4 причины и условия возникновения государства и права общие закономерности возникновения государства

Обновлено: 23.04.2024

Ни одна теория не может претендовать на исключительность как единственно верная для всех времен и народов.

Причины происхождения государства и права следует искать во всей совокупности закономерностей, обусловливающих существование человеческого общества.

Основные причины, обусловливающие наличие множества теорий происхождения государства и права:

- сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права, трудность его адекватного восприятия;

- несовпадающие, а порой противоречивые экономические, политические и идеологические взгляды и интересы; конъюнктурные или иные соображения;

- непреднамеренное смешение процесса возникновения государства и права с другими, соотносящимися с ними процессами.

Кроме того, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на основе разложившихся догосударственных институтов и явлений, и процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений на базе ранее существовавших.

Если первичные государства формировались в основном, исходя из объективных условий развития общества, то в процессе становления вторичных государств большая роль отводится конкретным личностям, т. е. субъективному фактору.

Тем не менее, можно выделить общие закономерности возникновения государств:

- становление государства представляет собой достаточно длительный исторический процесс, а не одномоментный акт;

- государство возникает из недр первобытнообщинного строя как закономерный результат естественного развития общества вследствие экономического развития, появления частной собственности, имущественной дифференциации населения, а также изменений в нормативном регулировании;

- государство не навязывается обществу извне, не является результатом чьего-то решения. Государство возникает в силу объективного развития общества, когда на определенном этапе общество не может обходиться без такого органа управления, когда возникающие противоречия не могут быть разрешены в рамках догосударственной организации и когда уровень экономического развития позволяет содержать аппарат политической публичной власти;

- государство в определенной мере есть продукт сознательной деятельности людей;

- о появлении признаков государства в обществе свидетельствует, прежде всего, выделение особого слоя людей, не производящих материальных благ, а занятых лишь управленческими делами. Этот аппарат формировался из родоплеменной знати, либо верхушки имущих классов;

- государственные органы и организации частично появились в результате модернизации органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично – путем полного вытеснения последних.

Причины возникновения государства и права:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением;

- необходимость решения крупных проблем, связанных с ведением войн, строительством и т. д.;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;

- необходимость поддержания общественного порядка.

Г. В. Шершеневич отмечал, что вопрос о происхождении государства часто смешивается с вопросом «об обосновании государства». Конечно, логически эти два вопроса совершенно различны, но «психологически они сходятся разными корнями». «Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод»[10].

Таким образом, в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент.


Учебное пособие призвано оказать помощь студентам бакалавриата, специалитета, магистратуры, изучающим теорию государства и права, проблемы теории государства и права при подготовке к практическим занятиям, зачету или экзамену по этим дисциплинам. Автор выражает благодарность авторам использованных монографий, научных статей, учебников и учебных пособий и рекомендует эти работы для более глубокого изучения курса теории государства и права. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Сущность государства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Краткий курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Происхождение государства и права

Общая характеристика органов власти и социального регулирования в первобытном обществе

Первобытное общество, предшествовавшее возникновению государства и права, существовало в течение десятков тысяч лет. В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена, позже появляются союзы племен. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.

Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:

— распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;

— являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);

— специфичностью органов власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. Главное назначение социальных норм состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:

— социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т. е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку;

— социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;

— санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение этих норм;

— ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

Существенное влияние на возникновение государственности оказала так называемая «неолитическая революция» (от неолит — новокаменный век). Сущность неолитической революции состояла в переходе от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и др.). Неолитическая революция вызвала ряд последствий, которые, как считают некоторые авторы, и привели в конечном счете к появлению государства:

— резкий рост численности населения, поскольку земледелие создавало возможность для выживания большего количества соплеменников;

— переход к оседлости и появление первых городов (поэтому неолитическую революцию иногда называют городской революцией);

— неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, выделение торговли);

— рост производительности труда и появление излишков продуктов, ставших прообразом частной собственности;

— необходимость регламентации земледельческого труда привела к разрастанию и возвышению родоплеменной верхушки, которая постепенно становится наследственной, а также к появлению агрокалендарей, которые считаются некоторыми авторами первыми сборниками норм права.

У ряда народов переходной ступенью от догосударственного состояния к государству выступала так называемая военная демократия. В условиях военной демократии власть вождей еще была выборной, нередко вождей выбирали на время войн, однако постепенно военные вожди оттеснили от власти советы старейшин, их дружины превратились в постоянное войско, а приближенные — в советников и наместников. Так появляется публичная власть, не совпадающая с населением и располагающая аппаратом управления и принуждения.

Закономерности и формы возникновения государства

Возникновение каждого государства имело свои специфические особенности, т. е. было в определенной мере уникальным. Однако имелись и общие черты, тенденции, которые были характерны для возникновения любого государства, в любом регионе. Они и получили наименование закономерностей возникновения государства.

Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, появление частной собственности, классовое разделение, рост социальных конфликтов) на процесс возникновения государства повлияли демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза извне) факторы. Природный эгоизм и агрессивность соседствовали в человеке с пониманием необходимости жить в большом коллективе со своими органами управления.

В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие.

1. Возникновение государства — это не одномоментный акт, а достаточно длительный, постепенный исторический процесс.

2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность в обществе.

3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия — разрешаться в рамках родовой организации общества.

4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне.

5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.

При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской.

Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса — между патрициями и плебеями.

У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей — в королевскую власть.

Определенными особенностями обладало возникновение государства на Древнем Востоке. На образование государства здесь не оказали влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка — в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ, например строительства сети ирригационных сооружений. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например строительство плотин, каналов и т. п.

Основные теории происхождения государства

Вопрос о причинах и условиях возникновения государства является, как известно, одним из наиболее дискуссионных в мировой науке. На протяжении столетий различные авторы, философские и религиозные школы выдвигали свои гипотезы на этот счет. Как правило, в них делался акцент на один главный фактор возникновения государства, например экономический, внешнеполитический, психологический и т. д. В этих условиях критика многих из них связана с недооценкой или игнорированием других факторов.

Рассмотрим лишь некоторые наиболее значимые из них.

Марксистская теория происхождения государства. В литературе данная теория также называется материалистической. Основы данной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В. И. Ленина.

Ф. Энгельс указывал, что государство существовало не всегда. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Государственная власть сосредоточивается у экономически господствующего класса. Таким образом, государство присуще лишь классовому обществу.

Родоплеменная организация управления обществом оказалась не в состоянии осуществлять регулирование в условиях имущественного и социального расслоения, в условиях усиления социальных противоречий, поэтому должна была уступить место государству.

Марксистская теория происхождения государства подвергается критике в современной литературе за то, что классиками марксизма не были учтены особенности возникновения государства на Востоке, а также в странах Африки и Латинской Америки. Справедливости ради следует оговориться, что на ранних этапах своего творчества Энгельс исторически первым типом государственности на Древнем Востоке считал «государство азиатского способа производства», все же признавая специфику Востока, но впоследствии отнес древневосточные государства к рабовладельческим.

В то же время, несмотря на игнорирование других факторов, следует признать, что экономический фактор является одним из важнейших в формировании и развитии государственности.

Патриархальная теория происхождения государства. Патриархальная теория имеет давнюю историю. Так, еще Аристотель указывал на то, что государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, являясь существами политическими, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Поэтому государственная власть вырастает из семейной власти, из власти отца над женой, детьми и рабами. Аналогично древнекитайский мыслитель Конфуций уподоблял государство семье, считая императора отцом подданных.

Более поздними представителями патриархальной теории являлись Р. Фильмер и Н. Михайловский. Например, Р. Фильмер считал, что Бог вручил Адаму не только семейную власть, но и государственную, которую Адам впоследствии передал по наследству своим детям. Таким образом, монарх здесь также является отцом подданных, поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.

В современной науке положения патриархальной теории подвергаются критике. С одной стороны, признается тот факт, что в некоторых странах государственные структуры формировались по аналогии с семейными (например, в некоторых государствах до сих пор существуют советы старейшин как государственные органы). Кроме того, теория способствовала воспитанию уважения к государственной власти, хотя в свое время в трактовке Р. Фильмера и обосновывала неограниченную власть английских королей. В то же время отмечается, что нет ни одного исторического примера подобного способа возникновения государства. Наоборот, установлено, что патриархальная семья возникает вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Кроме того, функции государства отнюдь не совпадают с функциями семьи, а кардинально от них отличаются.

Теологические теории происхождения государства. Теологические теории происхождения государства зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении государства из божественной воли. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к Римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологических теорий в Средние века явилась так называемая «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она положила в ножны и оставила у себя, а другой отдала светским государям для управления мирскими делами. Тем самым утверждалась производность власти монархов от церковной власти.

В исламской доктрине получила распространение концепция халифата, по которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. С этим связана теократичность власти во многих исламских государствах, наличие специальных органов, контролирующих соответствие государственной деятельности религиозным предписаниям.

Критики теологических теорий указывали на то, что провозглашение государственной власти, имеющей божественное происхождение, делает монарха непогрешимым, открывает дорогу для произвола главы государства. Однако сторонники данной теории разграничивали саму власть как божественный институт и ее осуществление конкретными правителями и указывали на то, что плохие правители могут являться божественным наказанием народу за безнравственное поведение. Положительным моментом данной теории является воспитание уважения к государственной власти, обоснование общественного порядка.

Данная теория имеет и сторонников в современной науке (Ж. Маритен и др.). Закреплена эта теория и в законодательстве ряда мусульманских государств.

Психологическая теория происхождения государства. Представителями психологической теории происхождения государства являлись Л. И. Петражицкий, Э. Фромм, З. Фрейд, Г. Тард и др. Возникновение государства связывалось сторонниками данной теории со следующими причинами психологического характера:

1. Наличие в психике людей потребности в подчинении. Каждому человеку свойственно стремление к подражанию, а также либо к подчинению власти, либо к её приобретению.

2. Наделение вождей и шаманов в первобытном обществе сверхъестественными качествами, что возвышало их над остальными общинниками.

3. Наличие у некоторых индивидов ярко выраженных агрессивных устремлений, для обуздания которых и возникает государство.

Таким образом, по мнению сторонников указанной теории, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе и призвано эти противоречия разрешать либо смягчать.

Недостатком психологической теории происхождения государства в литературе считается недооценка других факторов возникновения государства.

Договорная теория происхождения государства. Зачатки договорной теории происхождения государства встречаются еще у древнекитайского философа Мо-цзы. Мо-цзы указывал, что раньше у каждого было свое представление о справедливости, что приводило к социальным конфликтам, поэтому люди нашли самого мудрого человека и наделили его правом создавать единый образец справедливости, т. е. заключили своеобразный договор, по которому передали часть своих прав представителям возникшего государства.

Автором термина «общественный договор» считается Августин, а основными разработчиками теории общественного договора — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. Серьезное внимание они уделяли проблеме так называемого «естественного состояния», предшествовавшего подписанию общественного договора. Трактовки «естественного состояния» различны у данных авторов, например, Гоббс рассматривал его как «войну всех против всех». Именно несовершенство общественной жизни в «естественном состоянии» привело к заключению общественного договора. При этом Локк указывал, что народ имеет право на расторжение договора с тем правительством, которое не выполняет его условия.

Руссо критиковал заключенный общественный договор как несправедливый и призывал к его пересмотру.

В России представителем теории общественного договора являлся Радищев. В качестве разновидности договорной теории происхождения государства можно рассматривать легенду о призвании варяжских князей на Русь.

Договорная теория происхождения государства имела глубокое демократическое содержание, в том числе и в том, что она обосновывала естественное право народа на свержение той власти, которая не выполняет условия общественного договора. Данная теория в свое время стала противовесом сословному неравенству и социальному произволу.

Несмотря на свою демократичность, данная теория страдает схематизмом и идеализмом. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт. Договорная теория преувеличивает роль субъективных факторов в возникновении государства и недооценивает роль объективных, например экономических. Кроме того, фактически неизвестны никакие дошедшие до нас памятники таких общественных договоров.

Теория насилия о происхождении государства. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX веке в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Карла Каутского, хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. В частности, некоторые софисты рассматривали государство как учреждение, которое существует исключительно для блага сильного.

Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Таким образом, государство возникает прежде всего как аппарат принуждения. Победившие племена образуют правящий класс, а побежденные — «класс рабочих и служащих».

По мере развития общественной жизни племена перерождаются в касты, сословия и классы. Из орудия господствующего племени государство превращается в орудие господствующего класса.

Войны, завоевания рассматриваются и в качестве основных причин рабства. Именно рабство, по мнению сторонников данной теории, и ведет к появлению частной собственности.

Сторонники теории насилия верно отметили роль военно-политических факторов в развитии ряда государств, например у германских племен. В то же время государство, согласно данной теории, выступает лишь как выражение грубой силы, а его деятельность сводится лишь к принуждению. Кроме того, из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой, навязываемой ему извне.

В науке получил разработку и целый ряд других теорий происхождения государства: органическая, ирригационная, патримониальная и др.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей — купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская — форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская — форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская — форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская — форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве — по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве — в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной ин­станцией.

Постепенно первобытные коллективистские производствен­ные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три круп­ных общественных разделения труда (выделение скотоводства, от­деление ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли), а также постепенное совершенство­вание орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет со­держание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Переход от первобытно-общинного строя к государственно-организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной мест­ности, соседством. С этого момента территория стала важным фак­тором в процессе формирования государственности.

Признаки государства:

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Пуб­личная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, ко­торый отделен от остального общества. Во-первых, он представ­ляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в обществен­ном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания го­сударственного аппарата необходимы средства.

3. Разделение населения на территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным пере­мещениям людей.

Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций:

1. Государство - единственная организация власти в масшта­бе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, об­щественная и т.п.) не охватывает всего населения.

2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. не­зависимостью от других государств в международных отношени­ях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим ор­ганизациям.

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только го­сударство включает такие структуры, как суд, прокуратура, ор­ганы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государст­венных решений, в том числе по необходимости и принудитель­ными средствами.

4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста­новления и т.п.

Государство возникает как закономерный, объективно обу­словленный результат естественного развития первобытного об­щества.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от воз­никающего способа производства.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, кото­рый позволяет содержать государственный аппарат.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управ­ления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказы­валась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остально­го общества, либо верхушка господствующего класса, также экс­плуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отрас­лей, разделением труда, изменением условий распределения об­щественного продукта, обособлением социальных структур, их ук­рупнением, ростом численности населения, проживающего на оп­ределенной территории и т.п.

- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно про­являлось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъ­емников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатиру­емых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению соци­альных антагонизмов и сопротивления той части общества, кото­рая подвергалась эксплуатации;

- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспе­чивающего функционирование общественного производства, со­циальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопо­рядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарож­дающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

Право формировалось одновременно и параллельно с государ­ством (а в определенном смысле и раньше государства). Их воз­никновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию пра­вовой системы, и наоборот.

Понятие и признаки государства

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

1. Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

2. Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

3. Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства:

- Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

- Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

- Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы.

Признаки государства:

- Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

- Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

- Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

- Стремление к представительству интересов всего общества —государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

- Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

- Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

- Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

- Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

К числу таких признаков относятся следующие:

- публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

- определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

- суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

- монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

- право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

- обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения.

В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Возникновение государства и права носит объективный характер, обусловлено разложением родоплеменного общества в связи с переходом к производящей экономике кардинально изменившей социальную структуру родовой общины. Государство и право являются продуктом внутреннего развития общества

Закономерности возникновения государства и права



экономические: переход к производящей экономике; три этапа общественного разделения труда (отделение земледелия от скотоводства, выделение ремесла и торговли); переход к индивидуальному характеру трудовой деятельности; появление прибавочного продукта, частной собственности


социальные: формирование патриархальной семьи; трансформация родовой общины в соседскую; социальная дифференциация общества (расслоение на классы, социальные группы и др.)


идеологические: возникновение единобожия, религии консолидирующей разрозненные общины в единую социальную общность


демографические: рост населения

психологические: осознание единства общества, несмотря на существующие противоречия, и необходимости создания социальных институтов представляющих, выражающих и защищающих всеобщий интерес



политические: создание системы учреждений и организаций, осуществляющих политическое руководство обществом; обособление слоя профессионалов-управленцев, наделенных особыми правами и властными полномочиями


Причины возникновения государства и права



необходимость совершенствования управления обществом, связанного с его усложнением


необходимость организации крупных общественных работ (строительство ирригационных, религиозных, оборонительных сооружений и т.д.)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: