29 государство как основной институт политической системы признаки функции и монопольные права

Обновлено: 23.04.2024

Цель урока:
Дать общую характеристику государства как основного института политической системы:
-выяснить кому принадлежит и как формируется верховная власть в государстве, какова структура и объем властных полномочий.
-установить как организована территория государства, на какие части она делится.
-уточнить, какие способы и средства использует государство для осуществления власти, а также степень участия в ней народа и положение личности.

План урока:
1.Понятие политического института.
2. Государство как политический институт. Его признаки.
3. Функции государства.
4. Формы государственного устройства в современном мире.

1. Политический институт - это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения политической потребности. (Прежде всего - это государство, парламент, президентство, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и т.д.)
Главная функция всех институтов - регулирование общественно-политических процессов и явлений с целью сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними.

2.Государство – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу.

Гос- во – это организация общества, необходимая как условие, предпосылка решения общих дел.

Гос- во – это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания.

Цель гос-ва – то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто. Цель гос-ва закрепляется в конституции и определяет функции государства.

Признаки государства:

1. Наличие публичной власти: - совокупность аппарата управления и подавления, которые выступают носителями государственной власти. Гос. власть осуществляет специальный слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями. Они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимом случае государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.

2. Административно-территориальная организация населения страны. Распространение государственной власти на население, проживающее в рамках определенной страны, что влечет за собой ее деление на административно-территориальные единицы в целях наилучшей организации гос. власти и управления на занимаемой территории.

3. Государственный суверенитет. Независимость гос. власти от всякой иной политической и идеологической внутри страны и за ее пределами выражается в исключительном монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела. Внутренний суверенитет – исключительное монопольное право на законодательство, управление, юрисдикцию внутри страны в пределах своей гос. территории. Внешний суверенитет – самостоятельность и независимость во внутренних делах страны, недопустимость вмешательства во внутренние дела из вне (кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международными правовыми договорами). Национальный суверенитет – право наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни и право на свое национальное самоопределение. Государственный суверенитет может совмещаться с национальным.

4. Налоги. Обобщая сущностные признаки, можно определить гос-во как способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права.

5. Законы – издаваемые государством и действующие на всей территории страны.

6. Гражданство – политическая связь человека с государством.

3. Функции государства - основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

I . Внутренние функции государства: а) охранительные – защита прав и свобод граждан, соблюдение режима законности и правопорядка окружающей среды, т.е. обеспечение охраны всех установленных и регулируемых государством общественных отношений; б) регулятивные – направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом.

2. Экономическая – выработка экономической политики, установление правовых норм предпринимательской деятельности, ценовая политика, управление государственными органами и предприятиями.

3. Социальная - выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, культуру, строительство дорог, жилья.

4. Функция финансового контроля – выявление и учет доходов населения и направление их в государственный бюджет.

II . Внешние функции государства заключаются в деятельности государства на международной арене в его взаимоотношениях с другими странами, международном сотрудничестве, в обороне страны от нападения из вне. Внешнеполитическая деятельность основывается на признании и уважении суверенного равенства всех сторон.

Суверенное равенство : - невмешательство во внутренние дела; - уважение территориальной целостности и нерушимости установленных границ; - отказ от применения силы в решении спорных вопросов; - уважении прав и свобод человека.

Функция обороны страны от внешнего нападения осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время подготовка страны к возможному нападению извне.

Бывает прямая вооруженная борьба с агрессором в военное время. Т.о., функции государства представляют собой цельную взаимосвязанную деятельность, систему государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для развития отдельной личности и общества в целом.

4. Форма государства – 1) совокупность его внешних признаков, представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форма государственного устройства – в виде политического режима; 2) способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властью. 3) Политический режим – способы и методы осуществления власти (тотал, авторит, демократическ).

Форма правления – характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования (выбор, назначение), распределение компетенций, взаимоотношения этих органов друг с другом.

Среди современных форм правления выделяются монархия и республика.

Принципиальное различие состоит в способах формирования институтов высшей власти. Монархия – власть наследственная, единоличная и бессрочная, пожизненная; республика основывается на периодической выборности всех институтов власти сверху донизу. Монархии м.б. абсолютными либо ограниченными. Абс. – отсутствие ограничений главы гос-ва какими-либо юридическими нормами, отстранением народа от законодательства и контроля над управлением.

Конституционная монархия подразделяется на:

А)парламентская (Великобритания, Нидерланды, Испания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония);

Б) дуалистическая предполагает наличие двух институтов верховной власти: монарха и парламента.

Республика – форма правления, при которой все высшие органы гос.власти либо избираются непосредственно народом или формируются общенациональными представительными учреждениями.

Виды республик: а)парламентская, б) президентская в)смешанная

Парламентская: предусматривает приоритетную роль парламента (формирует правительство и может отозвать его вотумом недоверия). Глава правительства назначается парламентом, президент избирается парламентом, а не всенародно.

Президентская республика возникла в США, получила распространение в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и др.). Президент одновременно является главой государства и главой правительства.

Смешанная: президент и парламент в равной степени легитимированы народом; парламент может выразить недоверие правительству; однако в отличие от президентской президент в смешанной обладает правом роспуска парламента в случаях, установленных законом.

Формы государственного устройства как способ территориального устройства государства. Вносит определенный порядок в отношения центральной, региональной и местной властей.

1. Унитарное государство отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Отдельные административные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом (Япония, Франция, Италия, Испания, Швеция, Греция). Унитарное государство может быть одно – и –многонациональным.

Признаки: - один основной закон; - единение в масштабе всей страны представительных, исполнительных и судебных органов;

- единая система законодательства; - единое гражданство; - единая денежная единица; - общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика; - составные части унитарного государства не обладают суверенитетом.

2. Федеративное государство: соединенное союзное государство. Сложное государство, представляющее собой союз ряда образований (территор.или национальных). При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются органы власти и управления у каждого субъекта федерации. Территория федерации состоит из территорий субъектов; верховная законодательная, а также исполнительная и судебная власти принадлежат федеральным органам; компетенции между субъектами федерации, а также самой федерации разграничиваются союзной конституцией;

субъекты федерации имеют свои конституции, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя – представители наций, нижняя – представители населения всей страны). Канада.

3. Конфедерация – государственный союз государств, каждый из субъектов обладает государственным суверенитетом. Это союз, где объединяются для совместного осуществления ряда функций несколько суверенных государств: оборона страны, внешняя торговля, таможня. При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, которые объединились в конфедерацию (СНГ, Швейцария). Конфедерация – это союз суверенных государств, которые объединились для достижения определенных целей; отсутствие единой территории; отсутствие единого гражданства; бюджет состоит из добровольных взносов ее членов; в предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (вопросы войны и мира, международная политика); решения высших органов власти конфедерации не обязательны для исполнения в ее субъектах.

Государство - центральный институт власти, политической системы общества. Оно организует политический мир, политическую жизнь. В рамках государства за счет применения механизмов, структуры, учреждений политической власти происходит концентрированное, непосредственное осуществление политики.

Государство включает в себя систему политического управления - правительство, которое в свою очередь состоит из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих политическую власть от имени государства. Государство выступает в качестве института, коллективно ограничивающего индивидуальные интересы и обеспечивающего контролируемую и управляемую свободу. Оно стоит на страже коллективных интересов и призвано ограждать общество от возможных злоупотреблений силой, хаоса и беспорядков.

Современное государство выступает одновременно как арена политической борьбы и как ее цель, основная ставка. Государственная идея, заложенная в основе каждого конкретного проявления государства, представляет собой комплекс формализованных, догматизированных норм политики и права, правил, установок, социокультурных ценностей, традиций и предрассудков, Она сосредотачивает в себе все богатство и разнообразие упорядоченных, скрепленных одной целью представлений о наилучших способах социально-политического управления.

Основные признаки государства можно определить следующим образом-

1. Власть отделена от гражданского общества, существует профессиональный слой управленцев - бюрократия.

2. Государство обладает суверенитетом, т.е. является единственным и универсальным носителем власти на определенной территории.

3. Государство обладает монополией на применение силы во всех формах.

4 Государство обладает исключительным правом на издание законов, обязательных для всех проживающих на его территории

Государство выполняет разнообразные функции, касающиеся в настоящее время многих сфер общественной жизни. Современное государство - это уже не «ночной сторож» собственности, но зачастую крупнейший собственник и экономический регулятор, действующий посредством налоговой, ценовой, инвестиционной, лицензионной и других видов политики. Оно выполняет социальные функции, субсидирует здравоохранение, образование, культуру, проводит активную демографическую политику. Современное государство формирует новый тип социально-ориентированной власти, движется в направлении так называемого «социального государства»

Государство обеспечивает защиту и безопасность своих граждан в самых разнообразных сферах социальной жизни. Одной из новых его функций, появившихся в последние десятилетия, стала функция обеспечения экологической безопасности. Она реализуется через систему экологического законодательства.

Государство представляет народ на международной арене, являясь субъектом международных отношений. Оно реализует межгосударственные контакты и связи, международную торговлю, устанавливает дипломатические отношения, ведет войну и заключает мир.

Выполнение внутренних и внешних функций государства обеспечивается системой органов и учреждений, которые получили название «механизм государства». Центральным элементом механизма государства выступает государственный орган. Он официально представляет государство, имеет свойственную его задачам компетенцию, организуется особым, сформулированным в законодательстве порядком, обладает особой структурой. В современной политологии выделяют четыре разновидности государственных органов:

1) органы законодательной власти;

2)органы исполнительной власти;

3) судебные органы;

4) контрольно-надзорные органы.

Исключительное право на произведение (объект авторского права) действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Исключительное право на фонограмму (объект смежного права) действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

Исключительное право изготовителя базы данных (объект смежного права) возникает в момент завершения её создания и действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом её создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом её обнародования.

Исключительное право публикатора на произведение (объект смежного права) возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Срок действия исключительного права наизобретение,полезнуюмодель,промышленныйобразец (объекты патентного права) и удостоверяющего это право патента исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и при условии соблюдения требований, установленных Гражданским кодексом РФ, составляет:

· двадцать лет — для изобретений;

· десять лет — для полезных моделей;

· пятнадцать лет — для промышленных образцов.

Срок действия исключительного права на селекционное достижение и удостоверяющего это право патента исчисляется со дня государственной регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений и составляет тридцать лет. На сорта винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород, в том числе их подвоев, срок действия исключительного права и удостоверяющего это право патента составляет тридцать пять лет.

Исключительное право на топологию действует в течение десяти лет.

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «республика», «империя» и др. Одним из первых в научный оборот термин «государство» ввел Н. Макиавелли. Он трактовал его широко - как любую верховную власть над человеком.

В обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом (белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Большинство современных авторов определяют, что государство - это основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов, других социальных групп и слоев населения.

Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев, что отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.

3. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека (смертная казнь). Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Важнейшим признаком государства является его монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Законотворческая деятельность в демократическом государстве осуществляется органом законодательной власти (парламентом). Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации).

6. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и др.

7. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от политической партии, пребывание в которой добровольно, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

При характеристике государства отличительные признаки дополняются и его атрибутами – гербом, флагом и гимном.

Признаки и атрибуты позволяют не только отличать государство от других социальных организаций, но и видеть в нем необходимую форму существования и развития обществ в современной цивилизации.

Основными теориями возникновения государства сегодня являются:

а) теологическая - государство возникло по воле Бога;

б) патриархальная (автор - английский ученый XVIII в. Роберт Филмер) - государство возникло в результате механического соединения родов в племена, а племен в большие целостности, вплоть до государственных образований;

в) теория общественного, договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Н. Радищев) - государство - результат договора между суверенным властителем и подданными;

г) теория завоевания (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер, К. Каутский, Е. Дюринг) - государство явилось организацией победителей над побежденными;

д) марксистско-ленинская теория, - государство возникло в результате деления общества на классы как выразитель интересов экономически господствующего класса; органической частью этой теории является идея отмирания государства.

Существуют теории, объясняющие происхождение государства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооружений, влиянием других государств и т.д. Выделить же какую-либо одну, определяющую причину возникновения государства, невозможно. Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка.

Функции государства. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям относятся:

- регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

- охрана общественного порядка;

- разработка законодательной базы для функционирования общественной системы;

- определение стратегии экономического развития;

- защита прав и свобод граждан;

- обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

- создание условий для развития науки, культуры, образования;

- деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

Формы государственного устройства и правления

Государство обладает сложной структурой - обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

«Форма правления» - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления - этомонархия и республика и их разновидности.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия - предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия - полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств).

Парламентарная монархия - власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция).

Республика - известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с согласия сената (например, США). Министры несут ответственность перед президентом. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.)

Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Важнейшая отличительная черта президентской республики - жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей.

Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Таким образом, правительство главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план (Греция, Италия, ФРГ).

Смешанная,президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ.

Ее наиболее важные особенности:

- наличие всенародно избранного президента;

- президент назначает и смещает членов правительства;

- члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

- президент имеет право распустить парламент.

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Выделяют две основных формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федеративное - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

Ранее существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства как конфедерация. Различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же - более или менее гибко организованная, без какого-либо конституционного оформления, федерация независимых государств.

Каждый ее член, объединялся с другими в союз, в компетенцию которого передавалось ограниченное число вопросов (например, оборона и внешнее представительство) Конфедерациями были: Швейцария с 1291 по 1848гг., США в 1776-1797гг., Германский союз в 1815- 1867гг. Сегодня конфедераций нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канадского государства употребляется это слово.

Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные. Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

Признаки государства: а) наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения;

б) разделение населения по территориальным единицам;

в) суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах;

г) принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.);

д) существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.).

36.Государство и гражданское общество: проблема взаимоотношений.

Гражданское общество — понятие, характеризующее целостность общественной жизни в отношении к политическим структурам, прежде всего — к государству. Гражданское общество включает в себя хозяйственные, социальные, культурные, духовные, семейно-бытовые отношения и институты, а также положение, роль, права и обязанности личности в системе общественных связей и учреждений. Понятия государства и гражданского общества теоретически расчленяют целостный социальный организм на две взаимосвязанные и взаимообусловливающие стороны — политическую и социальную сферы общества.

Концепция гражданского общества вырабатывалась социальной философией XVII-XVIII вв. в связи с критикой общественных отношений и политических структур феодализма в эпоху становления социальных связей буржуазного типа. Мыслители этой эпохи считали, что человечество в ходе своего развития переходит от естественного состояния к гражданскому, в котором преодолеваются неупорядоченные отношения и произвол путем установления законов, регулирующих поведение людей. Всеобщий интерес и всеобщая воля концентрируются в государстве, возникающем на основе “общественного договора”. Концепция общественного договора была направлена против теологического истолкования общественной жизни и феодальных политических теорий законности абсолютной монархии. Она утверждала, что законы гражданской жизни должны основываться на естественных правах человека, вытекающих из его природы.

Провозглашенная в ходе Великой французской революции Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) отрицает сословные различия людей и подлинным субъектом гражданского общества объявляет самостоятельную, автономную личность — человека, которому государство должно гарантировать его “естественные и неотъемлемые права”, в первую очередь — равенство, свободу, безопасность и собственность. Гражданское общество тем самым понимается как социальное пространство деятельности независимых, наделенных равными правами, а значит, и равными возможностями индивидов. Требование обеспечения со стороны государства “прав человека” как политических гарантий его личного существования в гражданском обществе прочно вошло в фонд общечеловеческих ценностей и не потеряло своей значимости до наших дней.

Политический опыт истории ХХ в. свидетельствует, что взаимоотношения государства и гражданское общество могут принимать деформированный характер, когда возникают политические структуры тоталитарного типа. Тоталитарные режимы стремятся ко всеохватывающему контролю за всеми сторонами общественной жизни, ведут к нарушению демократических свобод и прав человека, имеют тенденцию ко все возрастающей бюрократизации. Государство стремится подчинить себе все общество, а это ведет к стагнации общественной жизни.

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как "страна", "общество". В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Признаки государства:

1. Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие "верховенство": общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

2. Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях.

3. Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами. Наличие публичной власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных границах. Появление особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения. Наличие монополии на правотворчество. Исключительные права государства - денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

1. Экономическая функция - выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создание стимулов экономического роста.

2. Социальная функция - удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.

3. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.

4. Культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры.

5. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д.

Внешние функции делятся на :

1. Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами

2. Функцию обороны страны

Типология государства. Одним из общепринятых критериев классификации государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две основные формы правления - монархию и республику. Монархия (абсолютная, конституционная), Республика (источником власти является народ), Президентская, Парламентская, Смешанная. В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства - унитарное, федерация и конфедерация.

Конституционные характеристики государства Республики Беларусь: правовое, демократическое.

Правовое государство предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным по своему содержанию

Признаки правового государства:

1.Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2.Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3.Взаимная ответственность личности и государства.

4.Реальность прав и свобод гражданина, их правовая ид социальная защищенность.

5.Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6.Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Демократическое гос хар-ся политич правами граждан, закреплен в Конституции многопартийности. Гос органы действуют в пределах предоставленных им полномочий. В демокр обществе широко развит институт гражданского общ-ва, т к граждане занимают активную жизненную позицию

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: