5 аппараты судов как органы обеспечения деятельности судов в рф

Обновлено: 15.04.2024

В целях укрепления самостоятельности и независимости судов общей компетенции Федеральным законом от 8 января 1991 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» учрежден новый орган – Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система Судебного департамента включает аппарат самого департамента, а также его управления (отделы) в субъектах РФ и соответствующие учреждения.

Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности. Судебный департамент, его учреждения и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя ВС РФ, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Полномочия Судебного департамента можно разграничить применительно к основным направлениям его деятельности: кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов.

Кадровое обеспечение включает: – определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и сотрудников аппаратов судов;

– ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов. Организационное обеспечение включает:

– изучение организации работы судов и разработку мер по ее совершенствованию;

– разработку научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;

– ведение судебной статистики, организацию делопроизводства работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

– организацию разработки и внедрения программно-аппаратных средств для ведения судопроизводства и делопроизводства, работу по систематизации законодательства.

Материально-техническое обеспечение деятельности судов охватывает:

– разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем ВС и Советом судей РФ предложений о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;

– организацию строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;

– организацию материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов. Судебный департамент состоит из следующих основных подразделений: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления. В структуру входит ряд других подразделений: кадровые, контрольно-ревизионное, капитального строительства, учебных и образовательных учреждений.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается и освобождается от должности Председателем ВС РФ с согласия Совета судей РФ.

Кроме Судебного департамента органом, обеспечивающим деятельность судебных органов при осуществлении правосудия в Российской Федерации, являются аппараты судов (ст. 32 Закона о судебной системе)

Практические знания и умения,

которые должны быть получены студентами:

1. знание правового статуса органов обеспечения деятельности судов;

2. знание основных понятий и нормативно правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность органов обеспечения деятельности судов;

3. знание полномочий Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его органов;

4. знание предпосылок и целей, создания Судебного департамента при Верховном Суде РФ как органа обеспечения деятельности судов общей юрисдикцией, а также, иных органов;

5. знание полномочий и деятельности аппарата судов;

6. умение анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус органов обеспечения деятельности судов;

7. умение оперировать юридическими понятиями и категориями нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус органов обеспечения деятельности судов;

8. умение анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов обеспечения деятельности судов;

9. умение принимать решения по вопросам, связанным с порядком образования квалификационных коллегий судей и экзаменационных коллегий

Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

(часть 7.1 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

(часть 7.2 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

(часть 7.3 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(часть 7.4 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ в часть 4 статьи 38 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

ГАРАНТ:

Распоряжением Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 7 августа 2014 г. N 106-р штатные расписания федеральных судов отнесены к служебной информации ограниченного распространения, относящейся к несекретной информации, ограничения на распространения которой диктуются служебной необходимостью

Информация об изменениях:

6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 38 дополнена частью 7.1 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

Информация об изменениях:

Статья 38 дополнена частью 7.2 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

Информация об изменениях:

Статья 38 дополнена частью 7.3 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 38 дополнена частью 7.4 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарий к статье 38 настоящего Федерального конституционного закона

Историческая справка. Функция обеспечения деятельности судов в России в разные периоды характеризовалась и как организационное руководство, и как организационное управление, и как организационное обеспечение судебной деятельностью. Это определяло сущность и содержание самой деятельности, а также органы, её осуществляющие.

В советский период суды находились в прямом подчинении органов юстиции, которые создавали и ликвидировали судебные учреждения, издавали предписания, регулирующие все стороны организации работы по осуществлению правосудия, и проверяли деятельность судов.

После принятия Конституции СССР 1936 г., которая декларировала принцип независимости судей, органы юстиции по-прежнему наделялись полномочиями по руководству судами, ревизовали деятельность судов и давали им указания по вопросам применения закона.

С 1971 по 1998 гг. организационное обеспечение деятельности судов осуществляло Министерство юстиции и его органы в краях, областях и республиках. В их полномочия входило кадровое и материально-техническое обеспечение судебной деятельности, обобщение судебной практики, ведение судебной статистики, контроль за соблюдением судами процессуальных сроков, вынесением частных определений, подготовкой к судебным заседаниям и т.д. На коллегиях Министерства юстиции обсуждались вопросы применения судами законодательства, в том числе и практика назначения наказаний.

Все это позволяло исполнительной власти оказывать воздействие на различные аспекты судебной деятельности, в том числе и непосредственно на осуществление беспристрастного и независимого правосудия.

Основы современного организационного обеспечения деятельности судов заложены в Конституции РФ, которая провозгласила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными. Реализуя эти конституционные положения, в процессе осуществления Концепции судебной реформы, из подведомственности органов юстиции изъяты вопросы кадрового, ресурсного и организационного обеспечения деятельности судов и переданы самой судебной власти.

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивается аппаратом Конституционного Суда РФ (ст. 111 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется Председателем и аппаратом Верховного Суда РФ.

Сметы расходов в пределах средств федерального бюджета, выделенные на его содержание, определяется Верховным Судом РФ самостоятельно.

Безопасность деятельности Верховного Суда РФ обеспечивается соответствующими государственными службами. Так, для обеспечения установленного порядка деятельности Верховного Суда РФ действует Служба судебных приставов, полномочия которой установлены федеральным законом «О судебных приставах».

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов до 6 августа 2014 г. осуществлял Высший Арбитражных Суд РФ, который через соответствующие подразделения и с помощью аппаратов арбитражных судов производил подбор и подготовку кандидатов в судьи, организовывал работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществлял финансирование и контроль расходов финансовых средств арбитражными судами. Вопросы материально-технического снабжения и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов, медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата этих судов ВАС РФ осуществлял во взаимодействии с органами исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.

Однако в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ и передачей вопросов осуществления правосудия, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Верховного Суда РФ,[61] организационное обеспечение деятельности арбитражных судов возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.[62]

Организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей осуществляет с января 1998 г. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.[63]

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных, городских, межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Судебный департамент не входит в структуру Верховного Суда РФ. Это самостоятельное ведомство, действующее на правах федерального министерства. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой. Материальное и социальное обеспечение Генеральному директору Судебного департамента предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ образуют центральный аппарат, управления Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения.

Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.

В своей деятельности Судебный департамент и его органы руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ», указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, а так же решениями органов судебного сообщества, принятыми ими в пределах их полномочий.

Судебный департамент и его органы призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, укреплению авторитета судебной власти. При этом он не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Функции Судебного департамента при Верховном Суде РФ(ст. 6 ФЗ « О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»):

1) организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством;

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

20.2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;

21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Для осуществления своих функций Судебный департамент вправе: запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы; контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов; вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Судебный департамент при Верховном Суде возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент. Полномочия Генерального директора Судебного департамента закреплены в ст. 5, 7, 8, 10 ФЗ « О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ».

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Структура Судебного департамента при Верховном Суде РФ и перечень его подразделений утверждается решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей РФ ( схема 15). По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принимать решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.

В Судебном департаменте при Верховном Суде РФ образуется коллегия Судебного департамента в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. Члены коллегии, за исключением входящих в её состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ.[64]

Организационное обеспечение деятельности судов, как отмечалось выше, — одна из основных функций (направлений) правоохранительной деятельности. В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона о статусе судей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте.

Конкретизация этой общей формулировки дается в других статьях Закона о статусе судей, ст. 6 Закона о Судебном департаменте, а также в Законе о судебной системе (ст. 30—33), Законе о Конституционном Суде (ст. 7, 24, 26—28 и 111), Законе об арбитражных судах (ст. 44—47), Законе о судебных приставах (ст. 11 и 12), Законе о военных судах (ст. 34), Положении о квалификационных коллегиях судей, Положении о квалификационной аттестации судей, Указе Президента РФ "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" от 15 сентября 1995 г. №947, Положении о Министерстве юстиции РФ, Положении об органах судейского сообщества, Регламенте Конституционного Суда РФ, Регламенте арбитражных судов и др.

Если суммировать сказанное в этих актах по поводу организационного обеспечения судов, то можно получить значительно более конкретное представление о его содержании. В состав данной функции входит осуществление следующих задач:

— разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов (создание новых судов, упразднение или реорганизация уже существующих судов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др.);

— разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

— подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

— обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

— дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

— организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; проверка законности избрания, назначения или отбора таких заседателей;

— организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

— представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привлечения их к уголовной ответственности или применения мер процессуального принуждения, аттестации и присвоения квалификационных классов, выдвижения на руководящие судебные должности и т.д.);

— материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности— содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

— организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества;

— организация и ведение судебной статистики;

— оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной

— изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

— разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

— организация научных исследований по правовым проблемам, том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

— изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов

В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в ст. 30 Закона о судебной системе ("Обеспечение деятельности судов"):

"1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации".

С учетом такой общей ориентации, данной в законе, и следует рассматривать вопросы построения организационного обеспечения деятельности судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: