9 в чем состоят основные трудности продвижения к правовому государству в нашей стране

Обновлено: 24.04.2024

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства. Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.

В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров, однако в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и др., за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся:

- достижение высокого уровня политического и правового сознания людей;

- создание единого, внутренне не противоречивого законодательства;

- ограничение вмешательства в сферу экономики;

- разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.


Предпосылками создания правового государства в нашей стране являются:

- выработка у широких слоев населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством;

- утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни - общества и государства;

- развитие системы самоуправления;

- установление прочного правопорядка, законности и конституционности;

- утверждение принципов реальной демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д.;

- создание единого, внутренне не противоречивого законодательства;

В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам.

Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных, а точнее ведомственных нормативных актах. Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже самого авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных, детализирующих закон актов. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-правовых актов и не искажали сути и содержания самих законов.

Ограничение вмешательства государства в сферу экономики.

Развитие частного предпринимательства в России не должно сковываться государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Опасные призывы к возврату жесткого государственного контроля над экономикой возродились с новой силой после кризиса 17 августа 1998 г., который явился как раз следствием половинчатости экономических реформ. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводится только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности.

Разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.

В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной целостности страны. С межнациональными отношениями связаны вопросы суверенитета, способа организации и деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав и свобод национальных сообществ. Однако сегодня в России в сфере межнациональных отношений существует много негативных явлений. Крайние формы национализма и сепаратизма, стремление безответственных националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода из состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их разрушительных последствий, Примером может служить Чечня, где националистический режим, манипулируя лозунгами "независимости", "самоопределения" обрек свой народ на страдания. Далеко не продуманной и не правовой была в данном случае и политика федеральных государственных органов, которая привела к бесславной и кровопролитной войне. Подобная ситуация немыслима в правовом государстве.

Поэтому особое значение в России приобретает правовое воздействие государства на межнациональные отношения путем сбалансированного распределения полномочий между федеральными и национальными органами власти, выработки действенных согласительных процедур. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство.


Вданной работе рассмотрены основные приоритетные направления правовой политики Российской Федерации. Выявлены проблемные факторы формирования правовой политики. Выделены основные механизмы реализации правовой политики России на современном этапе, а также проанализировано влияние норм международного права на законодательные процессы в государстве.

Ключевые слова: правовая политика, государство, право, основные направления правовой политики, механизмы реализации, международное право.

В юридической литературе большое внимание уделено такого феномену как «правовая политика». Само по себе данное явление юридической действительности представляет собой сложную разноуровневую систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, которая основывается на общепризнанных нормах международного права, а также находит свое выражение преимущественно в правовых актах и юридической идеологии определенного государства. Правовая политика многогранна, она закрепляется не только в актах закона, но и в других источниках, в различных внутренних, локальных актах, в учебной и методической литературе.

В системе функционирования правовых и политических институтов современного общества исследуемое нами явление занимает особое место. В разные исторические периоды правовая политика отражала так называемых «дух времени», отражала государственный строй, социальные и экономические особенности страны, менталитет. Однако, в своем развитии правовая политика новое направление получила на основании развития демократии в Российской Федерации постконституционного времени на рубеже 90-х годов. В связи с данным фактом произошло обновление законодательной базы, государственного устройства, особенностей внутреннего и международного развития страны. Как следствие, на государственном уровне выстраивание правовой политики является одним из приоритетных вопросов в настоящее время. Само по себе, определение «правовая политика», а также сам феномен, как совокупность деятельности разных элементов государства, достаточно новое для российской юриспруденции как для теории, так и для практики. Вместе с тем определенное количество трудов уже было написано по этой теме. Прежде всего это работы С. С. Алексеева, А. П. Мазуренко, Н. И. Матузова, В. В. Надвиковой, И. С. Морозовой, Н. И. Химичевой, и многих других.

Явление правовой политики призвано направлять само общество, действующие органы государства на решение актуальных проблем внутри социума, в частности: обеспечение реализации законных прав и интересов субъектов права, устранять и не допускать коллизии права, развивать экономическую базу государства и др. В настоящей работе будут проанализированы отдельные направления общественных отношений, в контексте исследования средств явления правовой политики.

С целью недопущения вопросов в области понимания самого термина «правовая политика», рассмотрим основные терминологические значения и закрепления в юридической литературе.

Нельзя не отметить, что «правовая политика» в трудах ученых очень часто определяется по-разному. Само толкование первостепенно связано с контекстом употребления произвольного использования исследователя [1]. Особенности толкования термина связаны с принадлежностью последнего по родовым признакам «правовой политики» к праву и к политике.

В России дореволюционного времени одними из самых известных ученых-юристов, кто рассматривал правовую политику как прикладную науку, были: Г. Ф. Шершеневич, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий. Они утверждали, что правовая политика обязана обеспечить действующее законодательство к возможности выработать совершенное право. То есть, регулировать уже имеющиеся процессы, и в том же время способствовать развитию новых. По нашему мнению, данный подход является узким и не отражает всей сути изучаемого термина. В наше время термин «правовая политика» а также само явление изучено намного обширнее и больше.

Советский ученый-юрист, профессор, доктор юридических наук Н. А. Беляев, толковал «правовую политику», как выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности государственных и общественных органов и организаций по охране интересов трудящихся [2]

Определенно, наличие плюрализма в понимании термина продиктованы особенностями социального развития общества в концепции общей внутренней политики государства.

Такой ученый-юрист как В. В. Болтунов полагает, что «правильнее все-таки считать, что правовая политика — это именно деятельность, и деятельность уполномоченных органов, реализующаяся в сфере действия права, влекущая правовые последствия» [3].

Применительно к нашему исследованию, В. С. Нерсесянц дает наиболее полное толкование термин. Автор говорит, что правовая политика составляет государственную политику, политику развития права, тактику и стратегию правового пути развития общества и государства. В то же время это и система идей и взглядов, принципов и норм, а также форм и процедур признания, осуществления и развития начал и требований господства права в общественной и государственной жизни. Данное определение достаточно широко охватывает различные сферы общественной жизни.

Таким образом, проанализировав категории, можно сделать вывод, что правовая политика направлена на обеспечение движения и направления общества и соответствующих органов страны на решение разных и актуальных проблем, присутствующих в обществе, она должна упорядочивать отношения, и в то же время, развивать их.

В наше время особое внимание занимают интеграционные процессы, которые затрагивают многие сферы, в том числе сферу законотворчества. В конце XX — начале XXI века происходит, хотим мы этого или не хотим, стремительное развитие международного права. Это развитие касается многих областей. Но в нашем случае будет интересен тот факт, что международное право развивается предметно, с точки зрения своего предмета, в традиционной области или, иными словами, в сфере межгосударственного сотрудничества стран друг с другом. Появляется международная борьба с глобальным потепление, космическим развитием, борьба с экологической катастрофой и другими. Однако, на первый план все больше выходит тема определения воздействия международного права на традиционно внутригосударственные процессы, внутригосударственной регулирование. Возникает вопрос, в связи с чем происходит такое воздействие? Если международное право начинает регулировать отношения, которые традиционно регулировались внутригосударственным правом, то неизбежно столкновение между ними, таким образом, правовую политику государства предопределяют нормы международного права, а не внутригосударственного. Однако, данный вывод не является истинным.

Необходимо разобраться как же в этом процессе регулирующего воздействия международного права на традиционные внутригосударственные отношения и отношения с участием внутригосударственных субъектов (гражданин — государство), а также понять, как правовая политика государства изменяется в связи с влиянием норм международного права на внутригосударственные нормы, и какие направления в ее развитии получили все большую значимость для Российской Федерации.

В юриспруденции превалируют и бытуют две концепции «внедрения» норм международного права: трансформация и имплементация.

Одним из основных постулатов трансформации является то, что существование самих норм международного права во внутригосударственном возможно только тогда, когда первым придается сила норм национального права. А происходит такое при ратификации и издании акта внутреннего права, разрешающего использования таких норм. Е. Т. Усенко говорит, что государственный суверенитет в целом исключает и делает невозможным действие в пределах одной территории государства воли еще других государств, в том числе даже согласованной, которая облечена в норме международного права… Для того, чтобы правило, представляющее собой норму международного права, приобрело юридическую силу в пределах действия национального права, оно должно приобрести силу национально-правовой нормы. Но это может сделать только территориальный суверен, издав соответствующий национально-правовой акт» [4].

Применение международных правовых норм внутри государства действительно невозможно без санкции норм национального права. Но если такая санкция присутствует, а норма международного права носит самоисполнимый характер, то речь должна идти именно о прямом (без всяких условностей и оговорок) ее действии внутри государства. Если бы так происходило в действительности, то правовую политику государства предопределяли нормы международного права, а внутригосударственные нормы уходили бы на второй план.

Анализируя положения Конституции Российской Федерации, можно утверждать, что нормы международного права объявлены частью системы права государства, при этом, международные договоры, обычаи должны наравне с национальным законодательством регулировать общественные отношения в государстве. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Главенствующей из двух теорий является теория имплементации норм. Ученый-юрист А. С. Гавердовский предлагает рассматривать имплементацию норм международного права как «целенаправленную организационно-правовую деятельность государств, предпринимаемую индивидуально, коллективно или в рамках международных организаций в целях своевременной, всесторонней и полной реализации принятых ими в соответствии с международным правом обязательств» [5].

В целом же основополагающие тезисы теории имплементации могут быть сведены, на наш взгляд, к следующему: международное и внутригосударственное право представляют собой два различных правопорядка. Поэтому первое может быть непосредственным регулятором отношений в сфере действия второго только с санкции соответствующих национально-правовых норм. Если нормы международного права направлены на урегулирование отношений между национальными субъектами различной государственной принадлежности, то они, как правило, являются самоисполнимыми и имеют на территории нашей страны прямое действие (используется отсылочный метод).

Таким образом, нормы внутригосударственной права имеют больший приоритет для правовой политики, чем нормы международного права. Нормы международного права видоизменяются под влиянием норм внутригосударственного права.

У каждого явления есть соответствующая цель, которая должна оправдывать средства ее достижения и обеспечивать благо для соответствующего субъекта (субъектов). Целью правовой политики нашей страны и, в целом, любого государства, должна быть не «попытка» переноса «западных» институтов (каких-либо традиций) в правовую жизнь России, а адаптация существующих российских институтов под международный стандарт, их модернизация их совершенствование, но с сохранением национального колорита и всех его особенностей.

Наш тезис, а также анализ Конституционного положения части 4 статьи 15, следует продемонстрировать на примере п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О международных договорах Российской Федерации», который предусматривает, что «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты». Подобное нормативное предписание содержится также и в п. 2 ст. 7 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации, который устанавливает, что международные договоры применяются к отношениям, которые регулируются Кодексом, «непосредственно», кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта» [6].

К сожалению, с этической точки зрения, в социуме господствует теория идеализации западной, либо же западно-европейской культуры, искажение исторических событий отечественной истории. Что поступает через средства массовой информации и развивается в обществе. Правовая политика, как мы и говорили в начале исследования, это не только закон, это больше, это целая система, деятельность органов, идеологическое воспитание, сформированное поведение в процессе частого повторения-обычая в разных сферах, которое направляет субъектов права.

Сам термин «правовая политика» достаточно прочно вошел в научный оборот, о чем свидетельствует множество опубликованных исследовательских работ. Тем не менее, такой факт не привел к появлению определенной строгой концепции самой правовой политики, которая стала бы ориентиром для субъектов права, и прежде всего органов публичной власти.

Итак, в первой части нашего исследования мы рассмотрели законодательное закрепление изучаемого явления и его особенностей. Как мы выявили, правовая политика должна определять ориентир развития общественных отношений, выстраивая при этом приоритеты, строя концепции, развивая доктрины. Надо сказать, что ценности общества отражаются именно в самом праве, право их сохраняет, а концепция развития той или иной отрасли, либо сферы — развивает. Таким образом, государство должно так строить правовую политику, чтобы не разрушить общество, его устои, не замещать культурные особенности иностранными, а защищать их.

Важным принципом деятельности любого цивилизованного и демократического государства является принцип соблюдения прав человека. Говоря о Российской Федерации, укажем, что немаловажным является и создание соответствующих условий, гарантий и механизмов для реализации названных прав. На практике имеются проблемы, когда политика и право, как два самостоятельных элемента, сталкиваются друг с другом. Интересы людей, в чих руках сосредоточены власть, становятся выше интересов общества. Политика, в порицательном ее контексте, замещает право.

Многие ученые, в их числе и Н. И. Матузов, говорят, что становление гражданского общества и формирование государства права должно быть самым главным приоритетом для России [7]. Таким образом, основными приоритетами должны: формирование правового государства и гражданского общества; реальное и действительное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, отлаживание механизмов регулирования отношений между субъектами.

При этом, необходимо учитывать и национальные интересы нашей страны — концептуально-идеологическая совокупность базовых жизненно важных ценностей в сфере развития гражданского общества и России, а также мира в целом.

При росте интеграционных процессов в сфере международного взаимодействия государств актуальным становится вопрос исследования самих видом правовой политики. Ведь в обществе достаточно много направлений, сфер влияния, одним явлением невозможно охватить все направления.

Также наравне с культурными особенностями выделяют и исторические факторы влияния на выработку правовой политики. А также определение времени внесения изменений в законы и акты государства. Обусловлено это и тем, что правовая политика входит в само явление политики. Таким образом, мнение о том, что Российской Федерации нужно приблизиться к европейским странам, перенять их опыт, во многом является ошибочным и недостижимым в силу таких исторических особенностей. Которые также легли и в основу национального менталитета граждан. Из закона исторического повторения вытекает: закономерность истории состоит в том, что всякий новый общественный строй вырастает как бы на плечах предшествующего. Это означает, что его предпосылки формируются в недрах старого общества, а сам он является продуктом исторической эволюции, (даже там, где утверждается революционным путем) [8].

Главными в правовой политике России должны быть права человека, верховенство правосудия и обеспечение реализации прав. Ведь не зря говорят, что врачи — лекари человека, а юристы (судьи) — лекари самого общества. Соблюдению и обеспечению прав человека будет способствовать исключительно сильный и независимый суд, который должен призвать восстановить и защитить оспариваемые или же нарушенные права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц.

В связи с международным взаимодействием необходимо также сохранить и национальную безопасность государства. Уничтожение национальных границ государств, глобализация однополярного мира, распространение терроризма — это лишь некоторые из сформировавшихся угроз. Для Российского государства важно в непрерывном процессе определять основы противодействия внешним угрозам: международному терроризму, распространению наркотических средств, похищениям и торговлей людьми и т. п.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, одной из главных задач современного этапа реализации правовой политики в России является определение и нормативное закрепление общей концепции развития правовой политики государства с учетом историко-культурных особенностей, внешнеполитических и географических, а также превалированию норм по защите и обеспечению прав граждан.

  1. Солдаткина О. Л. Информационный подход при исследованиях в теории правовой политики (на примере формирования дефиниций термина «правовая политика») // Вестн. гуманитар. ин-та ТГУ, 1 (14), 2013. — С. 55–58.
  2. Беляев Н. А., Глистин В. К., Орехов В. В. и др. Уголовное право на современном этапе: проблемы преступления и наказания. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992.
  3. Болтунов В. В. Соотношение понятий «правовая политика» и «правовая культура» // Апробация. — 2013. — № 8 (11). — С. 9–15.
  4. Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 16.
  5. Гавердовский, А. С. Имплементация норм международного права [Текст] / А. С. Гавердовский. — Киев: Вища школа,1980.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
  7. Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — М.: Норма, 2003.
  8. Правовая политика в современной России: проблемы формирования (обзор «круглого стола» журналов «государство и право» и «правовая политика и правовая жизнь») // Государство и право, 2011, № 6, с. 119–125

Основные термины (генерируются автоматически): правовая политика, Российская Федерация, государство, норма, правовая политика государства, Россия, влияние норм, гражданское общество, особенность, отношение.


Статья посвящена исследованию проблем формирования правового государства в России. Рассмотрен вопрос о влиянии государства и личности в правовом государстве, обозначены проблемы, негативно влияющие на формирование в стране основ правового государства. Выявлены основные способы развития правового государства в России.

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством [1, ст. 1].

Правовым государством является результат общества, целью которого является служение интересам общества, защита прав и свобод человека.

Отличием правового государства является его способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом, с целью защиты прав и свобод личности, а также на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан и на справедливое урегулирование конфликтов и противоречий.

Актуальность данной темы объясняется тем, что построение правового государства непосредственно затрагивает интересы всех слоев общества, политических партий. Правовое государство является сложным, внутренне противоречивым общественно-политическим явлением, влияющим на судьбы общества, и имеющим многообразие выполняемых задач и функций.

Именно поэтому внимание таких отечественных политологов и правоведов, как Тихомиров Ю. А., Томилина Е. Е., Андронов И. В., Грязнова Т. Е. И др., направлено на проблему анализа концепции правового государства, чтобы выявить те части, использование которых возможно в современной политической реальности.

Проблемы становления правового государства в России во многом связаны с отсутствием достаточного исторического опыта. В начале 90-х годов началось быстрое движение в сторону правового государства, в то время, как опыт эволюционного развития политических институтов и государства, а также постепенное укрепление правовой базы правового государства-практически отсутствовал.

Нерешённым остаётся вопрос, по какому пути развиваться теории правового государства в России. Некоторые склонны полагать, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и опираться на теорию и практику некоторых стран. Другие же, считают это невозможным, так как Россия шла по своему пути, и принципы других стран просто не приживутся в нашем обществе.

Следует отметить, что в нашей стране долгое время использовались практически все способы осуществления социального идеала, кроме собственно-правовых (политические, военные, экономические и т. д.). Тех мероприятий, признаков и черт, которые характерны для правового государства, сейчас крайне недостаточно для российской действительности [2, с. 12].

Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности свободы личности по сравнению с другими ценностями). Но выделяются и характерные для отдельных стран особенности и проблемы построения правового государства.

В странах англо-саксонского права понятие правового государства сводится к государству, создаваемому и подконтрольному гражданскому обществу (его представительному органу). Для России же правовым является государство, которое ограничивает себя законом и гарантирует его верховенство. Это объясняется слабой степенью разработанности теории правового государства, понимания его сущности.

Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства.

При исследовании проблем правового государства необходимо анализировать возникающие вопросы как с позиции нормы права и правового регулирования, так и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу [3, с.3].

Проблемой является повышение качества закона с точки зрения его информационного обеспечения, обоснованность определения правовых целей и средств их достижения, статусов участников, баланса норм материального и процессуального права.

Существует необходимость обращаться к методикам оценки регулирующего правового воздействия, т. е. разработка системы прогнозных правовых показателей и способов оценки рисков, совершенствование механизма экспертной деятельности и порядка планирования законопроектной работы. Нашей стране, где нормы законов постоянно нарушаются, бездействуют, необходимы комплексные подходы к правовому обеспечению государственной деятельности. Огромное значение имеет создание стратегических документов (например: о научных концепциях развития российского законодательства).

Без единого, внутреннего, не противоречащего законодательства, невозможно успешное формирование правового государства, т. к. это приводит к конкуренции федеральных законов и местных законодательных актов, а это является следствием межнациональных конфликтов, имущественным и территориальным спорам.

Одним из главных признаков правового государства является разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Однако, президент не относится ни к одной из указанных ветвей, хотя и является центральным звеном государственной власти. Это приводит к ослаблению каналов взаимодействия ветвей власти между собой, а это, в свою очередь, означает их неизбежное столкновение и противоборство, вопреки общепубличным интересам. Законодательная власть не способна обеспечивать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по реализации федеральных законов.

Следует усилить законодательную власть на всех уровнях и улучшить работу правоохранительных органов. Для устранение такой проблемы, как коррозия свободы слова, манипулирование общественным сознанием, следует ограничить влияние государства на средства массовой информации. Необходимо обеспечить доступность правосудия для всех граждан.

В законах и положениях должны быть четко указаны полномочия публичных, общественных и корпоративных институтов в сфере правотворчества и правоприменения, а также виды и основания ответственности за нарушения обязательств.

Правильное сочетание норм международного и национального права помогает обеспечивать свой суверенитет, а также признает приоритет международно-правовых принципов и норм. Это, в свою очередь, поможет развить сотрудничество со многими странами, открывая путь для активного участия России в делах международных организаций и межгосударственных объединений.

Характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. В реальной жизни ни одно государство не существует без коррупционных проявлений, нарушения конституционных и иных правовых норм, что, несомненно, является значимым отклонением от нормативно-ценностных ориентиров [4, с. 19].

К сожалению, практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципам.

В Законе России необходимо провести преобразования, которые поспособствуют созданию в нашей стране реального правового государства и сильной демократической власти, подчиненной праву. На данный момент закреплённые принципы и нормы носят больше декларативный характер, в то время как идею правового государства должны реализовывать государственные органы и должностные лица именно на практике.

Многие российские учёные среди признаков правового государства выделяют юридическую защиту личности, эффективно действующие правоохранительные органы и соблюдение законности. В России необходимо более жёстко систематизировать законодательство. Вообще, деятельность органов государства часто неэффективна, но следует отметить и позитивные тенденции: правотворчество осуществляется на более демократических основах, меняется судебная система, а также меняется поведение граждан в сторону правомерного. В судебной практике допускаются ошибочные решения и частым является проявлением коррупции, что отрицательно сказывается на эффективности работы судов и на реальном доступе граждан к правосудию [5, с.5]. Необходимо усилить персональную ответственность за нарушения прав граждан, т. к. Основная проблема как раз не в закреплении прав, а в их обеспечении и защиты реализации.

Сейчас в России низкий уровень экономики, что приводит к отставанию от ведущих стран мира. Существует проблема взаимодействия правящей элиты и государственного аппарата. В России слабый уровень среднего класса, а каналы взаимодействие государства и гражданского общества в полной мере не сформированы.

Оформление среднего класса возможно при существовании определённого комплекса факторов: внешнего (стабилизация социально-экономических, политических институтов, а следовательно открытость действий власти) и внутреннего (формирование системы социокультурных ценностей и развитие автономной активности).

Следует преобразовать социально-экономическую и политическую системы (преобразование собственности). Это объясняется тем, что при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, правовое государство невозможно [6, с.29]. Воздействие на экономику со стороны государства должно сводиться лишь к налоговому, кредитно-финансовому регулированию, а также к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности, ведь прямое вмешательство государства в экономику является посягательством на экономическую свободу, и служит тормозом её развития.

Неотъемлемой составной частью политики государства считается реализация социальной программы, которая направлена как на культурное развитие, так и на улучшение экономического положения народа. Таким образом, правовое государство помимо формального определения в своей деятельности правом, должно также выражать нормы социальной справедливости, что является его высшим назначением.

Разнообразные исследования показывают, что несмотря на постоянный рост законов, отношения граждан к праву является пассивным. Это является следствием деформации правосознания. Чтобы изменить данное отношение граждан к государству, необходимо определить типологию правовых статусов граждан, в основе которых находятся публичные и частные интересы, а также социальные роли, которые они играют. Базовым является конституционный статус гражданина, а его содержание составляет признание приоритета прав и свобод человека.

Правосознание российского общества оценивается как невысокое. Право испытывает процесс формирования и содержит множество пробелов и противоречий; используются старые акты; а также право формируется узкой группой людей, которые зачастую лавируют свои интересы.

Для цельного гражданского общества требуется высокий уровень правосознания и правовой культуры. Государство должно предоставлять достойные условия жизни населению, социальные льготы. Это утвердит частное право и последуют налоги государству для тех же социальных льгот, а это поспособствует устойчивости в экономическом секторе страны. Такой признак правового государства, как широкие права и свободы личности, а также взаимность прав и обязанностей гражданина, государства и общества в России соблюдается, но частично. Так, существуют различные пособия, выплаты, но суммы их настолько малы, что существовать на такие деньги в правовом государстве не представляется возможным. Правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека и становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.

Государству также следует уделить внимание коллективным правам (права на национальное самоопределение, определение прав представителей наций) [7, с.30].

Таким образом, для реализации идеи правового государства, т. е. для реализации положений, заложенных в концепции правового государства, должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений. Конституционная модель России остаётся не сформированной до конца, а это говорит о том, что прежде всего следует довести до конца процесс формирования всех конституционных институтов. По сути, России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного принципа правового государства. Государство не может обеспечить в должной мере права и свободы граждан в различных сферах (науки, образования, социального обеспечения).

Путь к правовому государству довольно долгий и не простой, и его построение должно иметь стратегию и тактику. Сейчас нельзя сказать о наличии в полной мере правового государства в России. Правовое государство несомненно имеет свою специфику, но в целом развивается по пути многих стран Запада. Процесс его формирования имеет свой естественный темп, который вряд ли можно ускорить, учитывая то, что Россия в современный период находится в состоянии кризиса, а это только обостряет трудности на пути движения к правовому государству.

И в заключении хочется привести слова Ковалёва С. А.: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти Россия никогда не стане ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятного для каждого рабочим механизмом решения общих задач».

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. —№ 31. —2014. —Ст.4398.
  2. Тихомиров Ю. А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование—№ 5. —2011. —Ст.3–10.
  3. Томилина Е. Е., Кузнецова Ю. А. Актуальные проблемы правового государства на современном этапе развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —№ 2–2. —2015. —Ст.3–10.
  4. Тихомиров Ю. А. Эффективность законодательства в экономической сфере. М.: Волтерс Клувер. —№ 5. —2010. —С. 18–27.
  5. Ерофеева К. В., Воронова Т. А. Проблемы формирования правового государства в современной России // Студенческий научный форум. —2012. —С. 5–10.
  6. Грязнова Т. Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в Российской юридической науке конца XIX начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». —№ 2 (39). —2014. —С. 18–29.
  7. Бусурманов Ж. Д. Евразийский союз в контексте прав человека: взгляд из будущего на интеграционный проект // Государственное управление и государственная служба. —№ 3. —2013. —С. 29–32.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Россия, государство, гражданское общество, полная мера, свобода человека, влияние государства, законодательная власть, отношение граждан, правовая культура.


В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, развитие правосознания, следование требованиям правовых норм.

Keywords: legal culture, legal education, legal nihilism, development of legal awareness, following the requirements of legal norms.

Недостаточный уровень правовой культуры, социально–политический и экономический кризис в стране приводят к тому, что доверие к закону и государству в России неуклонно падает. Поэтому рядом с проблемами жизненно важного плана правовое воспитание и правовая культура приобретают эфемерный характер и для большинства людей приобретают второстепенное значение, постепенно утрачивая свою важность и актуальность. Российская правовая действительность такова, что наблюдается значительный разрыв между правом и законом. Именно по этой причине развитие правовой культуры — это одна из наиболее актуальных проблем российского общества. Не будет преувеличением сказать, что правовая культура личности и общества в целом является основой государственности и правопорядка в современном демократическом обществе.

Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание [3].

Правовая культура выполняет в современном обществе ряд важнейших функций:

– познавательную (заключается в освоении правового наследия различных исторических эпох и достижений отечественного и зарубежного права, связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);

– регулятивную (направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам определённых стандартов общественно полезного поведения);

– нормативно-ценностную (состоит в изменении индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение, другие подвергаются критическому осмыслению);

– коммуникативную (способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);

– прогностическую (выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы, правотворчества и реализации права, юридической практики, правовой активности населения и другие изменения правовой системы) [4].

В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема правового воспитания населения (особенно молодежи), реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм по–прежнему представляет основную трудность в реформировании российской действительности.

Правовой нигилизм — самая распространённая деформация правосознания, сложное и неоднозначное явление правовой культуры. Правовой нигилизм с развитием общества зачастую модифицируется в самые изощрённые формы и представляет огромную опасность для общественного правосознания.

Учёными разработаны различные классификации форм правового нигилизма, каждая из которых имеет как достоинства, так и недостатки. Например, М. В. Варламов выделяет следующие виды правового нигилизма:

– социологический (связанный с гражданским обществом);

Каждый из данных видов правового нигилизма, в свою очередь, состоит из трёх компонентов:

1) когнитивного (чувственное осознание);

2) аффективного (эмоциональная оценка);

3) конативного (поведение).

Развитие правовой культуры и правосознания субъектов правоприменительной политики, с одной стороны, граждан и институтов гражданского общества, с другой стороны, позволять выстраивать эффективный механизм обеспечения и защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц, добиваться идеи построения правового государства и гражданского общества [1].

Результаты правоприменительной политики накладывают отпечаток на поведение субъектов правовых отношений, формируя тем самым правовую культуру общества. Чем выше уровень правовой культуры, тем выше авторитет государства. Последнее должно иметь прямую заинтересованность в способности правоприменительной политики формировать и повышать уровень правовой культуры. Если обществом будет достигнуто осознание социальной ценности права, гуманистических идей общежития, механизма защиты своих прав и свобод, возможности влияния на правоприменительный процесс, то в этом случае можно говорить о необходимом уровне его правовой культуры. Как следствие — минимизация проявления нигилизма и непрофессионализма в правоприменительной среде. Чем ниже правосознание самого общества, тем больше простора для формирования правоприменительной политики, идущей в разрез с принципами права.

Граждане, должностные лица, органы государственной власти и иные субъекты должны понимать полезность соблюдения правовых норм и сознательно отторгать антиобщественное поведение, понимать необходимость противодействия противоправному поведению.

Это важно для сохранения и повышения престижа деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, формирования убежденности российских граждан в законности, обоснованности и справедливости принимаемых решений и выносимых актов. Чем выше уровень воспитательного воздействия, тем большая степень убедительности общества и населения в возможности удовлетворения потребностей и интересов в правоприменении и в правореализации.

В качестве эффективнейшего средства решения проблем правового воспитания и правовой культуры видятся институты гражданского общества (профессиональные и иные ассоциации, образовательные и научные учреждения и т. д.). Сегодня в нашей стране наблюдается рост подобных структур, и государство должно всемерно поощрять и поддерживать их деятельность. Важная роль среди институтов гражданского общества должна отводиться общественным объединениям.

К примеру, самой эффективной мерой правового воспитания водителей, осуществляемой сотрудниками подразделений ГИБДД, названа пропаганда безопасности дорожного движения в средствах массовой информации. Подчеркивая роль средств массовой информации и ресурсов Интернета в повышении уровня развития правосознания, просвещении и обучении безопасному поведению

Для пропаганды безопасности дорожного движения необходимо все больше использовать возможности телевидения, радио и новых информационных технологий, а именно информационных порталов, сети Интернет, осуществлять SMS–рассылки на мобильные телефоны с информацией, направленной на повышение правовой культуры и дорожно-транспортное воспитание людей [7].

Кроме того, в научных публикациях подчеркивается, что существенную роль в пропаганде безопасности дорожного движения играет социальная (дорожная) реклама, направленная на формирование установки «кооперативного поведения» у водителей, сопровождающаяся косвенной и деликатной демонстрацией целесообразности соблюдения Правил дорожного движения.

Сильное эмоциональное влияние на сознание оказывает деятельность правоохранительных органов, в особенности полиции, так как население крайне настороженно относится к применению и оценке мер государственного принуждения и наказания, связанных с ограничением прав и свобод личности. Неслучайно некоторыми учеными особое внимание уделяется полиции как институциональному элементу правовой идеологии. С этим можно вполне согласиться с учетом роли правовой идеологии в механизме формирования идеологического пространства. Здесь используются свойственные правовой идеологии способы, методы и различные институциональные структуры воздействия, используя последние в качестве проводников ценностно–идеологического воздействия. Органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы и суды формируют определенную идеологическую атмосферу посредством правовых дискуссий, разъяснения законодательства, трансляции передового опыта и достижений в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, и гражданина. Тем самым переносятся идеи правоприменительной политики во внешнюю среду, программируя сознание ее представителей на необходимость уважительного отношения к закону и его соблюдению [2].

Правовое воспитание должно быть направлено на внедрение в сознание необходимости следования требованиям правовых норм, что обеспечивает сознательное уважение к правовым предписаниям, а, следовательно, ведет к повышению уровня правовой культуры. Атрофия моральных качеств, названных выше субъектов, ставит под сомнение их профессионализм, так как предназначение любого служащего независимо от сферы исполнения долга, состоит в служении народу, государству. Однако практика выявляет обратное — служение в угоду удовлетворения своих корыстных интересов. Существует множество различных форм проявления правового нигилизма, каждая из которых несёт в себе определённую опасность для гражданского общества и демократического государства. С последующим развитием общества нельзя исключить и появление новых форм правового нигилизма.

Проявления (формы) правового нигилизма во многом зависят от социальных, национальных, религиозных, политических, экономических и других факторов, а также от того, какую позицию по отношению к законности и правопорядку занимают лидеры государства [8]. Поэтому правовая культура как цель правоприменительной политики должна быть направлена, во-первых, на минимизацию разрыва между установленными законом принципами и принципами, утвердившимися в сознании носителей власти. Во-вторых, — на повышение духовно–нравственных их качеств, связанных с пониманием социальных проблем людей, проявлением уважения и заботы к рядовым гражданам. Не случайно некоторые опросы граждан показывают, что нравственные качества чиновников население ставит на первый план. Из этого следует, что, от уровня правовой культуры чиновников напрямую зависит уровень правовой культуры российских граждан. Последние видят в судьях, в служащих органов государственной власти и управления носителей высоких моральных убеждений и идеалов. В-третьих, на укоренении в профессиональном сознании рассмотрения права как ценности, что будет проявляться не только в знании закона и уважения основополагающих принципов права, но и в осмыслении правовых норм, в безусловном следовании названным принципам, соизмерении своей деятельности с позиции закона.

Только при достижении названных выше трех условий, возможно говорить о достижении цели правоприменительной политики — правовой культуры субъектов правореализации. Развитие правовой культуры приводит, в конечном итоге, расширению прав и свобод личности, повышению уровня их защищенности. В настоящее время развитая правовая культура общества это — идеал, цель политико-правового развития России, к которой необходимо стремиться.

Формирование стабильной правовой культуры общества возможно только при условии объединения усилий гражданского общества и государственной власти, то есть государство должно оказывать активную поддержку развитию юридической культуры, а общество, в свою очередь, должно занимать активную гражданскую позицию по отношению к соблюдению законности и правопорядка. Именно объединёнными усилиями государства и общества возможно эффективное преодоление правового нигилизма и формирование высокого уровня общественного правосознания.

  1. Борисова С. Е. Правовое воспитание и психологические качества водителей транспортных средств // Юридическая психология. 2015. N 4. С. 25–28.
  2. Канунникова Н. Г. К вопросу об управлении деятельностью органов внутренних дел и правовом воспитании их сотрудников // Административное право и процесс. 2015. N 10. С. 30–33.
  3. Клименко А. В. Моральная природа и обусловленные ею функции правовой идеологии // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 21–27.
  4. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. 8–е изд. СПб.: Питер, 2012, с. 420.
  5. Муртазалиев М. М. Трансформации правовой культуры в процессе модернизации российского общества: дис … канд. социолог. наук. М., 2016, с. 207.
  6. Погребная Ю. К. Кризис современного российского правосознания: монография. М., 2016, с. 192.
  7. Усманова Е. Ф. Понятие и особенности коммуникативной функции правовой культуры // Наука и современность. 2014. № 27. С.292–296.
  8. Усманова Е. Ф. Правовая этика как элемент правовой культуры общества // Символ науки. 2016. № 1–3. С.170–172.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовой нигилизм, гражданское общество, правовое воспитание, правоприменительная политика, государственная власть, дорожное движение, правовая идеология, правовое государство, пропаганда безопасности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: