30 правопреемство государств понятие и основания возникновения континуитет государств

Обновлено: 24.04.2024

Регулируя поведение государств как участников международного общения, международное право не остается в бездействии в случаях перемен в их судьбе и статусе, таких как объединение одного государства с другим, отделение от государства какой-либо части или его разделение на несколько самостоятельных государств.

Исчезновение государства или его возникновение обусловлены политическим, социальным и иными подобными факторами. Роль международного права в этих случаях состоит в том, что оно определяет значимость происшедших изменений с юридической точки зрения, связывает с ними соответствующие правовые последствия. Свое концентрированное выражение оно получает в институте правопреемства государств.

Правопреемство в международном праве – это смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.

Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в октябре 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. – СССР.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни были его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник, которое полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник, т. е. государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности.

Объект правопреемства – территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения.

Основаниями возникновения правопреемства являются: объединение государств; разделение государства; отделение от государства части территории; передача части территории другому государству.

В отношении международно-правового регулирования различаются определенные сферы, в которых правопреемство осуществляется (правопреемство государств в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов, а также государственной территории, границ государства, членства в международных организациях и органах).

Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят во многом характер норм обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государств (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.). Немалую роль играют международная практика и прецеденты, решения международных органов, а в ряде случаев и национально-правовые и другие индивидуальные акты государств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

28. Брак. Понятие, сущность, виды

28. Брак. Понятие, сущность, виды Брак (matrimonium) — «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права

§ 2.1. Понятие и сущность государственного управления здравоохранением

§ 2.1. Понятие и сущность государственного управления здравоохранением Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно государственного управления здравоохранением, целесообразно установить, что представляет собой государственное управление в целом, его виды и

§ 7.1. Понятие и сущность отчуждения (алиенации)

§ 7.1. Понятие и сущность отчуждения (алиенации) Отчуждение - феномен, присущий политической системе в целом, особенно, государству и праву, определяющий развитие этих институтов и их деформацию. В настоящее время изучение этого явления с точки зрения теории государства и

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации Существует несколько точек зрения появления такого процесса как глобализация.В интерпретации М.Стегера, первый (доисторический) период глобализации охватывает III - V тысячелетие до нашей эры; второй период - пятнадцать столетий после

§ 1. Понятие и сущность специального субъекта преступления

§ 1. Понятие и сущность специального субъекта преступления Наряду с общим понятием «субъект преступления», признаки которого нашли законодательное закрепление в ст. 19, 20, 22 УК РФ (физическое лицо, возраст, вменяемость), существует понятие «специальный субъект

17.1. Понятие и сущность особого производства

17.1. Понятие и сущность особого производства Под особым производством понимается вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются те гражданские дела, где подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов, определяющих возникновение,

14. Понятие и сущность брака, его виды

14. Понятие и сущность брака, его виды Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял римский брак как «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Эта идеалистическая трактовка брака не

38. Понятие и сущность решения суда

38. Понятие и сущность решения суда Судебное решение– акт волеизъявления органа государственной власти, которое выражается в применении нормы права к конкретному правоотношению, в конкретизации правоотношения, во властном подтверждении правоотношения, права и факта и

§ 1 Понятие и сущность искового производства

§ 1 Понятие и сущность искового производства В рамках гражданской процессуальной деятельности судов общей юрисдикции предусмотрены процессуальные формы пяти видов производств: исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений,

10.1. Федерация и федерализм: понятие и сущность

10.1. Федерация и федерализм: понятие и сущность В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение

1. Понятие и сущность решения суда

1. Понятие и сущность решения суда Судебное решение – акт волеизъявления органа государственной власти, которое выражается в применении нормы права к конкретному правоотношению, в конкретизации правоотношения, во властном подтверждении правоотношения, права и факта и

1.1 Понятие и сущность права

1.1 Понятие и сущность права Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и

3. Понятие, сущность и виды конституции

3. Понятие, сущность и виды конституции Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую

20. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ

20. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ Признание – это политико-правовой акт, которым государство официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому намерению нового государства вступать в

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА Форма государства – организация государственной власти, включающая форму правления, внутреннее территориальное устройство и политический режим.Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их

Правопреемство государств – переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Государство является единством трех элементов - населения территории и власти, однако только изменение территориального верховенства влечет за собой правопреемство, изменение власти

( смена формы правления или организации власти) или населения ( уменьшение или увеличение численности) правопреемства не влекут.

При правопреемстве права и обязанности государства предшественника переходят государству преемнику.

Правопреемство по принципу tabula rasa (лат. чистая доска) -отсутствие какого либо правопреемства – явление характерное для государств, освободившихся от колониального гнета.

Моментом правопреемства считается дата образования нового государства.

Правопреемство имеет место при

1. Объединении государств

2. Разделении государств

3. Отделения от государства части территории

4. Передачи части территория одного государств другому

5. Правопреемство государств может осуществляться в отношении

6. Международных договоров

7. Государственной собственности

8. Государственных архивов

9. Государственных долгов

10. Государственной территории, государственной границы

11. Членства в международных организациях

Международные договора по вопросам правопреемства.

Правовые нормы, регулирующие международные отношения по вопросам правопреемство носят характер норм обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государств.

По вопросам правопреемства были приняты две конвенции:

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, 1978 г.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Однако, будучи принятыми, они так и не вступили в силу, т.к. к началу 1993 г не достигли минимально необходимого для вступления в силу ратификаций .

В связи с распадом СССР был заключен комплекс договоров по вопросу правопреемства между странами СНГ

«Минское соглашение 8. 12. 1990 г.»

Алма-атинская декларация стран СНГ 1991 г.

Соглашение о распределение всей собственности бывшего СССР за рубежом, 1992 г.

Основные моменты правопреемства государств в отношении международных договоров случаях разделения государств, отделения от государства части территории, объединения государств

Правопреемство не затрагивает договоров, устанавливающих границы и их режим, а также обязательства, относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства.

При отделении от государства его части ( разделении государства), если одна из его частей продолжает существовать как государство предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Договоры, которые регулируют правоотношения, связанные с отошедшей территорией подлежа! пересмотру. .

Если же на новой территории возникает новое государство, то. в МП существует две позиции:

1. Новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника

( принцип tabula гаsа ) - самая распространенная позиция;

2. Полное правопреемство нового государства в отношении договоров, регулирующих правоотношения территории вновь образованного государства ( п.1 ст.34 Конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров).

При объединении государств вес их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в части той территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в- момент правопреемства. Данное правило применимо как к объединению государств, при котором возникает новое государство ( например, Объединенная Арабская Республика 1958 г.), так и при присоединении одного государства к другому, с сохранением одним и государств прежней правосубьектности.

Однако при объединении ГДР с ФРГ возникла некоторая специфика правопреемств нового государства ФРГ в отношении договоров ГДР, связанная с различием социально-политических. систем государств. Они согласно договору об объединении Германии подлежали сохранению, пересмотру либо аннулированию. Договоры ФРГ сохранили свое действие на территорию бывшей ГДР. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственного долга.

Под государственной собственностью государства-предшественника понимается имущество, права и интересы.. которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства предшественника этому государству ( ст.8 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.)

В качестве общего правила переход права собственности осуществляется без какой либо компенсации, если стороны не договорились об ином ( ст. 11 ) "

При объединении государств вся собственность государств-предшественников переходит к новому государству.

При передаче части территории одного государства другому, и также при отделении от государства его части с образованием нового государства к государству-преемнику переходит

Вся недвижимая собственность;

Движимая собственность, неотделимая от собственности недвижимой ( подвижной состав железных дорог, автомобили и другие транспортные средства, оружие ).

Собственность государства-предшественника, находящаяся зарубежом переходит к государствам-преемникам территории «в справедливых долях» ( ст. 18), либо с возможностью компенсации.

Правопреемство государственных долгов

К государственным долгам согласно Венской конвенции отнесены любые финансовые обязательства государств--предшественников в отношении другого субъекта МП, возникшие в соответствии с МП. К государственным долгам не. относятся рачительные области финансовых обязательств государства, долги государства в отношении физических и юридических лиц как на территории государства, так и за рубежом.

Венская конвенция закрепила, что «правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредиторов» ( ст.36). Долг государства преемника переходит к государству, (вам) -предшественнику (кам ) в справедливой доле (долях).

В отношении нового независимого государства правопреемство в отношении государственного долга правопредшественник. отсутствует. В отношении нового независимого государства какое-либо правопреемство вообще невозможно, т.к. нельзя передать суверенные права не обладая ими. В данном случае объектом правопреемства является территория, а не права и обязанности.

Правопреемства государств в отношении членства, в международных организация невозможно. Новые государства вновь вступают в открытые международные организации. Что касается России, то ее членство в ООН ее тем, что Россия стала правопреемником СССР , а его продолжателем.

Правопреемством государствпринято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами право­преемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами. Переход прав и обязанностей от одного государства к дру­гому происходит в следующих случаях:

1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным из­менением социально-экономического и политического строя го­сударства-предшественника;

2) при возникновении нового го­сударства на месте колониального владения государства-мет­рополии;

3) при разделении одного государства на несколько новых государств;

4) при объединении нескольких государств в одно государство;

5) при отделении от государства части терри­тории и образовании на ней самостоятельного государства.

Су­ществуют несколько объектов правопреемства: права и обязан­ности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государствен­ные архивы; долги.

Теория универсального правопреемства (17-19 вв. Гроций) - государство-преемник полностью наследует между­народную личность государства-предшественника. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественно­сти), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остает­ся одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и у государства-предшественника; государство-преемник про­должало оставаться тем же юридическим субъектом, олице­творяющим единство территории, населения, политической вла­сти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наи­большее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет междуна­родной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью дру­гого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государ­ство начинает свои договорные связи с "чистого листа".

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В настоящее время нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Поскольку указанные Конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:

1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника;

2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии;

3) при разделении одного государства на несколько новых государств;

4) при объединении нескольких государств в одно государство;

5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.

Существуют несколько объектов правопреемства:

- права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника;

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII—XIX вв. и проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника.

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что при смене власти одного государства властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи с «чистого листа».

Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов.

Правопреемство в отношении международных договоров.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства. Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

а) они явственно договорились об этом;

б) своим поведением они выразили такую договоренность.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении государства-преемника. Исключение cоставляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином.

Когда же часть территории государства отделяется и образует одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, действуют следующие правила:

а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного государства-преемника;

б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.

Правопреемство в отношении государственной собственности.

Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику.

Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе:

а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

б) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;

в) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;

г) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных долгов.

Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству преемнику.

В остальных случаях, т.е. при передаче части территории государства, отделении части территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами и подрывать основ экономического благосостояния данного государства.

Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части территории либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие, виды и основные свойства субъектов международного права.

2. Государство как основной субъект международного права

3. Международная правосубъектность народов, борющихся за независимость.

4. Особенности правосубъектности международных организаций.

5. Институт международно-правового признания.

6. Особенности признания государств.

7. Институт правопреемства в международном праве.

8. Правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных долгов и архивов.

Под правопреемством государств в международном праве понимается смена одного государства другим в реализации прав и выполнении обязанностей, существовавших к определенному моменту. Таким моментом является юридический факт возникновения нового государства: достижение колониальным народом своей независимости от государства-метрополии; коренное изменение экономического и политического строя государства; объединение нескольких государств в одно государство; распад государства на несколько государств; отделение части территории от государства и образование на этой территории самостоятельного государства.

В международном праве отсутствуют нормы, закрепляющие четкие критерии прекращения существования государств и возникновения новых. В связи с этим на практике данный вопрос решается с учетом конкретных обстоятельств заинтересованными государствами. Например, путем заключения соответствующего международного договора, принятия акта международной организацией или вынесения решения международным судебным органом. Определенную роль играют национальные нормативные правовые акты, односторонние акты государств.

В отношениях правопреемства, сколько бы государств ни были его участниками, определяется две стороны: государство-предшественник и государство-преемник. Существует несколько объектов правопреемства: международные договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги.

Действующие международно-правовые нормы, регулирующие отношения правопреемства носят в основном характер норм обычного права. На определенном этапе развития международного права была предпринята кодификация, результатом которой стало принятие двух международных договоров: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (вступила в силу в 1996 г.); Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. (не вступила в силу).

В основу обеих конвенций положен принцип, согласно которому вопросы правопреемства могут решаться по соглашению сторон, а положения соответствующей конвенции применяются только при отсутствии такого соглашения. В конвенциях также оговаривается, что не предусмотренные ими вопросы правопреемства по-прежнему регулируются нормами и принципами общего международного права.

Ярким примером влияния различных факторов может служить процесс правопреемства в связи с прекращением существования СССР. Он происходил в соответствии с нормами международного права, но имел существенную особенность – Россия в отношении определенных договорных прав и обязанностей выступала в качестве государства-продолжателя СССР, т. е. они не распределялись между государствами-преемниками (бывшими республиками СССР), а переходили в полном объеме России. Такая ситуация сложилась с согласия других государств-преемников СССР.

Во-первых, это касается продолжения Россией членства СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности ООН, и других международных организациях – Решение Совета глав государств от 21 декабря 1991 г. Данный документ также предусматривал продолжение участия России в Уставе ООН и учредительных документах других международных организаций. Другие государства-преемники к нему присоединялись (кроме Белоруссии и Украины).

Мировое сообщество восприняло положительно континуитет (лат. continuitas — непрерывность) России. Президент России 24 декабря 1991 г. направил Генеральному секретарю ООН обращение, в котором информировал его о том, что членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности, во всех других органах и организациях системы ООН, «продолжается» при поддержке стран СНГ Российской Федерацией и что она в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. В послании выражалась просьба вместо названия «СССР» использовать наименование «РФ» и рассматривать послание как «свидетельство полномочий представлять Россию в органах ООН всем лицам, имевшим в то время полномочия представителей СССР в ООН». Генеральный секретарь ООН в свою очередь разослал данное обращение всем членам ООН, исходя из того что обращение носит уведомительный характер, констатирует факт и не требует формального одобрения со стороны ООН и ее членов.

Во-вторых, Россия продолжила статус ядерной державы. В условиях действия режима нераспространения ядерного оружия данный статус не мог возникнуть для всех правопреемников СССР, т. е. не могло одновременно с распадом Союза возникнуть 12 ядерных держав. Поскольку наибольшая часть ядерного потенциала СССР была размещена на территории России, она и стала продолжательницей СССР в качестве ядерного государства, что нашло свое отражение в Соглашении о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 22 декабря 1991 г.

В нем предусмотрены, в частности, перемещение в Россию ядерных средств бывшего СССР из Белоруссии, Казахстана и Украины и закрепление за ними статуса неядерных государств и обязательств присоединиться в этом качестве к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. Применительно к Украине понадобилось достижение дополнительных договоренностей на высшем уровне о выводе с ее территории ядерных боезарядов в Россию в целях их разукомплектования (Трехстороннее заявление президентов России, США и Украины от 14 января 1994 г.).

Вопросы, относящиеся к иным международным договорам, заключенным Союзом ССР, решались в соответствии с нормами международного права и с учетом учредительных актов Содружества Независимых Государств, в которых выражено общее намерение всех его участников гарантировать выполнение обязательств, вытекающих для них из договоров бывшего Союза ССР. В Меморандуме о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес от 6 июля 1992 г. применительно к многосторонним договорам было предусмотрено, что вопрос об участии решается в соответствии с международным правом каждым государством самостоятельно, в зависимости от специфики каждого конкретного случая, характера и содержания того или иного договора. Что касается двусторонних договоров, то они требуют принятия решений или действий со стороны тех государств, к которым эти договоры применены; в частности, имеются в виду договоры о границах и их режиме.

Что касается государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, то были заключены специальные международные договоры между государствами-преемниками СССР. В результате таких договоренностей Россия приняла на себя в полном объеме обязательства по внешнему долгу бывшего СССР и получила правомочия в отношении собственности бывшего СССР, находящейся за его пределами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: