1 понятие и цели судебной статистики виды и формы статистической отчетности

Обновлено: 24.04.2024

В системе статистической отчетности судов общей юрисдикции можно выделить две составные части: статистику, характеризующую работу судов ( состоит из форм отчетности о деятельности судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциям по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, иных материалов судебного контроля), а также статистику судимости ( по вступившим в законную силу приговорам). Первая отражает объемы и категории рассматриваемых судами дел, их движение, соблюдение процессуальных сроков, результаты рассмотрения, вторая - практику назначения наказания, структуру судимости по составам преступлений, состав осужденных по полу, возрасту, роду занятий.

Статистическая отчетностьо деятельности судов общей юрисдикции и судимости подразделяются на два вида:

Текущую - вводится на неограниченный срок с определенной периодичностью представления в течение года. Она подразделяется на регламентную, представляющую собой полный набор утвержденных форм, составляемых по итогам полугодия и года, а также оперативную отчетность, формируемую ежеквартально нарастающим итогом;

Единовременную - вводится на ограниченный период времени, который указывается в приказе, утверждающем эту отчетность, например, отчет по форме №1-а « отчет о работе судов по применению постановлений Государственной Думы Федерального Собрания РФ об объявлении амнистии».

Формы отчетов:

-Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел -форма № 1 - формируется на основе учетно-статистических карточек на уголовное дело (форма № 5) по количеству уголовных дел, рассмотренных судом по первой инстанции независимо от результатов последующего пересмотра в вышестоящем суде.

-Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел --форма № 2 - формируется на основе учетно-статистических карточек на гражданское дело (форма № 6) - учет ведется по количеству гражданских дел, которые распределяются по категориям.

-Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению дел об административных правонарушениях - форма № 1-АП - формируется на основе учетно-статистических карточек на дело об административном правонарушении (форма № 7), учетно-статистических карточек на обжалуемое постановление по делам об административном правонарушении (форма № 7.1).

-Отчет о суммах ущерба от преступлений, суммах материальных бюджета, определенных судебными актами ( форма № 4).

-Отчет о рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел в апелляционном порядке (форма № 6-бМС) и отчет о рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел в апелляционном порядке (форма 7-6МС).

Статистическая отчетность о судимости содержит сведения об осужденных лицах, назначенных им мерах наказания и иных решениях, принимаемых судом.

Оперативная отчетностьпредоставляется районными судами и мировыми судьями по форме №01, которая содержит основные выборочные показатели из регламентной статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции форм №№ 1; 1-АП; 2; 6-бМС. 7-бМС для получения оперативной сводной информации поквартально с нарастающим итогом. Представляется отчетность в электронном виде в программном шаблоне формата Excel.

Отчеты составляются в двух экземплярах, подписываются лицом, составляющим отчет и председателем суда. Первые экземпляры направляются в Управление Судебного департамента, вторые остаются в суде в наряде.

При обнаружении недостоверных сведений изменения производятся в трехдневный срок.

ТЕМАТИКА контрольнЫХ работ

Вариант выбирается по букве фамилии:

А-Д – 1 вариант; Е-К – 2 вариант; Л-Р – 3 вариант;

С-Ц – 4 вариант; Ч-Я – 5 вариант.

Вариант 1

1. Нормативно-методическая база делопроизводства - это:

1. совокупность нормативных правовых актов и методических документов;

3. сборник нормативных актов;

2.Инструкция по делопроизводству в районном суде утверждена:

1. 1 января 2001 г;

2.29 апреля 2003 г ;

3. 1 февраля 2005 г;

4. 1 июня 2008 г.

3. Работникам аппарата суда необходимо знать:

1. Основные положения уголовного, гражданского законодательства и судопроизводства;

2. Порядок составления протокола судебного заседания;

3. Порядок судебного разбирательства;

4. Порядок составления исковых заявлений.

4.Судебные дела и корреспонденцию принимает:

1. Секретари судебного заседания;

2. Помощники судьи;

3. Помощник председателя суда;

4. Работники отдела делопроизводства.

5.Заказными бандеролями направляются:

1. Дела и материалы;

3. копии документов;

4. ответы на запросы, жалобы.

6. Гражданские дела регистрируются на учетно - статистических карточках:

7. Повестки в судебное заседание выписывают:

2. главный специалист отдела судопроизводства;

4. секретарь судебного заседания.

8. Открывает судебное заседание:

1. секретарь судебного заседания;

4. председательствующий по делу.

9. Стороны уведомляются о дате и времени предварительного слушания не менее чем:

10. Прокурору копия решения направляется:

1. в течение 5 суток;

2. в случае его участия в деле;

3. в течение 7 суток;

4. в течение 10 суток.

11. Копии приговора удостоверяются:

1. секретарем судебного заседания;

2. помощником судьи;

3. секретарем суда;

4. судьей и секретарем суда.

12. Кассационные жалобы, поданные с пропуском срока подачи:

1.возвращаются;

13. Исполнительные листы по уголовным делам выписывают:

4. секретари суда.

14. Осужденный при получении копии приговора должен написать:

15. Вступившие в законную силу решения суда обращаются к исполнению не позднее:

1. следующего дня;

Вариант 2

1. Документ -это:

2.информация, записанная любым способом, на любом материале ;

2.Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя:

1. Законодательные акты РФ в сфере информации и документации;

2. учебные пособия;

3. гражданско-процессуальный кодекс;

4. акты местного самоуправления.

3. Номер инструкции по делопроизводству в районном суде:

4. Распределение обязанностей между сотрудниками аппарата суда возложено на:

1. главного специалиста;

2. администратора суда;

4. председателя суда.

5. Конверты от поступивших по почте исковых заявлений должны быть:

2. сохранены и приложены к присланным документам;

3. возвращены отправителю;

4. возвращены на почту.

6. Дела об административных правонарушениях регистрируются на учетно-статистических карточках:

7. В какой стадии судебного разбирательства возможно примирение сторон:

1. только в подготовительной части;

2. только в процессе судебного разбирательства;

3. после вынесения решения;

4. до удаления суда в совещательную комнату.

8. Проверку явки в суд осуществляет:

2. секретарь судебного заседания;

3. помощник судьи;

4. секретарь суда.

9. Лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, копии решения высылаются:

2. не позднее 3 дней;

3. не позднее 5 дней;

4. не позднее 7 дней

10.Копии решений удостоверяются:

2. секретарем судебного заседания;

3. помощником судьи;

4. судьей и секретарем суда.

11. Копия постановления судьи о прекращении уголовного дела по результатам предварительного слушания направляется:

3.законному представителю потерпевшего;

12.Стороны должны быть извещены о времени судебного заседания не позднее:

13. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в срок:

14. Возражения или объяснения поступившие на жалобу или представление:

1. Не регистрируются;

2. Прилагаются к делу;

3. Направляются сторонам;

4. Возвращаются сторонам, подавшим возражения.

15. Решения о взыскании алиментов подлежат исполнению:

1. в течение 10 дней;

2. в течение 5 дней;

4. в течение 15 дней.

Вариант 3

1. Делопроизводство - это:

1. сбор документов;

2. копирование документов;

3. совокупность работ по документированию управленческой деятельности;

4. стенография выступлений.

2.Правила и порядок работы с документами обязательны:

3. для всех работников аппарата суда;

4. только для отдела делопроизводства.

3.Работу секретарей, специалистов организует:

1.главный специалист суда;

3. секретарь суда;

4. администратор суда.

4.В каком журнале регистрируются поступившие в суд дела, материалы:

5. Дела, материалы и корреспонденция, направляемые адресатам курьерами записываются:

1. В журнал входящей корреспонденции;

3. В разносную книгу для корреспонденции;

6. Ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства обвиняемый обязан согласовать:

2. С потерпевшим;

4. С законным представителем потерпевшего;

7. Объявляет состав суда в судебном заседании:

1. секретарь суда;

8. Копия заочного решения суда высылается:

1. не позднее 3 дней;

2. не позднее 5 дней;

3. не позднее 10 дней;

4. не позднее 7 дней.

9. Отметка о дате вступления в законную силу делается:

1. на подлиннике приговора;

2. на копии приговора;

3. на протоколе судебного заседания;

4. на постановлении о назначении дела к судебному заседанию.

10. Рассмотрение уголовного дела может быть начато, если с момента вручения копии обвинительного заключения прошло не менее:

4.10суток.

11. Осужденные, содержащиеся под стражей, извещаются о подаче представления или жалобы через:

2. секретаря суда;

4. начальника места предварительного заключения.

12. Копия представления или жалоба потерпевшего вручается:

2. гражданскому истцу;

3. гражданскому ответчику

13.Вступивший в законную силу приговор может быть :

1. обжалован в порядке надзора;

2. не может быть обжалован;

3. обжалован в кассационном порядке;

4. не может быть обжалован в кассационном порядке.

14. На военнообязанных копия приговора направляется:

3. судебным приставам;

15. По каждому решению выдается:

1. 1 исполнительный лист;

2. 2 исполнительных листа;

3. 3 исполнительных листа;

4. 4 исполнительных листа.

Вариант 4

1. Делопроизводство в судах - это:

1. установление истины по делу;

2. судебное разбирательство;

3. режим и порядок работы;

4. система последовательно выстроенных источников различной юридической силы;

2. Работу суда организует:

2. главный специалист отдела делопроизводства;

3. председатель суда;

4. администратор суда

3. Дела об административных правонарушениях регистрируются в журнале:

4. Судебные повестки направляются судом:

1. простыми письмами;

2. заказными письмами;

3. заказными письмами с заказными уведомлениями;

5. Обвиняемый вправе заявить ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства:

1. При предъявлении обвинения;

2. При избрании меры пресечения;

3. При ознакомлении с материалами уголовного дела;

4. При заключении под стражу.

6. Копия приговора вручается защитнику:

1. в течение 10 дней;

2. в течение 5 дней;

3. в течение 3 дней;

4. в течение 2 дней

7. Готовит дело к сдаче в отдел делопроизводства:

2. помощник судьи;

4. секретарь судебного заседания.

8. В какой срок судья должен рассмотреть вопрос о принятии гражданского дела к своему производству:

9. Учетно - статистическая карточка по делу об административном правонарушении заводится:

1. на каждое привлеченное лицо;

2. на всех привлеченных одна;

4. по две карточки на каждое лицо.

10. Определение апелляционной инстанции вместе с делом после его вынесения направляется мировому судье не позднее:

11. Кассационные жалобы, представления подаются:

1. через областной суд;

2. через районный суд;

3. через краевой суд

4. через Верховный Суд.

12. Вступившие в законную силу решения суда могут быть обжалованы:

1. в надзорном порядке;

2. в кассационном порядке;

3. в апелляционном порядке;

4. не могут быть обжалованы

13. Постановление об отсрочке отбывания наказания в виде лишения свободы беременной женщине и имеющей малолетних детей направляется:

2. судебному исполнителю;

14. Приговоры, не связанные с изоляцией осужденного от общества, исполняются:

1. судебными исполнителями;

4. уголовно-исполнительными инспекциями.

15. Если решение принято в пользу нескольких истцов, исполнительных листов выписывается:

1. по количеству истцов;

2. по количеству ответчиков;

3. по количеству представителей;

4. по количеству защитников.

Вариант 5

1. Совершенствование делопроизводства в судах осуществляется:

1.внедрением научной организации труда;

2. увеличением количества сотрудников;

3. уменьшением приема граждан;

4. сокращением рабочего времени.

2. Обязанности, права и ответственность работников отдела делопроизводства определяются:

1. принцип законности;

2. принцип обеспечения прав человека и гражданина;

3. должностными инструкциями;

3. На секретарей суда, специалистов возлагается:

1. ведение делопроизводства по уголовным, гражданским делам, административным материалам;

2. ведение протокола судебного заседания;

3. учет явки на работу и ухода с работы;

4. ведение нарядов.

4.Не подлежат регистрации, а передаются с отметкой о времени получения их судом для приобщения к делам:

1. административные материалы;

2. материалы по условно-досрочному освобождению;

4.судебные повестки, возвращенные суду за ненахождением адресата, расписки в получении копий обвинительных заключений, судебных повесток, исковых заявлений.

5. Копии процессуальных актов направляются:

1. заказными письмами с заказным уведомлением о вручении;

2. простыми письмами;

6. Уголовные дела регистрируются на учетно-статистических карточках:

7. Дела после регистрации передаются:

1. помощнику судьи;

2. помощнику председателя;

3. секретарю судебного заседания;

4. председателю суда.

8.Протокол судебного заседания ведет:

1. секретарь судебного заседания;

9. После провозглашения приговора осужденному и оправданному вручается копия приговора:

1. в течение 10 суток;

2. в течение 5 суток;

3. в течение 3 суток;

4. в течение 1 суток.

10. Протокол судебного заседания должен быть изготовлен:

1. в течение 10 суток;

2. в течение 5 суток;

3. в течение 3 суток;

4. в течение 7 суток.

11. Учетно-статистическая карточка по делу об административном правонарушении заводится:

12. Дело с апелляционной жалобой после регистрации передается:

1. секретарю судебного заседания;

3. председателю суда;

4. помощнику судьи.

13. Прокурор на не вступившее в законную силу решение суда:

1. имеет право подать кассационную жалобу;

2. не имеет права подать кассационную жалобу;

3. имеет право подать представление;

4. имеет право подать представление в случае участия в судебном заседании.

14. Кассационные жалобы в суде принимает и регистрирует:

1. секретарь судебного заседания;

2. помощник судьи;

3. председатель суда;

4. уполномоченный на то работник суда.

15. Приговоры обращаются к исполнению:

2. в течение 5 дней со дня провозглашения

3. не позднее 3 суток со дня вступления в законную силу;

4. не позднее 7 суток.

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2012) СПС «Консультант+».

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.03.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 13.03.2012) СПС «Консультант+».

"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012) СПС «Консультант+».

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" СПС «Консультант+».

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.03.2012) СПС «Консультант+».

Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 с последующими изменениями. СПС «Консультант+».

Перечень документов судов общей юрисдикции с указанием сроков их хранения, утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 июня 2011 года №112. СПС «Консультант+».

Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2005 года №157. СПС «Консультант+».

Судебная статистика является частью государственной статистики, поэтому ведение статистического учета работы судов является одним из важных направлений их работы.

Целью судебной статистики является правильный и своевременный учет по установленной форме количества рассмотренных судами дел, сведений об осужденных, а также других необходимых данных о работе судов.

Для решения задач судебной статистики используются такие общестатистические методы как: массовое статистическое наблюдение; сводка и группировка данных; статистический анализ.

К наиболее важным задачам, которые решает судебная статистика, относятся:

— предоставление данных для информирования о результатах работы судов их руководителей, а также руководителей вышестоящих судов;

— предоставление данных для информирования федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, как по их запросам, так и по инициативе соответствующих судов, по вопросам, вытекающим из работы судов;

— предоставление данных для публикации ежегодной информации о результатах работы судов, состоянии судимости в стране в целом, или за соответствующие периоды;

— предоставление данных для анализа и обобщения судебной практики, научной и исследовательской работы по различным отраслям правовой науки.

В соответствии с Законом о Судебном департаменте ведение судебной статистики возложено на Судебный департамент и его территориальные органы — управления (отделы) в субъектах РФ (абзац. 12 п. 1 ст. 6 и абзац. 1 п. 2 ст. 6). Для выполнения задач по ведению судебной статистики Судебный департамент наделен полномочием запрашивать и получать у государственных органов необходимые документы и материалы. В целях реализации указанных функций разработана Инструкция по ведению судебной статистики 82 .

Инструкция регламентирует исполнение функции ведения судебной статистики в системе судов общей юрисдикции (судах субъектов федерации, ав т.ч. судах городов федерального значения, а также районных судах, участках мировых судей) и в системе Судебного департамента, взаимоотношения управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ с указанными судами при составлении сводной статистической отчетности. В Инструкции изложены основные правила составления статистических отчетов по формам, утвержденным приказом Судебного департамента от 10 июня 2002 г. № 66, которые обязательным для всех судов общей юрисдикции. 83

Указанным нормативным актом регламентируются правила формирования статистических отчетов на основе данных первичного статистического учета, ведущегося в судах общей юрисдикции и на участках мировых судей в соответствии с требованиями судебного делопроизводства; отражается порядок представления первичных статистических данных, их обработки, формирование сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

Основными требованиями при представлении статистической отчетности являются полнота, достоверность, своевременность. С этой целью составлению сводных статистических отчетов предшествует работа по проверке достоверности данных, содержащихся в отчетах, поступивших из подотчетных судов, а также из управлений (отделов) Судебного департамента.

В этих целях специалист по статистике подвергает их логико-арифметическому контролю: отчеты, составленные нарастающим итогом с начала года, сравнивает с отчетами за соответствующий предыдущий период; проверяет правильность логически сопоставимых сведений в отчете; сравнивает сопоставимые данные различных форм отчетов, проверяет остатки — но только по отчетам о работе судов, а не по судимости.

Ответственность за достоверность и своевременность представления статистической информации несут председатели федеральных судов общей юрисдикции, мировые судьи, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ. Указанные лица подписывают статистические документы. Ответственность по составлению статистических отчетов в судах возлагается в рамках судебного делопроизводства. Организация по ведению первичного статистического учета в рамках судебного делопроизводства возлагается на конкретных лиц аппарата судов.

Статистическая отчетность представляется в двух видах: на бумажном носителе и в электронном виде на электронных бланках. Отчеты на бумажном носителе направляются по почтовым каналам связи, а электронная форма отчетности — на электронных бланках по телекоммуникационным каналам связи (электронная почта Интернет). Лица, ответственные за составление отчетов по судебной статистике должны обеспечить полное соответствие данных в отчетах на разных носителях.

Табель форм статистической отчетности, утвержденный указанным приказом Судебного департамента № 66 регламентирует порядок, сроки и систему сбора и обработки статистической отчетности.

В судах общей юрисдикции и мировых судах производится первичный учет статистической информации, данные которого, в последующем, сводятся в различные формы по установленным правилам.

Формы отчетов о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей представляют собой статистические таблицы, в которых систематизировано размещены статистические данные, характеризующие все наиболее важные стороны судопроизводства.

К документам первичного статистического учета относятся статистические карточки по уголовным и гражданским делам, статистические карточки на осужденных, различные книги и журналы, ведущиеся в судах, и другие документы, содержащие сведения о рассмотрении дел и работе суда.

В судах общей юрисдикции составляются следующие статистические формы о деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей по первой инстанции:

1) отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел. Форма № 1 содержит в себе сведения, позволяющие оценить эффективность деятельности первой инстанции федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению уголовных дел.

Показатели отчета по форме № 1 формируются на основе обработки в канцелярии суда документов первичного статистического учета — учетно-статистических карточек (форма № 5) на движение уголовных дел, а также журналов или баз данных по судебному делопроизводству, учетные реквизиты которых соответствуют утвержденным показателям в Инструкции по судебному делопроизводству. Сведения, необходимые для составления формы отчетности № 1, содержатся также в других учетных журналах. Данная форма состоит из следующих разделов — «Общие сведения», «Движение уголовных дел» и «Справка к разделу «Движение дел», "Меры наказания и состав осужденных", «Рассмотрение представлений, ходатайств и жалоб (по числу лиц)» и «Аналитическая работа по уголовным делам». Для заполнения раздела «Движение уголовных дел» используются данные: по делам, не оконченным производством на начало отчетного периода, и по делам, поступившим за отчетный период, которые должны равняться делам оконченным производством на отчтную дату + остаток неоконченных дел на начало отчетного периода.

При заполнении данных о мерах и видах наказания заносятся информация по строкам «Смертная казнь», «Пожизненное лишение свободы», «Лишение свободы на определенный срок», «Исправительные работы», «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», «Штраф», «Условное осуждение к лишению свободы и исправительным работам», «Освобождено осужденных от наказания по амнистии», «С направлением в специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения», «С применением принудительных мер воспитательного воздействия» и «По другим основаниям».

Раздел о рассмотрении представлений, ходатайств и жалоб в порядке исполнения приговоров и судебного контроля заполняется по числу лиц и формируется по данным журналов по делопроизводству в суде, о судебных постановлениях, вынесенных по существу в данном отчетном периоде.

Данные «О приведении приговора в соответствии с новым уголовным законом», «О применении акта об амнистии» формируются судами по «Журналу учета материалов, разрешаемых судом в порядке исполнения приговоров».

Cтрока «Проведено обобщений судебной практики» формируется по числу документов (обзоры, обобщения, анализы, справки и т. д.), подготовленных в суде по вопросам обобщения судебных ошибок, вопросам организации судебной деятельности, которые обсуждались в коллективе, предоставлялись в средства массовой информации и могут быть представлены при необходимости в органы Судебного департамента;

2) отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел. Форма № 2 содержит в себе сведения, позволяющие оценить деятельность федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению гражданских дел по первой инстанции. Показатели отчета по форме № 2 образуются в результате обработки в канцелярии суда учетно-статистических карточек на движение гражданских дел (форма № 6), а также учетных журналов. Обязательные учетные показатели установлены инструкциями по делопроизводству. Форма № 2 состоит из следующих разделов: «Общие сведения», «Движение дел», «Дополнительные категории дел, входящих в подсудность мировых судей», «Справки к разделам 1 и 2».

Учету по этой форме подлежат гражданские дела по искам, а также возникающие из публичных правоотношений дела, возникающие из нарушения избирательного законодательства, из нарушений налогового законодательства, о взыскании с граждан недоимки по налогам и государственному обязательному страхованию; учитывается рассмотрение представлений органов налоговой инспекции о применении материальных санкций за нарушения налогового законодательства, жалоб на действия административных органов и должностных лиц о наложении всех видов административных взысканий.

Группы категорий дел искового производства располагаются в следующей последовательности: споры из брачно-семейных отношений; трудовые споры; иски о возмещении вреда за увечье и потерю кормильца; жилищные споры; иски из охраны природы и землепользования; отдельные категории споров о праве собственности; иски, связанные с деятельностью предприятий всех форм их организации; другие споры о праве собственности; иски, связанные с деятельностью правоохранительных органов; иски о защите чести и достоинства; прочие исковые дела.

Раздел «Дополнительные категории дел, входящих в подсудность мировых судей» включает в себя дополнительные категории гражданских дел, входящих в подсудность мировых судей, и заполняется из соответствующих строк раздела «Движение дел» в отчете мировых судей или районных судов. Пункты «Аналитическая работа по гражданским делам» формируются на основании данных, имеющихся в следующих нарядах — "Материалы обобщения судебной практики вышестоящих судов", "Материалы обобщения судебной практики данного суда. Копии представлений и информационных писем, вносимых судом на рассмотрение в учреждения, организации, ведомства", "Протоколы оперативных совещаний", "Копии определений вышестоящих судов по делам данного суда (раздельно по уголовным и по гражданским делам)". В число представлений, сделанных судом по итогам обобщения судебной практики, включается: информация по обсуждению на оперативных совещаниях судей актуальных вопросов, связанных с рассмотрением находящихся в производстве дел (в том числе и после их рассмотрения в вышестоящих судах); направление судом сведений в государственные, общественные учреждения (организации) по вопросам обобщения судебной практики;

3) отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению дел об административных правонарушениях (форма № 1-АП). Форма содержит сведения, характеризующие деятельность федеральных районных судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению административных дел по первой инстанции и состоит из следующих разделов: «Общие сведения», «Движение дел», «Справка». Показатели отчета по форме № 1-АП образуются на основе информации, содержащейся в документах первичного учета (журналах, базах данных автоматических систем), в которых регистрируются административные дела и результаты их рассмотрения согласно Инструкции по судебному делопроизводству. Весь учет ведется по числу лиц. Одному делу соответствует одно лицо.

Дела, рассматриваемые по жалобам на административные постановления мировых судей, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства и соответственно отражаются в строке «Жалобы на неправомерное наложение административных взысканий» формы № 2 «Отчет о работе судов первой инстанции о рассмотрении гражданских дел». В разделе "Движение дел" учитываются дела о правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, как отнесенных в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности судов, так и не отнесенных, но рассматриваемых судами согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, в качестве альтернативной подсудности. Кроме того в том разделе учитываются дела о правонарушениях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, отдельными законами РФ, нормы которых не включены в КоАП, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ. В разделе «Справка» применительно ко всему отчету учитывается общее количество административных дел, поступивших в суд, однако возвращенных судьей при подготовке дела к рассмотрению в соответствии с ч. 4 ст. 29.4 КоАП РФ прокурору, органам внутренних дел или иным государственным органам без рассмотрения;

4) отчет об ущербе, причиненном преступлениями, и других материальных взысканиях, наложенных и произведенных судом. Форма № 4 содержит сведения, показывающие эффективность деятельности первой инстанции федеральных судов общей юрисдикции по учету наложенных судом и взысканных сумм по ущербу, штрафам, государственной пошлине и залогу.

Отчет об ущербе, причиненном преступлениями, и других материальных взысканиях, наложенных и произведенных судом, составляется на основании соответствующих учетных карточек и журналов. Данная форма содержит разделы «Общие сведения», «Сведения о суммах материального ущерба, причиненного преступлениями». Основой первичного учета для внесения данных в эту форму является учетная карточка формы № 4.

Карточка формы № 4 заполняется в случаях, когда виновными лицами было совершено оконченное преступление, последствиями которого является причинение прямого материального ущерба, и судебным постановлением (приговором, решением о возмещении ущерба в порядке гражданского судопроизводства согласно ранее вынесенному обвинительному приговору), ущерб признан погашенным либо судом постановлено о взыскании непогашенного ущерба.

Судебная статистика –это отрасль статистической науки, изу­чающая количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов в целях раскрытия их качественного свое­образия, тенденций и закономерностей их развития в конкретных услови­ях места и времени.

Рассмотрим признаки судебной статистики.

1.Количественная сторонаюридически значимых явлений и про­цессов характеризует их величину, степень распространенности, соот­ношение отдельных составных частей, изменение во времени и про­странстве. Это один из глав­ных признаков предмета статистики, но вне связи с другими признака­ми его ценность может быть невелика.

2. Массовость.Стати­стика не изучает единичные или исчисляемые небольшим числом яв­ления и процессы. Юриди­чески значимые признаки, которые не варьируют в зависимости от со­циальных, организационных, правовых и иных условий, неин­тересны для судебной статистики.

3. Судебная статистика изучает правовыеи другие юридически значимые явленияи процессы.Они многообразны и связаны с различ­ными аспектами человеческой деятельности, регулируемой правом. Важное значение имеют статистические показатели уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства.

4. Количественные показатели массовых юридически значимых явлений и процессов превратились бы в обычный иллюстративный материал, если бы не исследовались в целях раскрытия их качественного своеобразия. С одной стороны, все количественные показатели форми­руются на основе качественно-определенных группировочных при­знаков, с другой - количественные показатели углубляют понимание качественных особенностей изучаемых явлений и процессов.

5. Количественные показатели, взятые за многие годы, могут ука­зывать не только на статистические тенденции, но и выявлять устой­чивые статистические закономерностив различных странах и мире в це­лом. Условно разделяя понятие тенденций и закономерностей, под последними будем подразумевать более устойчивые и постоянные статисти­ческие регулярности.

6. Статистика вообще и судебная статистика в частности - науки предметные. Они изучают количественную сторону массовых явлений в конкретных условиях места и времени.Учет преступности, судимости, административных правонарушений, граж­данских исков и т.д. не может существовать в каком-то абстрактном внепространственном и вневременном виде. Он отражает реальное состояние тех или иных дел в определенном административно-территориальном (город, район, область, республи­ка) или государственном образовании (Россия, США и др.) на определенное время (на 1 января или 31 декабря) или за определенный про­межуток времени (месяц, квартал, год). Статистические данные, не привязанные к месту и времени, фактически утрачивают свою цен­ность.

В рамках изучения судебной статистики ограничимся рассмотрением трех комплексных отраслей: уголовно-правовой, админист­ративно-правовой и гражданско-правовой.

1. Уголовно-правовая статистикаимеет своим непосредственным объектом количественную сторону преступности, судимости, и дея­тельности государственных органов по борьбе с преступностью, преду­преждению преступных проявлений и исправлению правонарушите­лей. В уголовно-правовую статистику входят:

б) статистика уголовного судопроизводства, охватывающую учет судимости и деятельности судов (количество рассмотренных уголов­ных дел, осужденных, освобожденных от уголовной ответственности и наказания, оправданных, меры наказания, работу кассационной и надзорной инстанций, мировых судей и т.п.);

в) статистика исполнения приговоров, включающая учет деятель­ности прокуратуры по надзору за местами лишения свободы и испра­вительными учреждениями, а также работы судов по условно-досрочному освобождению и замене наказания более мягким (учет осужденных заключенных, подследственных заключенных, по срокам наказания, срокам содержания под стражей, видам преступлений и другим показателям).

2. Гражданско-правовая статистикапредставляет собой учет глав­ным образом гражданско-правовых споров, находящихся на разреше­нии судов общей юрисдикции и арбитражных судов, результатов деятельности судов по стадиям гражданского и арбитражного судопроизводства. Гражданско-правовая статистика включает в себя:

а) статистику судов общей юрисдикции и миро­вых судей по рассмотрению гражданских дел, их число, характер, порядок и сроки прохождения, решения по делам первой, второй и над­зорной инстанций, ошибки и нарушения законов при рассмотрении дел и другие показатели;

б) статистику о деятельности арбитражных судов по разре­шению экономических и иных споров по первой, апелляционной, кас­сационной и надзорной инстанциями;

в) статистику исполнения судебных решений.

3. Административно-правовая статистиказанимается учетом адми­нистративных правонарушений по их видам, причиненному ущербу, характеру административных взысканий, органам административной юрисдикции, административному судопроизводству. Административно-правовая статистика включает в себя:

а) статистику судов общей юрисдикции и миро­вых судей по рассмотрению административных дел, их число, порядок и сроки прохождения, решения по делам первой, второй и над­зорной инстанций, ошибки и нарушения законов при рассмотрении дел и другие показатели;

б) статистику учреждений, наделенных правом административной юрисдикции;

в) статистику исполнения административных наказаний.

В России общее число органов, обладающих административной юрисдикцией, велико, более тридцати пяти. К ним относятся органы внутренних дел, железнодорожного, воздушного, водного и городско­го транспорта; санитарного, технического, пожарного, охотничьего, экологического, пробирного, атомного, ветеринарного надзора; водо- и рыбоохраны, таможенного и пограничного контроля и т.д. Особое место в системе субъектов административной юрисдикции занимают суды, роль которых в последние годы интенсивно возрастает.

По своему характеру административно-правовая статистика может обслуживать, кроме административного, и другие отрасли права — экологического, хозяйственного, торгового, транспортного, воздуш­ного, морского и т.д. В ней особо нуждается криминология, поскольку совершение административных правонарушений, как правило, явля­ется одной из ступеней к преступному поведению, анализ которых по­могает решать многие криминологические задачи.

Методы судебной статистики:

1) массовое статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных, полученных при наблюдении, по качественно-определенным признакам;

3) статистический количественный анализ сведенных и разгруппи­рованных показателей;

4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

Перечисленные методы образуют единый процесс ста­тистического исследования, поэтому их именуют его стадиями или эта­пами.

1. Метод массового статистического наблюденияприменительно к судебной статистике означает, что только путем изучения большо­го количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т.д. можно установить объективные закономерности в преступности, правонарушаемости, в их причинности, в правоприме­нительной деятельности судов. Изучение явлений единичных или в неболь­шом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности.

2. Сводка и группировкаданных наблюдения по качественно-определенным признакам - следующий специфический метод судебной статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, носят общий характер. В целях проникновения в сущ­ность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппиро­ваны по нужным для исследования признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия.

3. Статистический количественный анализпозволяет углубить изу­чение, установить и измерить взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показате­лях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные чер­ты, корреляции, характеристики.

4. Всесторонний качественный анализправовых количественных яв­лений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе.

Научный подход к статистическим данным, умение анализировать их на основе теории и сочетать с глубоким качественным анализом изучаемых фактов - это основополагающий метод, способный из­влечь из количественных показателей объективный ответ на постав­ленные вопросы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Судебная статистика является ведомственной статистикой. В целях обеспечения неразрывной связи теории с практикой воспользуемся персональным компьютером для ознакомления с одним из документов, регламентирующих ведение судебной статистики в судах общей юрисдикции.

Для этого при помощи ярлыка на «рабочем столе» ПК запустим справочно-правовую систему КонсультантПлюс. Далее при помощи карточки поиска зададим параметры поиска: в строке «Вид документа» вводим – инструкция; в строке «Название документа» вводим – инструкция по ведению судебной статистики. Открываем найденный документ.

В целях ознакомления с Инструкцией по ведению судебной статистики постарайтесь найти ответы на следующие вопросы:

1. Цель ведения судебной статистики.

2. Что является правовой основой ведения судебной статистики?

3. Чем определяется порядок и сроки сбора статистической отчетности?

4. Какой орган осуществляет организационно-методическое руководство судебной статистикой?

5. Какое программное обеспечение используется для ведения судебной статистики в судах общей юрисдикции?

6. Кто несет ответственность за полноту, достоверность и современность представления статистической информации?

Задание на самостоятельную подготовку.

К следующему практическому занятию повторить материал по теме «Предмет, методы и отрасли статистики. Судебная статистика», для закрепления и углубления полученных знаний воспользоваться предложенной литературой.

нормативные правовые акты

2. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст]: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 637 с.

3. Лунеев В.В. Юридическая статистика [Текст]: учебник / В.В. Лунеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 392 с.

дополнительная:

4. Лялин В.С. Правовая статистика [Текст] : учебник / В.С. Лялин. – М. : ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.

Судебная статистика, являющаяся составной частью правовой статистики, исследует количественную сторону правовых и юридически значимых общественных явлений в области судебного производства в целях познания их качественной стороны, применяя для этого выработанные ею особые научные методы и приемы. Судебная статистика по осуществлению правосудия относится к правовой, а к юридической статистике в более широком смысле будет относиться внутренняя статистика судебной системы - работа квалификационных коллегий судей, численность судей, основания прекращения полномочий и т.п. Данные судебной статистики характеризуют различные стороны социально-экономической жизни общества, нашедшие отражение при осуществлении правосудия, сложившуюся судебную практику.

Анализ данных судебной статистики необходим для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, судов, органов юстиции, направленной на обеспечение законности.

Можно сформулировать следующие задачи судебной статистики:

- внутренние (внутрисистемные) - организация статистического наблюдения в судебной системе и совершенствование статистических показателей судебной деятельности; сбор, обработка и анализ статистической информации о деятельности судебной системы Российской Федерации, о состоянии судимости; обеспечение анализа судебной практики и научно обоснованной организации судебной деятельности;

- внешние (перед обществом в целом) - получение полной и достоверной статистической информации о судебной деятельности, ее использование для принятия управленческих решений в государственном масштабе, предоставление информации о состоянии судебной системы для научной, законотворческой деятельности и реализации прав граждан на информацию.

Отсюда следует задача обеспечения доступности и популяризации судебной статистики, в том числе через традиционные и электронные средства массовой информации.

В судебной статистике изучается прежде всего судебная деятельность по осуществлению правосудия, и надо иметь в виду ее количественные характеристики, которые подтверждают, что судебная деятельность связана с разнообразными массовыми правовыми явлениями, которые необходимо изучать с использованием статистических методов, чтобы анализировать судебную практику, выявлять потребности в совершенствовании законодательства и определять тенденции в правосудии.

Ведение судебной статистики - практическая деятельность, включающая различные этапы статистической работы: статистическое наблюдение, сводку и группировку статистических данных, анализ обработанной статистической информации.

Ведение судебной статистики осуществляется как непосредственно в судах, так и в органах Судебного департамента и различается спецификой возложенных полномочий и осуществляемых этапов статистической деятельности.

Источниками нормативно-правового регулирования организации ведения судебной статистики являются:

1. Федеральное законодательство:

- Конституция РФ (ст. 71);

- Закон РСФСР "О судоустройстве в Российской Федерации";

- Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации";

- Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";

2. Подзаконные нормативно-правовые акты:

- приказы Судебного департамента, утверждающие инструкции по ведению судебной статистики и судебному делопроизводству; формы документов первичного статистического учета и статистической отчетности; положения о структурных подразделениях, в полномочия которых входят вопросы ведения судебной статистики;

- межведомственные приказы (в том числе "О едином учете преступлений");

- административные договоры (соглашения о разграничении полномочий по обеспечению деятельности мировых судей) между органами Судебного департамента и службами по обеспечению деятельности мировых судей.

В настоящее время действуют следующие подзаконные нормативные акты по вопросам ведения судебной статистики в судах общей юрисдикции:

- Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 с изменениями и дополнениями;

- Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округах, утвержденная приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. N 161 с изменениями и дополнениями (в приложениях содержатся документы первичного статистического учета - учетно-статистические карточки и журналы, на основе которых разработаны картотеки баз данных автоматизированного судебного делопроизводства);

- приказы Судебного департамента от утверждении статистической карточки на подсудимого*(17) (является единым документом первичного статистического учета подсудимых);

- Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 г. N 169 (устанавливает правила формирования показателей и представления статистической отчетности);

- ежегодно издаваемые приказы Судебного департамента об утверждении табеля и форм статистической отчетности*(18);

Регламент арбитражных судов РФ, утвержденный постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 5 июня 1996 г. N 7 (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 4 марта 2010 г. N 12), приказы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об утверждении форм статистической отчетности.

Проблемы организационно-правового обеспечения мировых судей в условиях разнообразия форм организации их деятельности в субъектах Российской Федерации, включение военных судов в общую систему организационно-правового обеспечения судов органами Судебного департамента при Верховном Суде РФ*(19) нашли свое отражение и в вопросах ведения судебной статистики.

Организация ведения судебной статистики - процесс управления рассматриваемой практической деятельностью, осуществляемый с использованием нормативного правового регулирования, предоставления инструментов и разработки методологии статистической работы. На всех трех этапах статистической работы необходимо решать организационные вопросы ведения судебной статистики.

Ведение судебной статистики опирается на содержательную часть юридических наук, поскольку специфическим объектом изучения является судебная практика, а также на методологическую базу общей теории статистики и прикладные знания информатики для обеспечения автоматизированной обработки данных и представления результатов статистического анализа. Целью организации ведения судебной статистики является обеспечение на требуемом уровне всех этапов статистической работы. Задачи определяются этапами и объектами статистического исследования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: