15 февраля 2009 года между ооо стройинвест и комитетом по управлению государственным имуществом

Обновлено: 19.04.2024

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ находящееся в государственной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае:

  • если нахождение указанного имущества в государственной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • если указанное имущество используется органами местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Для передачи имущества уполномоченный орган направляет предложение о передаче имущества. Форма такого предложения не установлена. В нем содержится просьба передать в муниципальную собственность определенное имущество.

В предложении обязательно должен быть перечень имущества, которое планируется передать. Передача имущества, не включенного в такой перечень, не допускается. Решения о передаче государственного имущества принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемого имущества.

В свою очередь представительный орган муниципального образования рассматривает предложение и принимает решение о принятии государственного имущества в муниципальную собственность, с утверждением соответствующего перечня, или решение об отказе в принятии. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании своих решений в соответствии с передаточным актом. Спор же о праве собственности на имущество разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия решения органу местного самоуправления, осуществляющему принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок.

Право собственности на государственное имущество, передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ, возникает с даты, указанной в решениях о приеме/передаче государственного имущества.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Между ООО (Арендатор) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом (Арендодатель) заключен договор аренды нежилого сооружения с 28.04.2017, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору за плату во временное владение и пользование сооружение дорожного транспорта. Передаваемое арендованное сооружение принадлежит арендодателю на праве собственности, включено в Реестр объектов муниципальной собственности. С 01.01.2017 ООО не оплачивало НДС, ссылаясь на п. 2 ст. 146 НК РФ. 25 ноября 2019 г. пришло требование из ИФНС, что ООО должно предоставить декларации по НДС, и уплатить НДС за 2017, 2018, 2019 гг. ИФНС ссылается на Определение Верховного Суда РФ N 309-КГ17-16472 от 15.11.2017, N 301-КГ17-19906 от 29.12.2017, так как у арендатора муниципального имущества возникает обязанность налогового агента.
Должно ли Общество подавать налоговые декларации по НДС? Является ли Общество налоговым агентом по НДС? По какой ставке следует исчислять НДС?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если организации передано в аренду имущество казны муниципалитета, то организация признается налоговым агентом по НДС. В таком случае необходимо исчислить НДС и представить уточненные декларации за прошедшие налоговые периоды 2017-2019 гг. Перед представлением уточненных деклараций необходимо уплатить недоимку по налогу и соответствующие ей пени.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти, местного самоуправления имущества в аренду.

28 ноября 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Немного ранее, в письме ФНС России от 05.10.2017 N СД-3-3/6555@, налоговики разъясняли, что при осуществлении операций по предоставлению органами местного самоуправления, являющимися казенными учреждениями, в аренду муниципального имущества, составляющего имущество казны, у арендатора не возникает обязанности налогового агента.
Однако налоговые органы при осуществлении своих полномочий должны руководствоваться позицией ВС РФ (письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571).
В связи с этим налоговое ведомство изменило свою позицию, учитывая выводы, сделанные в определениях ВС РФ от 15.11.2017 N 309-КГ17-16472, от 27.09.2017 N 301-КГ17-13104, от 26.03.2015 N 310-КГ15-1150.
*(2) Желательно письменно получить такое подтверждение.
*(3) В книге продаж регистрируются счета-фактуры в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, независимо от даты их выставления (п.п. 2, 3 Правил ведения книги продаж).
*(4) Арендатор муниципального имущества, выступающий в роли налогового агента, являющийся плательщиком НДС, имеет право на вычет исчисленного и уплаченного им налога при соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
- налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и исполняет обязанности налогоплательщика;
- услуги по аренде были приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения;
- наличие документов, подтверждающих факт оплаты НДС;
- наличие счетов-фактур, выписанных налоговым агентом, с выделенной суммой НДС;
- наличие первичных документов, подтверждающих факт принятия услуг аренды на учет налоговым агентом.


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 апреля 2009 года Дело N А72-212/2009

Резолютивная часть решения объявлена 10.04.2009г.

Полный текст решения изготовлен 13.04.2009г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Рогожина С.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловой И.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Управления по недропользованию по Ульяновской области

к Администрации муниципального образования «Сенгилеевский район»,

к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройинвест»

к Обществу с ограниченной ответственностью «ПромИнвест»

третьи лица УФРС по Ульяновской области,

Общество с ограниченной ответственностью «Виста Про»,

Областное государственное образовательное учреждение СПО «Сенгилеевский технологический техникум», Ульяновская область, г. Сенгилей

о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности

от истца: Кравцов С.И., начальник управления, приказ от 31.01.2007 №79-лс; Преткель И.В., доверенность от 11.08.2008г.;

от ответчика ООО «Стройинвест»: не явился, уведомление,

от ответчика ООО «ПромИнвест»: Сингур Т.А., доверенность от 19.01.2009г,

от ответчика Администрации муниципального образования «Сенгилеевский район»: Умеркин Д.И., доверенность от 13.01.2009г.;

от третьих лиц: не явились, уведомление;

Управление по недропользованию по Ульяновской области обратилось в арбитражный суд Ульяновской области с иском к Администрации муниципального образования «Сенгилеевский район», Обществу с ограниченной ответственностью «Стройинвест», Обществу с ограниченной ответственностью «ПромИнвест» о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности.

Определениями суда от 20.02.2009 и от 13.03.2009 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Виста Про», Областное государственное образовательное учреждение СПО «Сенгилеевский технологический техникум», Ульяновская область, г. Сенгилей.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Судебное разбирательство проводится в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв для представления ответчиком дополнительных доказательств.

Представитель истца настаивает на заявленных требованиях, просит признать договор купли-продажи земельного участка от 30.05.2008г. на земельный участок, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Стройинвест» и обществом с ограниченной ответственностью «ПромИнвест» недействительным и применить последствия признания сделки недействительной. Считает, что указанный договор заключен в нарушении ст. 209, 301, 448, 449 ГК РФ , ст. 1.2, 10,11, 25.1 Закона РФ «О недрах».

Ответчики, Администрация МО «Сенгилеевский район», ООО «ПромИнвест» не согласны с исковыми требованиями. Администрация МО «Сенгилеевский район» в отзыве на исковое заявление пояснила, что истец не является надлежащим, он не может требовать применение последствий ничтожной сделки, и не привел законных обоснований недействительности ничтожной сделки (л.д.120 т.1).

В ходе судебного заседания судом было отказано в удовлетворено ходатайство ООО «Проминвест» об отложении судебного заседания в порядке ст. 158,159 АПК РФ.

Изучив представленные документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. При это суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом.

Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно пункту 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером 73:14:050501:239, являющийся предметом оспариваемого договора, входит в участок лицензируемого участка месторождения цементного сырья «Бутырская гора» (л.д.99,100-113142,142), недра расположенные под этим участком находятся в государственной собственности.

Статьей 1.2 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 предусмотрено, что недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью.

Согласно п. 1. и 4.1. Положения об Управлении по недропользованию по Ульяновской области (л.д.17-22 т.1), Истец осуществляет функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Таким образом истец является заинтересованным лицом в правом смысле ст. 166 ГК РФ и 4 АПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как было установлено постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 по делу № А72-4844/2008 договор купли-продажи заключенный между КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» и ООО «Стройинвест» от 25.07.2007 является недействительным и не порождает правовых последствий у совершивших его лиц. Таким образом у ООО «Стройинвест» не возникло право собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:14:050501:239.

Из содержания статьи 209 ГК РФ следует, что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Поскольку имуществом распорядился не собственник либо уполномоченное им лицо, то сделка по продаже земельного участка от 30.05.2008 является ничтожной в силу статей 209, 168 ГК РФ.

В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно статье 1.2 Закона РФ «О недрах» в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Таким образом, ООО «ПромИнвест» не может быть признано собственником государственного имущества, а в соответствии со статьей 9 указанного Закона юридические лица могут являться только пользователями недр при наличии лицензии (в установленных Федеральным законом случаях).

Таким образом договор купли-продажи от 30.05.2008г. согласно которого ООО «ПромИнвест» приобрело в собственность земельный участок площадью 145 га с кадастровым номером 73:14:05 05 01:239, расположенный по адресу: г. Сенгилей примерно в 1750м. по направлению на юг от жилой зоны, из земель сельскохозяйственного назначения является ничтожным (недействительным).

Довод ООО «ПромИнвест» о том, что только сторона по сделке в соответствии с п. 2 ст. 166 ГК РФ вправе выйти в суд с применением последствия недействительности ничтожной сделки судом отклоняется, так как, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе. Таким образом, суд вправе дать оценку ничтожности сделки, на которой основан иск.

В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Факт оплаты недвижимого имущества ООО «ПромИнвест» доказан, как и приемка земельного участка, в этой связи суд считает необходимым обязать ответчиков возвратить все полученное по сделке.

Доводы ООО «ПромИнвест» о том, что он является добросовестным приобретателем суд не принимает по следующим основаниям.

Как указал Президиум ВАС РФ в пункте 9 Информационного письма от 13.11.2008 № 126 поскольку совершению сделки сопутствовали обстоятельства, которые должны были вызвать у приобретателя имущества сомнения в отношении права продавца на отчуждение спорного имущества (в том числе явно заниженная цена продаваемого имущества), суд пришел к выводу, что приобретатель не является добросовестным.

Как установлено судом ответчик ООО «Проминвест» при приобретении указанного земельного участка знал, что бывший собственник ООО «Стройинвест» зарегистрировал право собственности также на основании судебного акта (постановления ФАС Поволжского округа по делу №А72-6587/07 от 01.04.2008). Кроме того, стоимость указанного земельного участка по договору (1 700 000 руб.) определена меньше чем кадастровая стоимость (л.д. 114 т.1) - 2 511 400 руб. которая ответчиком в судебном порядке не оспорена, и не признанна судом недействительной.

В данном случае ответчик, проявляя обычную степень осмотрительности, должен был предпринять дополнительные меры, направленные на проверку юридической судьбы вещи. При этом право сторон по своему усмотрению определять цену в договоре (статьи 421 и 424 ГК РФ) при таком подходе не ограничивается, поскольку выводы суда касаются добросовестности ответчика, а не соответствия сделки закону.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, возникает на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иных сделок об отчуждении этого имущества.

Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, их возникновение, переход и прекращение в силу п. 1 ст. 131 ГК РФподлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

По смыслу названного Закона государственная регистрация является единственным доказательством существования субъективного права на недвижимость. Учитывая, что согласно статье 209 ГК РФ право собственности представляет собой установленную государством возможность собственника осуществлять владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом, то именно с государственной регистрацией Закон связывает возможность реализации собственником своих правомочий. Государственная регистрация имеет охранительную функцию и ее цель заключается в защите прав собственника.

Приобретение недвижимости в собственность представляет сложный юридический состав, включающий саму сделку, направленную на переход права на недвижимость и акт его государственной регистрации. Порочность договора, по которому перешли права на недвижимость, влечет дефектность всего состава в целом.

Целью признания незаконным основания для регистрации является признание недействительной самой государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных прав и оспариваемых законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Арбитражный процесс возникает и развивается по инициативе сторон и лиц, участвующих в деле, но эта задача конкретизируется применительно к каждому делу и в силу ст. 133 АПК РФ и пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.06 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» в процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья обязан определить предмет доказывания, исходя из правоотношения, возникшего между сторонами.

При определении того, какие факты, указанные сторонами, имеют юридическое значение для дела, суд должен руководствоваться нормами права, которые регулируют спорные отношения. Решение этих конкретных задач имеет цель обеспечения правильного разрешения спора и восстановления нарушенных прав. Именно в решении получают защиту нарушенные права сторон и в этом смысле оно не может быть формальным и неопределенным для участников процесса.

Государственная регистрация при отсутствии юридических оснований для регистрации не может сохраняться за лицом недобросовестно приобретшим чужое имущество.

Как установлено судом сделки по купле-продаже земельного участка совершенные ООО «ПромИнвест» и ООО «Стройинвест» признаны ничтожными.

Таким образом, суд установив ничтожность оснований для государственной регистрации права собственности ответчика ООО «ПромИнвест», а также обстоятельства, не позволяющие в силу ст. 302 и 223 ГК РФ признать ООО «ПромИнвест» законным собственником имущества, приходит к выводу о незаконности государственной регистрации права собственности на земельный участок ООО «ПромИнвест».

Так как Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» не является стороной по сделке, исковые требования к нему не предъявлены, суд считает его ненадлежащим ответчиком, и исковые требования в отношении его не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине следует пропорционально возложить на ответчиков ООО «ПромИнвест» и ООО «Стройинвест».

Руководствуясь статьями 110, 156, 167-171, 176, 177, 180-182 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительным Договор купли-продажи земельного участка от 30.05.2008г. на земельный участок (общей площадью 1 450 000 кв.м., кадастровый номер объекта 73:14:050201:239), заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Стройинвест» и обществом с ограниченной ответственностью «ПромИнвест».

Применить последствия признания сделки недействительной:

Обществу с ограниченной ответственностью «ПромИнвест» вернуть обществу с ограниченной ответственностью «Стройинвест» земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельхозпроизводства, общей площадью 1 450 000 кв.м., кадастровый номер объекта 73:14:050201:239, расположенный по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, город Сенгилей, участок находится примерно в 1750 м по направлению на юг от жилой зоны.

Обществу с ограниченной ответственностью «Стройинвест» вернуть Обществу с ограниченной ответственностью «ПромИнвест» 1 700 000 (один миллион семьсот тысяч) рублей 00 коп. - денежные средства оплаченные по договору купли-продажи земельного участка от 30.05.2008.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ПромИнвест» в доход федерального бюджета 3 000 рублей - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» в доход федерального бюджета 3 000 рублей - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить Управлению по недропользованию по Ульяновской области из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 (Шесть тысяч) руб. 00 коп.

Исполнительные листы и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в за­конную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке по правилам Главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам Главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике. По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю. Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п.

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:

· Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;

· Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;

· Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;

· По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так):

· Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);

· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;

· Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);

· При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019.


В нашей стране законодательство предусматривает передачу имущества на праве оперативного управления. Право оперативного управления обычно применяют в отношении государственного или муниципального имущества. Эксперт «Что делать Консалт» рассказывает обо всех особенностях этой процедуры.

Оперативное управление как вещевое право


Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Это право возникает в отношении имущества, закреплённого за учреждением собственником или приобретённого им по иным основаниям. Оперативное управление — это вещное право, при котором учреждение владеет и распоряжается имуществом в пределах, установленных собственником, в соответствии с уставными целями и назначением самого имущества. Исторически данный вид права возник в советский период, когда преобладала в основном государственная собственность. Также при таком виде управления имущество может быть изъято собственником и использовано по своему усмотрению. Учреждение может отказаться от права оперативного управления относительно некоторого имущества. Главное понимать, что обладателем любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель – публично-правовое образование ( ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» , ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) ).

консультант плюс 30 лет

В СПС КонсультантПлюс есть Путеводители по любым видам договоров, а также полная база сопутствующих документов.

Передача имущества

Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом. Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.

Примерные условия, которые могут содержаться в решении:

  • вид передаваемого объекта собственности;
  • классификационные (идентификационные) номера, адрес расположения;
  • назначение имущества;
  • номер и дата регистрации в реестре;
  • имеющиеся обременения.

Для движимого имущества это может быть:

  • идентификационный номер;
  • номер кузова;
  • государственный регистрационный знак;
  • марка, модель имущества.

Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.

По итогу передачи имущества может заключаться договор. Заключить его необходимо в том случае, если данное действие закреплено на нормативном уровне у учредителя. Некоторыми субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями утверждены типовые формы договоров.

Следует учесть, что на праве оперативного управления нельзя передать земельный участок, так как такой вид права при владении землёй не предусмотрен гражданским законодательством. В таких случаях оформляют право постоянного бессрочного пользования землей либо аренду.


При передаче недвижимости требуется регистрация права оперативного управления.

консультант плюс 30 лет

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

  • документы, подтверждающие право собственности на недвижимость;
  • паспорт представителя;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя органа.
  • распорядительный акт о передаче имущества в оперативное управление;
  • акт приёма-передачи имущества;
  • паспорт представителя;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя органа.

Стоит отметить, что относительно федерального имущества, которое закрепляется за федеральными бюджетными учреждениями, есть интересное правило, которое заключается в том, что взаимодействие между органами относительно согласования решений, связанных с распоряжением имуществом, должно быть осуществлено только в электронной форме через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в интернете (далее — МВ-портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, включая обращения федеральных органов исполнительной власти. Рассмотрение обращений по указанным вопросам, поступивших посредством бумажного документооборота, не осуществляется, за исключением обращений, имеющих ограничения в связи с возможностью разглашения служебной и государственной тайны, направление которых осуществляется в бумажном виде с указанием вида ограничения ( Росимущества от 31.01.2020 № ВЯ-08/2882 «О порядке распоряжения федеральным имуществом» ).

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.


Приобретение имущества учреждением самостоятельно

Таким образом, использование учреждением своего имущества независимо от источника его появления будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя.


Вопрос

Может ли бюджетное учреждение получить от своего учредителя — субъекта РФ имущество? Как это оформить и зарегистрировать?

Ответ

Может, имущество передаётся на праве оперативного управления. Учредитель — субъект РФ вправе передать учреждению любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, как движимое, так и недвижимое. Для передачи издаётся решение о передаче имущества, подписывается акт приёма-передачи, в случае передачи недвижимости регистрируется право оперативного управления.

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: