1 каковы согласно декларации причины создания союзного государства

Обновлено: 24.04.2024

· 29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда Советов.

· 30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В работе съезда приняли участие более двух тысяч делегатов.

Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г.

В. И. Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни, был избран его почётным председателем. Рабочим председателем съезда стал М. И. Калинин. Он предоставил слово для доклада об образовании СССР И. В. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР, одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик.

Затем слово было предоставлено М. В. Фрунзе, который предложил принять Декларацию и Договор за основу, поручив ЦИК СССР передать эти документы для дополнительного обсуждения ЦИК союзных республик, с тем чтобы, учтя их поправки и предложения, разработать окончательный текст основного закона союзного государства и внести его на утверждение II Всесоюзного съезда Советов. Предложение было принято.

Причины образования СССР

Пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской

Участие в совместной защите от внешних врагов

В Декларации перечислялись три причины создания Союза ССР – экономическая, военная и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу национального развития народов".

В ней говорилось: ". что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем. новое союзное государство явится. новым решительным шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

В заключительной 26-й статье было записано, что "за каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе с тем не было никаких указаний на сроки его существования и на возможность отмены.

Затем съезд избрал верховный орган Союза ССР – Центральный Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех объединяющихся республик. Председателями ЦИК были избраны М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов.

Разработка и принятие Конституции СССР

Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой Конституции союзного государства.

· 27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

· 6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

· 31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик.

руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость соз­дания единого государства. В РКП (б) образовалась группа во главе с И. В. Сталиным, предлагавшая объединение на условиях вхож­дения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Этот путь казался логичным в условиях необходимости сохране­ния сильной централизованной власти. Но против плана автономизации выступил В. И. Ленин, настоявший на принципе равно­правия всех советских республик. На этом принципе и был основан СССР. Объясните, почему именно позиция Ленина возоб­ладала (приведите три объяснения).

Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

Положительные и негативные стороны объединения республик.
Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

Кроме Ленина там ещё кто-то чего-то воздавал и те подумали

что хорошо бы построить мощное государство объединившись

сообща и построили а потом на правах конституции не навязчиво

предложили разойтись и те дураки повелись на это, но главное

то, что вся моща осталась в России .

1)Стремление к единой внешней безопасности республик.
2)Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками.
3)Нахождение у власти в республиках единой полит. партии.

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально - государственных и национально - культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально - государственном и административно - территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально - государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Верховного Совета РСФСР

Судебная практика и законодательство — Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляю:

1. Установить, что за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники:

Руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением I Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (Основа нового Союзного договора)", Верховный Совет РСФСР постановляет:

В целях защиты экономической основы суверенитета РСФСР, стабилизации и развития народного хозяйства РСФСР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и признавая право республик, входящих в состав Союза ССР, на исключительное владение, пользование и распоряжение своим национальным богатством, Верховный Совет РСФСР постановляет:

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 сентября 1991 г. N 1692-1 "О собственности общесоюзных и межреспубликанских общественных организаций и фондов на территории РСФСР", а также в целях предотвращения неправомерного отчуждения имущества Торгово-промышленной палаты СССР Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

Вопрос о порядке назначения министров является подчиненным по отношению к принципу разделения властей, заложенному в данной редакции статьи 92 Конституции, а также в нормах законов РСФСР от 27 октября 1989 года "О выборах народных депутатов РСФСР", от 15 ноября 1990 года "О статусе народного депутата РСФСР" и в статье 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и получившему специальное закрепление в статье 3 Конституции в редакции от 21 апреля 1992 года.

Статья 1. Законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР, указы и другие акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР", действуют на территории РСФСР непосредственно.

Статья 2. Нормы законодательных и иных актов Союза ССР применяются на территории РСФСР, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете РСФСР, другим законодательным актам РСФСР.

Статья 3. Краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские Советы народных депутатов, их исполнительные органы в период проведения экономической реформы при решении вопросов, возникающих во взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных комитетов различных уровней, руководствуются принципами обязательности решений и подотчетности, закрепленными в Конституции РСФСР и законах РСФСР.

взаимодействие с союзными органами управления по защите интересов участников хозяйственного оборота, действующих на территории Республики, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР;

методическое руководство созданием всех видов новых экономических структур, основанных на разнообразных формах собственности, а также малых предприятий и оказание практической помощи в их деятельности.

Президенты России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко

Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии подписан 8 декабря 1999 г. в Москве. Договор вступил в силу 26 января 2000 г. после обмена ратификационными грамотами между и.о.президента РФ Владимиром Путиным и президентом РБ Александром Лукашенко.

Его подписание явилось продолжением развития интеграционных процессов, заложенных Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 г., Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. и Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г.

25 декабря 1998 г. в Москве Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

В полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно‑кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб.

Высший орган Союзного государства – Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств‑участников.

В настоящее время Председателем Высшего Государственного Совета является президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Исполнительный орган Союзного государства ‑ Совет Министров. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств‑участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

Председателем Совета Министров является председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин.

Представительный и законодательный орган – Парламент. До выборов в него в настоящее время действует Парламентское собрание Союзного государства. Верхняя палата Парламента будет сформирована законодательными органами обоих государств на паритетной основе, а нижняя ‑ на основе прямых выборов.

В рамках совместной комиссии во главе с руководителями нижних палат парламентов обеих стран ведется подготовка Конституционного Акта Союзного государства, в котором должно найти отражение политическое устройство создаваемого интеграционного межгосударственного объединения. В качестве основополагающих принципов в нем предполагается зафиксировать сохранение суверенитета, равноправие и международную правосубъектность «субъектов Союзного государства».

По Договору 1999 года также должны быть созданы Суд Союзного государства и Счетная палата для осуществления контроля за финансами Союзного государства.

С 2000 года начал формироваться союзный бюджет. Бюджет Союзного государства ‑ важнейший индикатор, характеризующий уровень, масштабы и финансовые возможности интеграции. Это совместный документ, формирующийся за счет отчислений государств‑участников. Главное назначение союзного бюджета ‑ служить финансовой базой для создания эффективного механизма торгового, научно‑производственного и инвестиционного взаимодействия двух стран, а также для финансирования совместных социально‑экономических, культурных, экологических, спортивных программ, проектов, мероприятий.

Союзный бюджет на 2010 год утвержден Парламентским собранием в размере 4,872 миллиарда российских рублей. Отчисления в доходную часть бюджета Россией составят 3,167 миллиарда российских рублей, Белоруссией – 1,705 миллиарда российских рублей.

По информации государственного секретаря СГ Павла Бородина, на производственные программы идет 35% расходной части бюджета, на военно‑техническое сотрудничество ‑ 30%. На социальные вопросы ‑ 28%. На содержание аппарата Союзного государства будет потрачено 0,7% бюджета.

Президенты России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко

Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии подписан 8 декабря 1999 г. в Москве. Договор вступил в силу 26 января 2000 г. после обмена ратификационными грамотами между и.о.президента РФ Владимиром Путиным и президентом РБ Александром Лукашенко.

Его подписание явилось продолжением развития интеграционных процессов, заложенных Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 г., Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. и Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г.

25 декабря 1998 г. в Москве Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

В полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно‑кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб.

Высший орган Союзного государства – Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств‑участников.

В настоящее время Председателем Высшего Государственного Совета является президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Исполнительный орган Союзного государства ‑ Совет Министров. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств‑участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

Председателем Совета Министров является председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин.

Представительный и законодательный орган – Парламент. До выборов в него в настоящее время действует Парламентское собрание Союзного государства. Верхняя палата Парламента будет сформирована законодательными органами обоих государств на паритетной основе, а нижняя ‑ на основе прямых выборов.

В рамках совместной комиссии во главе с руководителями нижних палат парламентов обеих стран ведется подготовка Конституционного Акта Союзного государства, в котором должно найти отражение политическое устройство создаваемого интеграционного межгосударственного объединения. В качестве основополагающих принципов в нем предполагается зафиксировать сохранение суверенитета, равноправие и международную правосубъектность «субъектов Союзного государства».

По Договору 1999 года также должны быть созданы Суд Союзного государства и Счетная палата для осуществления контроля за финансами Союзного государства.

С 2000 года начал формироваться союзный бюджет. Бюджет Союзного государства ‑ важнейший индикатор, характеризующий уровень, масштабы и финансовые возможности интеграции. Это совместный документ, формирующийся за счет отчислений государств‑участников. Главное назначение союзного бюджета ‑ служить финансовой базой для создания эффективного механизма торгового, научно‑производственного и инвестиционного взаимодействия двух стран, а также для финансирования совместных социально‑экономических, культурных, экологических, спортивных программ, проектов, мероприятий.

Союзный бюджет на 2010 год утвержден Парламентским собранием в размере 4,872 миллиарда российских рублей. Отчисления в доходную часть бюджета Россией составят 3,167 миллиарда российских рублей, Белоруссией – 1,705 миллиарда российских рублей.

По информации государственного секретаря СГ Павла Бородина, на производственные программы идет 35% расходной части бюджета, на военно‑техническое сотрудничество ‑ 30%. На социальные вопросы ‑ 28%. На содержание аппарата Союзного государства будет потрачено 0,7% бюджета.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: