие отношений органов местного самоуправления и Российской Федерации, и положение большего внимания к правовому регулированию финансов на местном уровне.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие права на отношения в обществе посредством комплекса различного рода правовых средств.

Среди особенностей правового регулирования на сегодняшний день можно выделить следующие:

  • правовое регулирование выступает в качестве одного из наиболее эффективных инструментов воздействия на общественные отношения;
  • правовое регулирование реализуется на основании правовых норм;
  • правовое регулирование не должно реализовываться стихийно, автоматически, а исключительно посредством правовых средств;
  • правовое регулирование носит целенаправленный характер, т.е. законодатель, разрабатывая и утверждения правовые нормы, как правило, преследует конкретные цели, которые могут быть достигнуты в результате правового регулирования;
  • правовое регулирования, в отличие от прочих существующих на сегодняшний день видов социального регулирования, реализуется под постоянным воздействием со стороны государства, так как оно принимает активное участие на всех этапах правового регулирования, а именно занимается разработкой и изданием правовых норм, в случае необходимости предоставляет их толкование, осуществляет контроль за их соблюдением и т. д.

Можно говорить о том, что правовое регулирование следует рассматривать как процесс перевода формальных нормативных предписаний в поведение социума.

Следует отметить, что правовое регулирование в обязательном порядке необходимо отличать от другого схожего явления, а именное от правового воздействия. Под правовым воздействием понимают не только нормативное, но и психологические, информационное воздействие на индивида. Оказывая воздействие на сознание человека, различного рода предписания правового характера побуждают его к осуществления какого-то определенного действия, а также вызывают определенное отношение к правовым нормам на асоциальном уровне, формируя тем самым возможные варианты поведения.

В результате такого воздействия индивид может активно исполнять правовые нормы вопреки каким-либо правовым предписаниям, а также нарушать их или вовсе игнорировать.

На современном этапе развития особое значение для понимания правового регулирования имеет непосредственно предмет регулирования, т. е. то, на что направлено такое регулирование, что именно регулируется правовыми нормами. Если говорить о предмете правового регулирования в широком смысле, то в качестве предмета регулирования можно рассматривать общественные отношения. В самом широком смысле предметом правового регулирования выступают общественные отношения, так как они наиболее ярко проявляются в поведении, деяниях и деятельности индивида. В связи с этим предметом правового регулирования можно назвать поведение субъектов права.

Готовые работы на аналогичную тему

Административно-правовое регулирование в сфере финансов

На современном этапе развития на первый план выдвигаются финансовые аспекты деятельности различных хозяйствующих субъектов.

Финансы являются достаточно многогранной категорией, в связи с чем наиболее целесообразно рассматривать их с трех различных сторон. Если говорить о финансах как о материальной категории, то под финансами следует понимать фонд финансовых ресурсов, если говорить о финансах как об экономической категории, то под ними нужно понимать экономические отношения, связанные с формированием, образованием, распределением и использованием таких фондов. Если говорить о правовой стороне понятия «финансы», то в рамках данного понятия рассматривают урегулированные правовыми нормами экономические отношения, связанные с формированием, образованием, распределением и использованием и децентрализованных фондов финансовых ресурсов.

На сегодняшний день в состав финансовых отношений, которые подлежат административно-правовому регулированию со стороны государства, включаются бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые отношения, отношения, которые могут возникать на различных финансовых рынках, отношения, которые непосредственно связаны с управлением внутренним и внешним госдолгом страны.

Подобное регулирование осуществляются федеральными органами власти исполнительной ветки.

Например, Правительство РФ на сегодняшний день является главным органом исполнительной власти, который:

  • обеспечивает осуществление унифицированной финансовой, кредитной и денежной политики в государстве;
  • разрабатывает, а также предоставляет для рассмотрения в Государственную Дума бюджет федерального уровня, а после его утверждения обеспечивает его исполнение;
  • реализует мероприятия, направленные на регулирование рынка ценных бумаг;
  • реализует управление государственным долгом РФ;
  • занимается валютным регулированием и контролем в стране;
  • осуществляет руководство валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Министерство финансов РФ в рамках административно-правового регулирования финансов реализует функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, финансовых рынков, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы и т. д.

Также административно-правовым регулированием занимаются и другие органы власти, например, Центральный Банк РФ, Счетная палата РФ и т. д.

За нарушение законодательства в сфере финансов предусматривается административная ответственность согласно положениям главы 15 КоАП РФ.

Государственное регулирование финансовой сферы – это финансовая политика государства и соответствующая властная деятельность уполномоченных должностных лиц и органов управления, опосредующая систему принципов, методов, инструментов и мероприятий, направленных на эффективную организацию финансовой системы, обеспечение открытости, прозрачности и эффективности использования финансовых ресурсов государства в целях устойчивого социально-экономического развития, роста экономики и благосостояния населения.

Значение государственного регулирования финансовой сферы

Наиболее острой проблемой в свете обеспечения развития современного российского общества и государства остается российская экономика, которая характеризуется:

  • сырьевой направленностью;
  • неустойчивостью роста;
  • зависимостью от конъюнктуры мировых рынков;
  • зависимостью от геополитической ситуации.

Названные негативные аспекты могут быть преодолены только при переходе национальной экономики от экспортно-сырьевой концепции к концепции устойчивого промышленного развития. Устойчивое промышленное развитие требует внедрения инновационных технологий в обрабатывающие производства, что гарантирует ввиду высокой производительности труда наращивания объемов производства продукта, конкурентоспособного на внутреннем рынки и на международном пространстве.

Это актуализирует привлечение инвестиций в российскую экономику, прежде всего в обрабатывающие отрасли за счет эффективного использования механизмов финансовой системы. Наибольшими объемами финансовых ресурсов в России обладают банковские организации и государство. При этом значение инвестиций государства в экономику определяется тем, что частные субъекты, в том числе банковские организации, не заинтересованы в направлении инвестиций в сферы, которые характеризуются социально-экономическое полезностью, но не отличаются относительно быстрой и высокой прибылью.

Готовые работы на аналогичную тему

Поскольку обеспечение благоприятной среды для эффективного развития экономики является одной из ключевых задач государства, а практика функционирования рынка подтверждает, что рыночные механизмы не всегда способны обеспечить эффективное саморегулирование, роль государства в управлении экономическими процессами крайне высока.

Задачи, стоящие перед российской экономикой, определяют и задачи государственного регулирования финансовой сферы. Только эффективное открытое управление финансовыми ресурсами позволит:

  • повысить уровень благосостояния российского населения;
  • гарантировать устойчивое экономическое развитие;
  • содействовать инвестиционной активности;
  • обеспечить оборону страны;
  • реализовать иные стратегически значимые цели социально-экономического развития государства.

Для решения указанных задач в России разработана и реализуется государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Мероприятия указанной программы направлены на формирование среды для устойчивого роста экономики при сохранении экономической стабильности и исполнении принятых на себя обязательств.

Положительные аспекты государственного регулирования финансовой сферы

В России государственное регулирование финансовой сферы организуется на законодательном уровне посредством утверждения системы полномочий, принципов, методов и инструментов финансового управления, реализуемых уполномоченными органами и иными субъектами финансовых отношений. При этом повышение эффективности государственного регулирования в финансовой сфере организуется и реализуется посредством утверждения стратегических документов, в частности государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

По результатам реализации мероприятий указанной программы достигнуты следующие положительные результаты:

2. Понятие, принципы, задачи и цели финансовой деятельности государства.

3. Финансовая система и ее структура.

Ключевыми понятиями данной темы являются финансы, финансовое право, финансово-правовая норма, финансовые правоотношения.

Финансы – это понятие одновременно экономической и юридической наук. В последнем случае финансы представляют собой экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Или финансы – это совокупность фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций, по поводу которых возникают финансовые отношения.

Централизованные финансы представляют собой денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. К таким фондам относятся:

денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

внебюджетные централизованные фонды государства;

фонд государственного страхования;

государственный, в том числе банковский кредит.

Децентрализованные финансы – это денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть, к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

В юридической литературе высказывается множество точек зрения. Так профессор Г.А. Тосунян полагает, что финансам присущи две функции образование денежных фондов и использование денежных фондов. Контрольная, распределительная, стимулирующая функции, по его мнению, финансам как экономической категории, индифферентным к любой человеческой деятельности, не свойственны.

Профессор Н.Д. Эриашвили полагает, что основными функциями финансов является распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением. Кроме этого, он выделяет такие функции как регулирующая и стабилизационная.

В финансовую систему государства входят две подсистемы:

совокупность финансовых институтов, каждый из которых представляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам аккумуляции или распределения денежных средств;

совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую работу. Каждый из финансовых институтов способствует образованию и использованию соответствующего денежного фонда. В юридической литературе взаимосвязанные звенья, входящие в финансовую систему Российской Федерации, представлены следующими фондами денежных средств:

Бюджетная система, в состав которой входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты органов местного самоуправления.

Государственные внебюджетные фонды. Через эти фонды реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования, которое является частью системы социальной защиты граждан.

Внебюджетные децентрализованные фонды.

К ним относятся:

а) отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды,

б) финансы государственных и муниципальных организаций и предприятий.

Фонды страхования. Одной из функций государства является образование резервных фондов для покрытия расходов по страховым случаям (стихийные бедствия, эпидемии и т.д.) Методом привлечения денежных средств в эти фонды служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному.

Кредит. Государственный кредит – это деятельность государства по получению взаймы средств от юридических и физических лиц и других государств. Кредитование осуществляется через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей.

Банковский кредит – это деятельность по привлечению вложений вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, а также расходования средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.

Финансы хозяйствующих субъектов. Данный вид финансов включает финансы коммерческих предприятий и организаций и финансы некоммерческих организаций.

Финансовая система может быть представлена также как совокупность трех основных звеньев:

Еще одно представление финансовой системы основано на учете роли субъекта в общественном производстве. В этом случае финансовая система рассматривается как совокупность финансов предприятий, учреждений, организаций, страхования, кредитования, государственных финансов.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.

Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельность ее субъектов.

Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной степени распространяется федеральное финансовое законодательство.

Социальная направленность финансовой деятельности вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Разделение законодательной и исполнительной властей. Исходя из этого принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления закреплено в ст. 32 Конституции РФ, устанавливающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Принцип гласности, требует официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.

Задачами финансовой деятельности являются своевременно, согласно с утвержденным бюджетом организовывать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевым назначением; контроль за соблюдением законности и целесообразности использования денежных средств; стимулирование с помощью финансов тех или иных общественных отношений.

В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы: методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения и использования.

Существуют следующие методы мобилизации денежных средств: а) налоговый метод, б) метод добровольного привлечения денежных средств, в) метод взимания сборов и пошлин, г) метод страхования, д) эмиссия денег.

Ко второй группе – методам распределения фондов денежных средств относятся: а) финансирование, б) кредитование, в) выплата страховых возмещений, г) осуществление расчетов.

Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований, используемые в ходе этой деятельности и направленные на достижение ее целей включают правовые нормы, нормы бухгалтерского учета, операционно-технические и коммуникативно-транспортные средства.

Способы финансовой деятельности государства подразделяются на две группы общие, те которые используются при осуществлении всех или почти всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований; и специальные, те которые используются в процессе реализации отдельных функций финансовой деятельности государства. Общие способы: а) командно-волевой, б) рекомендательный, в) коллегиальный.

Система финансовых органов Российской Федерации представляет собой совокупность финансовых органов, организаций и учреждений и включает государственные органы, кредитные организации и иные учреждения, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность государства. Систему кредитных организаций возглавляет Банк России, который является органом валютного контроля и осуществляет эмиссию наличных денег. Кредитные организации, имеющие лицензии на проведение операций в иностранной валюте, являются агентами валютного контроля и подконтрольны Банку России. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, являющееся органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Сюда также входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также органы федерального казначейства. К финансовым органам относятся также налоговые и таможенные органы (Указ Президента как структурные подразделения Минфина и Министерства экономического развития и торговли), одной из функций которых является аккумуляция денежных средств в централизованные фонды. К низовым звеньям финансовой системы относятся бухгалтерии предприятий, учреждений и организаций.


Рассматривается необходимость проведения научных изысканий в области регулирования государственного сектора экономики, результаты которых помогут эффективнее осуществлять административно-правовое регулирование государственного сектора экономики Российской Федерации.

УДК 346.62(1 - 672)

Е.О. Бондарь,

Р.А. Брунер,

Рассматривается необходимость проведения научных изысканий в области регулирования государственного сектора экономики, результаты которых помогут эффективнее осуществлять административно -правовое регулирование государственного сектора экономики Российской Федерации. Авторы рассматривают понятие организации управления в той мере, в какой оно регламентируется административным правом. Исследуется содержание организации кредитного дела. Авторы отмечают также, что в России отсутствует четкий правовой механизм регулирования государственного сектора экономики, недостаточно разработан он и в административно -правовой науке.

Ключевые слова: государственный сектор экономики, административно -правовое регулирование, экономика, финансы, финансовая деятельность, кредитование.

Многогранными процессами смены социально -экономической и политической систем определяются современные параметры управления и его эволюция. Они обострили внимание к вопросам управления, особенно государственного. В оценке их появились достаточно резкие суждения.

Одно из них сводится к тому, чтобы убрать государственные регуляторы из сферы экономики. Встречается также исключительно негативная оценка роли государства в отдельных социально -культурных областях. Отсутствие в Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) термина «государственное управление» привело к появлению точки зрения о неправомерности признания государственного управления как государственно -правовой категории.

Эти суждения следует признать спорными. Совершенно очевидно, что любое государство нуждается в экономических ресурсах для выполнения своих функций. Необходимым условием выполнения функций государства является регулирование государственного сектора экономики. В последнее время противоречия в концептуальных подходах к эффективности государственного сектора экономики вызывают повышенный интерес к этим вопросам.

Важнейшей частью управления экономикой является деятельность государственных органов в области бюджета, финансов, кредита и налогов. Само понятие государственного сектора экономики мало исследовано в юридической науке. Вместе с тем, его рассмотрение именно в рамках административного права необходимо для выработки рекомендаций по эффективному управлению указанным сектором экономики.

Государство по -прежнему является крупнейшим собственником в России. Переход к рыночной экономике, приватизация, проведенные в России в конце прошлого века, выявили массу просчетов в административно -правовом регулировании государственного сектора экономики. Отсутствие продуманной административной политики в области построения системы органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере государственного сектора экономики, и частая реорганизация последних ведут к неэффективной реализации экономической функции Российского государства.

Несмотря на то что административная реформа сама по себе принципиально новых функций органов исполнительной власти не порождает, государственное регулирование государственного сектора экономики требует сочетания частных и публичных элементов.

Вышеприведенные обстоятельства актуализируют необходимость проведения научных изысканий в области регулирования государственного сектора экономики, результаты которых помогут эффективнее осуществлять административно -правовое регулирование государственного сектора экономики Российской Федерации [3].

Итак, административно -правовая организация управления есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы. Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально -политическом смысле как любое государственно -властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно -организованного общества. Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно -правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности. Административно -правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, организационно -правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов [4, с. 122—123].

Создание эффективной организационной системы управления серьезно осложняет то, что фактически отсутствуют стабильная система законодательства, необходимая для четкого определения структуры организации управления, функций, целей, задач и полномочий субъектов управления как одного из принципиально важных условий в организации их деятельности.

Зарубежный опыт показывает, что самым дорогостоящим мероприятием являются организационные и структурные изменения в системе учреждений государственного управления, так как это связано с переподготовкой и повышением квалификации кадров, со значительными штатными изменениями, поэтому эти мероприятия вначале научно обосновывают, экспериментально проверяют, а потом проводят эти меры, но, главное, это осуществляется довольно редко. В реалиях нашего государства избрали и реализуют прямо противоположную концепцию, что приносит больше вреда, нежели пользы, так как частая реорганизация структуры финансовых органов исполнительной власти не способствует повышению эффективного государственного управления, а, наоборот, дезорганизует управленческие отношения.

Современное развитие общества выдвигает на первый план экономические аспекты деятельности различных субъектов хозяйственной деятельности, где ключевым понятием являются финансы. Финансы — категория многогранная, ее принято рассматривать с трех сторон. Финансы как материальная категория — это фонд денежных средств. Как экономическая категория финансы — экономические отношения по поводу образования, распределения, использования фондов денежных средств. С правовой стороны финансы — это урегулированные нормами права экономические отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, взятых в их совокупности и взаимодействии, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для выполнения своих задач и функций.

Формы и методы осуществления экономической политики обусловлены предназначением государства и зависят от различных политико -правовых факторов [1, с. 641].

Важнейшие принципы государственной экономической политики определены Конституцией РФ. Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ, к ведению Российской Федерации относится финансовое, валютное кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст. 74 Конституции РФ органы государственной власти призваны обеспечить надлежащие правовые предпосылки для осуществления законной экономической деятельности на всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование в сфере финансов реализуется на основе нескольких федеральных законов, в частности, таких как Бюджетный кодекс Российской Федерации 1998 года, Налоговый кодекс Российской Федерации 1998 года, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86 -ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др. Административно -правовое регулирование данных отношений, возникающих в финансовой и кредитных сферах, осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации [2, с. 621—632].

Понятием организации управления охватывается как государственное, так и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется административным правом. Финансовая деятельность государства — это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач по пополнению государственных фондов денежными средствами, их справедливому распределению и законному использованию. Распределение государственных средств осуществляется методами финансирования и кредитования. Финансирование — это безвозвратное, безвозмездное выделение денежных средств (в основном государственным организациям), кредитование — это возвратное, возмездное, срочное предоставление денежных средств как государственным, так и негосударственным организациям.

Основными разновидностями финансовой деятельности государства являются: бюджетная (образование и расходование денежных средств для обеспечения функций государства), налоговая (налоговый учет, налоговый контроль и государственное принуждение в случаях налогового законодательства), кредитная (регулирование денежно -кредитных отношений, в том числе в процессе банковской деятельности), страховая (формирование денежных фондов, предназначенных для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий — страховых случаев — за счет взносов, уплачиваемых страхователями, или за счет бюджета), валютная (регулирование валютных операций, поддержание национальной валюты, формирование валютных резервов страны, валютный контроль), организация денежного обращения и расчетов (защита и обеспечение устойчивости рубля, денежная эмиссия, организация производства, хранения, инкассации наличных денег).

Обратимся к организации кредитного дела. Кредитование является частью финансовой системы государства, это вид банковских операций, сущность которых заключается в выдаче на определенный срок возвратных денежных средств под определенные проценты. Занимающаяся кредитованием банковская система страны состоит из Центрального банка РФ (Банка России), российских кредитных организаций (банков и небанковских кредитных организаций), а также филиалов и представительств иностранных банков.

Банковское регулирование осуществляется согласно Федеральному закону от 02.12.1990 № 395 - 1 «О банках и банковской деятельности». Банковская система Российской Федерации включает в себя Центральный банк РФ (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

На основании Федерального закона от 10.07.2002 № 86 -ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ и реализации денежно -кредитной политики, является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им обязательных нормативов. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно -кассовые центры и другие предприятия, учреждения и организации.

Большая роль в межотраслевом государственном регулировании движения финансовых потоков, кроме организаций банковской системы, принадлежит также вертикально централизованной системе налоговых органов, возглавляемой находящейся в системе Министерства финансов РФ Федеральной налоговой службой РФ [4, с. 127].

В заключение отметим, что именно административно -правовая организация управления в области финансовой деятельности и кредитования позволит государству избежать ущерба при проведении экономических реформ. Вместе с тем, к сожалению, отсутствует четкий правовой механизм регулирования государственного сектора экономики, недостаточно разработан он и в административно -правовой науке. Соответствующий федеральный закон отсутствует, и общие правовые основы административно -пр авового регулирования в сфере финансов на общефедеральном уровне не определены. Исходя из этого, существует необходимость проведения научных исследований в области регулирования финансовой деятельности и кредитования, результаты которых помогут эффективнее проводить административно -правовую организацию управления в области финансовой деятельности и кредитования в Российской Федерации.

1. Агапов А.Б. Административное право: Учеб. для бакалавров. 8 -е изд., перераб. и доп. — М., 2012.

2. Административное право России: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. 5 -е изд., перераб. и доп. — М., 2011.

3. Капелько Т.В. Административно -правовое регулирование государственного сектора экономики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2012.

4. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. 3 -е изд., перераб. и доп. — М., 2010.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: