2 обращения граждан как способ укрепления законности и дисциплины в государственном управлении

Обновлено: 18.04.2024

В соответствии со ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Таким образом, законность в государственном управленииможно определить, как точное и единообразное исполнение Конституции РФ и законов всеми органами исполнительной власти должностными лицами, а также лицами, к которым обращены требования субъектов управления. Законность в деятельности органов исполнительной власти также выражается в обязанности каждого субъекта управления действовать строго в пределах своей компетенции, а также в соответствии законодательству актов управления.

Эффективность управления зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса. Сущность дисциплинысостоит в исполнении должностными лицами органов исполнительной власти возложенных на них обязанностей, а также в исполнении актов управления и законных требований должностных лиц теми, кому они адресованы.

Законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, однако находятся в неразрывной связи. Используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В свою очередь, без соблюдения дисциплины невозможно поддержание режима законности.

В теории административного права выделяют следующие способы обеспечения законности и дисциплины:

- обжалование действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц.

1) Контроль – как способ обеспечения законности заключается в том, что уполномоченные субъекты, используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов и должностных лиц нарушения законности и дисциплины.

Говоря о государственном контроле как о способе обеспечения законности, важно отметить то, что контрольные органы и подконтрольные органы, как правило, соподчинены.

Виды контроля:

1.В зависимости от объема обследуемой деятельности:

1) общий – предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта;

2) специальный – состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (например, контроль за соблюдением ветеринарных правил).

2. По стадиям проведения:

1) предварительный;

3) последующий.

3. В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий:

1) государственный;

- президентский контроль;

- контроль органов законодательной (представительной) власти;

- судебный контроль;

2) общественный контроль.

2) Надзор–как способ обеспечения законности заключается в постоянном систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также физических и юридических лиц, общественных объединений с целью выявления нарушений законности.

При этом надзор отличается от контроля прежде всего тем, что органы надзора и поднадзорные субъекты не находятся в отношении подчиненности.

Виды надзора:

1) В зависимости от субъектов, его осуществляющих:

- административный – состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (надзор за соблюдением правил дорожного движения и др.)

- прокурорский – представляет собой деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор).

3) Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и должностных лицкак способ обеспечения законности заключается в осуществлении права каждого обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы. В настоящее время принят и действует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором под обращениями граждан понимаются их предложения, заявления и жалобы, направленные в государственные органы или органы местного самоуправления. Кроме того, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если нарушены его права и свободы неправомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений согласно "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины, а также регулирования взаимоотношений между гражданами и органами власти является прием граждан и их право на обращения в государственные, органы местного самоуправления, администрации предприятий, организаций, учреждений разных форм собственности, объединения граждан.

Вопросы практической реализации права на обращение урегулированы Законом Украины «Об обращениях граждан». Посредством обращений граждан воплощается в жизнь один из конституционных принципов — участие граждан в управлении государственными и общественными делами.

Обращения граждан поступают в связи с:

а) реализацией конкретных субъективных прав;

б) необходимостью выполнения обязанностей;

в) желанием приобрести соответствующее субъективное право, которое лицо не имеет, но в соответствии с законодательством может иметь;

г) необходимостью содействия в реализации субъективного права.

В соответствии с Законом «Об обращениях граждан» могут быть обжалованы решения, действия или бездеятельность в сфере управления вследствие которых:

нарушены права и законные интересы или свободы граждан (группы граждан);

созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод;

незаконно возложены на гражданина какие-либо обязанности или он незаконно привлекается к ответственности (ст. 4).

В соответствии со ст. 3 Закона выделяют три вида обращений граждан:

Предложение (замечание) — обращение граждан с рекомендациями относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также высказывание мнений об урегулировании общественных отношений, улучшении условий жизни граждан, совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и иных сфер деятельности государства и общества.

Жалоба — обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями или бездействием должностных лиц.

Цель обращения граждан - обратить внимание соответствующих органов и должностных лиц на необходимость решения проблем, которые затрагивают общественные интересы или интересы конкретного лица.

Обращения адресуются субъектам, в полномочия которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В обращениях должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть поставленного вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы либо требования. Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. При несоблюдении этих требований обращение возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления (ст. 5).

К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или копии решений, если гражданин раньше обращался за разрешением поставленных вопросов, а также другие документы, которые после рассмотрения жалобы возвращаются гражданину.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, — безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить поставленные в обращении вопросы невозможно, то он может быть продлен. При этом общий срок решения вопросов, поставленных в обращении, не может превышать сорока пяти дней (ст. 20).

Если поставленные в обращении вопросы не входят в полномочия соответствующих субъектов, оно в срок не более пяти дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается заявителю (ст. 7).

О результатах рассмотрения обращений сообщается заявителю. Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве), направляется гражданину в письменной форме со ссылкой на Закон и изложением причин отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Гражданин, который обратился с заявлением или жалобой к соответствующим субъектам, имеет право:

ü лично изложить аргументы лицу, проверявшему заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;

ü знакомиться с материалами проверки;

ü предоставлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу;

ü присутствовать при рассмотрении заявления либо жалобы;

ü пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

ü получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;

ü высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения заявления или жалобы;

ü требовать возмещения ущерба, если он явился результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.

Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны:

· объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы;

· по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает заявление или жалобу;

· отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины;

· обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений;

· письменно сообщать гражданину о результатах проверки заявления или жалобы и сути принятого решения;

· принимать меры к прекращению неправомерных действий; выявлять и устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям; принимать меры по возмещению материального ущерба и осуществлять другие меры, предусмотренные Законом «Об обращениях граждан» и другими законами Украины.

Действие Закона Украины «Об обращениях граждан» не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и трудовым законодательством.

Лица, не являющиеся гражданами Украины и законно находящиеся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращений, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными договорами.

Законность является одним из основополагающих принципов государственного управления.

Государственно-правовой режим, основанный на законности, характеризуется тем, что все органы государства, общественные организации должны действовать в полном соответствии с законами, указами, постановлениями и распоряжениями Президента и Правительства РФ и изданными на их основе иными правовыми актами органов государства.

Законность и правопорядок составляют основу нормальной жизни общества и всех граждан. Неукоснительное исполнение составляет режим законности и правопорядка.

Обеспечение законности – это точное исполнение, правильное применение и неуклонное соблюдение нормативных актов, охрана интересов государства и прав граждан, а в случае их нарушения – восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Законность в деятельности органов государственного управления имеет своей целью:

- обеспечивать четкую организацию работы аппарата управления;

- защищать права и законные интересы граждан в повседневной деятельности аппарата управления.

В настоящее время законность в государственном управлении обеспечивается следующими способами:

- контроль (проверка исполнения),

- общий надзор прокуратуры и Конституционного суда,

- судебный и арбитражный контроль в управлении,

- право обжалования незаконных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Законность призвана всемерно укреплять государственную дисциплину. Государственная дисциплина – это выполнение правил, установленных полномочными органами государства, основанных на законе, приказе и распоряжении компетентных должностных лиц. В основе государственной дисциплины лежит законность.

Контроль – понятие многогранное. Например, специалисты теории научного управления исходят из того, что контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с целью устранения его отклонений от заданных параметров; т. е. определяют контроль как вид управленческой деятельности.

Контроль предполагает не только обнаружение нарушений закона и ответственности виновных, но и их устранение. Именно это качество характеризует контроль как способ обеспечения законности.

Таким образом, контроль – это такая форма обеспечения законности, которая позволяет активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о путях, способах и сроках устранения нарушения законности и обстоятельств, способствующих этим нарушениям.

Классифицировать виды контроля можно по разным основаниям. Прежде всего, различают контроль государственный и общественный.

Государственный контроль осуществляется от имени государства его органами, наделенными властными полномочиями.

Общественный контроль проводится общественными и самодеятельными организациями, трудовыми коллективами и непосредственно гражданами, не объединенными в коллективы и организации.

Исходя из различий самих государственных органов, осуществляющих контроль, можно выделить:

· контроль представительных органов власти,

· контроль по линии президентской власти,

· контроль органов госуправления,

В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль:

По характеру деятельности и кругу контролируемых вопросов кон­троль делится на общий (например, контроль администрации области за работой комитетов и управлений при администрации) и специализированный (например, контроль Государственной противопожарной инспекции по вопросам, связанным с соблюдением правил противопожарной безопасности).

Исходя из организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного объекта, можно говорить о внутреннем (внутриведомственном) и внешнем (надведомственном) контроле. Внутренний контроль ведется за органами одной системы, где вышестоящий орган, осуществляющий контроль может изменять или отменять акты подчиненного органа, вследствие их незаконности, вмешательства в оперативную деятельность, принимать конкретные меры для исправления недостатков, наказывать виновных. Внешний (надведомственный) контроль ведется в отношении организационно неподчиненных объектов, когда контрольные полномочия распространяются на все государственные органы. Они – производные от основной задачи – обеспечить единство в выполнении определенной функции, общей для всех отраслей управления.

Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении качественно отличается от контроля. Он состоит в проверке точного и единообразного исполнения законов государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. В зависимости от компетенции и положения, занимаемого органами государственного управления в структуре государственного механизма, различают следующие виды надзора:

· общий надзор прокуратуры;

Конституционный надзор. Сущность надзора здесь заключается в том, что Конституционный Суд не исследует фактических обстоятельств дела: рассматривается конституционность самого применения (либо неприменения) той или иной нормы права в виде сложившейся практики судебных или иных государственных органов и должностных лиц. Сам Конституционный Суд не может отменить, внести изменения в решения и приговоры судов, в проверяемые правовые акты. Постановление Конституционного Суда дает повод для их отмены, изменения или отмены в обычном порядке.

Общий надзор прокуратуры. Согласно Закону РФ «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми органами управления, должностными лицами и гражданами.

Такой надзор, осуществляемый прокуратурой, принято называть общим, так как он распространяется на деятельность всех органов управления.

Основными формами реагирования прокурора на нарушения законности являются (ст. ст. 22–24 Закона «О прокуратуре»):

Протест - официальное реагирование прокурора на незаконные акты и действия. Подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок с момента поступления.

Представление – письмо по факту нарушения закона и устранения причин. Срок для исполнения – 1 месяц.

Постановление – о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Срок для рассмотрения – не позднее 10 дней.

Рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб. Срок рассмотрения – до 1 месяца; в 5-дневный срок рассматриваются жалобы на нарушения конституционных прав граждан.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью органов управления, их должностных лиц, общественных организаций – только с точки зрения законности, не вмешиваясь в их оперативно-хозяйственную и административную деятельность, не изменяя и не отменяя их акты.

Административный надзор. В общей системе органов государственного управления состоят и такие органы специальной компетенции как федеральные надзоры, федеральные службы и государственные инспекции.

Они осуществляют деятельность, именуемую административным надзором, который является одним из способов обеспечения законности в управлении. Его содержание заключается в надзоре за точным соблюдением соответствующими поднадзорными объектами требований специальных правил и инструкций, в выявлении их нарушений. Однако вышеназванные органы осуществляют надзор не только за соблюдением правил и инструкций. Им предоставлены права по запрещению или приостановлению определенных действий со стороны поднадзорных объектов, даче указаний об устранении нарушений, применению к виновным лицам мер административного воздействия.

Важные функции по осуществлению административного надзора осуществляют органы внутренних дел. В соответствии с действующим законодательством, органы внутренних дел осуществляют надзор за исполнением должностными лицами и гражданами решений органов исполнительной власти по вопросам охраны общественного порядка. Они обеспечивают в установленном порядке соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и других предметов и веществ по перечню, определенному действующим законодательством. Органы внутренних дел контролируют выполнение гражданами и должностными лицами требований паспортной системы, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами, без гражданства установленных для них правил пребывания на территории России. Государственная инспекция безопасности дорожного движения, входящая в систему МВД России, осуществляет надзор за дорожным движением; контроль за содержанием автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, троллейбусов и трамваев и др.

Органы государственного пожарного надзора, входящие в систему МВД России, осуществляют контроль за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай возникновение пожара, обеспечение объектов народного хозяйства и населенных пунктов средствами противопожарной защиты и пожарной техникой.

Специальным видом правоохранительной деятельности является административный надзор органов полиции за точно определенным кругом лиц, а именно за освобожденными из мест лишения свободы.

Судебный контроль – одна из форм государственного контроля. Суды дают оценку законности деятельности органов управления, независимо от ее характера и служебного положения должностных лиц.

Наряду с частными определениями суд применяет и другую специфическую форму контроля – представление. Представление является официальным обращением суда к государственному органу, указывающим на обнаруженные нарушения законности и фиксирует внимание на условиях, способствующих нарушениям.

Важной формой контроля суда за законностью в сфере управления является рассмотрение им жалоб на действия органов госуправления и их должностных лиц. Поскольку право жалобы, как способ обеспечения законности, примыкает непосредственно к рассматриваемому вопросу, т. к. это – один из способов его реализации через собственность, имеет смысл раскрыть его сущность.

Контроль арбитража. Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления.

Таким образом, государственный арбитраж представляет собой специфический орган, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность посредством разбирательства и разрешения дел, возникающих из имущественных споров.

Рассматривая и разрешая споры экономические (в связи с заключением договоров) и в сфере управления, арбитражный суд ведет работу по предупреждению нарушений законности, защищает охраняемые законом права и интересы организаций и граждан, обеспечивает единообразное и правильное применение законодательства, содействует правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

Право жалобы, как способ обеспечения законности в госуправлении. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину РФ судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия должностных лиц, госорганов, повлекшие за собой нарушение законов, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд. Обжалование является специальным способом обеспечения законности и правопорядка.

Основным нормативным актом, закрепляющим право на обжалование, является Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., а также закон «Об обращениях граждан».

Гражданам также предоставлено право обращаться в государственные и общественные организации с предложениями и заявлениями.

Предложение – это обращение гражданина в соответствующий государственный или общественный орган, направленное на улучшение или совершенствование работы государственного аппарата или органов управления общественными организациями.

Заявление – это обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных субъективных прав граждан.

Законность и дисциплина - основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотъемлемы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина, в свою очередь, обусловливается пределами закона.

В юридической науке под законностью понимают «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями».

Внешне законность выражено в законодательстве, под которым принято понимать систему правовых актов, в которых нормы права находят свое внешнее отражение.

Если рассматривать принцип законности относительно его практического применения, то законность означает, что всякое решение государственных и негосударственных органов, уполномоченных на то лиц не должно противоречить действующему законодательству; должно быть принято в пределах компетенции органа или должностного лица, его принимающего с соблюдением необходимой процедуры ; должен способствовать созданию, закреплению или развитию полезных для общества отношений.

Законность можно рассматривать и как метод государственного управлениято есть как совокупность приемов, способов, с помощью которых государство обеспечивает надлежащее поведение своих субъектов.

Законность - это также режим системы отношений граждан, общественных и других негосударственных образований, органов местного самоуправления с органами, представляющими различные ветви государственной власти.

Основой (или гарантиями) законности в государственном управлении следует признать наличие: 1) определенных экономических условий; 2) развитой политической системы, 3) механизма социальной защиты населения; 4) научно обоснованной системы норм права, которая отвечает требованиям времени и доступна для понимания всеми субъектами государственного управления; 5) механизма принуждения, четко работает в рамках закона.

Важным условием законности и дисциплины в государственном управлении следует признать также высокую правовую культуру граждан и аппарата исполнительной власти, которая, в свою очередь, является следствием общего уровня образования и культуры общества. Между собой законность и дисциплина соотносятся как общее и особенное. Законность можно рассматридать как статику (совокупность норм, законодательных актов), дисциплину - как динамику законности (определенные действия по выполнению требований норм и законодательных актов.

Таким образом, законность и дисциплина - это обязательные черты правового государства, совокупность форм и методов государственного управления, которые находят свое отражение в действующем законодательства и с помощью государство регулирует взаимоотношения в обществе, достигается состояние законопослушного поведения объектов управления.

Система способов обеспечения законности и дисциплины в госу-вному управлении.

Законность и дисциплину в государственном управлении обеспечивают тремя основными способами - проведением контроля, осуществлением надзора и с помощью обращений граждан.

Деятельности по обеспечению законности оказывают государственно-правового характера, а органы, ее осуществляют (органы исполнительной власти, милиция, прокуратура, различные государственные инспекции, службы, суды, некоторые общественные движения и т.п.), наделяют юридически-властными полномочиями. Такую деятельность считают способами обеспечения законности. Каждый из этих способов имеет присущие только ему черты, закрепленные соответствующими нормативными актами, и реализуется с помощью специальных методов. Вместе с тем, эти способы связаны между собой единством цели - обеспечить строгое соблюдение требований законности и дисциплины всеми субъектами государственного управления.

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое внешнее отражение в прекращении нарушений законности и дисциплины; осуществлении мероприятий по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан, общественных организаций; привлечении к ответственности и наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; создании атмосферы неотвратимости наказания за нарушение требований законности и дисциплины; воспитании работников аппарата управления в духе строгого соблюдения существующих правил. Этим обеспечивают соблюдение законности каждой звеном государственного управления, каждым служащим с целью организации их четкой работы, поддержания государственной дисциплины, а также охрану и защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в повседневной деятельности аппарата управления.

Контроль - основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из важнейших элементов государственного управления. Без организации и осуществления контроля невозможна надлежащая работа государственного аппарата, других подконтрольных государственных структур. Контроль также является одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан. В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политическую деятельность, межотраслевое государственное управление. Саму контрольную деятельность осуществляют путем проверок, плановых и внеплановых ревизий, обследований, истребования отчетов, проведения рейдов, смотров и т.д.

Главными направлениями осуществления контроля в сфере государственного управления являются: 1) соблюдение плановой, финансовой, ценообразующий, договорной, технологической, исполнительной, трудовой и других видов государственной дисциплины; 2) использование государственных ресурсов; 3) выполнение природоохранного законодательства; 4) подбор и расстановка кадров в государственном секторе; 5) выполнение социальных программ и др.

Контрольная деятельность включает ряд последовательных действий, которые можно разделить на три стадии: подготовительную, центральную (или аналитическую) и итоговую. В свою очередь, они сами наполняются конкретными стадиями-действиями.

На подготовительной стадии: 1) выбирают объект контроля; 2) определяют предмет контроля (устанавливают, что именно следует проверить) 3) устанавливают средства осуществления контроля; 4) подбирают (назначают) лиц, осуществляющих контроль; 5) составляют планы его проведения.

На центральной (аналитической) стадии осуществляют сбор и обработку информации. Собранную информацию (часто полученную из разных источников) анализируют, сравнивают с реальным положением дел на объекте, проверяют.

К итоговой стадии относятся такие действия, как: 1) принятия решения по результатам контроля; 2) доведение его до адресата (а в необходимых случаях и до сведения общественности, правоохранительных органов, иных лиц, заинтересованных в результатах контроля) 3) оказание помощи подконтрольной структуре в наведении порядка на объекте; 4) контроль за выполнением решений, принятых по итогам контроля.

Контроль можно классифицировать: по органам, которые его осуществляют; по сфере деятельности, которая подлежит контролю; по формам его проведения.

Контроль осуществляют: 1) органы законодательной власти (Верховная Рада Украины) 2) Президент Украины и его Администрация; 3) представительный орган АРК - Верховная Рада АРК, 4) органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, Совет министров, министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, местные госавна администрация, администрация предприятий, учреждений, организаций; 5) судебные органы (Конституционный Суд Украины, суды общей юрисдикции, арбитражные суды); 6) специальные контролирующие органы - государственные инспекции и службы (пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, Государственная налоговая администрация , Государственная таможенная служба и т.д.); 7) органы местного самоуправления (местные советы и их исполнительные органы). По сфере деятельности, подлежащей контролю, контроль подразделяют на ведомственный, межведомственный и над (или вне) ведомственный.

Ведомственный контроль осуществляют министерства и ведомства внутри соответствующей структуры (поэтому его еще называют внутриведомственным или просто внутренним контролем. Такой контроль тесно связан с задачами, которые стоят перед министерствами и ведомствами. Осуществляя руководство соответствующими сферами управления, министерства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают акты, организуют и контролируют их выполнение. Полномочия этих органов, в том числе и контрольные, закреплены в законах, положениях о соответствующих министерствах и ведомства, управления (отделы) местных органов государственной исполнительной власти, уставах государственных предприятий, учреждений и организаций. В министерствах и ведомствах для осуществления контрольных функций образуют ведомственные инспекции, группы. Контрольные полномочия возлагаются также на юридические службы и юрисконсультов.

Сущность межведомственного контроля состоит в том, что его осуществляет орган межотраслевой компетенции за выполнением общеобязательных правил, действующих в соответствующей сфере.

Главной особенностью межведомственного контроля является то, что он исключает подчиненность, т.е. осуществляется органом другой ведомственной принадлежности. Вторая особенность такого контроля заключается в том, что круг вопросов, который имеет право проверять орган межведомственного контроля, является узким, специальным, т.е. привязано к стоящих перед этим органом. Например, Государственный комитет статистики Украины контролирует только порядок организации и ведения статистической отчетности министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами. Министерство финансов Украины с помощью ГлавКРУ осуществляет контроль за использованием денежных средств, материальных ценностей, их сохранностью, контролирует состояние и достоверность бухгалтерской отчетности. Они не вмешиваются в другие функциональные полномочия подконтрольного органа.

К межведомственного контроля следует отнести и контроль со стороны различных специализированных государственных инспекций, служб, комиссий, комитетов, управлений и т.п., которые структурно входят в состав соответствующих министерств или ведомств. Это пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, подразделения Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации, таможенной службы, управлений гражданской авиации и др. Согласно предоставленным им полномочиям они осуществляют контроль за соблюдением общеобязательных правил в различных сферах деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, охране природы и т.д.

Надведомственный контроль осуществляют органы общей компетенции - Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации по вопросам хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, независимо от ведомственного подчинения объектов контроля.

Еще одной характерной чертой указанных видов контроля является то, что только по результатам ведомственного и надведомственного контроля виновное лицо можно привлечь к дисциплинарной ответственности при том, что проверки осуществляют высшие должностные лица, наделены правом приема на работу. Результатом проведения межведомственного контроля может стать привлечение к административной или уголовной ответственности.

Контроль осуществляют в форме проверок (обследование и изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляют справку или докладную записку), ревизий (документальный контроль финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляется акт), истребования отчетов и т. п. Контроль следует отличать от близкого к нему вида государственной деятельности - надзора, хотя они имеют некоторые общие признаки. их объединяют единая цель - обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении, формы осуществления работы - проверки, истребование отчетов, объяснений и т.п., обязательность указаний. Но контроль, в отличие от надзора, проводится повседневно и беспрерывно широким кругом органов. Надзор же осуществляет единственный государственный орган - прокуратура. (Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называются наблюдением. Действительности же - это контроль. Разная у них и нормативная база. Главное же, чем отличается контроль от надзора, - это то, что контролирующий орган имеет право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольного объекта (иногда подменяя собой руководящий орган этого объекта) и самостоятельно привлекать правонарушителей к юридической ответственности, в то время как прокуратуру лишены таких возможностей. Например, органы пожарного, санитарного надзора, ветеринарного контроля могут принять решение о приостановке (при наличии оснований для этого) работы подконтрольного им объекта до устранения выявленных ими правонарушений. Такие их действия фактически приравниваются к управленческой деятельности администрации этих объектов или высших отношении них органов. Кроме того, они могут самостоятельно привлекать к административной ответственности виновных в нарушении правил должностных лиц объектов, эксплуатация которых приостановлена.

Следовательно, контроль можно охарактеризовать как составную часть (элемент) управления, обеспечивает систематическую проверку выполнения Конституции, законов Украины, других нормативных актов, соблюдение дисциплины и правопорядка и состоит во вмешательстве контролирующих органов в оперативную деятельность подконтрольных органов, предоставлении им обязательных для исполнения указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления, осуществлении принуждения относительно подконтрольных органов.

Надзорже имеет целью выявление и предупреждение правонарушений, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, без права вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, изменения или отмены актов управления.

Обращения граждан является особым способом обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, существенно отличается от контроля и надзора. Отличие между ними состоит в том, что инициаторами проверок здесь выступают не государственные образования (их должностные лица), а граждане. Обращаясь в компетентные органы с заявлениями и жалобами, они сигнализируют о выявленных ими нарушениях законности и дисциплины, тем самым позволяя полномочным органам разобраться в сути дела, привлечь, если на это есть основания, к ответственности виновных. Обращения граждан за защитой своих прав в компетентные органы являются важным средством обеспечения их прав и свобод, законности и дисциплины в целом.

В юридической литературе выделяют и общественный контроль, к которому относят контроль со стороны различных общественных групп - профсоюзов, трудовых коллективов, партий, движений и т.п., а также отдельных граждан. Но и здесь также отсутствуют такие важные признаки контроля, как право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных и право самостоятельно привлекать виновных к правовой ответственности. Вместе с тем следует отметить, что отдельные общественные образования имеют существенные контрольные полномочия.

Одним из важнейших мероприятий по обеспечению законности и дисциплины в государственном управлении является право граждан на обращение в государственные органы власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, общественных объединений.

Обращения граждан представляют совокупность активных волевых действий физических лиц. Их особенность заключается в том, что не все обращения граждан можно отнести к способам обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Только жалобы и заявления о нарушении действующего законодательства и недостатки в работе тех или иных лиц, государственных и негосударственных структур инициируют компетентные органы (полномочных лиц) на проведение контрольно-надзорных действий с целью устранения нарушений и недостатков.

Жалоба на противозаконные действия или решения соответствующих органов и их должностных лиц подается в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу, не лишает гражданина права на обращение в суд в соответствии с законом, а в случае отсутствия такового (вышестоящего) органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд.

Таким образом, защищая свои законные права и свободы, граждане обращают внимание компетентных органов на нарушения законодательства и таким образом защищают имеющиеся в государстве и обществе правоотношения. Такой контроль в некоторых случаях называют еще индивидуальным.

50 Право граждан на обращение и механизм его реализации. Понятие и виды обращений граждан. Производство по рассмотрению обращений граждан.
Обращения граждан в органы государства по вопросам обеспечения законности является их конституционным правом. Оно закрепляется в ст. 40 Конституции Украины, которая отмечает, что все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы гос. власти, органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.

В развитие конституционных положений действует целый ряд нормативных актов, регламентирующих эти вопросы. Во-первых, это Закон Украины "Об обращении граждан" от 2 октября 1996 p. Кроме него, важными актами, регулирующими правоотношения этой сферы, является Указ Президента Украины "О мерах по обеспечению конституционных прав граждан на обращение" от 19 марта 1997 p. и Инструкция по делопроизводству по обращениям граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от сферы собственности, в средствах массовой информации. Следует отметить, что почти все законодательные акты последнего времени содержат нормы, предусматривающие вопросы обжалования действий должностных лиц.

Все они регулируют вопросы практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии с их статусом предложения об улучшении их деятельности, вскрывать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

Они также обеспечивают гражданам возможности для участия в управлении государственными и общественными делами, для влияния на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности, предприятий для отстаивания своих прав и законных интересов и восстановления их в случае нарушения.

Под механизмом реализации обращения граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Гражданин, который обратился с заявлением или жалобой в органы, имеет право: лично изложить аргументы лицу, которое проверяло заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления; знакомиться с материалами проверки.

Согласно прав граждан на жалобу установлены обязанности органов, их рассматривают. Они в пределах своих полномочий обязаны: объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы; безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения.
Понятие и виды обращений граждан. Производство по рассмотрения обращений граждан.

Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Предложение (замечание) - обращение граждан, где высказываются советы, рекомендации относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения об урегулировании общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п..

Жалоба - обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц.

Обращения адресуются органам или должностным лицам, в полномочия которых входит решение затронутых вопросов и должно содержать фамилию, имя, отчество, место жительства гражданина, суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования и подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. Оно может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, посланным по почте или переданным гражданином. Оформленное без соблюдения этих требований обращение возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: