1 сравнивая философию права и общую теорию государства и права можно сказать что они

Обновлено: 23.04.2024

Соотношение между философией права и общей теорией права может быть рассмотрено как отношение между философским осмыслением права и его специально-научным познанием с точки зрения, как их предмета, так и их метода.

Известно, что любая наука, сосредотачивается на собственном предмете исследования, которым является определенный фрагмент бытия, и оставляет в стороне вопрос о его месте в общей картине мира и о его человеческом предназначении. Известно также, что в фундаменте любой науки лежат некоторые исходные аксиоматические положения (основоположения), которые не обосновываются в рамках этой науки, а берутся как таковые: для классической физики, например, это принцип причинности, для экономической науки – принцип пользы. Однако частные науки принципиально не могут «заглянуть» за свои основоположения.

Что же касается философии, то сфера ее интересов начинается именно там, где заканчивается сфера интересов отдельных наук. Философия обосновывает базовые положения отдельных наук, подводя под них «предельные основания», выявляя их смысл (человеческое предназначение). Например, аксиомой юридической науки является утверждение о том, что право – порождение воли носителя государственной власти, с требованием обязательного подчинения установленным нормам. Это положение выражает сущность позитивного права. Но постичь истинный смысл правовых явлений мы можем, лишь заглянув за пределы этого положения, то есть, пытаясь отыскать собственные основания права.

Исходя из этого, предмет философии права можно определить как внеюридические, или предельные основания права – онтологические (бытийные), аксиологические (ценностные), гносеологические (познавательные), антропологические (человеческие) и другие. Теория же права, является обобщающим уровнем юридической науки, близкой к философии права научной и учебной дисциплиной, и представляет собой, главным образом, учение о действующем праве.

Само по себе позитивное право не является предметом философии права. Позитивное право интересует философию права главным образом лишь в соотнесении с естественным правом, с позиции которого оценивается действующее право. В данном случае естественное право, оценивая позитивное право, играет роль «права в праве». Более точным будет утверждение, что философия права изучает «мир права», или «правовую реальность» как философский аналог понятия «правовая система». Здесь под правовой реальностью понимается вся совокупность правовых феноменов в единстве предметной формы и идеальной сущности, то есть в их всеобщности и целостности.

Различие по методу между философским осмыслением права и его научным познанием заключается в различии понимания и объяснения. Любая частная наука, в том числе правовая, рассматривает свой предмет как объект, находящийся вне познающего субъекта и пребывающего в относительном противостоянии ему. Философия стремится к пониманию, осмыслению не сущего, а должного (ценностей и смыслов), раскрывает мир таким, каким он должен быть с точки зрения ценностных постулатов или ориентаций человека. Этот мир ценностей и смыслов дает человеку стимул для изменения бытия, поскольку то, что должно быть, воспринимается им как идеальное относительно того, что существует в действительности. Поэтому правовая наука, изучая закономерности функционирования действующего права, описывает право таким, каким оно есть, а философия права таким, каким оно должно быть.

Обобщенно особенность метода философии права (как и философии вообще) выражается понятием «рефлексия». Рефлексия – это анализ субъектом познания оснований собственных мыслей, «мысль о мысли». Она является методом обращения к основам путем постановки вопросов о том, почему это осуществляется, или как это возможно.

Таким образом, как философия права, так и общая теория права являются формами теоретического познания права, они тесно связаны друг с другом и дополняют друг друга, между ними трудно провести четкую разграничительную линию, хотя различие между ними заключается в том, что первая подходит к исследованию права с позиции философской рациональности (ценностно нагруженной), а вторая – научной рациональности (ориентированной на объективность знания, стремящейся к ценностной нейтральности), главная же особенность философии права заключается в ее методе – рефлексии.

Как подчеркивает украинский правовед Н.И. Козюбра: «общая теория права обеспечивает философию права специально-юридическими знаниями, без опоры на которые она способна превратиться в умозрительные, оторванные от правовой жизни конструкции. В свою очередь, философия права является мировоззренческим фундаментом для общей теории права. Она вооружает ее фундаментальными ценностями, категориями, и интеллектуальными средствами, без которых невозможно представить как современное правоведение, так и любую практическую деятельность в сфере права»[44].

Для определения места философии права в структуре правоведения следует исходить из того, что позиции, согласно которым философия права является частью философии, самостоятельной научной дисциплиной или частью (уровнем) правоведения (или общей теории права) не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Благодаря своей рефлексивности философия права, безусловно, является частью философии, а именно – практической философии, которая ориентируется на проблемы человеческого действия (наряду с социальной, политической, моральной, антропологической философией). Вместе с тем опыт показывает, что исследованием проблем философии права преимущественно занимаются юристы. В этом нет ничего удивительного, так как она так или иначе является необходимой частью правоведения в целом. Поэтому следует согласиться с выделением в системе правоведения его верхнего, метатеоретического уровня, или уровня философских основ (философии права), его среднего уровня (теории права) и нижнего, эмпирического уровня – правовой доктрины (отраслевые дисциплины)[45]. Таким образом, можно утверждать, что философия права является необходимой частью (уровнем) правоведения как науки о праве. В то же время философия права как знание интегральное, целостное обладает относительной автономией в рамках, как философии, так и правоведения, что позволяет охарактеризовать ее как самостоятельную сферу исследований на стыке философии и правоведения, которая занимается осмыслением природы права. Ее принципиальное отличие заключается в том, что она не просто применяет философские методы и категории к праву, а направлена на решение основной правоведческой проблемы: что есть право вообще? Как «общая территория» для философов и юристов, философия права имеет свои специфические черты, проблемы и способы их решения, которые следует учитывать, а не переносить механически из другой смежной области знания.

Очень плодотворную концепцию природы философии права и ее соотношения с теорией права предложил Р. Алекси. Согласно его концепции, философия права это относительно автономная часть философии, которая представляет собой общую и систематическую рефлексию онтологических, морально-аксиологических и эпистемологических вопросов относительно права. Подлинная философия права стремится к «идеалу полноты», т. е. включает: 1) решение общефилософских вопросов, 2) учитывает специфику права как единства институционально-властной и идеально-нравственной структур, 3) имеет особенно тесную связь с моральной и политической философией. Нижняя граница философии права составляет «ограничивающий принцип», который предусматривает: 1) отказ от решения философских вопросов, 2) сосредоточение только на институциональном измерении права, 3) делегирование всех критических (нормативных) вопросов моральной и политической философии, дистанцирование от них. Последовательное проведение «ограничительного принципа» представляет собой исследовательскую программу юридической теории права. Между философией права и теорией права существует, по его мнению, принципиальное отличие (хотя и нет грани, которую невозможно перейти, она является динамической, подвижной) – разница между выбором «идеала полноты» и «ограничительного принципа», то есть между философским и нефилософским (научным) подходами. Теория права представляет собой продукт радикального применения «ограничительного принципа» к сфере философии права, которая, в свою очередь, существует в пространстве между «идеалом полноты» и «ограничительным принципом» как «максимумом» и «минимумом». Верхняя граница философии права это требование когерентности (целостности) теории и ее адекватности объекту – природе именно права. Этот предел позволяет, как считает Р. Алекси, отличить философию права как от других философских дисциплин, так и от псевдофилософско-правовой рефлексии, которая «утрачивает почву права»[46].

В системе правоведения философия права наиболее тесно связана с общей теорией права и социологией права. Вместе все эти три дисциплины составляют комплекс общетеоретических и методологических правовых дисциплин. Их наличие связано с существованием в самом праве, как минимум, трех аспектов (измерений): ценностно-оценочного, формально-догматического и аспекта социальной обусловленности. Философия права акцентирует внимание на рефлексии основ права, юридическая теория на конструировании понятийного каркаса позитивного права, социология права на вопросах социальной обусловленности и социальной эффективности правовых норм и правовой системы в целом.

В связи с этим возникает вопрос, являются ли эти дисциплины автономными, или они представляют собой разделы общей теории права? Можно предположить, что в определенном смысле термином «теория права» могут быть охвачены все три дисциплины, поскольку они касаются общетеоретических аспектов права: философских, социологических, юридических. Однако в чисто научном смысле слова этот термин мы применяем только к юридической науке. На наш взгляд, соединение этих учебно-исследовательских направлений в рамках одной дисциплины – общей теории права в принципе возможно, но при определенных условиях (т. е. весьма проблематично). Такая теория права должна отказаться от присущего науке аналитического, т. е. ценностно-нейтрального, подхода и трансформироваться в критическую теорию права, т. е. такую, которая включает идеологический аспект – обоснование определенной иерархии ценностей и критику права и других систем ценностей. Это является очень сложной задачей, поскольку такая теория права должна сочетать в себе различные методологические позиции (профессиональные ипостаси): юриста, философа и социолога. Поэтому существует большой риск негативных последствий, если такое сочетание приведет не к «симфонии», а к «какофонии» различных методологических подходов. Более реалистичной представляется такая модель соотношения теории права (в ее аналитическом, ценностно-нейтральной варианте), философии права и социологии права, когда бы они взаимно обогащали и взаимно дополняли друг друга как автономные дисциплины. Объединение же их теоретического потенциала с целью обеспечения целостности системы знаний о праве осуществлялось бы путем фундаментализации подготовки самих юристов, которые должны видеть право не только с позиции своей дисциплины, но и с позиции философии и социологии.

Философия права является частью как общей философии, так и общей теории права и государства и по-разному проявляет свое действие в пределах каждой из этих наук - в зависимости от тех объективных закономерностей, составляющих предмет их изучения.

В рамках философии выявляются закономерности права, присущие всем явлениям природы и общества (философский уровень знаний о праве), в рамках общей теории права прослеживается специфика проявления закономерностей права среди закономерностей явлений природы и общества (общетеоретический уровень знаний о праве).

Философия права стала методологической базой юриспруденции благодаря исследованию глобальных государственно-правовых категорий (прежде категории "право"). Однако она не подменяет собой теорию права и государства, призванную осуществлять анализ эмпирического материала, определенный в Исторически сложившихся нормах права, в переплетении случайного и необходимого в правовой реальности, по сравнению правовых систем, в обобщении достижений конкретных юридических наук и формулировании юридических понятий. При общности объекта каждая из этих дисциплин имеет свой предмет, к тому же философия права является более общим и широким учением, чем общая теория права, предмет которой ближе к юридической практике. Философия права изучает фундаментальные принципы бытия права, онтологическую природу права, его человеческую и социальную сущность. В ее предметной области относятся и проблемы философско-правового осмысления государства: правовая организация государства, правовые формы осуществления функций государства, правовое государство. Можно сказать, что философия права - это система знаний о содержании права и обоснование понимания этого содержания, места и роли права в современном мире, познании правовой материи в ценностном аспекте и измерении. Сферой пересечения философии права и теории государства и права является исследование надгосударственного сущности права и путей отражения естественного (к положительному) права в праве положительном (государственном). Обе эти науки исходят из общей оценки правовой материи, а именно из того, что право есть мера свободы и равенства, выражение справедливости.

Говоря о соотношении теории государства и права и философии права, следует заметить, что они органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но, вместе с тем, они не взаимозаменяют друг друга. Ибо, если теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, то философия права имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия.

Предмет философии права, отмечает в связи с данным Д.А. Керимов, можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия*(50). Философию права, утверждает Ю.Г. Ершов, следует рассматривать как науку о познавательных ценностных и социальных основах права*(51). Философия права, по мнению С.С. Алексеева, выступает как научная дисциплина, призванная "дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в ней системы ценностей"*(52).

Функции Теории государства и права.

Функции ТГП — основные направления познания обусловленые задачами и назначениями ТГП.

Функции ТГП многообразным основным:

1. Гносеологическая ( познавательное)

ТГП раскрывает проблемы государственной правовой жизни, через определённые системы знания.

ТГП формирует определенные ценности, способствует выработке определенной системы взглядов; именно в рамках ТГП формируется правовая идеология.

ТГП не только раскрывает сущность государства и права но и осуществляет функцию научного предвидения.

4. Методологическая

Создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом.

Наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в получении и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.

В зависимости от объекта исследования все науки подразделяются на естественные (технические) и гуманитарные (общественные) (рис. 1).

Рис. 1. Виды наук

Как уже отмечалось, теория государства и права является далеко не единственной наукой, объектом исследования которой являются право и государство. Изучением последних занимаются различные дисциплины, важное место среди которых занимают философия, политология, экономика, социология. Связь теории права и государства с различными общественными науками носит двусторонний характер. Этот вывод следует из фундаментального принципа единства и взаимосвязи научного знания.

Философия — это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Существует весьма глубокая и многогранная связь между теорией государства и права и философией, которая прослеживается по разным направлениям.

1. Теория государства и права широко использует философские категории, выработанные в течение длительного времени представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие понятия, связанные с государственно-правовым развитием общества.

Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в теории государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как «сущность», «явление», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др.

2. Огромную важность для развития теории государства и права имеет широкое использование ею философских законов и закономерностей. Особую роль в исследовании играют общие законы диалектики:

§ переход количественных изменений в качественные;

§ закон единства и борьбы противоположностей;

§ закон отрицания отрицания.

3. Большое значение для теории государства и права представляет философскиймировоззренческий аспект. Философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. От мировоззренческих позиций исследователя в значительной мере зависят и результаты его исследований. Это в полной мере относится к исследователям теории государства и права.

Сразу же после разгрома восстания в Петербурге начались аресты его участников. Самых активных членов тайного общества допрашивал сам Николай в Зимнем дворце. Арестованные содержались в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях в очень суровых условиях. Все они во время следствия вели себя по-разному: лишь немногие не давали никаких показаний, большинство же подробно написали обо всех обстоятельствах своего участия в заговоре. Приговор Верховного уголовного суда был оглашен специальным манифестом 1 июня 1826 года. Все арестованные были разделены на 11 разрядов по степени их виновности. Самых опасных преступников было пятеро - Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев - Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский. Их приговорили к самой страшной мере наказания - четвертованию. Тех, кто вошел в первый разряд, осудили на отсечение головы, остальных к разным срокам каторги. Николай I высочайшим указом смягчил приговор: пятерым самым опасным преступникам четвертование заменили повешением, остальным сохранили жизнь. Приговор пятерым осужденным на казнь привели в исполнение 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. Остальные осужденные были приговорены к разным срокам каторжных работ, офицеров разжаловали в рядовые, при этом вначале был устроен унизительный обряд гражданской казни с лишением всех дворянства и чинов. Участвовавших в выступлении солдат жестоко наказали розгами, многих отправили в действующую армию на Кавказ.

В дореволюционной России ФП и ТГП были обязательными академическими дисциплинами в юридическом образовании. Уже тогда ученые анализировали их соотношение. После революции 1917 года, ФП была ликвидирована как учебная дисциплина, и только в 90-х годах ХХ века, в результате перестройки, ФП вернулась в юридическую науку и образование.

Соотношение ФП и ТГП:

ТГП ФП
ТГП – генерализующая (обобщающая) юридическая дисциплина, которая говорит о праве на языке самого права (на языке правовых категорий, но могут привлекаться понятия и термины из ФП). ФП – также генерализующая юридико-философская дисциплина, которая говорит о праве на языке философии (единого философского языка не существует, т.к. в разных философских учениях, направлениях, школах разные панетийные аппараты; есть язык позитивизма, язык психоаналитической философии, язык марксизма. Еще в советские времена известный правовед Туманов – один из первых председателей КС – рассматривал влияние различных философских дискурсов[1] на правовое мышление).
ТГП достаточно тесно связано с определенной правовой системой/семьей (в разных правовых национальных системах, в различных правовых семьях тоже есть различия в терминах, лексиконе. Например, во французской правовой системе «частное» и «публичное» право различаются по другому признаку нежели в российской правовой системе. Во Франции – по юрисдикции, в РФ – по тому, чьи интересы обслуживают). ФП стоит выше различий между правовыми системами, правовыми семьями, поэтому может служить методологическим основанием для сравнения правоведения, для юридической герменевтики – науки о толковании в праве, для юридической антропологии.

Предмет ФП современные ученые определяют, выделяя различные аспекты:

1) Алексеев С. С.: «Предмет ФП – это роль права для человека»;

2) Нерсисянс В. С.: «Предмет ФП – это соотношение закона и права»;

3) Грибакин А.В.: «Предмет ФП – человек в сфере права»;

4) Ершов Е. Г.: «Предмет ФП – это гносеологические, социальные и ценностные основания права»;

5) Малинова И. П.: «Предмет ФП – это философские основания правового мышления, правосознание».

Теория права (общая теория права, теория государства и права) исследует право как систему общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством и охраняемых от нарушений мерами государственного принуждения. Из этого определения понятно, что предмет изучения теории права основывается на достижениях теории юридического позитивизма и ее основная цель – создание юридического понятийно-категориального аппарата на основе обобщения политической и правовой действительности[1].

Задача теории права заключается в построении логически законченной системы понятий. Научная задача догматики сводится к конструкции правовых институтов, к сведению отдельных правовых положений к общим понятиям и, с другой стороны, к выделению вытекающих из этих понятий логических следствий. Это есть, если отвлечься от момента исследования норм действующего права, чисто логическая работа мысли. Для выполнения ее нет другого средства, кроме логики. В результате логической обработки норм положительного права разрозненный эмпирический материал выстраивается в целостную систему, в которой «связи установлены, противоречия вскрыты, общие принципы найдены и из них извлечены частные их применения»[2]. Иными словами, теория права по своей сути положительна. На этот важный и в методологическом плане и в содержательном понимании науки теории права обращали внимания русские правоведы еще сто лет назад: «То направление науки, которое называется общей теорией права, может быть охарактеризовано как позитивизм»[3].

Представляется, что идеологическая составляющая общей теории права, вполне понятная для советского этапа развития нашей государственности, не должна определять содержание этой науки. Общая теория права, в отличие от философии права, выражает содержание права в системе юридически четких понятий формально-догматической юриспруденции (норма права, правовое отношение, юридическая ответственность, юридический факт и др.). В рамках общей теории права изучается объективно существующее право, и вряд ли следует подменять его построением каких-либо других правовых конструкций в интересах отдельных индивидов, социальных групп или даже политических сил общества.

В отличие от философии права теория права исследует понятия, лежащие в основании положительного права разных стран, времен, народов, выявляя тем самым закономерности политико- правовой действительности, обобщая их, и создавая собственную методологию познания права.

Право – это сложное и по содержанию, и по формам проявления, и по идеологическим ориентирам (идеалам) социальное явление. В связи с этим правовая наука вообще и общая теория права, в частности, строится, как отмечалось, на разных методологических основах – историзм, рационализм, социология, психология и др. Поэтому в методологическом плане важным представляется разграничение наук философии права и теории права.

Проблему соотношения теории права и философии права разрабатывали многие мыслители, в том числе, русские философы и правоведы XIX - XX века, однако и к настоящему времени не сложилось единого понимания предметов и методов данных наук. Это объясняется, прежде всего, «многослойностью» философии права. По замечанию О.В. Мартышина, «философия права представляет собой определенный гибрид, синтез составляющих ее элементов. Философы склонны классифицировать эту науку в соответствии с основными философскими школами – позитивистской и идеалистической, неокантианской, неогегельянской, неотомистской, феноменологической, экзистенциалистской и т.п. Юристы, не отрицая влияния философских взглядов на правовую науку, прибегают к иной классификации, опираясь на основные типы понимания права, что оказалось более убедительным и полезным»[4]. Обращая внимание на изменение характера соотношения этих наук, В.А. Туманов отмечал, что философия права в XX веке противопоставляется уже не положительной юриспруденции, а общей теории права[5]. В современной отечественной юриспруденции существует понимание философии права как логики и методологии юридических наук[6].

Предмет исследования философии права по сравнению с теорией более широк и абстрактен[7] – это учения о предельных основаниях права, его сущности, качественных отличиях от иных социальных норм, основах бытия права с позиции истории и социально-философского познания[8]. Философия права занимается проблемой ценностей. Ее цель – исследовать вопрос значимости ценностей применительно к области права. Поэтому философия права должна проникнуть в сущность права. Она видит в праве изображение развития культуры каждой исторической эпохи.

Философия права идеологична, поскольку рассматривает содержание и перспективы развития права в системе ценностных установок (мыслителя, государственного деятеля, социальной группы, единичного индивида, класса и т.д.). На основе идеалов оценивается существующая политико-правовая реальность (Справедливо ли право? Хорош ли государственный режим? Гарантируются ли права человека?) и формируются представления о необходимости изменения социального строя или сохранения и развития политико-правовых институтов данного общества.

Методологические различия философии и теории права, как представляется, проявляются в следующем.

Философия изучает срез идеального права, а в рамках теории право исследуется в качестве социального явления, которое реально существует (без учета ценностных ориентиров). Суждения философов права в качестве регулятивных идей адресуются законодателю государства с обоснованием необходимости проведения реформ права и разъяснением тенденций развития самого права. Предписания теории права обращены в основном к правоприменительным органам государства, от которых зависит процесс реализации права. Кроме того, теория права систематизирует основные понятия юриспруденции с позиции логико-формального метода, философия права исследует метаюридические понятия.

Общее философии права и теории права обусловлено природой и сущностными качествами самого права. И философы, и теоретики, выстраивают свои концепции исходя из положения, согласно которому право есть общеобязательное правило поведения, а не описательные сентенции науки или политические декларации. Философы права, ориентируя свое учение на построение какого-либо идеала, стремятся к его продолжительному характеру, к стабильности в обществе («общество свободно хотящих людей» Штаммлера, «социальная солидарность» Дюги, «замиренная среда» Ковалевского и др.). В числе основополагающих вопросов, исследуемых теорией права, проблемы соотношения законности и правопорядка, вопросы оценки юридической силы нормативно-правовых актов, восполнения пробелов в праве, что также нацеливает на создание прочной «замиренной» среды в обществе и государстве[9].

1 Теория права («юридическая догматика» по терминологии Н.Н. Алексеева) «опытна потому, что она имеет дело с определенным, чисто конкретным материалом – с положительным, установленным действующим или действовавшим правом. Каждая положительная система права является единичным, не повторяющимся историческим фактом, имеет целью изучить этот факт и уяснить его особенности. Главная задача заключается здесь, конечно, в описании и классификации». Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.С.20.

2 Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999. С.21.

3 См., напр.: Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1917. С.5-7.

4 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. М., 2007. С.20-21.

5 Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. М., 1971. С.344.

6 См. об этом подробнее: Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М.,1997. С.30.

7 Так, например, Л.И. Петражицкий считал, что философия права включает в себя высшую теорию права, высшую телеологию, высшую политику права. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. т.2. С.474.

8 Философия права, по мнению И.В. Михайловского, должна дать оценку явлений правовой жизни с точки зрения «высших разумно-этических начал», указать идеалы, к которым стремится право». Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1917. С.7-8.

9 Соотношение философии и теории права см.: Лейст О.Э. Указ. соч. С.233-235 и др. См также: Фролова Е.А. Проблемы теории и философии права. М., 2015.С.33-48.

Список литературы

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

2. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1917.

3. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. т.2.

4. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. В 2-х томах. Вып. 1. М.,1995.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: