30 ноября 1979 года был принят закон о верховном суде ссср назовите функции этого суда

Обновлено: 23.04.2024

После завершения войны многие чрезвычайные судебные и административные меры были отменены. Например, указом Верховного Совета СССР от 25 мая I947 г. была отменена смертная казнь. Вновь вводилась выборность судей и судебных заседателей, сокращалось количество трибуналов, которые сохранились после войны в армии, на флоте, в МВД, МГБ и частично на транспорте.

Ряд изменений произошли в послевоенный период и в деятельности судебно-прокурорских органов. В 1948 г. впервые в соответствии с Конституцией 1936 г. были проведены выборы народных судов. В целях усиления роли местных судебных органов в осуществлении судебного надзора Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. были образованы президиумы в составе верховных судов союзных и автономных республик, а также в составе краевых, областных судов и судов автономных областей.

Президиумам этих судов предоставлялось право пересматривать в порядке надзора приговоры, решения и кассационные определения по уголовным и гражданским делам по протестам Генерального прокурора СССР, Председателя Верховного Суда СССР, а также по протестам прокуроров и председателей судов соответствующих республик, краев и областей.

В 1956 г. были упразднены управления юстиции при краевых, областных Советах депутатов трудящихся, а часть их функций передана краевым (областным) судам.

Краевым (областным) судам предоставлялось право производить ревизии народных судов и осуществлять контроль за всей их деятельностью, а также осуществлять руководство государственными нотариальными конторами.

Шестая сессия Верховного Совета СССР (февраль 1957 г.) приняла новое Положение о Верховном Суде СССР, в котором были закреплены расширение прав союзных республик в области осуществления правосудия и некоторое вменение функций Верховного Суда СССР.

По новому Положению функции Верховного Суда СССР в области осуществления судебного надзора значительно сокращались. Верховный Суд основное внимание сосредоточивал на обобщение судебной практики и усилении руководства всеми судами СССР, а также на анализе судебной статистики и на разъяснении судам вопросов применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Очень важное значение имело предоставление Верховному Суду СССР права входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР.

Принятые Верховным Советом СССР в декабре I958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик внесли некоторые изменения в действующую судебную систему. Основы предусматривали упразднение участковой системы народных судов и замену ее единым народным судом района или города. Срок полномочий судей увеличен с 3 до 5 лет.

Выборы народных заседателей (сроком на 2 года) проводились, по Основам, на общих собраниях рабочих, служащих, колхозников. Основы установили подотчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов — перед соответствующими Советами, предусматривали образование Пленумов в составе верховных судов союзных республик и возможность образования Президиумов этих судов.

Основополагающие принципы деятельности суда, арбитража прокуратуры, адвокатуры в новых условиях получили закрепление в принятых 30 ноября I979 г. Законах о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР, 25 июня 1980 г. в соответствии с Конституцией СССР были внесены изменения в Основы Законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик.

В Конституции СССР 1977 г. и в Законе о Верховном Суде СССР был закреплен правовой статус Верховного Суда СССР как высшего судебного органа Советского государства, который осуществляет надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах. Он избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет и не реже одного раза за период полномочий представляет ему отчет о своей деятельности.

Определена деятельность Верховного Суда СССР по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики и даче руководящих указаний судам по вопросам применения советского законодательства. В связи с этим в Законе указывается, что руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

Согласно Конституции СССР 1977 года в судебную систему входили:

– Верховный Суд СССР

– верховные суды союзных республик

– верховные суды автономных республик

– краевые, областные, городские суды

– суды автономных областей, автономных округов

– районные (городские) народные суды

– военные трибуналы в Вооруженных Силах.

Впервые на уровне Конституции были закреплены следующие демократические принципы осуществления правосудия:

1) выборность судей и народных заседателей;

2) ответственность судей и народных заседателей перед избирателями и избравшими их органами, подотчетность судей перед ними и право избирателей отозвать судей в установленном законом порядке;

3) коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех судах, в суде первой инстанции – с участием народных заседателей;

4) возможность участия представителей общественных организаций и трудовых коллективов в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам.

В соответствии с новой Конституцией СССР в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принял законы о Верховном Суде СССР, о Прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. Принятые законы определяли правовой статус каждого из перечисленных звеньев системы правоохранительных органов.

Верховный Суд СССР - высший судебный орган государства, осуществлял надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах.

Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. В его задачи входили:

– надзор за деятельностью всех судов;

– изучение и обобщение судебной практики;

– анализ судебной статистики;

– дача руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства.

Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР были обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применявших закон, по которому давалось разъяснение. Например, если виновный угрожал заведомо негодным оружием или имитацией оружия, макетом пистолета, игрушечным кинжалом, не намереваясь использовать эти предметы для причинения вреда здоровью, его действия (при отсутствии иных отягчающих обстоятельств) следует квалифицировать по ч.1 ст. 162 Уголовного кодекса (разбой). Пленум Верховного Суда СССР подчеркивал: «Нападение с целью завладения имуществом, совершенное с использованием предметов, ошибочно принятых потерпевшим за оружие, может рассматриваться как разбой лишь в том случае, если действия виновного были заведомо рассчитаны на восприятие этих предметов как представляющих опасность для жизни или здоровья» [62] .

Организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных действующим законодательством, осуществлялось Министерством юстиции СССР и его органами на местах.

Верховный Суд РСФСР, избранный Верховным Советом РСФСР в 1972 году, состоял из председателя, 4 заместителей и 76 членов Верховного Суда, которые распределялись между судебными коллегиями по уголовным и гражданским делам. В судебной коллегии по уголовным делам действовали 6 судебных составов. Между ними в равных долях была распределена вся территория республики. Судебная коллегия по гражданским делам делилась на 2 судебных состава.

В рассматриваемый период были установлены конституционные основы государственного арбитража в СССР (статья 163 Конституции СССР).

Основной задачей органов государственного арбитража являлось раз­решение в пределах их компетенции хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств. Арбитраж был призван обеспечивать правильное и единообразное соблюдение законодательства в области народного хозяйства. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определялись Законом о государственном арбитраже в СССР.

Система органов государственного арбитража состояла из:

– Государственного арбитража СССР;

– государственных арбитражей союзных республик;

– государственных арбитражей краев, областей.

Советом Министров союзной республики по согласованию с Государственным арбитражем СССР могли образовываться государственные арбитражи города, автономной области, автономного округа.

Правовые основы деятельности прокуратуры определялись Конституцией СССР и Законом о Прокуратуре СССР.

Конституция СССР 1977 года воспроизводила в основном прежние принципы организации и деятельности прокуратуры СССР. Был лишь сокращен срок полномочий Генерального прокурора с 7 до 5 лет.

Согласно Конституции СССР органы прокуратуры строились на строго централизованной основе. Прокуратуру СССР возглавлял Генеральный прокурор СССР, который назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Генеральному прокурору СССР было предоставлено право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Он также мог вносить представления в Президиум Верховного Совета СССР по вопросам, требовавшим толкования законов.

Прокуроры союзных республик, автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР.

30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принимает Закон о прокуратуре СССР, в котором уточняется и конкретизируется порядок осуществления высшего надзора за законностью в условиях развитого социализма.

Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. В прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик стали образовываться коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий, который утверждался прокурором вышестоящей инстанции, входили руководящие работники прокуратур. Эта мера была направлена на расширение коллегиальности в правоохранительных органах.

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляли высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами.

Расширились полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнение законов органами дознания и предварительного следствия. Указания Генерального прокурора СССР являлись обязательными для исполнения всеми следственными органами. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляли надзор за тем, чтобы никто не подвергался незаконному ограничению в правах, аресту без судебного решения или санкции прокурора, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Органы прокуратуры осуществляли также надзор за соблюдением законов в местах предварительного заключения и лишения свободы.

Прокурорам союзных республик предоставлялись дополнительные права в сфере надзора за исполнением законов при рассмотрении дел судами. Они получили право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда союзной республики представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, а также отменять постановления Пленума Верховного Суда союзной республики, не соответствующие действующему законодательству.

В соответствии с новым Законом прокуратура должна была не только осуществлять надзор за исполнением законов и принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, но и координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями. Таким образом, из органа надзора прокуратура превратилась в орган управления. Однако действенных результатов подобные изменения не принесли.

30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принял Закон об адвокатуре в СССР. 20 ноября 1980 года утверждается Положение об адвокатуре РСФСР.

В соответствии с новым Законом и Положением об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. К функциям адвокатов были отнесены:

– представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика;

– участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии;

– оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В соответствии с новым Законом адвокаты получили право обжаловать в судебном порядке решения президиумов коллегий об отчислении или исключении из коллегии адвокатов. Согласно статье 14 жалоба могла быть подана в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума коллегии адвокатов об отчислении или исключении.

Новые акты воспроизводили большую часть ранее действовавших положений по вопросам организации и деятельности адвокатуры и оказания юридической помощи населению и организациям. Руководство коллегиями адвокатов осуществляли Советы народных депутатов.

По Конституции 1936 года была существенно изменена система органов судебного управления . До этого судебное управление находилось в ведении наркоматов юстиции союзных республик , а центрального органа в масштабе СССР не было. 20 июля 1936 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление об образовании союзно-республиканского Наркомата юстиции СССР. Создание НКЮ СССР означало централизацию судебного управления. Это был первый шаг на пути отделения судебных функций от функций судебного управления.

Верховный суд СССР (учрежден в 1924 г.), возглавлявший всю советскую судебную систему, по Конституции 1936 г. сохранялся, но его положение в судебной системе существенно изменилось. По Конституции 1924 г. Верховный суд СССР был не только судебным органом надзора за соблюдением Конституции.

Верховный суд СССР, СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет, он включал пять судебных коллегий - по уголовным делам, по гражданским делам, военную, железнодорожную, воднотранспортную.

В систему специальных судов Конституция 1936 г. не внесла изменений. Продолжали действовать три вида специальных общесоюзных судов - военные трибуналы, линейные суды железнодорожного транспорта и линейные суды водного транспорта. они не входили в систему судов союзных республик, действовали как общесоюзные, избирались сроком на 5 лет.

В качестве низовой ячейки Конституция 1936 г. закрепила народные суды, занимавшие основное место во всей судебной системе. В принципы их организации Конституция не внесла изменений, а порядок выборов в них был изменен: если раньше судьи избирались Советами, а народные заседатели - всеми гражданами, то теперь и те, и другие стали избираться всеми трудящимися сроком на 3 года.

Вся система прокурорского надзора в СССР возглавлялась Прокуратурой СССР (создана в 1933 г.) . Но процесс централизации руководства всеми органами прокурорского надзора не был доведен до конца: прокуратуры союзных республик оставались в системе НКЮ республик, т.е. в двойном подчинении. По постановлению ЦИК и СНК СССР 20 июля 1936 г. все прокурорско-следственные органы были выделены из НКЮ союзных республик и переданы в Прокуратуру СССР. Прокуроры союзных республик стали непосредственно подчиняться только Прокурору СССР.

В составе Прокуратуры СССР были созданы: Главная военная прокуратура, Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта, Главная военная прокуратура водного транспорта, отделы - общего надзора, уголовно-судебный, гражданско-судебный, следственный, по спецделам по надзору за местами заключения, по жалобам и др. Эта структура просуществовала почти без изменений до конца 50-х годов .

Великая Отечественная война поставила перед судебными органами новые задачи.

На основании указа от 22 июня 1941 г. о военных трибуналах несколько менялся порядок их организации, расширялась их компетенция. Они стали рассматривать дела о преступлениях не только в армии и на флоте, но и в тылу (о самовольных уходах с военных предприятий, об уклонении от военного обучения, о распространении ложных слухов и т.п.) . Кроме того, выборность судей военных трибуналов была заменена их назначением.

В местностях, объявленных на военном положении, военные трибуналы рассматривали все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Военные трибуналы действовали в армии, во флоте, в войсках НКВД, железнодорожных войсках и т,п. Судебное управление всеми военными трибуналами осуществлял НКЮ СССР через свои специальные управления. После войны многие правовые акты военного времени были отменены и изменилась работа судебных органов и органов юстиции.

После XX съезда партии сложилась благоприятная ситуация для перестройки всей системы органов юстиции, суда и прокуратуры надзора, хотя первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 1953 г. Тогда были упразднены военные трибуналы и прокуратуры в войсках МВД СССР; ликвидированы органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях, началась реабилитация невинно осужденных граждан, обвиненных как враги народа по политическим преступлениям; 24 мая 1955. было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия , в том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор.

Однако более широкие меры по укреплению законности, охране прав и свобод граждан не были проведены в жизнь. И прежде всего потому, что политическая структура общества осталась прежней, демократизация общественной жизни не получила развития. В идеологической сферы укоренилось положение о безусловном примате государства над правом. Последнее рассматривалось лишь как простой инструмент государственной власти, а “ создателем” законов стал аппарат. В обществе распространилось неуважение к закону. Даже государство, издавшее закон, само же его и нарушало. Приведем лишь два примера. В 1950 г. был грубо нарушен фундаментальный принцип права - более строгий закон не имеет обратной силы. По “ленинградскому делу” в августе 1949 г. были арестованы председатель Совмина РСФСР М.П. Родионов и ряд партийных деятелей. В то время смертная казнь в СССР была отменена. Но спустя полгода после их ареста, ее вновь ввели для изменников Родины и шпионов и применили к осужденным. Через десять лет подобная практика вновь имела место с той лишь разницей, что осужденные были лишены жизни за преступления общеуголовного характера (валютные операции). В обществе нарастали застойные явления, которые в 70-80-х годах привели страну к кризису. В этих условиях ведомственно “правотворчество” фактически подмяло под себя закон. Юридическая наука продемонстрировала неспособность оказать действенное сопротивление авторитарному, догматическому мышлению и практике.

В мае 1956г. ликвидировано Министерство юстиции СССР. Его функции по руководству работой судебных учреждений стали осуществлять министерства юстиции союзных республик, а часть функций перешла к образованной тогда же Юридической комиссии при СМ СССР (кодификация законодательства, систематизация законодательства, разработка нормативных актов и т.п.). Вслед за этим, в 1957-1960 гг., во всех союзных республиках были упразднены министерства юстиции (в РСФСР и УССР упразднены в 1963 г.). Функции министерств юстиции выполняли Верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их правительствах.

30 ноября 1979 г. был принят новый Закон СССР “О Верховном суде СССР”. Закон устанавливал, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР. Верховный суд СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет в составе председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Кроме того, в его состав входят председатели Верховных судов союзных республик. Верховный суд СССР действует в составе Пленума рассматривает в порядке надзора по делам протестам Председателя Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР, рассматривает материалы обобщения судебной практики и статистики, утверждает составы судебных коллегий, секретаря Пленума, научно-консультативный совет, заслушивает отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей Верховных судов союзных республик.

Судебные коллегии утверждаются Пленумом из числа членов Верховного суда СССР. Они рассматривают как первая инстанция дела исключительной важности, в порядке надзора - протесты на решения Верховного суда союзных республик, разрешают споры между судами союзных республик о месте рассмотрения дел. Военная коллегия рассматривает как суд первой инстанции дела исключительной важности, подсудные военным трибуналам, выступает как кассационный суд по их приговорам и рассматривает в порядке надзора протесты на их решения. Военные трибуналы создаются в округах, армиях, воинских соединениях, гарнизонах, флотах, в группах войск. Им подсудны все дела о преступлениях (гражданские дела они рассматривают лишь в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды).

Народный суд являются низовым и основным звеном советской судебной системы, так как именно он рассматривает как первая инстанция большинство гражданских и уголовных дел. Кроме того, народные суды ведут и большую воспитательную работу среди населения. При народных судах состоят судебные исполнители, назначаемые председателем народного суда. Они исполняют решения суда, приговоры.

Высших надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляла Прокуратура СССР. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР “О Прокуратуре СССР”.

Система органов прокуратуры состояла из Прокуратуры СССР, прокуратур союзных, автономных республик, краев и областей и округов, районных, городских прокуратур. Могут быть созданы и иные прокуратуры (так, в 1989 г. была создана Уральская межрайонная природоохранная прокуратура как орган надзора ха соблюдением природоохранного законодательства в районе Аральского моря). Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. В 1989 г. была установлена новая структура Прокуратуры СССР: одно Главное управление по надзору за следствием и дознанием (в составе управления по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел и следственной части) и 14 управлений. Кроме того, в составе Прокуратуры СССР созданы несколько отделов (по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях, систематизации и пропаганды советского законодательства и др.) и Главная военная прокуратура.

Обеспечение защиты прав и интересов предприятий, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров занимаются органы государственного арбитража. В СССР действовали Государственный арбитраж СССР при СМ СССР (с 12 февраля 1987 г. - Государственный арбитраж СССР), государственные арбитражи союзных и автономных республик при правительствах республик , государственные арбитражи краев, областей при исполкомах Советов народных депутатов. В задачи этих органов входили разрешение хозяйственных споров, содействие улучшению договорной и претензиозной работы в народном хозяйстве, предупреждение нарушений законности в хозяйственной деятельности предприятий, разработка предложений и мер, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности.

Важное место в механизме социалистической демократии занимала адвокатура, представляя собой общественную организацию, призванную оказывать юридическую помощь гражданам и организациям. В соответствии с Законом СССР “Об адвокатуре СССР” от 30 ноября 1979 г. она содействовала охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия.

Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Адвокатские функции выполняла также Иностранная юридическая коллегия (Инюрколлегия) - централизованное межтерриториальное объединение адвокатов, специализирующееся на оказании юридической помощи советским и иностранным гражданам и организациям, а также лицам без гражданства. Инюколлегия как общественная организация осуществляла обязанности по охране прав граждан в пределах СССР и за границей. Она вела наследственные, пенсионные, бракоразводные дела, дела о взыскании алиментов, об востребовании страховых вознаграждений и вкладов, о возмещении ущерба, дела, вытекающие из договоров о морских, железнодорожных и воздушных перевозках, внешнеторговых сделках и др.

Большое значение имеет деятельность нотариальных органов. Нотариатом называют систему государственных органов (нотариальных контор), в обязанности которых входит удостоверение бесспорных прав и фактов, имеющих юридическое значение. Организация и деятельности нотариата определялась Законом СССР от 19 июля 1973 г. “О государственном нотариате” и положениями о государственном нотариате союзных республик. Выполнение нотариальных действий возложено на государственные нотариальные конторы. В населенных пунктах, где нет нотариальных контор, некоторые нотариальные действия совершали исполнительные органы местных Советов. Выполнение нотариальных действий за границей возлагалось на консульские учреждения СССР. Нотариальные действия совершаются по вопросам охраны имущества, права наследования, сделок, удостоверения завещаний, доверенностей и т.п.

В 70-80-е годы пренебрежение к закону со стороны бюрократии обернулось правовым нигилизмом населения, что повлекло за собой ухудшение трудовой дисциплины, рост преступности, падение нравственных устоев. Все это создало условия для различного рода злоупотреблений, произвола и привело к отчуждению государства от граждан.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отличия судов общей юрисдикции от трибуналов.

2. В чем содержание судебной реформы 1922-23гг?

3. Объясните причины незавершенности реформы прокуратуры 1933г.

4. Какие новые (как хорошо забытые старые) явления можно проследить в современной судебной системе?

Революция уничтожила старую судебную систему, а советские судебные органы начали возникать уже в период проведения Октябрьской революции. В качестве центрального органа судебного управления по Декрету II Всероссийского съезда Советов был создан Наркомат юстиции (НКЮ). Его задача заключалась, прежде всего, в организации местных органов судебного управления, самой системы судебных учреждений, в руководстве ею.

Новые суды стали возникать еще в ходе революции. Рабочие по призыву большевиков самостоятельно, не дожидаясь директив сверху, стали распускать старые судебные учреждения. Взамен создавались свои пролетарские суды, судившие руководствуясь революционной совестью. Они носили самые разнообразные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд и т. п.

С целью унифицировать подобную практику, а также стремясь приспособить вновь появляющуюся судебную систему к политической ситуации в стране, СНК в ноябре 1917года издает знаменитый Декрет о суде №1. Этим правовым актом:

- упразднялась официально вся дореволюционная судебная система;

- отвергался институт присяжных заседателей (был введен институт народных заседателей), прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей;

- создавались местные суды, к ведению которых были отнесены гражданские дела с суммой иска до 3000 рублей и уголовные дела, если санкция по ним не превышала двух лет лишения свободы;

- закреплялись основные принципы советского суда: выборность судей и народных заседателей (фактически избирались Советами и были им подотчетны), судопроизводство на языке местного населения, гласность, право на защиту, независимость судей;

- определялась законодательная база действия судов: в своих решениях они имели право руководствоваться законами свергнутых правительств в той мере, в которой те не противоречили революционной совести, революционному правосознанию, программе партии;

- оформлялась кассационная инстанция, которой должны были стать съезды местных судей;

- создавались два вида судов: общие и специальные.

Декрет о суде №1 положил начало практике зависимости судов от местных Советов, что не способствовало защите прав граждан и самостоятельной, независимой работе судебных органов.

Дальнейшее становление советской судебной системы связано с Декретом о суде №2:

- подсудность местных судов по гражданским делам расширена: они рассматривают теперь и все дела об утверждении в правах наследования, усыновления, расторжения браков;

- введены окружные народные суды в уездах и городах для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов (созданы были не везде и практически не работали).

Вопросы организации правосудия продолжались в годы гражданской войны. 30 ноября 1918года было издано Положение о едином народном суде:

- вместо прежних, многочисленных судебных органов был создан единый народный суд, которому были подсудны все гражданские и уголовные дела, за исключением контрреволюционных;

- судом второй инстанции становится Совет народных судей, состоящий из народных судей судебного округа. Территория судебного округа совпадала с территорией губернии или иной административно-территориальной единицы;

- апелляция, как и ранее, не предусматривалась;

- народные судьи избирались Советом строго по классовому признаку, а народные заседатели утверждались исполкомом Советов по спискам, предоставленным рабочими организациями, волостными и сельскими советами;

- ссылка на законы свергнутых правительств воспрещалась.

Для того периода времени новая система судов просуществовала достаточно долго, почти два года.

Одновременно со становлением системы общего судоустройства возникает система специальных судебных органов для борьбы с контрреволюцией и для защиты революции. Это так называемые рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Первоначально круг рассматриваемых ими дел был ограничен: контрреволюционные выступления, мародерство, саботаж. И на практике, на местах, процесс образования трибуналов шел намного активнее, нежели народных судов.

Четко просматривается три системы трибуналов: гражданские, военные, транспортные.

Майский (1918 года) декрет ВЦИК расширил подсудность гражданских трибуналовза счет включения в нее дел о погромах, взяточничестве, подлоге, хулиганстве. Декрет содержал и примерный перечень наказаний, который мог применяться трибуналами. Обратим внимание на то, что смертная казнь среди них не предусматривалась. Но по мере расширения масштабов гражданской войны функция ревтрибуналов, изначально обличительная, все больше превращается в карательную. Постановление НКЮ летом 1918 года разрешает им применять смертную казнь.

Постепенно система трибуналов становится более стройной. В конце мая 1918года при ВЦИК создается Центральный революционный трибунал, который рассматривает наиболее важные дела, изъятые из подсудности местных судов.

В октябре 1918года при Реввоенсовете Республики был создан военно-революционный трибунал, объединивший деятельность фронтовых и армейских трибуналов в Красной Армии. В компетенцию революционных военных трибуналов входило рассмотрение дел:

- о контрреволюционных преступлениях и других особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими и военнопленными;

- о любых действиях, направленных против Красной Армии.

Таким образом, при формировании советской судебной системы были нарушены все демократические принципы судопроизводства и судоустройства. Суд приобрел классовый характер, попав в зависимость от местных органов власти.

Переход к мирному строительству и проведение в жизнь новой экономической политики (1921–1929 годы) требовали изменения и судебной системы.

В 1922году НКЮ подготовил проект Положения о судоустройстве, намечавший коренные изменения всей судебной организации. Утвержденное в ноябре 1922 года Положение определило, что задачей советских судов является защита завоеваний революции, обеспечение интересов государства, прав трудящихся. Следовательно, еще раз была подчеркнута классовая сущность советской судебной системы.

Была создана единая трехзвенная система судебных учреждений:

Гражданские революционные трибуналы ликвидировались.

Народный суд стал основной ячейкой судебной системы, судом первой инстанции для рассмотрения большей части уголовных и гражданских дел. Через него их проходило до 90 %.

Новая система проводила принцип выборности судей и народных заседателей. Но народные судьи избирались губернскими исполкомами сроком на один год. Народные заседатели избирались на общих собраниях трудящихся.

Губернский суд обладал тройной компетенцией:

во-первых, являлся судом первой инстанции для наиболее опасных преступлений и сложных гражданских дел;

во-вторых, служил кассационной инстанцией по делам, рассматриваемым народными судами;

в-третьих, выполнял функции по общему управлению в отношении действующих на территории губернии народных судов, нотариальных контор, коллегий защитников.

Верховный суд РСФСР был образован 31 октября 1922года. Он являлся высшим звеном единой судебной системы и имел достаточно сложную компетенцию:

-выступал в качестве первой инстанции по наиболее важным делам, перечень которых должен был определяться специальным законом;

-служил кассационной инстанцией для губернского суда, военного и военно-транспортного трибуналов;

-осуществлял высший судебный надзор и руководил всей судебной практикой;

-осуществлял судебный контроль над всеми без исключения судебными органами РСФСР.

Договор об образовании СССР предусмотрел учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда Союза (ВС СССР).

Компетенцияэтого суда была определена следующим образом:

-дача Верховным судам республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

-рассмотрение и опротестование перед ЦИК СССР по указанию Прокурора Верховного суда постановлений, решений и приговоров Верховных судов союзных республик по соображению противоречий общесоюзному законодательству, или если ими затрагиваются интересы других республик;

-дача заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

-разрешение судебных споров между союзными республиками;

-рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Появление ВС СССР предполагало размежевание компетенции союзных и республиканских судебных учреждений, согласование их структуры. Эти задачи были разрешены Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятыми 29 октября 1924года, которые, в свою очередь, должны были согласовываться с соответствующими республиканскими актами. В РСФСР этот пересмотр объяснялся и начавшейся реформой административно-территориального деления.

В 1926году, в ноябре, было принято Положение о судоустройстве РСФСР. Положение подтвердило единую трехзвенную судебную систему:

В связи с окончанием гражданской войны была реорганизована система трибуналов. Первоначально в 1921 году все три системы трибуналов были объединены в одну и создан единый Верховный трибунал при ВЦИК. Во время судебной реформы 1922 года были упразднены сначала общие ревтрибуналы, а в конце 1923 года и военно-железнодорожные. Положение 1922 года предусматривало следующую систему специальных судов:

-военные трибуналы по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи Красной Армии;

-особые трудовые сессии народных судов для рассмотрения дел, связанных с нарушением Кодекса законов о труде;

-центральные и местные арбитражные комиссии для рассмотрения имущественных споров между государственными органами.

Положение 1926 года систему специальных судов сохранило, так как подтвердило необходимость специальных знаний и навыков для рассмотрения определенных дел. В специальные суды входили:

-военные трибуналы, создаваемые при военных округах, корпусах, дивизиях;

-земельные комиссии (по административно-территориальному принципу), создаваемые при исполкомах для рассмотрения земельных споров;

-Высшая арбитражная комиссия при экономическом совещании РСФСР;

-особые сессии народного суда по трудовым делам.

В данный период была продолжена традиция подбора кадров для работы в судебной системе по классовому признаку. Зависимость суда от администрации также сохранялась.

Период 1929–1953 годов наиболее противоречивая эпоха в развитии советской судебной системы. Конституция 1936 года впервые на таком уровне определила демократические принципы организации и деятельности советской судебной системы. В соответствии с Конституцией в 1938году был принят и Закон о судоустройстве СССР и союзных республик. В этих документах появились новеллы, придающие нашей судебной системе демократический характер:

-осуществление правосудия только судами;

-провозглашение принципа выборности народных судов непосредственно населением;

-принцип независимости судей;

-общедемократические положения о едином, равном для всех граждан суде независимо от национальности, расовой принадлежности и т. п. на основе единого и обязательного для судов уголовного, гражданского и процессуального законодательства, с обеспечением права на защиту.

По Закону судебная система состояла из двух групп судов:

Первая группа – суды СССР, к которым относились ВС СССР и специальные суды: военные трибуналы, вновь образованные линейные суды железнодорожного транспорта и линейные суды водного транспорта.

Вторая группа – суды, построенные в соответствии с политико-административным делением страны. В общем виде это были:

-народный суд в районах;

-областной, краевой суд;

-ВС союзной республики.

Основным звеном судебной системы оставался народный суд, который образовывался во всех районах и городах. Он рассматривал до 90% всех гражданских и уголовных дел. Гражданские – иски об имуществе, уплате алиментов, наследстве, трудовые споры между работниками и администрацией предприятий. Уголовные – преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан, порядка управления, имущественные и служебные преступления.

Относительно народных судов можно выделить принципиально новый момент. Судьи этого уровня и народные заседатели избирались сроком на 3 года на основе прямого, всеобщего, равного избирательного права. На этом демократический принцип выборности заканчивался. Судьи всех остальных звеньев по-прежнему избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет.

Областные, краевые и отнесенные к этой категории суды рассматривали дела о контрреволюционных преступлениях, особо опасных преступлениях против государственного управления, особо сложные хозяйственные и должностные преступления. Данные суды являлись кассационной инстанцией для народных судов.

Высшим судебным органом РСФСР являлся ВС РСФСР, который осуществлял:

-надзор за судебной деятельностью всех республиканских судов;

-рассмотрение жалоб и протестов на приговоры областных и приравненных к ним судов;

-рассмотрение по существу (суд первой инстанции) уголовных и гражданских дел, отнесенных законом к его ведению.

Высшим судебным органом СССР был ВС СССР, на который возлагалось решение следующих вопросов:

-надзор за судебной деятельностью всех звеньев;

-дача руководящих указаний по вопросам судебной практики;

-рассмотрение особо важных дел;

-рассмотрение кассационных жалоб и протестов;

-отмена решений судов союзных республик.

Таким образом, законодательно была закреплена стройная система демократического правосудия в СССР, но она носила формальный характер:

-существовал ряд внесудебных органов;

-отсутствовало закрепленное законом единство правосудия, так как по делам о террористических актах, диверсиях и вредительстве существовал их упрощенный порядок рассмотрения;

-значительная часть судебного корпуса не имела юридического образования и не могла осуществлять правосудие в точном соответствии с законом.

Во время Великой Отечественной войны вновь усилилась роль военных трибуналов. Основное место в работе общих судов начали занимать дела о нарушении трудовой дисциплины.

После войны судебная система была приведена в соответствие с законом.

В 1958годубыли приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. В соответствии с этим документом срок полномочий народных судов увеличился с 3 до 5 лет, а возраст, по достижению которого можно стать судьей, до 25 лет. Выборы народных заседателей стали проводиться на общих собраниях трудящихся.

В соответствии с Основами в 1960году был принят Закон о судоустройстве РСФСР.

Но следует отметить, что предусмотренная еще Положением 1938 года судебная система не претерпела каких-либо значительных изменений. По-прежнему действовали те же ее звенья.

Конституция СССР 1977 года на высшем юридическом уровне закрепила действующую судебную систему, условно разделив суды на суды Союза ССР (общесоюзные) и суды республик.

К общесоюзным относились: Верховный суд СССР и военные трибуналы (единственные специальные суды).

Система судов союзных республик определялась республиканским Законом о судоустройстве и строилась в соответствии с административно-территориальным делением: народный суд – областной (краевой) суд – ВС республики.

Конституция СССР 1977 года ввела понятие государственного арбитража как судебного органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями, организациями. Таким образом, Конституция положила начало формированию особой системы судебных органов – арбитражных судов.

В 1960-х — первой половине 1980-х годов судебная система, сложившаяся в СССР в конце 1950-х годов, не претерпела каких-либо радикальных изменений. Незначительные перемены касались прежде всего сокращения некоторых функций Верховного Суда СССР в связи с образованием в 1970 г. союзно-республиканского Министерства юстиции СССР, на которое и были возложены функции по материальному обеспечению судебных органов страны и решению других организационных вопросов. Такие же функции должны были выполнять и вновь созданные министерства юстиции союзных и автономных республик на подведомственной им территории.

Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР не внесла существенных изменений в судебную систему страны. В соответствии со статьей 151 Конституции СССР в Советском Союзе «действовали Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах».

В главе 20 Конституции СССР были закреплены основные принципы, уже нашедшие отражение в действовавшем тогда законодательстве. Это касалось прежде всего применения принципа коллегиальности при рассмотрении гражданских и уголовных дел во всех судебных органах, независимости народных заседателей, а также возможности участия представителей общественности в судебном разбирательстве. В статье 160 Конституции СССР была впервые включена норма уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которой «никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».

В связи с незначительным числом новых положений по вопросам правосудия, включенных в Конституцию СССР 1977 г., Верховный Совет СССР принял решение, что вместо подготовки нового закона о судоустройстве достаточно было внести изменения в «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» от 25 декабря 1958 г. Таким образом была подготовлена и принята новая редакция данного закона на уровне СССР и союзных республик.

Наряду с внесением соответствующих положений Конституции СССР 1977 г. в новую редакцию «Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» были включены функции Министерства юстиции СССР, министерств юстиции союзных и автономных республик по вопросам организационного руководства судебными органами. Так, Министерство юстиции СССР имело право вносить предложения по вопросам организации судов, обеспечивать проведение выборов судей и народных заседателей, осуществлять кадровую политику и проверку организационных вопросов деятельности судов, изучение и обобщение судебной практики, работу по ведению судебной статистики. К компетенции министерств юстиции союзных республик относилось организационное руководство Верховными Судами автономных республик, краевыми, областными и городскими судами, судами автономных областей и автономных округов, районными городскими народными судами.

Тем не менее изменения, имевшие место в 1970-х — начале 1980-х годов в системе правосудия, организации и деятельности судебных органов не могли создать условия для эффективной деятельности судебных учреждений. Оставалась еще нерешенной проблема обеспечения гарантий независимости судей от вмешательства в их деятельность партийных и государственных органов, а также должностных лиц. Имелись существенные недостатки и в действовавшем тогда порядке избрания судей. Они были связаны с вмешательством партийных и советских органов в процесс подбора кандидатов на должности судей и проведения выборов народных судей.

Следует особо отметить, что впервые в истории советского правосудия в статье 58 Конституции СССР 1977 г. было закреплено право граждан на обжалование в суд действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона либо превышением полномочий и ущемляющих их права. Кроме того, в данной статье указывалось, что «граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей».

Необходимо было внести значительные изменения в деятельность органов правосудия в связи с реализацией данного конституционного права граждан. Оно предоставляло гражданам возможность вести борьбу с бюрократами и произволом должностных лиц. Гражданин имел право вынести решение конфликта на рассмотрение судебного органа, не заинтересованного в исходе данного дела. Для реализации этого права требовалось принятие специального закона, устанавливавшего порядок рассмотрения судами подобных жалоб. Однако это право не было реализовано, так как не был принят соответствующий закон, в котором должен был установлен порядок рассмотрения в судебных органах такого рода жалоб.

Самым значительным изменением в судебной системе стало восстановление указом ПВС СССР от 31 августа 1970 г. Министерства юстиции СССР. Его основными задачами были контроль и организационное руководство судами, адвокатурой, нотариатом, органами ЗАГС; подготовка предложений по кодификации законодательства, а также подбор кадров для судебных, следственных органов и учреждений юстиции.

Высшим судебным органом СССР являлся Верховный Суд СССР. Его деятельность регулировалась Конституцией 1977 г. и законом «О Верховном Суде СССР», принятом 30 ноября 1979 г. Верховный Суд провозглашался судом первой инстанции и рассматривал дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Верховный Суд СССР включал Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, а также председателей верховных судов союзных республик. ВС состоял из Пленума и трех коллегий — по гражданским, уголовным делам и военной коллегии.

Низшей инстанцией советской судебной системы были народные суды, рассматривавшие большинство гражданских и уголовных дел.

На них возлагалась и воспитательно-разъяснительная работа среди населения. Сохранялась сеть военных трибуналов, призванных разбирать все дела о преступлениях военнослужащих и предотвращать посягательства на безопасность страны.

Еще одной новацией в сфере судоустройства стала правовая норма, закрепленная в статье 58 Конституции СССР 1977 г. Она позволяла гражданам вносить на рассмотрение суда жалобы на противозаконные действия должностных лиц. Однако механизм реализации данного права так и не был разработан.

Закон «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 г. расширил полномочия органов прокуратуры. Помимо надзора за точным соблюдением законов на них возлагались обязанности по координации деятельности правоохранительных органов. Прокуратуру возглавлял Генеральный Прокурор СССР, назначавшийся Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Структурными подразделениями прокуратуры были коллегии, Главное следственное управление, управления и отделы.

Согласно Конституции СССР органы прокуратуры строились на строго централизованной основе. Прокуратуру СССР возглавлял Генеральный прокурор СССР, который назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Генеральному прокурору СССР было предоставлено право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Он также мог вносить представления в Президиум Верховного Совета СССР по вопросам, требовавшим толкования законов.

Прокуроры союзных республик, автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров — 5 лет.

Впервые в советской Конституции содержалась статья, определявшая цели и задачи адвокатуры в СССР. В развитие этой статьи 30 ноября 1979 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об адвокатуре СССР». Помимо юридической помощи населению и содействию охране прав граждан при осуществлении правосудия на адвокатуру возлагались воспитательные задачи. Коллегии адвокатов обладали статусом добровольного объединения лиц, занимавшихся адвокатской деятельностью. Высшим органом коллегии являлось общее собрание членов коллегии, исполнительным — президиум. Контроль за работой адвокатуры принадлежал государству, а точнее, Советам народных депутатов, министерствам юстиции и отделам юстиции исполкомов советов.

Таким образом, существенных изменений в систему судоустройства внесено не было, так как проведение широкомасштабной судебной реформы было невозможно без коренного преобразования советского общества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: